Гроза немецких подлодок: британский Short Sunderland
Продолжаю обзор Музея королевских ВВС в Лондоне (RAF Museum London). В этой записи я хочу более подробно рассказать об одном замечательном экспонате - британском гидросамолёте Short Sunderland.
Этот самолёт, созданный британской компанией Short Brothers, был одним из самых больших и одновременно массовых образцов летающих лодок Второй мировой войны. Его разработка началась в первой половине 1930-х годов, а первый полет прототипа состоялся осенью 1937 г.
1. Гидросамолёт Short Sunderland в Музее королевских ВВС
1. Гидросамолёт Short Sunderland в Музее королевских ВВС
Этот самолёт прежде всего примечателен своим вкладом в победу над германским подводным флотом во Второй мировой войне. Впрочем, об этом я расскажу чуть позже, а сперва мы коротко пробежимся по истории создания Short Sunderland.
После начала работ по созданию пассажирской летающей лодки Short S.23 британское Министерство авиации (Air Ministry), отвечающее за развитие королевских ВВС, пришло к выводу, что им не помешала бы и военная версия этого самолёта. Адаптация проекта привела в итоге к тому, что на 42 построенных гражданских самолёта Short S.23 Empire, включая модификации S.30 и S.33 (выпускались в 1937-40 гг.) пришлись аж 721 военных Short S.25 Sunderland (выпускались в 1937-45 гг.).
2. Пассажирская летающая лодка Short S.23 Empire (VH-ABF) в качестве прообраза военного Short Sunderland. Источник этого фото: wikipedia.org (как и последующих фото, сделанных в ходе Второй мировой войны)
2. Пассажирская летающая лодка Short S.23 Empire (VH-ABF) в качестве прообраза военного Short Sunderland. Источник этого фото: wikipedia.org (как и последующих фото, сделанных в ходе Второй мировой войны)
Основные ТТХ Short S.23 Empire:
Масса пустого самолёта: 10 659 кг
Максимальная взлётная масса: 18 370 кг
Полезная нагрузка: 24 пассажира или до 1 500 кг. груза (письма и посылки)
Моторы: 4х Bristol Pegasus XC мощностью 920 л.с.
Максимальная скорость: 322 км/ч
Практическая дальность: 1200 км
От гражданского прототипа герой нашего рассказа Short S.25 Sunderland унаследовал двухпалубную окнструкцию и высокий уровень комфорта для экипажа: на летающей лодке были предусмотрены туалет, камбуз и спальные места.
3. Кухня на летающей лодке Short S.25 Sunderland
3. Кухня на летающей лодке Short S.25 Sunderland
4. Места для отдыха экипажа
4. Места для отдыха экипажа
Теперь оценим основные ТТХ Short S.25 Sunderland (для версии Mk V).
Основные ТТХ Short S.25 Sunderland:
Масса пустого самолёта: 16 770 кг
Максимальная взлётная масса: 29 545 кг
Стрелково-пушечное вооружение: от 8 до 16 7,7 мм мм пулемётов, 2х 12,7 мм пулемёта
Боевая нагрузка: авиабомбы, глубинные бомбы, мины суммарной массой до 2250 кг (по другим источникам: до 1000 кг)
Моторы: 4х Pratt & Whitney R-1830-90B Twin Wasp мощностью 1.200 л.с.
Максимальная скорость: 343 км/ч
Практическая дальность: 3150 км
Хорошо заметно, что в результате "адаптации" проекта (и его развития от версии Mk 1 до Mk V) самолёт успел значительно "подрасти".
4. Short S.25 Sunderland канадских ВВС
4. Short S.25 Sunderland канадских ВВС
5. Вернёмся к нашему экземпляру, выставленному в Музее королевских ВВС в Лондоне
5. Вернёмся к нашему экземпляру, выставленному в Музее королевских ВВС в Лондоне
6. Его носовая оконечность
6. Его носовая оконечность
7. Нос в профиль
7. Нос в профиль
8. Корма
8. Корма
9.
9.
Этот самолёт был выпущен в 1945 г. под заводским номером ML 824. Несмотря на нанесённые опознавательные знаки ВВС Новой Зеландии (британского доминиона в те годы), конкретно этот экземпляр служил в британских королевских ВВС и, уже после Второй мировой войны, в ВВС Франции.
10. Соответствующая информационная табличка
10. Соответствующая информационная табличка
11. Схема, наглядно показывающая его устройство
11. Схема, наглядно показывающая его устройство
12. Подвеска противолодочных бомб на специальной выдвижной консоли
12. Подвеска противолодочных бомб на специальной выдвижной консоли
Для любого гидросамолёта сброс бомб - весьма непростое дело, так как его корпус должен сохранять водонепроницаемость. В данном случае британские инженеры нашли вполне приемлемое решение.
13. Подвеска бомб внутри фюзеляжа
13. Подвеска бомб внутри фюзеляжа
Приведу ещё несколько старых фото, показывающих этот самолёт во всей его красе.
14. Short Sunderland Mk I из состава 210-й эскадрильи королевских ВВС эскортирует войсковые транспорты, идущие в Англию из Канады в 1940 г.
14. Short Sunderland Mk I из состава 210-й эскадрильи королевских ВВС эскортирует войсковые транспорты, идущие в Англию из Канады в 1940 г.
15. Заправка в море
15. Заправка в море
16. Бортстрелки на своих рабочих местах
16. Бортстрелки на своих рабочих местах
17. В кабине пилотов
17. В кабине пилотов
18. За обеденным столом
18. За обеденным столом
В завершение обзора этого самолёта я хочу, как и обещал в начале статьи, сказать пару слов о его роли во Второй мировой войне.
Этот самолёт изначально задумывался как патрульный и противолодочный. Англичане неплохо усвоили уроки Первой мировой войны, в ходе которой блокада британских островов немецкими подводными лодками поcтавила их страну на грань выживания.
В 1939 г., с началом Второй мировой, история с блокадой повторилась - но поражение немцев в подводной войне наступило ещё до полного истощения их сил. Уже к весне 1943 г. в "Битве за Атлантику" наступил коренной перелом - с этого времени немцы уже больше не могли наносить союзным конвоям значительный урон, оставаясь, в свою очередь, безнаказанными. Перелом был достигнут, с одной стороны, постепенным количественным наращиванием сил и средств противолодочной обороны союзников (в основном, американцев и англичан).
С другой стороны, развитие теории операций и, что очень важно - радиотехники, позволило организовать противолодочную борьбу так, что шансов у немецких подводных сил практически не осталось. Какое отношение это всё имеет к летающим лодкам Short S.25 Sunderland? Самое прямое. Оснащение этих лодок поисковым радаром и ночным прожектором привело к тому, что немецкие подводные лодки не могли больше совершенно "расслабленно" заряжать свои аккумуляторные батареи ночью (а днём уж и подавно) и совершать ночные переходы в новые позиционные районы.
В свою очередь, наличие сильного вооружения позволяло летающим лодкам не просто засекать позиции немецких подлодок и передавать их на ближайшие корабли противолодочной обороны (ПЛО), но и самим атаковать.
19. Уничтожение немецкой подлодки U 106 двумя "Сандерлендами"
19. Уничтожение немецкой подлодки U 106 двумя "Сандерлендами"
Любопытно, что в самом начале Второй мировой войны немецкие учёные сделали вывод о практической невозможности изготовления компактного радара в сантиметровом диапазоне волн - что повлияло на всю программу строительства и проектирования немецких подводных лодок.
Лишь после появления однозначных признаков наличия таких радаров не только на небольших кораблях (эсминцах, фрегатах и корветах) противника, но даже и на его самолётах, командование немецкого ВМФ пришло в шоковое состояние. Все массово изготавливаемые немцами подлодки (прежде всего VII-й и IX-й серий) разом оказались бесполезными в подводной войне из-за потери самого главного их качеста - скрытности.
20. Уничтожение немецкой подлодки U 625 канадским "Сандерлендом"
20. Уничтожение немецкой подлодки U 625 канадским "Сандерлендом"
21. U 426 гибнет под огнём британского "Сандерленда"
21. U 426 гибнет под огнём британского "Сандерленда"
Всего самолёты Short S.25 Sunderland самостоятельно потопили 26 немецких подводных лодок. Но эффект от их применения был значительно большим - ведь сам факт обнаружения лишал подводников скрытности и, как правило, заставлял их отказаться от атаки конвоя и вынуждал спешно уходить под воду. А на место обнаружения вражеской подлодки оперативно наводились свои корабли, завершающие, как правило - через весьма короткое время - недолгую жизнь вражеской подлодки и её экипажа. Часто "Сандерленды" оставались в районе обнаружения подлодки долгие часы, дожидаясь её очередного всплытия.
Продолжение рассказа об этом музее и его экспонатах следует. Советую так же посмотреть: