stenaБолее 70 работ Марка Шагала, собранных из музеев Израиля и частных галерей страны, представлены на выставке в музее Мане Каца в Хайфе. 12.01.13 состоялось открытие этой экспозиции под названием «Модернизм и библейские сюжеты».
Рассказывает директор музея Светлана Рейнгольд:
— Более 50 лет своей жизни Шагал посвятил теме Танаха, библейских сюжетов. Они представлены в совершенно разной интерпретации. Каждый из сюжетов отвечает стремлению и желанию художника понять время, в котором он жил. В какой-то мере для Шагала библейские сюжеты – это переосмысление действительности самого сложного, переживаемого евреями времени 20-го столетия.
Открытие экспозиции состоялось при большом скоплении публики в присутствии мэра Хайфы и чрезвычайного и полномочного посла Франции в Израиле Кристофа Биго . Ведь Марк Шагал – уроженец Витебска, большую часть жизни провел во Франции, в Париже и был ярким представителем, «звездой» «Парижской школы».
Побывал он и на Святой земле.. Впечатления от этого путешествия, которые художник назвал «сильнейшими в своей жизни», послужили импульсом к созданию в 1930-1939 гг. более тридцати гуашей и шестидесяти офортов.
В 1832 году Марк Шагал создает рисунок с изображением Стены плача , который в 1948 году он подарил Тель-авивскому Музею искусств. Сегодня эта работа демонстрируется на хайфской выставке, как и прошедшая реставрацию картина из Тель-авивского музея искусств «Музыкант с красной бородой».
evrey
Музыкант с красной бородой
na vistavke
На выставке
Многогранное творчество Шагала — это рисунки, акварели и гуаши – от ранних витебских зарисовок до поздних парижских коллажей, а также печатная графика – выполненные в технике офорта знаменитые иллюстрации к Библии, а также 11 книгам (включая, роман Лонга «Дафнис и Хлоя», авторскую книгу «Цирк»,поэму Гоголя «Мертвые души», «Басни» Лафонтена» и «Стихотворения» самого Шагала, написанные в свое врем на русском и идиш и переведенные на французский язык). Эти так называемые книги художников — Livre d artistie — особый тип издания, сложившийся на рубеже XIX и XX веков — издавались ограниченными тиражами. Например, шагаловские — тиражом не более 300 экземпляров.
Детство. Отец.
Удивительно, как мальчику, родившемуся в простой многодетной еврейской семье — Захара (Хецкеля-Мордехая) Шагала, рабочего рыбного склада, и его жены Фейги-Иты, владелицы небольшой бакалейной лавки – удалось достичь таких вершин и мировой известности. При рождении он получил имя Мойше, Мовша (Моисей).
Ключ к разгадке личности Шагала и его картинам исследователи ищут в глубокой связи, существующей между его творчеством и народными источниками еврейской, белорусской, русской культуры окружавшего его с детства мира. Да он и сам рассказывает об этом в своей документально-поэтической Книге «Моя Жизнь». В этой, написанной художником в 1922 году в Москве на русском языке и затем изданной на французском и других языках книге, Марк Шагал трепетным поэтическим словом, как кистью, рисует окружающий его мир и портреты своих родственников – деда, бабушки, матери, отца.
Как пишет Шагал, его дед, учитель в хедере, которого художник называет
человеком почтенным, безупречным и святым, не нашел ничего лучшего,
чем с самого детства определить своего старшего сына, отца Шагала, р
ассыльным к торговцу селедкой, а младшего учеником к парикмахеру. Возможно, б
оязнь повторить каким-то образом судьбу отца и навсегда застрять в этом
местечке, где для него не было будущего, и подтолкнула поэтически настроенного, эмоционального и
не похожего чем-то на своих сверстников мальчика, искать другой жизненный
путьКонечно, в рассыльных отец не остался, но за тридцать два года не пошел
дальше рабочего. Он перетаскивал огромные бочки, и сердце подростка, как
он пишет, трескалось, как ломкое турецкое печенье, при виде того, как отец
ворочает эту тяжесть или достает селедки из рассола закоченевшими руками.
Всегда утомленный, озабоченный, с длинной, отроду не стриженной бородой,
с лицом цвета жженой охры, в морщинах и складках только глаза светятся тихим,
серо-голубым светом, долговязый и тощий, он возвращался домой в грязной,
засаленной рабочей одежке с оттопыренными карманами и одаривал пригоршнями п
ирожков и засахаренных груш своих детей.
Мог ли представить тогда старший
сын отца, получавшего за свой труд до конца жизни каких-то двадцать рублей,
что он станет известным художником, и его картины когда-нибудь будут
продаваться за десятки и сотни тысяч долларов.
Кстати, как сообщили на днях ивритоязычные СМИ, картина Шагала «Голубка»
фигурировала в деле «Холиленд».
Как оказалось, именно ее, в числе других произведений великих художников
приобрел государственный свидетель по этому делу Ш-Д при посредничестве
британской компании Global Сэвисис Limited за 108 тысяч фунтов стерлингов,
расплатившись фальшивым чеком.
Итак, двадцать семь рублей — почти единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мальчику на художественное образование, а больше у него и не было – вот тот капитал, с которым румяный и кудрявый юноша Мойше, который мог рассчитывать лишь на свой талант и настойчивость, отправился вместе с приятелем на учебу в Петербург.
Но сначала были его первые художественные опыты и картины, которые он показывал матери.
Один Господь знает, какими глазами она смотрела на картины своего сына,
пока он ждал приговора, и наконец медленно произносила "Да, сынок, я вижу,
у тебя есть талант. Но послушай меня, деточка. Может, все-таки лучше тебе
стать торговым агентом. Мне жаль тебя. С твоими-то плечами. И откуда на нас
такая напасть?"
Представленные на выставке оригинальные офорты Марка Шагала, послужившие основой иллюстраций к Библии(Танаху), дополнены цветовым покрытием гуашью самим автором. Один из экземпляров иллюстрированной Шагалом Библии представлен на экспозиции.
Только серьезный анализ творчества знаменитого художника поможет понять, казалось бы, несовместимое сочетание — модернистского искусства и библейских сюжетов, отбраженных его средствами. Возможно, в том, что «l’art modern» — модернистское искусство» берет на себя функции не только созерцания и отражения мирозданья, но одновременно его осмысления кроется непрекращающийся интерес к библейской теме в творчестве Шагала.
Moisey
stena placha
И еще. Картины Марка Шагала, такие, как «Прогулка», «Над городом», «Вечер у окна» и пр. предвосхитили прозу Булгакова. А ведь они, кажется, могут служить к ней иллюстрацией, хотя и созданы раньше «Мастера и Маргариты». Но эти произведения художника — вне тематики выставки, сосредоточенной на теме Танаха в его творчестве, на протяжении многих лет остающейся притягательной как для искушенного, так и для неопытного зрителя.
Большой интерес выставка вызвала в среде профессиональных хайфских художников, которые были рады услышать на ее открытии о муниципальном проекте восстановления «Бейт Штрук» — дома художника Германа Штрука, у которого Шагал учился технике создания графических работ, галереи — Дома Союза художников Израиля «Бейт Шагал», выделению мастерских некоторым художникам. Но многим из них по-прежнему остается только мечтать о своих творческих лабораториях.