Аннотация: Как "бывшего вундеркинда", меня часто приглашают высказаться о проблемах одаренных детей. Вот мое мнение по данному поводу.
Вместо вступления: когда после большой нервотрепки моей маме все-таки удалось перевести меня из второго класса, где мне было нечего делать, в четвертый, и она в начале учебного года пришла знакомиться с моей новой классной руководительницей, очень мудрой женщиной, она услышала: "Я не знаю, завидовать вам или сочувствовать..."
Истории вундеркиндов очень напоминают сказки про героев, спасших мир от злобного дракона. Но сказка заканчивается красивым описанием свадьбы, и мало кто задумывается о том, что бывает с великими героями потом, после краткого мига победы. Мало кто из них пытается планировать свою жизнь, серьезно задумываясь о том, что будет с ним в 20 или в 30 лет.
Безусловно, у одаренных детей очень много проблем в детском возрасте, но главные проблемы вундеркинда наступают все-таки тогда, когда он перестиет быть "киндом". Человек взрослеет и все меньше и меньше воспринимается как одаренный ребенок, которому можно как-то попустительствовать, делая скидку на его малый возраст. В 18-20 лет он уже воспринимается аналогично своим сверстникам, в том числе и по уровню предъявляемых требований разного рода, к выполнению которых он часто оказывается не готовым. К этому же времени он обычно уже заканчивает высшее образование и сталкивается с необходимостью работать, а не учиться.
При этом если раньше одаренный молодой ученый мог делать научную карьеру вдали от жизни и не очень-то беспокоясь о материальных проблемах, то теперь у него этой возможности нет. Ведь в современном обществе, увы, отношение к вундеркиндам несколько изменилось. Если раньше одаренный мальчик, который играет на скрипке Баха и решает сложные математические задачи в семь лет, обладал определенным социальным престижем, то сейчас на первое место выдвигаются совсем другие приоритеты. На человека, стремящегося в наше время заниматься наукой, смотрят как на "романтика", толстый кошелек и твердая почва под ногами более престижен, чем кандидатский диплом. А для зарабатывания денег на жизнь вундеркинд, как правило, приспособлен мало. Пока вундеркинд ребенок, его старательно оберегают от жизни, но когда он выходит из детского возраста, то отсутствие опыта общения с окружающей реальностью оборачивается для него болезненными потрясениями.
Одаренным часто многое дается легко, и эта внешняя легкость часто создает впечатление, что так оно будет и дальше. Поэтому они растекаются вширь, а не вглубь, зачастую не подкрепляя систематическими знаниями достигнутое за счет одаренности. Поэтому на каком-то этапе наступает эффект "излёта", когда движение продолжается, но уже по инерции, за счет прошлых заслуг. С другой стороны (здесь в чем-то напрашивается аналогия с "звездными" мальчиками и девочками из шоу-бизнеса и тем, что происходит, когда они выходят из этого возраста), он остается пленником своего имиджа. Выходом для вундеркинда может оказаться переключение на новую, интересную ему, форму деятельности, но это требует учиться заново, а к такому готовы не все. Движение на излете тоже скоро кончается и наступает жесткий удар "брюхом об жизнь". А чем выше взлетел, тем больнее падать.
Что значит - взлет или падение? У одареного ребенка очень часто формируется сознание своей исключительности, избранности, что очень легко может перейти в "звездную болезнь". А основная особенность этой болезни заключается именно в том, что она снижает привычку работать, в особенности - над собой, при этом завышая уровень требовний к окружающим. При этом отсутствие привычки к систематическому труду иногда приводит к тому, что неудачи, начинающие постигать выросшего вундеркинда, воспринимаются им не как результаты его ошибок, а как козни завистников. Человек сам начинает в это верить, затевает "борьбу с врагами", плетет интриги, начинает привлекать к себе внимание экзальтированными поступками, теряет себя как личность...
Исключительность очень часто ведет и к тому, что изменяются или нивелируются моральные нормы. Человек привыкает к тому, что на какие-то его поступки закрывают глаза потому, что он такой умный и одаренный. А потом приходит к выводу, что ему, умному и одаренному, вообще можно то, чего нельзя другим. Тут можно доиграться и до "комплекса профессора Мориарти", и до объявления себя мессией, человеком высшей расы и т. п., плавно переходящего в разломанную надвое крышу
К тому же именно в это время начинают сказываться последствия психофизиологического износа. Так же как напряженная активная физическая деятельность должна перемежаться расслаблениями для отдыха, так и мозгу нужен подобный отдых. Много одаренных детей на психо-физиологическом уровне повторили судьбу Брюса Ли, который неправильным подходом к проблеме вообще и сумасшедшим режимом тренировок ради достижения потрясающих внешних эффектов привел свой организм в состояние полной изношенности и, в конце концов, сгорел дотла. У вундеркиндов в таком режиме живет мозг, и его длительная перегрузка часто заканчивается срывом, а спутником одаренности часто является определенный аутизм.
Многие замечают, что у одаренных ребят наблюдается заметное отставание "ментального возраста" от физического. Это проявляется не только в инфантильности, но и в том, что человек, вышедший из возраста вундеркинда, как правило, стремится общаться не со сверстниками, а с теми, кто значительно младше его. Мотивы выбора именно такого круга общения заключаются, пожалуй, не столько в сознательном стремлении к самоутверждению на фоне "внимающих младших" (ибо для того, чтобы завоевать подобные позиции среди сверстников или старших, пороху не хватает) , сколько в том, что у них одинаковый ментальный возраст, общие цели и интересы, так необходимые для дружбы. Заметим также, что у большинства вундеркиндов друзьями часто являются люди, значительно более старшие, воспринимающие его как равного по знаниям и/или интеллекту ученого или собеседника. Это стремление общаться с молодежью проявляется по-разному. У кого-то на уровне желания учить и передавать знания, у кого-то на уровне сексуальных комплексов (было бы интересно выяснить, как часто одаренному ребенку удается создать полноценную и счастливую семью).
Так как даже в более взрослом возрасте вундеркинд нуждается в поддержке со стороны, корень проблем или источник успеха вундеркиндов во многом заключается в их родителях. Существует несколько четких примеров неправильной родительской стратегии. Один заключается в желании сделать из ребенка улучшенную версию себя, понуждая его решать те проблемы, которые родитель решить сам не смог или не сумел, или реализовывать себя в тех видах видах деятельности, в которых родитель не реализовался сам. Другой сводится к тому, что родитель создает определенную модель своего ребенка и за этой моделью перестает видеть реальность, неверно интерпретируя его желания и поступки. Третий - желание войти в историю в качестве "матери гения", когда ребенок используется как таран для пробивания для себя материальных благ, славы и т. п. (как правило, это оборачивается еще и "эдиповым комплексом"). Ну, и наиболее часто встречается вариант создания вокруг ребенка особенно тепличных условий, которые и приводят к сильному "удару брюхом об жизнь" после того, как выясняется, что человек абсолютно не готов к существованию вне опеки.
Относительно себя. Как-то я сказал про себя, что я бывший вундеркинд - в нескольких смыслах. С одной стороны, я счастливо избежал наиболее характерных ошибок и, в общем, реализуюсь в той профессии, в какой хотел, особенно - с того времени, как работаю в ИДВ. С другой, в моей психологии и в моем поведении все равно осталось немало инфантильного, и проблемы при общении в определенных сферах до сих пор стоят. Можно сказать, что мой "удар брюхом об жизнь" произошел как бы с небольшой высоты и был размазан по времени, в результате чего я успел сгруппировться и ничего серьезно себе не сломать.
В первую очередь, заслуга, конечно, принадлежит маме, которая сумела не только помочь мне реализовать свой потенциал, но и (тут наложилось и мое ранее увлечение Востоком) привить определенную этику его использовния. Затем сыграла свою роль служба в армии. Хотя я не имел никакого блата, но получилось так, что мой армейский кусок хлеба был очень легким. Может быть, более жесткие условия меня бы сломали. Но в том варианте, в каком оно вышло, армия оказалась для меня хорошей школой сосуществования с людьми, которую я бы не получил, существуя только в своей привычной среде обитания. Правда, могу сказать, что и с семьей, и с учителями, и в армии мне во многом везло. Везло в том, что я сталкивался с людьми, которые были способны меня как-то понять и принять вместе с моими особенностями. И подстраховать,и оберечь в определенных жизненных ситуациях. Кроме того, жизнь несколько раз подбрасывала мне очень яркие отрицательные примеры, позволяя учиться на чужих ошибках, избегая подобных собственных. Поскольку я часто понимал, что при определенном развитии ситуации я мог бы легко эволюционировать в нечто подобное.
Кроме того, я обладал общей гуманитарной одаренностью. Мне это кажется довольно редким вариантом, потому что чаще речь идет о математической одаренности или одаренности сугубо творческой - к поэзии, живописи, музыкальному исполнительству. Во всяком случае, большинство широко известных одаренных детей относится именно к одному из этих типов.
Правда, могу сказать, что и с семьей, и с учителями, и в армии мне во многом везло. Везло в том, что я сталкивался с людьми, которые были способны меня как-то понять и принять вместе с моими особенностями. И подстраховать,и оберечь в определенных жизненных ситуациях. Кроме того, жизнь несколько раз подбрасывала мне очень яркие отрицательные примеры, позволяя учиться на чужих ошибках, избегая подобных собственных. Поскольку я часто понимал, что при определенном развитии ситуации я мог бы легко эволюционировать в нечто подобное.
В Заключение? Ранняя одаренность сама по себе ни хороша и ни плоха. Она определяет длину вектора, а не его направленность. Одаренные дети - это очень большой фактор риска. И с самого начала нужно стремиться к тому, чтобы их развитие имело правильный баланс. Не такой, как у стандартных ребят, но балансировать его необходимо. Следует с самого начала задавать вопрос "А затем?", понимая, что одаренный ребенок не будет ребенком вечно.