Асмолов Константин Валерианович : другие произведения.

Конструирование религии в мире фэнтези. Раздел 2. Вера, священники и догмы.

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Особое внимание на приложение-вопросник для желающих создать религию.


   Раздел 2. Вера, священники и догмы.
  
   Отличие религии фэнтези в вопросе выбора веры.
   Первое, и самое главное, отличие религии мира фэнтези от религии реального мира заключается в том, что в мире фэнтези Бог = Есть и проявляет себя гораздо более активно, чем в нашем мире. Именно поэтому некоторые придерживаются мнения, что в фэнтези мы не сталкиваемся с таким феноменом как религиозная вера per se.
   Поясним. Тертуллиан, которому приписывается фраза "Верую, потому что нелепо", пытался таким образом подчеркнуть непостижимость и непроявляемость Бога. В мире, в котором живем мы, вмешательство высших сил в текущие процессы недоказуемо. Чудо происходит крайне редко и не является божественным ответом на непосредственную молитву священника сделать то-то и это.
   Доказательства бытия божьего обычно представляют собой сложные умозаключения, и во многом речь идет о том, что при всей своем всемогуществе Господь не вмешивается в мирские дела, дабы у людей осталась свобода воли, и осознанный выбор религии основывался на вере, а не на знании, страхе или выгоде.
   В мире фэнтези существование высших сил и их активное вмешательство в дела мира, - факт непреложный. Бытие божье доказано кастовалкой священников и наличием аватар. Между тем в условиях, когда доказательств бытия Божия предостаточно, религия оказывается основана не на вере, что Бог есть где-то там, а на вполне четком знании, что бог есть здесь и что в ответ на поклонение он что-то тебе даст..
   Таким образом, теологические диспуты, связанные с проблемой выбора вероисповедания, оказываются построены не столько на чистой логике и силе убеждения, сколько на силе, точнее, выяснении того, "у кого кастовалка толще" (мой бог может Такое, а ваши - нет), или сравнении практической выгоды (что для вас лучше - бог плодородия, поклонение которому обеспечит постоянный и обильный урожай, или бог врачевания, жрецы которого могут излечивать болезни?).
   Для примера - диспутов такого рода в Библии я нашел только два - демонстрация пророком Илией неспособности кастерских способностей жрецов Баала (зажигание огня) и состязание меж Моисеем и волхвами египетскими, которые сумели повторить только первые четыре казни.
   Заметим, что эта же модель исключает существование классического атеизма. В мире фэнтези можно верить в другого Бога, можно противопоставлять себя богам, особенно если речь идет о пантеоне олимпийского типа, но нельзя "не верить" вообще, ибо в данной парадигме неверие в богов равносильно неверию в гравитацию. Другое дело, что "верить" совершенно не значит "поклоняться".
   В связи с этим можно задаться вопросом о том, каково в таком случае соотношение истинно верующих (будем называть этим термином тех, кто поклоняется данному божеству "по убеждениям") и поклоняющихся божеству из прагматических соображений "ты мне, я тебе" либо верующих по привычке или из страха не вписаться в систему.
  
   Что значит быть священником?
   Особенность мира фэнтези заставляет нас задуматься еще над одним вопросом - что надо сделать, чтобы "получить первый уровень клирика". Иначе говоря, чем священник отличается от истинно верующего мирянина, который тоже соблюдает все каноны и совершает положенные обряды. С другой стороны, является ли "клириком" каждый человек в рясе и всегда ли первосвященник культа является наиболее могущественным с точки зрения кастовалки.
   Ибо массовость церкви тоже может быть различной. Если мы примем за основу концепцию внутреннего зова, характерную для АДД, то теоретически мы способны получить ситуацию, при которой в стране, где некая вера является государственной религией и чрезвычайно популярна в народе, каждый гражданин верит в Бога настолько рьяно и истово, что имеет уровень клирика или паладина.
   Можно считать, что по аналогии с воином, который учится владеть оружием или магом, который постигает законы мира, священник постигает некие эзотерические дисциплины, знание которых открывает ему доступ к кастовалке, но суть этих дисциплин особенно не ясна, и потому мы уделим больше внимания следующим версиям.
   Можно считать, что если мирянин соблюдает минимум этических норм общего характера и отправляет обряды всем богам, то священник посвящен одному божеству и его правила повседневного поведения куда более скованы религиозными нормами.
   Можно считать, что ритуалы могут совершать все. Однако миряне обычно совершают их для получения материальных благ либо сверхъестественных способностей. Святые же стремятся стать воистину едиными со своим божеством, отдаться ему без остатка. Материальные блага им при этом не требуются, а сверхъестественные способности приходят сами собой.
   Можно считать, что достаточно открытого обращения к богу и выраженного желания ему служить (эта версия кажется основной), хотя здесь есть два весьма различающихся варианта В первом будущий священник попросту договаривается с божеством: речь идет не столько о Поклонении по идейным соображениям, сколько о своего рода "подаче заявления на прием в божественную корпорацию"
   Согласно второму варианту, священник отличается от мирянина именно верой по убеждению - в этом случае священник именно Верит, а не просто поклоняется. Если вера большинства заключается в исполнении положенных обрядов и поклонению по привычке, вера священника является именно верой как почитанием бога именно за его этику, основанным на чем-то большим, чем практическая выгода.
   С этим связан другой вопрос - чему учат будущих клириков и что надо для успешной сертификации. С первой частью вопроса все относительно ясно - послушник изучает священные книги и основы ритуала, попутно наблюдая за жизнью клира и проникаясь нужной этикой Во второй части вариантов два.
   В первом случае, как в исламе или конфуцианстве, человек просто должен обладать определенным уровнем праведности и компетентности, которая обычно выражается в доскональном знании священных текстов и правил проведения ритуалов.
   Во втором случае, как в христианстве или буддизме, требуется специальный/сакральный обряд посвящения, который в рамках игротехники можно описать как аналог добровольно наложенного на себя гейса: пока священник соблюдает правила, у него есть способности.
   Дальнейшая проблема - что представляет собой последующий клирический рост. Точнее, насколько он является ростом в этическом плане, так как в игровых мирах огромному росту способностей способствует усердие в сочетании с активной жизненной позицией. Тут снова есть несколько концепций на выбор.
   Первая говорит о том, что полученные от бога силы следует использовать должным образом. Чем больше ты делаешь во славу божества, тем больше оно дает в ответ. Так было во второй редакции ДнД , где Священник получал ХР за использование магии, соответствующее этике своего бога. Насколько истово ты при этом веришь, важно менее.
   Вторая концепция ставит на первый план именно этику. Способность творить лучшие заклинания воспринимается как безусловный показатель "большей святости", и чем более близок клирик к праведной этике своего бога, тем сильнее его прогрессия кастера.
   Наконец, скажем немного и о месте священника в приключении, особенно если речь идет не о приключении в рамках модуля, которое подразумевает, что партия сплотилась для противодействия возникшей проблеме, а по выполнении квеста ее члены вернулись к своим основным обязанностям (священник - в свой приход, маг - в башню и тп), а о кампании, в рамках которой представитель данного класса является именно "профессиональным приключенцем".
   Конечно, я допускаю и существование богов, которые поощряют именно такой вариант службы, и вариант "фронтира", где укрепление веры предполагает активное приключенство, но классическая модель говорит скорее о том, что большинство священников занимаются укреплением благоденствия своего прихода, а не квестами.
   Мой вариант, обкатанный в ряде сеттингов, предполагает что по завершении обучения священник встает перед выбором направленности. Он может стать "территориальным" священником, посвятившим всю жизнь благоустройству отдельного прихода (оттуда он родом или нет, неважно). Он может стать членом целевого ордена, выполняющего строго определенную функцию, будь то миссионеры, инквизиторы, военные капелланы, целители, библиотекари, и тп. Наконец, он может выбрать путь бродячего монаха, наименее связанного с церковными структурами но наиболее свободного в выборе как места приложения своих усилий, так и типа их направленности. Это - наиболее типичный вариант священника - приключенца.
   Впрочем, орденские священники тоже могут приключаться постоянно. Два лежащих на поверхности типажа, - Миссионер, главная задача которого распространение веры (сие может достигаться разными способами, а не только проповеднической деятельностью чистой воды), и Воин веры, который в отличие от миссионера не столько увеличивает силу своего бога, сколько борется с теми, кто ее уменьшает.
  
   О религиозной догме
   Теперь рассмотрим культ как совокупность священных текстов, правил и ритуалов, начав с вопроса о Священных книгах, система которых в мире фэнтези также отлична от привычной нам. Мы привыкли к тому, что есть Священное Писание как тексты, продиктованные богом через его пророков и Священное Предание как документы собственно отцов церкви, сертифицированные толкования Священного Писания и тп. Но нужны ли священные книги когда передача прямая? Нет необходимости толковать писание, пытаясь понять, что хотел сказать той или иной репликой бог, если можно, фигурально выражаясь, снять трубку и позвонить.
   Представляется, что Священные книги мира фэнтези будут более напоминать воинские уставы или, если угодно, правила внутреннего распорядка или должностные инструкции. Другая функция священного писания - своего рода FAQ или, точнее, TFM, который надо читать, перед тем как беспокоить божество: сборник ответов на наиболее частые вопросы верующих . Такая книга вполне может постепенно пополняться по мере увеличения списка.
   Разделы священных книг и составляющие доктрины также несколько отличны. Так, куски, связанные с апологетикой как пропагандой веры и обоснованием чем она лучше других будут развиты менее чем в нашем мире в силу того, что, как мы писали выше, выбор веры осуществляется не за счет чистого убеждения. А следовательно - нет столь сильной необходимости убеждать.
   Онтология как учение о происхождении мира может быть отделено от догм данной церкви, особенно если данное божество не имеет отношения к сотворению мира или вообще является "бывшим смертным". Многобожие подразумевает локальные культы, которые не обязаны давать полную картину мира. В этом случае онтологическая часть догмы может свестись к "вначале был демиург, который создал мир, а потом родился (наш) Матепумба". Или - религия бога света, которая не задается вопросом о том. Откуда в мире Зло, но уверена в том, что его не должно быть.
   Сотериология как учение о том, что необходимо делать для спасения своей души - тоже может быть различной и упираться в особенности этики. К примеру, для почитателя бога моря священным животным которого является кит, спасение этого животного значит больше убийства рыбаков, которые поймали богатую добычу и собирались пустить ее на ус и жир.
   Кроме того, божество может выставлять не столько позитивные (делай это!) сколько негативные ориентиры - не делай то-то и то-то, и море не будет гневаться... При этом ответ на вопрос, "почему же нельзя дергать кошку за хвост" далеко не всегда будет развернутым. Богу угодно - так что делай как он сказал.
   Эсхатология как учение о конце света может быть центром культа, однако надо помнить, что далеко не всегда указанный конец света неминуем с точки зрения общих Законов мира. Грубо говоря, если сторонники Церкви Страшного Суда уверены в том, что Апокалипсис грядет и предотвратить его может только поголовное обретение массами истинной веры, то друиды, философия которых построена на идее развития жизни вообще отрицают его с теоретической точки зрения. Но это не мешает ни тем, ни другим сопротивляться почитателям Песца, считающим, что ужасный конец лучше беспросветной серости и призывающим Зверя из Моря наконец придти и сожрать этот мир.
   Догматика как учение об обрядах связано с тем, работают ли обряды независимо от веры и является ли сакральным действием даже простое крестное знамение. Те церковные ритуалы, которые в нашем мире не несут мистического следствия, в мире фэнтези могут оказаться реально действующими таинствами. Задача исполнения обрядов, нацеленных на обеспечение сакральной защиты или напитания земли благодатью, существенно повышается. Соответственно, важность исполнения их как деталей канона резко возрастает.
   Аскетика как учение о личной праведности или способе достижения особых способностей - культы частного или стихийного бога могут не иметь этого концепта, тем более что "особые способности" в лице кастовалки приходят священнику и так. Просто, пока ты синтонен гармонии мира, твои способности не покидают тебя. Если же воспринимать аскетику как набор указаний о том, что надо делать для того, чтобы расти, то такой набор может как быть зафиксирован в книгах (по аналогии с иудаизмом или конфуцианством (Тора/учитель говорит, что..) так и, как христианстве или исламе достигаться опытным путем.
  
   Переход из одной веры в другую.
   Над последствиями данного действия для мирян я особенно не задумывался, а вот в случае со жрецами, наблюдается как минимум "борьба крыш". Это значит, что, с одной стороны, измена вере, не продиктованная разочарованием в идеалах, скорее всего, будет покарана, однако новый патрон может защитить от гнева старого. С другой стороны, тайное исповедание чужой веры - явление более редкое в силу того, что бог в состоянии почувствовать измену.
   Куда более интересный вопрос - возможна ли в мире фэнтези Ересь как возможность различных толкований одного учения. Наиболее распространенная точка зрения сводится к тому, что , поскольку канон поклонения или религиозная философия определяются Богом, таковой в состоянии указать на ошибки своих последователей или неверное понимание ими декларируемых им принципов быстро и решительно.
   Однако при написании "Демонов" я углядел иной вариант: если оба течения не нарушают основных элементов канона (миф творения, заповеди и основные обряды остаются прежними; различия касаются институциональных вопросов), и продолжают поддерживать основные доктрины веры, служащие источником или средством подпитки бога, то
   Иными словами, если "отколовшиеся от Автохтонной Церкви объекционисты" ближе к протестантам, чем к альбигойцам или несторианам, господь вполне может "грантовать" обеим сторонам, вероятно делая исключения в случае, когда его благословения алчут для победы над "еретиками".
   Другое прочтение ситуации возникает, если то, что называется ересью, в действительности является схизмой (сменой веры, предполагающее радикальное изменение канона).. В последнем случае еретиков (особенно если это нечто вроде катаров) может поддерживать и иная сущность, и выдавая себя за почитателей одного божества, они могут осознанно или неосознанно поклоняться иному.
   Еще один вариант существования ереси связан с ситуацией, при которой бога настолько интересует приток маны, что он не интересуется деталями. В результате в разных мирах или разных регионах бог может быть известен под разными именами, а различные версии его культа (скажем, для дикарей или более цивилизованного общества) могут сильно отличаться по этике или обрядовой стороне.
   Похожая ситуация была на полевой игре, о которой мне рассказывал Влад Крайдики. Там божество поощряло религиозную войну меж своими приверженцами. Это было связано с тем, что бога интересовал приток душ "убитых праведников", а будут ли они добыты в ходе крестового похода или внутренней религиозной войны, для него было неважно.
   Впрочем, достаточно часто вопрос о взаимодействии различных ветвей веры заменяется вопросом о взаимодействии различных вер, когда в мире создается пантеон богов "олимпийского" типа.
  
  
   Приложение, или вопросник для желающего создать культ.
  -- Кто такой ваш бог и откуда он взялся?
  -- Каковы его цели и что именно ему надо от этого мира?
  -- Насколько активно он вмешивается в дела мира?
  -- Что является его источником силы?
  -- Что он дает в обмен на поклонение себе (христианский бог, напомним, - ничего) и насколько это вознаграждение работает игротехнически?
  -- Если это связано с магией то какого она типа из четырех указанных выше?
  -- Каковы принципы божественного менеджмента?
  -- Каковы общие принципы божественной этики?.
  -- Каковы правила приема? Что нужно сделать и/или кем надо быть, чтобы тебя приняли в лоно церкви?
  -- Каков тип управленческой структуры церкви и ее степень централизованности?
  -- Насколько религия прозелитическая (тайная, только для своих, не только для своих, экспансионистская)
  -- Насколько она генотеистична - если да, то ее могут принимать только свои, или есть шанс гиюра?
  -- Насколько она /алайнментоистична?
  -- Насколько она толерантна в отношении иных вероучений?
  -- Насколько она толерантна в отношении иных типов магии?
  -- Насколько она лезет в политику? Если да, то каково место церкви в государстве с точки зрения религиозной догмы?
  -- Каково отношение церкви к государственному к аппарату?
  -- Есть ли в догме важные и интересные частности типа символики?
  -- Какова общая картина мира с точки зрения данного культа? Есть ли, например, в ней душа, загробная жизнь, апокалипсис/рагнарек, добро и зло метафизического уровня?
  -- Каково место богов в рамках мира и сменяемы ли они? Возможно ли достижение божественного статуса смертным и если да то как?
  -- Каково место отдельного человека/ паствы в мире? Есть ли у людей особое место в божественном плане, и сменяемо ли оно?
  -- Если да, то что надо делать пастве чтобы улучшить свое положение? И будет ли вознагражение за правильное поведение в этой или следующей жизни?
  -- Включены ли в набор требований к вступлению в ряды церкви возраст и/или семейное положение ?
  -- Бог - личность или сущность?
  -- Каково представление о справедливости?
  -- Каково представление о соотношении цели и средств? На что, как во внешнем, так и в личностном плане, имеет право пойти верующий ради достижения религиозной цели?
  -- Если на многое, то принимает ли / прощает ли божество на себя грехи, совершенные верующим ради общего блага веры?
  -- Каково представление о человеческой природе - добр или зол он по натуре своей?
  -- Есть ли у бога "подручные" и если да, то кто и насколько их много?. Как они выглядят и какое место занимают? Как часто они взаимодействуют с людьми и могут ли они делать это по собственной воле?
  -- Какова Цена веры - можно ли грешить всю жизнь, но раскаяться в последнюю минуту и быть прощенным?
  -- Есть ли деталь канона, которая не уместилась в народном сознании?
  -- Какова роль смерти и важность погребения?.
  -- Насколько важно знание - является ли в духовном смысле маркиз лучше мясника и священник лучше маркиза ?
  -- Насколько важна ценность тела, - отделяется ли сознание, есть ли душа?
  -- Какова передача знания - эзотерична она или экзотерична? Существует ли Внутренний круг для посвященных, чья мораль или тайны отличны от профанов?
  -- Каково отношение к отказникам и разнотолкам?
  
  
   Мы помним, что приобщение к божеству может иметь не только форму обретения кастовалки. Более каноническим вариантом для нашего мира является достижение святости, под которой не всегда понимается практическое чудотворство.
   В рамках МО проведение ритуалов происходит по системе, аналогичной попытке заставить работать неизвестный магический предмет при том, что ритуал долог по времени, требует значительных материальных вложений и, в отличие от заклинания, успех не гарантирован. Уровень трудности броска без учетов бонусов за обстановку (включая тип жертвы) равен 10 + 2 * уровнь заклинания, примерно аналогичного по эффекту.
   С игротехнической точки зрения такой клирик является престиж-классом, для превращения в каковой требуется Мудрость + ранги в знании Религии и тп
   Некоторые мастера разделяют класс священника как такового и ранг жреца как члена церкви - последнее дает исключительно знание гражданских навыков Религии и тп, а также бонусы социального плана, связанные со статусом.
   Теоретически, молится священник много и часто, и прогрессия скорее указывает на то, какая часть его просьб не остается без ответа.
   Кстати: В рамках такого подхода возникает интересная проблема, в которую можно играть - постепенное превращение в "прокси". Чем глубже священник проникается божественной этикой, тем более он становится близок к богу, но при этом теряет себя. Точнее, его модели поведения становятся все более и более эталонными.
   С игротехнической точки зрения это выглядело как особый кит/престиж-класс, обладатель которого получал пакет бонусов, связанных как с ростом его статуса и реакции местного населения, так и улучшенные характеристики магических эффектов, применяемых на закрепленной за ним территории. Это делало его весьма крутым "на своей земле", но подрезало ему возможность приключаться вне ее, ибо в таком случае все бонусы терялись.
   Данный кит тоже несколько отличался от обычного священника более узкой специализацией вплоть до урезанного выбора чар, компенсированной дополнительными способностями вплоть до воинского бонуса к атаке у "военного капеллана".
   Понятно, что и тут не без исключений - для такой простоты коммуникации бог должен быть более-менее близок к человеку. Меж тем различные "ктулоидные" божества могут передавать свою волю так, что клирики, знающие заклинание contact deity могут получать такой бред... а потом толковать его. Нервная работа, учитывая что Великие Древние делают с теми, кто их не так понял.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"