Имена, которые родители дают своим детям, многое говорят нам о социальных тенденциях, религиозных убеждениях и культурной идентичности. Опираясь на то, как меняется популярность имен на протяжении времени, израильский ученый пытается выяснить, какие элементы Библии являются правдивыми историческими фактами.
Идея состоит в том, чтобы сравнить имена, используемые в библейском повествовании, с именами в надписях, обнаружеными в ходе раскопок на территории Леванта, объясняет археолог из Еврейского университета Митка Голуб.
Если имена в той или иной части Библии совпадают по стилю и популярности с теми, которые использовались в то время, к которому относится повествование – о чем можно судить по археологическими находками, - мы можем быть уверены, что этот библейский текст был создан приблизительно в то же время, когда происходили описываемые события, или у автора были надежные источники, на которые он мог опираться.
И наоборот, если имена в библейском тексте значительно отличаются от имен, найденных на археологических раскопках, это указывает на то, что автор их выдумал или использовал имена, которые были распространены в более поздний период, что вызывает сомнений в достоверности повествования, говорит Голуб, недавно опубликовавшая статью на эту тему в Обзоре библейской археологии (Biblical Archaeology Review).
Между мифом и историей
Вопрос, до какой степени Библия является историческим документом, занимал ученых с момента зарождения современной археологии, когда в XIX веке европейские исследователи приступили к изучению Святой Земли и обнаружили доказательства Божественного откровения в каждом камне. Сегодня, однако, большинство ученых помещают ранние библейские истории - от Книг Бытия и Исхода до книг Иисуса Навина и Судей - в область религиозных мифов, хотя, как и во многих мифах, в них могут содержаться отдаленные отголоски воспоминаний об исторических событиях.
В настоящее время академические дискуссии об исторической достоверности Библии сосредоточились на периоде, который начинается в X веке до новой эры с великой объединенной монархии Давида и Шломо (Соломона), чье существование и размеры стали предметом споров между археологами, и заканчиваются периодом Первого Храма и Вавилонским завоеванием Иерусалима в 586 г. до н.э.
С этой дискуссией тесно связан вопрос, когда были написаны различные книги Библии.
Если, как полагают некоторые ученые, самые ранние библейские тексты были написаны только после вавилонского изгнания в VI веке до новой эры или даже в более поздний эллинистический период, это означало бы, что библейские писцы были очень далеки от времени, когда происходили эти события. Но если библейские истории были перенесены на пергамент уже в период Первого Храма, Библия может считаться относительно надежным историческим источником.
Эту проблему и пытается разрешить в своих ономастических исследованиях Митка Голуб.
Конечно, попытка найти упоминание о библейских персонажах в археологических источниках не нова. За последние два столетия археологи обнаружили несколько десятков надписей и оттисков, сделанных печатями, которые свидетельствуют о том, что царь Давид и некоторые его преемники, такие как цари Ахав и Иезекия, были историческими персонажами. Но таких находок мало.
«Во внебиблейских источниках библейских имен немного, - рассказывает Голуб. - В то же время у нас есть огромная коллекция имен, полученных благодаря археологии, и они могут дать нам немало информации об историчности Библии».
О Царстве Израильском они едва ли знали
Как пишет Голуб в своей статье, она изучила имена в Книге Царств и Второй книге Паралипоменон, в которых рассказывается история жизни израильтян с конца правления царя Давида, примерно в X веке до новой эры, до начала вавилонского изгнания.
Ее исследование сосредоточено на теофорных именах - личных именах людей, включающих в себя имя божества-покровителя, которые в то время обычно использовались в Леванте, и могут многое рассказать о религиозных верованиях и личности их обладателей.
Многие теофорные имена периода Первого Храма, такие как Иосия, Йешаяху (Исайя) или Езекия (Йезекиил), считаются «ягвестическими», поскольку в суффиксе ИАХ (или ЯХ) упоминается имя ЯХВЕ, основного божества древних израильтян и единственного Бога, которому поклоняются современные евреи.
Фактически, некоторые ученые указывают, что само название «Израиль» предполагает, что эти люди, по крайней мере изначально, были поклонниками Эля, главного бога ханаанского пантеона, а не ЯХВЕ.
Но, как показали археологические находки, в то время израильтяне еще не придерживались строго монотеистической религии и допускали существование других божеств. Это отражено в теофорных именах, которые появляются в надписях того периода, и часто включают ссылки на такие ханаанские божества, как Бааль или Эль.
В своем исследовании Голуб сравнила корпус библейских теофорных имен с именами, найденными в ходе археологических раскопках. Эти надписи датируются в основном IX веком до новой эры.
Главный вывод, который сделала Голуб, состоит в огромном различии в исторической точности имен Иудейского и Израильского царств, приводимых в Библии. Если имена жителей Иудейского царства соответствуют тем, что использовались в то время в Иерусалиме и его окрестностях, этого нельзя сказать об именах жителей Северного Израиля.
В Книге Царств 84 процента теофорных имен содержат ягвестический элемент, и лишь в небольшом проценте имен звучат отголоски имен других божеств. Аналогичная картина отражается в северном Израильском царстве – ягвестические элементы встречаются в 90 процентов имен. Однако в археологических источниках только около 50 процентов теофорных имен содержат ягвестические элементы, а около 35 процентов несут отсылки к Элю или Баалю.
Может показаться, что эти различия носят несколько академический характер, но они свидетельствуют о том, что тот, кто писал Книгу Царств и Вторую книгу Паралипоменон, был очень хорошо знаком с именами, имевшими хождение в Иудее, но не имел представления об ономастических традициях северного соседа Иудейского царства.
Это говорит о том, что Библия или, по крайней мере, Книга Царств и Вторая книга Паралипоменон, были перенесены на пергамент в конце периода Первого Иерусалимского Храма, много лет спустя после того, как ассирийцы разрушили Царство Израильское в конце VIII века до н.э.
Библия и Иосия
Сама Голуб не решается однозначно указать, в какой период были записаны библейские Книги Царств и Паралипоменон, но результаты ее исследования совпадают с преобладающей на сегодняшний день среди ученых-библеистов теорией о датировке священного текста. Согласно этой точке зрения, первая редакция самых ранних библейских текстов была создана в Иерусалиме в конце VII века до новой эры, во времена царя Иосии, то есть примерно через столетие после разрушения северного царства и за несколько десятилетий до падения Иудеи под нашествием вавилонян.
Идея, что первоначальный корпус Библии был написан в период Первого Храма или сразу после него, также подтверждается другими исследованиями Голуб об именах, найденных в книге Йеремии.
В этом тексте, повествующем о пророке, который предвещает разрушение Иерусалима и Храма вавилонянами, около 63 процентов всех иудейских имен (не только теофорных) являются ягвестическими, в то время как такие имена, обнаруженные благодаря археологическим исследованиям того же периода, составляют 50 процентов.
Это ничего не говорит нам о том, насколько правдива история Йеремии, но можно предположить, что она была написана в период, достаточно близкий к предполагаемому времени жизни кем-то, кто был хорошо знаком с именами и традициями Иудеи в конце существования Первого Храма.
По словам профессора Йосефа Гарфинкеля, руководителя Института археологии Еврейского университета, количественный анализ библейских имен и их сравнение с надписями, обнаруженными в ходе раскопок, является новым интересным инструментом датирования элементов библейских текстов.
Тем не менее, Гарфинкель, поддерживающий мнение об историчности библейских описаний Объединенной монархии под руководством Давида и Шломо, добавляет: тот факт, что самые ранние библейские тексты могли быть написаны в VII веке до новой эры, задолго до раскола между Израилем и Иудеей, не означает, что в Библии не содержится воспоминания о более ранних событиях.