Одним из успехов распространения христианства в мире являлось то, что это была религия для неудачников, как и любая другая религия спасения. Можно было быть самым отвратительным ничтожеством на Земле, которое ничего не смогло добиться в реальной жизни из-за своей лени и глупости, даже можно было быть самым отвратительным грешником, но как только ты начинал соблюдать какие-то определённые правила, то сразу же повышался в глазах общества или в своих собственных, так как знал, что из-за своей праведной жизни тебе был уготован рай, а остальным неверующим - ад.
И в современный день христианство призывает людей к позициям типичных неудачников. Оно не призывает людей к труду, саморазвитию, самостоятельному мышлению и умению преодоления жизненных трудностей. Наоборот, оно призывает к смирению лишений "потому что у Бога есть неведомый план, согласно которому они происходят", терпению собственных неудач и даже откровенному насилию со стороны врагов, где, если тебя ударили по одной щеке, тебе нужно подставить для удара вторую. Это не говоря о том, что, когда это науськивание не срабатывает, то адептов религии призывают испытывать "маленькие радости" в жизни, т.е. к уходу от действующей реальности. Например, испытывать радость от просто поглощения пищи или тепла от солнечного света, чтобы не замечать свои большие проблемы на работе, в личной жизни или в политике. Людей завлекают таким образом жизнью простых овощей и даже психических больных в состоянии катарсиса. Воистину в таких случаях из людей хотят сделать безжизненные куски камней, бесцельно лежащих на дороге, чем разумными живыми существами.
Сам по себе сюжет писательницы Джоан Роулинг напоминает собой продолжение сюжета христианской морали. И дальнейшем я собираюсь это доказать.
Начнём с того, что главный герой Джоан Роулинг практически с самого начала испытывает чуть ли нечеловеческие невзгоды и лишения в жизни. И это понятно. Практически все герои книг сталкиваются с какими-то трудностями, с которыми им приходиться бороться. Но отличительной особенностью Гарри Поттера становится то, что для преодоления всех своих невзгод или трудностей он практически ничего не предпринимает. Он успешен в новом для себя волшебном мире лишь потому что вовремя родился и оказался вовремя в одном месте.
Это мечта неудачника - ничего не делая добиться успеха в обществе. Именно поэтому так популярна тема, того, как герой, буквально не имея никаких особых личных качеств, вдруг из никого превращается в нечто значимое. Гарри Поттер популярен лишь потому, что он "мальчик, который выжил". Никаких усилий или личных заслуг его в этой популярности нет. Не прикладывает он их и для дальнейшего развития. Чтобы сблизить Гарри Поттера с образом типичного неудачника, Джоан Роулинг сознательно придаёт ему невзрачную щуплую внешность и подобную же невзрачную учёбу в Хогвартсе. Характерно и то, что писательница оперирует понятием "любовь", присущим для христианства (любовь к своим врагам, неудачам и т.д.)
Гарри Поттер при этом представляет из себя уникальное воплощение самолюбия автора. Удивительным образом, без каких-то особых дел и выдающихся качеств этот мальчик заставляет крутиться вокруг себя остальных персонажей. Это само воплощение эгоистического начала. На самом деле Гарри Поттер никого не любил в этом мире больше себя. Он понимает лишь любовь к себе, как, например, любовь матери. Отсюда весьма невыразительное описание его любовных похождений.
В реальном мире Гарри Поттер, пусть хоть и под давлением внешних обстоятельств, продолжает оставаться абсолютным ничтожеством, зато в "потустороннем" волшебном мире он сама знаменитость и центр всей борьбы. Это схоже с христианской моралью, говорящей о необходимом страдании в реальном мире и обретении счастья в загробном. Только для Гарри Поттера загробный мир - это волшебный мир, куда он попал. В книге складывается неосознанный посыл, что его успех в волшебном мире обеспечен только тем, что он до конца терпел в реальности свою жизнь неудачника и полного чмо.
Все какие-то особые и выдающиеся "заслуги" Гарри Поттера являются ничем иным, как высосанными из пальца. Ничто выдающиеся не является его личным достижением: будь это некое заклинание "любви", оберегшее от Волдеморта, или то обстоятельство, что он выжил. Становление самым юным ловцом команды в квиддич является же сомнительным успехом. Вообще квиддич - это апофеоз мифологии всех неудачников.
Споймать свой снитч.
Странная игра в квиддич, представленная в книге, является ничем иным, как игрой, придуманной для неудачников. Вдумайтесь только: в игре представлено всего семь игроков - трое охотников (основные полевые игроки, которые забивают игровые голы), вратарь (здесь и так всё понятно), двое загонщиков (очевидно, что введены чисто для развлечения - это что-то вроде американских футболистов посреди европейских) и самый странный игрок - ловец, от которого, по сути, зависит вся игра. Как только он ловит снитч, то игра останавливается и его команда получает сто пятьдесят очков, что в пятнадцать раз больше, чем один забитый гол охотником.
Вместе с логичным вопросом о смысле существования всех остальных шести игроков, кроме ловца, само по себе амплуа ловца в команде - это типичная жизненная позиция неудачника. Представьте себе чмо, которое не умеет перепасоваться основным игровым мячом и стоять на воротах, ну или даже отбивать перед собой битой бладжер. Оно абсолютно бесталанно и всю игру держится где-то в стороне, чтобы всего лишь один раз случайным образом увидеть единственный мяч и схватить его. Ничего не напоминает?
Это позиция типичных бездельников, которые всю жизнь проводят в скупке лотерейных билетиков, чтобы один раз и навсегда сорвать "джекпот". Они ровным счётом ничего не делают для улучшения своей жизни, предпочитая отдаваться лишь пустым мечтам о лучшей доле в своей судьбе. Эдакие Емели на печи, мечтающие споймать золотую рыбку (кстати в квиддиче снитч сделан золотистым), не затрачивая на это никаких особых сил. В жизни в своём огромном большинстве закономерно представляют из себя жалкие ничтожества, ничего не сумевшие добиться, лежащие на диване, плохо одетые, дурно пахнущие, так как не в состоянии даже следить за собой. Именно для таких ничтожеств было придумано амплуа ловца, как и вся игра квиддич, где такое ничтожество, как ловец, играет определяющую роль.
В то время, как охотники и вратари, даже те же самые развлекающие загонщики, вынуждены "пахать" всю игру, разыгривая различные комбинации, придумывая игровую тактику, ловец здесь оказывается ни при чём. Катайся себе на метле, следи за основными событиями со стороны, как это делаешь всегда в жизни, и жди момента - вот и вся тактика, не требующая особого ума, мастерства, но вместе с тем, приносящая ловцу всеобщий почёт и уважение. Потому что каждый ничтожный неудачник при всяком отсутствии своего деятельного участия в жизни считает себя гораздо значимым в обществе, чем те, кто привык всю жинзь трудиться и деятельно добиваться своих целей.
Одна из популярностей книги как раз обусловлена тем, что таких неудачников в обществе подавляющее большинство. Они чувствуют, что не смогли реализоваться в жизни, но, не предпринимая особых усилий для улучшения своей жизни, они ждут счастливого случая, подобно поимке снитча, который заставит их себя почувствовать себя значимыми и уважаемыми людьми в глазах других.
|