КОГДА КАРСОН НЕЙПИР покинул мой офис, чтобы вылететь на остров Гваделупе и отправиться на Марс в гигантской ракете, которую он сконструировал там для этой цели, я был уверен, что никогда больше не увижу его во плоти. В том, что его высокоразвитые телепатические способности, посредством которых он надеялся связаться со мной, могли бы позволить мне увидеть его и связаться с ним, я не сомневался; но я не ожидал никаких сообщений после того, как он взорвал первую ракету. Я думал, что Карсон Нейпир умрет в течение нескольких секунд после начала осуществления своего безумного плана.
Но мои страхи не оправдались. Я следовал за ним в его безумном, длившемся месяц путешествии по космосу, дрожа вместе с ним, когда гравитация Луны сбила огромную ракету с курса и направила ее к Солнцу, затаив дыхание, когда он был захвачен силой Венеры, и с волнением вспоминая его первые приключения на этой таинственной, окутанной облаками планете — Амторе, как ее знают ее человеческие обитатели.
Его любовь к недосягаемой Дуари, дочери короля, их пленение жестокими торианцами, его самоотверженное спасение девушки привели меня в восторг. Я видел странного, неземного птицелова, переносящего Дуари с окруженного скалами берега Нубола на корабль, который должен был доставить ее обратно на родную землю, как раз в тот момент, когда Карсон Нейпир был разбит и взят в плен сильной бандой торианцев.
Я видел, но теперь пусть Карсон Нейпир расскажет свою историю своими словами, пока я снова возвращаюсь к безличности своей роли писца.
Глава 1—Семь дверей
МОИМИ похитителями, но не принимавшими участия в захвате, были Муско, онгиец, и Вилор, шпион-торист, которые вместе задумали и осуществили похищение Дуари с борта Софала .
Они достигли материка, перенесенные туда летающими анганами, этими странными крылатыми людьми Венеры. (Чтобы упростить понимание истории, я отказываюсь от амторианской приставки множественного числа "kl" или "akloo" и формирую множественное число существительных обычным земным способом — добавляя "s".) Пара оставила Дуари на произвол судьбы, когда на группу напали волосатые дикари, от которых я, к счастью, смог спасти ее с помощью ангана, который так героически защищал ее.
Но теперь, хотя они бросили ее почти на верную смерть, они были в ярости на меня за то, что я вырвал ее из их лап обратно на палубу "Софала" последним оставшимся в живых анганцем; и, имея меня в своей власти, после того, как кто-то другой обезоружил меня, они снова стали смелыми и яростно напали на меня.
Я думаю, они убили бы меня на месте, если бы другому члену партии тористов, захватившему меня в плен, не пришла в голову идея получше.
Вилор, который был безоружен, выхватил меч у одного из своих товарищей и набросился на меня с явным намерением разрубить меня на куски, когда этот человек вмешался.
"Подождите!" - закричал он. "Что сделал этот человек, что его следует убить быстро и без страданий?"
"Что вы имеете в виду?" потребовал ответа Вилор, опуская острие своего оружия.
Эта страна, в которой мы находились, была почти такой же странной для Вилора, как и для меня, поскольку он был с далекого материка собственно Тора, в то время как группа, которая помогала в моем захвате, была уроженцами этой земли Нубол, которых побудили присоединиться к тористам в их всемирной попытке разжечь раздор и свергнуть все установленные формы правления и заменить их их собственной олигархией невежества.
Пока Вилор колебался, другой объяснил. "В Капдоре, - сказал он, - у нас есть гораздо более интересные способы избавляться от врагов, чем насаживать их на меч".
"Объясни", - приказал онгианин Муско. "Этот человек не заслуживает милосердия быстрой смерти. Будучи пленником на борту "Софала" вместе с другими вепайцами, он возглавил мятеж, в ходе которого все офицеры корабля были убиты; затем он захватил "Сованг", освободил его пленников, разграбил, выбросил его большие пушки в море и уплыл в пиратскую экспедицию.
"В Софале он произвел капитальный ремонт "Янь", торгового судна, пассажиром которого я, онгиец, был. Игнорируя мои полномочия, он открыл огонь по "Янь", а затем взял ее на абордаж. Разграбив корабль и уничтожив его вооружение, он взял меня в плен на борту "Софала". Он обращался со мной с величайшим неуважением, угрожая моей жизни и лишая меня свободы.
"За это он должен умереть, и если твоя смерть будет соизмерима с его преступлениями, ты не останешься без награды от тех, кто правит Торой".
"Давайте заберем его с собой обратно в Капдор", - сказал мужчина. "Там у нас есть комната с семью дверями, и я обещаю вам, что если он разумное существо, то в ее круглых стенах он испытает больше страданий, чем любой укол острием меча, который может причинить ему".
"Хорошо!" - воскликнул Вилор, возвращая свой меч человеку, у которого он его позаимствовал. "Это существо заслуживает худшего".
Они повели меня обратно вдоль побережья в том направлении, откуда пришли, и во время марша я узнал из их разговора, какой несчастной случайности я мог приписать несчастье, постигшее меня в тот самый момент, когда казалось возможным, что Дуари и я могли бы легко вернуться к "Софалу" и нашим верным друзьям.
Этот вооруженный отряд из Капдора искал сбежавшего пленника, когда их внимание привлекла драка между волосатыми дикарями и анганцами, защищавшими Дуари, точно так же, как меня аналогично привлекла эта сцена во время поисков прекрасной дочери Минтепа, джонга Вепайи.
Направляясь на разведку, они встретили Муско и Вилора, спасавшихся от боя, и эти двое сопровождали их обратно к месту происшествия как раз в тот момент, когда Дуари, оставшийся анган и я заметили "Софал" у берега и планировали подать ей сигнал.
Поскольку человек-птица мог перевозить только одного из нас за раз, я приказал ему, во многом против его воли, отнести Дуари на корабль. Она отказалась покинуть меня, и анган побоялся возвращаться на Софал, откуда он участвовал в похищении принцессы; но я, наконец, заставил его схватить Дуари и улететь с ней как раз в тот момент, когда отряд тористов был на нас.
С моря дул сильный шторм; и я сильно беспокоился, опасаясь, что анганец, возможно, не смог бы пробиться сквозь него на палубу "Софала", но я знал, что смерть под морскими водами была бы гораздо менее ужасной для Дуари, чем плен у тористов и особенно во власти Муско.
Мои похитители наблюдали за птицеловом, пробивающимся со своей ношей сквозь шторм, но всего несколько минут; затем они двинулись в обратный путь в Капдор, когда Муско предположил, что Камлот, который теперь командовал "Софалом", несомненно, высадит отряд и будет преследовать их, как только Дуари ознакомит его с фактом моего пленения. И вот, когда наш путь оборвался за скалистыми вершинами береговой линии, анган и Дуари скрылись из виду; и я почувствовал, что обречен прожить те короткие часы жизни, которые мне оставались, не зная о судьбе великолепной венерианской девушки, которой судьба предназначила стать моей первой любовью.
Тот факт, что я случайно влюбился в эту конкретную девушку в стране Вепайя, где было так много красивых девушек, сам по себе был трагедией. Она была девственной дочерью джонга, или короля, которого обычай почитал священным.
В течение восемнадцати лет ее жизни ей не разрешалось ни видеться, ни разговаривать ни с кем, кроме членов королевской семьи и нескольких доверенных слуг, пока я не вторгся в ее сад и не навязал ей свое нежелательное внимание. А затем, вскоре после этого, с ней случилось худшее. Ее удалось похитить рейдовому отряду тористов, членам того же отряда, что захватили Камлота и меня.
Она была шокирована и напугана моим признанием в любви, но она не донесла на меня. Казалось, она презирала меня до последнего момента на вершине скалистых утесов, возвышающихся над бушующим венерианским морем, когда я приказал ангану отнести ее на "Софал"; затем, протянув руки, она взмолилась: "Не отсылай меня от себя, Карсон! Не отсылай меня! Я люблю тебя!"
Эти слова, эти невероятные слова, все еще звучали в моих ушах, оставляя меня в приподнятом настроении даже перед лицом безымянной смерти, которая, как я знал, ожидала меня в таинственной комнате с семью дверями.
Тористы с Капдора, составлявшие мой эскорт, были сильно заинтригованы моими светлыми волосами и голубыми глазами, поскольку они были неизвестны никому из венериан, с которыми я до сих пор сталкивался. Они расспрашивали Вилора обо мне; но он настаивал на том, что я вепайец, а поскольку вепайцы - злейшие враги тористов, он не смог бы более эффективно решить мою судьбу, даже если бы я не был виновен в преступлениях, в которых меня обвинял Муско.
"Он говорит, что прибыл из другого мира, далекого от Амтора; но он был схвачен в Вепайе в компании другого вепайца, и он был хорошо известен Дуари, дочери Минтепа, джонга Вепайи".
"Какой еще мир может быть, кроме Амтора?" - усмехнулся один из солдат.
"Разумеется, никаких", - согласился другой. - "за Амтором лежат только кипящие камни и огонь".
Космическая теория амторианцев так же окутана непроницаемым туманом, как и их мир двумя огромными облачными оболочками, которые его окружают. Извергая лаву своих вулканов, они видят море расплавленной породы, по которому плывет Амтор, огромный диск; случайные просветы в окутывающих облаках, сквозь которые они видят огненное солнце и ощущают его всепоглощающий жар, убеждают их, что наверху все охвачено огнем; и когда эти разрывы происходят ночью, они верят, что мириады звезд - это искры из вечной огненной печи, которая плавит расплавленное море под их миром.
Я был почти измотан тем, через что мне пришлось пройти с тех пор, как вой урагана и падение "Софала" разбудили меня предыдущей ночью. После того, как огромная волна смыла меня за борт, у меня была битва с огромными волнами, которая полностью лишила бы сил менее сильного человека, чем я; а затем, после того, как я достиг берега, я далеко ушел в поисках Дуари и ее похитителей только для того, чтобы мои силы еще больше подорвались в напряженной битве с дикими нобарганами, волосатыми зверолюдьми, которые напали на ее похитителей.
И вот я был почти весь в деле, когда, поднявшись на вершину холма, моему взору предстал город, окруженный стеной, лежащий недалеко от моря в устье небольшой долины. Я догадался, что это и есть Капдор, наш пункт назначения; и хотя я знал, что там меня ждет смерть, я не мог не смотреть на город с нетерпением, поскольку догадывался, что еда и питье также могут ожидать меня за этими прочными стенами.
Городские ворота, через которые мы вошли, хорошо охранялись, что наводило на мысль о том, что у Капдора было много врагов; и все жители были вооружены — мечами, или кинжалами, или пистолетами, последний был похож на те, с которыми я впервые познакомился в доме Дурана, отца Камлота, в городе-дереве Куаад, который является столицей островного королевства Минтеп, Вепайя.
Это оружие испускает смертоносный рентгеновский луч, который разрушает ткани животных, и оно гораздо более смертоносно, чем автоматика 45-го калибра, с которой мы знакомы, поскольку оно испускает непрерывный поток разрушительных лучей до тех пор, пока механизм, который их генерирует, приводится в действие нажатием пальца.
На улицах Капдора было много людей, но они казались скучными и апатичными. Даже вид светловолосого голубоглазого заключенного не вызвал никакого интереса в их промокших мозгах. Для меня они казались вьючными животными, выполняющими свои скучные обязанности без стимулов воображения или надежды. Именно они были вооружены кинжалами, и был еще один класс, который я принял за класс солдат, которые носили мечи и пистолеты. Эти казались более бдительными и жизнерадостными, поскольку, очевидно, к ним относились более благосклонно, но они не казались более умными, чем остальные.
Здания по большей части были убогими одноэтажными лачугами, но были и другие, более претенциозные — двух– и даже трехэтажные. Многие были из древесины, поскольку леса в этой части Амтора в изобилии, хотя я не видел ни одного из огромных деревьев, которые растут на острове Вепайя и которые позволили мне впервые познакомиться с Венерой.
Там было несколько каменных зданий, выходящих окнами на улицы, по которым меня вели; но все они были коробчатыми, невзрачными сооружениями без намека на художественный талант или воображение.
* * * * *
Вскоре мои похитители вывели меня на открытую площадь, окруженную более крупными, если не более красивыми зданиями, чем те, мимо которых мы проходили ранее. Но даже здесь были убожество и признаки неэффективности и некомпетентности.
Меня привели в здание, вход в которое охранялся солдатами. Вилор, Муско и лидер группы, захватившей меня в плен, сопроводили меня внутрь, где в пустой комнате крупный, отвратительного вида мужчина спал в кресле, положив ноги на стол, который, очевидно, служил ему и письменным, и обеденным столом, поскольку его столешница была завалена бумагами и остатками еды.
Потревоженный нашим появлением, спящий открыл глаза и мгновение тупо моргал, глядя на нас.
"Приветствую, друг Сов!" - воскликнул сопровождавший меня офицер.
"О, это ты, друг Хокал?" сонно пробормотал Сов. "И кто эти другие?"
"Онгиан Муско с Торы, Вилор, еще один друг и пленник-вепаджанец, которого я захватил". При упоминании титула Мооско Сов встал, ибо онгиец - это представитель олигархии и великий человек. "Приветствую тебя, Онгиан Мооско!" - воскликнул он. "Так вы привезли нам вепайца? Он, случайно, не врач?"
"Я не знаю, и мне все равно", - отрезал Муско. "Он головорез и негодяй; и врач он или не врач, он умирает".
"Но нам позарез нужны врачи", - настаивал Сов. "Мы умираем от болезней и старости. Если у нас в ближайшее время не будет врача, мы все умрем".
"Ты слышал, что я сказал, не так ли, друг Сов?" - раздраженно спросил Муско.
"Да, Онгиан", - кротко ответил офицер. - "Он умрет. Должен ли я приказать немедленно уничтожить его?"
"Друг Хокал сказал мне, что у вас есть более медленный и приятный способ расправляться со злодеями, чем с помощью пистолета или меча. Мне интересно. Расскажи мне об этом".
"Я имел в виду комнату с семью дверями", - объяснил Хокал. "Видите ли, преступления этого человека были велики; он взял великого онгиана в плен и даже угрожал его жизни".
"У нас нет смерти, адекватной такому преступлению", - воскликнул охваченный ужасом Сов. "но комната семи дверей, которая является лучшим, что мы можем предложить, должна быть подготовлена".
"Опиши это, опиши это", - рявкнул Муско. "На что это похоже? Что с ним будет? Как он умрет?"
"Давайте не будем объяснять это в присутствии заключенного, - сказал Хокал, - если вы хотите в полной мере насладиться комнатой с семью дверями".
"Да, заприте его, заприте его!" - приказал Муско. "Поместите его в камеру".
Сов вызвал пару солдат, которые отвели меня в заднюю комнату и столкнули в темный подвал без окон. Они захлопнули и заперли тяжелую дверь люка надо мной и оставили меня наедине с моими мрачными мыслями.
Комната с семью дверями. Название меня очаровало. Я задавался вопросом, что меня там ждет, какая странная форма ужасной смерти. Возможно, в конце концов, это было бы не так ужасно; возможно, они пытались сделать мой конец более ужасным путем внушения.
Итак, это должно было стать окончанием моей безумной попытки достичь Марса! Я должен был умереть в одиночестве в этом отдаленном форпосте тористов в стране Нубол, которая была для меня едва ли больше, чем именем. На Венере было на что посмотреть, а я видел так мало.
Я вспомнил все, что рассказывал мне Данус, то, что касалось Венеры, что так стимулировало мое воображение — отрывочные рассказы, немногим более чем басни, о Карболе, холодной стране, где бродили странные и свирепые звери и еще более странные и свирепые люди; и Траболе, теплой стране, где находился остров Вепайя, к которому случай направил ракету, на которой я прилетел с Земли. Больше всего меня интересовала Страбол, жаркая страна, поскольку я был уверен, что она соответствует экваториальным областям планеты и что за ней лежит обширная, неисследованная область, о существовании которой жители южного полушария даже не догадываются, — северная температурная зона.
Одна из моих надежд, когда я захватил "Софал" и провозгласил себя пиратским вождем, заключалась в том, что я мог бы найти океанский проход на север, к этой терра инкогнита. Какие странные расы, какие новые цивилизации я мог бы там не обнаружить! Но теперь я достиг конца не только надежды, но и жизни.
Я решил перестать думать об этом. Было бы слишком легко пожалеть себя, если бы я продолжал в том же духе, а так никогда не годилось; это нервирует мужчину.
В моей голове хранилось достаточно приятных воспоминаний, и я призвал их к себе на помощь. Счастливые дни, которые я провел в Индии до смерти моего отца-англичанина, были пищей для славных воспоминаний. Я подумал о старом Чанде Каби, моем наставнике, и обо всем, чему я научился у него помимо школьных учебников; не последним из которых была та удовлетворяющая философия, которую я счел целесообразным призвать себе на помощь в этой моей последней крайности. Именно Чанд Каби научил меня использовать свой разум на полную меру его ресурсов и проецировать его через безграничное пространство к другому разуму, настроенному на получение его послания, без силы которого плоды моего странного приключения должны умереть вместе со мной в комнате семи дверей.
У меня были и другие приятные воспоминания, которые рассеяли мрак, окутавший мое ближайшее будущее; они касались хороших и верных друзей, которых я приобрел за время моего краткого пребывания на этой далекой планете: Камлота, моего лучшего друга на Венере, и тех "трех мушкетеров" с Софала, Гамфора, фермера; Кирона, солдата; и Зога, раба. Они действительно были друзьями!
И затем, самое приятное воспоминание из всех, была Дуари. Она стоила всего, чем я рисковал; ее последние слова, обращенные ко мне, компенсировали даже смерть. Она сказала мне, что любит меня — она, несравненная, недостижимая — она, надежда мира, дочь короля. Я едва мог поверить, что мои уши не обманули меня, потому что всегда раньше, в тех немногих словах, которые она соизволила бросить мне, она стремилась внушить мне тот факт, что она не только не для таких, как я, но и что она ненавидит меня. Женщины своеобразны.
Как долго я оставался в этой темной дыре, я не знаю. Должно быть, прошло несколько часов; но наконец я услышал шаги в комнате наверху, а затем люк был поднят, и мне приказали подниматься.
Несколько солдат сопроводили меня обратно в грязный офис Sov, где я обнаружил этого офицера, сидящего за беседой с Муско, Вилором и Хокалом. Кувшин и стаканы вместе с парами крепкого напитка свидетельствовали о том, каким образом они оживили свою конференцию.
"Отведите его в комнату с семью дверями", - приказал Сов солдатам, которые охраняли меня; и когда меня вывели на открытую площадь, четверо, которые приговорили меня к смерти, последовали за мной.
Недалеко от офиса Сова солдаты свернули в узкий, извилистый переулок; и вскоре мы вышли на большое открытое пространство, в центре которого стояло несколько зданий, одно из которых представляло собой круглую башню, возвышающуюся над остальными в центре большого участка, окруженного высокой каменной стеной.
Через маленькие ворота мы прошли в крытый проход, мрачный туннель, в конце которого была массивная дверь, которую один из солдат открыл большим ключом, который передал ему Хокал; затем солдаты расступились, и я вошел в комнату, сопровождаемый Сов, Муско, Вилором и Хокалом.
Я оказался в круглом помещении, в стенах которого было семь одинаковых дверей, расположенных через равные промежутки по окружности; так что отличить одну дверь от другой было невозможно.
В центре комнаты находился круглый стол, на котором стояли семь сосудов с семью видами пищи и семь чашек с жидкостями. Над центром стола висела веревка с петлей на конце, верхний конец которой терялся в тени высокого потолка, поскольку комната была слабо освещена.
Я страдал от жажды и почти изголодался по еде, но вид этого уставленного стола пробудил мое угасающее настроение. Было очевидно, что даже если бы я был при смерти, я не умер бы голодным. Тористы могли быть жестокими и бессердечными в некоторых отношениях, но было ясно, что в них была какая-то доброта, иначе они никогда бы не снабдили приговоренного к смерти человека таким изобилием пищи.
"Внимание!" - рявкнул Сов, обращаясь ко мне. "Слушай внимательно, что я тебе скажу". Муско осматривал комнату со злорадной улыбкой на толстых губах. "Сейчас мы оставим вас здесь одних", - продолжил Сов. "Если вы сможете сбежать из этого здания, ваша жизнь будет спасена.
"Как вы видите, из этой комнаты ведут семь дверей; ни на одной из них нет засова или задвижки. За каждой находится коридор, идентичный тому, по которому мы только что подошли к камере. Вы вольны открыть любую из дверей и войти в любой из этих коридоров. После того, как вы пройдете через дверь, пружина закроет ее; и вы не сможете открыть ее снова с противоположной стороны, двери устроены так, что из коридора не за что ухватиться, чтобы открыть их, за исключением секретного механизма той, которая впускает нас в комнату; за этой дверью лежит жизнь; за остальными - смерть.
"В коридоре второй двери вы наступите на скрытую пружину, которая выпустит в вас со всех сторон длинные, острые шипы; и на них вы будете пронзены и умрете.
"В третьем коридоре подобный источник воспламенит газ, который поглотит вас в огне. В четвертом на вас будут выпущены рентгеновские лучи, и вы умрете мгновенно. В пятом откроется другая дверь в дальнем конце и впустит тарбана".
"Что такое тарбан?" Я спросил.
Сов посмотрел на меня в изумлении. "Ты знаешь не хуже меня", - прорычал он.
"Я сказал тебе, что я из другого мира", - огрызнулся я. "Я не знаю, что означает это слово".
"Не повредит рассказать ему, - предложил Вилор. - потому что, если он случайно не знает, часть ужаса комнаты с семью дверями может быть утеряна для него".
"Неплохая мысль", - вставил Муско. "Опиши тарбан, друг Сов".
"Это ужасный зверь", - объяснил Сов, - "огромный и ужасный зверь. Они покрыты жесткой шерстью, похожей на щетину, красноватого цвета с белыми полосами, проходящими вдоль тела, а брюхо имеет голубоватый оттенок. У него огромные челюсти и ужасные когти, и оно не ест ничего, кроме плоти ".
* * * * *
В этот момент до наших ушей донесся ужасающий рев, от которого, казалось, содрогнулось здание.
"Это тарбан", - сказал Хокал с усмешкой. "Он не ел три дня, и он не только очень голоден, но и очень зол".
"А что находится за шестой дверью?" - Спросил я.
"В коридоре за шестой дверью скрытые струи зальют вас едкой кислотой. Она заполнит ваши глаза и выжжет их; и она будет медленно пожирать вашу плоть, но вы не умрете слишком быстро. У вас будет достаточно времени, чтобы раскаяться в преступлениях, которые привели вас в комнату с семью дверями. Шестая дверь, я думаю, самая ужасная из всех ".
"На мой взгляд, седьмой хуже", - заметил Хокал.
"Возможно", - признал Сов. "В седьмом случае смерть наступает дольше, а душевная агония затягивается. Когда вы наступаете на скрытую пружину в коридоре за седьмой дверью, стены начинают медленно двигаться к вам. Их движение настолько медленное, что почти незаметно, но в конце концов они достигнут вас и медленно раздавят между собой ".
"И какова цель петли над столом?" Я спросил.
"В агонии нерешительности относительно того, какая дверь ведет в жизнь, - объяснил Сов, - у вас возникнет искушение уничтожить себя, и петля предназначена для этой цели. Но он хитроумно расположен на таком расстоянии над столом, что вы не можете использовать его, чтобы сломать себе шею и быстро привести к смерти; вы можете только задушить до смерти ".
"Мне кажется, вы приложили немало усилий, чтобы уничтожить своих врагов", - предположил я.
"Комната с семью дверями не была предназначена в первую очередь для того, чтобы причинять смерть", - объяснил Сов. "Это используется как средство для обращения неверующих в торизм, и вы были бы удивлены, узнав, насколько это было эффективно".
"Могу себе представить", - ответил я. "А теперь, когда вы рассказали мне самое худшее, можно мне разрешить утолить голод и жажду перед смертью?"
"Со всем, что находится в этой комнате, вы можете делать все, что вам заблагорассудится в ваши последние часы на земле, но прежде чем вы начнете есть, позвольте мне объяснить, что из семи видов блюд на этом столе все, кроме одного, отравлены. Прежде чем ты утолишь свою жажду, тебе, возможно, будет интересно узнать, что из семи восхитительных напитков, искрящихся в этих семи емкостях, шесть отравлены. А теперь, убийца, мы покидаем тебя. В последний раз в жизни вы смотрите на собратьев-людей ".
"Если бы жизнь содержала только надежду продолжать смотреть на тебя, я бы с радостью принял смерть".
Гуськом они вышли из комнаты через ту дверь в жизнь. Я не сводил глаз с этой двери, чтобы хорошенько ее разглядеть; а затем тусклый свет погас.
Я быстро пересек комнату по прямой к тому точному месту, где, как я знал, находилась дверь, потому что я стоял прямо к ней лицом. Я улыбнулся про себя, подумав, как просто они вообразили, что я мгновенно потеряю ориентацию, потому что свет был погашен. Если бы они не лгали мне, я вышел бы из той комнаты почти сразу же, как и они, чтобы забрать жизнь, которую они мне обещали.
С протянутыми руками я подошел к двери. Я почувствовал необъяснимое головокружение. Мне было трудно сохранять равновесие. Мои пальцы соприкоснулись с движущейся поверхностью; это была стена, проходящая через мои руки влево. Я почувствовал, как мимо них скользнула дверь, потом еще одна и еще; затем я догадался об истине — пол, на котором я стоял, вращался. Я потерял дверь в жизнь.
Глава 2 —Свернувшаяся ярость
ПОКА я СТОЯЛ там, погрузившись на мгновение в уныние, снова зажегся свет; и я увидел стену и череду дверей, медленно проплывающих передо мной. Которая из них была дверью в жизнь? Какую дверь выбрать?
Я чувствовал себя очень усталым и довольно безнадежным; меня одолевали муки голода и жажды. Я подошел к столу в центре комнаты. Вино и молоко издевались надо мной из семи чаш. Один из семи был безвреден и быстро утолял непреодолимую тягу к выпивке, которая превращалась почти в пытку. Я исследовал содержимое каждого сосуда, пробуя каждый носом. Там были две чашки с водой, содержимое одной из которых имело мутный вид; я был уверен, что вторая была единственной не отравленной жидкостью.
Я поднял его в своих руках. Мое пересохшее горло умоляло о маленьком глотке. Я поднес чашу к губам, и затем сомнения напали на меня. Пока был хоть малейший шанс на жизнь, я не должен рисковать смертью. Я решительно поставил чашку на стол.
Оглядев комнату, я увидел стул и кушетку в тени у стены за столом; по крайней мере, если я не мог ни есть, ни пить, я мог отдохнуть и, возможно, уснуть. Я хотел как можно дольше лишать своих похитителей исполнения их ожиданий, и с этой мыслью в голове я подошел к дивану.
Освещение в комнате было скудным, но когда я собирался броситься на кушетку, его было достаточно, чтобы я смог разглядеть, что ее ложе состоит из острых, как иглы, металлических шипов, и мое видение спокойного сна рассеялось. Осмотр кресла выявил тот факт, что оно было таким же зазубренным.
Какую изобретательную дьявольщину проявили тористы в концепции этой комнаты и ее принадлежностей! В нем не было ничего, что я мог бы использовать, что не было бы диким, за единственным исключением пола; и я так устал, когда растянулся на нем во весь рост, что на мгновение он показался мне роскошным диваном.
Это правда, что дискомфорт от ее твердости становился все более и более ощутимым; и все же я был так измучен, что был на грани сна, наполовину задремал, когда почувствовал, как что—то коснулось моей обнаженной спины - что-то холодное и липкое.
Мгновенно предчувствуя какую-то новую дьявольскую форму пыток, я вскочил на ноги. На полу, извиваясь и корчась, ко мне приближались змеи всех видов и размеров, многие из них были неземными рептилиями ужасающего вида — змеи с саблевидными клыками, змеи с рогами, змеи с ушами, змеи синего, красного, зеленого, белого, пурпурного цветов. Они выходили из отверстий у основания стены, растекаясь по полу, как будто искали то, что могли бы поглотить, — искали меня.
Теперь мне было отказано даже в полу, который я считал своей единственной оставшейся надеждой. Я вскочил на стол среди отравленной еды и питья и там присел на корточки, наблюдая за отвратительными рептилиями, извивающимися вокруг.
Внезапно еда начала соблазнять меня, но теперь по другой причине, помимо голода. Я увидел в ней спасение от безнадежности и пытки моего положения. Какие у меня были шансы на жизнь? Мои похитители знали, когда помещали меня сюда, что я никогда не выйду оттуда живым. Какой тщетной и глупой вещью была надежда при таких обстоятельствах!
Я подумал о Дуари; и я спросил себя, что с ней? Даже если бы я спасся каким-то чудом, был ли у меня шанс когда-нибудь снова увидеть Дуари? Я, который не мог даже предположить, в каком направлении лежала Вепайя, земля ее народа, земля, в которую Камлот, несомненно, возвращал ее даже сейчас.
Сразу после моего пленения я питал слабую надежду, что Камлот высадит боевую команду "Софала" в попытке спасти меня; но я уже давно отказался от нее, ибо знал, что его первым долгом была Дуари, дочь его рода; и что никакие соображения не заставят его ни на мгновение отложить обратный рейс в Вепайю.
Когда, погруженный в раздумья, я наблюдал за змеями, до моих ушей донесся слабый звук, похожий на женский крик; и я равнодушно задался вопросом, что за новый ужас творится в этом ненавистном городе. Что бы это ни было, я не мог ни знать, ни предотвратить, и поэтому это не произвело на меня особого впечатления, особенно ввиду внезапного нового интереса к змеям.
* * * * *
Одно из самых крупных из них, огромное, отвратительное существо длиной около двадцати футов, подняло голову на уровень стола и наблюдало за мной своими неподвижными глазами без век. Мне казалось, что я почти могу прочесть реакцию этого тусклого мозга рептилии на присутствие пищи.
Оно положило голову плашмя на стол; и, медленно покачивая телом, оно заскользило ко мне по столешнице.
Я быстро оглядел комнату, тщетно ища какой-нибудь путь к спасению. Там, на равном расстоянии друг от друга по периферии камеры, находились семь дверей, которые сейчас были неподвижны, поскольку пол перестал вращаться вскоре после того, как снова зажегся свет. За одной из этих одинаковых дверей лежала жизнь; за каждой из шести других - смерть. На полу, между ними и мной, были змеи. Они не распределились равномерно по всей площади вымощенной плиткой. Были пространства, по которым можно было быстро пробежать, не встретив больше , чем случайную рептилию; и все же одна рептилия, будь она ядовитой, была бы столь же смертельна, как и десятки из них; и меня беспокоило сознание моего незнания природы одного из многочисленных представленных видов.