Канал короля Вильгельма (König–Wilhelm–Kanal), или Клайпедский канал, был задуман как безопасный путь от выхода из Куршского залива в Балтийское море до одного из рукавов дельты Мемеля (сейчас Неман) Атмата (Atmath, сейчас река Атмата/Atmata в Клайпедском уезде Литвы). Частые шторма, случающиеся в заливе, мешали развитию грузового судоходства, снабжавшего древесиной крупные лесопильные заводы и фабрики по производству целлюлозы, находившиеся в Мемельланде, и в последней трети XIX века переживавшие эпоху бурного развития, связанного с использованием паровых двигателей. Так, октябрьские шторма 1862 года в Куршском заливе нанесли ущерб сплавщикам леса в размере 70000 талеров.
Планы строительства в этих краях безопасного для транспортировки леса канала существовали еще в XVIII веке (к слову, примерно в это же время разрабатывался проект Мазурского канала), но из-за отсутствия средств они не были осуществлены.
В конце 1850-х годов о строительстве канала заговорили вновь. Первоначально планировалось построить его от местечка Ланкуппен (Lankuppen, сейчас Ланкупяй) до Дравенен (Drawöhnen, сейчас Древерна), но позже было решено продолжить канал непосредственно до южного пригорода Мемеля (сейчас Клайпеда), называвшегося Шмельц (Schmelz), где располагалась Деревянная гавань (Holzhaven) и крупное лесопильное производство.
За два года, с 1863 по 1865 год, был построен участок канала от реки Минге до Дравенен. Полностью же канал был достроен к 1873 году, когда после окончания франко-прусской войны на его строительстве были задействованы пленные французски солдаты.
Канал получил имя короля Вильгельма, ставшего впоследствии императором Вильгельмом I.
Koenig-Wilhelm-Kanal 1910 канал короля Вильгельма
Фрагмент карты Мемельланда масштаба 1:1500000. 1910 год.
С открытием в 1873 году судоходства по каналу короля Вильгельма, по Куршскому заливу продолжали курсировать большей частью лишь пассажирские суда, перевозившие жителей и туристов вдоль Куршской косы. Основной же поток грузовых перевозок между Шмельцем и дельтой Мемеля, по которому с верховьев реки сплавляли лес для переработки, переключился на канал короля Вильгельма.
Holzfloß Dzimkenhaus
Сплавщики леса и их временные жилища на плотах.
Koenig-Wilhelm-Kanal Holz канал короля Вильгельма
Сплав леса по каналу короля Вильгельма. 1920-е.
За 10 лет в прокладку канала было вложено около 1 млн. талеров.
Длина канала составила примерно 3 прусских мили, ширина 60 футов и глубина около 5 футов (в настоящее время длина канала около 25 км, ширина примерно 25-28 м, и глубина от 1,7 до 2 м по фарватеру).
У Ланкуппен был сооружен шлюз, выравнивающий уровень воды в канале и защищающий его от наводнений.
В 1902 году канал углубили и через него было построено несколько металлических мостов.
Wilhelm Kanal канал короля Вильгельма клайпедский канал
Мост через канал короля Вильгельма. 1920-1930-е.
Brucke Koenig-Wilhelm-Kanal
Металлические мосты через канал короля Вильгельма были построены в 1902 году.
В настоящее время канал короля Вильгельма не используется по назначению. Несколько мостов через канал разрушено. Вдоль северной части канала, находящейся в лесном массиве, проходит грунтовая дорога. Клайпедчане активно используют берега канала для пикников.
Клайпедский канал
Клайпедский канал. Июнь 2016.
Klaipedos kanal
Несколько мостов через канал разрушены. Июнь 2016.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-1
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-2
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-3
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-4
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-5
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-6
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-7
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal map-8
Канал короля Вильгельма. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal Schleuse
Канал короля Вильгельма. Шлюз у Ланкуппен. Фрагмент карты 1930-х годов.
Koenig-Wilhelm-Kanal bei Schmelz канал короля Вильгельма
Канал короля Вильгельма в районе Шмельца. 1920-1930-е годы.
Gruss aus Schmelz
Привет из Шмельца. Почтовая открытка. 1901 год (по почтовому штемпелю).
Древесину для производства целлюлозы перевозили на особых одномачтовых плоскодонных судах, называвшихся «бойдак» (Boydack). 1920-1930. Подобные суда с названием «байдак» использовались и в России.
Holz
Древесина для производства целлюлозы возле фабрики в Мемеле. 1930-1940-е.
Memel Holz
Прогон плотов по реке через центр Мемеля. 1920-1930-е.
Tilsit
Река Мемель и мост королевы Луизы в Тильзите. 1900-е.
Tilsit 1940-1944
Плоты с деловой древесиной как атрибут пейзажа Мемельланда. Тильзит. Начало 1940-х.