Канал Вильгельма длиной 25,3 км и глубиной 2–3 м начинается около оборудованного в деревне Ланкупяй шлюза и заканчивается в бухте Малку Клайпедского порта. В 1863 г. за сборы государственных налогов были начаты строительные работы канала. С целью выровнять разницу уровня воды, в начале канала (в деревне Ланкупяй) был построен шлюз канала. Сегодня канал Вильгельма – это быстро приобретающая популярность трасса водного туризма и место рекреационной рыбалки.
Шлюз Ланкупяй – это единственный шлюз в Литве, который объявлен техническим памятником. В 1902–1904 гг. через канал было построено 10 лёгких металлических мостов. После Второй мировой войны канал был затоплен и служил водным резервуаром. Шлюз Ланкупяй окончательно своих функций не утратил, однако по назначению используется лишь изредка.
Kанал короля Вильгельма (König–Wilhelm–Kanal), или Клайпедский канал, был задуман как безопасный путь от выхода из Куршского залива в Балтийское море до одного из рукавов дельты Мемеля (сейчас Неман) Атмата (Atmath, сейчас река Атмата/Atmata в Клайпедском уезде Литвы). Частые шторма, случающиеся в заливе, мешали развитию грузового судоходства, снабжавшего древесиной крупные лесопильные заводы и фабрики по производству целлюлозы, находившиеся в Мемельланде, и в последней трети XIX века переживавшие эпоху бурного развития, связанного с использованием паровых двигателей. Так, октябрьские шторма 1862 года в Куршском заливе нанесли ущерб сплавщикам леса в размере 70000 талеров.
Планы строительства в этих краях безопасного для транспортировки леса канала существовали еще в XVIII веке (к слову, примерно в это же время разрабатывался проект Мазурского канала), но из-за отсутствия средств они не были осуществлены.
В конце 1850-х годов о строительстве канала заговорили вновь. Первоначально планировалось построить его от местечка Ланкуппен (Lankuppen, сейчас Ланкупяй) до Дравенен (Drawöhnen, сейчас Древерна), но позже было решено продолжить канал непосредственно до южного пригорода Мемеля (сейчас Клайпеда), называвшегося Шмельц (Schmelz), где располагалась Деревянная гавань (Holzhaven) и крупное лесопильное производство.
За два года, с 1863 по 1865 год, был построен участок канала от реки Минге до Дравенен. Полностью же канал был достроен к 1873 году, когда после окончания франко-прусской войны на его строительстве были задействованы пленные французски солдаты.
Канал получил имя короля Вильгельма, ставшего впоследствии императором Вильгельмом I.