РОМАНЫ А. ДЮМА "ТРИ МУШКЕТЁРА", "20 ЛЕТ СПУСТЯ" И "10 ЛЕТ СПУСТЯ" КАК ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИЗНИ 17 ВЕКА.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В недавние времена в школах писали сочинения на тему "Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин", как энциклопедия русской жизни". А не могут ли другие романы играть подобную роль?
В книге М. Веллера "Все о жизни" говорится, что Пушкина сегодня можно оценивать не так, как прежде. "Евгений Онегин" не так уж силен, как его преподносят литературоведы. Сюжет банальный: любовный треугольник, убийство друга на дуэли. В Европе к тому времени уже были созданы вещи сильнее, у Данте и у Шекспира. Пушкин - творец русского литературного языка в его современном варианте. Это верно. Но в 13 веке эту роль сыграл Данте Алигьери в Италии, у каталонцев, чуть позже - Рамон Льюль(Раймундус Люллиус). Говорят, что Лермонтов был бы круче Пушкина, если бы не погиб рано.
В начале июня часто звучит по радио идиотская фраза:"Пушкин - это наше всё".Так получается, что вся русская культура Пушкиным ограничивается, а Репину в ней уже и места нет. "Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт"(И. Северянин). Но стоит отметить, что в "Онегине" есть поразительная вещь, - это надо же такой роман написать онегинской строфой, в 14 строк, да еще выдержать один и тот же ритм, да еще чередовать в одной последовательности мужские и женские рифмы. Гениально. Но и на западе писали уже спенсеровой строфой, александрийским стихом и прочими способами.
Романы же Александра Дюма литературоведение серьезно не рассматривало. Они относились к разряду детской литературы, приключенческой, развлекательной. Но по объему трилогия о мушкетерах превосходит не только "Онегина", и вполне может считаться энциклопедией. Так и другие романы, но не все. Пасторальная "Астрея" д'Юрфе - не энциклопедия, "Горбун" Феваля и "Капитан Фракасс" Готье - то же. Это приключенческие романы в чистом виде.
АНАЛИЗ РОМАНОВ.
Следует рассматривать сразу всю трилогию, так как все ее части взаимосвязаны тесно.
Первое, о чем можно узнать из этих романов, это - политическая обстановка. Однако, эти романы читают дети 5-8 классов, и очень сомнительно, что школьник способен понять, что такое абсолютизм 17 века, и чем он отличается от абсолютизма времен Людовика XI. Этого и в зрелости многие не знают. Понять любовную интригу между Анной и Бекингемом еще можно, но прочувствовать до глубины души всю страсть Людовика XIV к Луизе де Лавальер в 5 классе никак нельзя. Для этого еще до пубертации дозреть надо.
Итак, политика. Нехороший кардинал Ришелье, подавляя волю слабохарактерного короля, лишает его власти и правит страной сам. Так читатель и понимает. Но на деле, напротив, Ришелье укрепляет королевскую власть, подавляя права крупных феодалов, как правило родственников самого же короля, принцев крови. Одним словом, централизует власть. Феодалы теряют независимость и вольности, становятся слугами короля. В романах Ришелье представлен, как враг короля, на деле же он - его друг. Людовик действительно слабохарактерен, не может управлять сам, а Ришелье укрепляет его власть. Поэтому говорят, что Дюма не историчен, он, якобы, искажает историю. Напротив, простой народ, обыватели, и знать таковым и воспринимала Ришелье в том веке. Ведь с веками происходит переоценка. Дюма и отображает точку зрения того времени. А хвастовство, гордыня, стычки и драки между разными подразделениями внутри одной державы - дело не редкое и в наши дни (Гривадий Горпожакс, Джин Грин Неприкасаемый*). Все события романов выдержаны в рамках истинной истории, вымысел не превышает норму, характерную для нормального художественного произведения.
Другое крупное достижение Ришелье - он практически полностью подавил гугенотов(осада Ла-Рошели, последнего оплота гугенотов). Этим заканчиваются "Три мушкетера", правление Людовика XIII и Ришелье. Преемник последнего, Джулио Мазарини, был неугоден французам, как все итальянцы, находившиеся у власти во Франции. Такие временщики преследовали личные выгоды, сидя на шее у французов. В "20 годах спустя" описывается Фронда, мятеж, гражданская война, которую организовали принцы против Мазарини, впрочем тоже для того, чтобы урвать какие-то выгоды для себя.
В следующем романе, "Виконт де Бражелон, или 10 лет спустя", тяготившийся властью Мазарини, Людовик XIV, достигнув совершеннолетия, объявляет, что будет править сам без министра. Он становится "королем-солнце", первым королем Европы, он покоряет Луизу де Лавальер. Роман заканчивается 1660-ми годами, периодом молодости Людовика XIV, маркиза де Монтеспан еще не появилась. Еще не был построен Версаль, действие происходит в Фонтенбло. Сам же главный герой,судя по названию , де Бражелон, как-то незаметен, и остается в стороне.
Зато личность Фуке, сюринтенданта финансов, на одном из первых мест. Сделав блестящую карьеру, разбогатев, он вступает в соперничество с самим королем, и не только в богатстве, но и в ухаживании за Луизой де Лавальер. Отсюда его крах. Д'Артаньян арестовывает Фуке, причем не только в романе, но и на самом деле, это факт не вымышленный. С Фуке еще соперничал Кольбер, который постоянно строил козни, чтобы сломить сюринтенданта. Дюма показывает его этаким пакостником. А пакостником-то был Фуке, - казнокрадом. А Кольбер чуть позже становится талантливым министром, укрепившим экономику Франции. С показом характеров Ришелье и Кольбера Дюма переврал, но это исправимо.
...Людовик-Солнце, как кавалер,
Знал тайну страсти идеально,
Судьба Луизы де Лавальер
Все ж трогательна и печальна...
...Пусть этот образ из прошлых эр
Глядит и тускло и банально,
Судьба Луизы де Лавальер
Всегда пленительно печальна.(И. Северянин)
В романе "10 лет спустя " затронута английская революция, казнь Карла I, реставрация Стюартов, коронация Карла II. Собственно, Фронда при Мазарини - комическое отражение трагических событий в Англии. Так что Дюма раскрыл историю Франции весьма полно. Не совсем понятна только ситуация с чином д'Артаньяна. Исторический д'Артаньян был капитаном роты мушкетеров. Рот этих было всего две. Капитаном второй был сам король. Но д'Артаньян был еще и полевым командиром в чине фельдмаршала, одновременно. В книге он становится фельдмаршалом в самом конце.
Интересен вопрос, чем были наполнены кошельки у кардиналов и гвардейцев. Если внимательно вчитываться, то уже после "Трех мушкетеров" становится ясно, что 1 ливр = 20 су, 1 су = 12 денье, экю = 3 ливра, пистоль = 10 ливрам, луидор = пистолю, или 11 ливров. Далее, по справочникам узнаем, что это римская система, она была и в Италии, и в Англии. В том же соотношении римские - денарий-солид-либра, итальянские - данаро-сольдо-лира, английские - пенни-шиллинг-фунт стерлингов. Да мало ли еще подробностей может увидеть опытный наблюдатель. И то, что гвардейцы предпочитали шампанское анжуйскому, а анжуйское с шампанским все прочим винам, и то, что куриц ели, и многое другое.
Как уже писали в разных изданиях, в д'Артаньяне и его друзьях отображены четыре темперамента. Д'Артаньян - явный холерик, Портос - явный флегматик. Арамиса почему-то считают меланхоликом(стихи пописывал, что, впрочем, могут и холерики). Однако, у Арамиса была масса любовниц, и он был замешан в куче интриг. В том числе и в интриге со знаменитой железной маской. Меланхолику ли иметь массу любовниц и путаться в интригах. Типичный сангвинник. А вот Атос, со своим долговечным страданием по неудачной любви, пьяница, - меланхолик. Его сын, де Бражелон, такой же, из-за несчастной любви ушел на войну смерти искать. Некоторые люди считают, что любви на свете нет, прекрасно обходятся дружбой. Стоит ли смерти искать из-за того, чего на свете нет?
А теперь оценим д'Артаньяна. Всеми любимый герой - гангстер. Похитил Мазарини, потребовал выкуп. Сорвалось. Похитил генерала Монка, потребовал выкуп. Сорвал в итоге куш в 300000 экю. Не знаю, как это называлось раньше(военная операция), но сегодня это - бандитизм. Получается, что д'Артаньян - бандит, как и его друзья, ведь все они участвовали в казни милели, Мордаунта, ее сына, кокнули и утопили. Де Варда д'Артаньян искалечил, соблазнил жену Бонасье, принявшего его на квартиру, за которую денег он так и не заплатил, - развратник. Арамис устроил заговор с подменой короля его двойником-близнецом, - "Железной маской", предатель Родины. После чего сбежал в Испанию. За все это сегодня большой срок светит на нарах. Портос - карьерист, гонялся за титулами, участвуя в тех же переделках. Разве что Атос был благороден, жаль, что много пил.
И, последнее слово, не о романах, не об авторе их, а о веке. 17 век назвали "Великим веком". Это рубеж между Средневековьем и Новой историей. Конечно, в истории нет таких конкретных рубежей, капиталистические отношения появились давно, в зачаточной форме, в те времена, которые описаны Дрюоном. Вспомним, что Толомеи был банкиром. И Средневековье плавно перетекло в Новую историю.
Литература.
А. Дюма. Три мушкетера. Он же. 20 лет спустя. Он же. Виконт де Бражелон или 10 лет спустя. Он же. Век Людовика XIV.
Герцог де Ларошфуко. Мемуары.
Тальман де Рео. Маленькие истории.
Кардинал де Рец. Мемуары.
Гортензия Манчини. Мемуары.
Герцог де Сен-Симон. Мемуары.
* Гривадий Горпожакс - творческий союз, Григорий Горин, Вадим Поженян, Аркадий Аксенов, в вышеназванной книге описывают жизнь зеленого берета, - кабацкие драки между зелеными беретами и морпехами.