1. Шапкин М.А., Дмитриев Ю.А., Правоохранительные органы Российской Федерации. - М: Эксмо, 2004.
2. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. - СПб: Гарболово,2004.
3. Мирошникова В.А., Комментарии к Конституции Российской федерации. - М: Юркнига, 2004.
4. Сторожевая Башня//Истинное правосудие: когда и каким образом? - 15 июня 1998.
Введение.
Одним из признаков правового государства является независимая судебная власть. Господство права предполагает, что суд должен быть независим от любого властного органа, и решать дела в качестве высшей инстанции.
Важнейшим направлением развития современной российской государственности является оптимизация деятельности правоохранительных органов. Ныне идет поиск путей наиболее эффективного участия судов, прокуратуры, силовых ведомств, других органов правоохраны в защите и укреплении основополагающих ценностей правового демократического государства, прав и свобод граждан, обеспечения безопасности жизнедеятельности государства и общества.
За последние полтора года произошли существенные изменения законодательного регулирования деятельности правоохранительных органов России. Создан новый правоохранительный орган - Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; претерпели изменения функции Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел РФ.
Решению основной задачи правоохраны способствуют принятие Уголовного, Гражданского и Арбитражного процессуальных и Таможенного кодексов, Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, внесение существенных изменений в организацию и деятельность судебной системы.
Принципиальные изменения произошли во взаимоотношениях судов и Министерства юстиции РФ, затронули нотариальное обслуживание населения.
Судебная реформа, концепция которой была провозглашена почти 10 лет тому назад, медленно, но неуклонно развивается.
В своей работе я рассмотрю порядок образования судебной системы РФ.
1. Основные этапы развития судебной системы РФ.
Российская судебная система прошла непростой путь становления судебной власти: от одного из рядовых инструментов борьбы с преступностью, функционирующего под непосредственным руководством партийных структур и органов исполнительной власти, до независимого, демократически организованного и действенного органа правосудия.
Вскоре после революционных событий Октября 1917 г. был принят Декрет о суде Љ 1, которым упразднялись все существовавшие ранее суды, прокуратура и адвокатура.
Положением о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. предусматривалось образование единого народного суда, которому поручалось рассмотрение по первой инстанции всех дел, не входящих в компетенцию революционных и военно-революционных трибуналов. Второй инстанцией для этого вида преступлений был Совет судей губернии. Образование судов более высокого уровня не предусматривалось.
Теория разделения властей, прогрессивная в свое время и сохранившая значение в наши дни, длительное время отвергалась в Советской стране. После Октября 1917 года господствующим был лозунг "Вся власть Советам". Советы рассматривались как "работающая корпорация", законодательная власть одновременно обеспечивала принятие и исполнение законов, власть судебная низводилась до рядового инструмента исполнительных функций государства.
Влияние исполнительной власти на осуществление правосудия выражалось в проведении общего надзора и преподании судам руководящих разъяснений и указаний Наркоматом юстиции, а также прямым вмешательством в работу судов сотрудников Рабоче-крестьянской инспекции.
Очередной этап развития российской судебной системы связан с Положением о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. Были упразднены революционные трибуналы и установлена единая система общегражданских судов: народные суды, губернские суды и Верховный Суд РСФСР. Однако и в новых условиях тенденция вмешательства исполнительной власти в правосудие отнюдь не ослабла.
Дальнейшая история связана с периодом массовых репрессий (1930 - 1950 гг.). Суды осуществляли карательные функции в условиях отсутствия защиты, права на обжалование, негласного процесса и немедленного приведения приговора в исполнение.
Основные направления реформирования системы судебной власти в 1960-1980 гг. связаны с проведением мер по реабилитации жертв политических репрессий и устранением из судопроизводства наиболее одиозных норм, ущемляющих независимость суда и нарушающих элементарные демократические принципы правосудия.
В 1960 г. был пересмотрен и уточнен в 1981 г. Закон о судоустройстве РСФСР. Многие нормы этого закона , после внесения некоторых дополнений, действуют и в настоящее время.
Корректировка законодательства послужила правовой основой демократического обновления судебной системы, внедрения таких принципов, как осуществление правосудия только судом, гласности процессов, расширения прав обвиняемых на защиту. Но многие проблемы, связанные с высоким назначением суда и его ролью в системе правоохранительных органов, до конца решены не были.
Речь идет, прежде всего, об отсутствии реальных гарантий независимости суда, надзоре и вмешательстве прокуратуры в деятельность суда и так называемом организационном руководстве судебной системой органами юстиции. Не обеспечивались реальная состязательность и равенство сторон в процессе, в соответствии с действующим законодательством суд вовлекался в борьбу с преступностью.
Радикальные изменения, связанные с ролью суда в системе правоохранительных органов, относятся к периоду распада СССР и реформирования российской государственности. Принятая 12 июня 1990 г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР провозгласила демократические принципы организации всех ветвей государственной власти, включая судебную власть.
В Конституцию РСФСР в 1990-1992 гг. были внесены изменения, связанные с регулированием судебной системы. Изменения и дополнения действующей Конституции стимулировали законодательную активность в судебной сфере. Ставилась цель утвердить судебную власть как самостоятельную и независимую ветвь государственной власти; закрепить демократические принципы деятельности судов и других правоохранительных органов, обеспечить соблюдение прав и свобод граждан. Особо подчеркивалась необходимость организации судопроизводства на началах состязательности, исключения всех остаточных проявлений обвинительной роли суда; совершенствования гарантий независимости судей.
Конституция РФ 1993 г. на высшем законодательном уровне закрепила роль и место судов в системе органов государственной власти как самостоятельной и независимой ее ветви (ст. 10), определила принципы организации и деятельности суда.
2. Понятие и признаки судебной власти.
Понятие судебной власти связано с местом суда в системе государственных органов в основе такого подхода - концепция разделения властей. Впервые сформулированная в середине XVIII в. Дж. Локком и основательно разработанная в сочинениях Ш. Монтескье теория соотношения властей в государстве основана на самостоятельном функционировании законодательной, исполнительной и судебной власти. Теория разделения властей, обеспечивающая, по мнению ее создателей, взаимный контроль властных структур и нормальное управление делами государства без произвола и насилия, нашла практическую реализацию в государственном устройстве большинства современных демократических государств.
Данный принцип не означает разделение властей на автономные части, не связанные между собой. Государственная власть, в современном ее понимании, едина, и все ее ветви с учетом специфики их функций выполняют свои задачи, обеспечивающие решение общих проблем государства.
Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится по существу участником реализации всех функций государства. В демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно осуществляться без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что и обеспечивается судебной властью.
С утверждением в российской государственной жизни принципа разделения властей существенно изменились характер и объем полномочий судебной власти. К полномочиям относятся правосудие, конституционный контроль, судебный контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов, участие в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов.
Другая составляющая судебной власти - конституционный контроль - имеет особое значение не только для легитимного функционирования всех органов государственной власти, но и непосредственно затрагивает полномочия самой судебной власти в части контроля на досудебных стадиях судопроизводства и обеспечения законности в деятельности самих судов.
Особо следует отметитить полномочия судебной власти осуществлять контроль за решениями и действиями государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, нарушающих права и свободы граждан, в случае их обращения в суд с соответствующим заявлением.
Таким образом, судебная власть - самостоятельная ветвь государственной власти РФ, осуществляемая независимым судом в установленной законом форме и направленная на реализацию предоставленных полномочий; способность и возможность суда оказывать влияние на людей и социальные процессы в обществе.
Существенным моментом в деятельности суда является проблема независимости судей. Это право закреплено ст. 120 Конституции РФ. Согласно ей судьи подчиняются только Конституции и федеральным законам. Ни одной государственной власти не дано право осуществлять контроль за решениями суда. Ни Президент, ни Правительство не вправе вмешиваться в деятельность судов.
Одной из основных гарантий независимости судей от законодательной и исполнительной власти является несменяемость судей, которая означает, что после наделения судьи полномочиями действительность полномочий судьи в России не ограничена определенным сроком (ст. 121 Конституции РФ).
Также, определенной гарантией независимости судей является их неприкосновенность (ст. 122 Конституции РФ). Это положение распространяется на всех судей независимо от должности.
Особое положение суда и специфика судебной власти дают основание выделить ряд характерных признаков судебной власти - это, прежде всего, самостоятельность, подзаконность, исключительность и полнота.
Самостоятельность (осуществление судебной власти только судом) означает, что суд не делит свои функции с иными государственными органами, являясь автономной ветвью государственной власти. Вместе с тем, это не значит, что судебная власть противостоит органам законодательной и исполнительной власти. Если внешняя самостоятельность означает ее неподчиненность иным структурам государственной власти, то внутренняя обеспечивается структурой автономного руководства со стороны вышестоящих судов.
Подзаконность судебной власти находит свое выражение в том, что суды (судьи) действуют в точном соответствии с законом и не вправе в своей деятельности отступать от требований закона по мотивам так называемой целесообразности.
Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой другой орган или должностное лицо не вправе осуществлять функцию правосудия и использовать принудительные полномочия суда. Не допускается возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта и применения использованных судом мер принуждения до тех пор, пока ранее принятое решение не отменено судом в установленном порядке.
Полнота судебной власти - это безусловное и обязательное исполнение всех судебных актов на территории РФ государственными органами и должностными лицами, т.е. применение мер государственного принуждения и иных способов воздействия, определенных судом в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
3. Судебная система Российской Федерации.
Под судебной системой понимается установленная Конституцией России и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
Все суды России подразделяются на федеральные суды и суды субъектов РФ. Порядок образования и деятельности первых устанавливается на основе Конституции России федеральными конституционными законами, а вторые - с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.
Федеральные суды, в свою очередь, разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Суды общей юрисдикции РФ, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.
Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.
Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации могут создаваться самими субъектами. Порядок рассмотрения дел в этих судах устанавливается законами субъектов РФ. Финансирование этих судов осуществляется за счет средств субъектов РФ.
Мировые судьи входят в общую систему судов Российской Федерации. В их компетенцию входит рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных спорах, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.
Единство судебной системы предопределяет многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями.
С точки зрения организационных связей, систему судов принято делить на звенья: основное, среднее, высшее.
Суды общей юрисдикции: 1. Основное звено - районные суды; гарнизонные военные суды. 2. Среднее звено - суды субъектов РФ; окружные (флотские) военные суды. 3. Высшее звено - Верховный Суд РФ.
Арбитражные суды: 1. Основное звено - арбитражные суды субъектов РФ; 2. Среднее звено - окружные арбитражные суды; 3. Высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ относится к высшему звену федеральных судов.
Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории, то функциональные связи определяются понятием "инстанция". Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.
Правосудие по первой инстанции - это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого. Дела по первой инстанции рассматривают все суды.
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена, но в любом случае всегда в вышестоящем.
Особенность апелляционной инстанции в том, что, отменив решение суда первой инстанции, этим же судом одновременно дело может быть рассмотрено заново с вынесением нового решения или приговора.
Рассмотрение дел в порядке надзора имеет целью устранить ранее допущенные нарушения или пересмотреть дело в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.
Заключение.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что для законопослушных людей правосудие не должно представлять опасности. В действительности граждане даже могут быть благодарны, что в их государстве есть правовая система, цель которой - обеспечивать соблюдение закона в обществе.
Однако в судопроизводстве порой допускаются грубые, а в некоторых случаях и трагические, ошибки. Вместо того чтобы преступники получали наказание, а невиновные - защиту, часто случается, что ни в чем не повинные люди несут наказание за преступления, которых они не совершали. Почему же такое происходит?
Все дело в том, что судебная система справедлива и надежна настолько, насколько справедливы и надежны люди, создавшие ее и управляющие ею. Людям свойственно ошибаться, быть нечестными и иметь предубеждения. Поэтому неудивительно, что установленная людьми судебная система обладает всеми теми же недостатками, что и сами люди. Когда дело передают в суд, на принятие решений влияют не только показания свидетелей (часто заведомо лживые), но и данные судебной экспертизы, процедуры которой невероятно сложны. Бывает, что данные экспертизы вызывают настоящие споры между судебными экспертами. Реализация судопроизводства порой подвержена противодействию и давлению со стороны других ветвей власти, что также влияет на принятие судом ошибочного решения.
Я абсолютно согласна с высказыванием Апелляционного суда Великобритании, который в 1991 году подчеркнул: "Ни от одной системы, созданной людьми, нельзя ожидать совершенства".
Все же, несмотря на несовершенство судебной системы, мы можем быть благодарны за возможность использовать различные законные средства, чтобы исправить несправедливость, допущенную, в некоторых случаях, судом.