Шкондини-Дуюновский Аристах Владиленович : другие произведения.

Консолидейтид B-24j «либерейтор» — самый массовый бомбардировщик в истории авиации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  B-24 Liberator
  Разработчик Consolidated Aircraft
  Производитель самолёты:
  «Consolidated» (Форт-Уорт и Сан-Диего)
  «Douglas» (Талса)
  «North American» (Даллас)
  «Ford Motor» (Уиллоу-Ран)
  турели[1][2]:
  Bendix (A9), Briggs/Sperry (A-13), Emerson (A-15/A-6)
  Главный конструктор Исаак М. Ладдон
  Первый полёт 29 декабря 1939
  Начало эксплуатации 1941
  Конец эксплуатации 1945
  Эксплуатанты Соединённые Штаты Америки ВВС США
  Соединённые Штаты Америки ВМС США
  Великобритания Королевские ВВС
  Канада Королевские ВВС Канады
  Годы производства 1940—1945
  Единиц произведено 18 482
  Стоимость единицы 297 627 долл.
  Варианты PB4Y-2 Privateer[en]
  XB-41 Liberator[en]
  C-87 Liberator Express[en]
  R2Y Liberator Liner[en]
  Liberator I[en]
  Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
  
  Консолидэйтед B-24 «Либерейтор» (англ. Consolidated B-24 Liberator) — американский тяжёлый бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный фирмой Consolidated Aircraft Corporation. 30 марта 1939 года был заключён контракт с Армией США. Опытный образец совершил первый полёт 29 декабря 1939 года.
  
  Бомбардировщик активно использовался на европейском театре военных действий Второй мировой войны.
  
  Обычный по конструкции фюзеляж имел высоту, позволявшую оборудовать бомбовый отсек с вертикальной укладкой до 3629 кг бомб. Во время нанесения бомбового удара при открытии люков створки по роликовым направляющим втягивались внутрь фюзеляжа. Такая конструкция имела меньшее лобовое сопротивление по сравнению с обычными бомболюками. Самолёт имел трёхопорное убирающееся шасси с носовой стойкой, а силовая установка включала четыре двигателя Пратт-Уитни R-1830-33 Твин Восп (Pratt & Whitney R-1830-33 Twin Wasp).
  Содержание
  
   1 История создания
   2 Модификации самолёта
   3 Боевое применение
   4 Эксплуатанты
   5 Тактико-технические характеристики (B-24J)
   5.1 Технические характеристики
   5.2 Лётные характеристики
   5.3 Вооружение
   6 См. также
   7 Примечания
   8 Литература
   9 Ссылки
  
  История создания
  Consolidated LB-30A, AM260, Atlantic Ferry Command RAF
  
  Разработка B-24 началась по заказу военно-воздушных сил США в 1938 году. Она входила в общую программу по расширению промышленного потенциала США для нужд ВВС.
  
  В январе 1939 года от ВВС был официально оформлен заказ (спецификация C-212) на создание проекта бомбардировщика, который бы превосходил B-17 по всем основным характеристикам: дальность и скорость полёта, вооружение.
  
  Контракт на создание прототипа был подписан в марте 1939 года с обязательным условием, что прототип будет полностью готов ещё до конца года. Создание прототипа было довольно просто на уровне концепции, однако на практике работы оказались трудоёмкими.
  
  В сравнении с уже существовавшим B-17 разрабатываемый самолёт был короче и площадь крыльев меньше на 25 %. В то же время длина крыла была больше. Вместо 9-цилиндровых двигателей Райт R-1820 на прототипе применялись 14-цилиндровые двигатели Пратт-Уитни R-1830 мощностью в 1000 лошадиных сил. Прототип имел взлётный вес 32 тонны, что являлось одним из лучших показателей своего времени.
  
  В разработке был применён ряд новых для американской авиапромышленности решений. В частности, впервые применялось трёхстоечное шасси, аэродинамическая схема Дэвиса (расположение крыльев аналогичное летающим лодкам). Характерной особенностью стало и наличие достаточно длинного хвоста самолёта.
  
  Стендовые испытания в аэродинамической трубе показали, что самолёт обладает высокими лётными характеристиками.
  
  Готовый прототип, получивший маркировку XB-24, поднялся в воздух 29 декабря 1939 года. Вслед за ним в 1940 году были изготовлены ещё 7 самолётов уже под маркировкой YB-24. Это стало подготовкой к началу серийного производства.
  
  Первоначальный заказ на серийные самолёты составлял 36 штук для ВВС США, 120 для французских ВВС и 164 для ВВС Великобритании. Почти все первые построенные самолёты были поставлены в Англию, включая и те машины, что не были переданы Франции в связи с её капитуляцией в 1940 году.
  
  Название «Либерейтор» (Liberator в переводе с англ. — «освободитель»), данное изначально англичанами, прижилось и в Америке, а позднее стало официальным наименованием самолётов этого типа.
  Модификации самолёта
  Модель
  
  Описание
  
  Изготовлено
  Для ВВС США
  XB-24 (Модель 32)
   Разработан в 1938 году, как улучшение B-17, по заказу ВВС США. Первый прототип будущего бомбардировщика B-24. Поднялся в воздух в декабре 1939 года.
  1
  YB-24/LB-30A
   Предсерийная версия самолёта. Шесть экземпляров под маркировкой LB-30A были отправлены в Англию.
  6
  B-24
   Предсерийная версия самолёта на базе XB-24. По сравнению с прототипом внесён ряд незначительных изменений в конструкцию. В войска данные машины не поступали и использовались исключительно в испытательных целях.
  7
  B-24A/LB-30B
   B-24A был первой серийной версией B-24. По сравнению с прототипом была несколько улучшена аэродинамика. Некоторые машины поставлялись в Англию под маркировкой (LB-30B). Всего изготовлено 38 B-24 для США, 20 LB-30B для Королевских Воздушных Сил.
  58
  XB-24B
   По причине того, что исходный прототип XB-24 не достигал положенной по проекту максимальной скорости, моторы Пратт и Уитни R-1830-33 мощностью 1000 лошадиных сил были заменены на R-1830-41 с турбонагнетателем, мощность которых составляла 1200 лошадиных сил. Данное изменение позволило увеличить максимальную скорость на 59 км/ч по сравнению с исходным вариантом.
  1
  B-24C
   Является переделанным вариантом B-24A, использующим форсированные двигатели R-1830-41. Дополнительно были изменены обтекатели. Место заднего стрелка было улучшено путём установки новой турели с пулемётом калибра 12,7 мм. Так же одна турель была добавлена в передней части фюзеляжа.
  9 переделано
  B-24D
   Первый тип B-24, выпущенный действительно крупной серией. Производился с 1940 года по 1942. На самолёт устанавливались форсированные двигатели R-1830-43. Нижняя турельная установка была заменена на выносную турель шарового типа.
  2696
  B-24E
   Незначительно изменённая версия B-24D. Изменения коснулись в первую очередь двигателей: установлены двигатели модели R-1830-65. В отличие от B-24D нижняя турельная установка была утоплена в фюзеляже самолёта. Данная модификация ВВС США применялась, преимущественно, для для тренировочных полётов и испытания различных технологических решений.
  801
  XB-24F
   Прототип изготовленный для проверки системы борьбы с обледенением.
  1 переделан (B-24D)
  B-24G
   Установлена новая шаровая турельная установка. Три пулемёта калибра 12,7 мм в носовой части самолёта. Все машины данной серии были изготовлены в 1942 году.
  25
  B-24G-1
   Модификация отличалась установленной носовой турелью, вмонтированной вместо трёх пулемётов.
  405
  B-24H
   Поскольку основным уязвимым местом B-24 была передняя полусфера самолёт получил усиленную носовую турель Эмерсона вариант A-6.
  Компоновка самолёта была несколько пересмотрена для обеспечения возможности установки требуемой турели. Задний стрелок получил лучший обзор за счёт увеличения площади остекления. Так же была смещена позиция верхнего стрелка для уменьшения вероятности его поражения в ходе воздушного боя.
  Всего в конструкцию самолёта внесено более пятидесяти изменений.
  3100
  B-24J
   В целом модификация мало чем отличалась от B-24H. Изменения коснулись оборудования: установлен новый автопилот и новый бомбовый прицел.
  6678
  XB-24K
   Экспериментальный вариант самолёта с внесёнными изменениями в конструкцию фюзеляжа. Данный вариант обладал лучшей устойчивостью в полёте, чем иные версии B-24. Однако изменение конструкции самолёта было слишком дорого и требовало временных затрат, потому версия в серию не пошла.
  1 переделан (B-24D)
  B-24L
   Несколько облегчённая версия B-24J. Нижняя выносная шаровая турель заменена на вмонтированную в пол турель с двумя пулемётами калибра 12,7 мм. Так же изменён тип задней турели: вместо A-6B устанавливалась M-6A. Некоторые поздние машины серии вообще не имели задней турели. Однако по прибытию в войска они устанавливались в полевых условиях силами технических служб.
  1667
  B-24M
   Версия, основанная на B-24L. Турель в хвосте самолёта заменена на более лёгкую. За счёт внесения некоторых незначительных изменений в конструкцию увеличен обзор для стрелков.
  Последняя крупносерийная модификация B-24.
  2593
  XB-24N
   Модификация B-24J с изменённым хвостовым оперением. Также установлены улучшенные варианты хвостовой и носовой турелей. Пока данная модификация самолёта проходила все стадии разработки и сборки Вторая Мировая уже закончилась и в этом самолёте отпала всякая необходимость.
  1
  YB-24N
   Предсерийная модификация XB-24N, предназначавшаяся для отработки различных технических вопросов.
  7
  XB-24P
   Модифицированная версия B-24D, выпущенная специально для тестирования систем управления огнём.
  1 переделан (B-24D)
  XB-24Q
   Модификация B-24L, использующая для наведения хвостовых турелей радарную систему.
  1 переделан (B-24L)
  XB-41
   Поскольку на ранних этапах войны при проведении бомбардировок в глубине вражеской территории бомбардировщики не имели истребительного прикрытия, было решено провести испытания тяжело вооружённого самолёта, основной задачей которого являлось прикрытие групп бомбардировщиков. Данная модель B-24 вооружалась четырнадцатью пулемётами калибра 12,7 мм. Машина была создана в 1942 году. Испытания начались в 1943 году. Их результаты оказались неутешительными, в результате чего все работы над проектом были сразу же свёрнуты.
  1 переделан (B-24D)
  C-87 «Либерэйтор Экспресс»
   Транспортный вариант B-24, рассчитанный на перевозку двадцати пассажиров.
  Были разработаны три модификации:
  
   C-87A: Установлены двигатели R-1830-45 вместо −43. Самолёт предназначался для перевозки VIP пассажиров. Число мест в салоне: 16;
   C-87B: Сильно вооружённый военный транспорт. Дальше уровня проекта данная модификация не пошла;
   C-87C: Американское официальное классификационное название модели RY-3.
  
  
  287
  XC-109/C-109
   Летающий танкер со специальным оборудованием для предотвращения воспламенения топлива.
  ???
  XF-7
   Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой. Базовой моделью являлся B-24D.
  ???
  F-7
   Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой. Базовой моделью являлся B-24H.
  ???
  F-7A
   Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой (три камеры в носовой части самолёта, три — в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J.
  ???
  F-7B
   Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой (шесть камер в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J.
  ???
  BQ-8
   Модификация на базе B-24D, B-24J. Самолёт представлял собой радиоуправляемую летающую бомбу. Разрабатывался для атак на острова Японии.
  ???
  Для ВМС США
  PB4Y-1
   B-24D с отличной от базового варианта носовой турелью. Эта же маркировка в дальнейшем применялась и в отношении всех машин на базе G, J, L и M вариантов, сделанных для ВМС.
  ???
  PB4Y-1P
   Самолёт фоторазведки. Переделанный вариант PB4Y-1.
  ???
  PB4Y-2 Privateer
   Патрульный бомбардировщик дальнего радиуса действия.
  740
  P5Y
   Двухмоторная патрульная версия PB4Y-1. Создан только проект.
  0
  RY-1
   Морской вариант C-87A.
  ???
  RY-2
   Морской вариант C-87.
  ???
  RY-3
   Транспортный вариант PB4Y-2.
  ???
  
  Также непосредственно в войсках на некоторых машинах устанавливали дополнительное количество пулемётов вместо бомбовой нагрузки. Такие самолёты внешне не отличались от обычных бомбардировщиков, но в полёте держались несколько отдалённо от строя, выполняя роль приманки для немецких самолётов. При атаке немецким самолётом его встречал более плотный огонь пулемётов бомбардировщика, что часто приводило к тому, что атаковавший истребитель сбивали.
  
  
  
  Консолидейтид B-24J «Либерейтор» — самый массовый бомбардировщик в истории авиации
  
  Первый опытный образец этого самолета поднялся в воздух в 1939 г., в год начала войны, в которой «Либерейтору» довелось сыграть отнюдь не последнюю роль. В 1938 г. главный инженер фирмы «Консолидейтид», Айзек М. Лэддон, сконструировал новый бомбардировщик, «Модель 32», взяв за основу крыло Дэвида Р. Дейвиса, поскольку считалось, что лобовое сопротивление у него на 10 или даже 25 процентов ниже, чем у других плоскостей.
  
  ВВС США заключили с Лэддоном контракт на строительство новой машины, получившей индекс ХВ-24, попросив конструктора соблюсти следующие условия: скорость не менее 483 км/ч (300 миль/ч), практический потолок 10 670 м (35 000 футов) и дальность полета (без посадки) 4828 км (3000 миль). В марте 1939 г. ВВС Франции сделали заказ на 175 единиц «Модели 32» под индексом 32В7, однако Франция пала прежде, чем успела получить свои бомбардировщики, а предназначавшуюся ей продукцию в 1941 г., переименованную в «Либерейтор» Mk I, забрали КВВС.
  
  Производитель отгрузил британцам и их собственный заказ, 139 машин «Либерейтор» Mk II, выпущенных в соответствии с техническими требованиями КВВС. Ввиду способности покрывать без посадки большие расстояния «Либерейтор» задействовался в различных качествах: как транспортный и учебный самолет, также он, оснащенный радаром ASV («воздух — надводное судно») Mk I, действовал в Береговом командовании, служил как бомбардировщик на Ближнем Востоке и в Индии.
  
  Первой модификацией, массово производившейся для ВВС США, стал B-24D (количество В-24А и В-24С было незначительным), оснащенный двигателями «Дэш-43», способный нести 3992 кг (8800 фунт.) бомбовой нагрузки и вооруженный десятью 12,7-мм пулеметами. B-24D довелось послужить на всех ТВД; он стал основным дальним бомбардировщиком на Тихом океане в 1942—1943 гг. Он также «затыкал дыру» в Атлантике, где прежде беспрепятственно могли действовать подлодки противника.
  
  В КВВС B-24D значился под индексом Mk III (а те, что поступали по ленд-лизу — Mk IIIа). У Mk V из состава Берегового командования были убиравшиеся нижние носовые и вентральные радары, а также прочее специализированное оборудование. В условиях создавшейся опасности захвата японцами Голландской Ост-Индии на базе В-24 в ударные сроки был создан 20-местный (по другим сведениям — 25-местный,- их было выпущено 282 шт.) транспортный самолет С-87 «Либерейтор Экспресс», предназначенный для эвакуации войск с угрожаемых территорий. В-24Е (в КВВС Mk IV) оснащался воздушными винтами фирмы «Кертис», в остальном же практически не отличался от предыдущей модификации.
  
  B-24G имел носовую пулеметную башенку, тогда как индекс В-24Н (КВВС Mk VI) был присвоен машинам, выпускавшимся по контрактам 1941-го и начала 1942 гг. B-24J представлял собой дальнейшее усовершенствование серии «G» и «Н» с новым автопилотом и бомбардировочным прицелом. B-24L отличался улучшенным турбокомпрессором и меньшей массой, а в хвосте у него вместо пулеметной башенки стояла обычная сдвоенная установка. Последним распространенным вариантом времен войны стала модификация В-24М.
  
  Производитель получил заказ на выпуск B-24N с однокилевым стабилизатором, однако с окончанием войны контракт был аннулирован. Отдельно от ВВС ВМФ США заказал и получил свою собственную однокилевую версию В-24, получившую наименование PB4Y-2 «Прайветир» (капер), применявшуюся преимущественно для морских сторожевых полетов в последний год войны.
  
  
  Тяжелый бомбардировщик Consolidated B-24 Liberator
  Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж 10 человек. Создан в КБ фирмы Консолидейтед эйркрафт корпорейшн под руководством А.Лэддена. Опытный образец XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 года. Серийное производство развернуто в декабре 1940 года.
  Тяжелый бомбардировщик "Консолидэйтед" B-24 "Либерейтор"
  
  бомбардировщик сшаНикакой другой серийный самолет периода Второй мировой войны не требовал стольких усилий, столько алюминия для постройки и такого суммарного количества членов экипажа, сколько В-24 "Либерейтор". Прототип "Либерейтора" взлетел лишь после начала Второй мировой войны, а последний экземпляр (если не считать модель PB4Y-2) покинул сборочную линию перед концом войны: всего было выпущено 18188 машин (или 19203, если считать и запчасти) 15 различных модификаций. Сравните с 12731 выпущенным В-17 и 7366 "Ланкастерами".
  
  Благодаря наличию новой, эффективной конструкции крыла, В-24 предоставил военной авиации США немыслимый ранее радиус действия. В начале войны первые "Либерейторы" В-24, правда - с опознавательными знаками английских ВВС, начали регулярно пересекать Северную Атлантику. В 1942 году более совершенные модификации закрыли брешь на рубежах противолодочной обороны на западе Северной Атлантики, где подлодки действовали вне зоны досягаемости самолетов RAF. Часто "Либерейторы" бомбили цели, недосягаемые для всех бомбардировщиков союзников, кроме В-29. Хотя это был тяжелый бомбардировщик, В-24 "Либерейтор" оказался также весьма эффективным истребителем (сбившим приблизительно 2600 вражеских самолетов), основным океанским патрульным и противолодочным самолетом союзников и дальним транспортным самолетом.
  
  полет самолета
  
  "Consolidated", тяжелый бомбардировщик В-24 "Liberator" нажмите на фото, для увеличения
  
  В то же самое время это была весьма сложная в производстве и эксплуатации машина, что приводило к длительным срокам обучения пилотов и, зачастую, к сокращению ресурса. Машина была строгой даже для квалифицированных пилотов. Позже приходилось летать с такой массой, что взлет с максимальной нагрузкой был едва осуществим даже при работе всех двигателей на полную мощность. Устойчивость также была на пределе, и покинуть подбитый самолет было чрезвычайно трудно, даже если пилот (или пилоты) работали органами управления. Хотя самолет В-24 был современнее и в большинстве случаев более эффективным, чем В-17, его поздние перетяжеленные модели едва превосходили своих примитивных коллег, и некоторые военные, включая "Джимми" Дулитла, знаменитого командующего 8-й ВА, предпочитали старый самолет В-17.
  
  полет бомбардировщика
  
  Фотография американского стратегического бомбардировщика "Consolidated" В-24 "Liberator"
  
  В октябре 1938 года авиационная корпорация "Консолитейтед" получила предложение организовать второе поточное производство бомбардировщика "Боинг" В-17, и "Либерейтор" мог не появиться вообще. За три года до этого "Консолидейтед" перебралась из холодного Буффало в штате Нью-Йорк в солнечный Сан-Диего в Калифорнии и имела возможность развернуть большое новое предприятие. Но главный инженер фирмы Айзек М. "Мак" Лэддон (Isaac М. "Мае" Laddon) уже вел проработку дальнего бомбардировщика и был убежден в возможности создать более совершенный самолет. Частично эта уверенность опиралась на крыло, запатентованное Дэвидом Р. Дэвисом. Оно имело профиль довольно большой толщины с резкой кривизной и вогнутой нижней поверхностью и было почти столь же узким, как крыло планера. Испытания в аэродинамической трубе подтверждали заявление Дэвиса, что это крыло имеет на 10-25% меньшее сопротивление, чем обычные крылья, но полномасштабное крыло еще не было испытано в полете. Лэддон разработал гигантскую летающую лодку с крылом Дэвиса. "Модель 31", которая должна была взлететь весной 1939 года. Ожидая данные замеров сопротивления, он быстро набросал эскиз стратегического бомбардировщика с тем же самым крылом и хвостовым оперением, но с новым фюзеляжем с гладкой, небывалой формы, носовой частью и трехстоечным шасси с носовым колесом. Под высокорасположенным крылом разместились два бомбоотсека, каждый - крупнее бомбоотсека бомбардировщика Второй мировой войны В-17.
  
  фотография самолета
  
  Тяжелый бомбардировщик "Consolidated" В-24 "Liberator"
  
  Командующий Авиакорпуса Армии США, генерал "Хэп" Арнольд (Н. Н. "Нар" Arnold), изучив проект "Модели 32" в январе 1939 года, попросил, чтобы Лэддон пошел дальше и "построил бомбардировщик, который легко превзойдет любых конкурентов". Фирма "Консолидейтед" 30 марта 1939 года получила контракт на постройку одного экземпляра "Модель 32" под обозначением ХВ-24. Этот самолет был способен достигнуть скорости 300 миль/ч (483 км/ч), потолка 10670 м и дальности 4828 км (в принятой в США системе мер это сочетание цифр выглядело так: 300-35 000-3000). Летающая лодка "Модель 31" взлетела 5 мая 1939 года и подтвердила расчетные характеристики. Проект "Модель 32" быстро продвигался вперед, несмотря на значительные изменения в конструкции. Самолет получил обычную носовую часть со штурманом и бомбардиром и двухместную кабину пилотов с расположенными рядом сиденьями и ступенчатым лобовым стеклом. Первый ХВ-24 (армейский серийный номер 39-680) совершил успешный испытательный полет на аэродроме Линдберг-Филд 29 декабря 1939 года. Этот прототип выглядел скорее внушительно, чем красиво - с просторным приземистым фюзеляжем и очень большими овальными килями, контрастирующими с изящным крылом. Использовались двигатели R-1830-33 "Твин Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью по 1100 л.с. и механическими нагнетателями, хотя позже планировалось использовать турбонагнетатели, чтобы увеличить скорость с достигнутых 439 км/ч до обозначенной в контракте.
  Описание самолета "Consolidated" В-24 "Liberator"
  
  Размещение экипажа.
  Каждый из бомбоотсеков мог нести 1814 кг бомб, с балкой-дорожкой в центре внизу, обеспечивающей конструктивную прочность и доступ экипажа в заднюю часть фюзеляжа. Чтобы войти в самолет, необходимо было повернуть обычной дрелью маленький гидравлический рычаг справа от отсека. Открывались створки бомбоотсека, которые сдвигались по направляющим наружу. Сдвигаемые секции приводились в движение большими звездочками, непосредственно толкавшими подкрепленную гофрированную внутреннюю обшивку. Тогда экипаж из семи человек поднимался по трапу. Пилоты, штурман, бомбардир и радиооператор шли вперед, а три стрелка - в хвост. Вооружение состояло из пяти наводимых вручную пулеметов. Кроме общей сложности систем и новейшего автопилота фирмы "Миннеаполис-Ханиуэлл", особенностями самолета были 12 мягких топливных баков в крыле, выдвижные закрылки Фаулера и необычное шасси. Изогнутые основные стойки имели каждая по одному большому колесу; при уборке стойки поворачивались гидроприводами в стороны от фюзеляжа таким образом, что колеса убирались в крыло между мотогондолами. Поскольку колеса были очень большими и не умещались в крыле, на нижней поверхности за колесами имелись обтекатели.
  
  Конструкция.
  Главной особенностью было длинное, аэродинамически эффективное крыло Дэвиса (большого удлинения), с выдвижными закрылками и топливными отсеками между лонжеронами. Высокие основные стойки шасси с одним колесом на каждой убирались поворотом вдоль крыла наружу от оси самолета, так что колесо оказывалось внутри крыла. Важной особенностью шасси было наличие носового колеса. Приземистый фюзеляж имел большой центральный бомбоотсек с раздвижными створками бомболюка (подобно сдвижным жалюзи); передняя и хвостовая части фюзеляжа соединялись специальным трапом.
  
  Силовая установка.
  Первоначально бомбардировщик В-24А был оснащен четырьмя звездообразными двухрядными 14-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения R-1830-33 "Твин Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" мощностью по 1200 л.с. при 2700 оборотах в минуту. "Либерейтор" Mk.II (LB-30) имел четыре двигателя R-1830-S3C4G с двухскоростным нагнетателем и флюгируемыми воздушными винтами фирмы "Кертисс Электрик".
  
  В марте 1939 года ВВС США заказали семь предсерийных YB-24, которые были поставлены в 1940 году, - с увеличенным запасом топлива, дополнительным оборудованием и пневматическими противообледенителями. Месяцем позже, в апреле 1939 года, Франция заказала 175 экземпляров "Модели 32" (обозначение 32В7), но страна пала прежде, чем начались поставки. Этот заказ получила Англия, помимо собственного - из 165 машин. Из этих 165 самолетов 25 машин оставили для Армии США, и RAF, в конечном итоге, получили лишь 139 самолетов LB-30 (Liberator British, "Либерейтор британский", тип 30) с британским обозначением "Либерейтор" Mk.II.
  
  вид сбоку на военный самолет
  
  Стратегический бомбардировщик "Consolidated" В-24 "Liberator" документальное фото
  
  Эти самолеты разрабатывались с учетом английских требований и имели протектированные баки, усиленное бронирование, двигатели R-1830-S3C4G с пропеллерами фирмы "Кертисс" вместо "Гамильтон", удлиненную носовую часть. Новыми были оборудование и вооружение, которое включало одиннадцать 7,7-мм пулеметов "Браунинг", восемь из которых размещались в хвостовой и верхних турелях с электроприводом фирмы "Боултон Пол". Серийные номера начинались с AL503. Второй LB-30 был оборудован как персональный самолет премьер-министра Уинстона Черчилля, - под именем "Коммандо". Он имел зеркальную полировку и (с 1943 года) высокий единственный киль, который также использовался на транспортном самолете ВМС США RY-3 и на PB4Y-2 (его обозначение было "Либерейтор" С. Mk IX).
  
  Параллельно фирма "Консолидейтед" в марте 1941 года начала поставки самолетов бывшего французского заказа с переградуированными шкалами приборов (вместо метрической системы); они известны как LB-30MF. В английской авиации серийные номера этих самолетов начинались с АМ258: эти машины назывались "Либерейтор" Mk.I. Эти самолеты использовались во многих ролях, включая обучение экипажей; военные перевозки; перевозки в обратном направлении пилотов, перегонявших самолеты через Атлантику между Прествиком и Монреалем; полеты в составе авиакомпании ВОАС (как с опознавательными знаками RAF, так и с гражданскими), главным образом - на маршрутах вокруг Европы в Египет; дальнее патрулирование в составе Берегового Командования. Некоторые самолеты имели подфюзеляжную установку четырех 20-мм пушек, стреляющих вперед, в дополнение к стандартному противолодочному вооружению, и радар ASV Mk.I. Намного лучший по характеристикам "Либерейтор" Mk.II также служил в составе Берегового Командования, но использовался главным образом как бомбардировщик на Ближнем Востоке и в Индии.
  
  Новые двигатели.
  Таким образом, все первые поставки направлялись в Англию. Авиакорпус Армии США (ВВС США с июня 1941 года) получил девять (из 36 заказанных) В-24А, на которых были внедрены 12,7-мм пулеметы с ручным управлением, но остались двигатели модели "Деш-33". Новые двигатели модели "Деш-41" с турбонаддувом установили на первом прототипе в конце 1940 года в характерных новых капотах сплющенной овальной формы, с воздухозаборниками и маслорадиаторами по бокам и выхлопным каналом, идущим к турбокомпрессору по нижней стороне гондолы под крылом. Чтобы реализовать мощность на большой высоте, использовались пропеллеры с лопастями веслообразной формы (неизменно фирмы "Гамильтон"диаметром 3,53 м без кока). Модифицированный прототип получил название ХВ-24В. Среди доработок были также протестированные баки и бронирование. Все эти изменения вошли в конструкцию серийных самолетов В-24С (заказанных как В-24А), поставленных в 1941 году: эти машины получили две американские механизированные турели, каждая с двумя 12,7-мм пулеметами, наряду с тремя ручными турелями с 12,7-мм пулеметами в бортовых установках и в носовой части.
  
  Самолет В-24С стал основой для первой массовой модификации бомбардировщиков B-24D, которая имела двигатели "Деш-43" еще два носовых пулемета и один в подфюзеляжной туннельной стрелковой точке (все калибра 127-мм). Вместимость бензобаков в консолях крыла была увеличена. Бомбовая нагрузка составляла 4000 кг или, с уменьшенным запасом топлива, - восемь бомб калибра 725 кг (всего 5800 кг). Вначале B-24D весил 25400 кг, но к середине 1942 года взлетная масса выросла до 27200 кг. что сделало его самым тяжелым самолетом, находящимся в производстве в США ("Галифакс" и "Ланкастер" только приближались к той же массе). Планы производства росли невиданными ранее темпами. Завод в Сан-Диего утроил своп производственные мощности. Крупный новый завод был построен в 1941 году вблизи Форт-Уорт, штат Техас. В нескольких милях от Далласа фирма "Норт Америкен Авиэйшн" построила большой завод, где помимо других самолетов выпускали B-24G. К июлю 1942 года фирма "Дуглас" развернула крупносерийное производство в Тулсе. К августу 1942 года самый большой завод в Соединенных Штатах в Уиллоу Ран, около Детройта. Мичиган (принадлежал компании "Форд Мотор Ко."), производил 200 готовых бомбардировщиков Второй мировой войны В-24 ежемесячно, плюс 150 наборов узлов и деталей для других сборочных линий.
  Боевое применение в Европе
  
  Общее количество произведенных тяжелых бомбардировщиков B-24D, исключая транспортные варианты, составило 2738, из них 2409 построили в Сан-Диего. Наиболее известным применением B-24D стал первый из нескольких дальних налетов на нефтеперерабатывающие заводы в Плоешти, Румыния, совершенный 11-12 июня 1942 года дюжиной самолетов специального подразделения под командованием полковника X. А. Халверсона (Н. A. Halverson), который сформировал ядро 9-й ВА. Другие машины поступили в бомбардировочные группы 8-й ВА в Англии, совершив первый налет на Лилль 9 октября 1942 года. Не менее чем 37 эскадрилий английских ВВС использовали аналогичные "Либерейтор" Mk.III (британской закупки) и Mk.IIIA (полученные по ленд-лизу).
  
  боевой полет бомбардировщиков
  
  Фотография боевого вылета тяжелых бомбардировщиков США "Consolidated" В-24 "Liberator" кликнете на изображение, для увеличения
  
  Они оснащались верхней турелью фирмы "Мартин", но сохранили хвостовую турель "Боултон Пол" с четырьмя 7,7-мм пулеметами. Машины использовались в Береговом, Бомбардировочном и Дальневосточном Командованиях. Береговое Командование также использовало модификацию Mk.V с РЛС на "подбородке" и выдвигаемой подфюзеляжной РЛС, антеннами РЛС ASV, прожектором "Лей", дополнительным топливом и специальным оборудованием, которое иногда включало восемь противолодочных НУР, расположенных на пилонах на обеих сторонах носовой части фюзеляжа. Модификация B-24D была разработана после выпуска 170 партий. На ней внедрили двигатели серии Dash-65 и выдвижную шаровую прель "Бриггс-Сперри" (вместо "туннельного" пулемета), которые сохранились на последующих модификациях бомбардировщика. Взлетная масса возросла до 32300 кг и была намного большей, чем у любого другого бомбардировщика союзников (кроме В-29). При разработке В-24 этого никто не ожидал. Даже наиболее пологие развороты лучше было выполнять с использованием автопилота, поскольку управление было затруднено, а при массе свыше 27200 кг более-менее быстрый маневр был невозможен.
  
  боковая проекция самолета
  
  Модификация самолета под индексом B-24D
  
  Вариант самолета В-24Е (у англичан - "Либерейтор" Mk.IV) имел винты "Кертисс" и был первой моделью, построенной в Уиллоу-Ран; позже некоторое количество В-24Е выпустили в Форт-Уорт и Тулсе. Модификация С-109 была бензовозом, переделанным из В-24Е (позже и из B-24D); он нес 11000 литров топлива в металлических баках в фюзеляже, заправляемых через один разъем на борту фюзеляжа, и был оснащен системой безопасности с использованием инертного газа. Позже эти машины получили мягкие баки и использовались для перевозки топлива через горы из Бирмы в Китай, специально для обеспечения полетов В-29. XF-7 был переоборудован из B-24D путем увеличения емкости баков и установки большого количества разведывательных фотокамер. Он стал родоначальником разведывательного варианта F-7. На базе бомбардировщика B-24D построили два прототипа XB-24F и ХВ-41. Самолет XB-24F был оснащен тепловой антиобледенительной системой. Удивительно, что эта система не была принята, ведь резиновые пневматические антиобледенители были бесполезны при повреждении осколками снарядов и нуждались в тысячах человеко-часов осмотра. ХВ-41 был эскортным истребителем, неся 14 пулеметов в спаренных турелях, расположенных "на подбородке", наверху, в хвосте и в бортах, а также дополнительные боеприпасы.
  
  Одним из недостатков самолета В-24 в бою была уязвимость при нападении спереди. Лучшие из них имели впереди только три наводимых вручную пулемета. Несмотря на регулярное усиление брони, защита была настолько слабой, что и в Европе, и на Тихоокеанском ТВД многие стрелки в средней части самолета поражались осколками, попадавшими в носовую часть. Зачастую гибли и пилоты. Некоторые пилоты вручную устанавливали переносные бронеплиты перед критическими участками полета. Один стратегический бомбардировщик США В-24Е (42-7127) был оснащен носовой прелью и боковыми установками с электроприводом; он взлетел 30 июня 1943 года. Ко времени испытаний было принято решение сделать носовую турель стандартной, и остатки серий B-24D11B-24G оснащались передними турелями. 430 машин B-24G, выпущенных фирмой "Норт Америкен", получили переднюю турельную установку типа "Эмерсон" А-15 с самого начала. Под турельной установкой установили новую оптическую прицельную станцию бомбометания. Чтобы обеспечить штурману достаточно места и еще разместить 1200 патронов для носовой турели, носовую часть удлинили на 0,254 м. Установка носовой турели и удлинение носовой части были последней крупной модификацией.
  
  вид сбоку на бомбардировщик
  
  Модификация самолета под индексом B-24H
  
  Самолеты, выпущенные по авиационным контрактам 1941 года и начала 1942 года, получили обозначение В-24Н 738 машин, построенных в Форт-Уорт, сохранили электрическую носовую турельную установку "Эмерсон" с плоской передней частью, как на B-24G, 1780 самолетов, построенных в Уиллоу-Ран, и 582 машины из Тулсы имели носовую турель с гидроприводом и наклонной передней частью. Первая партия из Тулсы оказалась последними тяжелыми бомбардировщиками В-24, на которых не был установлен двигатель "Деш-65". Варианты для RAF и Британского Содружества, которые назывались "Либерейтор" Mk.VI. обычно имели хвостовую турель фирмы "Боултон Пол", так что все четыре турели имели различных производителей. Модификация самолета B-24J была выпущена в намного большем количестве, чем любой другой вариант. Она возникла как усовершенствованный B-24G или В-24Н, с новыми автопилотом С-1, бомбоприцелом М-9, и, как правило, с носовыми турелями А-6А ("Консолидейтед") или А-6В ("Мотор Продактс").
  
  боковая проекция бомбардировщика
  
  Модификация самолета под индексом B-24J
  
  С весны 1944 года все пять предприятий поставляли военной авиации США самолеты с широким набором вариантов хвостового вооружения и схем оборудования для любого ТВД. Для ВМС США выпускали самолет PB4Y-1, который первоначально имел носовую часть как на B-24D, затем его оборудовали турелью А-6А, а с 1944 года - почти сферической носовой турелью фирмы "Эрко". С апреля 1944 года самолеты В-24 выпускались неокрашеными. Единственным заметным новшеством в этот период стало внедрение улучшенного турбокомпрессора "Дженерал Электрик" В-22, что обеспечивало более высокие характеристики на высоте, и легкой хвостовой установки М-6А (фирмы "Консолидейтед"). Фактически ее наведение было ручным, с разгрузкой гидроприводом и с более широким сектором обстрела, чем у обычных турелей. Так появилась модификация B-24L. В Сан-Диего было построено 417 самолетов этой серии, в Уиллоу-Ран - 1250. Некоторые из них были переоборудованы как тренажеры стрелков В-29, с дистанционно управляемыми турелями и обозначением RB-24L. Позже на них установили дополнительный радар, и после войны им присвоили обозначение TB-24L. Английские машины назывались "Либерейтор" Mk.VI, у Берегового Командования были модификации GR.Mk VI и GR.Mk VIII (CMk.VII был транспортным вариантом "Либерейтор Экспресс", a C.Mk.IX был аналогом RY-3 ВМС США, - с одним высоким килем).
  Множество модификаций стратегического бомбардировщика
  
   ХВ-24: прототип "Модель 32";
   YB-24: семь предсерийных самолетов с незначительными отличиями;
   В-24А: первый вариант ВВС США с шестью 12,7-мм пулеметами, в остальном сводный с "Либерейтор" Mk.I; использовался главным образом как транспортный самолет;
   ХВ-24В: переделанная "Модель 32"/ХВ-24 с двигателями с турбонаддувом в капотах с сечением в виде сплющенного эллипса, используемых на многих последующих вариантах:
   В-24С: серийный вариант В-24В с новыми турелями со спаренными пулеметами калибра 12,7 мм позади кабины и в хвосте;
   B-24D: первый крупносерийный вариант с увеличенной бомбовой нагрузкой и вооружением; заключительные партии выпускались с тремя носовыми пулеметами, двумя (изредка четырьмя) пулеметами по бокам и спаренными пулеметами в выдвижной подфюзеляжной шаровой турели, в дополнение к верхней и хвостовой турельным установкам:
   TB-24D: новое обозначение тренировочного самолета АТ-22;
   В-24Е: вариант, строившийся на заводах "Форд", - с незначительными изменениями;
   XB-24F: опытный B-24D с тепловыми антиобледенителями вместо пневматических; B-24G: вариант B-24D, строившийся на заводах фирмы "Норт Америкен", имел удлиненный фюзеляж с носовой турелью;
   В-24Н: вариант B-24G для массового производства: с незначительными изменениями;
   B-24J: крупносерийная модификация периода 1943-1944 годов:
   ХВ-24К: опытный B-24D с экспериментальным однокилевым оперением;
   B-24L: серийный вариант B-24J со спаренным хвостовым пулеметом с ручным наведением:
   RB-24L: часть B-24L, переоборудованных для тренировки стрелков В-29;
   TB-24L: RB-24L, переоборудованные в радарные тренажеры;
   В-24М: серийный B-24J с легкой хвостовой турелью;
   ZB-24M: самолеты В-24М, находившиеся на хранении в ВВС США, переименованы в 1948 году чтобы отметить их "устаревание":
   XB-24N: один прототип с однокилевым оперением, новыми носовой частью и фонарем кабины и многими другими усовершенствованиями;
   YB-24N: семь предсерийных однокилевых бомбардировщиков;
   В-24Н: серийный вариант YB-24N; постройка отменена;
   ХВ-24Р: один B-24D. оборудованный для испытаний бортовой системы управления огнем;
   XB-24Q: один B-24L, переделанный для испытаний дистанционно управляемой хвостовой турели В-47;
   ХВ-41: один B-24D, переделанный в тяжеловооруженный истребитель сопровождения: имел 14 пулеметов калибра 12,7-мм;
   АТ-22: пять С-87, оборудованных для подготовки бортмехаников;
   BQ-8: небольшое число B-24D и B-24J с выработанным ресурсом, переделанных в радиоуправляемые самолеты-снаряды для использования против целей в Японии; в боях не применялись;
   С-87 "Либерейтор Экспресс": транспорт на базе B-24D с 25 пассажирами;
   С-87 А: VIP-транспорт на базе С-87 с 16 креслами или 10 диванами;
   С-87 В: проект вооруженного транспорта с пятью 12,7-мм пулеметами:
   С-87С: обозначение, сохраненное для RY-3, которые планировалось передать ВНС, не использовалось;
   ХС-109: один В-24Е, переделанный в невооруженный танкер;
   С-109: свыше 200 B-24D/J, переделанных в танкеры;
   XF-7: один B-24D, оборудованный 11 фотокамерами в носовой части, бомбоотсеке и в хвостовой части:
   F-7: четыре B-24D, переделанных в разведчики по типу XF-7;
   F-7A: 86 В-24J, оборудованных тремя фотокамерами в носовой части и тремя - в бомбоотсеке;
   F-7B: 47 B-24J, пять В-241 и 71 В-24М, оборудованных шестью фотокамерами в бомбоотсеке.
  
  Варианты Королевских Военно-Воздушных сил.
  
   LB-30: транспортный вариант "Либерейтора" Mk.II;
   LB-30A: британские транспортные варианты, подобные невооруженному YB-24;
   "Либерейтор" Mk.I: различные модели, главным образом переоборудованные в Великобритании для Берегового Командования, с поисковым радаром и подфюзеляжной пушечной установкой;
   "Либерейтор" Mk.II: улучшенный бомбардировщик, более длинная носовая часть, две четырех пулеметные башни фирмы "Боултон Пол"; первый полностью боеготовый вариант;
   "Либерейтор" Mk.III: эквивалент B-24D;
   "Либерейтор" Mk.IV: эквивалент В-24Е;
   "Либерейтор" GR.Mk.V: модификация "Либерейтор" Mk.IV с дополнительным запасом топлива и противолодочным оборудованием;
   "Либерейтор" Mk.VI/VIII: варианты B-24J: использовались как бомбардировщик, транспорт и как морские патрульные самолеты:
   "Либерейтор" C.Mk.VN: вариант С-87 для RAF;
   "Либерейтор" C.Mk.IX: английский эквивалент RY-3.
  
  Варианты ВМС США.
  
   PB4Y-1: эквивалент B-24D;
   PB4Y-1P: 65 PB4Y-1, переоборудованных для фоторазведки; переименованы в P4Y-2P в 1951 году;
   PB4Y-2 "Прайватир": развитие PB4Y-1 с удлиненным фюзеляжем, одним килем, дополнительным топливом и двигателями R-1830-94 без турбокомпрессоров; переименован в P4Y-2 в 1951 году;
   PB4Y-2B: несколько PB4Y-2, оборудованных для пуска противокорабельных ракет "Бэт", также известны как PB4Y-2М и переименованы в P4Y-2B в 1951 году;
   PB4Y-2S: обозначение PB4Y-2 с РЛС обнаружения надводных целей; переименован в P4Y-2S в 1951 году;
   P4Y-2G: девять P4Y-2, переданных Береговой охране США; вооружение снято и установлено дополнительное остекление;
   P4Y-2K: радиоуправляемая мишень на базе P4Y-2; переименована в QP-4B в 1962 году;
   P4Y-2P: фоторазведчик на базе P4Y-2; RY-1: эквивалент С-87А, VIP-транспорт;
   RY-2: эквивалент пассажирского самолета С-87;
   RY-3: транспортный прототип PB4Y-2 с удлиненным фюзеляжем и высоким однокилевым оперением.
  
  
  Независимо от этого, американская морская авиация вела разработку патрульного самолета с еще более высоким одиночным килем, чем на RY-3. невысотными двигателями без турбокомпрессоров и удлиненным, полностью переделанным фюзеляжем. Работа началась 3 мая 1943 года и первый опытный образец PB4Y-2 "Прайватир" взлетел 20 сентября того же года. Отсутствие турбокомпрессоров привело к тому, что гондолы двигателей выглядели в сечении как вертикальный овал, но главные различия заключались в более просторном фюзеляже, который достиг длины 22,73 м, и в котором размещались 11 членов экипажа. Вооружение состояло из 12 пулеметов, которые располагались в хвостовой турели "Консолидейтед", в передней и задней верхних турелях "Мартин", в носовой и двух боковых турелях "Эрко" со спаренными пулеметами. Внутренний бомбоотсек был в основном аналогичен тяжелому бомбардировщику В-24, но на подкрыльевых узлах крепления могли размещаться противокорабельные ракеты ASM-N-2 "Бэт" с радиолокационным наведением. Кроме того, на самолете размещалось различное обору дование разведки морских целей. К октябрю 1945 года было выпущено 736 "прайватиров". Несколько машин переделали в другие варианты, включая PB4Y-1G для Береговой охраны, без пушек, но с более обширным остеклением и массой специального бортового радиоэлектронного оборудования. В 1951 году PB4Y-2 были переименованы в P4Y, и несколько машин использовалось Береговой Охраной как P4Y-2G. Один вариант, мишень P4Y-2K, дожил до получения нового обозначения QP-4B по новой объединенной системе обозначений, введенной в 1962 году.
  
  Источники:
  
   Иван Малышев. Consolidated B-24 Liberator.
   Владимир Котельников. В-24 "Либерейтор".
   М.Никольский "Четырехмоторные бомбардировщики в боях над Европой".
   Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Consolidated B-24 Liberator.
   Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
   Larry Davis "B-24 Liberator in Action".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"