Сократ: Служба философа-гоплита. 1. Военное снаряжение Сократа
Большинство людей, да и вы, уважаемые читатели, представляют себе Сократа (470–399 до н.э.) в образе лысеющего, пузатого старого философа с бородой. Вы удивитесь, узнав, что Сократ на самом деле также был древнегреческим военным героем, получившим государственные награды, известным среди других ветеранов армии своей храбростью на поле боя, необычайной выносливостью и самодисциплиной. Некоторые историки считают, что именно героизм Сократа в битве при Делии привел его к признанию как философа в Афинах.
«Или ты еще сможешь сказать, как сделал Сократ: если Богу так угодно, пусть будет так? Считаешь ли ты, что Сократ, если бы он стремился провести свой досуг в Лицее или в Академии и ежедневно беседовать с молодыми людьми, охотно служил бы в военных экспедициях…; и не стал бы он жаловаться и стонать?.. Теперь я должен быть несчастным здесь, когда мог бы загорать в лицее?» (Эпиктет, Беседы, 4.4).
Сократ немалое время прослужил простым пехотинцем-гоплитом и отличился в нескольких важных битвах во время Пелопоннесской войны (431–404 до н.э.), в которой Афины и их союзники сражались с Пелопоннесским союзом во главе со Спартой.
О военной службе Сократа мы знаем главным образом из диалогов Платона, из глав трактата «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртского. Кроме того, есть упоминания о поведении и деятельности Сократа в армии, которые можно найти в «Воспоминаниях о Сократе» (Memorabilia) Ксенофонта и в «Облаках» Аристофана, последнее произведение содержит множество аллюзий на битву при Делии.
Статуя Сократа перед Академией в Афинах ( CC SA SA 4.0 / C Messier). https://www.ancient-origins.net
Статуя Сократа перед Академией в Афинах ( CC SA SA 4.0 / C Messier). https://www.ancient-origins.net
В «Суде» (Лексикон Свиды), византийской энциклопедии Х века, также говорится о Сократе: «Он воевал против Амфиполиса и Потидеи и сражался в битве при Делии».
В «Апологии» Платона сам Сократ ссылается на свою службу в афинской армии во время продолжительной осады Потидеи (432 г. до н.э.), нападения афинян на Делий (424 г. до н.э.) и экспедиции по защите афинской колонии Амфиполис (422 г. до н.э.).
Сократ был уже зрелым, а по древнегречским меркам, даже пожилым человеком, в возрасте от 38 до 48 лет, когда происходили эти сражения.
Во время знаменитого суда над философом, отвечая на обвинения, Сократ мимоходом упоминает, что, считая своим долгом быть там, где он находился во время этих трех сражений, несмотря на смертельный риск, он также считал своим долгом, следуя указаниям Дельфийского оракула, оставаться преданным философии даже перед лицом оппозиции, преследований и риска смерти от казни.
В «Лахесе» Платона одноименный полководец изображается как свидетель исключительной храбрости Сократа в битве при Делии. В «Пире» Платона Алкивиад также описывает мужество Сократа в битвах при Потидее и Делии. Из сохранившихся текстов ясно, что Сократ был известен среди афинян своей выносливостью, самодисциплиной и мужеством на поле боя. Он также изображается как опытный ветеран, чьи мнения по военным вопросам ценятся его более молодыми последователями.
Сократ и его жена Ксантиппа. Лука Пенни. https://encyclopaediaoftrivia.blogspot.com/
Сократ и его жена Ксантиппа. Лука Пенни. https://encyclopaediaoftrivia.blogspot.com/
«И чтобы вы не подумали, что я показываю вам пример одинокого человека, у которого нет ни жены, ни детей, ни родины, ни друзей, ни родичей, к которым он мог бы приклониться, возьмите Сократа и заметьте, что у него были жена и дети, но он не считал их своими собственными; что у него была страна, пока она ему подходила, и таким образом, как ей подобает; друзья и родственники тоже, но он держал всё в подчинении закону и повиновению. По этой причине он был первым солдатом, когда это было необходимо, и на войне подвергал себя опасности самым беспощадным образом». (Эпиктет, Беседы, 4.1)
«Рассказывают, что Сократ встретил его [Ксенофонта] в узком проходе и, вытянув посох, преградил ему путь, а сам стал расспрашивать, где продаётся всякая еда. Получив ответ, он задал другой вопрос: «А где люди становятся добрыми и честными?» Ксенофонт был озадачен. «Тогда следуй за мной, – сказал Сократ, – и учись». С тех пор он был учеником Сократа» (Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).
Диоген Лаэртский предполагает, что Сократ, Антисфен и последующие философы-циники носили светло-серый плащ (трибон), сделанный из некрашеной шерсти или льна, и посох (бактерия). Они напоминают «спартанский посох и плащ», который Плутарх описывает как известные символы спартанских воинов. Посох, которым пользовались Сократ и циники, обычно называли «бактерией», то есть тем же словом, что и посох, который носили спартанские офицеры, и использовали, чтобы бить рабов-илотов и наказывать подчиненных.
https://img.milli.az
https://img.milli.az
Мы мало знаем об использовании Сократом посоха. Однако он играет важную роль в анекдотах о его последователе Антисфене и циниках. Согласно легенде, Антисфен ходил босиком и носил только плащ, который зимой использовал как одеяло. Он, по слухам, научил этому циника Диогена (хотя современные ученые сомневаются, что они действительно встречались), и это стало ассоциироваться вообще с традицией циников. Нам неоднократно говорят, что Сократ тоже ходил босиком, хотя мы не знаем, складывал ли он свой плащ подобно одеялу.
Согласно истории, посох циника первоначально использовался Диогеном в качестве опоры для ходьбы, но позже для защиты от негодяев. Нам также неоднократно рассказывали о том, как Антисфен и Диоген избивали своих последователей и зевак посохами. Опять же, мы ничего не слышали о подобном поведении Сократа, хотя есть любопытный анекдот о его первой встрече с афинским полководцем Ксенофонтом, в котором Сократ преграждает путь Ксенофонту, держа свой посох-бактерию поперек узкого переулка.
Сократ: Служба философа-гоплита. 2. Выносливость Сократа
Платон в основном акцентирует внимание на исключительной выносливости (karteria) Сократа в армии, а также храбрости и самодисциплины. В «Пире» Платона Сократ застывает в глубокой медитации по пути на вечеринку («симпосиум»). Хозяин, Агафон и другие гости ждут его; раб отправляется и возвращается с докладом:
«Сократ здесь, но он ушел на соседское крыльцо. Он стоит там и не хочет войти, хотя я говорил ему несколько раз».
Агафон дает приказ: «Вернись и приведи его!». Но Аристодем, товарищ Сократа, возражает:
«Нет, нет, оставь его в покое. Это одна из его привычек: время от времени он просто так уходит и застывает, где бы он ни находился».
Сократ в конце концов приходит, когда еда уже наполовину съедена, на что Агафон упрекает его:
«Сократ, ложись рядом со мной. Кто знает, если я прикоснусь к тебе, я смогу познать немного мудрости (софии), которая пришло к тебе на крыльце моего соседа. Ясно, что ты увидел свет. Если бы не так, ты бы всё ещё стоял там!»
К концу симпосиума прибывает пьяный Алкивиад. Он начинает речь с восхваления своего любимого наставника, рассказывая, как Сократ проявлял удивительную сдержанность, постоянно отвергая его ухаживания, даже когда он зашел так далеко, что проскользнул с ним обнаженным в постель. Надо отметить, что Алкивиад был в то время юн и невероятно красив.
Сократ и Алкивиад. Автор: Christoffer Wilhelm Eckersberg. https://www.ancient-origins.net
Сократ и Алкивиад. Автор: Christoffer Wilhelm Eckersberg. https://www.ancient-origins.net
Алкивиад продолжает описывать различные события, которым он был свидетелем во время их совместной военной службы – в битвах при Потидее (432 до н. э.) и Делии (424 до н. э.). Во время битвы при Потидее Сократ был удостоен «награды за выдающуюся доблесть», от которой он отказался, предпочтя, чтобы она принадлежала Алкивиаду, который позднее (ок. 416 г. до н.э.) дослужился до ранга афинского полководца. По некоторым сведениям, Сократ не отказывался от награды в пользу Алкивиада. Это может быть связано с тем, что Сократ якобы спас жизнь Алкивиада в Потидее.
https://famousbiographies.org
https://famousbiographies.org
Несмотря на свой возраст, Сократ казался более выносливым и жестким, чем любой другой солдат. Он шел босиком по льду, и в сильный мороз носил только обычный светло-серый тонкий шерстяной плащ античных философов. Когда припасы кончались, он казался невосприимчивым к голоду. Он не был пристрастен к алкоголю, но мог перепить любого человека за столом, и казалось, не опьянеть. Нам также рассказывают, что несколько раз, когда в Афинах свирепствовала чума, Сократ был единственным горожанином, кого болезнь не тронула. Афинские войска в Потидее также пострадали от чумы, которой Сократ, по-видимому, также избежал. Любопытный случай по дороге на симпосиум изображается как типичный для Сократа и иллюстрирующий его поведение, особенно выносливость, во время военной службы.
Битва при Потидее (432 г. до н.э.)
Афиняне направили войска для нападения на мятежный город Потидея, бывшего союзника, платившего дань. Они осаждали в течение трех лет. Это было одним из событий, спровоцировавших Пелопоннесскую войну. Мы не знаем, как долго Сократ служил в этой кампании, но, возможно, это продолжалось во время осады, которая длилась два или три года и закончилась в 430/429 году до н.э. Афиняне были отрезаны от своих тылов и в результате начали испытывать значительные трудности. В какой-то момент среди них произошла вспышка чумы, которая, похоже, не затронула Сократа.
К этому моменту Сократ, вероятно, уже прославился как философ. Он был товарищем и другом молодого Алкивиада, воспитанника великого афинского государственного деятеля и стратега Перикла, который впоследствии сам возвысился до ранга афинского полководца. Из того, что нам известно, следует, что Сократ считался опытным и мужественным гоплитом. Во время одной из ожесточенных битв афинские войска были разбиты, и начали отступать. Алкивиад был ранен, но Сократ в одиночку спас ему жизнь.
Платон в своём диалоге «Хармид» почти ничего не говорит о конфликте, кроме упоминания о длительном отсутствии Сократа в Афинах из-за военной службы и о том, что по дороге домой некоторые из друзей Сократа были убиты в стычках. Когда Сократ покинул Афины, Хармид был еще мальчишкой, а теперь он молодой человек, и это означает, что он несколько лет служил в армии. Платон изображает Сократа, которого расспрашивают о походе возбужденные афинские юноши, встречающие его по возвращении. Однако он, похоже, не хочет много говорить о войне и искусно переводит разговор на философские темы. Платон, по-видимому, полагает, что Сократ к этому времени уже известен как философ.
Точно так же Платон описывает рассказ Алкивиада о Сократе в битвах при Потидее и Делии:
«А в бою, если хотите знать – ибо это только для того, чтобы воздать ему должное, - когда было сражение, за которое генералы наградили меня, никто, кроме него, не спас меня, ибо он не хотел оставить меня раненым, но спас и меня, и мое оружие. И даже тогда, Сократ попросил генералов отдать мне награду. И в этом ты не будешь винить меня и говорить, что я лгу; но на самом деле, когда генералы смотрели на мое звание и хотели предложить мне награду, ты [Сократ] оказался более нетерпеливым, чем генералы, что я беру ее, а не ты». (Платон. «Пир»)
Плутарх также описывает этот случай:
«Будучи еще юношей, он [Алкивиад] служил солдатом в потидейской кампании, а Сократ был его товарищем по палатке и в бою. Произошла ожесточенная битва, в которой оба они отличились; но когда Алкивиад Алкивиад был ранен, именно Сократ стоял над ним и защищал его, и с величайшей храбростью спас его вместе с доспехами. Награда за доблесть досталась Сократу, конечно, по справедливости, но военачальники, благодаря высокому положению Алкивиада, явно стремились отдать славу ему. Поэтому Сократ, желая увеличить честолюбивые устремления своего ученика, привел всех остальных к тому, что они засвидетельствовали его храбрость и попросили, чтобы ему дали награду и доспехи» (Плутарх. «Сравнительные жизнеописания»).
Алкивиад также рассказывает в «Пире» Платона, как во время Потидейской кампании Сократ входил в медитативные трансы, к изумлению своих однополчан
«Вот те на! Но вы бы слышали, что ещё он сделал во время той же кампании, – подвиг, на который отважился наш доблестный герой. Однажды, на рассвете, он начал думать о какой-то проблеме; он просто стоял снаружи, пытаясь понять ее.
Он не мог решить эту проблему, но не сдавался. Он просто стоял, будто приклеенный к месту. К полудню многие солдаты увидели его и, весьма озадаченные, рассказали всем, что Сократ простоял там весь день, размышляя о чем-то.
Он все еще был там, когда наступил вечер, и после обеда некоторые ионийцы вынесли свои постели наружу, где было прохладнее и удобнее (все это происходило летом), но главным образом для того, чтобы посмотреть, собирается ли Сократ остаться там на всю ночь. И он так и сделал; он стоял на том же самом месте до рассвета! Он ушел только на следующее утро, когда взошло солнце, и он вознес молитвы новому дню» (Платон. «Пир»).
Служба философа-гоплита. 3. Битва при Делии (424 г. до н.э.)
Спустя пять лет после окончания осады Потидеи битва за Делий стала первым полномасштабным сухопутным сражением за всю Пелопоннесскую войну, и его также называют самым кровавым.
Афинская армия укрепила святилище Аполлона Делия деревянным частоколом, пытаясь создать крепость в сердце Беотии.
Вскоре на них напали превосходящие силы фиванцев, афиняне были сбиты с толку, по ошибке напав и убив десятки своих людей. Они отступили, оставив небольшой гарнизон, запертый в стенах святилища.
Оставшиеся в здании люди были атакованы фиванской армией с помощью какой-то новой «огнедышащей» осадной машины, которая сожгла их укрепления до основания, рассеяв гарнизон внутри. Некоторые из афинян, по-видимому, были сожжены заживо в святилище.
Согласно Фукидиду, около 500 беотийцев пали и почти 1000 афинян были убиты, включая их полководца. Это была унизительное поражение для афинян, и оно произошла недалеко от их собственных границ.
Платон изображает Лахеса, участника сражения за Делий, в одноимённом диалоге, в котором он выражает благодарность Сократу за его храбрость:
«[...] Я видел, что он поддерживает не только предков, но и свою страну. Он был моим спутником в отступлении от Делия, и я могу сказать вам, что если бы другие были как он, честь нашей страны была бы поддержана, и великое поражение никогда бы не произошло» (Платон. «Лахес»).
Позже Лахес говорит Сократу, что, хотя он никогда не слышал, чтобы тот говорил о философии, он был бы рад задать ему вопрос о добродетели:
«Таково было мое мнение о тебе с того самого дня, когда ты был моим товарищем в опасности, и дал доказательство своей доблести, которое может дать только добродетельный человек» (Платон. «Лахес»).
Платон вкладывает следующие слова в уста Алкивиада:
«Кроме того, люди, стоило посмотреть на Сократа, когда армия бежала из Делия, потому что я был там верхом на лошади, а он был пехотинцем. Солдаты разбежались, и, пока он и Лахес отступали, я случайно наткнулся на них. И как только я увидел их, тотчас же призвал к мужеству и сказал, что не оставлю их.
У меня была еще более прекрасная возможность наблюдать Сократа, чем в Потидее, потому что я меньше опасался за свою жизнь, так как ехал верхом на лошади. Во-первых, поскольку он был разумнее Лахеса, а во-вторых, по моему мнению..., передвигаясь там, как он ходит здесь, в Афинах, «крадучись, как пеликан, оглядываясь по сторонам», тихо высматривая друзей и врагов, он давал всем понять даже на расстоянии, что, если кто-нибудь тронет этого настоящего мужчину, то получит энергичный ответ. Поэтому он и его товарищ ушли невредимыми, ибо, когда вы ведете себя на войне так, как он, они даже не трогают вас; вместо этого они преследуют тех, кто обращается в бегство» (Платон. «Пир»).
Сократ. Фрагмент картины Рафаэля "Афинская школа". https://atsinis.livejournal.com/
Сократ. Фрагмент картины Рафаэля "Афинская школа". https://atsinis.livejournal.com/
Плутарх упоминает об этой истории, добавляя некоторые детали:
«В другой раз, во время разгрома афинян, последовавшем за битвой при Делии, Алкивиад верхом на лошади увидел Сократа, отступавшего пешком с небольшим отрядом, и не хотел проехать мимо него, но ехал рядом с ним и защищал его, хотя враг преследовал их и убивал многих. Это, однако, был более поздний случай» (Плутарх. «Сравнительные жизнеописания»).
О Делии писал Диоген Лаэртский:
[ ... ] и когда в битве при Делии Ксенофонт упал с коня, он [Сократ] вмешался и спас ему жизнь. Во время общего бегства афинян он спокойно отступал, время от времени оглядываясь и готовый защищаться в случае нападения (Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).
Это либо ошибка, либо он имеет в виду другого Ксенофонта, потому что последователю Сократа с таким именем в то время было всего восемь лет. С другой стороны, если Диоген или переписчик просто ошибаются в имени, они, возможно, имеют в виду эпизод, когда Сократ спас Алкивиада, хотя это было, вероятно, в Потидее; или, возможно, защиту Сократом афинского полководца Лахеса в Делии, когда он был сбит с лошади.
Сократ был уже ветераном, приблизительно 48 лет от роду, когда произошло сражение при Амфиполе. Насколько нам известно, это была его последняя битва. Похоже, Диогена Лаэртского впечатлило, что Сократ, несмотря на свой возраст, был достаточно вынослив, чтобы снова стать гоплитом.
«Он позаботился о том, чтобы тренировать свое тело и поддерживать его в хорошем состоянии. Во всяком случае, он служил в экспедиции в Амфиполь» (Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).
Битва при Амфиполе (422 г. до н.э.)
Через два года после битвы при Делии афиняне предприняли военную экспедицию, чтобы отбить город Амфиполь, афинскую колонию во Фракии, захваченную спартанцами вскоре после поражения афинян при Делии. Однако кампания провалилась.
Среди военачальников в этой битве был Фукидид, знаменитый греческий историк. Он отвечал за подвоз подкреплений для афинян, но в этот раз не смог вовремя доставить их на поле боя. Поэтому афиняне осудили Фукидида за некомпетентность и в наказание отправили его в ссылку на двадцать лет. Однако мы ничего не знаем о роли Сократа в этой битве.
Свидетельство Ксенофонта
Ксенофонт сам был молодым солдатом, который позже дослужился до полководца. Удивительно, что и он не говорит больше о военной службе Сократа:
«Опять же, по справедливости он не скрывал своего мнения, но провозглашал его своими действиями. Всё его поведение было законным и полезным: государственной власти он оказывал такое скрупулезное повиновение во всём, что требовали законы, как в гражданской жизни, так и на военной службе он являлся образцом крепкой дисциплины для всех» («Воспоминания о Сократе», 4.4.1).
В трактате «Воспоминания о Сократе» Ксенофонт пишет:
«Кто из них легче справится с военной работой – тот, кто не может существовать без дорогой еды, или тот, кто довольствуется тем, что может получить? Кто из осажденных сдастся первым: тот, кто хочет получить то, что получить трудно, или тот, кто может довольствоваться тем, что под рукой?» («Воспоминания о Сократе», 1.6.9).
Смерть Сократа. Жак-Луи Давид (1787), New York, Metropolitan Museum of Art. https://yablor.ru
Смерть Сократа. Жак-Луи Давид (1787), New York, Metropolitan Museum of Art. https://yablor.ru
В своей «Апологии Сократа» Ксенофонт вспоминает осаду Афин в последний год Пелопоннесской войны.
«Или за то, что во время осады, в то время как другие сочувствовали своей участи, я жил, не чувствуя бедности хуже, чем когда процветание города было в разгаре? Или за то, что в то время как другие люди получают свои яства на рынках и платят за них высокую цену, я получаю более приятную пищу из ресурсов моей души, не тратя денег? И теперь, если никто не может обвинить меня в том, что я говорил о себе неправду, разве я не заслуживаю похвалы как от богов, так и от людей?» («Апология Сократа», 1.18).
Читайте также: 1. Военное снаряжение Сократа | 2. Выносливость Сократа | 3. Битва при Делии
Источники: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов | Ксенофонт. Воспоминания о Сократе | Ксенофонт. Апология Сократа