Артемкина Дина Радикона : другие произведения.

От платка до коляски: как перемещают малышей в разных частях света

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "От платка до коляски" - это история для детей о способах перемещения малышей. Как "транспортировали" младенцев в те времена, когда колясок еще не было? И когда, собственно, появилась первая коляска? А как сейчас перемещают детей в Африке? А на севере? И можно ли ездить на прогулку в... кроватке? Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей книжке.

  Артемкина Дина Радиковна, d.artemkina@yandex.ru

  ОТ ПЛАТКА ДО КОЛЯСКИ: КАК ПЕРЕМЕЩАЮТ МАЛЫШЕЙ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ СВЕТА
  Знаете ли вы, как вы передвигались, когда были совсем маленькими? Такими маленькими, что не умели еще ни ходить, ни бегать? Ну да, скажете вы, ползком, конечно же. Да, дома вы, наверное, ползали. Но как же вы перемещались вне дома - на прогулке или когда отправлялись с родителями в гости? Дайте-ка я угадаю. Скорее всего, мама возила вас в детской коляске. Или носила в рюкзачке или слинге.
  Дело в том, что испокон веку для перемещения детей используются эти два способа. В разных точках земного шара в разные эпохи детей или носили на себе или - позже - катали в коляске. Но приспособления для транспортировки детей в разных странах использовали разные - ведь перемещать их приходилось в совершенно разных условиях. А бывало, что и не перемещали вовсе. В средневековой Европе, например, считалось, что младенцам нечего высовываться на улицу.
  Самым первым приспособлением для переноски детей была тканевая перевязь, в которой ребенок находился, как на руках матери. Коляски появились гораздо позже, зато быстро завоевали популярность у молодых мам. Но некоторые народы (в Африке, в Китае, в Арктике) по-прежнему носят детей на себе.

  А КАК У ЗВЕРЕЙ?
  Должно быть, вы уже вспомнили про кенгуру, которая носит своего детеныша в сумке. Действительно, у кенгуру, коал, опоссумов детеныши рождаются настолько неприспособленными к самостоятельной жизни, что им приходится 'дозревать' в материнской сумке. Но не только сумчатые звери по-особенному заботятся о своих малышах. Лебеди, крокодилы, львицы и многие другие животные переносят на себе детей в случае необходимости. А маленькие бабуины, орангутанги и шимпанзе, едва родившись, цепляются за шерсть мам-обезьян, и проводят на маминых животе или спине несколько месяцев!

  ПЕРВЫЕ ПЕРЕНОСКИ
  Давным-давно предки человека тоже передвигались на четырех конечностях и были покрыты шерстью. И детишки, как маленькие обезьянки, крепко держались за мамину шерсть и путешествовали на маме. Когда человек встал на две ноги, забота о перемещении ребенка легла на плечи матерей. Ребенок теперь рождался совершенно беспомощным и беззащитным. Он не умел ни самостоятельно передвигаться, ни держать голову. И даже шерсти, за которую он мог бы ухватиться, на теле у мам не осталось. И теперь уже матери пеклись о том, чтобы малыши не остались на съедение диким зверям, и носили их на руках. Пока ребенок был маленьким и весил всего несколько килограммов, это было совсем не сложно. Но, подрастая, ребенок становится тяжелее. А если матери нужно еще и работать - собирать корм или хворост? И матери стали использовать перевязи, помогающие постоянно держать ребенка при себе, облегчающие переноску и в то же время освобождающие матери руки. Считается, что появились они 50 тысяч лет назад.   Сейчас нам уже не узнать, какими были самые первые переноски, но делались они, скорее всего, из того же материала, что и одежда. Ведь в странах, где подобные приспособления используются и поныне, они часто являются частью костюма. Вероятно, поначалу их делали из шкур животных, а уже потом из ткани.

  Самое первое изображение тканевой перевязи нашли на рельефе из гробницы фараона Хоремхеба в Саккаре, Египет (XIV век до н.э.). На рельефе изображена женщина, несущая двух детей. Один из малышей находится в перевязи.

  Когда трудно понять, что именно было в древности, обращаются к жизни современных нам народов, находящихся гораздо ближе к природе, чем к цивилизации. Считается, что все народы проходят в своем развитии одни и те же этапы. Поэтому, изучая самобытные племена Африки, Южной Америки, Азиатских стран, можно понять мировосприятие тех, кто жил раньше. К тому же обычно такие народы сохраняют традиции своих предков - в том числе и традиции ношения детей.

  АФРИКА.
Африка считается прародиной человечества, ведь именно здесь ученые нашли останки самых первых людей и их предков. И как раз на Африканском континенте сохранилось множество народностей, живущих точно так же, как они жили столетия назад. Только представьте себе, маленькие коренные жители Африки не ходят в школу. Но они обучаются тому, что знали и умели их предки: выживанию в саванне, охоте, пению и танцам. Когда дети становятся старше, они проходят инициацию - специальный ритуал, после которого общество считает их взрослыми.   Одна из народностей Африки, сохранивших самобытность, - масаи, полукочевое племя, обитающее в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Вся домашняя работа у масаи лежит на женских плечах, потому что мужчинам-воинам не пристало заниматься чем-то, кроме выпаса скота (пока дети маленькие и не могут взять на себя эту обязанность) и защиты своей семьи от чужаков. А женщины готовят, доят коров и ухаживают за ними, ходят за водой (иногда за несколько километров), при кочевье возводят жилища и чинят их. Когда женщине нужно идти за водой или хворостом, она берет младенца с собой. Ведь ее соплеменницы тоже работают и не могут присмотреть за малышом. Ребенка сажают за спину и привязывают к себе с помощью большого платка. Середина платка оказывается под попой у малыша, а его концы завязываются спереди - на животе и груди у мамы. Тех, кто помладше и еще нуждается в частых кормлениях, носят 'на бедре', то есть на боку.
  Многие другие африканские племена также использовали и продолжают использовать платки и просто куски ткани для переноски детей. В жарких странах младенцев нужно кормить очень часто - несколько раз в час, чтобы избежать обезвоживания. Поэтому матери удобно постоянно держать на себе ребенка: в любой момент она может покормить его. Африканские платки - капулана, пагнэ, кикой, канга и другие - могут при необходимости стать и юбкой, и накидкой, и полотенцем, и скатертью, и средством для переноски детей или тяжестей. Подобные платки представляют собой прямоугольный кусок ткани, обычно хлопчатобумажной и с ярким рисунком.
  Самый распространенный способ переноски ребенка - такой: длинные стороны платка завязываются узлом. В получившееся кольцо из ткани продевается одна рука и голова того, кто несет ребенка. В результате образуется мешочек, где и располагается малыш. Совсем маленького кладут горизонтально - точно так же, как он лежал бы на руках у матери. Когда малыш подрастает и все больше интересуется окружающим миром, его начинают носить вертикально: на бедре - тогда его ножки обхватывают материнский бок - или за спиной, как живой рюкзачок.
  Чем бы ни занималась мать - прибиралась в доме, шла за водой, искала пищу, шила одежду или делала украшения - ребенок с ней и участвует во всех ее делах. Движения матери убаюкивают его, он чувствует себя уютно и спокойно и засыпает прямо в перевязи. Носят детей не только матери. Часто им помогают бабушки, сестры и старшие дети. Существует даже такая африканская поговорка: 'До трех лет носят тебя, после трех - носишь ты'.

  Платки и шали издавна используются для переноски малышей в самых разных точках земного шара. Мексиканки носят детей в ребозо. В Гватемале подобный платок называется пэррахэ. В Индонезии для этой цели используется селенданг. В Камбодже - крама. В Уэльсе и Шотландии - шали. И везде эти платки - не только средство для переноски детей, но и часть национального костюма.

  АРКТИКА.
В теплом климате носить детей на себе одно удовольствие, главное - одеться полегче, чтобы маме и малышу не было жарко от тесного контакта. Но как же быть в том случае, если с океана дует ледяной ветер, а температура около 30 градусов мороза? Конечно, можно одеть малыша потеплее и примотать к себе шерстяным платком или сшить перевязь из шкур. Но инуиты придумали более удобную экипировку.
  Инуиты, или эскимосы, - это самый северный народ, населяющий земли от восточного края Чукотки до Гренландии. Жизнь за полярным кругом требовала от них особой выносливости. Эскимосам удалось приспособиться и к холоду, и к однообразному рациону. Инуиты едят много мяса (тюленей, моржей, оленей) и рыбы - часто даже в сыром виде - и считают, что мясная диета помогает им сохранить тепло и делает их тела здоровыми. Они верят, что, охотясь на зверей, заключают с ними договор: животное соглашается отдать людям свою силу, и она переходит в тело человека.
  Одежду эскимосы шьют из шкур убитых животных. А для переноски маленьких детей используют специальные куртки 'амаути'. В их языке есть даже особое слово для малышей, носимых таким способом, - 'амок'. У амаути очень большой капюшон. Со стороны кажется, что ребенок сидит в капюшоне, но он находится внутри куртки. Обхватил ножками мамину спину, а специальные ремни удерживают его от сползания вниз. Благодаря широкой горловине и просторному верху мама может перевернуть куртку спереди назад и покормить малыша. Амаути шьют из тюленьей кожи, оленьего меха или толстой шерстяной ткани. Подол куртки может быть ровным или удлиненным сзади, наподобие хвоста. Раньше его украшали ракушками и бусинами, которые должны были отвлекать злых духов, сверкая при ходьбе. А еще, сев на хвост и взявшись за его конец руками, женщина может удобно съехать с горки.

  ПУТЕШЕСТВИЕ В... КРОВАТИ
  Помните стихотворение про самоходную кровать? В нем мальчик мечтал не вылезая из постели завтракать, умываться, ездить в школу. Да что в школу, он и в морские глубины не прочь был опуститься, но только в родной кровати!
  'Или лучше, чтоб кровать
  Могла по воздуху летать,
  Чтоб имела два крыла,
  Убирать бы их могла,
  А большое одеяло
  Мне б кабину заменяло!' (А. Митта 'Чудо-кровать')
  А вот маленькие представители некоторых народов действительно проводили все свое время в кроватях. Не летали, конечно, но и ели, и спали, и получали свои первые впечатления, не выбираясь из люлек. Коренные жители Северной Америки, северные народы России и Скандинавских стран носили своих детей в крошечных кроватках, которые называют люльками. Делались они из бересты или дерева, обшивались замшей или мехом и часто передавались от старшего ребенка младшему, являясь не только предметом первой необходимости, но и семейной реликвией. Люльку можно было нести в руках или на спине - она достаточно легкая, а ребенок прочно закреплен внутри нее.

  На севере Финляндии, Швеции и Норвегии, а также в Мурманской области России живут лопари (или саамы). Этот народ до начала XX века вел полукочевой образ жизни: лопари перемещались туда, где был корм для оленей. Несколько зимних месяцев они жили на зимних стоянках, рядом с богатыми ягелем угодьями. А с наступлением весны переходили на летние пастбища или следовали за оленьими стадами.
  Лопарская люлька по форме напоминает лодочку, она выдолблена из дерева и обтянута тонкой оленьей кожей. В изголовье - дуга, на которую крепится маленький полог, защищающий ребенка от ветра и насекомых. Люлька с ребенком туго зашнуровывается, так что при перемещении он точно из нее не выпадет. Правда, и двигаться в таком коконе почти невозможно. А ведь детей держали в люльках порой до полутора лет. Даже для кормления лопарки не вынимали детей из люльки, а подносили ее к груди.

  На севере России, где тоже еще до недавнего времени использовались люльки, существовало поверье: тот, кто рано начал ходить, не проживет долго. Поэтому малышей в колыбельках держали еще дольше - до двух-трех лет. У некоторых народов (селькупов, хантов, манси, орочей) были даже специальные дневные люльки - с приподнятой спинкой. В них дети могли находиться в сидячем и полулежачем положении. Селькупы, коренные жители Западной Сибири, придавали особое значение материалу люльки. Для мальчиков ее борта делались из ели, а для девочек - из березы. Если колыбель была новой, жители севера проводили обряды очищения. Например, помещали в колыбель молоток и нож (чтобы вырос хороший охотник), щенка или птичку (чтобы не болел). К люльке подвешивались зубы и когти диких животных, монеты, бусины. Они призваны были оберегать находившегося в колыбельке ребенка от злых духов.

  В Северной Америке и Канаде детей носили в люльках-коконах. А индейцы племени навахо (самого многочисленного индейского народа Северной Америки) делают это до сих пор. Плоская основа из дерева или коры обтягивалась оленьей кожей или шкурой. Туда помещался ребенок, которого туго пришнуровывали. И с помощью специального ремня люлька закреплялась на спине у матери. При необходимости женщина могла подвесить люльку на ветки дерева или прислонить к стволу. Так что ребенок большую часть времени находился в вертикальном положении. Индейцы считали, что благодаря жесткой основе спинки ребенок будет иметь ровные ноги и сильную спину. Над головой ребенка помещался полукруглый козырек, который защищал его от ветра и солнца. К козырьку прикреплялись яркие бусины, которые развлекали ребенка. А в люльку с той же целью помещали душистые травы. Впрочем, ребенку недолго удавалось поиграть с ними: во время переходов его ручки прятали за шнуровку. Дно люльки устилалось мхом, пухом, лишайником, измельченной корой. Эти материалы впитывали влагу (ведь подгузников тогда не существовало), и по мере загрязнения заменялись на новые.

  Но далеко не у всех народов принято было носить детей на себе. Там, где люди жили большими семьями, за ребенком всегда было кому присмотреть. И его оставляли дома. Так издавна поступали в Индии. Индийские семьи на удивление велики - в доме может жить до 60 человек. Молодой маме не нужно работать, о ней заботятся родственники.
  Жители Древней Руси тоже жили большими семьями. Конечно, не такими многочисленными, как в Индии. Но все-таки в доме было несколько женщин. Так что если матери нужно было идти работать, младенца оставляли дома под присмотром родственников. Ребенка укладывали в колыбель, которая называлась зыбкой, и подвешивали ее к потолочной балке.
  При необходимости зыбка становилась и первым транспортом ребенка. Взрослый нес малыша, не вынимая из кроватки. Очень редко младенца носили в платке или в подоле (так в некоторых местностях назывался не только край платья, но и передник). И все-таки старались не оставлять младенца без люльки. Считалось, что без нее ребенок становится беззащитным перед злыми духами. А приподнятая высоко над землей зыбка охраняла его.

  В мире существует еще множество способов ношения детей. В Шведской провинции Даларна использовали для переноски малышей кожаные сумки под названием боэг. Некоторые народности Китая носят детей в корзинах, которые используются и для других хозяйственных целей. Есть и еще один необычный для нас способ переноски - на голове. Ребенок удерживается за спиной несущего с помощью налобной лямки! Так и сейчас носят детей и другие грузы дикие племена Африки, Азии, Австралии, Южной Америки.

  ПЕЛЕНАНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
  В европейских странах на протяжении многих веков маленьких детей принято было пеленать. Пеленание было самым простым, удобным и экономичным способом сохранить тепло маленького человечка. Кроме того, люди считали, что пеленки выпрямляют тело малыша и только благодаря этому он вырастет стройным и красивым. Ребенка пеленали по меньшей мере шесть месяцев после рождения, а если стояло холодное время года, то и дольше. Конечно, туго свернутый кокон с ребенком неудобно было бы носить в тканевой перевязи. Но, по всей видимости, такой необходимости и не существовало. С ребенком не ходили гулять, считая, что он должен постоянно находиться в тепле. А если все-таки нужно было куда-то пойти с ним, просто носили на руках. Женщины из низшего сословия порой брали детей на работу. Спеленатого малыша можно было просто положить на землю или подвесить на ветви дерева.   Традиция пеленать ребенка просуществовала очень долго. В XVIII веке доктора начали протестовать против этого обычая. И постепенно, в течение XVIII-XIX веков высшая знать и средний класс Европы и Америки отказалась от пеленания. Но простые люди продолжали пеленать своих малышей вплоть до XX века, а кое-где и дольше.

  ПЕРВЫЕ КОЛЯСКИ
  Первые предки современной коляски создавались вовсе не для транспортировки. Это были тележки для игры и детских забав. В крошечные повозки, больше напоминавшие садовые тачки, впрягали собак, козочек, пони. Их могли катить старшие дети или слуги. То-то радости было проехаться в таком экипаже! Даже сам царевич Алексей, сын Петра I, в детстве катался в подобном 'потешном возке'.
   Первая прогулочная коляска тоже была еще не коляской в нашем понимании, а небольшой повозкой, в которую впрягался пони или ослик. Ее спроектировал в 1733 году английский ландшафтный архитектор Уильям Кент. Он выполнял заказ Уильяма Кавендиша, третьего герцога Девонширского, который был отцом шестерых детей.
  Другие знатные люди тоже стали заказывать коляски для своих детей. Делались они по индивидуальным проектам и напоминали уменьшенные копии конных экипажей. Громоздкие, тяжелые и неудобные, они были скорее произведениями искусства, чем средством транспортировки. Коляски инкрустировались дорогими тканями, кожей, драгоценными металлами. На протяжении целого века они оставались символом статуса, роскошью. И все это время их приходилось тянуть за собой за оглоблю.
  Также для перевозки детей использовались простые деревянные повозки с прямыми жесткими сиденьями (они подходили и для перевозки любого другого груза), но и такой способ был редкостью. Большинство людей продолжали носить своих младенцев и малышей на руках.

  ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА: НЕБЫВАЛАЯ РОСКОШЬ
  Годы с 1830 по 1900 вошли в историю как Викторианская эпоха. Во время правления английской королевы Виктории превыше всего стала цениться крепкая семья. Матери старались сами ухаживать за своими детьми, не перекладывая эту обязанность на нянек и кормилиц. И тон задавала сама королевская семья: Виктория и Альберт прожили вместе 55 лет и вырастили девятерых детей.
  Родители стремились как можно дольше продлить детство своих малышей, и именно в этот период распространилось множество предметов для ухода за ними: высокие стульчики для кормления, прыгунки, детские качели, кроватки. В домах появились специальные комнаты для детей - детские. А прогулочные коляски стали необычайно популярными.   В 1853 году английский изобретатель и предприниматель Чарльз Бартон получил патент на детскую коляску. Бартон совершил революционный шаг: коляску теперь нужно было толкать перед собой, а не тянуть, как раньше. Модель Бартона была трехколесной и могла складываться. Ребенок в такой коляске сидел спиной к везущему, и в ней можно было возить лишь подросших детей, для младенцев она не годилась. Коляску такого типа приобрела для своих детей молодая королева Виктория. Говорят, именно с ее легкой руки прогулки с малышами по паркам стали так популярны.
  Толкание облегчило использование коляски, но удобство и безопасность маленьких пассажиров были по-прежнему менее важны, чем внешний вид. Коляски все еще стилизовали под экипажи для взрослых - фаэтоны. Их снабжали кружевными зонтиками от солнца, габаритными огнями и мягкими брюссельскими ковриками. Но только самые дорогие модели были подвешены на рессоры, благодаря чему ребенка, сидящего в коляске, не слишком трясло при езде.
  Ближе к концу XIX века коляска, наконец-то, обрела свой собственный, отличающий ее от взрослых экипажей, внешний вид. Появилась большая плетеная корзина, подходящая для малышей, которые еще не умели сидеть. Благодаря усовершенствованиям американского изобретателя Уильяма Ричардсона коляска стала более удобной. Раньше колеса и оси были цельнолитыми, поэтому колеса не могли поворачиваться по отдельности. Теперь колеса вращались независимо друг от друга, что добавило коляске маневренности. Кроме того, Ричардсон запатентовал поворотный механизм, так что теперь корзину можно было развернуть на 180 градусов и ребенок оказывался сидящим лицом к матери. Менялся и городской ландшафт: больше стало общественных парков, дороги начали покрывать асфальтом, по которому удобнее было катать коляску.
  И главное: производители колясок наконец-то стали ставить на первое место комфорт и безопасность малышей, а не красивый внешний вид. Коляски постепенно теряли свой вычурный облик. Производители отказались от ворсистой обивки и бархатных ковриков. Кружевные зонтики сменились более функциональным 'капюшоном', защищающим от ветра, дождя и посторонних взглядов. Коляски стали более низкими, а значит, и более устойчивыми. Уменьшились колеса, и появилась подножка, так что подросшие малыши теперь могли сами забираться и вылезать из коляски.
  К началу XX века модели колясок уже не носили громкие названия 'Принцесса' и 'Герцогиня', но позволить себе коляску все еще могли далеко не все.

  XX ВЕК: ВСЕОБЩАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
  На протяжении прошлого века менялся не только внешний вид колясок, но и отношение к ним: из символа высокого общественного положения они постепенно превратились в предмет всеобщей необходимости.
  Первые изменения коснулись материалов, из которых делались коляски, и были связаны с успехами промышленности. После Первой мировой войны вместо дерева и лозы начали применять брезент, резину и пластмассу. Коляски становились более легкими, а их производство удешевлялось.
  После войны в Европе и США родилось очень много малышей. Ученые называют такие всплески рождаемости демографическими взрывами. Так что рынок детских товаров содрогнулся от нашествия родителей, жаждущих одеть и накормить своих крошек. А где есть спрос, там появится и предложение. И чем больше выпускалось колясок, тем дешевле они становились. Так что вскоре их смогли покупать и те, кому раньше они были недоступны. Внешне коляски 1920-х годов уже сильно напоминали современные: глубокая корзина, капюшон, который при необходимости складывается, сравнительно небольшие металлические колеса в резиновых 'покрышках'.
  После Второй Мировой Войны случился второй беби-бум (демографический взрыв). Теперь купить коляску могли практически все. Правда, у массового производства есть один существенный недостаток - безликость и однотипность производимых товаров. В 1950-е началось и массовое производство детских колясок в СССР.
  Следующий этап в истории колясок связывают с именем англичанина Оуэна Макларена, который в 1965 году изобрел новую складную модель. В прошлом Макларен был авиаконструктором, участвовал в разработке шасси самолета-истребителя перед Второй мировой войной. И конечно, он знал, как сделать конструкцию легкой, просто складывающейся и при этом выдерживающей большой груз. Рассказывают, что мысль создать легкую, безопасную и прочную коляску появилась у него благодаря собственному внуку. Его дочь прилетела к нему в гости из США и привезла маленького сына и громоздкую коляску. Использовав тонкие алюминиевые трубки, Макларен сконструировал коляску-трость, которая складывалась как зонтик и весила всего 3 килограмма. Конечно, и складные, и сидячие прогулочные коляски были известны и прежде. Но именно изобретению Макларена была суждена долгая жизнь. Люди уже активно путешествовали поездами и самолетами, и коляски-трости оказались в этом незаменимыми помощниками.

  А СЕЙЧАС?
  С тех пор с колясками произошло не так уж много изменений. Конечно, коляски делают из современных материалов, но внешне они не слишком отличаются от колясок наших бабушек. Зато, кроме люлек, тростей и колясок-трансформеров (из лежачего положения они переходят в сидячее), можно найти совсем необычные. Например, коляски для бега - на трех больших колесах, быстрые и маневренные. Ведь наличие маленьких детей - не повод перестать заниматься спортом! Бывают и велосипедные коляски - короба, которые прикрепляются сзади к маминому или папиному велосипеду. Вы, наверное, видели коляски для двойни. А бывают варианты и для тройняшек и даже для четверняшек. Есть и коляски для разновозрастных детей: старший еще не ходит самостоятельно, а уже появился новенький младенец. Вот и соединяют в одну коляску люльку и прогулочную модель.
  Но что интересно, в конце XX века стало распространяться слингоношение (от английского слова sling - перевязь, ремень) - использование разнообразных перевязей для переноски детей. Отчасти вследствие модной тенденции 'возвращаться к истокам' (хотя бы чужим, африканским, к примеру). Отчасти - благодаря желанию продолжать полноценную жизнь с маленьким ребенком на руках. И конечно, множество людей, которые носят детей на себе, верит, что их малыши вырастут спокойными и уверенными, если как можно больше будут контактировать со взрослым. Для переноски детей используются слинги-шарфы, слинги с кольцами, май-слинги, эрго-рюкзаки, ребозо, даже амаути. Наши современники стремятся приспособить для себя и прочую экзотику со всех концов света, не задумываясь порой, что ребенка можно носить в любом большом платке, как это до сих пор делают в Африке.

  При написании книги автор узнала много нового и благодарит за это писательницу Карин Калверт ('Дети в доме: материальная культура раннего детства, 1600-1900', НЛО, 2009), слингоконсультанта Аллу Корнилову (http://mama.tomsk.ru/babywearing/ethnic.html), исследователя изобретений Александра Мицкевичуса (http://top100invent.blogspot.com/2013/01/baby-transport-part-1.html), а также создателей статей википедии и других интернет-ресурсов: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21907/, http://ethnic-carriers.livejournal.com/. Автор также благодарит Юлию Смирнову за редактирование текста и поддержку.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"