Арямнова Вера : другие произведения.

Николай Шувалов: Жизнь и судьба

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Творчество гениального художника Николая Шувалова вобрало в себя весь спектр художественных исканий ХХ века. Он принадлежит к числу российских художников, творчество которых составляло содержание эпохи. Сегодня понятно, как велик труд, не снискавший одобрения при жизни...

  Творческое наследие Николая Шувалова составляет более тысячи произведений: картины, графические листы, эскизы. Он ушел из жизни в зените своего творческого пути. Закончив очередную работу из цикла "Паганини", сказал жене: "Наконец-то я достиг настоящего мастерства. Да, и после меня кое-что останется..."
  От мальчишки, в бессильной ярости ломавшего карандаши, если точность не давалась, до этой фразы осознающего свою зрелость художника - целая жизнь, отданная искусству. Причем, жизнь полная драматизма, устремления к истине, поиска новой художественной реальности.
  Природа его творчества полифункциональна. "Есть художники многих тем, какой-то одержимой жадности к новому, неиспытанному - и к им, возможно, принадлежу я", - приходит к выводу Николай Васильевич.
  Конечно, это его свойство во времена победившего соцреализма обеспечивало и драматические коллизии судьбы - человеческой и художественной. От непризнания - десять лет "ходил" Николай Васильевич в кандидатах в члены Союза художников, до массированных военных действий в виде снятия картин с выставки, "освобождения" от работы в Худфонде, публичного, запротоколированного осуждения его как "приверженца антинародного искусства" и прочая, прочая...
  "Если Кострома не могла убрать, вытолкнуть талантливого человека со своего пространства, - говорит создатель Костромского художественного музея искусствовед Виктор Игнатьев, - применялся другой метод: замалчивание успехов, непризнание достоинств. Никто иной, как сам Николай Шувалов десять лет ходит в кандидатах в члены союза художников, тогда как мальчишек, только начинавших свой творческий путь, принимали. А его - нет!.."
  Первая выставка его работ открылась в областном драматическом театре в 1958 году. Вернувшись однажды после купания с Волги, обнаружил в мастерских художественного училища сваленные в кучу картины - секретарь обкома по идеологии приказал снять.
  Выставка работ в областной библиотеке в 1970 году закончилась жестоким наказанием библиотекаря Р.А. Апатовой, которая организовала ее в отделе искусств. Она и создала отдел - один из первых отделов искусств в российских библиотеках. Да мало ли было подобных действий с позиции силы. Николай бывал подавлен, но внутренне оставался тверд. Вот эпизод, показательный для костромского художественного бытования тех лет, самостояния Шувалова в нем.
  В художественном музее организовали встречу молодых художников с партийными и комсомольскими вождями областного масштаба. Секретарь обкома комсомола в ответ на жалобы о том, что молодые художники не имеют условий для полноценной работы, начал в свойственной большим начальникам манере поучать, приводя в пример условия работы художников на Монмартре и рабочих Мантуровского химкомбината:). Публика сникала, съеживалась. Гнетущее молчание было ответом на вразумления. Встал Николай Шувалов и в своей внешне спокойной манере спросил:
  - Вы кто такой? Вы художник? Искусствовед?.. Зачем вы здесь?
  - Я секретарь обкома комсомола, набычившись, ответствовал вразумитель.
  - Очень хорошо. Вот и обеспечьте молодым художникам условия для работы. Они же наша смена. Вас же просят об этом, а не об изложении ващих взглядов на искусство и условия, в которых оно создается.
  С точки зрения современных молодых, никакого героизма тут нет. Но для тех времен спросить партийного босса "зачем вы здесь" сравнимо с попыткой остановить плечом идущий локомотив.
  
  Сегодня плоскоглазие выдвиженцев субкультуры очевидно. Сегодня понятно, как велик труд, не снискавший одобрения, как велико достоинство прямоты и постоянства, как прекрасна внутренняя свобода - именная шуваловская свобода, полученная как дар - взамен благополучия и почестей от людей, правивших искусством от имени государства.
   Еще в годы учебы в Высшем художественном училище им. Мухиной он начал разочаровываться в списывании с натуры. Уже тогда понял: каждому художнику нужно "угадать себя" - в какой форме он способен наиболее выразиться. Раздумья о предмете искусства привели к выводу: подменять искусство служением идее - извращение; идеи меняются. "Никакая власть несовместима с искусством... кроме власти самого искусства, - решит Николай Шувалов. - "Требование "ты должен" есть насилие над искусством, закрывающее путь к совершенству, это требование бюрократа, наглеющего от сознания безнаказанности и тупости".
  Форма и цвет стали целью его художественных поисков. Главные искания пошли в области живописи. В рисунке Шувалов оставался строг и академичен. Его творчество - сплав разнородных стилевых манер и приемов письма - от реализма до символики, от утонченности до гротеска и сатиры, смешение разных техник... Оно вобрало в себя широкий спектр художественных исканий ХХ века.
  Что касается значения его творчества, Виктор Игнатьев безошибочно отнес Шувалова "к числу российских художников, творчество которых составляло содержание эпохи".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"