под редакцией ГАРРИ ТУРТЛЕДОВА и МАРТИНА Х. ГРИНБЕРГА
Лучшие альтернативные истории двадцатого века. Авторские права на введение и компиляцию No 2001 Гарри Тертледов. Книга Дель Рей®, изданная издательской группой Ballantine Publishing Group. Все права защищены в соответствии с Международной и Панамериканской конвенциями по авторскому праву. Опубликовано в США издательством Ballantine Publishing Group, подразделением компании Random House, Inc., Нью-Йорк, и одновременно в Канаде издательством Random House of Canada Limited, Торонто.
ВСТУПЛЕНИЕ
Гарри Горлица
Что, если...
Большинство научно-фантастических идей не возникают естественным образом. Большинство из них приобретают интеллектуальную изощренность, присущую только промышленной революции. Трудно писать о влиянии технологий, пока не появилось много возможностей для описания технологий. Но альтернативная история не такая. Это так же естественно, как эти две скорбные словечки наверху. Что, если...
Что, если бы я вышла замуж за Люси вместо Марты, за Джорджа вместо Фреда? Какой была бы моя жизнь? Стал бы я богаче? Счастливее? Какими были бы наши дети, если бы у нас были дети? Что, если бы не было того дорожно-транспортного происшествия, которое заблокировало три полосы автострады, так что я не опоздала на собеседование? Как бы все выглядело, если бы я получил эту работу? Или - давайте не будем думать о мелочах - что, если я выиграю в лотерею? Как бы я жил, если бы у меня было шестьдесят миллионов долларов в банке?
В нашей жизни мы бесконечно воображаем эти сценарии. Мы ничего не можем с этим поделать. Всегда есть ощущение, что мы внутри Божьей машины для игры в пинбол, прыгаем по жизни и случайно отрываемся от бамперов, и что мы могли бы оказаться в другом месте так же легко, как и там, где мы это сделали.
Для меня это, конечно, правда. Если бы я не прочитал конкретную книгу Л. Спраг де Кампа - «Не падет тьма» , - когда мне было около четырнадцати лет, я бы не получил ту степень, которая у меня есть (докторская степень, Боже, помоги мне, Византийской истории), не написал бы много из того, что я написал (конечно, я бы сейчас не стал работать над этим введением), не встретил бы женщину, на которой женат, не имел бы детей, которых я имеют. Кроме этого, это ничуть не изменило мою жизнь. Если бы кто-то другой взял этот роман из букинистического магазина, где я его нашел ...
И отсюда, из чувства, что жизнь людей может быть пластичной, изменчивой, исходит ощущение, что более широкий мир может работать таким же образом. "Конь! Конь! Мое королевство за коня! » - воскликнул Ричард III. Что, если бы он получил эту лошадь вместо того, чтобы погибнуть и погибнуть из-за того, что он этого не сделал? Какой была бы Англия сегодня? Ничего особенного? Немного по-другому? Сильно отличается? Как мы можем знать?
Ну, мы не можем знать ни в каком абсолютном смысле. Какой бы еще ни была история, это не экспериментальная наука. Как мы можем делать правдоподобные догадки, интересные догадки, занимательные догадки? Так родилась история из альтернативной истории.
Поджанр тоже намного старше, чем вы думаете. Как я уже отмечал, альтернативная история не требует относительно высокотехнологичного образования. Все, что для этого требуется, - это способность экстраполировать от человека к более широкому миру, интуитивный скачок, который позволяет вам увидеть, что точно так же, как мелочи могут изменить жизнь отдельных людей, они могут изменить и дела в более широком смысле.
Я знаю, что первым человеком, совершившим этот скачок, был римский историк Ливий, писавший о временах Христа. В разделах 17–19 книги IX его монументальной (настолько монументальной, что она часто сокращалась и извлекалась и не сохранилась полностью) « История Рима с момента его основания» Ливий задается вопросом, что бы произошло, если бы Александр Великий обратил свое внимание на запад и напали на Римскую республику в конце четвертого века до нашей эры. С тонким римским патриотизмом он пытается показать, что его соотечественники могли и победили бы македонского царя. Мое собственное мнение таково, что Ливи была оптимисткой, но это ни здесь, ни там. Он явно изобрел игру в альтернативную историю - немалое достижение для человека, которого последние две тысячи лет критиковали как человека, который вошел в историю с помощью ножниц и клея, взяв все это из работ тех, кто был до него, и соединяя эти работы вместе в непрерывное повествование, насколько это было возможно.
Ливи, как иногда изобретатели, опередил свое время. В его случае он намного опередил свое время: примерно на тысячу восемьсот лет вперед. Лишь после падения Наполеона альтернативная история снова подняла голову, и несколько французских романистов задались вопросом, что могло бы быть, если бы побежденный император одержал победу.
Лишь в двадцатом веке большая часть - не вся, но большая часть - альтернативной истории стала считаться частью этого нового и иногда странного ребенка из литературного блока, научной фантастики. По сей день некоторые люди задаются вопросом, почему было произведено это опознание. У меня есть несколько причин сделать предложение. Во-первых, люди, которые писали другие формы научной фантастики, также приходили писать рассказы по альтернативной истории. И, с другой стороны, альтернативная история разыгрывается по некоторым из тех же правил, что и (другие) разновидности научной фантастики. Во многих научно-фантастических рассказах автор меняет что-то в настоящем или ближайшем будущем и размышляет о том, что произойдет в более отдаленном будущем в результате этого изменения. Альтернативная история идет по тому же пути, но с другой отправной точки. Обычно он меняет что-то в более далеком прошлом и размышляет о том, что произошло бы в более близком прошлом или настоящем. Отношения кажутся очевидными.
Гражданская война в США предложила поклонникам этого поджанра игровую площадку, полную игрушек с тех пор, как в Аппоматтоксе все еще упало. Фактически, мемуары многих офицеров Гражданской войны читаются так, как будто они являются альтернативной историей: авторы пытаются завладеть всем, что происходило где-то рядом с ними, и обвиняют некомпетентных подчиненных и начальство во всем, что пошло не так. Но, поскольку их цель состояла в том, чтобы хорошо выглядеть, а не исследовать то, что могло бы быть, на самом деле они не могут быть включены в число ранних альтернативных историков.
В многолюдном, хаотическом двадцатом веке произошел настоящий подъем альтернативной истории. Основополагающая история Мюррея Лейнстера «Боковая сторона во времени» (в честь которой названа премия «Боковая сторона» за альтернативную историю) представила этот тип истории научно-фантастическим журналам. Но альтернативная история также была уделом интеллектуалов на забаву. В 1931 году, например, в эссе Уинстона Черчилля «Если бы Ли не выиграл битву при Геттисберге» исследовались возможные последствия победы Севера в Гражданской войне в мире, где ее одержали Юг, - аккуратный двойной поворот. А во втором томе своего исследования истории Арнольд Тойнби в своей книге «Утраченное право первородства несостоявшейся далекой западной христианской цивилизации» постулировал мир, в котором кельтское христианство выжило вместе с римским, и в котором мусульмане победил франков в битве при Туре в 732 году.
Это последнее предположение было позже беллетризовано Л. Спрагом де Кампом в его классической новелле «Колеса если», в которой современный юрист из нашего мира был перенесен в двадцатый век того же. Эта новелла, наряду с еще более важным романом де Кампа «Не падать тьмой», в которой археолог попадает в Рим шестого века нашей эры и пытается не допустить наступления темных веков на Европу, поддерживая остготский народ. Королевство Италия против возрождающейся Византийской империи и за счет улучшения технологий завершило работу, начатую историей Лейнстера, и вывело альтернативные исторические предположения в орбиту научной фантастики.
В годы после Второй мировой войны несколько писателей последовали примеру де Кампа и создали свои собственные продуманные альтернативные истории. Среди них выделяются рассказы Х. Бима Пайпера о Паратайме и рассказы Пола Андерсона о Патруле Времени (и, в другом смысле, его рассказы, собранные в Операции Хаос , в которой магия вновь появилась в мире как технология в начале двадцатого века). эти.
К столетию войны между Штатами лауреат Пулитцеровской премии Маккинли Кантор написал « Если Юг выиграет гражданскую войну» - оптимистичный сценарий, в котором разрозненные части нашей нации воссоединяются в 1960-х годах. Кроме того, в течение десятилетий после окончания Второй мировой войны стали известны истории о победах стран Оси, которые бросали вызов историям о победах Конфедерации в Гражданской войне, чтобы добиться популярности. Три из лучших из ранних - это «Звук рога» Сарбана, великая новелла К.М. Корнблута «Две судьбы» и роман Филипа К. Дика « Человек в высоком замке», получивший награду за Хьюго .
В 1960-х годах два англичанина, Джон Бруннер и Кейт Робертс, создали вдохновляющие альтернативные истории на тему, особенно актуальную для британских сердец: успешное вторжение испанской армады. В книге Бруннера « Времена без числа» исследовано, почему путешествия между разными временными линиями не происходят чаще, в то время как прекрасная Павана Робертса , среди прочего, рассматривает последствия замедления технологического роста (строго говоря, Павана - это не альтернативная история, но двоюродный брат: рекурсивное будущее). Примерно в то же время Кейт Лаумер в « Мирах Империума» и двух его продолжениях проделал первоклассную работу по объединению альтернативной истории с динамичным приключением.
Но альтернативная история действительно стала более заметным поджанром в последние два десятилетия двадцатого века. На это есть несколько причин. Во-первых, благодаря нашему гораздо большему знанию истинной природы Солнечной системы мы обнаружили, что она выглядит гораздо менее привлекательно, чем пару поколений назад. На Марсе нет каналов, нет и марсиан; на Венере нет океанов, полных рептильных монстров. До того, как космические зонды пошли в путь, это были научно правдоподобные предположения. Больше не надо; грубые факты убили такие возможности. Более того, все больше людей, получивших образование в области истории, начали писать научную фантастику и, естественно, тяготели к областям, с которыми они оказались знакомы: С. М. Стирлинг, имеющий степень юриста и степень бакалавра истории; Сьюзан Шварц и Джудит Тарр, обе имеют докторские степени в области западных средневековых исследований; и я, имеющий докторскую степень по византийской истории (предмет, на изучение которого меня вдохновила, как я уже сказал, «Не падать тьмой» ).
Вселенная Стирлинга «Драка», начинающаяся с « Марширующего по Грузии» , является настолько неприятным местом, которое когда-либо представлял альтернативный историк, но, особенно в « Под игом» , также пугающе убедительным. Его более поздняя трилогия, начиная с « Острова в Море Времени» , отбрасывает весь остров Нантакет примерно до 1250 г. до н.э. и исследует последствия с помощью прекрасного письма, великолепного исследования и осторожной логики.
Шварц и Тарр объединили фэнтези и альтернативную историю интригующим образом по-разному. Серия Шварца, которая начинается с Византийской короны, посвящена волшебному средневековому миру, который, возможно, возник в результате победы Клеопатры над Октавианом, в то время как прекрасно написанная трилогия Тарра «Собака и Сокол» и другие последующие книги исследуют, каким мог бы быть мир, если бы бессмертные эльфы были реальными. а не мифический.
Моя собственная книжная работа включает « Агент Византии» , действие которого происходит в мире, где Мухаммед не нашел ислама; «Другая плоть», в которой Homo erectus, а не американские индейцы населяли Новый Свет; «Мир различий», который делает планету на орбите Марса достаточно другой, чтобы поддерживать жизнь; сериал «Мировая война», в котором рассказывается о вторжении инопланетян в 1942 году; «Оружие Юга», в котором путешествующие во времени южноафриканцы дарят Роберту Ли АК-47; и как немногие остается и книги Великой войны, которая поссорить независимую Конфедерацию и Соединенные Штаты Америки в Первой мировой войне
В несколько ином ключе Ким Ньюман представил викторианскую эпоху и первые годы этого века под контролем вампиров в « Анно Дракула» и «Кровавый красный барон» . Что действительно пугает в последней книге, так это то, что первая мировая война, которую он представляет, не более кровавой, чем та, которая была у нас на самом деле. Развлекательный фильм Ньюмана « Назад в USSA» рассматривает «красную революцию» в Соединенных Штатах, а не в России, с Аль Капоне в роли Сталина.
И альтернативная история стала уделом не только сбежавших любителей истории. В « Путешествии» аэрокосмического инженера Стивена Бакстера рассматривается путешествие на Марс в 1986 году, которое могло бы произойти, если бы Джон Кеннеди не был убит. Это тяжелая научная фантастика в лучшем виде, как и отмеченный наградами Timescape Грегори Бенфорда , который затрагивает экологическую катастрофу вместе с основной темой общения через временные рамки.
Альтернативная история также не оставалась прерогативой писателей-фантастов. Мастер шпионажа Лен Дейтон подготовил SS-GB , пугающий отчет об оккупированной нацистами Великобритании. И " Отечество" журналиста Роберта Харриса стало международным бестселлером - безусловно, прорыв в альтернативной истории. Отечество, еще одна история о победе Германии, тщательно исследуется; его главный недостаток, по-видимому, состоит в убеждении, что открытие Холокоста через двадцать лет после этого факта было бы событием, потрясшим мир, а не девятидневным чудом, если даже так.
Несколько антологий также выдвинули на первый план альтернативную историю последних лет. Грегори Бенфорд вместе с Мартином Х. Гринбергом редактировал книгу « Гитлер-победитель» и четыре тома под названием « Что могло бы быть» , в которых исследовались различные способы, которыми могло измениться прошлое. А плодовитый Майк Резник редактировал и писал для серии альтернативных антологий, включая такие названия, как « Альтернативные Кеннеди» и « Альтернативные тираны» . Истории из альтернативной истории нашли свое отражение в таких разнообразных журналах, как Omni и Analog .
Возрождается интерес к альтернативной истории, выходящей за рамки научной фантастики и фэнтези. Статьи на эту тему появлялись в таких популярных изданиях, как USA Today и American Heritage , и академические альтернативные истории, игра 1930-х годов, снова стали респектабельными. Серьезные историки сыграли в эту игру в двух сборниках эссе под редакцией Кеннета Макси : «Вторжение: альтернативная история немецкого вторжения в Англию, июль 1940 года» и «Варианты Гитлера: альтернативные решения Второй мировой войны» . Недавняя книга Питера Цураса « Катастрофа в день« Д »: немцы побеждают союзников», июнь 1944 года и « Геттисберг: альтернативная история» - в своих деталях и вымышленном критическом аппарате напоминают классическую книгу Роберта Собеля « За недостатком гвоздя» , в которой изображена неудавшаяся американская революция и последующие 180 лет истории с точки зрения учебника истории колледжа.
Истории в этом сборнике по своему качеству и разнообразию показывают, в каком направлении развивалась эта область за последнее столетие. Я не сомневаюсь, что с таким количеством талантливых писателей, которые задаются вопросом, что могло бы быть, мы продолжим видеть еще много увлекательных, заставляющих задуматься историй в только что зарождающемся веке. В конце концов, цель любой хорошей художественной литературы - не исследовать только сотворенный мир, а рассматривать этот сотворенный мир как зеркало реальности, которую мы все переживаем. Альтернативная история дает нам забавное зеркало, которое позволяет нам смотреть на реальность так, как мы не можем получить из других историй. В этом его главная привлекательность - наряду с радостями рассказывания историй. Повеселись!
КИМ СТЕНЛИ РОБИНСОН
Монументальная трилогия Кима Стэнли Робинсона о Марсе ( Красный Марс , Зеленый Марс , Синий Марс ) - будущая история Красной планеты от ее колонизации и борьбы за независимость от Земли - была провозглашена современной классикой и признана вехой в науке двадцатого века. художественная литература. Первый опубликованный рассказ Робинсона появился в 1976 году, и с тех пор он получил награды «Хьюго», «Небула», «Уорлд Фэнтези» и «Мемориал Джона В. Кэмпбелла» за свои рассказы и романы. Его первый роман «Дикий берег» , опубликованный в 1984 году, произвел на свет два тематических продолжения, «Золотой берег» и « Тихоокеанский край» , которые составляют трилогию Orange County о будущем развитии побережья Калифорнии после ядерной катастрофы. Среди других романов Робинсона - «Память о белом» , «Короткометражка», «Резкий шок» и « Антарктида» , рассказ о будущем антарктическом обществе, которому угрожают экологические саботажники. Его рассказы были собраны в книгах «Побег из Катманду» , « Переделка истории» и « Вниз и выбрались» в 2000 году . Его докторская диссертация была опубликована как получившие признание критиков романы Филипа К. Дика .
Удачный удар
Ким Стэнли Робинсон
Война порождает странные развлечения. В июле 1945 года на острове Тиниан в северной части Тихого океана капитан Фрэнк Январь начал укладывать каменные пирамиды на вершине горы Лассо - по одному камешку на каждый взлет B-29, по одной пирамиде на каждое задание. В самой большой пирамиде было четыреста камней. Это было бессмысленное времяпрепровождение, но и покер тоже. Мужчины 509-го разыграли миллион раздач в покер, сидя в тени ладони вокруг перевернутого ящика, вспотевшие в своих нижних бельях, ругаясь и ставя все свои деньги и сигареты, играя раздачу за раздачей, пока карты не стали такими. мягкие и загнутые, вы могли бы использовать их для туалетной бумаги. Капитану Январю это надоело, и после того, как он несколько раз выскочил на вершину холма, некоторые из его товарищей по команде начали преследовать его. Когда к ним присоединился их пилот Джим Фитч, это стало официальным времяпрепровождением, вроде бросания ракет в территорию или охоты на бездомных япошек. Что капитан Январь думал о разработке, он не сказал. Остальные собрались возле капитана Фитча, который передавал свою потрепанную фляжку. «Привет, январь», - позвонило Fitch. «Приходите, сделайте снимок».
Подошла Январь и взяла фляжку. Фитч засмеялся над своим камешком. - Практикуешься здесь в бомбардировке, а, профессор?
- Ага, - угрюмо сказала Январь. Любой, кто читал не только анекдоты, был профессором Fitch. Жадный январь выпил немного рома. Здесь, наверху, он мог пить его как угодно, не глядя на группового психиатра. Он передал фляжку лейтенанту Мэтьюзу, их штурману.
«Вот почему он лучший», - пошутил Мэтьюз. «Всегда тренируюсь».
Фитч рассмеялся. «Он лучший, потому что я заставляю его быть лучшим, верно, профессор?»
Январь нахмурилась. Фитч был массивным молодым человеком с толстыми чертами лица и косоглазыми - по мнению Января, головорезом. Остальной команде было около двадцати пяти, как Фитч, и им нравился властный грубый стиль капитана. Январь, которой было тридцать семь, не пошла на это. Он побрел обратно к пирамиде из камней, которую строил. С горы Лассо у них был обзор всего острова, от гавани на Уолл-стрит до северного поля в Гарлеме. Январь наблюдал, как сотни B-29 с ревом взлетели с четырех параллельных взлетно-посадочных полос северного поля и направились в Японию. Последний квартет этой миссии пролетел по всему острову, и Январь сбросил еще четыре гальки, стремясь к трещинам в куче. Один из них хорошо прижился.
"Там они!" - сказал Мэтьюз. «Они на взлетно-посадочной полосе».
Январь обнаружил первый самолет 509-го. Сегодня, первого августа, было что посмотреть поинтереснее обычного парада Superfortress. Ходили слухи, что генерал Ле Мэй хотел отвести от него миссию 509-го. Их командир полковник Тиббетс лично отправился к Ле Мей и прикончил его, и генерал согласился, что миссия принадлежит им, но при одном условии: один из людей генерала должен совершить испытательный полет с 509-м, чтобы убедиться, что они в хорошей форме. для боя над Японией. Прибыл человек генерала, и теперь он был там, в ударном самолете, с Тиббетсом и всей первой командой. Январь бочком вернулся к товарищам, чтобы вместе с ними посмотреть на взлет.
- А почему у ударного самолета нет названия? - говорил Хэддок.
Fitch заявило: «Льюис не назовет этому самолету названия, потому что это не его самолет, и он это знает». Остальные засмеялись. Льюис и его команда были, естественно, непопулярны, будучи фаворитами Тиббетса.
«Как вы думаете, что он сделает с человеком генерала?» - спросил Мэтьюз.
Остальные посмеялись над самой идеей. «Бьюсь об заклад, он заглушит двигатель при взлете», - сказал Fitch. Он указал на разбитые В-29, отмечавшие конец каждой взлетно-посадочной полосы, на самолеты, двигатели которых отказали при взлете. «Он захочет показать, что не упадет, если это случится с ним».
«Конечно, он не стал бы!» - сказал Мэтьюз.
«Ты надеешься», - тихо сказал Январь.
«Они слишком рано выпустили эти двигатели Райта», - серьезно сказал Хэддок. «Они продолжают ломаться под взлетной нагрузкой».
«Не имеет значения для старого быка, - сказал Мэтьюз. Затем все начали говорить о летных способностях Тиббетса, даже Fitch. Все они считали Тиббетс величайшим из них. Январь же понравился Тиббетсу даже меньше, чем Fitch. Это началось сразу после того, как его назначили в 509-й. Ему сказали, что он был частью самой важной группы на войне, а затем дали отпуск. В Виксбурге пара летчиков, только что вернувшихся из Англии, купила ему много виски, и с тех пор, как январь провел несколько месяцев в пригороде Лондона, они довольно долго разговаривали и сильно напились. Им обоим было действительно любопытно, чем закончится январь, но он оставался неясным и продолжал возвращать разговор к блицу. Например, он встречался с английской медсестрой, чья квартира была взорвана, семья и соседи убиты ... Но они действительно хотели знать. Итак, он сказал им, что у него что-то особенное, и они вытащили свои значки и сказали ему, что они армейская разведка, и что, если он когда-нибудь снова нарушит систему безопасности, его перебросят на Аляску. Это был подвох. Январь вернулся в Вендовер и сказал об этом Тиббетсу прямо в лицо, а Тиббетс покраснел и угрожал ему еще раз. Январь презирала его за это. В результате январь оказался вне войны, потому что Тиббетс действительно играл своих фаворитов. Январь не был уверен, что он действительно против, но во время их годичных тренировок он бомбил лучше, чем когда-либо, чтобы показать старому быку, что он ошибался, списывая январь. Каждый раз, когда их глаза встречались, было ясно, что происходит. Но Тиббетс никогда не отступал, какими бы точными ни были январские бомбардировки. Одной мысли об этом было достаточно, чтобы Январь поставила камешек над муравьем и уронила его.
"Вы вырежете это?" - пожаловалось Fitch. «Клянусь, ты должен висеть на потолке, когда хочешь дерьмо, чтобы ты мог попрактиковаться в прицеливании в унитаз». Мужчины засмеялись.
«Разве я не сижу из-за тебя?» - спросил Январь. Затем он указал. «Они уходят».
Самолет Тиббетса вырулил на взлетно-посадочную полосу Бейкер. Фитч снова передал фляжку. Их било тропическое солнце, и океан, окружавший остров, горел белым светом. Январь поднял вспотевшую руку, чтобы поправить свою бейсболку.
Четыре опоры сильно врезались в него, и гладкая «Супер-крепость» быстро набрала скорость и устремилась на Бейкера. На трех четвертях полосы наружная правая опора оперена.
"Ага!" - крикнул Фитч. «Я же сказал тебе, что он это сделает!»
Самолет оторвался от земли и повернул направо, а затем вернул курс под аплодисменты четырех молодых людей примерно в январе. Январь снова указал. «Он тоже номер три».
Внутренний правый винт оперся, и теперь самолет поднимал только левое крыло, а два правых винта бесполезно вращались. "Святой дым!" - воскликнул Хэддок. "Разве старый бык что-то не так?"
Они воскликнули, увидев мощь самолета и нервное высокомерие Тиббетса.
«Ей-богу, человек Ле Мэй запомнит этот рейс», - ухмыльнулся Фитч. «Да посмотрите на это! Он в банке! "
Очевидно, Тиббетсу было недостаточно взлететь на двух двигателях; он повернул самолет вправо, пока он не встал на мертвое крыло, и он повернул назад, к Тиниану.
Затем внутренняя часть левого двигателя оперена.
Война слезы над воображением. Три года Фрэнк Январь держал свое воображение в ловушке, отказываясь давать ему какую-либо игру. Об опасностях, угрожающих ему, последствиях бомб, судьбе других участников войны, он отказывался думать ни о чем из этого. Но война вырвалась из-под его контроля. Квартира английской медсестры. Миссии над Руром. Бомбардировщик чуть ниже него разнесен зенитной артиллерией. А потом был год в Юте, и визеподобная хватка, которую он когда-то держал в своем воображении, ускользнула.
Поэтому, когда он увидел опорное перо номер два, его сердце слегка подпрыгнуло от его грудины, и он беспомощно оказался там с Фереби, бомбардиром первой команды. Он будет смотреть через плечи пилотов ...
«Только один двигатель?» Сказал Fitch.
«Это по-настоящему», - резко сказала Январь. Несмотря на себя, он увидел панику в кабине, безумный рывок с включением двух правых двигателей. Самолет быстро снижался, и Тиббетс выровнял его, оставив их на обратном курсе к острову. Две правые опоры вращались, размываясь до мерцания. Январь затаил дыхание. Им нужно было больше подъемника; Тиббетс пытался перетащить его через остров. Возможно, он пытался проложить короткую взлетно-посадочную полосу на южной половине острова.
Но Тиниан был слишком высоким, а самолет слишком тяжелым. Он взревел прямо в джунгли над пляжем, где 42-я улица пересекалась с их Ист-Ривер. Он взорвался огненным шквалом. К тому времени, когда их поразил звук взрыва, они уже знали, что в самолете никто не выжил.