Загадочные древние захоронения в районе Иордана, древняя шумерская дьяволица Лилиту, «нежить», знакомая древним римлянам… Все это легло в основу архетипа вампира, как он понимается в современной массовой культуре. Страх перед демонами и ожившими мертвецами преследовал человека с доисторических времен. Самым древним свидетельством того, что люди боялись воскрешения мертвецов, являются таинственные захоронения в районе Иордана, которым около 9 тысяч лет. Обнаруженные в них тела расчленяли перед захоронением, и некоторые археологи утверждают, что это делали исключительно для того, чтобы не дать мертвецам подняться из могилы.
Какие верования существовали за тысячелетия до появления письменности, можно только предполагать. Но когда, наконец, появилась письменность, а это произошло более 4000 лет назад, ученые получили точные свидетельства и тексты, в которых говорилось, что в Месопотамии и Северной Африке, например, была распространена вера в демонов, которые питались человеческой кровью.
Во времена Древнего Вавилона (более 4000 лет назад), считалось, что душа продолжает существовать после смерти тела. Поэтому там проводили особые ритуалы и создавали специальные амулеты, не позволявшие духам умерших беспокоить живых. Жившие примерно в то же время шумеры верили, что по ночам по пустыне бродят демоны Лилиту и Димме в поисках жертв, чтобы напиться их крови и получить жизненную силу. Димме, которая позже получит имя Ламашту, считалась коварной дочерью месопотамского бога неба Ану. Она упоминается в начале 2 тысячелетия до н.э. в ритуальных заклинаниях на шумерском и аккадском языках.
«Ее изображения хорошо известны по амулетам, на многих из которых содержатся заклинания, датированные 1 тысячелетием до н.э. Именно оттуда стали распространяться верования, что бороться с демонами и другими потусторонними существами можно словами–заклинаниями или молитвами», — объясняет доктор Шай Гордин, преподаватель библейской и древней истории Ближнего Востока в университете Ариэля.
В Древнем Египте верили в демоническое крылатое существо, называемое «баа» (от глагола «пить кровь»). Баа упоминается в найденном в Фивах древнем магическом-медицинском папирусе, который был написан примерно 3800 лет назад. К тому времени, когда сформировалась древнеегипетская религия, вера в существ, пивших человеческую кровь, стала обычным явлением, рассказывает доктор Кайса Шпаковска, доцент кафедры древней истории и египтологии в университете Суонси (Великобритания). Подобные существа упоминаются в погребальном тексте Нового Царства и в «Тексте скрытой комнаты, которая находится в подземном мире», а также в «Книге мертвых», датируемой примерно 1500 г. до н. э. В «Книге мертвых» упоминается «бешеная женщина, танцующая в крови» — этого демона можно было умиротворить при помощи специальной церемонии.
В другой египетской легенде «Уничтожение человечества» люди сражаются против Ра, бога солнца, который посылает богиню Хатхор, чтобы уничтожить их. Капли крови попадают на губы Хатхор, отчего она вмиг превращается в злобную женщину-демона Сехмет, которая убивает столько людей, что богиня оказывается по колено в крови.
В древнем мире кровь олицетворяла жизнь и силу, поэтому месопотамские «вампиры» охотились не за душами людей, а искали пропитание. Кроме того, в то время не были известны возбудители болезней, поэтому люди считали, что их вызывают демоны и использовали для защиты от них амулеты.
Эволюция Лилит
По-видимому, именно в Древней Месопотамии появилась женщина-демон Лилиту, которая впоследствии превратилась – не больше, не меньше — в первую жену Адама. Это дьявольское существо странствовало по земле, наводя страх, главным образом, на детей и юношей. Воплощение зла, она вызывала ужас у всех жителей Ближнего Востока на протяжении тысячелетий. Ее целью было разрушение домашнего очага, она наносила вред женщинам, маленьким детям и даже сильным мужчинам, объясняет Шай Гордин.
«Месопотамский демон Лилиту, чье имя происходит от шумерского слова «Лил», означающего «ветер» или «дух», является частью триады крылатых злых демонов с похожими на человека верхними частями тела и когтистыми лапами волка или льва вместо ног», — говорит Гордин.
Самое раннее упоминание о Лилиту найдено в шумерском эпосе о Гильгамеше, написанном около 4000 лет назад. Глиняная табличка с записями была найдена в 1853 году археологами, производившими раскопки на территории древнего города Ура. Герой Гильгамеш преодолевает множество препятствий в своем стремлении к бессмертию. Совершая один из подвигов, он сталкивается с демоном Лилиту, которая пытается сорвать его планы. Но Гильгамеш, вооруженный острым мечом и защищенный броней, заставляет Лилиту бежать в пустыню.
В Шумере Лилиту считалась особенно опасной для беременных женщин и младенцев. Ее грудь была наполнена ядом, а не молоком. Говорят, что в ранних упоминаниях и заклинаниях против Лилит говорилось, что она летает по воздуху. Более 3000 лет назад Лилиту и Димме слились в одно существо, которое стали называть «Ламашту ночи», говорит Гордин. В свою очередь в древнегреческой мифологии она получила имя Ламия. Считалось, что она родила от Зевса ребенка, которого убила ревнивая жена верховного бога Гера.
Хотя миф имеет несколько вариантов, но в основе своей Ламия превратилась чудовище, пьющее кровь и пожирающее новорожденных детей. По словам Гордина, амулеты, созданные для защиты от Ламашту (Ламии), были найдены на территории от Ирана на востоке до Италии на западе, от южного Леванта до Анатолии на севере. Вера в Лилит-Ламашту-Ламию и подобных демонов сохранилась до средневековья. По словам Гордина, в текстах на арамейском, эфиопском и греческом языках рассказывается о демонах, которые похищают детей. Против них помогали заклинания и амулеты, которые вызывали добрых существ, помогавших людям бороться с силами зла.
Первая жена Адама
В еврейской традиции этот миф приобрел новый вид. Лилит стала первой женой Адама. Упоминания о ней в Библии нет, но встречается в Талмуде. В ТАНАХе о ней говорится только один раз, в Книге Исайи 34:14, где ее имя появляется в привычной теперь уже форме — Лилит. Книга Исайи представляет собой сборник еврейских пророчеств, написанный разными авторами. «Редакторы библейских текстов неохотно включали имена демонических персонажей в свой текст, — говорит Дан Бен-Амос, профессор ближневосточного фольклора в университете Пенсильвании. — Исайя был не только пророком, но и поэтом, поэтому он использовал особые фигуры речи и метафоры, которые были известны по устной традиции. Так Лилит попала в Библию».
Различные переводы Библии по-разному трактуют на иврите слово «Лилит». Согласно одним, это имя собственное, по другим – это «сова», для третьих – это некое ночное существо. Профессор Роберт Альтер, который перевел Библию на английский язык, не основываясь на канонических переводах, так воспроизвел стих Исайи: «И дикие кошки встретятся с гиенами, и сатир призовет свою половину. Там Лилит отдохнет и найдет покой для себя». «Лилит, вероятно, демоническая ночная богиня. Это соединение животных и мифологических существ и не является чем-то необычным в библейской литературе», — подчеркивает Альтер. Дан Бен-Амос объясняет, что в демонологии того времени Лилит обитала в пустыне.
Талмуд был окончательно сформирован между III и V веками нашей эры, там Лилит – это первая жена Адама. Существуют две версии сотворения мира. В первой главе «Бытия» мужчина и женщина созданы одновременно, во второй главе оказывается, мужчина появился первым. Если Священное писание было словом Божьим, то не могло быть путаницы или ошибки. Значит, до Евы существовала другая женщина. Со временем таинственная супруга слилась с мифической Лилит.
В средние века появляются еврейские амулеты, в которых Лилит прямо называется «первой Евой». «На основе исторических свидетельств можно сделать вывод, что Лилит представлялась чувственной женщиной, символом плодовитости», — рассказывает Бен-Амос. Эли Ясиф, профессор еврейского фольклора в тель-авивском университете, уточняет, что Лилит считалась супругой Великого Демона (то есть Сатаны) и соблазняла мужчин во сне, вызывая у них поллюцию.
Времена менялись, и левантийские демоны расправили крылья и слились с другими ужасными представителями верований народов Центральной Европы, кульминацией чего стала легенда о вампирах.
Материнская любовь и вампиры
Согласно древнегреческому мифу, который, по-видимому, появился в IV веке до н.э., братья Агрий и Орей, фракийские полумедведи-полулюди огромных размеров и силы, вели себя непочтительно по отношению к богам и людям и даже питались человеческой плотью. Этим они навлекли на себя гнев Зевса, но были спасены их матерью, которая превратила их, а заодно и себя, в птиц, часто изображаемых в виде похожих на сов существ.
Римский врач Серен Самоник, который жил в III веке н.э. и служил при римском императоре Каракалле, цитирует источник II столетия до н.э. В своем трактате он говорит, что эффективным методом для изгнания этих демонов-птиц, называемым на латыни «strix», был чеснок. Но единственный способ убить совоподобного монстра — обезглавить его и положить голову между ног. Другим эффективным методом было забить кол в сердце.
Во времена римского владычества на Балканах Дакия, как ее называли тогда, была процветающей страной и привлекала множество колонистов со всей империи. Они вступали в браки с даками, учили их латыни, положив начало румынскому народу. Вполне возможно, что от римлян местные жители переняли и свой страх перед нежитью, а также и способы защиты от нее.
Предполагается, что аналогичной верой в демонов и оживших мертвецов объясняются и необычные захоронения, обнаруженные археологами на Балканах и в Восточной Европе. Все тела были обезглавлены, а иногда расчленялось все тело покойника. Отрубленные головы были помещены у их ног, а гробы были пробиты кольями. В более поздние времена появилось поверье, что железо отпугивает вампиров. Некоторые тела были также найдены с амулетами или некими предметами во рту или камнями, как в случае с 10-летним ребенком, похороненным в Древнем Риме, примерно в V веке н. э.
В Трансильвании, ныне – области в Румынии, можно увидеть дом Дракулы, вампира, созданного фантазией писателя Брэма Стокера в 1897 году. Эта жуткая история остается популярной по сей день. Вероятно, причина в том, что злой демон, летающий в ночи и угрожающий человеку и его детям, один из самых древних архетипов, которые известны людям.