Практически везде и у всех есть сегодня фарфоровая посуда. В средние же века в Европе фарфор был вообще не известен, а производили его лишь в Китае. Китайские сановники высоко ценили фарфор, преимущественно белый. Красный фарфор, если таковой получался, разбивали. Из фарфора делали не только посуду, но и корыта для мытья, и даже строили целые башни, а иногда и дома. Считается, что фарфор появился в 4-6 вв. Н.Э. Но протофарфор, т.е. его древнейшая разновидность, существовала и раньше. В Китае был даже городок, построенный из фарфора, и не только дома, но тротуары. Там жили мастера по выделке фарфора. Конечно, они были бесправны и угнетены.
Технология получения фарфора держалась в тайне. Арабские купцы привозили фарфор из Китая, подвергаясь быть ограбленными, ибо ценили тогда фарфор наравне с золотом. Фарфор упоминается вместе с описанием других сокровищ у арабского историка Макризи. Первый русский путешественник побывавший в Китае и видевший фарфор - тобольский казак Иван Петлин. В Европу первым привез фарфор Марко Поло. Это произошло в правление Хубилая (1215-1294, внук Чингисхана), правителя из династии Юань.
Особенность фарфора в том, что делали его из белой глины - каолина, потому он белый. А прозрачным и плотным он становился за счет обжига при более высокой температуры, чем при обжиге обычной керамики. При этом частицы глины сплавлялись, как при получении стекла.
В Европе слава изобретения фарфора принадлежит Бётхеру (Иоганну Фридриху Бётгеру (Бётхеру, как иногда пишут). Это был придворный алхимик, искавший вовсе не фарфор, а золото. Он служил при польском и саксонском короле Августе II Сильном, который и требовал от ученого золота. И за это его могли казнить, если бы он золота не нашел. Но однажды недалеко от Дрездена он обнаружил белую глину, каолин, добавил в них кварц, шпат, слепил чашечки и отправил для обжига в печь, через несколько дней он обнаружил фарфоровые чашки (март 1709). Секрет перестал быть секретом, и это спасло Бётхера от казни. Это было равноценно золоту. Был создан завод, куда принимали рабочих только после клятвы соблюдать строгую тайну, арканум, и называли их арканистами. Вскоре самого Бётхера обвинили в том, что он хотел продать тайну фарфора, и он умер в тюрьме, так и не дождавшись казни. Так его же заслуги обернулись для него неблагодарностью.
Первоначально Бётхер работал простым аптекарем у Цорна. Затем ему предоставил целую лабораторию князь фон Фюрстенберг. Но позже князь начал подозревать, что тот его обманывает, и в результате Бётхер попадает в тюрьму. К счастью, ему повезло, он находит нового покровителя, графа фон Чирнхауза, а затем и Августа Сильного. Но король держал его как пленника в замке Альбрехтсбург в Мейссене, где ему не отказывали ни в чем, кроме свободы. Он уже собирался бежать, начал переговоры с прусским королем, но все это было раскрыто.
Уже в 1707 на лейпцигской ярмарке в продаже появился фарфор. Производили его на Мейссенской фабрике, которая до сих пор является самой знаменитой в Мире.
Во Франции также была открыта фабрика в предместье Парижа, в Севре.
В Европе тогда уже многие боролись над открытием секрета производства фарфора, в Голландии, в Дельфте, научились получать массу, похожую на фарфор, а герцог Флоренции, Франческо Медичи, сам изготовил состав, близкий фарфору. Были известны записики иезуита д'Антреколя, который проник в китайский городок Дзин-де-Чжень (центр выделки фарфора), где говорилось о том, что фарфор получают из каолина. Секрет он выведал благодаря знанию китайского.
Но не Бётхер получил фарфор первым.
Существует пять чашек, которые изготовил его наставник, Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз (1651-1708). Но тот забросил работу с фарфором, переключившись на производство стекла.
В России уже в 16-17 вв. у многих вельмож в быту был фарфор, который вместе с фаянсом и керамикой называли ц е н и н о й, от слов ч и н и ц и н - "Китай". Предполагается, что фарфор назван так от персидского "фагфур", это - название у персов китайского императора. Иногда в России его называли с в и н у ш к о й. В Европе же его название также произведено от слова свинья, - п о р ч е л л а н, порка - свинья, порчелло - поросенок.
В России первым проявил интерес к фарфору Петр I. Он пригласил некоего Петр Эггербрехта, а Елизавета - немца Хунгера, людей, которые знали секрет производства фарфора. В 1744 г. в Петербурге был построен фарфоровый завод (будущий ЛФЗ). Хунгеру не удалось получить белый фарфор, он не нашел нигде белой глины, но его ученик, Виноградов (1720-1758), уже получает настоящий фарфор. Его дело продолжает мастер Воинов. Из Мейссена также пригласили Иоганна Готфрида Мюллера, назначив его главным арканистой.
Затем Екатерина II приглашает из Вены арканисту Карловского, из Севра - скульпторов Рашетта и Э.М. Фальконе. Производство было налажено. Во главе завода с 1792 г.стоял князь Юсупов Н. Б. (1750-1831), художники по росписи были русские.
Англичанин Фрэнсис Дж. Гарднер в правление Екатерины II также начал производство фарфора под Москвой, в Вербилках. В конце 19 в. его предприятие перешло к Кузнецову М.С.
В 18 в. англичанин Джозайя Сноуд разработал и создал фарфор из глины с добавлением полевого шпата и костной пыли, более термостойкий, чем обычный, блестящий и белый. В 19 в. его производство продолжили Роберт Чемберлен и Джон Роуз. Сегодня костяной фарфор, по-английски - Bone china (Слово "чайнэ" здесь: фарфор) широко известен.
КЕРАМИКА ВЭДЖВУДА.
Керамика, производимая в Берелеме в Англии, названа былп так по имени ее создателя, Джозайя Вэджвуда. В 1759 г. в сотрудничестве с Томасом Бинтешом он создал мануфактуру "Этрурия". Из нее создавали посуду, кружки, чашки, кувшины, чайные сервизы, медальоны, инталии, бюсты. Что касается керамики вообще, то она известна почти у всех народов с глубокой древности.
ФАЯНС.
У фарфора есть родственник - фаянс. Если обжечь глину слабее, чем при производстве фарфора, то частицы глины сплавятся только отчасти. Получится фаянс, в нем остаются поры, как в керамике, глиняном горшке. Он идет в настоящее время не столько на изготовление посуды, сколько - санитарной техники.
Отличить их можно по такому признаку : фарфор просвечивает, хотя толстый фарфор тоже может не просвечивать, фаянс же не просвечивает вовсе. Кроме этого изделие обычно покрывается глазурью перед обжигом, и у фарфоре нет глазури на ободке на донышке. Изделие стоит на этом ободке в печи. У фаянса этот ободок покрыт глазурью.
Название фаянса произошло от названия итальянского города Фаэнца.
ГЕОГРАФИЯ ПРОИЗВОДСТВА ФАРФОРА.
Китайский фарфор имеет несколько стилей.
Тан, 618-907
Пяти династий, 907-960
Северной династии Сон, 960-1127
Южной династии Сон, 1127-1279
Юань, 1279-1368
Мин, 1368 - 1644
Цин, 1644- 1911
Самым совершенным (периода расцвета) считается фарфор периода Мин.
После создания фабрики в Мейссене фарфор начали производить и в других странах. Производят его и в Японии. В Европе наиболее старые, первые заводы следующие.
Фарфор можно отличить также и по маркировке. Клеймо обычно ставится под глазурью на донышке. Самый знаменитый мейссенский фарфор будет иметь две перекрещенные шпаги. Есть и другие марки, но это - главный. Кроме Мейссена фарфор производили и в других городах, в Берлине, Людвигсбурге, Нимфенбурге, Фалькштедте-Рудольфштадте, Готе, Валленсдорфе, Лимбахе, Ильменау, Коппельсдорфе, Веймаре, Дрездене и др.
Высококачественный фарфор начали производить и в Польше. Фабрики в городах: Варшава, Коржец, Томашув, Хмелюв, Городница, Любартов, Романов, Белотын, Ходжеж, Валбжих и др.
Высокохудожественным является и чешский фафрфор, фабрики есть в Праге и в местечках Кисибль, Даловице, Теплице Трновани, Клаштерец.
В России наиболее известны ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод) и фабрика в Вербилках (см. выше). В советское время появились и другие, на Урале, в Сибири и т.д. До революции на изделиях Кузнецова ставилась его фамилия, у Гарднера - подпись "Гарднер в Вербилках, окруженная орнаментом. Известен завод Попова в селе Горбунове, - вензель АП, и особо известны изделия Гжеля, с характерной росписью синим кобальтом. В 1891 г. Гарднеры продали свой завод Кузнецову. Ему принадлежал также завод и в Риге.
Производили фарфор и в других странах,в Англии, Дании, Австрии, хотя фабрик там было уже меньше, чем в Германии. Но особо прославился фарфор Франции, особенно севрский. Сперва была основана фабрика в Париже в 1734 г. В 1748 г. ее перевели в Меннеси. Основатель - Ф. Барбен. В 1738 г. братьями Робером и Жилем Дюбуа была основана самая знаменитая мануфактура - в Севре. Самое распространенное клеймо - две перекрещенные буквы L, монограмма Людовика XIV. Есть надписи Sevre, R.F., вензеля руководителей мануфактуры: B - Башелье или Буазо, F -Фальконе, LR - Ла Риш. Менее известна Люневильская мануфактура.