Аспар : другие произведения.

Албукерки. Перевод книги Г.Морса Стивенса. Глава 8. Преемники Албукерки (продолжение). Дон Константино де Браганса и дон Луиш де Атаиде

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Глава 8.
   Преемники Албукерки (продолжение). Дон Константино де Браганса и дон Луиш де Атаиде.
  
   Тридцать пять лет, которые прошли от смерти Жуана де Кастро до утраты Португалией своей независимости, - не столь интересный и важный период, как тот, во время которого португальцы утверждали свое господство на Востоке. С коммерческой точки зрения значение плавания Васко да Гамы и побед Албукерки многократно возросло. Самые крупные флоты торговых судов, когда-либо выходивших в море из Португалии, направлялись на Восток уже после того, как Филипп II Испанский занял также и португальский трон. Португальская монополия оставалась нерушимой до 1595 г., и европейские страны, по мере прогресса цивилизации и роста тяги к роскоши, продолжали приобретать ставшие необходимыми для них азиатские товары в Лиссабоне. По мере того, как торговля приобретала систематический характер, она становилась все более и более прибыльной, как для королевского казначейства, которое снаряжало коммерческие флотилии и продавало привозимые ими грузы в Лиссабоне, так и для отдельных агентов в Индии, закупавших товары. Миновала эпоха великих открытий, завоеваний и побед; ушла в прошлое и грандиозная концепция изгнания мусульман с азиатских рынков.
   Хотя португальцы еще время от времени подавали примеры доблести и военного искусства, но они лишь показывали степень упадка их нации со времен Албукерки. Оборона Гоа Луишем де Атаиде была блестящей, но, в конце концов, это была оборонительная операция, а не победа, подобная той, которую одержал в Диу Жуан де Кастро, или штурм укрепленного города, подобно захвату Гоа и Малакки Албукерки. Среди преемников великого Албукерки были один-два дальновидных и способных человека, но они не пытались соперничать с его деяниями или претворять в жизнь его идеи. Интерес к истории португальцев на Востоке связан не с ростом могущества страны, но скорее с карьерой смелых авантюристов, таких как Фернан Мендес Пинто или Себастьян Гонзалвиш. Заботы о коммерческом преуспевании поглощали все внимание португальских администраторов, заставив позабыть мечту об империи.
   Но в то время как португальцы в Азии меньше уделяют внимания политике, они все больше обращаются к религии. Новые герои Португалии - не солдаты и моряки, а миссионеры. Они проникают вглубь Индии и на Дальний Восток; Япония, Китай и даже Тибет были свидетелями их присутствия и слышали их проповеди; великий император Акбар оказал им довольно любезный прием при дворе в Агре; они трудились на ниве евангелизации среди дикарей Островов Пряностей и среди образованных людей Китая и Индии.
   Величайший из этих миссионеров, святой Франциск Ксаверий, не был португальским подданным. Но в ордене иезуитов, первым миссионеров которого он стал, находилось много португальцев, и он не сумел бы совершить того, что сделал, если бы не опирался на поддержку португальского правительства на родине и португальских властей в Индии.
   Португальцы, в отличие от прагматичных распорядителей голландской и английской Ост-Индской компаний, были одержимы истинно миссионерским рвением. Их вера носила глубокий и искренний характер, и когда они прочно укрепились в Азии, то использовали свое влияние для того, чтобы распространить ее так далеко, как только было возможно за пределами собственных владений. Снова и снова из Португалии приходили приказы оказывать всяческое возможное содействие миссионерам в их деятельности.
   Францисканские монахи, которые первыми появились в Индии, занимались духовным окормлением португальских солдат, но вслед за ними вскоре последовали священники, монахи и иезуиты, которые покинули Европу специально для того, чтобы заниматься обращением язычников. Их количество особенно возросло под влиянием успехов св. Франциска Ксаверия. История католических миссий в Индии, для которой имеется много материала, сама по себе заслуживает отдельной книги. Достаточно будет ограничиться указанием на то, что эти миссии развернули свою деятельность в полную силу уже после того, как португальцы достигли апогея своего политического могущества в правление дона Жуана де Кастро, и на смену ему пришел быстрый регресс и упадок.
   В 1538 г. папа римский впервые назначил епископа в Гоа в лице Жуана де Албукерки, францисканского монаха и родственника великого губернатора. Этот святой человек, прославившийся своим благочестием, умер в 1553 г., а в 1557 г. епископская кафедра Гоа была возведена в ранг архиепископства, и первым архиепископом стал Гашпар де Леао Перейра. Вскоре архиепископы стали соперничать с губернаторами по своему богатству и статусу, и, по крайней мере, в одном случае, в начале XVII в., архиепископ исполнял также обязанности губернатора. Другие епископские кафедры были поспешно основаны в Кочине, Малакке и Макао, и многочисленные миссионеры-епископы были назначены в другие части Индии, Китая и Японии. Первыми тружениками на миссионерском поприще были францисканцы. За ними вскоре последовали другие религиозные ордена, но по своим успехам и способностям всех превзошли иезуиты.
   В 1560 г., после смерти Жуана де Кастро и Франциска Ксаверия, в Гоа был учрежден трибунал Святой инквизиции. Ему предоставили в качестве местопребывания великолепный дворце Юсуфа Адил-шаха, который до 1554 г. служил резиденцией вице-королей. В первое время деятельность инквизиции была направлена скорее на исправление отклонений от ортодоксального вероучения, чем на преследование еретиков, и только в начале XVII в. начали свою кровавую работу периодические сожжения новообращенных, отпавших от веры, и предполагаемых ведьм, известные как аутодафе. Наиболее примечательное событие в церковной истории португальцев в Индии, осуждение доктрин и обрядов живших на Малабарском побережье христиан несторианского толка, произошло только на синоде в Диампере (Удайямпуре) в 1599 г.
   Труды миссионеров на ниве просвещения, их обычай жить среди простых людей и подражать их образу жизни, а также постройка ими великолепных церквей в португальских городах заслуживают подробного изложения, которое, однако, вынудило бы нас отклониться в сторону от предмета данной книги. Достаточно будет сказать, что Албукерки, хотя и был человеком благочестивым и желал распространения веры, не был инициатором политики гонений. Ее принесли на почву Португальской Индии его слабые преемники, упустившие возможность, которую предоставляло им для распространения христианской веры существование туземной христианской общины в той самой части Индии, где впервые высадились португальцы.
   Когда после прискорбной смерти Жуана де Кастро был вскрыт запечатанный конверт с указанием порядка преемственности, то оказалось, что два первых кандидата, Жуан Маскареньяш и Жорже Тельо де Менезиш, уже отплыли из Индии в Португалию. Тогда был вскрыт третий пакет: он содержал имя Гарсиа де Са, старого дворянина, который провел в Индии почти всю свою жизнь. Он поспешил заключить мир с Ибрагимом Адил-шахом Биджапурским и с Мухаммедом III Гуджаратским. Первому он пообещал, что португальцы не позволят Мир Али-хану покинуть Гоа, и благодаря этому добился подтверждения уступки округов Сальсетте и Бардес. В договоре с султаном Гуджарата говорилось, что португальцы сохраняют за собой владение крепостью Диу, которую они дважды так доблестно защищали, тогда как сам город и остальная часть острова остаются под властью султана. Гарсиа де Са умер 13 июля 1549 г.; его сменил в качестве губернатора Жорже Кабрал, потомок второго португальского мореплавателя, который побывал в Индии.
   Кабрал, бывший капитаном Бассейна, вступив в должность, ввязался в войну, которая бушевала между раджей Кочина и саморином. Он захватил и разграбил Тирикол и Понани и уже собирался напасть на Каликут, когда узнал о том, что в Индию прибыл Афонсу де Норонья, облеченный саном вице-короля. Этот дворянин был вторым сыном маркиза де Вилья-Реаль и избран на должность вице-короля Жуаном III, хотя после Гарсиа де Нороньи в 1538 г. никто не отправлялся из Португалии на Восток со столь обширными полномочиями. Вице-король, приняв полномочия у Кабрала, отказался атаковать Каликут и приказал флоту вернуться в Гоа. Он управлял в течение четырех лет и за это время существенно расширил португальские владения на острове Цейлон.
   В 1554 г. Афонсу де Норонья сменил в качестве вице-короля Педру Маскареньяш, старый дворянин, который был ранее португальским послом при дворе императора Карла V и в Ватикане, и воспитателем наследника престола. Когда он отправился в Индию, ему было свыше 70 лет, и он занимал пост всего лишь девять месяцев. После его смерти были вскрыты запечатанные приказы, в соответствии с которыми новым правителем Португальской Индии назначался Франсишку Баррето, один из самых опытных офицеров, служивших тогда на Востоке. Этот губернатор в основном известен преследованием, которому он подверг поэта Камоэнса, сослав его на небольшой остров Макао в наказание за сатиру, в которой Камоэнс изобличал спесь и безнравственность чиновников в Гоа. Но Баррето был очень энергичным губернатором. Он многое сделал для укрепления различных португальских крепостей в Азии и проявил себя талантливым и смелым военачальником.
   В правление Баррето король Жуан III Португальский скончался, оставив трон своему внуку-младенцу, злополучному королю Себастьяну. Среди первых действий вдовы Жуана III, королевы Катерины, которая стала регентшей королевства, было назначение вице-королем Индии принца королевской крои, Константино де Браганса. Этому молодому принцу исполнилось всего 30 лет, но он скоро доказал, что превосходит своих предшественников не только по знатности, но и по способностям. Он прибыл в Гоа в 1558 г. и вскоре после этого захватил Даман и воздвиг там крепость. Даман, Гоа и Диу - в настоящее время единственные уцелевшие остатки португальского господства в Индии. Вернувшись из Дамана, Константино де Браганза отправил мощные флотилии в Малакку, в Ормуз и на Цейлон, и привел положение дел во всех частях Индии в наиболее благоприятное состояние для португальцев.
   Внутренние реформы Константино де Браганса имели сходство с реформами Жуана де Кастро; он попытался пресечь казнокрадство и требовал соблюдения дисциплины от своих офицеров. В 1560 г. он высадился с большой армией на Цейлоне, где захватил Джафнапатам, ставший столицей португальских владений на этом острове (Джафна никогда не была центром португальских владений на Цейлоне; им с 1597 г. - года перехода юго-западной части острова, известной как королевство Котте, под прямую власть португальцев, и до 1656 г. - года их изгнания голландцами - оставался Коломбо. Тамильское королевство Джафна было завоевано португальцами только в 1619 г. - Aspar). Высокие душевные качества молодого принца не меньше, чем его смелость и его предприимчивость, заставили индийских раджей относиться к нему с большим уважением, и королева-регентша попросила его остаться на посту вице-короля или даже занять его пожизненно. Он отказался, и в 1561 г. его сменил в должности вице-короля Франсишку де Коутиньо, граф Редондо.
   После отставки Константино де Браганса в течение нескольких лет в Португальской Индии произошел ряд важных событий. Султан Биджапура, Али Адил-шах, который наследовал своему отцу Ибрагиму в 1557 г., был сначала больше увлечен своим замыслом сокрушить могущество последнего великого индусского монарха, райи Виджаянагара, чем нападением на португальцев. Избавившись от опасности с этой стороны, португальские губернаторы сумели предпринять несколько небольших, но успешных экспедиций. Наиболее примечательные из них имели место на Цейлоне, который постепенно полностью перешел под контроль португальцев. Граф Редондо умер в марте 1564 г. в Гоа, и после непродолжительного правления губернатора Жуана де Мендонсы его сменил в качестве вице-короля Антан де Норонья.
   Новый вице-король начал свое правление с захвата Мангалора, но основные события, имевшие место во время его пребывания в должности, произошли без его активного участия. Первым из них была осада Малакки султаном Аче. Оборона этого приобретения Албукерки стоит наравне с обороной Диу. Правда, что ачехские дикари были не столь грозным противником, как турки или гуджаратцы; но, с другой стороны, Малакка находилась далеко от Гоа, поэтому осажденному гарнизону было намного труднее получить подкрепления. Оборону города возглавлял капитан Леонис Перейра, который продержался несколько месяцев и в конце концов отбил натиск врагов, оставивших под стенами Малакки убитыми 4000 своих воинов.
   Другим не менее значимым событием был разгром райи Виджаянагара в 1565 г. в битве при Таликоте коалицией мусульманской султанов Декана. Мы можем с полным основанием предположить, что Албукерки не преминул бы прийти на помощь последнему могущественному индусскому монарху против мусульман, поскольку частью его политики было выдавать себя за защитника индусов. Но его преемники не оценили его политику и, разгневавшись на райю Виджаянагара из-за совершенного им нападения на португальское поселение в Сан-Томе, которое произошло за несколько лет до этого, оставили его на произвол судьбы.
   В 1568 г. дон Луиш де Атаиде, офицер, приобретший немалый опыт в индийских войнах и посвященный в рыцари Эштеваном да Гамой в монастыре на горе Синай, прибыл в Гоа в сане вице-короля. Он быстро осознал, что первый результат победы при Таликоте заключался в том, что у султана Биджапура теперь были развязаны руки для нападения на Гоа. Город Гоа в то время далеко перешагнул за пределы стен, построенных Албукерки. Антан де Норонья во время своего правления приступил к строительству новой стены, которая начиналась в северо-восточном углу острова и должна была закончиться к западу от города. Луиш де Атаиде продолжил возведение этой стены, и строительство других оборонительных сооружений шло полным ходом, когда Али Адил-шах объявил португальцам войну и двинулся к острову с армией, насчитывавшей порядка 100000 человек и более 2000 слонов. Это нападение было частью общего плана, разработанного мусульманскими правителями Индии, а также саморином Каликута и султаном Аче на Суматре, и направленного на полное изгнание португальцев из Азии. Даже монархи, которые до сих пор были союзниками португальцев, как, например, раджа Хонавара, примкнули к лиге против них.
   Никогда еще португальцы не оказывались в более критической ситуации; никогда еще они не проявляли более поразительную доблесть. Гарнизон Гоа к моменту начла осады в 1570 г. состоял только из 700 португальских солдат. Поэтому вице-король раздал оружие 300 монахам и священникам и примерно 1000 рабов. Оборона города была достойна лучших дней португальского могущества. В течение девяти месяцев гарнизон оказывал столь ожесточенное сопротивление, что Адил-шах был вынужден отступить, так и не взяв город, зато потеряв в сражениях и от болезней большую часть своей армии.
   Оборона Гоа, возглавляемая вице-королем, стоит наравне с доблестной обороной в Малакке, Чауле и Чале около Каликута, где Леонис Перейра, Жорже де Менезиш и Диогу де Менезиш отразили все атаки вражеских сил. После отступления Али Адил-шаха из-под Гоа португальский вице-король совершил опустошительный рейд вдоль побережья Малабара, покарав всех противников и освободив от осады другие португальские гарнизоны. Особенно тяжело его месть ощутил на себе Хонавар, который он сжег дотла. Сразу после окончательного разгрома и распада антипортугальской лиги, 7 сентября 1571 г. в Гоа прибыл Антониу де Норонья, чтобы сменить Луиша де Атаиде на посту вице-короля. Защитник Гоа удостоился сердечного приема после своего возращения в Португалию у своего друга, молодого короля Себастьяна, который даровал ему титул графа Атогуйя.
   Антонио де Норонья, который был дальним родственником предшественника Луиша де Атаиде, не обладал полномочиями предыдущих вице-королей. Король Себастьян понимал, что правительству Гоа очень сложно контролировать все португальские владения, раскинувшиеся на огромном пространстве от мыса Доброй Надежды до Японии. Трудности связи были столь велики, что временами в течение нескольких месяцев капитаны более отдаленных поселений были практически независимы. Поэтому было принято разделить Восток на три автономных губернаторства.
   Антониу де Норонья с титулом вице-короля должен был теперь править от побережья Аравии до Цейлона со столицей в Гоа. Это назначение оставляло в его руках контроль над всей индийской и персидской торговлей. Антонио Мониз Баррето должен был править от Бенгала до самого дальнего Востока, со штаб-квартирой в Малакке, и отвечал за контроль над торговлей пряностями. Франсишку Баррето, прежний губернатор Индии, должен был управлять всеми португальскими поселениями на побережье юго-восточной Африки, с резиденцией в Мозамбике.
   До сих пор эти африканские поселения рассматривались исключительно как места промежуточных остановок для флотилий, следующих в Индию или из Индии. Но король Себастьян захотел также использовать их в качестве опорных пунктов для исследования и завоевания внутренних областей Африки. В нашей работе не ставилась цель изучать историю португальцев в Африке, но стоит отметить, что в XVI в. португальцы совершили на этом континенте ряд выдающихся открытий, которые, кажется, были незаслуженно забыты авторами современных работ, посвященных исследовательской деятельности европейцев в Африке. Франсишку Баррето, например, проник далеко вглубь материка и завоевал королевство и город Мономотапа, где он и умер.
   Антониу де Норонья передал бразды правления Индией в 1573 г. Антониу Монизу Баррето. Руи Лореншу де Тавора, который был назначен следующим вице-королем, умер по пути в Индию, и индийскую администрацию возглавлял с 1576 по 1578 г. Диого де Менезиш, защитник Чаула. Его сменил Луиш де Атаиде, который по особой просьбе короля Себастьяна согласился еще раз вернуться в Индии. Второе правление Атаиде не было отмечено каким-либо важными событиями. Он умер в Гоа 10 марта 1581 г., как утверждают, от разбитого сердца, получив известия о поражении короля Себастьяна и его бесславной гибели в Алкасар-Кебире (Эль-Ксар-эль-Кебир) в Марокко.
   Со смертью Луиша де Атаиде этот краткий очерк истории преемников Албукерки с полным правом можно закончить: он был последним великим португальским правителем на Востоке, и ни один из вице-королей, его преемников, не заслуживает отдельного упоминания. Коммерческая монополия португальцев еще в течение нескольких лет оставалась в силе, но ткань португальской власти в Индии совершенно прогнила и рассыпалась почти без борьбы сразу же после первых нападений голландских купцов-авантюристов.
   Причины быстрого падения португальского влияния в Азии так же интересно исследовать, как и причины их быстрого успеха, и, как и последние, их можно разделить на внешние и внутренние. Главной внешней причиной была уния португальской и испанской корон, заключенная в 1580 г. Филипп II сдержал обещание, данное им на кортесах в Томаре, - не назначать никого, кроме уроженцев Португалии на должности в Португальской Азии. Его восшествие на трон было признано повсюду на Востоке, и приор Крату, его соперник, не нашел там никаких приверженцев. Первый вице-король, назначенный Филиппом, Франсишку Маскареньяш, носил имя, известное в Португалии, и без труда убедил различных капитанов крепостей присягнуть на верность испанскому королю. Следует отметить любопытный факт, что среди вице-королей Индии, назначенных Филиппом II, были родственники самых знаменитых португальских завоевателей на Востоке, Матиаш де Албукерки и Франсишку да Гама, правнук мореплавателя. Несмотря на лояльность Филиппа в этом отношении, тот факт, что он стал королем Португалии, вовлек эту страну в войну с голландцами и англичанами. Амстердамским и лондонским купцам было запрещено появляться в Лиссабоне для закупки азиатских товаров, и тогда они решили самостоятельно отправиться на Восток и приобрести их для себя. В 1595 г. первый голландский флот обогнул мыс Доброй Надежды, и в 1601 г. за ним последовал первый английский флот; оба были отправлены торговыми компаниями. Португальцы попытались изгнать непрошеных гостей, но потерпели в этом неудачу, ставшую первым тревожным сигналом.
   Причины этой неудачи следует искать во внутренних причинах португальского упадка. Уния с Испанией привела их конкурентов в Восточные моря, но лишь их собственная слабость позволила этим конкурентам торжествовать победу. Первопричиной этой слабости явилось полное истощение португальской нации. Год за годом эта небольшая страна, численность населения которой не превышала 3 миллионов человек, отправляла на Восток огромные флоты, на борту которых иногда находилось от 3000 до 4000 солдат. Лишь немногие из этих людей смогли когда-либо вернуться в Европу. Многие погибали в битвах, при кораблекрушениях или становились жертвами непривычного тропического климата, а оставшихся поощряли осесть в Индии и вступить в брак с местными женщинами. В течение XVI в. Португалия испытывала постоянную утечку людей, причем зачастую тех, кто представлял собой цвет нации. В обмен она получила много богатств, но деньги не могут заменить мозги и мускулы. Количественному сокращению сопутствовала быстрая моральная деградация среди португальцев на Востоке. Это происходило не только потому, что преемники Албукерки далеко уступали ему по своим способностям; некоторые из них показали себя достойными занимаемого поста; но солдаты, моряки и факторы воплощали собой наглядное свидетельство печального упадка. При осаде Гоа в 1570 г., правда, словно вновь воскресла прежняя блистательная смелость. Однако после этого трудно узнать в обитавших на Востоке португальцах былых героев кампаний Албукерки. Имперские представления Албукерки были отвергнуты как невыполнимые и вместо обширных замыслов завоевания и создания империи на первый план выдвинулись торговые интересы и деятельность христианских миссий.
   Последующая история португальцев в Азии может быть подытожена кратким перечнем их бедствий. В 1603 и 1639 гг. голландцы осаждали Гоа. В 1656 г. они изгнали португальцев из Каннанора; в 1661 г. - из Негапатама и Каенколама, порта Куилона; в 1663 г. - из Кранганора и Кочина. Голландские победы не ограничивались одной только Индией; в 1619 г. они основали Батавию на острове Ява, а в 1640г. - взяли Малакку и сосредоточили всю торговлю с Островами Пряностей в своем новом поселении. Не меньших успехов голландцы добились и на Цейлоне, который они полностью привели под свой контроль после захвата Джафнапатама в 1658 г. Немногим позже на сцену выступили англичане: в 1611 г. сэр Генри Миддлтон разгромил португальцев у Камбея, и в 1615 г. капитан Бест одержал блестящую победу над португальским флотом у Свалли, порта Сурата. Голландские и английские фактории густой сетью покрыли весь Восток, и вскоре после середины XVII в. азиатская торговля Португалии практически исчезла. Жалкий остаток прежних торговых связей сохранился в руках иезуитов, но и он полностью исчез после разгрома этого ордена маркизом Помбалом в 1742 г.
   Не только европейские конкуренты подорвали португальское могущество на Востоке, но и туземные правители. Император Шах-Джахан в 1629 г. захватил Хугли, после ожесточенного сопротивления, и увел с собой тысячу португальских пленников; Аббас Великий, шах Персии, с помощью некоторых англичан захватил Ормуз в 1622 г. В 1670 г. небольшой отряд арабов из Маската разграбил Диу - крепость, которая при Силвейре и Маскареньяше выдержала натиск огромных флотов и армий мусульман.
   Маратхская конфедерация также обнаружила, что португальские поселения в Индии - легкая и выгодная добыча. В 1739 г. эти воинственные индусские солдаты разграбили Бассейн, и распространили свои вторжения до самых стен Гоа. В XVIII в. португальцы были вынуждены приложить энергичные усилия, чтобы отстоять свои владения против маратхов; они добились в этом определенных успехов и даже сумели значительно расширить границы провинции Гоа. Наконец, не следует забывать, что в 1661 г. португальцы уступили остров Бомбей Англии в виде части приданого Катерины Браганза.
   Настоящее положение португальцев в Индии представляет собой любопытный контраст с целями и крупными успехами Албукерки. Оставшиеся португальские владения Гоа, Даман и Диу не смогли бы даже пытаться защитить себя против Британской империи в Индии. Поругалия удерживает их не потому, что получает от них какие-то выгоды, но в качестве реликтов прошлого и свидетельств ее былой славы. Положение португальцев обозначено в договоре, который был подписан в 1878 г. с британским правительством; в соответствии с ним право заготовки соли и таможенные пошлины уступались правительству Индии за ежегодную компенсацию в размере 4 лакхов (400000) рупий. Эта сумма вкладывается в ипотечный фонд для постройки железной дороги к Мармагао, около Гоа, которое обладает прекрасной гаванью и, вероятно, в скором времени значительно разбогатеет, превратившись в порт для экспорта хлопка, выращиваемого в Беллари и соседних британских округах.
   Одним интересным пережитком прежнего господства португальцев было право, на которое претендовала Португалия, назначать католических прелатов по всей Индии. Это право, вполне естественное в 16 в., стало абсурдом в 19-м. Долгий спор, возникший из-за этой претензии, лишь недавно был урегулирован конкордатом между папой римским и королем Португалии. (Имеется в виду конкордат (соглашение), заключенный между Святым Престолом и королем Португалии 23 июня 1886 г., и изданная папой римским Львом XIII в связи с ним булла "Humanae Salutatis Auctor", по которой церковная юрисдикция архиепископа Гоа ограничивалась только собственно португальскими колониями. - Aspar).
   Настоящую книгу поэтому можно с полным правом завершить двумя описаниями португальцев в Индии, принадлежащим мусульманскому и индусскому автору в 16 в.
   "Франки начали притеснять мусульман и проявлять враждебность по отношению к ним, - писал шейх Зин-уд-дин, - достигло такой степени, что вызвало всеобщее замешательство и смятение среди населения страны. Это продолжалось в течение длительного периода, почти восьмидесяти лет, когда дела мусульман дошли до последней степени упадка, разрухи, бедности и страданий; поскольку они слишком хорошо испытали на себе вероломство франков, они не желали изъявлять покорность, которая все равно не была бы искренней, но не обладали и достаточными силами для того, чтобы сопротивляться злу, которое им причиняли, или уклоняться от него. Ни мусульманские князья, ни вожди, которые владели большими армиями и располагали большими военными ресурсами, не выступили для их избавления и не пожертвовали хоть часть своих богатств на такое святое дело, как сопротивление тирании этих неверных" (1).
   "Эти франки жестоко угнетали правоверных, и все они, великие и могущественные, старые и молодое, старались уничтожить мусульманскую веру, и обратить всех ее последователей в христианство (Аллах да убережет нас от такого бедствия). Вопреки всему этому, тем не менее, внешне они делали вид, что желают поддерживать мир с мусульманами, вследствие того, что были вынуждены жить среди них; поскольку основная часть населения морских портов состояла из мусульман... Наконец, стоит отметить, что франки испытывают антипатию и ненависть только к мусульманам, и только к их вероучению, не выказывая неприязни к наирам и другим язычникам" (2).
   А вот в каких словах, согласно доктору Берлему, говорит о португальцах Венкатакарья, брахман из Кундживерама
   "Этот брахман написал около 1600 г. поэму на санскрите под названием "Виквагунадарка", которую часто затем печатали, но только однажды грубо перевели (Калькутта, 1825 г., 4 тт.). В ней он упоминает португальцев, которых называет "хуна". Возмущенный их деяниями, он сообщает, что они очень подлые, лишены доброты и не ценят брахманов по достоинству, что у них есть множество пороков и они не соблюдают ритуальную чистоту. Но он хвалит их сдержанность и правдивость, их способности к ремеслу, и уважение к закону" (3).
   Если бы поэт-брахман знал Албукерки или величайших из его преемников, он восхвалял бы также их смелость, их упорство и их бескорыстную самоотверженность. Но упомянутые черты характера возносят Албукерки даже над величайшими из его преемников. Его современники чувствовали это, и его сын, в посвящении второго издания "Комментариев" королю Себастьяну, в 1574 г., приводит историю, которая иллюстрирует это общее мнение.
   "Мне не следует говорить больше того, что уже сказано, - пишет он, - но я должен передать вам, что сказал солдат, который всегда сопровождал его на войне. Этот очень старый человек остался в городе Гоа, и когда он увидел, в какое расстройство пришли индийские дела, он пришел с палкой в руке в часовню Афонсу де Албукерки, и, ударив по надгробию, под которым покоились его останки, воскликнул: "О великий капитан, хотя я претерпел от тебя немало зла, но не могу не признать, что ты был величайшим завоевателем, заставившим содрогнуться весь мир; восстань же, чтобы возместить тяжесть наших утрат новыми успехами!"
  
   Примечания:
   (1) Tohfut-ul-mujahideen, Rowlandson's translation, pp. 6, 7.
   (2) Tohfut-ul-mujahideen, Rowlandson's translation, pp. 109, 110.
   (3) A Tentative List of Books and some MSS. relating to the History of the Portuguese in India Proper, by A. C. Burnell, Mangalore, 1880, p. 131.
  
   Вице-короли и губернаторы Португальской Индии
   1505--1580 гг.
  
   Дон Франсишку де Алмейда
   12 сентября 1505 г.
   Убит кафрами в заливе Салданья 1 марта 1510 года.
   Афонсу де Албукерки
   4 НОЯБРЯ 1509 г.
   Умер у Гоа 16 декабря 1515 г.
   Лопо Суареш де Альбергариа
   8 сентября 1515 г.
   Вернулся в Португалию.
   Диогу Лопес де Секейра
   8 сентября 1518 г.
   Вернулся в Португалию.
   Дон Дуарте де Менезиш
   22 января 1522 г.
   Вернулся в Португалию.
   Дон Васко да Гама
   5 сентября 1324 г.
   Умер в Кочине 24 декабря 1524 г.
   Дон Энрике де Менезиш
   17 июня 1525 г.
   Умер в Каннаноре 21 февраля 1526 г.
   Лопо Ваш де Сампайо
   февраль 1526 г.
   Вернулся в Португалию.
   Нуньо да Кунья
   18 ноября 1529 г.
   Погиб в море по пути в Португалию.
   Дон Гарсия де Норонья
   14 сентября 1538 г.
   Умер в Гоа 3 апреля 1540 года.
   Дон Эстевао да Гама
   3 апреля 1540 г.
   Вернулся в Португалию.
   Мартим Афонсу де Соуза
   8 мая 1542 г.
   Вернулся в Португалию.
   Дон Жуан де Кастро
   10 сентября 1545 г.
   (только 14 дней) Умер в Гоа 6 июня 1548 года.
   Гарсия де Са
   6 июня 1548 г.
   Умер в Гоа 13 июня 1544 года.
   Жорже Кабрал
   13 июня 1549 г.
   Вернулся в Португалию.
   Дон Афонсо де Норонья
   ноябрь 1550 г.
   Вернулся в Португалию.
   Дон Педро Маскареньяс
   23 сентября 1554 г.
   Умер в Гоа 16 июня 1555 г.
   Франсишку Баррето
   16 июня 1555 г.
   Вернулся в Португалию.
   Дон Константино де Браганса
   8 сентября 1558 г.
   Вернулся в Португалию.
   Дон Франсишку де Коутиньо
   7 сентября 1561 г.
   Умер в Гоа 19 февраля 1564 г.
   Жуан де Мендонса
   19 февраля 1564 г.
   Вернулся в Португалию.
   Дон Антан де Норонья
   3 сентября 1564 г.
   Погиб в море по пути в Португалию.
   Дон Луис де Атайде
   10 сентября 1568 г.
   Вернулся в Португалию.
   Дон Антонио де Норонья
   6 сентября 1571 г.
   Вернулся в Португалию.
   Антонио Мониш Баррето
   9 декабря 1573 г.
   Вернулся в Португалию.
   Дон Диогу де Менезес
   Сентябрь 1576 г.
   Вернулся в Португалию.
   Дон Луис де Атаиде
   31 августа 1578 г.
   (второй раз) Умер в Гоа в марте 1581 года.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"