Шкондини-Дуюновский Аристах Владиленович : другие произведения.

Самые большие памятники из цельного камня

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Преклонения некоторых товарищей перед якобы чудодейственными свойствами древних аннунаков или прочих там великанов или инопланетян натолькнуло меня на простую работу в основном русских мужиков времен Екатерины Второй, передвинувших рекордный камень в 2000 тонн на 7855 метров, причем не только по суше, но и по воде. Древние непоставленные заготовки обелисков весят всего 1200 - 1000 тонн, а установленные в большинстве вообще гораздо меньше. Ну и наверно надо это подчеркнуть собрав фотографии, описание и историю всех более-менее заметных памятников-обелисков поставленных на планете, чтобы впредь никто не заикался о чудесах древних инопланетян.

  Преклонения некоторых товарищей перед якобы чудодейственными свойствами древних аннунаков или прочих там великанов или инопланетян натолькнуло меня на простую работу в основном русских мужиков времен Екатерины Второй, передвинувших рекордный камень в 2000 тонн на 7855 метров, причем не только по суше, но и по воде.
  
   Древние непоставленные заготовки обелисков весят всего 1200 - 1000 тонн, а установленные в большинстве вообще гораздо меньше.
  
   Ну и наверно надо это подчеркнуть собрав фотографии, описание и историю всех более-менее заметных памятников-обелисков поставленных на планете, чтобы впредь никто не заикался о чудесах древних инопланетян.
   О самом большом камне в мире, передвинутым человеком В мире есть немало древних сооружений и артефактов, поражающих воображение. Но даже в наше время есть место рекордам. Сегодня речь пойдет о… Медном всаднике в Санкт-Петербурге. Вернее, не о нем самом, а о пьедестале, на который он установлен. Немногие гости города знают, что эта монолитная каменная глыба является самым большим камнем в мире, когда-либо передвинутым человеком. В августе 1782 года прямо около современной Адмиралтейской набережной встал на дыбы бронзовый конь с императором Петром Первым в седле. Екатерина Вторая посвятила Петру этот памятник в честь 100-летия его вхождения на престол. Автором скульптуры стал француз Этьен Фальконе, всю жизнь мечтавший о создании монументального произведения. По его замыслу, скульптура должна была размещаться на огромном пьедестале из цельного куска камня. Скорее всего, подобных камней в Карелии нашли бы в избытке. Но в то время привезти такой камень в Петербург было бы невозможно; необходимо было искать пьедестал в непосредственной близости к городу. Искали по объявлениям, обращаясь через газету к частным лицам. Подходящий камень, названный впоследствии гром-камнем, нашел свободный крестьянин Семен Вишняков, который являлся поставщиком строительного камня в город. Гром-камень был запримечен Вишняковым уже давно, и тот даже пытался расколоть его на куски и продать по частям, но технически не смог это осуществить. По городской легенде, этот камень являлся частью скалы и был отколот от нее в результате удара молнии, чем и объясняется его название. Сообщив о камне руководителю поисковых работ, он получил сто рублей – гигантскую для того времени сумму. Гром-камень имел массу около 2000 тонн, имея длину 13 метров, ширину 6 метров и высоту 8 метров (причем на 5 метров камень уходил в грунт). Для перевозки в Петербург была проведена серьезная подготовительная часть работы с изготовлением действующих моделей, проверкой их функционирования и нахождением наиболее оптимальных технических решений. Особое внимание было уделено страховке глыбы от падения, что могло привести к ее раскалыванию. Технологически процесс выглядел следующим образом. Вокруг ушедшего в землю камня был выкопан огромный котлован для доступа к нижней части глыбы. Затем при помощи системы рычагов и домкратов под камень подвели деревянную платформу. Эта платформа перекатывалась по двум желобам, в которых находилось 30 14-сантиметровых шаров, изготовленных из сплава меди, олова и силикатов. Транспортировку осуществляли зимой, так как летом грунт был слишком мягкий и не выдерживал нагрузку. Вплоть до Финского залива была вырублена просека длиной почти 8 километров и шириной 40 метров. Передвижение платформы проходило со скоростью около 20-30 шагов в сутки. Около 400 рабочих, размещенных в специально построенных казармах, трудились над транспортировкой гром-камня. Котлован вокруг гром-камня Котлован вокруг гром-камня Погрузка камня на платформу Погрузка камня на платформу Транспортировка платформы по желобам с шарами Транспортировка платформы по желобам с шарами Транспортировка гром-камня Транспортировка гром-камня Достигнув Финского залива, гром-камень был погружен на специально построенную плоскодонную барку, которую транспортировали и поддерживали по бокам два парусных судна. После 13 км водного пути, гром-камень прибыл в Петербург, барка была притоплена и села на заранее вбитые сваи, и при большом скоплении народа глыба была перетащена на берег. Транспортировка гром-камня водным путем Транспортировка гром-камня водным путем Разгрузка в Петербурге Разгрузка в Петербурге За время транспортировки часто возникали аварийные, а иногда и критические моменты. Несколько раз, несмотря на страховку, гром-камень срывался с платформы и уходил в землю. Но все нештатные ситуации удалось благополучно решить. Вместе с подготовительными работами общее время транспортировки заняло около 1,5 лет. В целом, это была уникальная инженерная задача, с которой специалисты 18 века успешно справились, используя главным образом механизмы, приводимые в действие ручной силой. А после того, как гром-камень был вынут из грунта, на его месте образовался Петровский пруд, ныне охраняемая природная территория. Сейчас это место находится уже в черте города, в Приморском районе, в Лахта-Ольгино.
  
  Гром-камень
  
  Гром-ка́мень — мегалит, ставший основой пьедестала Медного всадника.
  Действие машины для перевозки «Гром-камня». Гравюра по чертежам Юрия Фельтена. 1770 г.
  
  Здесь указаны координаты первоначального нахождения камня, его современные координаты в качестве постамента Медного всадника можно увидеть в статье Медный всадник.
  
  
  Содержание
  
   1 Поиск камня
   2 Масс-габаритные характеристики
   3 Перевозка камня
   3.1 Подготовительные работы
   3.2 Доставка к пристани
   3.3 Водная транспортировка
   4 Некоторые детали
   5 Литература
   6 Примечания
  
  Поиск камня
  
  Для поиска камня под пьедестал «Медного всадника» в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».
  
  Подходящий камень был предложен казённым крестьянином Семёном Григорьевичем Вишняковым, поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург. Давно зная об этой глыбе, он планировал ранее расколоть её на куски для продажи, но технически не смог это осуществить. О камне было сообщено руководителю поисковых работ проекта — капитану Марину Карбури (греч. Μαρίνος Χαρβούρης) графу Ласкари, позднее, во французском Льеже, издавшему о работах детальные записки[1]. Семён Вишняков получил от него 100 рублей — очень приличная по тем временам сумма[2].
  
  Гром-камень располагался в окрестностях деревни Конная Лахта. По местной легенде, своеобразную форму камень приобрел в результате удара молнии, расколовшей гранитную скалу. Отсюда и его название.
  Масс-габаритные характеристики
  
  В своём первоначальном виде камень весил около 2000 тонн, имея размеры порядка 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину. Позднее часть его была стёсана. Отсечённые части камня прикрепили к основному монолиту, дабы впоследствии использовать согласно художественному замыслу Фальконе для «удлинения» пьедестала. Вместе с двумя отколотыми кусками, позже состыкованными с основным монолитом во фронтальной и тыловой частях, совокупный перемещаемый вес Гром-камня составлял 1500 тонн[2]. Несмотря на то, что пристыкованные к пьедесталу во фронтальной и тыловой его частях фрагменты когда-то составляли монолит одного камня, они имеют разный цветовой оттенок[1]:37.
  
  Работы по обтёсыванию камня проводились во время его транспортировки до тех пор, пока посетившая Лахту Екатерина II, прибывшая посмотреть на перемещение камня, не запретила дальнейшую обработку, желая, чтобы камень прибыл в Петербург в своём «диком» виде без утраты объёма. Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади, значительно утратив свои первоначальные размеры. Эта доводка проходила под руководством академика Юрия Фельтена.
  Перевозка камня
  Подготовительные работы
  Петровский пруд, возникший после изъятия Гром-камня
  
  Началу перевозки камня соответствовала серьёзная подготовка. Были приняты во внимание рекомендации академика Ивана Бецкого. Проведено исследование предлагаемой для перевозки камня десятикратно уменьшенной модели «машины». Её испытания показали, что движением пальца можно тащить 75-пудовую тяжесть. Было найдено, что наиболее рациональным является установка камня на деревянной платформе, перекатываемой по двум параллельным желобам, в которые были уложены 30 пятидюймовых шаров. Посредством эксперимента был выбран достаточно прочный материал для желобов и шаров. Он состоял из сплава меди с оловом и галмеем. Была отработана технология их изготовления[1]:27. Разработан процесс подъёма камня с помощью рычагов и домкратов для подведения под него платформы. При этом специально были приняты меры по страховке камня от его падения при аварии[3].
  
  Непосредственные подготовительные работы к перемещению камня начались 26 сентября 1768 года. Были построены казармы для 400 рабочих, а до берега Финского залива прорублена просека шириной 40 метров и длиной почти 8 км. Далее, вокруг валуна, ушедшего в землю на пять метров, выкопали котлован, тем самым полностью освободив его. От камня отделили часть, отколотую ударом молнии, и освободили его от лишних наслоений, что облегчило груз на примерно 600 тонн. 12 марта 1769 года камень рычагами водрузили на деревянную платформу[4].
  
  После изъятия камня оставшийся котлован постепенно заполнила вода. Образовавшийся водоём сохранился до настоящего времени. Его называют Петровским прудом[5][6]; 15 февраля 2011 года этому пруду с прилегающей территорией присвоен статус памятника природы[7].
  Доставка к пристани
  Расколотый валун — предполагаемые осколки Гром-камня у пристани[5].
  
  Уникальная транспортная операция продолжалась с 15 (26) ноября 1769 года по 27 марта (7 апреля) 1770 года, когда проложенная дорога, промёрзшая на полтора метра, могла выдерживать нагрузку. Скалу при помощи огромных домкратов приподняли и поместили на специально созданную, в рамках подготовительных работ, транспортную машину. Непосредственное перемещение транспортной машины осуществляли двумя кабестанами[4]. За сутки, по прямой, проходили порядка 20—З0 шагов. На поворотах скорость снижалась[8].
  
  Камень был доставлен на берег к востоку от нынешнего заказника Северное побережье Невской губы[9], где для его погрузки соорудили специальную пристань. При малой воде остатки этой пристани можно видеть у берега невдалеке от расколотого валуна, лежащего у самого уреза воды[5][10].
  Водная транспортировка
  Транспортировка Гром-камня по воде[11]
  
  Транспортировка камня по воде осуществлялась на судне, типа беляны, специально построенном по чертежу известного галерного мастера Григория Корчебникова. Оно транспортировалось двумя парусными краерами, поддерживающими по бокам для увеличения остойчивости. Проводка началась только осенью. Длина маршрута составила без малого 13 километров. Гигантский Гром-камень при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. Для выгрузки камня у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на предварительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег[2].
  Некоторые детали
  
   Несмотря на принятые меры, во время пути неоднократно возникали аварийные ситуации, грозившие крахом всему предприятию. Пять раз камень срывался с транспортной машины и глубоко уходил в землю. Тем не менее все проблемы удалось успешно решить[8].
   В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770»[4].
   Жители Петербурга были так удивлены видом огромной скалы, что, как тогда писали, «многие охотники ради достопамятного определения сего камня заказывали делать из осколков оного разные запонки, набалдашники и тому подобное».
   Сам памятник был открыт лишь спустя 12 лет после доставки камня, 7 августа 1782 г. — к столетию вступления на престол Петра I, при огромном стечении народа, в присутствии императорской фамилии, дипломатического корпуса, приглашённых гостей и под гром оркестра с пушечной пальбой[2][12].
  
  Литература
  
   Marin Carburi. Monument élevé à la gloire de Pierre-le-Grand. — Париж, 1977. — 47 с.
  
  
  
  
  
  Новый (якобы) самый большой обработанный камень в мире
  
   masterok
   June 19th, 2013
  
  
  
   Когда то давно я выкладывал пост о самом большом обработанном камне в мире, который находится в Ливане. И до сего момента был уверен. что именно этот камень под названием «Южный камень» является самым большим — он лежит в карьере близ Баальбека. Размеры этой каменной глыбы - 23 м в длину, 5,3 м в ширину и 4,55 м в высоту. Весит она приблизительно 1000 тонн.
  
   Оказывается это не так. Самым большой обработанный камень в мире ВОТ :
  
  
  
   Обелиск (вход 1OLE.) находится на восточном берегу Нила в километре от центра Асуана. До обелиска нужно ехать по улице Эль-Бандар (el-Bandar St.). Рядом — несколько гробниц с круглыми крышами древнего кладбища эпохи Фатимидов. Обелиск, слитый со скалой, из которой его хотели высечь, лежит всей своей массой (1200 т) и во всю длину (42 м) на гранитном ложе.
  
   Обелиск намеревалась воздвигнуть царица Хатшепсут, но обелиск бросили, оставив незаконченным, потому что обнаружили в нем несколько трещин. По этой причине он никогда не был отделен от скалы. Если бы его поставили, это был бы самый большой из известных нам обелисков. Его окружают древние карьеры, протянувшиеся почти на 6 км, где трудились рабочие, которые извлекали огромные каменные блоки для строительства храмов и дворцов.
  
  
  
  
  
   Это была адская работа! Надо было долбить скалу твердым камнем, чтобы появились достаточно широкие и глубокие трещины. Туда вбивали деревянные клинья и поливали их водой, расширяясь, клинья раскалывали скалу. Работа проводилась с трех сторон с бесконечными предосторожностями на всех этапах, чтобы не расколоть каменный блок. В соответствии с предполагаемым назначением блок обтачивали на месте. Затем его помещали на деревянные сани, которые тащили или животные, или люди, спуская его к воде, к специальной платформе.
  
  
  
  
  
   Ее сооружали из строительного мусора, на который каменщики помещали несколько слоев кирпича, покрытого толстым слоем влажной тины. Баржу, которая должна была перевозить каменные блоки, ставили перед отливом рядом с берегом. Баржа садилась на мель, и теперь можно было её загружать. В следующий паводок платформа снова оказывалась на воде и была готова к транспортировке. Разгрузку проводили тем же способом.
  
  
  
  
  
   Учитывая примитивные мягкие металлические инструменты древних египтян, обелиск в Северном карьере показывает нам удивительный подвиг технологии. При раскопках археологи многое узнали о методах камнерезки. И даже та ошибка, которую совершили строители во время его сооружения, не помешало ему неподвижно крепиться к скале вот уже более 3000 лет!
  
  
  
  
  
   При слове Древний Египет у подавляющего большинства людей, естественно, возникает ассоциация с пирамидами или мумиями. Но не менее известным видом монументального зодчества древних египтян являются обелиски. Слово «обелиск» — греческого происхождения, означающее шампур или вертел, и появилось оно в поздний период, когда греки установили тесные контакты с Египтом. Сами же египтяне обозначали обелиск как «бен-бен». Так назывался упавший с неба в начале времен камень пирамидальной формы, который установили на столб в священной столице городе Инну (греки называли его Гелиополем). Этот камень бен-бен, помещенный на столб, был спрятан от глаз непосвященных в храме Феникса, но, как известно, он исчез еще в древности. Обелиск повторяет форму древнего священного бен-бена в виде правильного квадратного в сечении столба с пирамидальной вершиной, устремленной в небо.
  
   Известно, что навершие обелисков обычно покрывалось золотом или медью, которые до сегодняшнего дня, естественно, не сохранились. Практически все известные обелиски были изготовлены из розового гранита, который добывался в каменоломнях, располагавшихся возле первого порога Нила, там, где сегодня лежит современный город Асуан. Здесь Нил прорезает скальное тело Нубийского нагорья и окончательно вырывается на равнину, принимая свои привычные величественные размеры. В асуанских каменоломнях египтяне добывали розовый гранит начиная с эпохи Древнего царства а, возможно, и ранее. Розовый гранит, несомненно, являлся для древних египтян особой горной породой. Из него создавались наиболее важные архитектурные и скульптурные формы: порталы храмов, саркофаги, статуи царей и, конечно, обелиски.
  
  
  
  
  
   До нашего времени дошли, естественно, далеко не все. Причем большая их часть сегодня находится за пределами Египта. После установления здесь своего господства, римляне начали активный вывоз обелисков в Рим, не считаясь особенно с физическими и финансовыми затратами. И сегодня в Вечном городе высятся 13 обелисков. В XIX веке французы и англичане устроили настоящую охоту за древнеегипетскими древностями, не обойдя своим вниманием и обелиски, весившие по нескольку сот тонн. Поэтому сегодня египетские обелиски трех тысячелетней давности можно увидеть в Париже, Лондоне и даже Нью-Йорке. Согласно сохранившимся источникам наибольшего расцвета возведение обелисков достигло в период Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.). Особенно «отличились» в возведении гранитных монолитов наиболее известные фараоны этого времени — Тутмос III и Рамсес II.
  
  
  
  
  
   Последний, как считается, за время своего правления успел воздвигнуть 23 обелиска. Средняя высота больших обелисков равнялась 20 метрам, вес превышал 200 тонн. Один из обелисков, изготовленных при Тутмосе III, находится сейчас в Риме и имеет высоту в 32 м. Примерно треть из сохранившихся до сегодняшнего дня 27 обелисков не превышает в высоту 10 м. Практически все известные сегодня обелиски покрыты по всей поверхности иероглифическими надписями, славящими царя и его деяния. Посвящались обелиски верховному солнечному божеству и, как правило, устанавливались парами. Технология производства священных каменных столбов включала в себя три этапа: вырубка монолита из материнской скалы и его шлифовка, транспортировка к месту возведения и, наконец, установка. Все три технологических стадии считаются достаточно хорошо известными, поскольку до нашего времени дошел ряд письменных источников, описывающих изготовление обелисков и набор изображений из погребальных сооружений и храмов, где отражены разные этапы этого процесса. Считается, что вырубка камня производилась следующим образом: в начале в скале вырубали отверстия, располагая их по прямой, затем в них забивали деревянные клинья и поливали их водой. Дерево разбухало и разламывало породу. Получившиеся блоки выравнивали с помощью пил и, при необходимости, шлифовали.
  
  
  
  
  
   Еще древнеримский историк Плиний Старший (I в. н.э.) упоминает, что процесс пиления камня осуществлялся при помощи тонких пил, под полотно которых постоянно подсыпали мелкодисперсный песок, который служил в качестве абразива. Транспортировка каменных блоков осуществлялась при помощи деревянных салазок, под которые подливали воду или разжиженный ил для улучшения их скольжения. Многочисленные изображения таких санок хорошо известны как в изобразительном искусстве, так и в археологических находках. Так перемещали камень на небольшие расстояния. Дальние транспортировки осуществлялись по Нилу с использованием специальных барж, которые тянули небольшие гребные суда. При перевозке крупных монолитов таких судов могло быть несколько десятков. Установка обелиска осуществлялась при помощи наклонной насыпи, которая представляла собой кирпичную конструкцию, разделенную на многочисленные отсеки, забутованные песком и щебнем. Насыпь имела очень небольшой уклон и, соответственно, очень значительную длину. Обелиск затаскивали по ней нижним концом вперед и воздвигали на пьедестал.
  
   Казалось бы данный исторический вопрос можно считать хорошо изученным и не вызывающим каких-либо сомнений. Однако факты — упрямая вещь, особенно те, которые лежат, в прямом смысле этого слова, на поверхности. Значительную часть древних асуанских каменоломен уже поглотила территория современного города Асуана. В этих гранитных каменоломнях расположен единственный в Египте обелиск, который остался незавершенным, т.е. неотделенным до конца от материнской скалы. И вот он-то и вызывает целый ряд парадоксальных вопросов, ответить на которые современная наука не может. Прежде всего, следует отметить, что это самый большой из известных в Египте обелисков. Его длина составляет 41,8 м! Асуанский обелиск не имеет никаких надписей, поэтому датировать его не могут. Но из-за его гигантских размеров обелиск относят ко времени Древнего царства, т.е. к эпохе Великих пирамид. Обелиск расположен на поверхности и лежит под небольшим углом, следую направлению слоев гранитного массива.
  
  
  
  
  
   По всему периметру монолит окружен узкой траншеей менее 1 м шириной, которая повторяет контур обелиска. Таким образом, получается, что обелиск выдолблен в скале, и работы велись сверху, а не с боков. Какой инструмент здесь использовался? Понятно, что о применении пил говорить здесь не приходится. Боковые стороны обелиска и окружающей его траншеи имеют следы большого округлого инструмента. Ширина следа составляет 27 см. Итальянский исследователь А.Прети в конце 80-х годов прошлого века предположил, что следы оставлены вращающейся фрезой, которую древние египтяне использовали для вырезания монолита из скалы. Откуда у древних мог быть такой инструмент? Впрочем, аналогичные следы встречаются во множестве на горизонтальных поверхностях вокруг обелиска. И похожи они, скорее на следы от гигантской стамески. Но можно ли представить себе стамеску с рабочей кромкой в 30 см, режущей гранит словно пластилин? На самом монолите, кстати говоря, имеются многочисленные следы пропилов и традиционной техники колки при помощи клиньев.
  
  
  
  
  
   Но они оставлены явно в более поздние времена и эти попытки не нанесли существенного урона монолиту. Ни расколоть, ни распилить его не удалось. Предполагают, что асуанский обелиск остался незавершенным, поскольку в ходе работ была допущена ошибка и монолит треснул. Действительно, верхнюю часть обелиска пересекает продольная трещина, нарушившая его цельность. Но причины такого разлома не обязательно кроются в просчетах строителей. Это мог быть, к примеру, результат землетрясения. Не стоит обвинять в глупости или нерадивости древних инженеров, которые смогли выполнить такой объем работ, тем более, что способ решения данной технической задачи нам не понятен. Более того, проблему можно поставить и несколько иначе: раз древние вырезали подобный монолит, значит, они собирались его куда-то транспортировать и устанавливать. И тогда возникает еще ряд вопросов. Во-первых, каким образом монолит, расположенный внутри скалы и окруженный узкой траншеей по периметру, можно отделить от этой скалы? Ведь обелиск лежит на скале, неотделенной осталась только его нижняя стенка. Как можно в такой ситуации использовать пилы? Пропилить по горизонтали сорок метров гранитной породы, не нарушив при этом прямой плоскости и избежав надлома монолита под собственным весом? В литературе приводятся разные цифры для веса асуанского монолита, но в среднем они колеблются вокруг цифры в 1200 тонн. Это самый тяжелый в мире искусственный монолит! Хотя не очень понятно, почему фигурирует такая цифра.
  
  
  
  
  
   Понятно, что взвесить такого исполина никто не в состоянии и его вес вычисляется арифметически. Хотя обелиск остался неотделенным от скалы, его запланированные размеры хорошо известны. Высота должна была бы составить 41,8 м, обелиск имеет квадратное сечение со сторонами 4,2 м на 4,2 м. Его стороны тянутся параллельно на всем протяжении, только в верхней части сужаюсь и образую вершину. При средней плотности гранита в 2600 кг на м куб. легко вычислить вес монумента. И если не учитывать незначительную поправку на суженную вершину, расчетный вес асуанского обелиска должен был бы приближаться не к 1200 тоннам, а составить примерно 1900 тонн! Понятно, что ничего подобного асуанскому обелиску не было ни в древнем мире, ни в новейшей истории человечества. И древние инженеры собирались такой монолит куда-то двигать и после — устанавливать.
  
  
  
  
  
   Книга рекордов Гиннеса полна примеров, когда человек в одиночку сдвигает большегрузные автомобили, самолеты и железнодорожные вагоны. Но во всех этих случаях речь идет об огромных грузах, поставленных на колеса и двигать их надо по ровной горизонтальной поверхности. Каким образом можно решить задачу по транспортировке по неровной гористой местности цельного монолита весом почти в 1900 тонн? И на этом загадки, связанные с асуанским обелиском не исчерпываются. В десятке метров от обелиска расположены два вертикальных колодца или шахты, пробитых вертикально в теле гранитной скалы. Их глубина составляет примерно 3-4 м, диаметр — около 80 см. По форме отверстия представляют собой нечто среднее между кругом и квадратом. Инспектора службы древности, работающие в Асуане, объяснили, что эти колодцы египтяне выдалбливали с целью выяснения направления трещин в скальном массиве. Может быть такое объяснение верно, таких колодцев на территории каменоломен не два, а около десяти. Но остается вопрос о том, какой инструмент использовался при этом? Дело в том, что стенки колодцев имеют гладкую равномерную поверхность без всяких следов сколов, возникает ощущение, что породу просто вынули при помощи установки, аналогичной той, что используется для бурения скважин.
  
   Вот так выдалбливали обелиск
  
  
  
   Только здесь речь идет о граните. Искусство обработки этой твердой вулканической породы достигло в Древнем Египте небывалых высот. И оно вызывает не только уважением, но и изумление. Действительно, нельзя же объяснить все принципом «упорство и труд все перетрут». Этого не достаточно. Дошедшие до нас образцы древнеегипетской гранитной архитектуры демонстрируют не только высочайший уровень технологии обработки и строительства, но и требуют наличия у древних достаточно совершенных знаний в области естественных наук. Причем, чем ближе мы подходим к истокам египетской цивилизации, тем эти показатели выше. Технология строительства, которую демонстрируют памятники плато Гизы, не была после превзойдена или усовершенствована. Наоборот, налицо процесс деградации многих аспектов ранней египетской цивилизации, которые мы наблюдаем в III тысячелетии до н.э. в период Древнего царства.
  
   Сам феномен возникновения такого культурного комплекса с упорядоченной системой иероглифического письма, разработанным календарем, с развитой технологией монументального строительства, вызывает неподдельное изумление. И в этом аспекте совершенно уместны и правомерны идеи тех исследователей, которые считают Древний Египет наследником еще более древней и более развитой цивилизации, следов которой до нас дошло очень мало. Но следы такие есть, их надо только не пропустить мимо внимания, суметь изучить и правильно интерпретировать.
  
  
  
  
  
  
  
   Вот таким обелиском он должен был стать в будущем:
  
  
  
  
  
   Ну или вот например таким, как знаменитый Луксорский обелиск, стоящий сейчас во Франции.
  
  
  
  
  
   Для сравнения — высота обелиска достигает 23 метров, вес равняется 220 тоннам, возраст – 3600 лет. На всех четырех сторонах монумента изображены иероглифы и рисунки, которые были высечены во славу Рамсеса II. На Луксорском обелиске запечатлели и самые важные моменты его перевозки из Египта в Париж. С двух сторон вокруг памятника в середине 19 века архитектором Гитторфом были созданы изящные фонтаны, которые функционируют и по сегодняшний день. В 1999 году пик обелиска был облачен в золотой наконечник, на отливку которого было потрачено полтора килограмма золота высшей пробы.
  
  
  
  
  
   В южной части Асуана когда-то была площадь, где находились древние карьеры гранита. Он считался самым ценным камнем, который использовался для строительства в египте. Сейчас эта площадь интересует туристов имеющимся здесь памятником, который все еще прикреплен к одной из скалы – незаконченный обелиск.
  
   Вообще, сам Северный карьер – это прекрасное место для посещения тех, кто заинтересован в изучении древнейших технологий. Он славился своим производством гранита, который использовался в строительстве погребальной камеры Великой пирамиды Хеопса, а также в качестве облицовочного камня в других пирамидах. Каждая скала в нем показывает на себе отпечаток древних камнерезов.
  
  
  
  
  
   Площадь северного карьера была раскопана совсем недавно. Здесь были найдены ранее неизвестные объекты из гранита, в том числе фрагменты колонн и статуй. К югу от обелиска археологи обнаружили надпись, приуроченную к 25 году царствования Tuthmose III. Также близ него были откопаны ниши еще семи больших обелисков, которые сегодня находятся в храмах в Карнаке и Луксоре.
  
   Входной билет в музей под открытым небом, как еще называют Северный карьер, обойдется в 30 EGP.
   Северный карьер расположен рядом с кладбищем Фатимидов, в южной части Асуана. К нему легко добраться на такси или пешком в гору от нубийского музея.
  
  
  
  
  
   Все больше потайных уголков и ранее неизведанных мест открывается в асуанских карьерах. Вот и ложе обелиска (-ов) Тутмоса III можно воочию лицезреть. А почему именно Тутмоса III? Потому что именно работники его написали прямо на стенке карьера о добыче двух обелисков для его величества
  
  
  
   In the 23rd year of his majesty , the mighty Horus “ refers to the king” of Kemet” Egypt name” “who is blessed by Nakhebet and Wajet” the vulture goddess of Upper Egypt and the cobra snake of lower Egypt” Eternity to him who is like Ra “ the Sun” in the sky. The living god, master of offerings “and “ structures of the beloved gods , king of Upper and Lower Egypt- {Men –Kheper-Ra}, child of Ra of his body, his beloved { Thut-moses III } master of offerings, he who is given the life as the Sun forever, made with love two great obelisks in the abode of Amun, in the Karnak.”
  
  
  
  
  
   Асуан (Aswan) – город на юге Египта, расположенный на правом берегу реки Нил, примерно в 865 км от Каира. Один из самых сухих населенных пунктов на планете. Население – 275 000 человек (2008).
  
   Асуан на протяжении многих веков был торговым центром на караванном пути. Через город, занимающий правый берег реки, еще в древности шли торговые потоки из Нубии и обратно. Сегодня на улицах Асуана не торгуют слоновой костью и драгоценной древесиной, но третий город Египта наполнен ароматами и пряностями, прибывшими с юга. Местные рынки своим колоритом и запахами напоминают суданские базары.
  
   Между Асуаном и Луксором курсируют многочисленные туристические теплоходы. По дороге они, как правило, делают остановки в Ком-Омбо и Эдфе, где можно осмотреть прекрасно сохранившиеся древние храмы.
  
   Основная масса туристов приезжает в Асуан в зимние месяцы. В это время город наполняется толпами туристов.
   В Асуане есть очаровательный Ботанический сад, дача и мавзолей Ага-Хана, развалины монастыря Святого Симеона и Нубийский музей, который находится несколько на окраине. Музей занимает площадь в 50 000 м«, и включает не только выставочные залы, но и библиотеку, учебные центры, а также зеленый парк вокруг.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"