Прямо за дверью патрульный-новобранец выплеснул свой завтрак с кофе и сигаретами на свою синюю форму, а затем его вырвало твердыми продуктами, оставшимися со вчерашнего дня. Он не мог войти в подвальное помещение в Гринвич-Виллидж. Детектив-сержант из Нью-Йорка помог ему подняться по железным ступенькам на уровень улицы.
Внутри комнаты городской коронер поскользнулся на крови и наполовину перевернулся на спину. Вставая, он поскользнулся на сочащемся красном, которое заливало то, что когда-то могло быть ковром цвета яйца малиновки. Задняя часть его клетчатого пальто была пропитана темным в том месте, куда он приземлился. Его колени, на которые он опирался, были в красных подушечках. Его руки были красными, и он не мог пользоваться своими записными книжками. В комнате пахло, как внутри коровьего брюха. Экскременты и кишки.
Начальник детективов отдела по расследованию убийств Манхэттена Джейк Уолдман увидел молодого патрульного снаружи, который тяжело дышал над пожарным гидрантом, а один из его детективов поддерживал его.
"Слишком много для ребенка?" - спросил инспектор Уолдман.
"Слишком много для любого", - сказал детектив.
"Труп есть труп. Только живые причиняют тебе боль", - сказал инспектор Уолдман новичку, который уважительно кивнул между приступами рвоты. Детектив тоже кивнул.
Однажды он видел, как Уолдман разглагольствовал в комнате с месячной давности сигаретой, которая вызвала бы рвотный позыв у носорога, сигара прыгала у него во рту, в то время как другие мужчины ушли, потому что им нужно было глотнуть свежего воздуха или сойти с ума. У Уолдмана был желудок из штампованного железа. Он ел бутерброды с пастрами, политые деликатесным салатом "коул слоу", в городском морге и удивлялся, почему другие люди считают это странным.
Когда Вилли "Грейпз" Эйджи получил по лицу из двух пистолетов марки Bren в "Моллюсковом доме Джильотти" на Малберри-стрит, коронер обнаружил следы картофельного салата и горчицы в том, что осталось от глазницы, и прокомментировал, что Уолдман, должно быть, уже видел тело. У него было.
"Томатный сок и маринованные огурцы, малыш. Это тебя здорово поправит", - сказал инспектор Уолдман, его толстое квадратное лицо кивнуло с отеческой заботой, его сигара подпрыгнула вверх-вниз для выразительности.
При этих словах новобранец-полицейский дико замахал руками в очередном сухом рывке.
"Что я такого сказал?" - спросил Уолдман. Люди всегда странно реагировали.
Он был рад, что пресса еще не пришла. У телевидения свои безумные правила. Он был детективом, когда по телевидению только начали показывать новости, и однажды увидел ведомственную директиву, предписывающую, что "такие детективы и другой полицейский персонал не должны, повторяю, НЕ должны употреблять шоколадные батончики или любые другие сладости, продукты питания, приправы или напитки на местах убийств, поскольку телевизионные репортажи о вышеупомянутых действиях по пережевыванию, как правило, способствуют созданию образа ведомственной нечувствительности к покойному".
"Что это должно означать?" - спросил молодой Уолдман сержанта детективной службы в полном составе. Он знал, что хорошее полицейское письмо можно измерить тем, сколько раз человеку приходилось пользоваться словарем, чтобы его расшифровать. Пройдут годы, прежде чем он сможет так писать, не говоря уже о том, чтобы так разговаривать с журналистами.
"Это значит, Уолди, что тебе не следовало вчера перед телекамерами есть картофельный кныш над телом изуродованной монахини".
Уолдман пожал плечами. Он никогда не понимал католицизм слишком хорошо. Теперь, годы спустя, наблюдая за тем, как новичок борется за воздух над гидрантом, он был рад, что телевизионные камеры еще не прибыли. Он только что купил свежий соленый крендель и не хотел, чтобы он остыл у него в кармане.
Уолдман увидел, как коронер, спотыкаясь, поднимается по ступенькам, ведущим из подвала, его руки и колени были окровавлены, глаза широко раскрыты от шока.
"Врачи были здесь и ушли", - прокричал детектив в ответ. "Они все мертвы внутри".
"У нас здесь раненый человек. Коронер", - сказал Уолдман.
"Это не моя кровь", - сказал коронер.
"О", - сказал Уолдман. Он увидел, как машина прессы протиснулась за полицейскую баррикаду дальше по улице, и быстро доел свой крендель, отправив последний кусок в и без того полный рот. Он просто не хотел говорить в течение минуты, вот и все.
Спускаясь по железным ступенькам, он увидел, что коронер оставил кровавые следы. На цементном полу перед дверью пахло свежей мочой, несмотря на холодный мартовский дождь, прошедший накануне. Маленький слив в центре колодца был забит сажей, которая скапливалась во всех открытых водоемах города. Коронер оставил кровавые отпечатки на двери. Что случилось с этими людьми? Это было место убийства, и вы не должны были трогать вещи. Все вели себя как новички. Уолдман открыл зеленую деревянную дверь с облупленной краской , используя резиновый кончик карандаша. Крупная крупинка соли из кренделя застряла в правом нижнем зубе. Было больно. Она исчезала, когда он мог достаточно опорожнить рот, чтобы высосать ее.
Дверь со скрипом отворилась, и Уолдман осторожно вошел внутрь, стараясь не наступать на лужи крови и быстро пережевывая. Сухих островков не было. Пол покрылся рябью от человеческой крови, маленькое озеро от стены до стены, скользко-красное. Белая 150-ваттная лампочка, подвешенная к потолку, отражалась в красном пятне. Справа от него голова тупо смотрела на него с диванной подушки, ее правое ухо было просто темной дырой возле окровавленного виска. Казалось, что куча окровавленных штанов запуталась под маленьким кованым столом в дальнем конце комнаты. Уолдман присмотрелся внимательнее. К ним не было прикреплено никакого тела. Ближе. Это были три ноги. Разные туфли. Три разных ботинка. По крайней мере, три смерти.
В комнате пахло выделяющимися запахами тел с привкусом липко-сладкого гашиша. Но дело было не в запахе.
Уолдман перестал жевать и выплюнул крендель изо рта.
"О", - сказал он. "О". Вау. О".
Он видел стены. Цементный блок, покрытый случайными психоделическими плакатами. Детский блокнот или художника. Но ни в одной квартире в Гринвич-Виллидж никогда не было таких стен, как эта, со стен, по которым стекали маленькие струйки крови. Стены с отверстиями, из которых торчали человеческие руки, прямо под потолком. Казалось, что у стен были руки. Был поврежден мизинец на руке, у которой подмышкой был только потолочный молдинг.
Смерть есть смерть, и грубая смерть есть грубая смерть, но это выходило за рамки. За все годы, что он вытаскивал утопленников из Ист-Ривер или даже тела с мусорных свалок, где крысы прогрызали себе путь внутрь, чтобы попировать, он не видел ничего подобного. Смерть есть смерть. Но это? А над дверным проемом в оштукатуренном потолке были вмурованы обескровленные туловища четырех тел. Трех мужчин. Одной женщины.
В комнате потемнело, и Уолдман почувствовал, что становится легким, но он сохранил равновесие и снова вышел за дверь, где глубоко вдохнул благословенный запах естественного городского воздуха. Годы тренировок и использования его здравого смысла взяли верх. Он быстро вызвал полицейских фотографов, предупредив их заранее, что впереди их ждет ужас и что они должны выполнять свою работу так быстро, и особенно так механически, как только могут.
На фотографиях части тел были бы размещены там, где они находились в комнате. Он лично пометил конечности, голову и случайные органы на большой схеме комнаты. Он поместил безвольное глазное яблоко в прозрачный пакет из полиэтиленовой пленки и надписал его. Он поручил двум детективам допросить людей в здании, еще одному - разыскать домовладельца. Он попросил интернов из близлежащей больницы Святого Винсента помочь детективам отделить останки людей от стен и потолка.
Разделанные куски были доставлены в морг. Именно тогда, когда они попытались собрать тела для опознания, что, как он знал на глаз, было невозможно - только отпечатки пальцев и стоматологическая экспертиза могли идентифицировать эти останки, - он обнаружил другой не поддающийся объяснению элемент в бойне, который он уже назвал в своем сознании не поддающимся объяснению. Главный коронер был первым, кто указал на это.
"Ваши люди забыли кое-что забрать".
"Что?"
"Посмотри на черепа".
Мозги были выскоблены. "Там был такой беспорядок", - сказал Уолдман.
"Да. Но где мозги?"
"Они должны быть здесь", - сказал Уолдман.
"Ваши люди получают все?" - спросил коронер.
"Да. Мы даже сейчас наводим порядок".
"Ну, мозгов не хватает".
"Они должны быть где-то здесь. А как насчет тех мешков, набитых гуком?" - спросил Уолдман.
"Чудачество, как вы это называете, включает в себя все, кроме мозгов".
"Затем этот орган из тел умерших был вывезен преступником с места убийства", - сказал Уолдман.
"Совершенно верно, инспектор", - сказал коронер. "Кто-то забрал мозги".
На пресс-конференции инспектору Уолдману пришлось трижды сказать репортеру Daily News, что органы умершего, которые пропали, были не теми органами, за которые их принял репортер. "Мозги, если вы действительно хотите знать", - сказал Уолдман.
"Дерьмо", - сказал репортер Daily News. "Выходит отличная история. Не то чтобы это было плохо. Но это могло бы быть здорово ".
Уолдман отправился домой в свою бруклинскую квартиру, не поужинав. Думая об убийстве, у него возникли проблемы со сном. Он думал, что видел все это, но это было за пределами ... за пределами ... за пределами чего? На самом деле это не причина. У причины были закономерности. Кто-то, очевидно, с помощью электроинструментов, разобрал людей на части. Это была закономерность. И удаление мозгов, каким бы отвратительным оно ни было, было закономерностью. Руки в стенах, но не ноги, были частью рисунка. Как и туловища тел.
Должно быть, потребовалось добрых два часа, чтобы заделать щели в потолке и стенах и правильно вставить тела. Но где были инструменты? И если это действительно заняло два часа или даже час, почему, когда он вошел, была только одна цепочка кровавых следов? Новобранец-полицейский бросил один взгляд на дверной проем и был препровожден детективом наверх. Прибывшие первыми врачи только что заглянули в палату и констатировали смерть.
Когда Уолдман вошел, на лестнице были только следы коронера. Как убийца или убийцы ушли, не оставив кровавых следов?
"Эй, Джейк, иди в постель", - сказала жена Уолдмана.
Уолдман посмотрел на часы. Было 2:30 ночи.
"В такое время, Этель?"
"Я собираюсь спать", - сказала его жена. "Я не могу спать, когда ты рядом".
Итак, инспектор Джейк Уолдман скользнул под одеяло к своей жене, почувствовал, как она прижалась к нему, и уставился в потолок.
Если предположить, что убийства были рациональными, из-за закономерности, то какова была причина закономерности? Руки в стенах, а тела в потолках. Мозги удалены.
"Привет, Джейк", - сказала миссис Уолдман.
"Что?"
"Если ты не собираешься спать, встань с кровати".
"Решайся", - сказал Уолдман.
"Иди спать", - сказала Этель.
"Я. Я думаю".
"Перестань думать и иди спать".
"Как перестать думать?"
"Ты уже падаешь замертво".
Джейк Уолдман высосал последний маленький кусочек соли из своего правого нижнего коренного зуба.
Утром Этель Уолдман заметила, что ее муж не притронулся к рогаликам, только поковырял лососину с луком и яйцами и почти не потрудился выпить свою чашку чая.
"С едой уже что-то не так?" - спросила она.
"Нет. Я думаю".
"Все еще думаешь? Ты думал прошлой ночью. Как долго ты думаешь?"
"Я думаю".
"Тебе не нравятся мои яйца".
"Нет. Мне нравятся твои яйца".
"Тебе так нравятся мои яйца, что ты позволяешь им превращаться в камень".
"Дело не в твоих яйцах. Я думаю".
"Есть еще одна женщина", - сказала Этель Уолдман.
"Женщина, шваман, какая еще женщина?" - спросил Уолдман.
"Я знала это. Есть кто-то еще", - сказала Этель Уолдман. "Кто-то, кто не портит ногти, готовя для тебя, и не покрывается морщинами, беспокоясь о том, как сделать тебя счастливой. Какая-нибудь уличная потаскушка с дешевыми духами и молодыми сиськами, которой на тебя наплевать так, как мне. Я знаю."
"О чем ты говоришь?"
"Я надеюсь, что ты и эта дешевая шлюха, с которой ты водишься, очень счастливы. Убирайся отсюда. Убирайся отсюда".
"Да ладно, Этель, у меня проблемы".
"Убирайся отсюда, животное. Иди к своей шлюхе. Иди к своей шлюхе".
"У меня есть работа. Увидимся вечером, Этель".
"Убирайся. Убирайся, животное".
И в коридоре пятого этажа их многоквартирного дома Джейк Уолдман услышал, как его жена кричит на весь мир:
"Заприте своих дочерей, все. Хозяин шлюх на свободе".
В штабе дивизии инспектора Уолдмана ждали телефонного звонка. Это была Этель. Она сделала бы все, чтобы исправить их брак.
Они должны попробовать еще раз. Как взрослые. Она забудет инцидент с актрисой.
"Какая актриса? Какой инцидент?"
"Джейк. Если мы пытаемся снова, давай, по крайней мере, будем честны".
"Хорошо, хорошо", - сказал Уолдман, который уже проходил через это раньше.
"Она была известной актрисой?"
"Этель!"
И это отложило семейные проблемы на день. Офис мэра хотел специальный отчет, и офис комиссара хотел специальный отчет, и какое-то агентство в Вашингтоне хотело какой-то отчет для специального исследования, и психолог из Университета штата Уэйн хотел поговорить с Уолдманом, поэтому инспектор Уолдман вызвал детектива самого низкого разряда, которого он увидел первым, и дал ему задание.
"Убери от меня эти отбросы", - сказал он.
Полицейские фотографы обнаружили кое-что интересное. Возможно, Уолдман пропустил это в спешке, чтобы закончить работу на месте происшествия. Но мог ли он разглядеть определенный плакат на стене сквозь линии крови? Прямо под этой рукой?
"Хммм", - сказал Уолдман.
"Что вы думаете?" - спросил фотограф.
"Думаю, я возвращаюсь в тот подвал. Спасибо".
"Сумасшедший, да?" - сказал фотограф.
"Нет. Разумно", - сказал Уолдман.
Вокруг квартиры на цокольном этаже были группы людей, которых привлекали полицейские баррикады, но они держались на расстоянии. Новичок, по-видимому, хорошо восстановился, потому что выглядел профессиональным и скучающим, стоя перед железными ступеньками, ведущими в подвал.
"Я же говорил тебе, что это ерунда, малыш", - прокомментировал Уолдман, спускаясь по ступенькам.
"Да, ничего", - самоуверенно ответил новичок.
"Ты в мгновение ока будешь собирать глазные яблоки в полиэтиленовые пакеты и не думать об этом, парень", - сказал Уолдман, заметив, как новичок сгибается пополам и бежит к обочине. Забавный ребенок.
В подвальном помещении теперь пахло резким коммерческим дезинфицирующим средством. Ковер исчез, а пол был вымыт, но большую часть коричневого пятна отскрести не удалось. Оно впиталось в деревянный пол. Это было странно. В квартирах на цокольном этаже обычно были цементные полы. Уолдман раньше не замечал строительства из-за крови. Забавно, сколько новой крови было похоже на масло, скользкое покрытие при первом пролитии.
Уолдман достал фотографию из манильского конверта, оторвав маленькую серебряную защелку, которая торчала из отверстия в клапане. Дезинфицирующее средство превосходило запах. Теперь это был вкус. Как будто проглотил нафталиновый шарик.
Глянцевая фотография отражала резкий свет лампочки над головой. В комнате было на удивление прохладно, даже для подвала. Он посмотрел на фотографию, затем перевел взгляд на стену. Плакаты на стенах были соскоблены в процессе уборки, и теперь от них остались лишь едва различимые полоски.
Но у него была фотография. И между фотографией и маленькими полосками, оставленными на стене, он увидел это. На стене был сюрреалистический плакат с изображением комнаты. А со стен той комнаты свисало оружие. А на потолках были туловища. И, глядя на фотографию того, чем был плакат, и на остатки плаката сейчас, инспектор Уолдман увидел, что комната была превращена в точную копию этого безумного плаката. Почти в точном соответствии с картинкой. Это была имитация картины. Он отступил на скрипучий пол. Точная, пропорциональная, почти рабская имитация. Он что-то чувствовал по этому поводу, и его инстинкт подсказывал ему, что это важно. Что это было?
Уолдман снова посмотрел на фотографию. Конечно. Так оно и было. Никаких отклонений от плаката вообще не было. Комната в точности воспроизвела ужас плаката, почти как если бы убийца был запрограммирован на это, почти как если бы у него не было собственных чувств. Это было так, как если бы безмозглая обезьяна имитировала искусство и не создала ничего, кроме смерти.
Конечно, ничто из этого не могло попасть в отчет. Его бы высмеяли в департаменте. Но он задавался вопросом, какие убийцы могли оставаться достаточно спокойными, чтобы в точности скопировать плакат во время истерии массовых убийств. Вероятно, какой-то дьявольский культ. В этом случае их было бы больше, и преступники были бы обречены. Почти у каждого был справедливый шанс однажды выйти сухим из воды. Иногда дважды. Но что-то подобное им пришлось бы проделать снова, и когда они дошли бы до третьего раза, или, может быть, даже до второго, какое-нибудь обстоятельство, какой-нибудь несчастный случай при исполнении, какое-нибудь обмолвившееся слово где-нибудь, какой-нибудь оставленный бумажник, какая-нибудь случайная вещь, например, даже запертая за ними дверь или то, что их застали с поличным, достали бы их. Время, а не блеск, было преимуществом закона.
Уолдман отступил назад. Одна из досок на полу шаталась. В любом случае, в этом месте не должно было быть деревянного пола. Он сильно наступил на один конец доски. Другой поднялся, как квадратный язык с коричневыми пятнами. Он наклонился и разорвал его. В маленьких пластиковых пакетах лежали продолговатые коричневые комочки размером чуть меньше батончиков "Херши". Так вот в чем причина настила. Уолдман почувствовал запах содержимого сумки. Гашиш. Он отшвырнул ногой доску рядом с первой. Еще сумки. Подвал был тайником. По приблизительным оценкам, он уже заработал около тридцати пяти сотен долларов. Он опрокинул ногой другую доску. Там, где он ожидал найти сумки, Уолдман увидел продолговатую магнитолу с маленьким тусклым желтым огоньком на панели управления. Катушка вращалась вокруг своей оси, ударяя концом ленты печеночного цвета по серому пластиковому краю панели. Он уставился на то, как она вращается, лента мягко ударяла по краю панели. Он увидел черный шнур, ведущий через просверленное отверстие в деревянной опоре пола. Машина была на записи.
Он нажал "Стоп", снова заправил катушку и перевел устройство на перемотку. Лента быстро прокрутилась назад. Устройство принадлежало дилеру. Они были у многих продавцов. Пленка могла бы помочь обеспечить им защиту. На ней можно было бы заработать немного денег на шантаже. У нее было много применений.
Прежде чем кассета перемоталась полностью, он снова нажал "Стоп". Затем воспроизвести.
"Привет, привет, привет. Я так рад, что вы все здесь". Голос был шелковисто высоким, как у трансвестита. "Я полагаю, вам всем интересно, интересно, интересно, какие прелести у меня есть для вас".
"Деньги, чувак". Этот голос был тяжелее и глубже. "Хлеб, детка. Подлый зеленый".
"Конечно, милые. Я бы не стал лишать вас средств к существованию".
"Для дилера это чистая правда. Абсолютно чистая". Женский голос.
"Тише, тише, красавицы. Я художник. Я просто занимаюсь другими вещами, чтобы жить. Кроме того, у стен есть уши ".