Роллинг Стоунз — уникальная группа: не было ни одной, игравшей так долго настолько успешно. Их первый хит был записан еще в 1963 и они, вероятно, смогут неплохо продавать диски в 80‑х годах. Хотя членам группы уже за 30, их принимает и новое поколение. О них писали больше, чем о любой другой группе. Их частная жизнь и тексты песен внимательно изучались как почитателями, так и противниками. И все же группа смогла выжить, ведь любили их миллионы во всем мире. Нет сомнения, что Роллинг Стоунз — величайшая концертная группа в истории рока.
ИХ ИСТОРИЯ
Музыкальных критиков и фэнов разочаровал первый сингл «Роллинг Стоунз» «Соme Оn». Песня была взята из диска Чака Берри с непритязательным названием «Чак Берри». Эта пластинка в течение нескольких недель находилась в нижней части ТОР‑20. Сингл «Соme On» вместе с «Роллинг Стоунз» не выражали дух и стиль, типичные для группы в клубе «Стэйшн Отель» в Ричмонде, Сюррей. Даже Брайан Джонс, игравший на губной гармошке, был не в восторге от выбора песни. Он говорил: «Сначала нужно произвести впечатление, а затем пробовать свой собственный ритм и стиль».
В Ричмонде они пели и играли менее коммерческие вещи Чака Берри, типа «Вуе, Вуе Johnnу» и «Down Road Apiecе» и предлагали свою интерпретацию работы Н. К.Коула «Route 66» в исполнении Чака Берри. Играли они и песни Бо Диддли. Группа стала популярной сразу после нескольких выступлений. До появления в Ричмонде Мик Джаггер, Брайан Джонс, Билл Уаймен, Кит Ричард, Чарли Уоттс, а поначалу и Йан Стюарт проводили дни, репетируя в Ветерби Армс, Челси, а по вечерам играли в «Илинг Джаз Клабе», «Марки Джаз Клабе», «Рэд Лайон», «Фламинго Клабе». Брайан Джонс услышал, что группа «Ритм–энд–блюз Бэнд» Дейва Вуда уходит из «Стейшн Отеля». Мик позвонил владельцу клуба Джорджио Гомельскому и узнал, что тот, в свою очередь, хотел позвонить ему и предложить играть в его клубе.
До встречи члены «Роллинг Стоунз» играли в различных малоизвестных группах. Однажды Брайан Джонс случайно оказался в любимом пабе Мика Джаггера и Кита Ричарда. Позднее они втроем делили одну комнату и диск Мадди Уотерса. На этом диске была композиция, называвшаяся «Rolling Stones». Они решили, что это идеальное название для планируемой группы и соответствует мечтам о большом будущем. Сингл «Соme Оn» был выпущен в июне 1963, а через несколько месяцев группа оказалась в центре внимания прессы. Первой проявила интерес музыкальная газета «Рекорд Миррор» и ее редактор Питер Джонс. Он послал журналиста Нормана Джонлина и фотографа Билла Вильямса с заданием подготовить материал о группе. Питер Джонс также сообщил молодому публицисту Энд рю Олдхэму о музыкальных данных группы и о том, что это вероятные звезды. Олдхэм вместе с шоу–агентом Эриком Истоном немедленно отправились в резиденцию «Роллинг Стоунз» в Ричмонде, чтобы послушать их. В итоге эти двое стали менеджерами «Роллинг Стоунз» с условиями, что они будут заниматься записями группы.
С этими целями была создана отдельная компания под названием «Impact Sound». Фирма «Декка» подписала контракт с «Роллинг Стоунз», не надеясь найти группу с таким же коммерческим потенциалом, как «Битлз», у которых в начале лета № 2 стал «Please Please Me", затем был на вершине списка «From Me To You», а в августе еще один боевик на первых местах — «She Loves You». При записи нового сингла «Роллинг Стоунз» было сделано много проб в студии, пока они не почувствовали, что то, что они могут сделать в клубе, не повторить в студии. Однако «Come On» выпустили. Интересно, что фирма «Декка» не включила его в число своих основных объявлений в музыкальной газете «Рекорд Миррор» от 8 июня 1963, а сообщила о сингле мелким шрифтом на площади 1,5 дюйма на 2,25 дюйма на странице 6. Впервые сингл появился в списках 27 июля на № 50, что означало, что в неделю продавалось лишь несколько сот экземпляров. Позднее он занимал 32, 28, 25, 24, 22, 21, 22, 26, 29, 42 места. Более успешными в то время были — в США: «Surf City», «Jan & De», «So Much In Love», «Easier Said Than Done» В исполнении Дэвида Эссекса, в Англии: «Confession " в исполнении Френка Айфилда, за ним следовал Элвис Пресли с песней «Devil In Disguise» И Группа «Сикерc» С песней «Sweets For My Sweet». Именно в это время «Роллинг Стоунз» и начали свое тридцатидневное турне по Британии. Было это 29 сентября. «Роллинг Стоунз» впервые столкнулись с проблемами гастролей: они выступали перед постоянно менявшейся публикой, что несколько отличалось от «домашних» концертов. Они были довольно сырыми. «Роллинг Стоунз» радовались, что осуществляется их мечта, но не особенно заботились о своем имедже и о том, что будет думать о них публика помимо концертов. Кит Ричард рассматривал турне как возможность перенять технику гитариста Дона Пика из «Эверли Бразерс». Билл Уаймен обратил внимание на истерический прием «Ролл инг Стоунз» фэнами, как и экстаз, с которым встречали Брайана Джонса, когда они играли в Челтенхэме. Там его знали как «нашего местного парня с рыжими волосами».
Брайану было не по себе, что на одной афише с ними — «король хиппи» Бо Диддли, а Мику — оттого, что в конце турне они выступали с Литтл Ричардом, и еще оттого, что к ним в гримерную бросали в окно книжечки для автографов, камни, сладости и сигареты. Следующий сингл появился после поездки. Назывался ОН «I Wanna Be Your Man». До этого был записан (но не выпущен) сингл «Fortune Teller», песня взятая с диска «We Sing The Blues», сборника из коллекции Бенни Спеллмэна.
На «I Wanna Be Your Man» играл на пиано Йан Стюарт, бывший тогда гастрольным менеджером группы. Сингл появился в продаже 1 ноября, за две недели до выхода диска «With The Beatles», который получил рекордное число предварительных заказов — 250000 экземпляров. Диск «Роллинг Стоунз» появился в ТОР‑50 в «Рекорд Миррор» 16 ноября под № 41. Затем он занимал 32, 30, 16, 15, 14, 13, 15, 12, 14, 15, 17 места, а 8 февраля не оказался в двадцатке, был уже на 24 месте. Длительность пребывания в списке, место, до которого он поднялся, давали намек на вероятность будущего успеха «Роллинг Стоунз», хотя разве что лишь очень дальнозоркие могли предвидеть, что группа окажется в центре внимания нации во второй половине 60‑х.
К сентябрю 1964, менее, чем через 12 месяцев после первого турне, произошли разительные перемены. Они собирались уже в четвертую поездку по Англии и теперь стояли на афише перед Чарли и Инез Фоке, the Mojos и Майком Берри. Группа стала частым гостем на британском ТВ. Отлично обстояло дело с распродажей их дисков. Сингл «Not Fade Away» занял уже 3 место и, что было еще более важным, попал в списки популярности и в США. И это несмотря на то, что сама песня была американской и уже занимала места в хит–парадах. В Англии этот диск не был таким популярным. Этот же сингл впервые занял высшую строчку в хит–параде Франции, где в дополнении к стороне «А» на стороне «В» была записана Песня «That'll Be The Day». Он же вошел В ЕР: «Poison Ivy», «Stoned», «Not Fade Away», «Little By Little» — эти четыре песни, как и первый альбом, продержались в хит–параде 9 месяцев.
Весной 1964 был выпущен первый ЛП группы под названием «Rolling Stones», на котором было много гармоники Брайана Джонса и хороших блюзов. Была отдана дань легендарному продюсеру Филу Спектору в инструментальной композиции «Now I've Got A Witness», («Теперь у меня есть крестные») где в подзаголовке значилось: «like Uncle Phil & Uncle Gene» («такие, как дядюшка Фил и дядюшка Джин»). Фил находился в студии «Регент Саунд» в Лондоне во время записи сингла «Not Fade Away», и написал вместе С Миком «Little By Little» для «В» стороны. Во время короткой паузы между гастролями по Англии, записываясь для передачи «Thank You Lucky Stars», они встретили Джина Питни. Кит Ричард и Мик Джаггер были уверены, что у них есть хит для Питни — «This Girl Belongs To Yesterday». Питни записал ее, и она действительно стала хитом по обе стороны Атлантики. Именно с этого началось авторское сотрудничество Джаггер — Ричард. LP «Rolling Stones» занял в списке первое место, в США вышла синглом композиция с этого диска «Tell Me» и вошла в ТОР‑30. И вот, менее чем через 9 месяцев после первого турне по Англии, «Роллинг Стоунз» отправились в США и попали в неистовые объятия фэнов в аэропорту, встретились со знаменитостями, остановились в роскошном отеле. Фэны окружили отель и полиции ничего не оставалось делать, как попросить участников группы выйти к ним! Они побывали во многих крупных городах США, а в Лос — Анджелесе выступили в ТВ-шоу из голливудского дворца. Если английская музыкальная газета «Рекорд Миррор» называла группу «косматым квинтетом», в отличие от простонародного «длинноволосая пятерка», то ведущий этого шоу Дин Мартин был менее вежлив. «У них не длинные волосы, просто у них маленькие лбы и брови выше, чем у других».
«Роллинг Стоунз» гастролировали по США вместе с Бобби Би, группой «Чиффонз», Бобби Костоком, Бобби Голдсборо. Выступления не были неудачными, но их встречали не настолько горячо, как в будущем. На этих гастролях, во время записи в «Чесс Рекорд Компани», Чикаго, они узнали о своем триумфе в английских списках. В музыкальной газете «Рекорд Миррор», где список основывался на мнении слушателей, они шли вторыми после «Битлз». Правда, их не было в списке инструменталистов, видимо, слушатели не считали их таковыми. Зато в разделе «Отдельные члены групп» Мик легко обогнал Хэнка Марвина из группы «Шэдоуз». Пластинка «Not Fade Away» заняла второе место среди лучших дисков 1963–64. Эти результаты были опубликованы в газете «Рекорд Миррор» 20 июня 1964.
Эндрю Олдхэм перестал быть продюсером группы в конце лета 1964, хотя и сохранил интерес к записям группы. Это он познакомился с удивительно красивой девушкой Марианн Фейтфул и передал ей композицию Джаггера — Ричарда «As Tears Go By», попавшую в TOP‑10. В конце 1964 «Роллинг Стоунз» были признаны первыми среди групп музыкальной газетой «Мелоди Мейкер», а их сингл «Not Fade Away» назван лучшим синглом года. Однако, этот сингл представлял «Роллинг Стоунз» образца 1963–64. К июлю 1965 группа сильно изменилась. Теперь группа бросала вызов обычаям общества своей лирикой. В списки популярности ворвался первый ряд синглов: «Satisfaction», «19th Nervous Breakdown», «Have You Seen Your Mother Baby Standing In The Shadow?» и «Get Off Of My Cloud». Мик привык (или устал?) к среде наемников и взрослой публики, видевшей в нем олицетворение конфликта отцов и детей. Подчеркивая именно эту сторону «Роллинг Стоунз», они подливали масла в огонь. С первыми успехами участники «Роллинг Стоунз» сделали первые шаги к «шикарной» жизни: Чарли Уоттс купил себе виликолепный особняк ХVI века. «Роллинг Стоунз» были теперь на виду, их обожали или ненавидели, а большее число тех, кто не испытывал к ним таких сильных чувств, были фэнами «Битлз». Ливерпульская четверка получала награды, они стали кавалерами Ордена Британской Империи. В те времена, когда имело значение то, есть ли на тебе галстук и жилет, чтобы войти в ресторан, «Битлз» подчинились правилам, а «Роллинг Стоунз» — нет. Последние опередили свое время.
Америка увидела «Роллинг Стоунз» на знаменитом шоу Эда Салливэна, и на общем фоне скучного консерватизма «Роллинг Стоунз» показались чудовищами с другой планеты или, по крайней мере, британскими мальчишками из XIX века. В 1966 14 американских отелей не разрешили «Роллинг Стоунз» остановиться у них, в то время как их диски расходились миллионными тиражами и для людей по обе стороны Атлантики и большинства англоязычного мира «Роллинг Стоунз» были королями. После августовского концерта в лондонском «Ройалл Альберт Холл», на вечере после концерта «Роллинг Стоунз» получили 22 золотых диска за миллионные тиражи. Таким образом, британское турне началось очень успешно. Публика в «Ройалл Альберт Холл» подтвердила свою преданность группе — сотни фэнов рванулись к сцене, как только в зале погасили свет. Порядок удалось восстановить только после угрозы отменить концерт. Буйства на концертах «Роллинг Стоунз» происходили во всех странах. Различие существовало только в степени популярности отдельных песен. Например, в Швеции наибольшим успехом пользовалась песня
«She Said Yeah» из LP «OUT OF OUR HEADS», а В Австралии — «Fortune Teller». Несмотря на ошеломляющий успех, нельзя сказать, чтобы «Роллинг Стоунз» не критиковались. Вот письмо Фила Льюиса из Сент — Оуэн, Джерси, опубликованное в газете «Рекорд Миррор» 7 января 1967: «Посмотрите, что за ошибки совершили в этом году «Роллинг Стоунз». Появилась глупая фотография, где они одеты как женщины. Их манера одеваться уже не идет им так, как прежде, их прически изменились к худшему. Они обленились, они уже не столь старательны при записи дисков… «Роллинг Стоунз» все еще велики, но ведь они способны на большее.»
В том, что он написал, была правда, однако в то время у некоторых из «Роллинг Стоунз» возникли личные проблемы. У Мика завершился трехлетний роман с Крисси Шримптон (они были вместе с самого начала «Роллинг Стоунз»), теперь его подругой стала Марианн Фейтфул. К тому же, у Мика в большей степени, чем у остальных членов группы, за исключением Брайана Джонса, возникала «звездная» проблема — проблема его узнавания. За несколько месяцев до этого он дошел в Нью — Йорке до нервного истощения после многочисленных репетиций и бесконечных записей. Он начал принимать ЛСД, хотя и наблюдал его вредное последствие на примере постепенной деградации Брайана Джонса, вызванной ЛСД и другими сильнодействующими наркотиками.
В 1967 за несколько месяцев произошло несколько круп ных событий. 21 января в продаже появился сиыгл «Let's Spend The Night Together». Британская пресса с негодoванием встретила это открытое предложение копуляции. В то время, когда в Британии происходил фурор по поводу сингла, Мик посетил концерт британской звезды Клиффа Ричарда в лондонском «Палладиуме». До этого Клифф вызвал удивление, появившись в июне 1966 на сцене вместе с американским евангелистом Билли Грэмом, и шокированный фэн Клиффа написал письмо, опубликованное в музыкальной газете «Диск», в котором были такие строки: «Он не из тех, кому к лицу превозносить религию». Мик сказал Питеру Джонсу: «Он очень хорош, но я бы так не смог. Группа «Шэдоуз», сопровождавшая его выступление, все время исполняла на сцене русские танцы. Можно ли представить нас, делающими то же самое? И смешной костюм, и смешные строчки…» Через несколько недель произошел полицейский обыск в доме Кита Ричарда, после чего Мик и Кит предстали перед судом по обвинению в употреблении наркотиков. Они были признаны виновными и приговорены соответственно к 3 и 1 годам заключения. Из сообщений прессы было ясно, что на их примере молодому поколению хотели показать, к чему приводит неподчинение законам общества. Музыкальные трения в лагере «Роллинг Стоунз» нашли отражение на альбоме «THEIR SATANIC MAJESTIES REQUEST». На обложке альбома стерео–фото: «Роллинг Стоунз», красочно разодетые, на каком–то сюрреалистическом фоне.
Однако, увлечение «Роллинг Стоунз» электронными звуками на этом диске не порадовало многих фэнов и критиков. Некоторые говорили, что «Роллинг Стоунз» подражали «Сержанту Пепперу» «Битлз», следуя аксиоме «все, что могут они, — мы можем лучше». По мнению критиков 70‑х, этот диск «Роллинг Стоунз» был крайне недооценен. Норман Джоплин писал в «Рекорд Миррор» от 16 декабря 1967, что с этим диском «Роллинг Стоунз» потеряли молодых поклонников. Как бы то ни было, «Роллинг Стоунз» оказались под влиянием психоделических направлений. Еще большие музыкальные перемены произошли в последующие 12 месяцев, о чем свидетельствует диск, выпущенный в декабре 1968 — «BEGGARS BANQUET». Фэнам диск понравился — он больше напоминал прежних «Роллинг Стоунз». Обозреватель «Нью — Йорк Таймс» писал: «Битлз все еще ищут себя, а «Роллинг Стоунз» нашли свое место и творят». Этот диск полон живого и агрессивного ритма, мы видим здесь отличную слаженность музыкантов, а Мик в лучшей вокальной форме.
В 1967–68 в жизнь «Роллинг Стоунз» вошел еще один новый элемент — фильм. Была снята их работа в студии, фильм сначала назывался «Один плюс один», позже название сменили на «Sympathy For The Devil». Мик стал звездой в «Performance», а группа — звездами телешоу «Рок–н–ролльный цирк Роллинг Стоунз». Важно было то, что «Роллинг Стоунз» вернулись к музыке, которую можно было исполнять со сцены, тогда как «Битлз» отошли от материала, удобного для подачи на концертах. Мик все еще оставался другом Марианн Фейтфул. В мае 1969 они были обвинены в хранении гашиша. Вскоре стало реальностью то, чего ждали уже давно — из «Роллинг Стоунз» ушел Брайан Джонс, его место занял Мик Тейлор. Но никто в группе не ждал такой драматической новости — 3 июля Брайан Джонс умер. Через два дня в лондонском Гайд–парке, на концерте под открытым небом, «Роллинг Стоунз» отдали ему дань уважения. Началась новая эра. В 1969 Мику была предложена роль Неда Келли в фильме об этом австралийском преступнике.
В последующие месяцы было замечено, что Мик сильно изменился — он был очень увлечен своей ролью и стал меньше интересоваться делами группы. Поскольку Мик являлся главным действующим лицом в группе, то активность ее снизилась. Альбомы стали выходить только раз в год, и с августа 1967 по май 1968 не появилось ни одного сингла, кроме «Honky Tonk Women». Кому–то нужно было вдохнуть жизнь в группу. Этим человеком должен был стать Джаггер. У него на это были и свои причины. Период с конца 1968 до середины 1969 был многообещающим, но надежды не оправдались. Альбом «THEIR SATANIC MAJESTIES REQUEST» и фильм Мика вряд ли можно было назвать успешными. Из–за некоторых деталей «Performance» столкнулся с трудностями при распространении. Итак, на осень было запланировано турне по США. Предполагалось сделать по нему фильм. В США к Мику обратился Джерри Гарсия из «Грэйтфул Дэд» с предложением провести бесплатный концерт с участием «Роллинг Стоунз» где–нибудь в Калифорнии в конце турне. Мик увидел в этом отличный финал для фильма. Этот концерт в Аль тамонте оказался самым драматическим в истории рока. Все это есть в фильме «Gimme Shelter». Большая часть публики была пьяна или обкурена. Во время выступления группы «Джефферсон Айрплэйн» происходили неприятные инциденты.
Мик появился в красном вельветовом плаще и в кепке, и казалось, что он, несмотря на то, что уже несколько месяцев опасался, что его убьет какой–нибудь дикий поклонник, находится в хорошем настроении. Для «детей Иисусовых» Мик и «Роллинг Стоунз» превратились в сообщников дьявола, Люцифера, в песне «Sympathy For The Devil». Кульминация настала со смертью 18-летнего Мередита Хантера. Говорят, что у него был пистолет. Никто никогда не узнает, предназначался ли выстрел Мику. Достаточно сказать, что Мик видел его смерть. Казалось вероятным, что после этого «Роллинг Стоунз» не будет. Однако, через восемнадцать месяцев «Роллинг Стоунз» вышли из спячки и весной 1971 совершили турне по Британии.
Они расстались с фирмой «Декка» и основали свой собственный концерн, делами которого занялся знаменитый Маршалл Чесс, сын основателя «Чесс Рекордс» Леонарда Чесса. Вышел новый сингл, впервые за несколько лет, — «Brown Sugar». Это были снова прежние «Роллинг Стоунз» — заняв первые места в хит–парадах, он стал бестселлером почти во всех странах мира. Появился новый альбом «STICKY FINGERS», который также был на первых местах. В начале 1971 Мик, расставшийся с Марианн, женился на Бианке Перес Морено де Масиас и уехал с «Роллинг Стоунз» во Францию, чтобы избежать английских налогов, отнимающих значительную часть заработанного. В 1972 снова необычайно успешное турне по США, о котором Роберт Гринфилд записал книгу «Путешествие с Роллинг Стоунз по Америке». Их встречали с любовью везде, где бы они ни играли. В 1973 вышел альбом «GOATS HEAD SOUP». На нем была песня «Star Star» с намеками на поведение групи–подростков, которую отказались передавать многие радиостанции. Произошли изменения в музыкальном плане: к ним присоединились клавишник Билли Престон, а также Бобби Кейси, Джим Прайс, Тревор Лоренс. Для сценических эффектов был привлечен американский специалист Чип Монк. Да, «Роллинг Стоунз» были уже не те, после Альтамонта для них началась новая эра.
Рождение новых «Роллинг Стоунз» пришлось на 1971–72, а в 1973, на стадионе Уэмбли, в Лондоне, перед 105000 фэнов предстали уже повзрослевшие «Роллинг Стоунз». Концерт был великолепен. Теперь они играли простой, добросовестный, хороший рок–н–ролл и были, разве что, лучше любой другой подобной группы в мире. В декабре 1972 в журнале «Лет Ит Рок» английский музыкальный критик Карл Даллас писал: «Если они оставят демоническую чушь и остановятся на простом материале, вроде «Honky Tonk Women», то сумеют избежать убийства. Но тогда они станут другими — уже изменились музыка, содержание, и изменения, по–моему, не закончились.» Неизменным осталось только название.
В пятницу 7 сентября, на стадионе Уэмбли, остались довольны все, кроме подавленных маньяков. Газетчики и фотокорреспонденты охотились за новостями о личной жизни Джаггера. Пошли сплетни в связи с тем, что Бианка танцевала с Рианом 0'Нилом, актером из США, игравшим в «Истории любви» и с Дэвидом Боуи. Мик высказался по этому поводу вполне определенно: «Она может танцевать с кем хочет, так же, как и я. Если она танцует с людьми, я не возражаю.» Мик достиг 30 лет, он согласился с Дэвидом Уиггом из «Дейли Экспресс», что «это опасный для некоторых возраст». В 1974 появилось несколько книг о «Роллинг Стоунз» и Мике Джаггере. По поводу книги Энтони Скатудо «Mick Jagger» певец «Роллинг Стоунз» объяснил, что Марианн наговорила автору много лжи о нем и его жизни. Год прошел спокойно, за исключением того, что Мик Тейлор сообщил о своем уходе из группы, пронесся слух, что к группе присоединяется Рон Вуд. Вышел альбом «IT'S ONLY ROCK'N'ROLL» — новые записи были сделаны в конце 1974. В 1975 — новое турне по США. 1 мая, в День Труда, состоялась пресс–конференция по поводу гастролей в Нью — Йорке. Сами «Роллинг Стоунз» не присутствовали на ней, они готовились к концерту. Был выпущен альбом–компиляция для удовлетворения аппетитов Америки, но он появился в продаже и в Британии. Назывался он «MADE IN THE SHADE», и в него вошли самые популярные песни «Роллинг Стоунз». Американское турне длилось три месяца. За первую половину они выступили перед полумиллионной публикой на 18 концертах. В Кливленде, штат Огайо, был установлен мировой рекорд посещаемости рок–концерта с проданными билетами — 83 тысячи поклонников пришли послушать их. Вместе с ними выступал Рон Вуд из группы «Фэйсез». Он играл на гитаре, восполняя потерю Мика Тейлора. Концерты проходили на открытых стадионах или в залах. Были две продолжительные остановки в «Мэдисон Сквер Гарден» (с 22 по 27 июня) и в «Инглвуд Форум» в Лос — Анджелесе. Турне началось в Сан — Антонио, штат Техас. Затем последовали города Милуоки, Буффало, Филадельфия, Мемфис, Детройт, Атланта, а из Джексонвилла, штат Флорида, группа уехала в Мексику и в Бразилию. Закончились гастроли в Каракасе, Венесуэла.
Группа возила с собой две различные сцены, одна использовалась для разовых концертов, другая — во время длительных остановок, в Нью — Йорке и Лос — Анджелесе. Первую возили на трех грузовиках, весила она 10 тонн и составляла 71 фут в диаметре. Вторая весила 25 тонн, и для нее требовалось еще три грузовика. Была еще осветительная система, увеличивавшая на сцене размеры исполнителей, в то время как казалось, что свет движется вместе с ними. Акустика весила 8 тонн и состояла из 32 отдельных частей, каждая весом 500 фунтов. К концу турне «Роллинг Стоунз» услышали почти 2 миллиона человек. За билеты было выручено 500 миллионов долларов, личный доход «Роллинг Стоунз» составил 11 млн. Пресса подвергла гастроли критическому анализу. Делались все те же старые замечания. Лучше всех выразил их Стив Денлеви в газете «Нэшенел Старз» от 21 июня 1975:
«Эти бледнолицые иностранцы, эти англичане получают с наших детей по 10 долларов за возможность увидеть их на сцене. И что же они видят?.. Человека, обвиняемого в употреблении наркотиков, исполняющего свои проповеди перед нашими подростками. Он ругает общество, но уезжает из Англии жить во Францию, чтобы избежать налогов… А мы набиваем ему карманы.» Для писателя Роберта Кристахова «Роллинг Стоунз» образца 1975 все еще продолжали развивать тему секса — какой бы ни была музыка, она говорила «о сексе как насилии, сексе как любви, сексе как удовольствии, безумии, очищении». Что бы ни делали в музыке «Роллинг Стоунз», все можно было истолковать как угодно, но нет сомнения, что они бросали вызов общепринятым взглядам, они хотели и хотят идти и дальше своим собственным путем. Несмотря на то, что писала пресса, чувства фэнов в США 1975 были сходны с проявлением чувств в Ричмонде в 1963. Для них «Роллинг Стоунз» были и есть величайшие в мире.
РЕТРОСПЕКЦИЯ
МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ, ГОД ЗА ГОДОМ
Брайан, Кит, Мик, Йан собрались вместе с целью исполнения хорошей музыки. В 1962 продавались билеты на «Рол–линг Стоунз» (правда, тогда они еще не назывались так) в Пикадилли Клаб. В начале 1963 они выступили в Марки Клаб, затем в Илрай Айленд Клаб. Были сделаны записи в Портленд Плэйс в Лондоне, студия фирмы АВС. С февраля «Роллинг Стоунз» восемь месяцев находились в Ричмонде, графство Сюррей, в Кроудэдди Клаб, Стэйшн Отель.
1963
апрель
13. Газета «Ричмонд энд Твикенхэм Тайме» впервые опубликовала информацию о группе «Роллинг Стоунз». 28. Эндрю Олдхэм и Эрик Истон увидели «Роллинг Стоунз» и на другой день подписали с ними контракт. Записи, сделанные в студии АВС, куплены за 90 фунтов.
май
10. Первая официальная запись в студии «Олимпик Саунд», продюсер Эндрю Олдхэм. Записаны «Come On» и «I Want То Be
Loved».
июнь
7. Сингл «Come On»/«I Want To Be Loved» вышел в продажу. «Роллинг Стоунз» впервые появились в ТВ-шоу «Thank You Lucky Stars».
13. Впервые в национальной газете «Дейли Миррор» статья Патрика Донкастера. Он описывает их музыку как исключительную.
сентябрь
29. Первое британское турне с группой «Эверли Бразерс» и певцом Бо Диддли.
ноябрь
I. Выпущен сингл «I Wanna Be Your Man». На второй стороне «Stoned».
3. Закончилось первое турне по Британии.
1964
январь
6. «Роллинг Стоунз» впервые возглавляют афишу. Начало турне с группой «Роннетс», первый концерт в «Гренада Синема», Харроу.
февраль
21. Выпущен сингл «Not Fade Away»/«Little By Little». Ha первой стороне песня Бадди Холли и группы «Крикетс», на второй песня, написанная Миком Джаггером и Филом Спектором, играющим здесь на маракасах.
апрель
18. «Роллинг Стоунз» участвует в концерте в Змпайр Пул, Уэмбли.
20–21. Участие «Роллинг Стоунз» в международном телефестивале в Монтрё.
22. Газета «Дейли Миррор» сообщила, что Президент Национальной федерации парикмахеров сказал, что прическа одного из «Роллинг Стоунз» напоминает меховую щетку для пыли.
26. Выпущен альбом «THE ROLLING STONES».
май
1. Джек Хэттон, редактор «Мелоди Мейкер», рассказывает в газете «Дейли Миррор» о концерте «Роллинг Стоунз» в Эмпайр Пул, Уэмбли. Он возмущен поведением группы.
10. Джимми Сэвилл, знаменитый лондонский диск–жокей, рассказывает о «Роллинг Стоунз» в своей колонке воскресной газеты «Пипл». Он говорит, что группа приятна, с чувством юмора, что они хорошо одеваются.
12. «Роллинг Стоунз» не пускают в отель «Бристоль» — они без галстуков.
июнь
3. Начинается первое американское турне «Роллинг Стоунз». Прервав турне, группа улетает в Магдален колледж, Оксфорд, чтобы играть на балу. Договор был заключен за год до этого за 100 фунтов и колледж отказался расторгнуть его. Поездка обошлась «Роллинг Стоунз» в 1500 фунтов, концерт был неудачным.
20. Закончилось первое американское турне. 23. Официальное возвращение из США, восторженная встреча в аэропорту Хитроу, Лондон.
26. Выпуск сингла «It's All Over Now» / «Good Times Bad Times»
июль
4. Выступление в телевизионной программе ВВС, неодобрительно встреченное прессой.
8. «It's All Over Now» на вершине хит–парада. Кит, Билл, Брайан приглашены на вечер по случаю премьеры фильма «А Hard Day's Night».
24. Группа играет в Блэкпуле. Урон, нанесенный фэнами, исчисляется в несколько тысяч фунтов.
август
3. Группа в центре внимания на третьем поп–концерте в Лонглит Хаус, 25000 зрителей.
7. Группа играет на национальном фестивале джаза и блюза в Ричмонде, графство Сюррей.
8. Концерт в «Хейг». У нескольких поклонниц порваны платья.
10. На концерте в Манчестере присутствуют 50 полисменов. Не совсем ясно, зачем они — «Роллинг Стоунз» встречают в теплой обстановке.
13. Концерт на острове Мэн в присутствии 7000 зрителей.
18. Небольшая поездка по островам с концертами, к югу от Британии.
сентябрь
5..Концерт в кинотеатре «Астория» (в 70‑е годы название сменилось на «Рэйнбоу»), где выступали наиболее известные рок–группы. В «Мелоди Мейкер» «Роллинг Стоунз» названы самой популярной рок–группой, а лучшей песней «Not Fade Away».
октябрь
9. «Роллинг Стоунз» отказываются от турне по Южной Африке.
14. Свадьба в Брэдфорде Чарли Уоттса и Ширли Энн Шефферд.
16–17. «Роллинг Стоунз» участвуют в ТВ-шоу Западного Берлина.
18. Выступление «Роллинг Стоунз» по бельгийскому ТВ.
20. Концерт «Роллинг Стоунз» в парижской «Олимпии», после концерта на улицах происходят беспорядки, арестовано 150 человек.
23. «Роллинг Стоунз» улетают в США на 12-дневное турне. Помимо этого, выступают в Музыкальной Академии и в шоу Эда Салливэна.
ноябрь
5. Запись в знаменитой студии «Чесс Рекорде» в Чикаго.
27. Мик оштрафован на 16 фунтов за нарушение правил вождения.
Декабрь
21. Публикация книги Чарли Уоттса 'Ode То A High Flying Bird». Она была написана в 1961.
1965
январь
6–6. Турне по Ирландии.
13. Фильм, снятый по ТВ-шоу «Thank You Lucky Stars».
15. ТВ-шоу «Ready Steady Go!», выпуск второго альбома.
17. Вылет для записи в Лос — Анджелес.
21. Прибытие в Сидней для гастролей с Роем Орбисоном, в аэропорту их встречает около 3000 поклонников.
февраль
1–6. Турне по Новой Зеландии.
10–13. «Роллинг Стоунз» возвращаются в Австралию.
16–17. Концерты в Сингапуре и Гонконге.
26. Выпуск сингла «The Last Time» / «Play With Fire».
март
5. Начало турне по Британии с группой «Холлиз» и певцом Дейвом Берри.
26. Начало турне по Скандинавии, запись для ТВ.
апрель
2. Конец турне по Скандинавии.
9. Выступление на концерте «Ready Steady Go!».
11. Концерт на стадионе Уэмбли в числе лучших групп, организованный газетой «Нью Мюзикл Экспресс».
13–16. Турне по Германии, выступление для ТВ.
17–18. Выступление в «Олимпии», Париж.
22. Начало турне по Канаде и США.
май
2. Участие в шоу Эда Салливэна.
10. Запись в студии «Чесс», Чикаго.
12. Запись в студии RCA, Лос — Анджелес.
20. Запись для ТВ-шоу «Шиллинг» вместе с Джеком Гудом.
29. Конец турне по Канаде и США.
июнь
11. Выпуск ЕР «GOT LIVE IF YOU WANT IT».
12. Запись для передачи «Thank You Lucky Stars».
15–18. Турне по Шотландии.
24–29. Турне по Скандинавии, буйные выходки фэнов в Осло, Норвегия.
29. Чарли покупает особняк ХVI века в Сассексе, где ранее жил епископ Кентерберийский.
июль
I. Магистрат города Глазго выражает «Роллинг Стоунз» протест по поводу того, что поклонники разбили витрину магазина.
7. Запись в студии RCA, Лос — Анджелес.
16. Турне по Британии с группой «Уолкер Бразерс». 22. Билл, Брайан, Мик оштрафованы на 5 фунтов каждый за неприличное поведение на заправочной станции.
август
1. «Роллинг Стоунз» в лондонском «Палладиуме». 20. Выпуск сингла «(I Can't Get No) Satisfaction» / «The Spider And The Fly», в США был продан 1 миллион экземпляров.
23. Полиция усмиряет фэнов, атаковавших ТВ-студию в Манчестере.
24. Отель «Хилтон», Лондон. Первая встреча с Алленом Клейном.
28. Эндрю Олдхэм и Аллен Клейн — у «Роллинг Стоунз» два менеджера. Они подписывают новый контракт на 5 лет с «Декка», фирма получает право на демонстрацию их первого фильма.
сентябрь
3. Турне по Ирландии.
8. «Роллинг Стоунз» последний раз выступают на балу в Дугласе, остров Мэн.
11–17. Турне по Германии и Австрии, большие беспорядки во время турне.
24. Начало турне по Британии. Вместе с ними: Спенсер Дэвис, Майк Сарн, Джон Лейтон. В течение месяца запись альбома «OUT OF OUR HEADS».
октябрь
22. Выпуск сингла «Get Off Of My Cloud» / «The Singer Not The Song».
29. Начало четвертого канадо–американского турне.
декабрь
3. В городе Сакраменто Кит Ричард теряет сознание от удара током.
5. Конец четвертого канадо–американского турне.
31. Выступление по ТВ-программе «Здесь звезды Нового Года».
1966
февраль
4. Выпуск сингла «19th Nervous Breakdown» / «As Tears Go By».
13. ТВ-шоу Эда Салливэна в Нью — Йорке.
14. Начало, турне по Австралии, включая выступления в Новой Зеландии.
март
26. Турне по Европе. Мику накладывают 8 швов после того, как в него бросили из зала стулом.
апрель
5. Окончание турне по Европе.
15. Выпуск альбома «AFTERMATH».
май
1. Концерт лучших, по мнению газеты Нью Мюзикл Экспресс, групп.
13. Запись на ТВ. Сьемки фильма «Only Lovers Left Along», выпуск сингла «Paint It Black» / «Long Long While».
14. Нервное истощение Мика.
23. Начало пятого канадо–американского турне. «Роллинг Стоунз» прибывают в Нью — Йорк.
июль
28. Окончание пятого канадо–американского турне на Гавайях.
август
3. Начало двухнедельной записи в студии RCA, Лос — Анджелес.
7. Премьера в Англии фильма «Gather No Moss».
10. Участие в шоу Эда Салливэна в США, а также в шоу «Ready Steady Go!» в Англии.
12. Начало турне по Германии, беспорядки фонов.
16. Том Дриберг поднимает в Британском Парламенте вопрос об осуждении магистрата, назвавшего «Роллинг Стоунз» «слабоумными, которые носят непристойную одежду».
23. Выпуск сингла «Have You Seen Your Mother baby Standing In The Shadоw?» / «Who» s Been Driving Your Plane». На открытие турне по Британии «Роллинг Стоунз» вручают 20 золотых дисков. Турне начинается в «Ройал Альберт Холл», Лондон.
октябрь
9. Конец турне по Британии.
29. Начало очередного канадо–американского турне.
ноябрь
Выпуск двух дисков: сборника «BIG HITS» и нового диска «GOT LIVE IF YOU WANT IT», издана и концертная запись из «Альберт Холл».
декабрь
10. Согласно «Нью Мюзикл Экспресс», лучшая британская ритм–энд–блюз–группа: «Роллинг Стоунз», лучшая песня года: «Satisfaction».
1967
январь
13. Выступление в Нью — Йорке в шоу Эда Салливэна.
20. Выпуск альбома «BETWEEN THE BUTTONS», часть слушателей раздражает это название.
22. Скандал, вызванный тем, что «Роллинг Стоунз» отказались участвовать в национальном ТВ-шоу на вращающейся сцене лондонского «Палладиума».
28. Выпуск сингла «Let's Spend The Night Together» / «Ruby Tuesday».
февраль
6. Мик сообщает о своем намерении принять меры против британской воскресной газеты «Ньюс Оф Зе Уорлд».
12. Полиция посещает дом Кита Ричарда.
19. Статья в газете «Ньюс Оф Зе Уорлд» об употреблении поп–звездами наркотиков.
март
9. Брайан Джонс обращается в госпиталь из–за затрудненного дыхания.
25. Начало турне по Европе, выступление в городе Оребо, Швеция.
апрель
8. В газетах напечатано выступление британского олимпийского чемпиона Линна Дэвиса с критикой поведения «Роллинг Стоунз». Мик отрицает обвинения и говорит, что комнаты отеля были заполнены атлетами, которые плохо себя вели.
13. Первая поездка «Роллинг Стоунз» за «железный занавес», в Варшаву. 3000 студентов штурмуют Дворец культуры, полиция применяет дубинки и слезоточивый газ.
17. Окончание турне по Европе.
24. На фестивале в Каннах демонстрируется германский фильм «Degree Of Murder» с музыкой Брайана Джонса. В главной роли — его подруга Анита Палленберг.
май
10. Кит и Мик предстают перед судом (последствия рейда полиции 12 февраля). Брайан Джонс тоже обвиняется в хранении дома индийской конопли.
12. Концерт на стадионе Уэмбли в числе лучших, по мнению «Нью Мюзикл Экспресс», групп.
21. Мик появляется в ТВ-программе ВВС, чтобы обсудить взаимоотношения публики и исполнителей.
июнь
Фирма «Декка» выпускает диск «Роллинг Стоунз» под названием «Цветы».
29. Заканчивается процесс. Мик осужден на 3 года, а Кит — на 1 год тюрьмы.
30. Мик и Кит представляют залог в Верховный Суд.
июль
1. В газете «Таймс» появляется редакционная статья «Who Breaks Butterfly On A Wheel?», в которой высказывается симпатия к «Роллинг Стоунз».
6. Брайан Джонс обращается в госпиталь по причине переутомления.
31. Апелляционный суд аннулирует приговор в отношении Кита, а Мика приговаривает к условному заключению.
август
18. Выпуск сингла «We Love You» / «Dandelion» с Ленноном и Маккартни. Это благодарность поклонникам за поддержку во время неприятностей, связанных с наркотиками.
26. Смерть Брайана Эпштейна. Мик и Марианн посещают Махариши.
сентябрь
«Роллинг Стоунз» отправляются в Америку. К концу месяца становится известно, что они порвали с Эндрю Олдхэмом и отныне будут выпускать свои записи сами.
октябрь
31. Брайан Джонс приговорен к 9 месяцам тюрьмы за хранение индийской конопли, но освобождается под залог.
декабрь
8. Выпуск альбома «THEIR SATANIC MAJESTIES REQUEST».