Асмолов Константин Валерианович : другие произведения.

Конструктор миров: краткий курс теории магии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Краткий курс теории магии
   Наличие в мире магии считается одной из важнейших характеристик, отличающих фэнтези как жанр и мир фэнтези как сеттинг, однако для большинства аудитории она остается неким фактором Х, универсальной отмазкой, призванной объяснить тот или иной феномен.
   Понятно, что Магия - в каждом мире Разная, причем эта "разность" складывается из целого комплекса факторов. Именно они и определяют, что данная магия может и чего нет. Понятно, что каждая игровая система или автор книги называет магией нечто свое, и обсуждение общих теорий магии очень часто утыкается в том, что у каждого в голове своя модель того, что такое магия и на каких принципах она работает, - причем данную модель человек считает универсальной и распространяющейся по умолчанию на все сеттинги.
   Понятно и то, что описание магии для мастера или игрока может очень сильно разниться - то, что со стороны представлений о мире среди персонажей кажется Чудом или верхом непредсказуемости, с мастерской точки зрения может опираться на стройную логичную систему.
   Дополнительная сложность заключается в том, что если география или политика сеттинга могут быть сделаны в той или иной мере по аналогу земных, то действующая магия сама является субконструктом и потому сложна для обсуждения.
   Легко поддаться на иллюзию того, что "магия может все". Но это не так. При описании магии действуют те же логические принципы, которые позволяют описать это явление или как минимум задать тот набор вопросов, которые позволят куда лучше описать магию данного мира - и представленный ниже текст должен в этом помочь.
  
   Классификация магии по источнику/принципу работы
   Начинать надо с того, откуда магия берется и как она работает. Рискнем предложить классификацию магии по базовому "источнику" или основному принципу ее работы, которая описывает все основные варианты .
   Вариант 1. магия Знания. Зиждется на том, что в мире есть некие не до конца понятные законы, использование которых может позволить магу изменить естественный ход событий. Условно говоря, использование магии знания сродни применению компьютерного вируса, который позволяет временно изменить механику работы системы. При этом само заклинание является как бы текстом программы (пишется по известному шаблону либо каждый раз заново с учетом ситуации ad hoc), а компоненты и атрибуты выполняют роль железа, необходимого для подключения. Этот принцип делает магию более всего похожей на науку и технологию, - просто в одном случае нужно нажать на выключатель, чтобы по проводам побежал ток и загорелась лампочка, а в другом - вылить в уши каменного чебурашки банку йода и сказать "Тарабумба", после чего статуя чебурашки засияет небесным светом.
   Объяснение магии через "тайное знание" является одним из наиболее старых по времени. Сюда относится и теория истинного имени, когда достаточно просто правильно назвать существо или предмет, и власть над ним будет обретена, и разъяснения действенности магического эффекта через принципы подобия или распространения - протыкаем копьем нарисованного мамонта для обеспечения удачной охоты.
   Вариант 2. магия Силы. Постулирует наличие в мире магической энергии (Силы/Маны/Ци), которую можно использовать и направлять, обычно посредством пропускания ее через себя. Сила может быть заключена в человеке или в окружающем его мире (такой вариант сверхъестественных способностей часто называют псионикой). Она может быть расточена в окружающей среде, как это происходит в мире Темного солнца, может иметь мистически-космическое происхождение (мана в классическом, полинезийском понимании).
   "Энергетическое объяснение магии" достаточно распространено среди мастеров, ибо понятно человеку ХХ века. Однако само по себе оно относительно ново - ведь для того, чтобы оно появилось, требуется распространенное представление от энергии как таковой. Не случайно ранние варианты теорий магии Силы нередко ставили знак равенства между Силой магии и Силой духа (включая пафос эмоций), не говоря уже о Силе как сексуальной потенции (вспоминаем, что второе значение термина "мана" - сперма, а слово "манаиа" обозначало и колдуна, и искусного любовника). Сюда же - и представление о магических свойствах крови.
   Вариант 3. магия Сделки. Носителем магии является некая внешняя сила или сущность, которая может или не может иметь черты личности. Эта сущность наделяет мага определенными сверхъестественными способностями, но делает это в обмен на что-то, и б0льшая сила нередко приходит в обмен на большее наложение клиентом на себя дополнительных обязательств.
   Дальнейшее разделение магии данного типа можно провести не столько по линии классификаций типов "патрона", сколько по линии того, чем именно человек платит за право использования магии. В классическом фэнтезийном "клерицизме" речь идет о сделке "магия в обмен на этику" - священник своим личным примером распространяет в мире этику, философию и религию своего бога, а тот в ответ и для этого наделяет его какими-то божественными силами. При этом поддержание праведного образа жизни может требовать времени и усилий, сравнимых с затратами на усвоение Знания или тренировку умения пользоваться Силой.
   Но сюда же относятся и разнообразные виды магии хаоса и смерти, итогом которых является полная мутация или превращение в нежить, или запретная магия из систем типа зова Ктулу, использование которой постепенно разрушает человеческое сознание, ибо постоянное использование абсолютно чуждой человеку магии сводит его с ума.
   Такое объяснение магии тоже достаточно старо - достаточно вспомнить представление о продаже души дьяволу в обмен на кастовалку.
   Вариант 4. магия Веры. Ее источником является совокупная вера индивидуума или сообщества индивидуумов в то, что "это можно сделать". Сюда же относятся и представления о том, что "ложки нет", вот и упрощенный вариант магического представления Мира Тьмы, сводящий к тому, что "сейчас" (ключевое слово) самолеты летают только потому, что подавляющее число людей верит в существование законов гравитации.
  
  
   Иные важные характеристики
   Кроме источника магии, определяющего основные принципы ее работы, каждая магия обладает и некоторым набором дополнительных параметров, которые отнюдь не всегда прописаны "по умолчанию". Именно потому мы их здесь перечислим, тем более что величина того или иного параметра очень часто является способом балансировать/ ограничивать всевластие магии с сюжетной или игротехнической точки зрения.
   Всеобщность. Насколько при помощи магии можно достичь любого эффекта, или же магия позволяет вмешательство только в определенные области или сферы. Есть ли одновременный доступ ко всем сферам и техникам магии или каждое направление надо учить отдельно? Концепция ДнД, несмотря на наличие магов- специалистов, подразумевает, что у мага изначально есть доступ ко всем направлениям. Иной вариант - магия Седьмого моря, где каждый тип магии имеет относительно узкий аспект применения. Или МтА, где изначальное количество известных магу сфер ограничено, а затем проще прокачивать до максимума несколько, чем быть профаном во всех.
   Предельность. Тесно связана со всеобщностью, но ставит границы иного рода. Есть ли принципы ограничения магии, и если есть, то каковы они. Иными словами, что данный вид магии НЕ может? К примеру, - масштаб возможностей ДнД-шного мага велик, но лечить он не может: это остается привилегией клириков. Кроме того, при всем разнообразии сфер магии ДнД она не позволяет путешествовать во времени.
   Это же касается набора ограничений и более узких сфер магии. К примеру, если в мире есть телепатия, то работает ли она только на людей? Или на любое разумное существо? Или на Любое живое? Некромантия может оказаться магией, воздействующей только на мертвую материю, вследствие чего некромант-аниматор не может напрямую повредить живому существу.
   Сюда же - вопрос о том, есть ли привычное по ДнД разделение способностей по уровням/ кругам Силы. Грубо говоря, может ли ученик мага применить заклинания высшего уровня - в данном случае важна именно сама теоретическая возможность, а не то, чем ему придется за это заплатить и какова реальная вероятность того что все получится.
   Врожденность. Насколько способность стать магом доступна всякому? Если налицо некие дополнительные ограничения или специальные критерии отбора, то каковы они - пол (Джордан и не только), происхождение ("эльфийская кровь" или аристократы Седьмого Моря), особое переживание (некоторые варианты шаманизма, предполагают что шаманом можно стать только после сильного шока, желательно на грани смерти) , специальный ритуал посвящения / "открытия третьего глаза" или что-то еще?
   Обучаемость. Даже если магия - дар, переходящий по наследству, нуждается ли такой дар в специальном развитии, или он проявляется автоматически? Насколько маг способен научить другого с нуля или передать ему свой личный опыт на уровне ощущений или формул? Возможен ли вариант "волшебника-недоучки"? Если обучение есть, то на что оно более похоже - на обучение (точным) наукам или на преподавание искусства (это сильно влияет как минимум на методики), и что надлежит тренировать - логику, память, креативное мышление? Может ли ученик превзойти учителя, действуя строго в его стезе?
   Креативность. Насколько все заклинания являются готовыми рецептами или маг может экспериментировать, модернизируя или меняя эффекты? Может ли маг открыть новую область магии или создать новый стиль, и если да, то надо ли для этого быть архимагом?
   Отчуждаемость. Насколько магические эффекты могут воздействовать не только на мага, но и на кого-то еще? Может ли маг передавать часть своей силы или способностей другому (опять-таки, - магу или не магу?) либо переносить ее в предметы, создавая таким образом магические шмотки либо "заряжая батарейки"? насколько самодостаточен маг в своих исследованиях и существует ли возможность кооперативной магии, когда на достижение одного и того же эффекта работает несколько магов?
   Уровень сопротивляемости. Есть ли в мире "спасбросок" и если да, то требует ли он осознанного действия со стороны жертвы или срабатывает безотносительно того, знает ли жертва о магической атаке или чувствует ее. Зависит ли этот параметр от уровня жертвы и может ли быть модифицирован? Если в магии есть телепатия, обеспечивает ли она полную прозрачность мозгов или у сканируемого есть шанс закрыться? Насколько легко защититься от магии иным способом - например, есть ли поверье, что железная иголка в одежде гарантированно спасает от любого проклятья?
   Сюда же - общий баланс возможностей магии с точки зрения соотношения "атакующих" и "защитных" чар и их относительной эффективности. Нет ли в мире широко распространенного ресурса, способного нейтрализовать магию? Ибо если любое серебро на теле полностью нейтрализует магические эффекты, и при этом данный металл чрезвычайно широко распространен (так что антимагический амулет не носит только баклан или тот, у кого его только что украли), возможность мага серьезно влиять на окружающих существенно ограничена.
   Подконтрольность - насколько маг в состоянии представить себе масштаб результата и всегда ли есть уверенность в том, что заклинание сработает как надо? Есть ли шанс "ботча / фамбла"? Если да, то насколько он велик и с чем связан? И насколько в случае критического промаха силы выходят из-под контроля мага , будучи способны вызвать противоположный эффект или ударить по самому заклинателю?
   Воспроизводимость. Насколько заклинание кастуется по готовому рецепту, который можно неограниченно повторять, или каждый раз при использовании чары маг фактически создает нечто уникальное? Является ли заклинание ученика мага слепком с заклинания учителя, при котором ему никогда не достичь уровня мастера?
   Это достаточно важно, так как малая воспроизводимость магии исключает возможность "поточного производства" чар и тем более, магических предметов - если каждый из них Шедевр, то "великий маг Леонардо может написать много картин, но двух одинаковых Джоконд среди них не будет"
   Спонтанность. Можно ли использовать заклинания без предварительной подготовки либо их обязательно готовить заранее с риском оказаться в положении, когда ни одна из запомненных чар не годится для данного случая?
   (бес)Конечность. Насколько безгранично использование магии, и если ресурсы мага конечны, то за счет чего? Ведет ли применение магии к повышению физической или психической усталости, вследствие чего на определенном этапе маг просто падает от измождения и не может кастовать? Связано ли это с конечным объемом магических сил, зависящим от уровня мага или иных способностей? Либо, как это сделано в ДнД, маг обладает строгой прогрессией заклинаний.
   Зависимость от внешних источников. Нужны ли магу для достижения целей дополнительные ресурсы (башня, посох, фамилиар, библиотека гримуаров, мешок маткомпонентов) или он является "вещью в себе"? Если они нужны, то насколько витально их отсутствие - маг неспособен кастовать вообще или кастует не в полную силу? Вообще, работает ли заклинание всегда, или его можно применять в строго определенное время или в определенном месте? Насколько на его успех влияет наличие аудитории или ее благожелательная/ негативная реакция?
   Зависимость от точного соблюдения ритуала. Должна ли жертва быть непременно черным петухом, или сойдет любой размороженный бройлер? В одном случае (обычно это характерно для магии Знания) он сродни рецепту, когда эффект может быть достижим только при полном и абсолютном соблюдении всех деталей "технологического процесса". В иных он скорее играет роль атрибута - определенного средства, которого помогает настроиться или облегчает процесс, но не является непременным условием успеха.
   Продолжительность заклинания по времени. Действует ли оно мгновенно, "по щелчку пальцев", или его надо "проговаривать" в течение пары минут так, что в ситуации угрозы жизни на каст просто не хватит секунд? Если второе, то можно ли делать это по частям, оставляя для решающего момента последнее / ключевое слово?
  
   Распространенность и социальность магии
   Это еще два важных параметра, отчасти вытекающие из вышеперечисленных особенностей, но при этом во многом определяющие порядок влияния магии на мир.
   Распространенность магии в мире в первую очередь означает общий уровень насыщенности мира магией данного типа, особенно - с точки зрения количества практикующих магов. Типичным примером низкой насыщенности мира магией является Средиземье, или сеттинги, привязанные к средневековой Европе - в обоих случаях, несмотря на волшебность мира в целом, магов крайне мало, а по-настоящему серьезный маг имеется один на континент, является редкой легендой или не принадлежит этому миру полностью (Гэндальф как Истари или Мерлин как существо, родившееся от демона).
   Средний уровень примерно равен сеттингу ДнД, когда магическая лавка есть в каждом городе (в больших городах - и не одна), а придворный маг является штатной должностью не только верховного правителя, но и средней руки феодала. Вне зависимости от того, Дар это, ремесло, наука или искусство, магов хватает, и возможность приобщиться к их числу не особенно сложна. Высокий уровень распространенности магии предполагает, что она распространена как умение читать в нашем мире, и "кастуют все". С некоторой натяжкой к этому типу мира можно отнести Эберрон.
   Понятно, что структуру магов обычно делают пирамидальной: существует достаточно много магов, которым доступны простые заклинания, но чем сильнее магия, тем меньше имеющих к ней доступ. Но это, скажем так, ДД-шный штамп и один из вариантов структуры, связанный с тем набором признаков, которыми обладает магия этой системы.
   С уровнем насыщенности мира магией связан и такой параметр, как Информативность, - фактор того, насколько магия (и особенно принципы ее работы) известны в этом мире. Одно дело, когда магия - нечто таинственное и непознаваемое (это не тождественно, кстати, ее малой частотности), и другое, когда о том, как она работает и чего можно достичь при ее помощи, хорошо знают и не-маги.
   С информативностью косвенно связана и Соразмерность как соотношение истории магии и истории мира. Как давно магия является частью миропорядка и на каком уровне находится ее развитие с точки понимания хотя бы ее истоков и разработанности теории?. Одно дело, когда магия (и связанный с ней набор проблем) существует давно (что предполагает и разработанные методики ответа на эти вызовы), другое, когда ее существование было обнаружено или открыто широкой публике совсем недавно, теория не выработана, а ее постижение интуитивно.
   Нередок и вариант, когда развитие магии противоположно развитию мира - магия постепенно иссякает, и ни один нынешний маг не в силах повторить результаты магов древности.
   Второй важный фактор - (а)Социальность как отношение общества к приемлемости практики магии данной разновидности. Понятно, что если практика магии связана с "поклонением демонам", требует кровавых жертв, чревата безумием, приближает Рагнарек или просто крайне порицается церковью или государством, то, скорее всего, о социализированных магах можно забыть.
   Впрочем, тут есть некоторое разделение между безусловной асоциальностью магии, проистекающей из метафизических причин, и ее условной асоциальностью, продиктованной взглядом общественного мнения (к примеру, нормами религиозной морали или воинской традиции).
   В первом случае речь обычно идет о магии, чей источник или способ практики указывает на метафизическое Зло, приближает гибель мира либо имеет иной вариант неприемлемой платы, так или иначе связанный с потерей человеческого облика (будь то мутации, сумасшествие или Зов как у Л. Уотт-Эванс). При этом нередко чем интенсивнее используется магия, тем ближе конец мага. "Зов Ктулу" - наиболее яркий пример.
   Во втором случае соображения неприемлемости зависят от господствующей этики, и это далеко не обязательно вариант кровавых жертв. К примеру, в обществе типа ацтекского такие жертвы будут важной деталью магической практики, а то и (магия крови в ряде произведений Н. Перумова) источником магических сил вообще. Но целительство, наоборот, может быть запрещено как недостойное вмешательство в законы мира. Ряд разработанных нами миров полагал магию, связанную с ментальным контролем или иллюзиями, более социально опасной, чем некромантия.
   Превращение мага в асоциальное существо не обязательно предполагает вариант, когда занятие чернокнижием ставит мага вне общества, ибо некроманты режут девственниц. Асоциальным магом может стать аскет, увлекшийся своей практикой так, что проблемы приключенцев становятся ему малоинтересны. Такой маг может обладать массой возможностей для изменения мира, но может не обладать ни желанием, ни потребностями, ни обязанностями.
   Уровень асоциальности также бывает различен и не всегда предполагает брендовое "Burn the Witch!" и непременные репрессии со стороны государства / церкви/ масс. Иной вариант допускает ситуацию, когда в магию мало кто верит, и лиц, объявляющих себя колдунами, воспринимают как нечто среднее между шарлатанами и сумасшедшими. Или, рано или поздно, маг так или иначе "сжигает себя сам", и его практика не оставляет ему места и времени для социальной жизни - как это происходит в Неизвестных Армиях. Наконец, встречается вариант "Людей Х", когда магов скорее боятся и не понимают, но обязательно пытаются открыто прессовать, опасаясь их воможностей.
   Впрочем, и социализированность может быть различной. Магов могут автоматически причислять к элите по факту наличия кастовалки; они могут занимать в обществе нишу "научной интеллигенции" или людей искусства; магия может считаться одной из профессий, не особенно отличающейся обществом от профессии воина, ремесленника или торговца; магов могут воспринимать как особых людей наподобие олимпийских спортсменов; наконец, их могут воспринимать как неизбежность и необходимость (пусть некромант и кошек режет, но зато сколько от него пользы). Впрочем, варианты организации магических (точнее, кастерских) сообществ - тоже тема отдельного текста. Как и вопрос о государственном регулировании этого феномена.
  
  
Сочетание магии разных типов
   Конечно, достаточно часто во многих системах компоненты не присутствуют в чистом виде, но доминирующие начала обычно видны ярко.
   С одной стороны, в одном сеттинге вполне возможно одновременное существование нескольких моделей. Хотя в ДнД-шном мире магией типа "нажми на кнопку (точнее, сострой пальцы и скажи слово силы) - получишь результат", владеют все типы кастеров, модель магии Знания зарезервирована для Волшебников, у которых изучение магии сродни науке. Священники формально используют магию Сделки (в АДД это было показано яснее, но...), а Колдуны магию Силы, теоретически связанную с наследием драконьей крови.
   С другой стороны, источники магии могут смешиваться. С точки зрения данной методологии клирицизм 2-й редакции АДД является сочетанием двух путей, - в основном это Сделка, но возможность кастовать первые два уровня чар есть следствие Веры священника в поддержку бога, - именно потому в условиях, когда связь священника с богом по какой-то внешней причине (например, пребывание на внешних планах) разорвана, он может применять только них.
   Именно потому я намеренно стараюсь не использовать разделение магии на термины типа "магия", "клирицизм" или "псионика", которые у разных авторов могут обозначать совершенно разные вещи. Возьмем для примера "клирицизм" как способности священника: в некоторых системах их трактуют как следствие их собственной веры, при которой даже не особенно важно, есть ли на самом деле бог; в некоторых это чистой воды магия сделки; некоторые системы используют термин "божьего благословения" или "крестной силы", который священник как бы пропускает через себя, очищая тело и душу посредством определенных практик и соблюдением определенной этики; наконец, есть вариант "египетских жрецов", когда священники просто являются избранной кастой, представители которой имеют доступ к знанию, в том числе и магическому.
  
  
   Заметим, что это касается не только общего понятия "магия", но и названий ее подразделений - например, "некромантии".
  
   Заметим, что различные типы магии могут влиять на сравнительный уровень сложности той или иной техники, хотя раскладка заклинаний по уровням, а точнее, по доступности и месте упоминания в сюжете зависит скорее от стиля и жанра системы.
   В обучении Искусству, например, коллектив не помогает и идеальной является пара - учитель и ученик. Более того, передача приемов работы не всегда тождественна передаче авторского стиля. В Науке же обучение формализовано и обучение в группе, предполагающее обсуждение, идет скорее в плюс.
   Понятно, что распространенность и социальность могут касаться как магии вообще, так и той или иной магической традиции или магической техники.
  
   Впрочем, из правил Третьей редакции ДД не понятно, является ли divine spell casting обращенной к богу молитвой или неясным обрядом, отличающимся от arcane-нного только тем, что при едином механизме и технике исполнения ритуалов (косвенно об этом говорит то, что один и тот же spell может встречаться и у магов, и у священников) жрец просто пользуется иной энергией/источником силы, взаимодействуя не с абстрактными законами мира (как маг), а с некоей поименованной сущностью. В последнем случае клирицизм - именно несколько отличная по набору чар школа храмовой магии.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   5
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"