Аннотация: Рецензия на книгу Владимира Глотова "ОГЛЯНИСЬ жизнь как роман". Москва, ОГИ, 2010 г
Сказать, что нахожусь под впечатлением этой книги - мало. Прочла залпом, как уже давно не читается... Простота, с какою она написана, пленяет. Простота изложения, простота стиля - чистого и внятного. Одним словом, та ПРОСТОТА, даже до середины которой редко какая пишущая птица долетает. Ни малейшей (во всяком случае, заметной) потуги казаться интересней, чем на самом деле...
Кто-то сказал - человек это стиль. К писателю такое утверждение подходит вполне. Я бы даже сказала - стиль - это писатель. Если его нет, нет писателя. Почему я пишу эти очевидные вещи? Из благодарности автору за его безупречное мастерство. Напиться из чистого родника всегда благо.
Жанр повествования - на стыке художественного и документального. Ведь Владимир Владимирович Журналист. Простите за употребление заглавной буквы. Но это не пафос. Он именно Журналист. Человек, который пришёл в журналистику неслучайно и не по гладкой дорожке. Судьба была уже определена, прочные перспективы будущей благополучно-сытой жизни в должности главбуха ясно просматривалось в высоком доме на Смоленской площади - это было понятно даже тем, кто попал туда по распределению. Взрослым людям - тем более. Но... Москва казалась мещанской и душной, а первым стихам не хватало жизненного опыта, как сказал один из редакторов "Комсомольской правды". (Не просто с будущим номенклатурным работником рассталась Смоленская площадь. Право на "другой" жизненный опыт пришлось отстаивать).
Металлургстрой, Запсиб - опыта этого дал с лихвой. "Какой он монтажник? У него же высшее образование..." Замешивать раствор и таскать носилки - с чего-то надо было начинать... Через несколько лет в Москву вернулся не мальчик, но муж... Уже поработав в многотиражке Металлургстроя, разогнанной из-за статьи поэта Вл. Леоновича, которую наш герой однозначно поддержал...В книге своей Глотов написал о страшном в своей безнадёге быте строителей, о бессмысленном и без прикрас их отвратительном бунте, о жизни и работе в тайге, о личной драме, о предательстве друга...
Повествование о жизни после возвращения в Москву обрело еще больший, как теперь говорят, драйв. "Подцензурное творчество задавило до печёнок. Со страниц журналов глядела кастрированная наука. Авторы изощрялись не в том, как донести мысль, а как её скрыть. Самое меткое определение эпохи дал хирург Амосов: приспособление истины к безопасности. Но так невозможно было двигаться вперёд. Прошло двадцать лет после двадцатого съезда - и что? Никакого анализа! Да возможен ли он в условиях цензуры?" Проект "Солярис" - по сути, альтернативный идеологический центр мыслился как некий коллективный мозг, в котором циркулировали бы идеи, лишенные авторства, а потому и страха...
Подпольщики оказались в КГБ... После этого группа талантливых журналистов центральных СМИ узнала о существовании изданий, о которых не подозревала... Потянулись долгие годы отупляющего труда ради заработка.
Но всё изменилось с началом перестройки. И вот уже читатель узнаёт, что происходило за кулисами популярнейшего журнала "Огонёк" (времён Коротича), ответственным секретарём которого стал герой романа... Снова всё кончилось плохо для страны, для людей, которые могли бы улучшить и очеловечить систему, но горечь от прочитанного растворяется в последней главе книги, где всё спасает Личность. Собственно, это роман о личностях, которые доказали, что жить достойно в условиях несвободы трудно, но возможно. Поймала себя на том, что написала фразу, которую в давние-давние времена услышала от Г.П. Щедровицкого (которого автор романа назвал "мощной интеллектуальной машиной"). Вообще много имен, излучающих свет, упоминаются на страницах романа, это и Анна Политковская, и Юрий Щекочихин, заплатившие жизнью за своё желание жить по-человечески и многие другие, так или иначе известные читателю газет...