Аннотация: Написано на Мини-Прозу 4, играет в Юном Технике
Как горевала Анни Мэй
Саванна... Замечательное имя, правда? У нее лучший табель в классе, зеленые глазищи и веснушки на носу. А еще у нее длинные пушистые волосы. Непонятного цвета, иногда белые, почти бесцветные; иногда - русые, совсем как у меня; иногда вообще не-пойми-что с рыжими искрами. Когда она идет, волосы плывут за ней облаком параллельно земле. И, странно, но они никогда ни за что не цепляются, даже если Саванна прячется в кустах шиповника. И еще... И еще с ней хотят дружить все в нашем классе. Все десять мальчиков и пять девочек. А я - новенький.
Меня совсем недавно перевели в школу для одаренных и талантливых. Хотя на самом деле это обычная школа, одаренных-и-талантливых классов только два - третий и четвертый. Я - в четвертом. Меня перевели ранней весной, потому что мы переехали. Если бы я пришел в сентябре, наверно, мне было бы намного легче. В сентябре проще начинать новую жизнь: все перемешиваются, пересаживаются по-новому, треплются кто как провел лето, открывают новые учебники. А в апреле... В апреле директор поставил меня перед классом и сказал - вот этот мальчик, Джордж Павловски, теперь будет учиться вместе с вами. И пятнадцать пар глаз немедленно обшарили меня с ног до головы. Я шмыгнул носом и подумал, что так же, наверно, чувствовал себя Джордано Бруно, когда его обложили хворостом и подожгли. И еще я подумал, что хочу сидеть в правом дальнем углу, потому что я так привык - видеть всех со спины, на уроках смотреть в окно и поднимать руку только в самом крайнем случае, чтобы не считали, что я выпендриваюсь. Ну, так было в нормальной школе. Здесь-то наверняка все должно быть сложнее.
Мистер Блэкстон сказал:
- Ну что ж, Джорджи... Для начала, давай посадим тебя с Саванной.
Я посмотрел на Саванну. И в глазах у нее появилось что-то такое, что я подумал - Джордано Бруно было в общем не так плохо, а вот каково пришлось Жанне Д'Арк...
* * *
Через пару недель я втянулся. Физру и музыку - не считаем вообще, математика у них была просто ерундовая, английский и литература - примерно на том же уровне, что и в старой школе, а вот по истории и естествознанию я получал оценки "ниже уровня мирового океана", как говорила мама. Терпеть не могу естествознание. На прошлой неделе изучали круговорот воды в природе, сегодня изучаем космос, завтра режем лягушек. Никакой логики. Ненавижу, когда нет никакой логики. Вот Саванна, например, вела себя совершенно логично. Сначала она со мной не разговаривала, потому что терпеть не могла, когда к ней подсаживали новеньких. Не потому что они - новенькие, а потому что сразу начинали у нее списывать. Потом, когда оказалось, что ни списывать, ни клянчить у нее номер телефона я не собираюсь, Саванна не разговаривала со мной просто из вредности. А потом, когда я отказался резать лягушку, Саванна прищурилась, посмотрела на меня сквозь веснушки и спросила:
- А почему?
- Хороший вопрос, - мой папа, когда не хочет отвечать, так и говорит - "Хороший вопрос..." - и надолго замолкает. Но Саванна на "хороший вопрос" не купилась, и повторила:
- Так почему не будешь?
Я подумал и сказал:
- Это как будто резать инопланетянина.
"Инопланетянин" - старое Спилберговское кино. Я его видел только потому, что папа собирает коллекцию всего Лукаса и всего Спилберга. Но оказывается, Саванна тоже его видела, потому что она кивнула и сказала:
- Ясно. Но в кино он вел себя как дебил... Стопроцентно отправят к директору.
Если вы считаете, что одаренные и талантливые дети боятся попасть к директору - вы ошибаетесь. Нам, в общем, наплевать. Плохо то, что потом звонят родителям. Мы вообще не любим привлекать внимание родителей. Нам с ними потом еще жить и жить, а директор... Ну что - директор? Умного директора можно разговорить на что угодно, он потом и забудет, что тебя вызывал. А если нет - и директор три раза сменится, и школа, а родители все еще будут вспоминать, как ты в первом классе отодвинул учительницу от доски и начал объяснять классу сложение в двоичной системе. Когда я договорил, Саванна задумчиво посмотрела в окно и ответила:
- А я порох изобретала... Еще в подготовительном.
Вот тут, кажется, она и начала мне нравиться.
* * *
Мы мало разговаривали. Учителя все, как сговорились, пихали Саванну в самые сильные группы и отсаживали подальше на тестах. Я уже говорил, что все хотели с ней дружить. А Саванна вела себя так, что нельзя было сказать, кто ее лучший друг. Или подруга. Она ходила с Эми на балет, с Азизом на конный спорт, на рисовании сидела рядом с Сюзи Ли, на естествознании - со мной, и так далее, и так далее. У штатного школьного психолога это называется "популярность в среде сверстников". Но это не про Саванну, ничего подобного. Популярные девчонки в моей бывшей школе крутили носами и сбивались в писклявую стайку, шпыняя непопулярных. А Саванне было в общем-то все равно, с кем сидеть и о чем разговаривать. Или, наоборот, ей было одинаково интересно.
Сегодня мы с ней весь урок писали стихи. У нас доклад по истории, один на двоих - оборонные укрепления средневековых крепостей. Саванна где-то в интернете нашла план Тауэра и заняла распечатками полплаката, я по этим планам из кубиков Лего построил модель замка. Совместными усилиями нарезали из черной бумаги летящих ворон и наклеили на пластик, получилась стая над Тауэром. Оставалось еще незанятое место в правом верхнем углу. Там должен был быть полуразложившийся труп на виселице, терзаемый Тауэрским вороньем, но мистер Блэкстон содрал картинку и впервые в жизни отчитал Саванну: "Я надеюсь, вы хорошенько подумаете и как следует подготовитесь к следующей неделе." Мне было искренне жаль свою картинку, и чего Блэкстону не понравилось? Мой папа - наоборот, кивнул и сказал: "Готично..."
- Он что имел в виду - что труп слишком хорошо нарисован? - я пару дней болел и пропустил самое интересное.
- Он имел в виду, что сцены насилия в детском творчестве заставляют взрослых вести этих самых детей к школьному психологу, - невозмутимо ответила Саванна.
- Это меня?
- Тебя. Не бойся, я его уговорила. Правда, пришлось порвать рисунок в мелкие клочки. Но зато улик нет.
- Кто бы боялся... Что теперь в верхнем углу клеить?
- Там ничего не поместится?
- Планов больше нет, фотографии тоже кончились. Разве что стихи написать какие-нибудь про Тауэр...
- Нужно что-нибудь героическое, с королями и колдуньями. Или принцессами. Так, чтобы было совсем ни о чем, и не к чему было придираться.
И мы начали писать. По очереди, по одной строчке. Я придумал колдунью Анни Мэй: "Как горевала Анни Мэй" и Саванна продолжила: "Когда Ее не стало!.."
- Кого - Ее?!!
- Королевы какой-нибудь. Или принцессы.
- И что?
- Анни Мэй спешила на помощь принцессе, скакала на коне, но... опоздала.
- И принцессу склевали тауэрские вороны.
- Вот про воронов уже не надо. Хватит с нас воронов.
Мы писали весь урок, но в конце концов выдохлись. Вот что у нас получилось:
Как горевала Анни Мэй,
Когда ее не стало!..
Она загнала трех коней,
Она сломала шесть плетей
Пока за ней скакала...
Как убивалась Анни Мэй,
Да только было поздно.
Она разбила семь дверей,
Пугая криками зверей,
И выла в ночь на звезды.
Папа сказал: "Не готично..." Мистер Блэкстон был рад, что обошлось без иллюстраций.
* * *
На следующем уроке мы опять сидели вместе и трепались вроде бы ни о чем.
- А ты что дома делаешь?
- Математику. Это раньше. А теперь - алгебру отдельно, геометрию отдельно.
- Далеко?
- Колледж. А ты?
- Химия и физика, выпускные классы.
- Нравится?
- Да так... Получается.
- А как именно получается?
Я подумал - чего там получаться. Либо понимаешь, либо нет. Но все равно попробовал объяснить:
- Я представляю себе страницу с решением задачи. Обычную страницу из моей тетрадки, не очень-то и аккуратную. И на страничке все уже написано моим почерком. Мама ругается, что я пишу хуже курицы лапой. С чертежом или графиком, если надо. И когда я ее мысленно вижу, то просто аккуратно переписываю и все.
- А ты можешь отлистать назад все свои придуманные странички? Или вперед? - спросила Саванна на полном серьезе.
- Назад - конечно. Я же все вспомню. А вперед... Вперед я не пробовал. И зачем? Там же решения задач, которых я еще не знаю!..
Саванна немного подумала и сказала:
- Хочешь, расскажу как у меня получается?.. Если прищуриться... - и Саванна показала, как именно прищуриться, - И немного остановить время... то можно рассмотреть из чего состоит воздух. Видно каждую молекулу. Через некоторое время начинаешь их различать между собой. Кислород, азот, углекислый газ. С металлами еще проще. Полимеры... Полимеры, если честно - так себе, белки интереснее.
Я понимал, что Саванна врет. Но по сравнению со мной, она врала намного интереснее.
- Сначала я просто смотрела, а потом начала их придерживать взглядом. Или наоборот, сталкивать. Иногда получается очень интересно. Смотри...
Саванна составила большие и указательные пальцы треугольником, выставила этот треугольник между нами чуть ниже уровня глаз и начала внимательно всматриваться куда-то в центр тяжести этой пустоты. И там что-то появилось и начало расти. Поблескивающая точка стала равномерно прирастать лучами с шести сторон и, наконец, превратилась в снежинку.
- Ни фига себе!
Я обалдел. Саванна улыбнулась. Снежинка спланировала на парту и тут же растаяла.
* * *
Люблю книжные магазины. Люблю валяться на ковролине и выдергивать книжки с нижних полок. Люблю когда мама покупает в кофейне капуччино, а для меня - печенье или коврижки, и можно прямо за столом листать журналы, я - комиксы, а она - что-то про вязание. Или мама сидит со своим капуччино в глубоком кресле и перебирает пачку книг, и можно подбежать, подкинуть ей в эту пачку что-то, что мне ужасно понравилось и пошептать на ухо "мама, купи, ну пожалуйста!" - и снова убежать валяться под полками в приключенческом отделе. Иногда я даже понять потом не могу - чего я эту ерунду выбрал? Понимаю, что книжка смешная, но дурацкая, и мама говорит не хрюкать так громко, а то меня выгонят в соседний зоомагазин, но не могу удержаться. Иногда я успеваю какую-нибудь короткую книжку наполовину прочитать, я быстро читаю, тогда приходится перед уходом смотреть последнюю станицу, а то жалко оставлять...
В этот раз я читал особенно дурацкую книжку про мертвецов и привидения в школном подвале. В конце каждой страницы шел номер следующей, на которую надо отлистать. Всю книжку скачешь с пятой страницы на сто двадцать первую, а с нее на шестьдесят седьмую, и так далее. А сама история очень даже ничего, смешная. И пока я от смеха похрюкивал и повизгивал, кто-то прошел мимо, а потом вернулся обратно и встал прямо над моей книжкой. Девчонские тупоносые ботинки. Поправка, не "встал", а "встала". Саванна.
- Привет!
- А я и не знала, что тебя можно встретить в "Барнз энд Ноублз".
- Ты что, часто здесь бываешь?
- Не так чтобы очень... Мы, в общем, случайно зашли. Папа думает, что я ищу подарок для Эмили Чен. А на самом деле мне надо было книжку по физике посмотреть.
- Нашла?
- Не-а...
- А если бы нашла - как бы ты ее купила?
- Ну... Можно суперобложку от нормальной книжки надеть. А можно сразу попросить завернуть в подарочную бумагу. Папа не присматривается.
- Класс! А мои всегда смотрят, что я выбираю...
- Везет!
- Почему везет?
- У тебя нормальные родители.
Я вспомнил, как папа с мамой три года назад на полном серьезе рассказывали, что у меня в голове зашит суперчип с процессором, а я купился как дурак, и со вздохом ответил:
- Нет, они как раз психи ненормальные... Ну и шутят иногда.
- Еще лучше. А у меня не обычные, а такие... правильные. Нельзя же всю жизнь жить по правилам.
- Зато ты можешь взглядом снежинки делать.
- Хочешь, еще вещь покажу?
- Давай!
Саванна уселась на пол напротив меня, опять составила треугольник из пальцев и начала в него всматриваться. Но ничего не произошло. Тогда она закусила губу, встряхнула руки и попробовала еще раз. В треугольнике с легким хлопком появилась искра и тут же исчезла.
Я сказал:
- Дааа.... Но снежинка, конечно, интереснее.
- Много ты понимаешь, - ответила Саванна, - Для снежинки надо всего-то замедлить молекулы воды и уложить в плоскости, а тут на твоих глазах вещество столкнулось с антивеществом. Плюс мне еще надо было постараться, чтобы получился только один антипротон, а то так бабахнет... Объясняй потом, что могло взорваться в книжном магазине.
- Так ты книжку по антивеществу искала?
- По элементарным частицам. Но ничего хорошего нет. Либо сюсюканье, либо общие слова.
- То есть, ты их видишь - элементарные частицы? И управляешь ими?
- Ага. Смотри, кто-то к тебе идет.
Я обернулся и увидел маму с капуччино и коврижками. Саванна посмотрела на мою маму. Мама посмотрела на Саванну. И какая-то шифрованная телеграмма пролетела из глаз в глаза.
- Все, я побежала. А то придется знакомиться, звать папу, потом они начнут говорить про школу, учителей... и вообще, я тороплюсь. Пока.
Саванна развернулась на каблуках и убежала.
Мама подошла, посмотрела на меня как-то по-новому и спросила:
- Ежи, тебе нравится эта девочка? - и, не дожидаясь ответа, удивленно добавила, - Вырос! Мы не заметили, а он вырос...
Даже не знаю, почему она так сказала. Видно же было, что Саванна ей понравилась.
* * *
- Привет! - сказала Саванна, - я классную книжку нашла.
- Какую?
- Физика плазмы.
- Ого! А где?
- Соседи переезжают, кучу всякой макулатуры на улицу выставили. Еще был учебник по термодинамике и физика элементарных частиц. Ну и всякая ненужная фигня.
- Ну и как - интересно? - на самом деле, я, конечно же, хотел узнать, пробовала ли она что-нибудь из этих учебников повторить на практике.
- Ты же говорил, что не любишь физику?
Я не просто не люблю физику из нашего курса естествознания - я ее крайне ненавижу. Тупой набор формул на все случаи жизни. Притянутых друг к другу за уши. Когда я высказал эту точку зрения папе и спросил - нельзя ли было сделать пофундаментальнее, тот опять вспомнил "хороший вопрос" и сказал, что как только я закончу алгебру и перейду к дифференциальным уравнениям, мы к нему еще вернемся. А что, я еще не говорил? Я дома для интереса решаю алгебру и геометрию, курс выпускного класса. Это лучше, чем вязнуть в дробях и делить яблоки на сектора. И уж точно интереснее физики. У каждого свои слабости. Кто-то знает историю Гражданской войны, кто-то - письменность древних инков, а кто-то - египетские иероглифы. Кто-то взглядом делает снежинки.
- Мало ли что я говорил...
- Я пока только читаю. Там немного сложно, - Саванна отвернулась. Она вообще не любила, когда кто-то обнаруживал, что она может что-то не понять с первого раза. Даже если это "что-то" было из университетской программы.
Через две минуты Саванна опять повернулась ко мне и улыбнулась:
- Но вообще там здорово написано! Особенно про управляемую термоядерную реакцию.
* * *
Сегодня в начале урока мистер Блэкстон собрал весь класс вокруг своего стола. Он помолчал, протер очки и сказал, что вчера Саванна и ее родители погибли в автокатастрофе... Это случилось на хайвее. Несколько машин сгорели дотла, более двадцати жертв. Нас не распустили по домам. Через несколько минут с нами будет разговаривать школьный психолог. Он будет учить нас справляться со стрессовыми ситуациями. Я тупо смотрю в выданную памятку "Как пережить смерть близкого человека". Наверняка управляемая термоядерная реакция - очень интересная вещь. И немного сложная. Особенно, если пытаться провести ее на заднем сиденье автомобиля, летящего со скоростью семьдесят миль в час.
Я устал. Я очень-очень-очень устал. На меня обрушился тысячефунтовый атмосферный столб. Сейчас я заплачу и он раздавит меня окончательно...
Раздался стук в дверь. Под конвоем директора в класс вошла девочка. Очки на пол-лица, за очками - зареванные красные глаза. Такой же красный нос вздернутой пимпочкой. И волосы не пойми-какого-цвета с золотыми искрами... Облако волос, летящее за ней параллельно земле.
- Дети, с вами теперь будет учиться Анни Мэй Петерс.
Девочка с волосами Саванны безучастно обвела глазами класс, остановилась взглядом на мне и неслышно, одними губами произнесла: