ПРИКЛЮЧЕНИЯ КУРТА ОСТИНА В ИСПОЛНЕНИИ КЛАЙВА КАССЛЕРА С ПОЛОМ КАМПРЕКОСОМ
Навигатор
Сдвиг полюсов
Затерянный город
Белая смерть
Огненный лед
Голубое золото
Змея
OREGON FILES ПРИКЛЮЧЕНИЯ КЛАЙВА КАССЛЕРА
С ДЖЕКОМ ДЮ БРЮЛЕМ
Берег скелетов
Темная стража
С КРЕЙГОМ ДИРГО
Священный камень
Золотой Будда
ДРУГАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КЛАЙВА КАССЛЕРА
Погоня
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КЛАЙВА КАССЛЕРА И КРЕЙГА ДИРГО
Морские охотники
Морские охотники II
Клайв Касслер и Дирк Питт раскрыли
Клайв Касслер и Дирк Питт раскрыли
ЧУМНОЙ КОРАБЛЬ
РОМАН Из "ОРЕГОНСКИХ ДОСЬЕ"
КЛАЙВ КАССЛЕР С ДЖЕКОМ ДЮ БРЮЛЕМ
Чума прошла по Европе и унесла треть ее населения. Земли были консолидированы, что позволило повысить уровень жизни не только их владельцев, но и тех, кто на них работал. Это событие внесло наибольший вклад в Возрождение и привело к окончательному мировому господству Европы.
Мы размножаемся до смерти:
Как перенаселение уничтожит цивилизацию , доктор Лайделл Купер, Raptor Press, 1977
ПРОЛОГ
БАРЕНЦЕВО МОРЕ
К СЕВЕРУ ОТ НОРВЕГИИ
29 АПРЕЛЯ 1943
БЛЕДНАЯ ЛУНА ОХОТНИКА ВИСЕЛА НАД ГОРИЗОНТОМ, так что ее свет отбрасывал ослепительные отражения на холодный океан. Поскольку зима еще не уступила весне, солнце в этом году еще не взошло.
Вместо этого он оставался скрытым за изгибом земли, слабое светящееся обещание, которое ползло вдоль линии, где небо встречалось с морем, когда планета вращалась вокруг своей наклонной оси. Пройдет еще месяц, прежде чем он проявит себя в полной мере, и, как только это произойдет, он не исчезнет снова до осени. Таков был странный цикл дня и ночи за Полярным кругом.
В силу своих крайних северных широт воды Баренцева моря должны быть замерзшими и непроходимыми большую часть года. Но море было благословлено теплыми водами, поднимающимися из тропиков по Гольфстриму. Именно это мощное течение сделало Шотландию и северные районы Норвегии пригодными для жизни, а Баренцево море свободным ото льда и судоходным даже в самые суровые зимы. По этой причине это был основной маршрут для конвоирования военных материалов с неутомимых заводов Америки в воюющий Советский Союз. И, как многие подобные морские маршруты — Ла—Манш или Гибралтарский пролив, - он стал узким местом и, таким образом, местом гибели "волчьих стай" кригсмарине и быстроходных торпедных катеров берегового базирования Schnellboots.
Размещение подводных лодок было далеко не случайным, оно было спланировано с предусмотрительностью шахматного мастера, выдвигающего свои фигуры. Были собраны все сведения о силе, скорости и назначении судов, курсирующих в Северной Атлантике, чтобы подготовить подводные лодки к нанесению удара.
С баз в Норвегии и Дании патрульные самолеты прочесывали моря в поисках конвоев торговых судов, передавая по рации координаты в штаб флота, чтобы подводные лодки могли подстерегать свою добычу.
В первые годы войны подводные лодки пользовались почти полным господством на морях, и неисчислимые миллионы тонн судов были безжалостно потоплены. Даже под усиленным эскортом крейсеров и эсминцев союзники могли сделать немногим больше, чем использовать шансы потопить один корабль на каждые девяносто девять выживших. Будучи так хладнокровно разыгранными, люди торгового флота заплатили такую же высокую цену, как и фронтовые боевые подразделения.
Этой ночью все должно было измениться.
Четырехмоторный Фокке-Вульф Fw 200 Кондор был массивным самолетом — семьдесят семь футов в длину, с размахом крыльев почти сто десять футов. Разработанный до войны для Lufthansa в качестве пассажирского авиалайнера, самолет быстро был задействован в военных целях как транспортная платформа и платформа для дальней разведки. Радиус действия "Кондора" составлял две с половиной тысячи миль, что позволяло ему часами оставаться в воздухе и охотиться на корабли союзников вдали от берега.
Использовавшийся в атаках в 1941 году, неся под крыльями четыре пятисотфунтовые бомбы, "Кондор" понес тяжелые потери и теперь использовался исключительно как самолет-разведчик и оставался значительно выше зенитного огня союзников во время их патрулирования.
Пилот самолета Франц Лихтерманн был раздражен монотонными часами, проведенными в поисках в бескрайнем море. Он мечтал быть в эскадрилье истребителей, сражаться на настоящей войне, а не слоняться в тысячах футов над холодной пустотой в надежде обнаружить корабли союзников, чтобы потопить кого-нибудь другого. Вернувшись на базу, Лихтерманн поддерживал высокий уровень военного этикета и ожидал того же от своих людей. Однако, когда они были на патрулировании и минуты тянулись с эластичностью индийской резины, он допускал некоторую фамильярность среди экипажа из пяти человек.
“Это должно помочь”, - прокомментировал он по внутренней связи и мотнул головой в направлении ослепительной луны.
“Или его отражение скроет кильватерный след конвоя”, - ответил его второй пилот Макс Эбельхардт своим обычным пессимистичным тоном.
“При таком штиле на море мы их заметим, даже если они остановятся, чтобы спросить дорогу”.
“Мы вообще знаем, есть ли здесь кто-нибудь?” Вопрос поступил от самого молодого члена экипажа, Эрнста Кесслера. Кесслер был задним стрелком "Кондора" и сидел, скорчившись, в кормовой части подфюзеляжной гондолы, которая занимала часть длины фюзеляжа самолета. Из-за своего плексигласового щита и из-за ствола единственного пулемета MG-15 он не мог видеть ничего, кроме того, над чем уже пролетел "Кондор".
“Командир эскадрильи заверил меня, что подводная лодка, возвращавшаяся с патрулирования, заметила по меньшей мере сотню кораблей два дня назад над Фарерскими островами”, - сказал Лихтерманн своему экипажу. “Корабли направлялись на север, так что они должны быть где-то здесь”.
“Более вероятно, командир подводной лодки просто хотел сообщить о чем-то после того, как пропал без вести со всеми своими торпедами”, - проворчал Эбельхардт и поморщился после глотка тепловатого эрзац-кофе.
“Я бы предпочел просто обнаружить их, а затем потопить”, - сказал Эрнст Кесслер. Кроткому парню едва исполнилось восемнадцать, и он лелеял амбиции стать врачом до того, как его призвали. Поскольку он происходил из бедной сельской семьи в Баварии, его шансы получить высшее образование были равны нулю, но это не мешало ему проводить свободное время, уткнувшись носом в медицинские журналы и тексты.
“Это неподобающее отношение немецкого воина”, - мягко предостерег Лихтерманн. Он был благодарен, что они ни разу не подверглись вражеской атаке. Он сомневался, что у Кесслера хватило бы духу открыть огонь из своего пулемета, но мальчик был единственным членом его команды, который мог час за часом сидеть лицом к корме, не теряя сознания от тошноты.
Он мрачно подумал обо всех людях, гибнущих на Восточном фронте, и о том, как танки и самолеты, поставленные русским, отсрочили неизбежное падение Москвы. Лихтерманн был бы более чем счастлив сам потопить несколько кораблей.
Потянулся еще один утомительный час, люди вглядывались в ночь в надежде обнаружить конвой.
Эбельхардт похлопал Лихтерманна по плечу и указал на свой журнал. Хотя официальным штурманом был передний стрелок, стоявший на коленях в передней части подфюзеляжной гондолы, Эбельхардт фактически рассчитал время и направление их полета, и он показывал, что им пора разворачиваться и обыскивать другую полосу открытого моря.
Лихтерманн включил руль и легко повернул штурвал влево, не отрывая взгляда от горизонта, когда луна, казалось, плыла по небу.
Эрнст Кесслер гордился тем, что у него самое острое зрение на борту самолета. Когда он был мальчиком, он препарировал мертвых животных, которых находил на семейной ферме, чтобы изучить их анатомию, сравнивая увиденное с книгами на эту тему. Он знал, что его острое зрение и твердые руки сделают его превосходным врачом. Его органы чувств, однако, были столь же искусны в обнаружении вражеского конвоя.
По праву своего поста, обращенного к корме, он не должен был быть тем, кто заметил это, но он заметил. Когда самолет накренился, его внимание привлек неестественный блеск, белая вспышка вдали от отражения луны.
“Капитан!” - крикнул Кесслер по внутренней связи. “Правый борт, пеленг около трехсот”.
“Что ты видел?” Первобытный трепет охоты прозвучал в голосе Лихтерманна.
“Я не уверен, сэр. Что-то. Какой-то проблеск”. Лихтерманн и Эбельхардт напряглись, пытаясь разглядеть в темноте, куда указывал молодой Кесслер, но там ничего не было видно.
“Вы уверены?” спросил пилот.
“Да, сэр”, - ответил Кесслер, придавая своему ответу уверенности. “Это было, когда мы поворачивали. Угол изменился, и я уверен, что что-то увидел”.
“Конвой?” Хрипло спросил Эбельхардт.
“Я не могу сказать”, - признался Эрнст.
“Йозеф, включи радио”, - сказал Лихтерманн, приказывая переднему стрелку занять вспомогательную позицию.
Пилот прибавил мощности радиальным двигателям BMW и снова накренил самолет. Их гул стал немного резче, поскольку подпорки рассекали воздух.
Эбельхардт прижал к глазам бинокль, осматривая почерневшее море. Мчась к возможному контакту со скоростью двести миль в час, он должен был заметить конвой в любой момент, но, когда секунды превратились в минуту, а ничего не обнаружилось, он снова опустил бинокль. “Должно быть, была волна”, - сказал он, не нажимая на микрофон внутренней связи, так что услышал только Лихтерманн.
“Дай ему шанс”, - ответил Лихтерманн. “Кесслер видит в темноте, как чертов кот”. Союзные державы проделали замечательную работу по нанесению головокружительных камуфляжных рисунков на свои грузовые суда и танкеры, чтобы наблюдатели не могли увидеть корабли с поверхности, но ничто не могло скрыть конвой ночью, поскольку кильватерный след, образовавшийся за судами, белым горел на фоне океана.
Будь я проклят, одними губами произнес Эбельхардт, а затем указал за ветровое стекло.
Сначала это было просто большое серое пятно на темной воде, но, когда они подлетели ближе, серое стало четче и превратилось в десятки параллельных белых линий, отчетливых, как отметки мелом на классной доске. Это были следы армады кораблей, двигавшихся на восток так быстро, как только могли. С высоты "Кондора" корабли выглядели неуклюжими, как слоны, идущие стадом.
"Кондор" подлетел еще ближе, пока резкий свет луны не позволил экипажу различить более медленные грузовые суда и танкеры и стройные ряды эсминцев, выставленных, как пикеты, вдоль каждого фланга конвоя. Пока они смотрели, один из эсминцев быстро приближался к правому борту конвоя, из двух его труб валил дым. Когда эсминец достигал головы конвоя, он снова замедлял ход и позволял грузовым судам пройти мимо него, что союзники называли “индийским пробегом”. В хвосте конвоя длиной в милю эсминец снова ускорялся в бесконечном цикле. Таким образом, для прикрытия конвоев требовалось меньше боевых кораблей.
“Там, должно быть, двести кораблей”, - прикинул Эбельхардт.
“Достаточно, чтобы красные сражались месяцами”, - согласился пилот. “Джозеф, как там дела с радио?”
“У меня нет ничего, кроме помех”.
Помехи были достаточно распространенной проблемой, работающей так далеко за Полярным кругом. Заряженные частицы, попадающие в магнитное поле земли, попадали на землю на полюсах и разрушали радиоприемники ’
вакуумные трубки.
“Мы обозначим наше местоположение, - сказал Лихтерманн, - и передадим по радио наш отчет, когда будем ближе к базе. Эй, Эрнст, молодец. Мы бы отвернули и пропустили конвой, если бы не вы.”
“Спасибо, сэр”. В ответе мальчика была очевидна гордость.
“Я хочу лучше подсчитать численность конвоя и приблизительное значение их скорости”.
“Давайте не подходить так близко, чтобы эти эсминцы открыли огонь”, - предупредил Эбельхардт. Он собственными глазами видел бой и теперь летал вторым пилотом из-за осколка, попавшего ему в бедро, благодаря зенитному обстрелу над Лондоном. Он узнал выражение глаз Лихтерманна и волнение в его голосе. “И не забудь про камеры”.
“Доверься мне”, - сказал пилот с дерзкой бравадой и подвел большой самолет ближе к медленно движущемуся флоту в десяти тысячах футов под ними. “Я не собираюсь подходить слишком близко, и мы слишком далеко от земли, чтобы они могли запустить в нас самолет”.
CAMS, или торговые катапультные самолеты, были ответом союзников на немецкую воздушную разведку. На носу грузового судна был установлен длинный поручень, и с помощью ракеты они могли запустить истребитель Hawker Sea Hurricane, чтобы сбить неуклюжий "Кондор" или даже атаковать всплывающие подводные лодки.
Недостатком CAMs было то, что самолеты не могли приземлиться обратно на борт своего материнского корабля. "Харрикейны" должны были либо находиться достаточно близко к Великобритании, либо в каком-то другом дружественном районе, чтобы пилоты могли нормально приземлиться. В противном случае самолет пришлось бы бросить в море, а пилота спасти из воды.
Конвой, идущий под Fw 200, находился более чем в тысяче миль от любой территории союзников, и даже при яркой луне сбитого пилота было бы невозможно спасти в темноте. Сегодня ночью "Харрикейнов" не будет запущено. "Кондору" нечего было бояться массы кораблей союзников, если только он не отклонялся в пределах досягаемости эсминцев и завесы зенитного огня, которую они могли поднять в небо.
Эрнст Кесслер считал ряды кораблей, когда на палубах двух эсминцев внезапно появились мигающие огни. “Капитан!” - крикнул он. “Огонь с конвоя!” Лихтерманн едва различал эсминцы под своим крылом. “Полегче, парень”, - сказал он. “Это сигнальные огни. Корабли плывут в условиях строгого радиомолчания, вот как они общаются ”.
“О, простите, сэр”.
“Не беспокойся об этом. Просто подсчитай как можно точнее”. "Кондор" лениво описывал круг вокруг флотилии и проходил вдоль ее северного фланга, когда Дитц, стоявший на верхней орудийной платформе, крикнул: “Приближается!” Лихтерманн понятия не имел, о чем говорит этот человек, и немного замедлил с реакцией. Идеально нацеленная очередь 7,7-мм пулеметных очередей прошила верхнюю поверхность Кондора, начиная от основания вертикального стабилизатора и поднимаясь по всей длине самолета. Дитц был убит до того, как смог выстрелить. Пули пробили кабину пилота, и среди резкого стука пуль, рикошетирующих от металлических поверхностей, и свиста ветра в дырах в фюзеляже Лихтерманн услышал, как его второй пилот застонал от боли. Он оглянулся и увидел, что передняя часть летной куртки Эбельхардта залита кровью.
Лихтерманн вывернул руль и сильно надавил на штурвал, чтобы уйти в пике от самолета союзников, который появился из ниоткуда.
Это был неправильный маневр.
Спущенный на воду всего несколькими неделями ранее, MV Empire MacAlpine был поздним дополнением к конвою. Первоначально построенное как зерновоз, судно водоизмещением восемь тысяч тонн простояло пять месяцев на верфи Burntisland, где его надстройку заменили на небольшой контрольный островок, четыреста шестьдесят футов взлетно-посадочной полосы и ангар для четырех торпедоносцев Fairley Swordfish. Он все еще мог перевозить почти столько же зерна, сколько мог до переоборудования. Адмиралтейство всегда рассматривало CAMs как временную меру, пока не будет найдена более безопасная альтернатива. Как это было, торговые авианосцы, или МАКи, как MacAlpine должны были использоваться только до тех пор, пока Англия не получит от Соединенных Штатов несколько эскортных авианосцев класса "Эссекс".
В то время как "Кондор" слонялся над конвоем, две "Рыбы-мечи" были запущены с "МакЭлпайн" и улетели достаточно далеко от флота, чтобы, когда они поднялись в чернильное небо, чтобы устроить засаду гораздо более крупным и быстрым немецким самолетам, Лихтерманн и его люди так и не узнали об их приближении. "Фэрли" были бипланами с максимальной скоростью, едва ли вдвое меньшей, чем у "Кондора". Каждый из них нес пулемет Виккерса, установленный над обтекателем радиального двигателя, и пулемет Льюиса на карданном подвесе в задней части кабины.
Вторая рыба-меч лежала в засаде в трех тысячах футов ниже "Фокке-Вульфа" и была почти невидима в темноте. Когда Кондор нырнул прочь от первого атакующего, второй торпедоносец, лишенный всего, что могло его замедлить, был на позиции.
Поток огня из "Виккерса" хлынул в переднюю часть "Кондора", в то время как второй стрелок далеко перегнулся через комингс задней кабины, чтобы навести пушку Льюиса на пару двигателей BMW, прикрепленных к левому крылу.
Вокруг Эрнста Кесслера появились дыры размером с монету, алюминий на мгновение вспыхнул вишнево-красным, прежде чем погаснуть. Между криком Дитца и шквалом, обрушившимся на днище Кондора, прошло всего несколько секунд, но этого было недостаточно, чтобы страх покалечил подростка. Он знал свой долг.
Тяжело сглотнув, потому что его желудок еще не успел привыкнуть к стремительно падающему самолету, он нажал на спусковой крючок своего MG-15, в то время как Fw продолжал пикировать мимо более медленной рыбы-меча. Небо начали заполнять трассирующие пули, и он нацелил 7,92-мм орудие, как пожарный направляет струю воды. Он мог видеть круг из маленьких огненных струй, светящихся в темноте. Это были выхлопные газы, вырывающиеся из радиального двигателя "Фэрли", и именно туда он направил уничтожающий огонь, даже когда его собственный самолет непрерывно обстреливался британскими самолетами.
Изогнутая линия трассирующих пуль сошлась на светящемся круге, и внезапно показалось, что нос самолета союзников был охвачен фейерверком. "Рыбу-меч" окутали искры и языки пламени, металл и ткань были изорваны в клочья в результате нападения. Пропеллер был разорван на части, а радиальный двигатель взорвался, как будто это была осколочная граната. Горящее топливо и горячее масло окатили незащищенных пилота и стрелка. Контролируемое погружение "Рыбы-меча", которое соответствовало погружению "Кондора", превратилось в неконтролируемый отвес.
"Фэрли" перевернулся, раскручиваясь по спирали все быстрее, поскольку горел как метеор. Лихтерманн начал выравнивать "Кондор". Кесслер мог видеть, как пылающие обломки продолжают удаляться. Они внезапно изменили форму. Крылья оторвались от фюзеляжа "Рыбы-меча". Любая аэродинамика, которой обладал смертельно раненный самолет, исчезла. "Рыба-меч" камнем рухнула вниз, языки пламени погасли, когда обломки врезались в равнодушное море.
Когда Эрнст посмотрел вверх и перевел взгляд на пятидесятифутовую заднюю кромку левого крыла, страх, который он был слишком отвлечен, чтобы признать, охватил его в полную силу. Из обоих девятицилиндровых двигателей шел дым, и он отчетливо слышал, что силовые установки давали осечку.
“Капитан”, - крикнул он в микрофон.
“Заткнись, Кесслер”, - рявкнул Лихтерманн. “Радист, поднимитесь сюда и помогите мне. Эбельхардт мертв”.
“Капитан, левые двигатели”, - настаивал Кесслер.
“Я знаю, черт возьми, я знаю. Заткнись”.
Первая атаковавшая рыба-меч находилась далеко за кормой и, скорее всего, уже повернула, чтобы присоединиться к конвою, так что Кесслеру ничего не оставалось, как в ужасе смотреть на дым, проносящийся мимо в потоке слипа. Лихтерманн заглушил бортовой двигатель в надежде погасить пламя. Он позволил винту на мгновение раскрутиться, прежде чем снова включить стартер. Двигатель кашлянул и загорелся, и вокруг капота появился огонь, пламя быстро почернело на алюминиевой обшивке гондолы.
Поскольку внутренний двигатель вырабатывал небольшую тягу, Лихтерманн случайно отключил внешний двигатель.
Когда он снова нажал на стартер, двигатель немедленно заработал, выпуская лишь редкие струйки дыма. Он немедленно заглушил все еще горящий внутренний двигатель, опасаясь, что огонь может перекинуться на топливопроводы "Кондора", и заглушил поврежденный внешний двигатель, чтобы сохранить его как можно дольше. С двумя исправными двигателями и третьим, работающим на половинной мощности, они могли бы вернуться на базу.