Японская императорская подводная лодка I-403 и плавающий самолет "Сейран" 12 декабря 1944 года Военно-морская база Куре, Япония капитан-лейтенант Такео Огава взглянул на свои наручные часы и раздраженно покачал головой.
“Уже половина первого ночи”, - озабоченно пробормотал он. “Опоздал на три часа, а мы все еще ждем”.
Молодой энсин, смотрящий остекленевшими глазами страдающего бессонницей, слегка кивнул в ответ на скорбь своего начальника, но ничего не сказал. Ожидая на рубке подводной лодки i-403 японского императорского флота, двое мужчин осматривали военно-морскую верфь в поисках признаков ожидаемого прибытия. За обширной военно-морской базой в живописном японском городе Куре беспорядочно мерцали ночные огни. Моросил легкий дождик, придавая жутковатому спокойствию поздний час, который нарушался отдаленными звуками молотков, кранов и сварочных горелок. Ремонт поврежденных врагом кораблей и строительство новых судов продолжались круглосуточно в других частях верфи в тщетной спешке, чтобы помочь все более мрачным военным действиям.
Вскоре отдаленный вой дизельного грузовика эхом разнесся над водой.
звук нарастал по мере приближения машины к докам для подводных лодок. Из-за угла кирпичного склада в поле зрения с грохотом выехал грузовой автомобиль Isuzu шиферного цвета и повернул вдоль причала. Водитель осторожно продвигался к загону подводной лодки, пытаясь разглядеть края затемненного пирса, едва различимые под затемненными фарами грузовика военного времени. Подъехав к большому трапу, грузовик резко остановился, так как его изношенные тормоза громко завизжали в знак протеста.
Последовала минута молчания, затем шесть вооруженных до зубов солдат выскочили из кузова грузовика и окружили машину по периметру охраной. Когда Огава спускался из боевой рубки к причалу, он почувствовал, как один из охранников направил оружие в его сторону. Солдаты были не регулярными солдатами имперской армии, отметил он, а элитными членами внушающей страх военной полиции Кэмпэй Тай.
Двое мужчин в форме вышли из кабины грузовика и подошли к Огаве. Узнав вышестоящего офицера, Огава вытянулся по стойке смирно и элегантно отдал честь.
“Я ждал вашего прибытия, капитан”, - заявил Огава с оттенком раздражения.
Капитан Миеси Хориноучи проигнорировал намек. Как офицер оперативного отдела штаба Шестого флота, его мысли были заняты более серьезными вещами. Японский подводный флот медленно уничтожался на Тихом океане, и у Имперского флота не было ответа на технологии противолодочной обороны, применяемые американскими войсками. Отчаянные сражения подводных лодок флота с превосходящими силами противника неизбежно привели к потере экипажа и судов, что тяжелым бременем легло на плечи Хориноучи. Его коротко остриженные волосы преждевременно поседели, а морщины от стресса избороздили его лицо, как высохшие русла рек.
“Коммандер, это доктор Хисаичи Танака из Армейского медицинского колледжа. Он будет сопровождать вас в вашей миссии”.
“Сэр, я не привык перевозить пассажиров во время патрулирования”, - ответил Огава, игнорируя маленького очкарика рядом с Хориноути.
“Ваши приказы о патрулировании Филиппин были отменены”, - ответил Хориноучи, вручая Огаве коричневую папку. “У вас новые приказы. Вы должны взять доктора Танаку и его груз на борт и немедленно приступить в соответствии с директивами флота к нанесению удара у порога врага ”.
Взглянув на одного из охранников, держащего немецкий пистолет-пулемет Bergman MP34, направленный в его сторону, Огава заявил: “Это очень необычно, капитан”.
Хориноучи склонил голову набок, затем сделал несколько шагов вправо. Огава последовал за ним, оставив Танаку вне пределов слышимости. Тихо говоря, Хориноучи продолжил.
“Огава, наш надводный флот был уничтожен в заливе Лейте. Мы рассчитывали на решающее сражение, чтобы остановить американцев, но вместо этого потерпели поражение наши собственные силы. Это всего лишь вопрос времени, когда все наши оставшиеся ресурсы будут направлены на защиту родины ”.
“Мы заставим американцев дорого заплатить кровью”, - резко сказал Огава.
“Верно, но нет сомнений в том, что у них есть воля к победе, невзирая на потери. Резня наших собственных людей будет ужасающей”. Хориноучи задумался о жертве своей собственной семьи и на мгновение замолчал.
“Армия обратилась к нам за помощью в отважной операции”, - продолжил он. “Доктор Танака связан с подразделением 731. Вы переправите его и его груз через Тихий океан и начнете атаку на материковую часть Америки. Вы должны избежать обнаружения и любой ценой защитить свою лодку в пути. Добейся успеха, Огава, и американцы склонятся к перемирию, а наша родина будет сохранена ”.
Огава был ошеломлен этими словами. Его коллеги-командиры подводных лодок вели в основном оборонительное сражение, чтобы защитить остатки надводного флота, но ему предстояло в одиночку пересечь Тихий океан и начать атаку, которая положила бы конец войне. Он мог бы высмеять эту идею, если бы это не был офицер штаба флота, диктующий ему приказ от отчаяния посреди ночи.
“Я очень польщен вашим доверием, капитан Хориноучи. Будьте уверены, мой экипаж и офицеры поддержат честь императора. Могу ли я спросить, сэр, что именно представляет собой груз доктора Танаки?” - Спросил Огава.
Хориноучи несколько секунд безнадежно смотрел на другой берег залива. “Макай”, - наконец тихо пробормотал он. “Злой ветер”.
Под бдительным присмотром доктора Танаки охранники Кемпей Тай осторожно погрузили полдюжины продолговатых деревянных ящиков в носовое торпедное отделение I-403 и плотно закрепили. Огава приказал включить четыре дизельных двигателя подводной лодки и освободить палубные канаты. В половине третьего ночи "айрон" медленно вошел в чернильную гавань и медленно прошел мимо нескольких других судов I-флота, пришвартованных во дворе. Огава с любопытством отметил, что Хориноучи молча сидел в затемненном грузовике на пирсе, отказываясь уезжать, пока I-403 не скроется из виду.
Крадучись мимо доков и складов обширной военно-морской верфи, субмарина вскоре приблизилась к массивной тени, вырисовывающейся на фоне темноты впереди. Тихо стоящий в ремонтном доке массивный линкор "Ямато" возвышался над подводной лодкой подобно бегемоту. "Ямато" с его массивными восемнадцатидюймовыми орудиями и броневой обшивкой толщиной шестнадцать дюймов был самым опасным судном на плаву. Огава восхищался линиями и вооружением самого большого в мире линкора, когда тот проплывал мимо, затем почувствовал к ней легкую жалость. Как и ее корабль-побратим "Мусаси", недавно затонувший на Филиппинах, "Ямато", как он опасался, было суждено отправиться на дно моря до окончания войны.
Постепенно огни Куре исчезли, когда подводная лодка обогнула несколько крупных островов, а затем вошла во Внутреннее море Сето. Огава приказал увеличить скорость, когда гористые островные обнажения исчезли вдали и первые серые пятна предрассветного света окрасили небо на востоке. Когда он отмечал их маршрут в боевой рубке с помощью навигатора I-403, к Огаве подошел старший офицер, поднимавшийся снизу.
“Горячий чай, сэр”, - сказал лейтенант Йоши Мотосита, протягивая командиру маленькую чашечку. Худощавый мужчина с теплыми манерами, Мотосита выдавал из себя улыбку даже в пять утра.
“Да, спасибо”, - сухо ответил Огава, прежде чем сделать глоток чая. Горячая жидкость оказалась желанным тонизирующим средством на холодном декабрьском воздухе, и Огава быстро осушил чашку.
“Сегодня утром море необычайно спокойно”, - отметил Мотосита.
“Прекрасные условия для рыбалки”, - задумчиво произнес Огава. Сын рыбака, Огава вырос в маленькой деревне на южном острове Кюсю. Привыкший к тяжелой жизни на воде, Огава преодолел скромное прошлое, сдав сложные вступительные экзамены в Этадзима, японскую военно-морскую академию. После получения офицерского звания он был привлечен к растущим довоенным подводным силам и служил на двух лодках, прежде чем в конце 1943 года стал командиром I-403. Под его руководством I-403 потопил полдюжины торговых судов, наряду с австралийским эсминцем на Филиппинах. Огава считался одним из лучших капитанов подводных лодок, оставшихся в быстро сокращающемся подводном флоте.
“Йоши, мы начнем движение зигзагом, когда достигнем пролива, затем погрузимся, прежде чем покинуть материк. Мы не можем рисковать вражескими подводными лодками, патрулирующими у нашего побережья”.
“Я предупрежу экипаж, сэр”.
“И доктор Танака. Проследите, чтобы он расположился поудобнее”.
“Я предложил ему свою каюту”, - сказал Мотосита со страдальческим видом. “Судя по стопке книг, которые он принес с собой, я думаю, он будет занят и не будет нам мешать”.
“Очень хорошо”, - ответил Огава, молча размышляя о своем нежелательном пассажире.
Когда багровое солнце поднялось над восточным горизонтом, I-403 повернул на юг от Внутреннего моря к проливу Бунго, проходящему над южным японским островом Кюсю и впадающему в Тихий океан. Серый эсминец, прихрамывая, прошел мимо субмарины на обратном пути в порт, сильно накренившись на один борт и продемонстрировав множество зияющих дыр в мостике и палубах - результат неприятного столкновения с парой "Хеллкэтов" ВМС США. На подводной лодке несколько старшин столпились в боевой рубке, чтобы в последний раз взглянуть на свое зеленое островное государство, неуверенные, как и все моряки, отправляющиеся в бой, вернутся ли они снова домой.
Когда впередсмотрящему стало видно приближение к Тихому океану, Огава отдал команду к погружению. По всей подводной лодке раздался громкий звон колокола, и матросы бросились закрывать палубу и люки.
“Погрузитесь на пятнадцать метров”, - приказал Огава с мостика.
Большие балластные цистерны были залиты морской водой, и пикирующие самолеты накренились вперед. Под напором обрушивающейся воды нос I-403 опустился вниз, и вся подводная лодка была быстро поглощена мутно-зеленым морем.
В тихоокеанских водах у пролива Бунго агрессивные американские подводные лодки скрывались в глубинах, охотясь за торговыми судами снабжения или вооруженными судами, следовавшими с военно-морской базы Куре. Атаки подводной лодки против подводной лодки не были чем-то неслыханным, и Огава не собирался становиться легкой добычей. Войдя в воды Тихого океана, он быстро направил I-403 на северо-восток, подальше от основной массы транспорта военного времени, направляющегося на юг, в сторону Филиппин.
Как и большинство подводных лодок своей эпохи, I-403 приводилась в действие дизельными и электрическими двигателями. В дневное время I-403 работала бы под водой, питаясь от электромоторов на батарейках, которые толкали подлодку вперед со скоростью 6 узлов в час. Под покровом темноты I-403 всплывала на поверхность и запускала дизельные двигатели, которые разгоняли лодку до скорости более 18 узлов, одновременно подзаряжая аккумуляторы. Но I-403 не была обычной подводной лодкой. I-403 длиной более 390 футов была одной из немногих подводных лодок класса "Сен-току", которые были самыми большими, построенными в свое время. Массивное железное судно водоизмещением более 5200 тонн двигалось по воде с помощью четырех дизельных двигателей мощностью 7700 лошадиных сил. Однако поистине уникальной особенностью I-403 было авиационное вооружение судна. I-403 мог нести три поплавковых самолета Seiran, которые представляли собой небольшие переделанные пикирующие бомбардировщики, запускаемые с катапульты на центральной носовой части. Во время плавания самолеты были разобраны и хранились в водонепроницаемом ангаре длиной 110 футов, который тянулся вдоль палубы подлодки. Однако нехватка самолетов вынудила Огаву отказаться от одного из своих гидросамолетов для береговой разведки, и на его судне теперь было всего два самолета "Сейран".
Как только I-403 благополучно вошел в Тихий океан, Огава удалился в свою каюту и перечитал краткие указания по выполнению задания, которые дал ему Хориноучи. Лаконичные команды предписывали ему плыть северным маршрутом через Тихий океан с остановкой для дозаправки на Алеутских островах. Он должен был проследовать к северо-западному побережью Соединенных Штатов, где два его самолета должны были нанести воздушные удары по городам Такома, Сиэтл, Виктория и Ванкувер.
На первый взгляд, это выглядело бесполезным жестом, подумал Огава. Японии нужны были ее подводные лодки для защиты внутренних вод, а не для провоцирования незначительных атак с помощью пары небольших самолетов. Но оставался вопрос о докторе Танаке и его неопознанном грузе.
Вызванный в каюту Огавы, Танака изящно поклонился, прежде чем войти в тесное помещение и сесть за маленький деревянный стол. У худощавого ученого было сварливое и неулыбчивое лицо. Пара пустых черных глаз, увеличенных толстыми стеклами очков, дополняла его зловещий вид.
Отбросив формальности, Огава сразу же поинтересовался характером присутствия доктора.
“Доктор Танака, мои письменные приказы заключаются в том, чтобы направить это судно к западному побережью Северной Америки и начать воздушную атаку на четыре города. Здесь нет упоминания о ваших обязанностях или характере вашего груза. Я должен спросить, какова ваша роль в миссии ”.
“Коммандер Огава, будьте уверены, что мое назначение сюда было санкционировано на самом высоком уровне”, - ответил Танака тихим монотонным голосом. “Я буду оказывать техническую помощь в операции по нападению”, - продолжил он.
“Это военный корабль. Я не понимаю, как офицер-медик будет оказывать помощь при морском ударе”, - возразил Огава.
“Коммандер, я из Исследовательской группы по профилактике эпидемических заболеваний Военной медицинской школы. Мы получили материалы из исследовательского центра в Китае, которые позволили нам разработать новое эффективное оружие против врага. Ваша подводная лодка была выбрана в качестве средства для первого применения оружия против американских вооруженных сил. Я отвечаю за безопасность и развертывание оружия в этой миссии ”.
“Эти "материалы”. Они будут сброшены с моего самолета?"
“Да, в специальных контейнерах, которые могут быть размещены на ваших бомбардировщиках. Я уже принял необходимые меры с вашим экипажем авиационной артиллерии”.
“И люди на моем судне. Им угрожает какая-либо опасность с этим оружием на борту?”
“Вообще никаких”. Лицо Танаки было непроницаемым, когда он солгал.
Огава не поверил ему, но решил, что опасность, исходящая от противолодочных сил американского флота, была большей опасностью для его субмарины, чем для всего, что находилось на борту. Огава попытался получить от Танаки ту малую информацию, которую мог, но армейский врач поделился несколькими дополнительными фактами. Какую бы тайну ни связывали с оружием, он держал ее при себе. В этом человеке было что-то зловещее, решил Огава, и от этого ему стало не по себе. Быстро выпив по чашке чая, он отпустил жуткого ученого. Молча сидя в своей каюте, Огава проклинал командование флота за то, что оно выбрало его судно для выполнения задания. Это была миссия, которой он не хотел.
Спорадическое океанское движение торговых судов и рыбацких лодок вскоре прекратилось, поскольку материковая часть Японии осталась за кильватером подлодки, и судно поползло дальше на север по широте. В течение следующих двенадцати дней и ночей экипаж придерживался обычного рабочего графика, двигаясь на северо-восток, всплывая ночью для движения на более высокой скорости. Вероятность быть обнаруженным самолетом или кораблем союзников была более отдаленной в северной части Тихого океана, но Огава не стал рисковать и все светлое время суток шел под водой. Двигаясь под волнами, закупоренная подлодка стала для мужчин, которые ее вели, как печь. Температура внутри машины поднималась бы до девяноста градусов, в то время как замкнутый воздух с течением часов становился бы неприятным для дыхания. Каждый член экипажа с нетерпением ожидал наступления вечерней темноты, зная, что подводная лодка наконец всплывет, откроет свои люки и выпустит холодный, свежий морской воздух в промозглое нутро.
Военно-морская власть над подводными лодками была заметно ослаблена, даже в японском флоте, и операции на I-403 ничем не отличались. Офицеры и рядовой экипаж легко смешивались, питаясь одной и той же пищей и испытывая одни и те же невзгоды на борту тесного судна. I-403 трижды пережил атаки глубинными бомбами, и почти смертельный опыт крепко сплотил экипаж. Они выжили в смертельной игре в кошки-мышки и чувствовали, что I-403 был удачливым кораблем, который мог бросить вызов врагу.
На четырнадцатую ночь I-403 всплыл недалеко от алеутского острова Амчитка и быстро обнаружил судно снабжения "Мориока", стоящее на якоре в небольшой бухте. Огава осторожно подвел свое судно к надводному кораблю, и швартовы были переброшены через него. Пока дизельное топливо закачивалось в резервуары подводной лодки, члены экипажа на каждом судне болтали взад-вперед на ледяном холоде.
“Тебе не тесновато в этой банке из-под анчоусов?” - спросил закутанный йомен у поручней корабля.
“Нет, у нас достаточно места для наших консервированных фруктов, каштанов и саке!” - крикнул в ответ подводник, хвастаясь превосходной кухней, которую предоставляли подводные службы.
Операция по заправке была завершена менее чем за три часа. Один из членов экипажа подводной лодки, у которого был диагностирован острый приступ аппендицита, был переведен на корабль для оказания медицинской помощи. Наградив экипаж судна снабжения коробкой леденцов, I-403 взял курс на восток, в сторону Северной Америки. Небо постепенно почернело, а серо-зеленые воды океана вспенились от брызг, когда I-403 оказался в зубах раннего зимнего шторма. Субмарину яростно швыряло в течение трех ночей, когда волны захлестывали низкую палубу и обрушивались на боевую рубку, когда субмарина пыталась перезарядить свои батареи. Однажды впередсмотрящего чуть не смыло за борт в ледяное море, и многие из опытной команды умерли от приступов морской болезни. Однако сильные западные ветры способствовали путешествию, быстро продвигая подлодку через волны и ускоряя ее продвижение на восток.
Постепенно ветры начали ослабевать, и море выровнялось. Огава был рад обнаружить, что его судно пережило удар Матери-природы без повреждений. Потрепанный экипаж восстановил свои морские силы и боевой дух, когда море стабилизировалось, а подводная лодка приблизилась к родине врага.
“Капитан, у меня есть окончательный план побережья”, - заметил Сэйдзи Какишита, разворачивая перед Огавой карту северо-восточной части Тихого океана. Штурман I-403 перестал бриться, как и многие члены экипажа после выхода из порта, и щеголял растрепанным пучком волос на подбородке, который придавал ему карикатурный вид.
“Прямо здесь”, - ответил Какишита, указывая на точку на карте с парой разделителей. “Примерно в двухстах километрах к западу от острова Ванкувер. У нас есть еще два часа темноты для движения по поверхности, что приведет нас к рассвету в пределах 150 километров от суши в соответствии с нашим текущим курсом ”.
Огава несколько мгновений внимательно изучал карту, прежде чем заговорить. “Мы слишком далеко на севере. Я хочу начать атаку из центральной точки по отношению к четырем целям, чтобы минимизировать время полета. Веди нас на юг, и мы приблизимся к береговой линии вот здесь, ” сказал он, тыча пальцем в карту. Под кончиком его пальца лежала северо-западная оконечность штата Вашингтон, угловатый пик суши, который выдавался в Тихий океан, как морда голодной собаки. Чуть севернее пролегал пролив Хуан-де-Фука, который создавал естественный пограничный канал с Британской Колумбией и был главной магистралью для морских перевозок из Ванкувера и Сиэтла в Тихий океан.
Какишита поспешно проложил на карте новый маршрут и пересчитал расстояния. “Сэр, я подсчитал, что мы можем прибыть на позицию в пятнадцати километрах от берега от точки, обозначенной как ”мыс Алава", через двадцать два часа".
“Отлично, Какишита”, - самодовольно ответил Огава, глядя на ближайший хронограф. “Это даст нам достаточно времени, чтобы начать атаку до рассвета”. Время было выбрано правильно. Огава хотел провести как можно меньше времени в районах с интенсивным движением, где их могли заметить, прежде чем начать забастовку. Все, казалось, становилось на свои места, подумал он. Если немного повезет, они могут быть на пути домой с успешной миссии чуть более чем через двадцать четыре часа.
Шум активности охватил I-403 после того, как он снова всплыл в тот вечер, когда велись приготовления к нанесению воздушного удара. Механики вытащили фюзеляж, крылья и понтоны самолета и начали собирать детали вместе, как какую-то гигантскую игрушечную модель. Моряки оснастили гидравлическую катапульту и тщательно протестировали устройство, с помощью которого будут запускаться самолеты. Пилоты внимательно изучили топографические карты региона, прокладывая свой курс к зонам сброса и обратно. И артиллеристы, под осторожным руководством доктора Танака, настроил бомбодержатели бомбардировщиков "Сейран " так, чтобы в них помещались двенадцать серебряных канистр, все еще хранящихся в носовом торпедном отсеке.
К трем часам утра I-403 тихо подкрался к месту своей стоянки у побережья Вашингтона. Моросил легкий дождик, и шестеро впередсмотрящих, которых Огава разместил на палубе, напряженно вглядывались в непроглядную тьму в поисках признаков других судов. Сам Огава нервно расхаживал по открытому мостику в тревожном ожидании, когда самолет взлетит, чтобы он мог спрятать свою подводную лодку под защитой волнующегося моря.
Прошел еще час, когда торопливый приземистый мужчина в заляпанном жиром комбинезоне неуверенно приблизился к Огаве.
“Сэр, с сожалением сообщаю, что у нас возникли проблемы с самолетом”.
“В чем проблема в такой поздний час?” Огава возразил, явно раздраженный.
“У самолета номер один было обнаружено неисправное магнето. Мы должны заменить его запасным для работы двигателя. У самолета номер два поврежден руль высоты, по-видимому, из-за смещения, произошедшего во время шторма. Это мы тоже можем починить”.
“И сколько времени потребуется, чтобы завершить оба ремонта?”
Механик на мгновение поднял глаза к небу, обдумывая свой ответ. “Примерно один час на ремонт, сэр, плюс еще двадцать минут на погрузку боеприпасов с нижних палуб”.
Огава мрачно кивнул. “Действуйте со всей поспешностью”.
Один час превратился в два, а самолеты все еще не были готовы. Нетерпение Огавы возросло, когда он заметил серые полосы на востоке неба, сигнализирующие о приближающемся рассвете. Моросящий дождь прекратился и сменился легким туманом, который окутал подлодку, сократив видимость до менее чем трети мили. Возможно, это легкая добыча, но, по крайней мере, утки вслепую, подумал Огава.
Затем тишина утреннего воздуха была разрушена, когда воздух пронзил крик оператора звукоанализатора на нижних палубах.
“Капитан, у меня есть эхо!”
“На этот раз я поймал тебя, Старший брат!” Стив Шауэр с ухмылкой прокричал в радиопередатчик, затем нажал на пару дросселей до упора. Рядом с ним в тесной каюте рыболовецкого траулера двое подростков из команды, измученных и провонявших дохлой рыбой, посмотрели друг на друга и закатили глаза. Шауэр проигнорировал их взгляды, легонько постукивая пальцами по деревянному штурвалу медленно плывущей рыбацкой лодки и начав насвистывать старую застольную мелодию.
Пара сорокалетних братьев и сестер, в жилах которых текла молодость, Стив и Дуг Шауэры провели свою жизнь, занимаясь рыбной ловлей в водах Пьюджет-Саунда и вокруг него. Благодаря мастерству и тяжелой работе они вкладывали все свои заработки во все более крупные рыбацкие лодки, пока не обменяли их на пару пятидесятифутовых траулеров с деревянным корпусом. Работая в команде, они успешно ловили рыбу у берегов Вашингтона и Ванкувера, обладая сверхъестественной способностью вынюхивать большие стаи палтуса. После трехдневной экскурсии, когда их трюмы были полны рыбы, а в холодильниках не было пива, братья возвращались в порт наперегонки друг с другом, как пара детей на роликовых коньках.
“Это не конец, пока краска не поцарапает док”, - раздался по радио голос Дага. После особенно удачного улова в сезоне 1941 года братья потратились на двухсторонние радиостанции для своих лодок. Хотя предполагалось помогать друг другу координировать уловы, братья вместо этого проводили большую часть своего времени в эфире, подначивая друг друга.
По мере того, как лодка Шауэра, пыхтя, продвигалась вперед на максимальной скорости в 12 узлов, небо из черного стало серым, а луч прожектора, падавший на воду перед носом, постепенно утратил свой эффект освещения. Впереди, в тумане, Шауэр увидел слабые очертания большого черного объекта, лежащего низко в воде. Секунду спустя из центра объекта на короткое мгновение вырвалась маленькая оранжевая вспышка.
“Это кит с носа по правому борту?” Едва эти слова сорвались с его губ, как по каюте пронесся пронзительный свист, за которым последовал вулканический взрыв, который разразился в воде у левого борта, обдав траулер ливнем морской воды.
Шауэр на мгновение остолбенел, его разум был не в состоянии осознать то, что только что восприняли его глаза и уши. Потребовался вид второй оранжевой вспышки, чтобы подтолкнуть его к действию.
“Пригнитесь!” - крикнул он двум мужчинам в каюте, резко поворачивая штурвал корабля влево. Груженый траулер медленно реагировал, но этого было достаточно, чтобы избежать второго снаряда из 5,5-дюймового палубного орудия I-403, который с визгом упал в воду прямо за кормой лодки. На этот раз сила взрыва подняла весь траулер из воды и снова с силой швырнула его обратно, оторвав руль при перевороте.
Вытирая кровь с глаз из глубокой раны на виске, Шауэр нащупал радиомикрофон.
“Дуг, там японская подводная лодка. Она выбивает из нас дух. Без шуток. Держись севера и позови на помощь”.
Он все еще говорил, когда третий снаряд нашел свою цель, пробив передний трюм рыбацкой лодки, прежде чем взорваться. Яростный взрыв осколков, стекла и искореженного палтуса ворвался в каюту, отбросив троих мужчин к задней стене. С трудом поднявшись на ноги, Шауэр выглянул в зияющую дыру в передней части каюты и увидел, как вся носовая часть траулера рушится в море перед ним. Инстинктивно схватившись за руль для опоры, он недоверчиво наблюдал, как остатки лодки начали быстро погружаться у него под ногами.
Глядя в бинокль, Огава с мрачным удовлетворением наблюдал, как траулер скрылся под волнами среди разбросанных обломков. О спасении выживших не могло быть и речи, поэтому он, не теряя времени, принялся искать тела в воде.
“Мотосита, были ли какие-нибудь дополнительные аудиозаписи?” он спросил своего помощника.
“Ответ отрицательный, сэр. Звукооператор доложил о возможной вторичной цели до того, как мы открыли огонь, но показания исчезли. Это был либо фоновый шум, либо в лучшем случае небольшое судно ”.
“Пусть он продолжает прочесывать. При такой видимости мы услышим судно задолго до того, как увидим его. И пусть главный авиамеханик доложит мне. Мы должны запустить эти самолеты ”.
Когда Мотосита поспешил прочь, Огава уставился в сторону скрытой береговой линии Вашингтона. Возможно, нам повезет, подумал он. Траулер, скорее всего, был одиноким рыболовецким судном и не имел радио. На берегу могли быть слышны выстрелы, но на таком расстоянии они звучали бы как безобидный приглушенный звук. На картах также было указано, что на этом участке побережья проживает мало жителей. Возможно - только возможно - они все еще могли бы выполнить миссию незамеченными.
Волосы на затылке радиста первого класса Джина Хэмптона встали дыбом, как сосновая роща пондероза. В голосе, звучавшем в его наушниках, чувствовались настойчивость и подлинность, которым нельзя было не поверить. Дважды подтвердив сообщение, Хэмптон выскочил из своего кресла, как чертик из табакерки, и бросился к центру мостика.
“Капитан, я только что получил сообщение о пожаре среди гражданского населения”, - взволнованно выпалил он. “Рыбак говорит, что японская подводная лодка в море обстреливает лодку его брата”.
“Он говорил разумно?” - скептически ответил бородатый, коренастый командир корабля.
“Да, сэр. Сказал, что не видел подлодку из-за тумана, но получил радиосвязь от своего брата с другого рыболовецкого судна. Он услышал пару выстрелов из большой пушки, затем потерял связь со своим братом. Я получил звонок с другой лодки, подтверждающий звуки стрельбы ”.
“Они указали точное местоположение?”
“Да, сэр. В девяти милях к юго-западу от мыса Флэттери”.
“Очень хорошо. Свяжитесь с "Мэдисоном" и скажите ей, что мы направляемся из пролива, чтобы расследовать сообщение о контакте с противником, затем сообщите навигационную информацию о местоположении. Мистер Бейкер, ” продолжил он, поворачиваясь к высокому лейтенанту, стоящему рядом с ним, “ давайте пройдем в общую каюту.”
Когда по всему кораблю прозвенел сигнал тревоги, экипаж американского эсминца "Теодор Найт" поспешил на свои боевые посты, на ходу надевая шлемы и кепки. Это был не первый раз, когда эсминец класса "Фаррагут" участвовал в боевых действиях. Спущенный на воду в 1931 году на верфи Bath Iron Works в штате Мэн, "Теодор Найт" нес действительную службу, участвуя в конвоировании в Северной Атлантике на ранних этапах войны. Избежав нескольких атак подводных лодок во время сопровождения торговых флотов, эсминец длиной 341 фут был отправлен обратно для патрулирования и сопровождения у Западного побережья, пройдя воды от Сан-Диего до Аляски.
В трех милях позади, в проливе Хуан-де-Фука, шло судно "Либерти" "Мэдисон", направлявшееся в Сан-Франциско с грузом древесины и консервированного лосося. Оставив назначенное грузовое судно в кильватере, "Теодор Найт" вошел в устье Тихого океана, когда его капитан, лейтенант-коммандер Рой Бакстер, приказал увеличить скорость на фланге. Сдвоенные дизельные турбины корабля бороздили гладкое серое судно по воде, как гончая, преследующая кролика. Экипаж, привыкший к спокойному, рутинному патрулированию, испытывал необычайно повышенное чувство готовности к встрече с врагом.
Даже Бакстер почувствовал, как его сердце забилось немного быстрее. Прослужив двадцать лет на флоте, он повидал боевые действия в Атлантике, но ему наскучило его недавнее назначение на родных берегах. Ему понравилась мысль снова попробовать битву, хотя он по-прежнему скептически относился к сообщению по радио. Он знал, что японские подводные лодки не были замечены у побережья больше года, и Имперский флот теперь явно перешел к обороне. “Радар?” - громко потребовал он.
“Сэр, я вижу три небольших судна, приближающихся к каналу, два с севера и одно с запада”, - ответил радист, не отрывая глаз от своего монитора. “У меня есть еще одна неопределенная цель, которая, кажется, неподвижна, лежащая на юго-западе”.
“Отведи нас к южной отметке”, - рявкнул Бакстер. “И прикажи передовым батареям приготовиться к бою”. Командиру пришлось подавить возбужденную усмешку, когда он отдавал приказы. Может быть, сегодня мы заработаем свое жалованье, подумал он, пристегивая шлем.
В отличие от своих американских аналогов, большинство японских подводных лодок во время Второй мировой войны не были оснащены радаром. Технология раннего предупреждения была впервые внедрена на имперских подводных лодках в середине 1944 года, а затем установлена только на отдельных судах. Большинство японских подводных лодок вместо этого полагались на оборудование для обнаружения звука, чтобы обнаружить отдаленного врага. Несмотря на более ограниченный радиус действия, чем у радара, звуковое обнаружение можно было использовать под водой, и оно помогло многим подводным лодкам избежать смертельного столкновения с глубинными бомбами.
В отсутствие радара звукооператор I-403 первым заметил приближающийся к ним эсминец.
“Впереди приближается судно ... интенсивность звука один”, - доложил он при первой регистрации на своем оборудовании.
На палубе оба самолета были выведены из ангаров, где были прикреплены крылья и понтоны, пока продолжался ремонт. Это была ситуация, которой Огава боялся больше всего. Поскольку оба самолета собраны, но ни один из них не готов к полету, ими придется пожертвовать, если подводной лодке придется совершить экстренное погружение.
“Палубное орудие наготове”, - приказал он, надеясь, что непрошеный гость оказался еще одним рыбацким судном.
“Интенсивность звука два и увеличивается”, - спокойно передал звукооператор. “Это корабль”, - добавил он, никого не удивив.
“Обезопасьте все самолеты и очистите авиационную палубу”, - приказал Огава энсину, который побежал по большой палубе, крича на бегу механикам и пилотам. Привязав два самолета, авиационный экипаж быстро схватил свои рабочие инструменты и поспешил в ангар. Водонепроницаемые двери ангара были закрыты и опечатаны; затем люди спустились через другой люк в защищенный корпус подводной лодки.
“Интенсивность звука три, с носа. Возможно, эсминец”, - доложил оператор, правильно определив звук вспенивания двух винтов "консервной банки".
Словно по сигналу, серый корабль материализовался из тумана в полумиле от нас, похожий на стального призрака, несущегося через пустошь. Белая пена срывалась с носа яростными потоками, в то время как из трубы вырывались струйки темного дыма. Худощавый корабль несся прямо на субмарину, атакующий улан, которого нельзя было отрицать.
В то же мгновение загремело палубное орудие I-403, когда опытный артиллерийский расчет подводной лодки попытался остановить приближающийся "дервиш". Однако тонкий лобовой профиль эсминца представлял собой сложную мишень, и снаряд, не причинив вреда, прошел в одну сторону. Орудийный расчет поспешно прицелился и выстрелил снова.
Однажды идентифицировав корабль как эсминец, Огава осознал бесполезность надводной дуэли с превосходящим судном и немедленно приказал аварийно погрузиться. Миссией пришлось бы пожертвовать ради безопасности корабля и экипажа, рассуждал он, если бы не было уже слишком поздно.
Когда прозвучал сигнал тревоги о погружении, орудийный расчет произвел последний отчаянный выстрел, прежде чем спуститься под палубу в безопасное место. Точность стрелка была почти безупречной, но он компенсировал приближающуюся скорость эсминца. Снаряд упал в воду в пятидесяти футах прямо перед носом американского корабля, подняв струю воды на его палубу, но не причинив никакого ущерба.
Две передние батареи "Теодора Найта экса" в последний раз ожили, выпустив подряд пятидюймовые снаряды в сторону японской субмарины. Однако неопытный и накачанный адреналином орудийный расчет стрелял высоко, не причинив вреда снарядам эсминца за пределами набирающей скорость подводной лодки.
На внешнем мостике I-403 Огава на мгновение заколебался, прежде чем спуститься в люк, бросив последний взгляд на приближающегося преследователя. Его внимание привлекло движение на носовой палубе, где он с удивлением увидел члена экипажа, шагающего к одному из самолетов. Это был пилот, проигнорировавший команду погружения и забравшийся в свой самолет. В духе камикадзе пилот не мог смириться с мыслью о потере своего самолета и был готов умереть вместе с ним вместо этого. Огава проклял свою глупую храбрость, затем нырнул на мост внизу.
Были открыты балластные цистерны, и поток морской воды начал заливать подводную лодку, утяжеляя ее. Огромный корпус I-403 был помехой в этой ситуации, требующей, как известно, длительного погружения. Пока Огава ждал, пока подлодка совершит свое мучительно медленное снижение, он разыграл еще одну карту.
“Приготовиться к запуску торпед!” - скомандовал он.
Это была авантюра, но при этом рассчитанная. Поскольку эсминец находился прямо по курсу, Огава мог выстрелить в нос корабля и заставить охотника пасть жертвой.