Опубликовано при поддержке Мемориального фонда Луи Стерна.
Авторские права на перевод на английский язык No 2020 Мика Гудман.
Первоначально опубликовано в 2019 году на иврите под названием Chazara B'li T'shuva: Al Chiloniyut Acheret Ve'al Datiyut Acheret ( Философские корни светско -религиозного разделения ), авторское право No 2019 Kinneret, Zmora, Dvir — Publishing House Ltd. Авторские права No 2019 Бейт Мидраш Исраэли.
Все права защищены.
Эта книга не может быть воспроизведена, полностью или частично, включая иллюстрации, в любой форме (кроме копирования, разрешенного статьями 107 и 108 Закона США об авторском праве, и за исключением рецензентов для публичной прессы) без письменного разрешения издателей. .
Книги Yale University Press можно покупать в большом количестве для использования в образовательных, деловых или рекламных целях. Для получения информации обращайтесь по электронной почте sales.press@yale.edu (офис в США) или sales@yaleup.co.uk (офис в Великобритании).
Набор в типах Meridien и Futura от Tseng Information Systems, Inc., Дарем, Северная Каролина.
Отпечатано в Соединенных Штатах Америки.
Контрольный номер Библиотеки Конгресса: 2020935677
ISBN 978-0-300-25224-8 (твердая обложка: алк. Бумага)
Запись в каталоге для этой книги доступна в Британской библиотеке.
Эта бумага соответствует требованиям ANSI / NISO Z39.48-1992 (Постоянство бумаги).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение: дилемма XXI века
ЧАСТЬ I. Столкновение идентичностей, разрушивших израильский иудаизм
Вступление
1 Великое восстание
2 Новое Православие
ЧАСТЬ II АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СЕКУЛЯРИЗМ
Вступление
3 Культурный секуляризм
4 Мистический секуляризм
5 галахический секуляризм
6 Светский иудаизм все еще иудаизм?
ЧАСТЬ III АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ
Вступление
7 мессианский религиозный сионизм
8 Недиаспорный иудаизм
9 сефардских раввинов и традиционалистский иудаизм 129
ЧАСТЬ IV К ПОВТОРНОМУ ИУДАИЗМУ
Вступление
10 параллельных миров, параллельные дивизии
11 Уверенность в себе и опасения по поводу идентичности
12 Израильский средний план
Послесловие: Суббота без цифровых технологий
Примечания
Благодарности
Показатель
ВСТУПЛЕНИЕ
Дилемма XXI века
Многие религиозные евреи приводят аргументы в пользу того, почему их вера представляет собой истину. Они пытаются доказать, что Бог существует, что на горе Синай произошло откровение и что Тора - это слово Бога. В то же время многие светские евреи приводят аргументы в пользу того, почему их неверие представляет собой истину. Они пытаются доказать, что Бога не существует, что откровение на горе Синай - миф, а Тора - басня. Эти противоположные взгляды представляют собой глубокое столкновение идей, но они не являются сутью аргументов, разрывающих еврейский народ, и особенно израильско-еврейское общество, на части.
Аргумент, возбуждающий еврейский мир, не в том, какая сторона права в отношении Бога и откровения, а в том, какая вера предлагает лучший, более вдохновляющий путь вперед. Обогащает ли религиозная жизнь наш мир или ограничивает его? Светская жизнь освобождает нас или ограничивает? Эта полемика станет ясной из двух аргументов, с которых я начинаю эту книгу.
Давайте попробуем убедить их обоих.
НЕУДАЧА РЕЛИГИИ
В своих самых фанатичных формах религии культивируют нетерпимость, фанатизм и даже насилие. Человеческая история изобилует катастрофами, спровоцированными религиозной энергией, которая стала разрушительной. Если доводить до крайности, религия выявляет самую уродливую сторону человечества. Вот почему критики религии предпочитают атаковать ее в самых радикальных обличьях. Но нам не нужно сосредотачиваться на религиозном экстремизме, чтобы найти недостатки в религии. Даже менее радикальные версии религии могут навредить своим приверженцам. Возможно, они не сеют разрушения во всем мире, но они могут сеять семена самоуничтожения в сердцах отдельных верующих.
Как религия, иудаизм питает у своих приверженцев чувство вины. Галаха (еврейский религиозный закон) состоит из множества подробных правил, которых должны придерживаться соблюдающие евреи. Это предрешенный вывод, что любой еврей, который стремится добросовестно подчиняться каждому галахическому закону, потерпит неудачу, и этот неизбежный недостаток причиняет страдания многим религиозным евреям. Но иудаизм не только внушает своим приверженцам чувство вины; это также способствует осуждению других. Религиозные евреи склонны оценивать других по уровню своей религиозной приверженности. В конце концов, вина и осуждение - две стороны одной медали: вина обращается вовнутрь; суждение, внешность. Критики убедительно утверждают, что это сочетание вины и осуждения ограничивает горизонты религиозных евреев и наносит эмоциональный ущерб.
Это не единственные недостатки еврейской религиозной традиции. Иудаизм требует, чтобы его члены принесли еще более болезненную жертву: свою интеллектуальную целостность. Религиозные евреи, которые осведомлены о современной науке и ее открытиях и бдительны к логическим ошибкам, лежащим в основе их религиозной веры, часто чувствуют, что они должны отказаться от своего критического мышления всякий раз, когда они входят в синагогу или бейт-мидраш (зал для изучения религии). .
Неудивительно, что религия подвергается такой резкой критике. Если мы согласимся с тем, что ее крайние формы культивируют нетерпимость, фанатизм и насилие, а ее умеренные формы способствуют развитию вины, осуждения и некритического мышления, то мы, вероятно, согласимся с философом Йешаягу Лейбовицем в том, что религию следует измерять не тем, что она приносит отдельным людям. но тем, чего он их лишает. 1 Лейбовиц конкретно говорил об усилиях, необходимых для сохранения галахи, но религия, похоже, лишает их чего-то самого себя , более чем истощая время и энергию приверженцев . Религиозные евреи жертвуют аспектами своей личности ради своей веры.
Иудаизм требует дополнительных жертв. Ортодоксальных евреев часто призывают отказаться от своих гуманистических ценностей. Выросшие в современных обществах и усвоившие и усвоившие ценности этих обществ, они часто сталкиваются с конфликтом между совестью, которая ими руководит, и традициями, которые их связывают. И их ценности, которыми они чувствуют себя вынужденными, заставляют замолчать в пользу их религии, которой они чувствуют себя обязанными подчиняться.
Рассмотрим три современных примера. Первый и самый важный касается статуса и роли женщин в религиозном еврейском обществе. В современном мире женщины могут быть премьер-министрами, главными судьями или руководителями крупных корпораций. В нашем мире для женщин в принципе открыты все возможности. Но этот мир останавливается у дверей синагоги. В православных синагогах, например, женщинам запрещено вести собрание в молитве - фактически, они не могут даже принимать участие в миньяне (молитвенном кворуме), который открыт только для мужчин. Фактически, им отказано в полноправном членстве в их собственном собрании. Эта пропасть между их современным и религиозным миром создает когнитивный диссонанс для многих соблюдающих евреев. Что им делать? Должны ли они подавлять свои моральные инстинкты во имя своих религиозных обязательств?
Еще одно идеологическое столкновение, от которого религиозным евреям трудно избежать, касается другой формы исключения. Многие религиозные евреи считают, что никого нельзя исключать, оскорблять или отвергать из-за его или ее сексуальной ориентации. Однако Тора называет гомосексуальные отношения мерзостью. Как ортодоксальным евреям разрешить конфликт между своими моральными чувствами и тем, что кажется явно ясным стихом в Торе?
В-третьих, религиозные евреи, усвоившие гуманистические ценности, считают почти само собой разумеющимся, что все люди разделяют базовое равенство. Им неприятно думать о том, что один народ или одна нация стоит выше других. Но именно так традиционно понимается еврейская традиция. Например, « Кузари » средневекового испанского еврейского философа Иуды Халеви утверждает, что как люди стоят выше животных, так и евреи стоят выше других людей. Как евреи, которые верят в равенство, могут принадлежать к традиции, освящающей иерархии?
Эти три идеологических конфликта иллюстрируют болезненное противоречие между современными ценностями и древними традициями. Религиозные евреи чувствуют себя вынужденными жертвовать своей совестью за свою веру. И это требование исходит не из религиозного радикализма, а из традиционной, господствующей формы еврейской религии. Такие убеждения не угрожают демократии и не поощряют насилие; они не являются источником физического вреда или разрушения. Но они создают жестокие конфликты в душах верующих, прося их пожертвовать аспектами своей личности, своей интеллектуальной целостностью, а часто и своими гуманистическими ценностями ради своих религиозных убеждений.
Как могут религиозные евреи избавиться от вреда, причиняемого их религией? Ответ, предлагаемый светскими евреями, состоит в том, чтобы полностью избавиться от религии. Современный светский иудаизм культивирует иной характер. Он воспитывает людей, которые не игнорируют свои ценности, но ежедневно воплощают их в жизнь; которые не подавляют свою личность, но выражают ее; которые подчиняются моральным предписаниям, руководствуясь своей совестью, и свободны от чувства вины, вызванного религией. Евреи, совершившие этот переход от послушания к самоактуализации, находят это одновременно драматическим и освобождающим. Неудивительно, что некоторые мыслители эпохи Просвещения считали, что секуляризм искупителен. Он предлагал не искупление во имя религии, а искупление от религии.
НЕУДАЧНОСТЬ СЕКУЛЯРИЗМА
Однако двадцатый век был веком, в котором секуляризм Просвещения потерпел неудачу. Самые светские районы Европы, Советского Союза и Китая стали свидетелями самых ужасных злодеяний в истории человечества. Оказалось, что не только религия сеет разрушение. Человеческие существа, которые не верили в высшее существо и не чувствовали связи с более древней традицией, не имели ничего, что могло бы сдерживать зло, которое они таили в себе. В двадцатом веке выяснилось, что вера в человечество не заменила веру в Бога - она превратила человечество в своего собственного бога. Именно в этом культурном климате появились лидеры, которые считали, что крупномасштабные социальные эксперименты - фашизм, коммунизм и т. Д. - содержат ключи к искуплению. Результат был катастрофическим. Философ Карл Поппер удачно резюмировал эту историю, когда он пришел к выводу, что те, кто обещают рай на земле, никогда не производят ничего, кроме ада. 2
Критики секуляризма также склонны стремиться к его наиболее радикальным проявлениям. Но, опять же, нам не нужно смотреть только на крайние формы секуляризма, чтобы выявить его слабые стороны. Даже более умеренные формы светского гуманизма, которые не обожествляют человечество и скептически относятся к возможностям его искупления, со временем выявили свои слабости.
В своей книге « Утраченные связи» британский журналист Иоганн Хари демонстрирует, что у людей есть эмоциональные потребности, которыми западные общества склонны пренебрегать. Точно так же, как у нас есть физические потребности, которые должны быть удовлетворены, чтобы мы могли жить физически здоровой жизнью, у нас также есть эмоциональные потребности, которые должны быть удовлетворены, чтобы мы могли жить эмоционально здоровой жизнью. 3 Людям необходимо чувствовать себя частью и принимать участие в истории, которая больше, чем они сами. Другая не менее важная эмоциональная потребность - это сильные, интимные и расширяющие возможности общинные узы. Однако социологи обнаружили, что секуляризм подрывает обе эти потребности. Это разрушает чувство принадлежности человека, ставя под сомнение истинность и святость любой более крупной истории и разрушая теплые узы общины, выкованные вокруг молитвенных домов.
Бесчисленные исследования изучали эмоциональное влияние религиозной и светской жизни на тех, кто их ведет. Многие исследователи пришли к такому же выводу: те, кто ведет светский образ жизни, в целом менее счастливы, чем последователи религии. Возможно, парадоксально, но те, кто предпочитает светскую жизнь, по большей части и сами того не подозревают, становятся менее счастливыми. Конечно, можно найти религиозных людей, которые были бы счастливее вести светскую жизнь. Но такие люди были бы исключением из правила, согласно которому секуляризм имеет психологическую цену. 4
Свидетельства того, что по статистике светские люди менее счастливы, чем религиозные, демонстрируют интеллектуальный изъян светскости. Если бы все было наоборот - религиозная жизнь больше всего влияет на личное счастье, - результаты не представляли бы ни проблемы, ни вызова для религиозных людей, которые могли бы возразить, что они готовы пожертвовать частью своего личного счастья в служении Богу. . Но с какой целью светские люди жертвуют частью своего счастья? Если исследования точны, в основе секуляризма лежит абсурд. По иронии судьбы, именно люди, которые верят, что нет высшего существа, готовы пожертвовать ради этой веры своим качеством жизни. Светские люди, заменившие преданность Богу преданностью себе, могут обнаружить, что на самом деле они причиняют себе вред. 5
Сообщество и семья находятся под постоянной угрозой в светском мире. Результаты можно увидеть на всем европейском континенте. Население рационалистической, светской и современной Европы сокращается и стареет, семья находится в упадке, количество разводов растет, а рождаемость снижается. Это плоды основного принципа просвещенного секуляризма: индивидуализма. 6
Индивидуализм ставит в центр индивидуальную волю. У этой веры есть последствия. Это создает культурный климат, который не способствует семейной и общественной жизни. Если люди считают свою личную волю первостепенной, они не оставляют места другим. Французский философ Алексис де Токвиль предвидел этот процесс еще в XIX веке. Он проанализировал современную революционную культуру и предсказал, что индивидуализм превратится в эгоизм. 7 Токвиль видел, что культуры, в которых каждый считался исключительным, в конечном итоге породили эгоцентричных людей, безразличных к своим сверстникам.
Сегодня к индивидуализму присоединились две мощные силы, подрывающие общность и чувство принадлежности: консьюмеризм и цифровые технологии. Потребительство питает людей мифом о том, что самоактуализация означает не реализацию их мечтаний индивидуальными усилиями, а материальное потребление. Потребительство вторгается в наше чувство идентичности; мы начинаем связывать ценность своей жизни с ценностью вещей, которыми мы владеем. Машины, дома и дизайнерская мода - это не просто собственность - они становятся частью нас.
Потребительство, которое прочно вошло в нашу идентичность, теперь присоединилось к цифровым технологиям, которые проникают в наше сознание. Технологии позволяют людям записывать и делиться с миром каждую секунду своей жизни. Он превращает современную веру в самоопределение в реальность самопоклонения.
Феномены потребительской культуры, технологической зависимости и мифа об индивидуализме действуют не изолированно, а взаимно усиливают друг друга. Все трое объединились, чтобы создать агрессивную силу, которая атакует личные отношения и подрывает чувство принадлежности. В одном исследовании, ставшем классическим, политолог Роберт Патнэм изучал, как к концу двадцатого века ослабли связи американцев с группами и их окружением. 8 Основное беспокойство американцев превратилось в заботу о самих себе. Используя цифры и графики, Патнэм объективно продемонстрировал то, что многие из нас чувствуют инстинктивно: предсказание Токвиля сбылось, а индивидуализм превратился в эгоизм. Скрытый соблазн светского Просвещения - сделать каждого самодостаточным - заставил каждого чувствовать себя изолированным.
Есть ли выход из кризиса светского Просвещения?
Согласно одному недавнему исследованию, люди, которые посещают место поклонения хотя бы раз в неделю, жертвуют на благотворительность в среднем в два раза больше, чем те, кто этого не делает, и в среднем в три раза чаще становятся волонтерами. 9 Религиозные традиции освобождают людей от озабоченности собой. Они внушают ощущение, что индивидуальная воля - не самое главное в жизни, и это чувство подталкивает людей к тому, чтобы освободить место в своей жизни для других. В иудаизме религиозная традиция создает как «острова во времени», позволяющие людям отключиться от технологий, так и убежища для семейной близости. 10 В более широком смысле, все религии предлагают своим верующим чувство принадлежности к чему-то большему, чем они сами, и таким образом сдерживают и смягчают мощные силы современности, подталкивающие людей к эгоцентризму. Возможно, невозможно доказать, что религии связывают людей с Богом, но религии, безусловно, связывают людей друг с другом. Согласно этой теории, современность не делает религию ненужной - она делает ее более актуальной, чем когда-либо.
Примирение несовместимого
Однако многие люди принимают обе эти точки зрения как точные. Они убеждены, что секуляризм - это решение кризисов религиозной традиции, но также, что религиозная традиция - это решение кризисов светского Просвещения. Как они примиряют такие убеждения?