Консолидэйтед B-24 «Либерейтор» (англ. Consolidated B-24 Liberator) — американский тяжёлый бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный фирмой Consolidated Aircraft Corporation. 30 марта 1939 года был заключён контракт с Армией США. Опытный образец совершил первый полёт 29 декабря 1939 года.
Бомбардировщик активно использовался на европейском театре военных действий Второй мировой войны.
Обычный по конструкции фюзеляж имел высоту, позволявшую оборудовать бомбовый отсек с вертикальной укладкой до 3629 кг бомб. Во время нанесения бомбового удара при открытии люков створки по роликовым направляющим втягивались внутрь фюзеляжа. Такая конструкция имела меньшее лобовое сопротивление по сравнению с обычными бомболюками. Самолёт имел трёхопорное убирающееся шасси с носовой стойкой, а силовая установка включала четыре двигателя Пратт-Уитни R-1830-33 Твин Восп (Pratt & Whitney R-1830-33 Twin Wasp).
Разработка B-24 началась по заказу военно-воздушных сил США в 1938 году. Она входила в общую программу по расширению промышленного потенциала США для нужд ВВС.
В январе 1939 года от ВВС был официально оформлен заказ (спецификация C-212) на создание проекта бомбардировщика, который бы превосходил B-17 по всем основным характеристикам: дальность и скорость полёта, вооружение.
Контракт на создание прототипа был подписан в марте 1939 года с обязательным условием, что прототип будет полностью готов ещё до конца года. Создание прототипа было довольно просто на уровне концепции, однако на практике работы оказались трудоёмкими.
В сравнении с уже существовавшим B-17 разрабатываемый самолёт был короче и площадь крыльев меньше на 25 %. В то же время длина крыла была больше. Вместо 9-цилиндровых двигателей Райт R-1820 на прототипе применялись 14-цилиндровые двигатели Пратт-Уитни R-1830 мощностью в 1000 лошадиных сил. Прототип имел взлётный вес 32 тонны, что являлось одним из лучших показателей своего времени.
В разработке был применён ряд новых для американской авиапромышленности решений. В частности, впервые применялось трёхстоечное шасси, аэродинамическая схема Дэвиса (расположение крыльев аналогичное летающим лодкам). Характерной особенностью стало и наличие достаточно длинного хвоста самолёта.
Стендовые испытания в аэродинамической трубе показали, что самолёт обладает высокими лётными характеристиками.
Готовый прототип, получивший маркировку XB-24, поднялся в воздух 29 декабря 1939 года. Вслед за ним в 1940 году были изготовлены ещё 7 самолётов уже под маркировкой YB-24. Это стало подготовкой к началу серийного производства.
Первоначальный заказ на серийные самолёты составлял 36 штук для ВВС США, 120 для французских ВВС и 164 для ВВС Великобритании. Почти все первые построенные самолёты были поставлены в Англию, включая и те машины, что не были переданы Франции в связи с её капитуляцией в 1940 году.
Название «Либерейтор» (Liberator в переводе с англ. — «освободитель»), данное изначально англичанами, прижилось и в Америке, а позднее стало официальным наименованием самолётов этого типа.
Модификации самолёта
Модель
Описание
Изготовлено
Для ВВС США
XB-24 (Модель 32)
Разработан в 1938 году, как улучшение B-17, по заказу ВВС США. Первый прототип будущего бомбардировщика B-24. Поднялся в воздух в декабре 1939 года.
1
YB-24/LB-30A
Предсерийная версия самолёта. Шесть экземпляров под маркировкой LB-30A были отправлены в Англию.
6
B-24
Предсерийная версия самолёта на базе XB-24. По сравнению с прототипом внесён ряд незначительных изменений в конструкцию. В войска данные машины не поступали и использовались исключительно в испытательных целях.
7
B-24A/LB-30B
B-24A был первой серийной версией B-24. По сравнению с прототипом была несколько улучшена аэродинамика. Некоторые машины поставлялись в Англию под маркировкой (LB-30B). Всего изготовлено 38 B-24 для США, 20 LB-30B для Королевских Воздушных Сил.
58
XB-24B
По причине того, что исходный прототип XB-24 не достигал положенной по проекту максимальной скорости, моторы Пратт и Уитни R-1830-33 мощностью 1000 лошадиных сил были заменены на R-1830-41 с турбонагнетателем, мощность которых составляла 1200 лошадиных сил. Данное изменение позволило увеличить максимальную скорость на 59 км/ч по сравнению с исходным вариантом.
1
B-24C
Является переделанным вариантом B-24A, использующим форсированные двигатели R-1830-41. Дополнительно были изменены обтекатели. Место заднего стрелка было улучшено путём установки новой турели с пулемётом калибра 12,7 мм. Так же одна турель была добавлена в передней части фюзеляжа.
9 переделано
B-24D
Первый тип B-24, выпущенный действительно крупной серией. Производился с 1940 года по 1942. На самолёт устанавливались форсированные двигатели R-1830-43. Нижняя турельная установка была заменена на выносную турель шарового типа.
2696
B-24E
Незначительно изменённая версия B-24D. Изменения коснулись в первую очередь двигателей: установлены двигатели модели R-1830-65. В отличие от B-24D нижняя турельная установка была утоплена в фюзеляже самолёта. Данная модификация ВВС США применялась, преимущественно, для для тренировочных полётов и испытания различных технологических решений.
801
XB-24F
Прототип изготовленный для проверки системы борьбы с обледенением.
1 переделан (B-24D)
B-24G
Установлена новая шаровая турельная установка. Три пулемёта калибра 12,7 мм в носовой части самолёта. Все машины данной серии были изготовлены в 1942 году.
25
B-24G-1
Модификация отличалась установленной носовой турелью, вмонтированной вместо трёх пулемётов.
405
B-24H
Поскольку основным уязвимым местом B-24 была передняя полусфера самолёт получил усиленную носовую турель Эмерсона вариант A-6.
Компоновка самолёта была несколько пересмотрена для обеспечения возможности установки требуемой турели. Задний стрелок получил лучший обзор за счёт увеличения площади остекления. Так же была смещена позиция верхнего стрелка для уменьшения вероятности его поражения в ходе воздушного боя.
Всего в конструкцию самолёта внесено более пятидесяти изменений.
3100
B-24J
В целом модификация мало чем отличалась от B-24H. Изменения коснулись оборудования: установлен новый автопилот и новый бомбовый прицел.
6678
XB-24K
Экспериментальный вариант самолёта с внесёнными изменениями в конструкцию фюзеляжа. Данный вариант обладал лучшей устойчивостью в полёте, чем иные версии B-24. Однако изменение конструкции самолёта было слишком дорого и требовало временных затрат, потому версия в серию не пошла.
1 переделан (B-24D)
B-24L
Несколько облегчённая версия B-24J. Нижняя выносная шаровая турель заменена на вмонтированную в пол турель с двумя пулемётами калибра 12,7 мм. Так же изменён тип задней турели: вместо A-6B устанавливалась M-6A. Некоторые поздние машины серии вообще не имели задней турели. Однако по прибытию в войска они устанавливались в полевых условиях силами технических служб.
1667
B-24M
Версия, основанная на B-24L. Турель в хвосте самолёта заменена на более лёгкую. За счёт внесения некоторых незначительных изменений в конструкцию увеличен обзор для стрелков.
Последняя крупносерийная модификация B-24.
2593
XB-24N
Модификация B-24J с изменённым хвостовым оперением. Также установлены улучшенные варианты хвостовой и носовой турелей. Пока данная модификация самолёта проходила все стадии разработки и сборки Вторая Мировая уже закончилась и в этом самолёте отпала всякая необходимость.
1
YB-24N
Предсерийная модификация XB-24N, предназначавшаяся для отработки различных технических вопросов.
7
XB-24P
Модифицированная версия B-24D, выпущенная специально для тестирования систем управления огнём.
1 переделан (B-24D)
XB-24Q
Модификация B-24L, использующая для наведения хвостовых турелей радарную систему.
1 переделан (B-24L)
XB-41
Поскольку на ранних этапах войны при проведении бомбардировок в глубине вражеской территории бомбардировщики не имели истребительного прикрытия, было решено провести испытания тяжело вооружённого самолёта, основной задачей которого являлось прикрытие групп бомбардировщиков. Данная модель B-24 вооружалась четырнадцатью пулемётами калибра 12,7 мм. Машина была создана в 1942 году. Испытания начались в 1943 году. Их результаты оказались неутешительными, в результате чего все работы над проектом были сразу же свёрнуты.
1 переделан (B-24D)
C-87 «Либерэйтор Экспресс»
Транспортный вариант B-24, рассчитанный на перевозку двадцати пассажиров.
Были разработаны три модификации:
C-87A: Установлены двигатели R-1830-45 вместо −43. Самолёт предназначался для перевозки VIP пассажиров. Число мест в салоне: 16;
C-87B: Сильно вооружённый военный транспорт. Дальше уровня проекта данная модификация не пошла;
C-87C: Американское официальное классификационное название модели RY-3.
287
XC-109/C-109
Летающий танкер со специальным оборудованием для предотвращения воспламенения топлива.
???
XF-7
Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой. Базовой моделью являлся B-24D.
???
F-7
Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой. Базовой моделью являлся B-24H.
???
F-7A
Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой (три камеры в носовой части самолёта, три — в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J.
???
F-7B
Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой (шесть камер в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J.
???
BQ-8
Модификация на базе B-24D, B-24J. Самолёт представлял собой радиоуправляемую летающую бомбу. Разрабатывался для атак на острова Японии.
???
Для ВМС США
PB4Y-1
B-24D с отличной от базового варианта носовой турелью. Эта же маркировка в дальнейшем применялась и в отношении всех машин на базе G, J, L и M вариантов, сделанных для ВМС.
???
PB4Y-1P
Самолёт фоторазведки. Переделанный вариант PB4Y-1.
???
PB4Y-2 Privateer
Патрульный бомбардировщик дальнего радиуса действия.
740
P5Y
Двухмоторная патрульная версия PB4Y-1. Создан только проект.
0
RY-1
Морской вариант C-87A.
???
RY-2
Морской вариант C-87.
???
RY-3
Транспортный вариант PB4Y-2.
???
Также непосредственно в войсках на некоторых машинах устанавливали дополнительное количество пулемётов вместо бомбовой нагрузки. Такие самолёты внешне не отличались от обычных бомбардировщиков, но в полёте держались несколько отдалённо от строя, выполняя роль приманки для немецких самолётов. При атаке немецким самолётом его встречал более плотный огонь пулемётов бомбардировщика, что часто приводило к тому, что атаковавший истребитель сбивали.
Консолидейтид B-24J «Либерейтор» — самый массовый бомбардировщик в истории авиации
Первый опытный образец этого самолета поднялся в воздух в 1939 г., в год начала войны, в которой «Либерейтору» довелось сыграть отнюдь не последнюю роль. В 1938 г. главный инженер фирмы «Консолидейтид», Айзек М. Лэддон, сконструировал новый бомбардировщик, «Модель 32», взяв за основу крыло Дэвида Р. Дейвиса, поскольку считалось, что лобовое сопротивление у него на 10 или даже 25 процентов ниже, чем у других плоскостей.
ВВС США заключили с Лэддоном контракт на строительство новой машины, получившей индекс ХВ-24, попросив конструктора соблюсти следующие условия: скорость не менее 483 км/ч (300 миль/ч), практический потолок 10 670 м (35 000 футов) и дальность полета (без посадки) 4828 км (3000 миль). В марте 1939 г. ВВС Франции сделали заказ на 175 единиц «Модели 32» под индексом 32В7, однако Франция пала прежде, чем успела получить свои бомбардировщики, а предназначавшуюся ей продукцию в 1941 г., переименованную в «Либерейтор» Mk I, забрали КВВС.
Производитель отгрузил британцам и их собственный заказ, 139 машин «Либерейтор» Mk II, выпущенных в соответствии с техническими требованиями КВВС. Ввиду способности покрывать без посадки большие расстояния «Либерейтор» задействовался в различных качествах: как транспортный и учебный самолет, также он, оснащенный радаром ASV («воздух — надводное судно») Mk I, действовал в Береговом командовании, служил как бомбардировщик на Ближнем Востоке и в Индии.
Первой модификацией, массово производившейся для ВВС США, стал B-24D (количество В-24А и В-24С было незначительным), оснащенный двигателями «Дэш-43», способный нести 3992 кг (8800 фунт.) бомбовой нагрузки и вооруженный десятью 12,7-мм пулеметами. B-24D довелось послужить на всех ТВД; он стал основным дальним бомбардировщиком на Тихом океане в 1942—1943 гг. Он также «затыкал дыру» в Атлантике, где прежде беспрепятственно могли действовать подлодки противника.
В КВВС B-24D значился под индексом Mk III (а те, что поступали по ленд-лизу — Mk IIIа). У Mk V из состава Берегового командования были убиравшиеся нижние носовые и вентральные радары, а также прочее специализированное оборудование. В условиях создавшейся опасности захвата японцами Голландской Ост-Индии на базе В-24 в ударные сроки был создан 20-местный (по другим сведениям — 25-местный,- их было выпущено 282 шт.) транспортный самолет С-87 «Либерейтор Экспресс», предназначенный для эвакуации войск с угрожаемых территорий. В-24Е (в КВВС Mk IV) оснащался воздушными винтами фирмы «Кертис», в остальном же практически не отличался от предыдущей модификации.
B-24G имел носовую пулеметную башенку, тогда как индекс В-24Н (КВВС Mk VI) был присвоен машинам, выпускавшимся по контрактам 1941-го и начала 1942 гг. B-24J представлял собой дальнейшее усовершенствование серии «G» и «Н» с новым автопилотом и бомбардировочным прицелом. B-24L отличался улучшенным турбокомпрессором и меньшей массой, а в хвосте у него вместо пулеметной башенки стояла обычная сдвоенная установка. Последним распространенным вариантом времен войны стала модификация В-24М.
Производитель получил заказ на выпуск B-24N с однокилевым стабилизатором, однако с окончанием войны контракт был аннулирован. Отдельно от ВВС ВМФ США заказал и получил свою собственную однокилевую версию В-24, получившую наименование PB4Y-2 «Прайветир» (капер), применявшуюся преимущественно для морских сторожевых полетов в последний год войны.
Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж 10 человек. Создан в КБ фирмы Консолидейтед эйркрафт корпорейшн под руководством А.Лэддена. Опытный образец XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 года. Серийное производство развернуто в декабре 1940 года.
бомбардировщик сшаНикакой другой серийный самолет периода Второй мировой войны не требовал стольких усилий, столько алюминия для постройки и такого суммарного количества членов экипажа, сколько В-24 "Либерейтор". Прототип "Либерейтора" взлетел лишь после начала Второй мировой войны, а последний экземпляр (если не считать модель PB4Y-2) покинул сборочную линию перед концом войны: всего было выпущено 18188 машин (или 19203, если считать и запчасти) 15 различных модификаций. Сравните с 12731 выпущенным В-17 и 7366 "Ланкастерами".
Благодаря наличию новой, эффективной конструкции крыла, В-24 предоставил военной авиации США немыслимый ранее радиус действия. В начале войны первые "Либерейторы" В-24, правда - с опознавательными знаками английских ВВС, начали регулярно пересекать Северную Атлантику. В 1942 году более совершенные модификации закрыли брешь на рубежах противолодочной обороны на западе Северной Атлантики, где подлодки действовали вне зоны досягаемости самолетов RAF. Часто "Либерейторы" бомбили цели, недосягаемые для всех бомбардировщиков союзников, кроме В-29. Хотя это был тяжелый бомбардировщик, В-24 "Либерейтор" оказался также весьма эффективным истребителем (сбившим приблизительно 2600 вражеских самолетов), основным океанским патрульным и противолодочным самолетом союзников и дальним транспортным самолетом.
полет самолета
"Consolidated", тяжелый бомбардировщик В-24 "Liberator" нажмите на фото, для увеличения
В то же самое время это была весьма сложная в производстве и эксплуатации машина, что приводило к длительным срокам обучения пилотов и, зачастую, к сокращению ресурса. Машина была строгой даже для квалифицированных пилотов. Позже приходилось летать с такой массой, что взлет с максимальной нагрузкой был едва осуществим даже при работе всех двигателей на полную мощность. Устойчивость также была на пределе, и покинуть подбитый самолет было чрезвычайно трудно, даже если пилот (или пилоты) работали органами управления. Хотя самолет В-24 был современнее и в большинстве случаев более эффективным, чем В-17, его поздние перетяжеленные модели едва превосходили своих примитивных коллег, и некоторые военные, включая "Джимми" Дулитла, знаменитого командующего 8-й ВА, предпочитали старый самолет В-17.
полет бомбардировщика
Фотография американского стратегического бомбардировщика "Consolidated" В-24 "Liberator"
В октябре 1938 года авиационная корпорация "Консолитейтед" получила предложение организовать второе поточное производство бомбардировщика "Боинг" В-17, и "Либерейтор" мог не появиться вообще. За три года до этого "Консолидейтед" перебралась из холодного Буффало в штате Нью-Йорк в солнечный Сан-Диего в Калифорнии и имела возможность развернуть большое новое предприятие. Но главный инженер фирмы Айзек М. "Мак" Лэддон (Isaac М. "Мае" Laddon) уже вел проработку дальнего бомбардировщика и был убежден в возможности создать более совершенный самолет. Частично эта уверенность опиралась на крыло, запатентованное Дэвидом Р. Дэвисом. Оно имело профиль довольно большой толщины с резкой кривизной и вогнутой нижней поверхностью и было почти столь же узким, как крыло планера. Испытания в аэродинамической трубе подтверждали заявление Дэвиса, что это крыло имеет на 10-25% меньшее сопротивление, чем обычные крылья, но полномасштабное крыло еще не было испытано в полете. Лэддон разработал гигантскую летающую лодку с крылом Дэвиса. "Модель 31", которая должна была взлететь весной 1939 года. Ожидая данные замеров сопротивления, он быстро набросал эскиз стратегического бомбардировщика с тем же самым крылом и хвостовым оперением, но с новым фюзеляжем с гладкой, небывалой формы, носовой частью и трехстоечным шасси с носовым колесом. Под высокорасположенным крылом разместились два бомбоотсека, каждый - крупнее бомбоотсека бомбардировщика Второй мировой войны В-17.
Командующий Авиакорпуса Армии США, генерал "Хэп" Арнольд (Н. Н. "Нар" Arnold), изучив проект "Модели 32" в январе 1939 года, попросил, чтобы Лэддон пошел дальше и "построил бомбардировщик, который легко превзойдет любых конкурентов". Фирма "Консолидейтед" 30 марта 1939 года получила контракт на постройку одного экземпляра "Модель 32" под обозначением ХВ-24. Этот самолет был способен достигнуть скорости 300 миль/ч (483 км/ч), потолка 10670 м и дальности 4828 км (в принятой в США системе мер это сочетание цифр выглядело так: 300-35 000-3000). Летающая лодка "Модель 31" взлетела 5 мая 1939 года и подтвердила расчетные характеристики. Проект "Модель 32" быстро продвигался вперед, несмотря на значительные изменения в конструкции. Самолет получил обычную носовую часть со штурманом и бомбардиром и двухместную кабину пилотов с расположенными рядом сиденьями и ступенчатым лобовым стеклом. Первый ХВ-24 (армейский серийный номер 39-680) совершил успешный испытательный полет на аэродроме Линдберг-Филд 29 декабря 1939 года. Этот прототип выглядел скорее внушительно, чем красиво - с просторным приземистым фюзеляжем и очень большими овальными килями, контрастирующими с изящным крылом. Использовались двигатели R-1830-33 "Твин Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью по 1100 л.с. и механическими нагнетателями, хотя позже планировалось использовать турбонагнетатели, чтобы увеличить скорость с достигнутых 439 км/ч до обозначенной в контракте.
Описание самолета "Consolidated" В-24 "Liberator"
Размещение экипажа.
Каждый из бомбоотсеков мог нести 1814 кг бомб, с балкой-дорожкой в центре внизу, обеспечивающей конструктивную прочность и доступ экипажа в заднюю часть фюзеляжа. Чтобы войти в самолет, необходимо было повернуть обычной дрелью маленький гидравлический рычаг справа от отсека. Открывались створки бомбоотсека, которые сдвигались по направляющим наружу. Сдвигаемые секции приводились в движение большими звездочками, непосредственно толкавшими подкрепленную гофрированную внутреннюю обшивку. Тогда экипаж из семи человек поднимался по трапу. Пилоты, штурман, бомбардир и радиооператор шли вперед, а три стрелка - в хвост. Вооружение состояло из пяти наводимых вручную пулеметов. Кроме общей сложности систем и новейшего автопилота фирмы "Миннеаполис-Ханиуэлл", особенностями самолета были 12 мягких топливных баков в крыле, выдвижные закрылки Фаулера и необычное шасси. Изогнутые основные стойки имели каждая по одному большому колесу; при уборке стойки поворачивались гидроприводами в стороны от фюзеляжа таким образом, что колеса убирались в крыло между мотогондолами. Поскольку колеса были очень большими и не умещались в крыле, на нижней поверхности за колесами имелись обтекатели.
Конструкция.
Главной особенностью было длинное, аэродинамически эффективное крыло Дэвиса (большого удлинения), с выдвижными закрылками и топливными отсеками между лонжеронами. Высокие основные стойки шасси с одним колесом на каждой убирались поворотом вдоль крыла наружу от оси самолета, так что колесо оказывалось внутри крыла. Важной особенностью шасси было наличие носового колеса. Приземистый фюзеляж имел большой центральный бомбоотсек с раздвижными створками бомболюка (подобно сдвижным жалюзи); передняя и хвостовая части фюзеляжа соединялись специальным трапом.
Силовая установка.
Первоначально бомбардировщик В-24А был оснащен четырьмя звездообразными двухрядными 14-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения R-1830-33 "Твин Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью по 1200 л.с. при 2700 оборотах в минуту. "Либерейтор" Mk.II (LB-30) имел четыре двигателя R-1830-S3C4G с двухскоростным нагнетателем и флюгируемыми воздушными винтами фирмы "Кертисс Электрик".
В марте 1939 года ВВС США заказали семь предсерийных YB-24, которые были поставлены в 1940 году, - с увеличенным запасом топлива, дополнительным оборудованием и пневматическими противообледенителями. Месяцем позже, в апреле 1939 года, Франция заказала 175 экземпляров "Модели 32" (обозначение 32В7), но страна пала прежде, чем начались поставки. Этот заказ получила Англия, помимо собственного - из 165 машин. Из этих 165 самолетов 25 машин оставили для Армии США, и RAF, в конечном итоге, получили лишь 139 самолетов LB-30 (Liberator British, "Либерейтор британский", тип 30) с британским обозначением "Либерейтор" Mk.II.