Асмет : другие произведения.

Об этногенезе евреев

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заметки по этногенезу еврейского народа

  Как считают историки, небольшая еврейская диаспора существовала еще до Вавилонского пленения ‑ в Египте. Когда персидский царь Кир разрешил пленникам вернуться на родину, большая их часть осталась на берегах Ефрата ,небольшая часть переселилась в различные места Средиземноморья. Иногда, в случаях неблагоприятной для внутреннего социально‑экономического положения Иудеи начиналась эмиграция из еврейского государства на другие территории. Например, активный исход евреев из Иудеи наблюдался в III в. до н.э. при владычестве Селевкидов.
  Иудея после вавилонского плена было крошечным государством: его численность не превышала 60‑70 тыс человек,и нет никаких свидетельств того, что все жители этого царства были ервереями. Оценка, приводимая в современных еврейских источнике, включает число вернувшихся из Вавилона ‑ 42 360 человек евреев плюс 1537 их рабов и певцов, а также небольшое количество тех евреев, которые оставались в стране в период вавилонского пленения. Но нет никаких оснований считать эту цифру достоверной. За время отсутствия евреев в Палестине на этих территориях поселились другие народы
  В начале первого тысячелетия нашей эры Иудея была небольшой провинцией Римской империи, численность населения которой была очень скромной даже по сравнению с временами, когда евреи в эпоху Первого храма жили в едином государстве Израиль. О географии распространения евреев во времена Иисуса Христа историки узнают от еврейского философа того времени Филона Александрийского,который мог сильно приукрасить этнографию собственного народа. В своем "Послании Гаю" Филон перечислял следующие места, где евреи обладали значительным влиянием(но отнюдь не были преобладающим этносом): Египет, Финикия, Сирия, Памфилия, Киликия, Беотия, Македония, Аттика, Этолия, Коринф и Пелопоннес. Также Евбея, Кипр, Крит,и земли за Ефратом.
  Новый Завет дает нам некоторое представление о географии еврейской диаспоры I века н.э. В книге Деяний Апостолов мы читаем: "В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Парфяне и Мидяне, и Еламиты и жители Месопотамии, Иудеи и Капподокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне". То есть в Иерусалиме в те времена кто только не жил.
  В результате устойчивых миграционных тенденций неуклонно менялась пропорция числа евреев, проживающих в Палестине и за ее пределами, в пользу второй группы. Вот что пишет по этому поводу Е. Ф. Глушков: "За последние три столетия старой эры в результате эмиграции иудеев из Палестины в Египте, Малой Азии, Греции, Италии, на территориях северного побережья Африки сложились многочисленные иудейские общины‑диаспоры, а относительная численность населения иудейской метрополии постепенно, но неуклонно сокращалась". То есть иудеи не только составляли большинства в Палестине, но еще и активно мигрировали из нее.
  Хотелось бы привести цитату историка Древнего мира Теодору Моммзену: "История иудейской страны была так же мало историей иудейского народа, как история папских владений была историей католицизма. Но жители Палестины составляли только часть, и не самую значительную часть иудейского народа. (Речь идет об эпохе эллинизма.) Иудейские общины ‑ вавилонские, сирийские, малоазиатские, египетские ‑ были значительнее палестинских. Эти последние не играли такой важной роли, какую играла во времена империи иудейская диаспора, которая была чрезвычайно своеобразным явлением".
  Еврейские общины, разбросанные по просторам Средиземноморского бассейна, Ближнего и Среднего Востока, представляли собой филиалы Иерусалимского храма ‑ материнской торгово‑финансовой корпорации. М. Журкин пишет об этой "корневой системе" Иерусалимского храма: "Храмовый комплекс Иерусалима, так же, как и храмы Вавилона, представлял собой что‑то вроде банка. Через многочисленные еврейские общины на Ближнем Востоке, бывшие одновременно, как бы его дочерними фирмами, храм вел торговые и финансовые операции".
  Со времен легендарного Моисея,и до начала 20 века иудеи в Палестине составляли небольшую группу местного населения,а прочих жителей в разные исторические эпохи именуют по разному : ханааняне, филистимляне,идумеи, гутии, халдеи, арамеи, самаритяне, и т. д. Конечно же представители этих народов ,особенно знать, могли принимать иудаизм, но она так же и могла и отказываться от иудаизма ,к примеру, как известно , после походов Александра Македонского население всего Ближнего Востока и Палестины в том числе подвергалось весьма эффективной эллинизации.
  Почему же сложилось устойчивое мнение,что Иудея, Израиль, Палестина это еврейские земли? А просто потому что современный человек,в соответствии со своими современными представлениями полагает так, что французские земли это те на которых живут французы, а немецкие там где живут немцы, значит и еврейские земли были заселены сплошь евреями. Однако это не так. Ведь историки точно знают, что в Киликийской Армении армяне не составляли большинства, или тоже самое в Тевтонском ордене немцы,или Греко-Бактрии греки. Оранжевая Республика и Трансвааль хотя и были бурскими государствами, но буры там отнюдь не были в большинстве.
  Безусловно группа евреев ,ведомых Моисеем, придя из Египта, где большая их часть жила в городах,представляли на землях тогдашней Палестине высококультурную по тем временам, но ограниченную общину, своего рода сословие, подобно немецким баронам в тевтонском ордене или бурам в Африке,о высокой культуре говорит то, что в течении долгих веков они не были ассимилированы местным населением ,как это произошло скажем с норманнами в северной Франции, которые в течении одного поколения ассимилировались в более развитом в культурном отношении субстрате. Хотя и язык на котором говорили евреи к первому веку нашей эры уже называют армейским, но религию и культуру евреи продолжали сохранять. Менее успешно конечно еврейский этнос (в основном знать)противостоял эллинизации и латинизации ,но к началу первого века нашей эры по всему Средиземноморью и Ближнему Востоку возникли иудейские общины, которые вовлекали в свои ряды новых адептов из местного населения,так возник новый народ в диаспоре,который утратил еврейский язык ,но сохранил в значительной мере культурные традиции древних евреев,а часто и южноевропеоидный антропологический тип жителей южного и восточного берегов Средиземного моря. Мы не только видим, что в концу 19 века в Палестине евреи составляют незначительную группу населения, но уже во времена крестовых походов среди основной массы мусульманского населения крестоносцы находят крупные христианские общины, а вот евреев, которых они активно избивали еще в Германии и Венгрии, в восточном Средиземноморье практически нет. Зато уже в 11-15 веках евреев много на Пиренеях. Таком образом современный еврейский народ, это народ возникший в диаспоре из местного этнических групп (возможно финикийского или берберского происхождения) и расселившейся иудейской общины Палестины которая у себя на родине никогда не составляла этно-культурного большинства, но долгие века была господствующей.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"