Канал короля Вильгельма (König–Wilhelm–Kanal), или Клайпедский канал, был задуман как безопасный путь от выхода из Куршского залива в Балтийское море до одного из рукавов дельты Мемеля (сейчас Неман) Атмата (Atmath, сейчас река Атмата/Atmata в Клайпедском уезде Литвы). Частые шторма, случающиеся в заливе, мешали развитию грузового судоходства, снабжавшего древесиной крупные лесопильные заводы и фабрики по производству целлюлозы, находившиеся в Мемельланде, и в последней трети XIX века переживавшие эпоху бурного развития, связанного с использованием паровых двигателей. Так, октябрьские шторма 1862 года в Куршском заливе нанесли ущерб сплавщикам леса в размере 70000 талеров.
Планы строительства в этих краях безопасного для транспортировки леса канала существовали еще в XVIII веке (к слову, примерно в это же время разрабатывался проект Мазурского канала), но из-за отсутствия средств они не были осуществлены.
В конце 1850-х годов о строительстве канала заговорили вновь. Первоначально планировалось построить его от местечка Ланкуппен (Lankuppen, сейчас Ланкупяй) до Дравенен (Drawöhnen, сейчас Древерна), но позже было решено продолжить канал непосредственно до южного пригорода Мемеля (сейчас Клайпеда), называвшегося Шмельц (Schmelz), где располагалась Деревянная гавань (Holzhaven) и крупное лесопильное производство.
За два года, с 1863 по 1865 год, был построен участок канала от реки Минге до Дравенен. Полностью же канал был достроен к 1873 году, когда после окончания франко-прусской войны на его строительстве были задействованы пленные французски солдаты.
Канал получил имя короля Вильгельма, ставшего впоследствии императором Вильгельмом I.
Koenig-Wilhelm-Kanal 1910 канал короля Вильгельма
Фрагмент карты Мемельланда масштаба 1:1500000. 1910 год.
С открытием в 1873 году судоходства по каналу короля Вильгельма, по Куршскому заливу продолжали курсировать большей частью лишь пассажирские суда, перевозившие жителей и туристов вдоль Куршской косы. Основной же поток грузовых перевозок между Шмельцем и дельтой Мемеля, по которому с верховьев реки сплавляли лес для переработки, переключился на канал короля Вильгельма.
Holzfloß Dzimkenhaus
Сплавщики леса и их временные жилища на плотах.
Koenig-Wilhelm-Kanal Holz канал короля Вильгельма
Сплав леса по каналу короля Вильгельма. 1920-е.
За 10 лет в прокладку канала было вложено около 1 млн. талеров.
Длина канала составила примерно 3 прусских мили, ширина 60 футов и глубина около 5 футов (в настоящее время длина канала около 25 км, ширина примерно 25-28 м, и глубина от 1,7 до 2 м по фарватеру).
У Ланкуппен был сооружен шлюз, выравнивающий уровень воды в канале и защищающий его от наводнений.
В 1902 году канал углубили и через него было построено несколько металлических мостов.
Wilhelm Kanal канал короля Вильгельма клайпедский канал
Мост через канал короля Вильгельма. 1920-1930-е.
Brucke Koenig-Wilhelm-Kanal
Металлические мосты через канал короля Вильгельма были построены в 1902 году.
В настоящее время канал короля Вильгельма не используется по назначению. Несколько мостов через канал разрушено. Вдоль северной части канала, находящейся в лесном массиве, проходит грунтовая дорога. Клайпедчане активно используют берега канала для пикников.
Клайпедский канал
Клайпедский канал. Июнь 2016.
Klaipedos kanal
Несколько мостов через канал разрушены. Июнь 2016.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-1
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-2
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-3
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-4
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-5
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-6
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-7
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-8
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal Schleuse
Канал короля Вильгельма. Шлюз у Ланкуппен. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal bei Schmelz канал короля Вильгельма
Канал короля Вильгельма в районе Шмельца. 1920-1930-е годы.
Gruss aus Schmelz
Привет из Шмельца. Почтовая открытка. 1901 год (по почтовому штемпелю).
Древесину для производства целлюлозы перевозили на особых одномачтовых плоскодонных судах, называвшихся «бойдак» (Boydack). 1920-1930. Подобные суда с названием «байдак» использовались и в России.
Holz
Древесина для производства целлюлозы возле фабрики в Мемеле. 1930-1940-е.
Memel Holz
Прогон плотов по реке через центр Мемеля. 1920-1930-е.
Tilsit
Река Мемель и мост королевы Луизы в Тильзите. 1900-е.
Tilsit 1940-1944
Плоты с деловой древесиной как атрибут пейзажа Мемельланда. Тильзит. Начало 1940-х.
Источники:
Википедия
Бильдархив
wiki-de.genealogy.net
Vilhelmo kanalas
Kuršių marių ir apylinkių 1887 m. žemėlapis. Parodytas ir Karaliaus Vilhelmo kanalas (vok. König-Wilhelm-Kanal)
Karaliaus Vilhelmo kanalas (arba Klaipėdos kanalas) – 1863–1873 m. tiesiogiai sujungęs Klaipėdos uostą ir Miniją (o per ją ir su Nemunu), šitaip aplenkiant Kuršių marias. Ilgis siekia 25–27 km, plotis 28–30 m, vidutinis gylis 1,7 metro. Po Antrojo pasaulinio karo kanalas buvo pervadintas Klaipėdos kanalu.
Kanalo pradžia yra ties Lankupiais, kur jis atsišakoja iš Minijos. Tada eina į šiaurės vakarus, pro Dreverną, galiausiai pasiekia Klaipėdą, kur susijungia su Malkų įlanka ties Konteinerių terminalu ir „Vakarų laivų gamykla“. Pripažintas hidrogeologinis draustiniu.
Istorija
Tiesti buvo planuojama dar XVIII a. viduryje, tačiau dėl finansinių sunkumų projektas atidėtas. Tuo metu Nemunu į Klaipėdą buvo plukdoma vis daugiau medienos, o vėjuotoje Ventės rago akvatorijoje neretai sieliai būdavo išblaškomi ir dėl to medienos pirkliai patirdavo nemažų nuostolių. Siekiant apeiti Kuršmares ir nuspręsta Miniją ties Lankupiais sujungti su Klaipėdos uostu.
Nuo Minijos žiočių iki Drevernos pradėta kasti 1863 m. vasarą, darbai truko apie 10 metų. Kanalo statybai vadovavo vokiečių inžinieriai Degneris ir Mohras. Kanalo 8 kilometrų ruožas buvo iškastas ir paruoštas naudoti 1865 m. spalio 16 d. Vandens lygio skirtumams pašalinti kanalo pradžioje taip pat pastatytas ir įrengtas Lankupių šliuzas (Lietuvos technikos paminklas). 1865 m. lapkričio 27 d. kanalas buvo oficialiai pavadintas Karaliaus Vilhelmo kanalu – tuo metu Prūsiją valdžiusio karaliaus Frydricho Vilhelmo I garbei. Kanalo kasimo darbai buvo tęsiami toliau. Paskutinę atkarpą nuo Drevernos iki Smeltės ir toliau kasė vietos gyventojai. Po Prancūzijos ir Prūsijos karo (1870–1871), Prancūzijai pralaimėjus, paspartinti kanalo kasimo darbams nuo 1870 m. paskutiniojo metų ketvirčio buvo atsiųsta apie 690 prancūzų karo belaisvių. Jie pradėjo kasti kanalą nuo Smeltės iki Stariškės (vok. Starrischken) kaimo, o kita grupė vietos gyventojų jau penketą metų kanalą kasė nuo Drevernos Smeltės link. Prancūzų belaisviai kanalą kasė apie trejus metus.
1902–1904 m. kanalo krantai sujungti dešimčia lengvų metalinių tiltų.
Канал Вильгельма
Куршский залив и его окрестности в 1887 году карта. Канал короля Вильгельма (Кениг-Вильгельм-Канал)
Канал короля Вильгельма (или Клайпедский канал) - 1863–1873 гг. напрямую связал порт Клайпеды и Минии (и через него с Нямунасом), минуя Куршский залив. Длина 25–27 км, ширина 28–30 м, средняя глубина 1,7 м. После Второй мировой войны канал был переименован в Клайпедский канал.
Начало канала в Ланкупяй, где он начинается из Миния. Затем идет на северо-запад, через Древерну, в конце концов достигает Клайпеды, где соединяется с заливом Малку на Контейнерном терминале и Западной верфи. Признан гидрогеологическим заповедником.
История
Его планировалось построить в 18 веке. но из-за финансовых трудностей проект был отложен. В то время все больше и больше древесины доставлялось к реке Нямунас в Клайпеде, а в ветреной области Вентского рога плоты часто рассыпались, и лесопромышленники терпели значительные потери. Чтобы обойти Куршскую косу, было решено подключить Минию через Ланкупяй с Клайпедским портом.
В 1863 году от устья Минии канал был прокопан до Древерны. Работа длилась около 10 лет. Строительство канала вели немецкие инженеры Дегнер и Мохрас. 8-километровый участок канала был вырыт и готов к использованию в 1865 году. 16 октября шлюз Ланкупяй (Технический памятник Литвы) был также построен и установлен в начале канала, чтобы устранить перепады уровня воды. В 1865 27 ноября Канал был официально назван каналом короля Вильгельма - в то время в честь прусского короля короля Фридриха Вильгельма I. Рытье канала было продолжено. Последний участок от Древерне до Смелте продолжал строиться местными жителями. После поражения Франции в прусской войне (1870-1871) Около 690 французских военнопленных были отправлены в последнем квартале 1870 года. Они начали рыть канал из деревни Старришкен в Смелте, а другая группа местных жителей уже вырыла за 5 лет канал из Древерна в Смелте. Французские заключенные рыли канал около трех лет.
1902-1904 м. Берега канала соединены десятью мостами из легких металлов.
König-Wilhelm-Kanal
Zur Navigation springen
Zur Suche springen
Verlauf des König-Wilhelm-Kanals
Der König-Wilhelm-Kanal (litauisch Karaliaus Vilhelmo kanalas bzw. Vilhelmo kanalas, früher Klaipėdos kanalas) ist ein Kanal an der Nordküste des Kurischen Haffs im heutigen Litauen, der 1873 fertiggestellt wurde.[1] Er diente dazu, die Memel direkt mit der Hafenstadt Memel/Klaipėda zu verbinden und somit die zuvor notwendige, teilweise gefährliche Fahrt über das Haff zu umgehen. Dazu verbindet er die Minge (lt. Minija), die ihrerseits in das Memeldelta mündet, direkt mit dem Hafen Klaipėdas. Der Kanal wird heute nicht mehr für die Schifffahrt genutzt.
Inhaltsverzeichnis
1 Geschichte
2 Verlauf
3 Literatur
4 Weblinks
5 Einzelnachweise
Geschichte
König-Wilhelm-Kanal, am nördlichen Ostufer des Kurischen Haffs und südlich der Stadt Memel, auf einer Landkarte von 1910 (siehe Anschlusskarte rechts unten im Bild).
Eine bedeutende Rolle spielte in früheren Zeiten auf der Memel die Flößerei. Das im Oberlauf geschlagene Holz wurde die Memel hinab transportiert und am Unterlauf teilweise vorverarbeitet. Große Mengen mussten in die damaligen Zentren Königsberg und Memel/Klaipėda transportiert werden, über die der Weitertransport (vor allem von Klaipėda aus auch auf dem Seeweg über die Ostsee) organisiert wurde.
Nach Klaipėda bestand von der Mündung aus ein natürlicher Wasserweg über das Kurische Haff. (In Richtung Königsberg bestand eine solche natürliche Verbindung nicht, weswegen bereits wesentlich früher eine künstliche Wasserstraße, das Friedrichsgraben-System, erbaut wurde.) Allerdings war der Weg über das Kurische Haff recht unsicher, weil auf ihm das Windenburger Eck umrundet werden musste. Hier zieht sich eine Moräne weit ins Haff hinein. Bei Süd- und Südwestwind lief man Gefahr, auf die unter Wasser lauernde Stein- und Schotterbank geworfen zu werden; bei Nordwest- und Nordwind konnte man im Schutz der Landzunge aufs Haff fahren, geriet dann aber auf Höhe des Leuchtturms in den Seegang des offenen Wassers, der sich über 20 – 30 km Windweg aufbauen konnte.
Die Stelle galt als problematisch und konnte je nach Wetterbedingungen den Transport behindern oder zu teilweise erheblichen Verlusten bei der Flößerei führen. Da es keine Versicherung auf Holzflöße gab, entstanden den Kaufleuten hohe Risiken; so scheiterten in den Herbststürmen des Oktober 1862 Flöße im Wert von ca. 70 000 Thalern an dieser Stelle.[1] Auch für die normale Schifffahrt galt das Windenburger Eck als gefährlich.[2]
Um diese Stelle zu umgehen, wurde bereits im 18. Jahrhundert ein erster Kanal geplant, jedoch aus finanziellen Erwägungen nicht erbaut, da manche Kaufleute es vorzogen, ihre Schneidemühlen ins Memeldelta zu stellen. Erst im 19. Jh. war der Bedarf an Schnittholz so gestiegen, dass wieder ein Bau diskutiert wurde.[3]
Eine weitere Planung aus dem Jahr 1858 sah zuerst einen Kanal bis Dreverna vor; 1860 wurde die Planung aber direkt bis zum damaligen Holzhafen Klaipėdas bei der Ortschaft Schmelz/Smeltė erweitert.[4]
1863 wurde mit dem Bau des Kanals begonnen, bis 1865 war der erste Planungsabschnitt von der Minge bis zur Dreverna fertiggestellt.[3] Insgesamt dauerte der Bau zehn Jahre und wurde nach 1870 durch den massiven Einsatz französischer Kriegsgefangener zum Abschluss gebracht. Der Bau kostete eine knappe Million Thaler.[1] Benannt wurde die Wasserstraße nach dem preußischen König und späteren deutschen Kaiser Wilhelm I.
Anfangs wurden Flöße und Schiffe hauptsächlich getreidelt, wozu ein Treidelpfad entlang des östlichen Minge- und des westlichen Kanalufers diente.[3] 1902 wurde der Kanal dann vertieft, um ihn auch für größere Dampfschiffe nutzbar zu machen.[4]
Im Laufe der Zeit verlor der Kanal an Bedeutung und ist heute nicht mehr als Wasserstraße in Betrieb. An der Mündung bei Klaipėda erinnert ein Denkmal an die französischen Kriegsgefangenen, die beim Bau des Kanals starben.
Wilhelm-Kanal, Blick nach Süden
Wilhelm-Kanal im Jahr 1944
Verlauf
Der Beginn des Kanals befindet sich beim Ort Lankupiai an der Minija, ca. 17 km von deren Mündung in die Atmata (einem Mündungsarm der Memel). Dort befindet sich die einzige Schleuse Litauens. Diese diente vor allem dazu, das Frühjahrshochwasser vom Kanal abzuhalten, ist heute jedoch außer Betrieb.
Nach ca. 13 Kilometern besteht über die Dreverna bereits eine Verbindung zum Haff – an dieser Stelle hat man das Windenburger Eck bereits umfahren. Nach weiteren neun Kilometern mündet der Kanal dann in das Hafengebiet von Klaipėda. Heute ist der Kanal durch einen Wall vom Haff abgetrennt und dient als Wasserreservoir für die Stadt.
Literatur
Mohr: Der König-Wilhelm-Kanal bei Memel. In: Deutsche Bauzeitung. Ausgabe vom Donnerstag, dem 29. Februar 1872. Band 4, Berlin 1872, S. 67–69.
Uwe Rada: Die Memel. Kulturgeschichte eines europäischen Stromes. Siedler Verlag, Berlin 2010. ISBN 978-3-88680-930-1.
(Enthält hauptsächlich Informationen zur Flößerei auf der Memel, der Kanal selbst wird dort nicht thematisiert.)
Ernst Thomaschky: Nördliches Ostpreußen und Memelland. Wasserwanderführer im Selbstverlag 1933, Reprint beim Verlag Gerhard Rautenberg, Leer 1989 (Nachdruck 1993), ISBN 3-7921-0420-2, S. 53–55 (Kurzbeschreibung und Kilometrierung des Kanals für Paddler und Ruderer; deutsche Ortsnamen und Frakturschrift)