ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, автор Дональд А. Воллхайм
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, Джейсон Эндрю
ТОМ ВСЕЛЕННАЯ, автор Ларри Ходжес
"ДИКОЕ СЕМЯ", автор Кармело Рафала
TABULA RASA, автор Рэй Клули
"ГЛАЗА ТАРА", Генри Каттнер
"РЕГЕНЕЗИС", автор Синтия Уорд
НЕДОСТАТОЧНО ВСЕМОГУЩИЙ, Джордж Х. Скитерс и Джон Грегори Бетанкур
"УБЛЮДКИ ПЛАТОНА" Джеймса К. Стюарта
ДРУГ по переписке, Милтон Лессер
"АРБИТР", Джон Рассел Фирн
ЗАГОВОР БАБУШКИ И ВНУЧКИ, автор Марисса Линген
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО, автор Дэвид Гриннелл
ЖИЗНЬ В УСЛОВИЯХ, Джеймс К. Моран
"ЧУВСТВО ДОЛГА", ЧАСТЬ 1, Гарри Харрисон
"ЧУВСТВО ДОЛГА", ЧАСТЬ 2, Гарри Харрисон
"ЧУВСТВО ДОЛГА", ЧАСТЬ 3, Гарри Харрисон
"ЧУВСТВО ДОЛГА", ЧАСТЬ 4, Гарри Харрисон
"ЧУВСТВО ДОЛГА", ЧАСТЬ 5, Гарри Харрисон
"ЯЙЦО АНГЕЛА", автор Эдгар Пэнгборн
"ЮНОСТЬ" Айзека Азимова
"ГИМН" Айн Рэнд
ОБ АВТОРАХ
.
* * * *
“Зора и этические кочевники земли” Мэри А. Турзилло первоначально появилась в сборнике новой научной фантастики "Солярис". Авторское право No 2007 Мэри А. Турзилло. Перепечатано с разрешения автора.
“Пища для дружбы” Э.К. Табба защищена авторскими правами No 1956, 2003 Э.К. Табба. Перепечатано с разрешения литературного агентства Cosmos.
“Дело жизни профессора Мунца” Мюррея Лейнстера первоначально появилось в "Захватывающих чудесных историях" в июне 1949 года.
“Крошка и чудовище” Теодора Стерджена впервые появилась в "Astounding Science Fiction" в мае 1947 года.
“По ту сторону лежит Вуб”, Филип К. Дик, первоначально появившийся в Planet Stories, июль 1952.
“Картинки не лгут” Кэтрин Маклин, первоначально появилась в журнале Galaxy Science Fiction в августе 1951 года.
“Большое путешествие вон туда” Курта Воннегута-младшего впервые появилось в журнале Galaxy Science Fiction в январе 1954 года.
“Штормовое предупреждение” Дональда А. Воллхайма первоначально появилось в журнале Future Fantasy and Science Fiction в октябре 1942 года.
“Применение дисциплины” Джейсона Эндрю первоначально появился в School Days: Tales with an Edge. Авторское право No 2010 Джейсона Эндрю. Перепечатано с разрешения автора.
“Вселенная Тома” Ларри Ходжеса первоначально появилась в виде аудиокниги в "Спасательной капсуле" в апреле 2011 года. Авторское право No 2011 Ларри Ходжес. Перепечатано с разрешения автора.
“Дикое семя” Кармело Рафалы первоначально появилось в "Вест Пирс Газетт" и других рассказах. Авторское право No 2008 Кармело Рафала. Перепечатано с разрешения автора.
“Tabula Rasa” Рэя Клули первоначально появилась в Not One Of Us #46 (октябрь 2011). Авторское право No 2011 Рэй Клули. Перепечатано с разрешения автора.
“Глаза Тара” Генри Каттнера первоначально появились в "Planet Stories" осенью 1944 года.
“Регенезис” Синтии Уорд первоначально появилась в Nature. Авторское право No 2000 Синтия Уорд. Перепечатано с разрешения автора.
“Недостаточно всемогущий” Джорджа Х. Скитерса и Джона Грегори Бетанкура является оригиналом этого издания. Авторское право No 2012 Джона Грегори Бетанкура.
“Ублюдки Платона” Джеймса К. Стюарта защищены авторским правом No 2011 Джеймса К. Стюарта. Перепечатано с разрешения автора.
“Друг по переписке” Милтона Лессера первоначально появился в журнале Galaxy Science Fiction в июле 1951 года.
“Арбитр” Джона Рассела Фирна первоначально появился в "Поразительных историях" в мае 1947 года. Перепечатано с разрешения литературного агентства Cosmos.
“Заговор бабушки и внучки” Мариссы Линген, первоначально опубликованный в журнале Clarkesworld № 39. Авторское право No 2009 Мариссы Линген. Перепечатано с разрешения автора.
“Совершенно секретно” Дэвида Гриннелла (псевдоним Дональда А. Воллхейма) впервые появился в "Сэр!" в апреле 1948 года.
“Жизнь в условиях” Джеймса К. Морана первоначально появилась в On Spec #69 (лето 2007). Авторское право No 2007 Джеймс К. Моран. Перепечатано с разрешения автора.
“Чувство долга” Гарри Харрисона первоначально появилось в Analog в 1961 году. Позже он был опубликован в переработанном виде книги как Планета проклятых.
“Яйцо ангела” Эдгара Пэнгборна впервые появилось в "Гэлакси" в июне 1951 года.
“Юность” Айзека Азимова впервые появилась в журнале Space Science Fiction в мае 1952 года.
"ЗОРА И ЭТИЧЕСКИЕ КОЧЕВНИКИ ЗЕМЛИ", Мэри А. Турзилло
Зора, конечно, впустила их. Сколько у тебя друзей, когда ты живешь в марсианской Арктике? И, в конце концов, они были друзьями, несмотря на их запах (дни, недели в защитных костюмах не улучшали сырный запах, исходящий от их ботинок).
Они больше походили на друзей, потому что были молоды, просто дети, как она. На самом деле они казались даже моложе Зоры. Никто из них не рожал. Она вспомнила невинного ребенка, которым была до Маркуса, до контракта с Корпусом, до Марса. И перед тяжелой работой по созданию жилья в холодной и разреженной атмосфере места, где она была паломницей и первопроходцем.
Даже если бы они были незнакомцами, вы не прогоните путешественников через выцветшую оранжевую пустыню Марса. Сделать это равносильно убийству.
Да, это наложило налог на собственные системы ее семьи, потому что, конечно, ей и Маркусу пришлось предложить им использовать пылесос и утилизировать их гигиенические пакеты. Скудная кладовая ее семьи была в их распоряжении, ей приходилось предлагать им теплые ванны и горячие напитки даже до того, как их маленький Секу принимал ванну. Они нуждались в ванне гораздо больше, чем Секу.
Какими бы вонючими и нуждающимися они ни были, они были обществом, животными ее вида в опасном мире широких, пустых небес и одинокой тишины.
Говорят, что марсиане могут взять любое вещество и превратить его в пиво, сыр или биологическое оружие. Когда они с Маркусом впервые прилетели на Марс, она наивно полагала, что они привезут с собой свои этнические блюда и обычаи. Более того, они возродят древние традиции Киафрики. Они пили бы пальмовое вино из тыквенного горлышка, они бы научились выращивать ямс на искусственном субстрате, который на Марсе считается почвой, они бы рассказывали старые истории при тусклом свете двух лун вместо одной яркой.
* * * *
Каким-то образом изучение суахили отходит на второй план перед созданием жизни из песка, камня и неба.
На что она не рассчитывала, так это на то, что вся киафриканская культура, которая когда-либо попадет на Марс, была встроена в ее и Маркуса отлаженные мозги, и что даже исследовать их материнскую культуру будет нелегко на расстоянии от тридцати пяти до ста миллионов миль от дома, от трех до тридцати световых минут от электронных ресурсов Земли. И когда вы так далеко от дома (или когда ваш дом находится так далеко от Земли), ваша культура состоит из сущности, которой вы обязаны своей жизнью, которая контролирует даже воздух, которым вы дышите, и нескольких людей, которых вы встречаете, ваших соседей в нескольких десятках километров от вас, которые достаточно любезны, чтобы рассказать вам, как мариновать тыквенные соцветия, фаршированные луковой кашицей, как заниматься сексом и что делать, если бактерии в вашем утилизаторе прокиснут.
Не то чтобы там не было традиций. Один из них - the toy exchange, и спасибо Марсу за это. Зоре удалось обменять совершенно бесполезный игровой домик из пенопласта на забавную маленькую “настоящую” камеру. Кто-то купил их коробку вместе с серебристой эмульсионной пленкой и химикатами, которые они ели, и Секу, которому было меньше трех месяцев, был очарован плоскими изображениями, которые он мог сделать с ней, Маркусом и всем остальным внутри жилого модуля.
Если бы он был достаточно взрослым, чтобы носить защитный костюм, он, вероятно, нарисовал бы портреты ровера.
Маркус не мог понять, зачем кому-то, у кого достаточно мозгов, чтобы выжить на Марсе, создавать такую штуку, но оказалось, что это способ избавиться от невыгодно малого количества серебра, добытого из того, на чем производитель надеялся разбогатеть.
Секу был вне себя от волнения, когда появились кочевники с этикой земли. Они были не только новыми объектами для его увлечения фотографией, но и выслушивали его бесконечные вопросы о мире за пределами жилого модуля.
Выслушал, но не ответил.
У кочевников наземной этики были иные представления о Марсе, чем у Зоры и Маркуса, и иногда Зора беспокоилась, что маленький Секу впитает их и захочет убежать с ними, когда станет старше. Зора и Маркус Смайт верили, что человечество обязано идти вперед и познавать Вселенную. Однажды Зора услышала, как ребенок-католик читал что-то, называемое катехизисом: "Почему Бог создал меня?" Знать, любить и служить ему.
Но как вы знаете Бога? Познавая вселенную. И вы можете узнать это, только исследуя его.
Вот почему Смайты оказались на Марсе.
У наземных этнических кочевников была другая идея. Они верили, что земля, то есть поверхность планет, лун и астероидов, была священной. Люди могли бы попытаться узнать, исследовать, Но они не должны разрушать. Если бы жизнь существовала на Марсе, если бы она когда-либо существовала или имела потенциал существования, человечество не должно было бы навязывать свой собственный порядок на земле.
Земля была священной. Вся земля. Даже поверхности звезд, даже пространства между звездами были священными.
Они сказали, что людям не место на Марсе.
Если бы спросили, почему они жили на Марсе, большинство кочевников, придерживающихся сухопутной этики, пожали бы плечами и сказали, что их миссией было убедить людей вернуться домой, на Землю.
Танго и Десуэтуда в значительной степени оставили Секу в покое. Хамрет любил играть с ним и восхищался камерой и игрушечным ровером. Но эта новая кочевница, Валькири, сидела долгие часы, читая мальчику, рассказывая ему сказки.
“Земля так б прекрасна. И ей было так грустно, когда ее дети бросили ее, чтобы отправиться в холодное, тусклое небо Марса. Можете ли вы нарисовать печальную Землю? Позвольте мне помочь вам. Вот ее глаза, все полные слез”.
Голос Валькири дрогнул. Она осознавала, что Зора стоит над ней. Она перевернула доску и начала рисовать цветы (flowers!) на обратной стороне.
* * * *
“Маркус”, - прошептала Зора, когда все легли спать той ночью, Секу спал на подстилке из одеял в ногах их кровати, якобы потому, что кочевникам нужна была его комната, но больше потому, что Зора не полностью доверяла своим гостям, - “Маркус, они проповедовали нашему сыну”.
“Пусть они проповедуют”, - коротко сказал Маркус. “Дети знают, что они видят, а не то, что им рассказывают пустяки”.
Она прижалась к нему, желая утешения от его упругого, теплого тела. Она любила его больше жизни, несмотря на то, что он иногда злил ее своими тихими глубокими мыслями. Она не хотела пережить его. Она хотела раствориться в его теле, но, но она знала, что Секу был достаточно взрослым, чтобы заметить, занимались ли его родители любовью. Она долго слушала тихое пение в комнатах внизу. Валькири играет приятную музыку на полированном барабане, грубый бас Танго, грубоватый в его пересохшем от Марса горле, голос Десуэтуды, слишком тихий, чтобы его можно было услышать большую часть времени, переполнен эмоциями. Сладкий контраст между поврежденной резкостью танго и нежностью двух женщин и барабана. Пропагандистские песни.
Зора повернулась к нему и положила руку ему на грудь. “Маркус, почему мы должны держать их здесь? Не могли бы мы дать им какие-нибудь расходные материалы и сказать, чтобы они уходили? ”
“Доброе утро, Зора. Завтра рано утром я придумаю какую-нибудь причину, чтобы заставить их уйти. Скажи им, что на Секу земной вирус, который должен заставить их убраться отсюда ”.
Она провела пальцем по ритуальным шрамам на его щеке. “Это хороший план, детка. Выставьте их такими дураками, какие они есть ”. Хотя ей нравились танго и Десуэтуда. Это был новый, Валькири, который ей не очень понравился.
“Это просто игра? Послушайте, как дышит мальчик. В нем может быть вирус, совершенно верно.”
Зора замолчала. Сослаться на болезнь, как всегда говорила ее мать, все равно что пригласить дьявола на ужин. И, потеряв Землю, и свою семью, и многое другое, она иногда задавалась вопросом, был ли Марс достаточной компенсацией.
Секу казался таким хрупким. Никто не хочет пережить собственного ребенка.
Она плохо спала и рано проснулась.
* * * *
Но ночью вспышка на солнце утихла, и пока уровень радиации снижался, кочевники суетились вокруг упаковки. У Зоры была возможность поговорить с Десуэтудой, когда они обменивались рецептами гидропонных стимуляторов, которые не хотели доверять электронной почте. Но Десуэтуда, почти старый друг, не был проблемой. Это была Валькири.
Маркус помог им перетащить оборудование обратно в марсоход, и когда он снял шлем после возвращения, Зора увидела, что он нахмурился.
“Там не так много сотрудничества”, - сказал он. “Я не думаю, что эта новая девушка, эта Валькири, долго продержится в племени”.
“Откуда она взялась?”
“Лунные кочевники. Последний из ее племени там. Остальные сдались, продались дешев—ному поставщику рабочей силы на Земле - вы не можете жить за счет земли на Луне ”. Он издал горлом тихий неодобрительный звук. “Хотел бы я поговорить с вождем племени этой группы. Остальные марсоходы племени продвинулись вперед на день. Танго говорит, что они затаились и преодолели шторм с помощью препаратов, восстанавливающих действие свободных радикалов ”.
“Хороший способ умереть молодым”.
“Но безболезненный. Глупо. И наркотики также сокращают использование расходных материалов примерно на пятнадцать процентов. В любом случае, Валкири набросилась на меня со всех сторон. Подразумевалось, что мы подвергаем опасности детей, просто чтобы иметь малышей здесь, на Фарме. Надеялся, что Секу будет умолять нас вернуться на Землю ”.
* * * *
Когда посетители уходят, всегда нужно заняться уборкой. Параметры окружающей среды по потреблению кислорода и воды должны быть откалиброваны до нормальных настроек. Жилой модуль должен быть прибран. Отчеты о посещении должны быть зарегистрированы, а балансовые отчеты о расходных материалах должны быть пересчитаны, чтобы вещей хватило до тех пор, пока солнечные батареи и ядерная бомба не выработают достаточно энергии.
Итак, Зора заметила аномалию только через пятнадцать часов.
* * * *
Она только что надела верхнюю часть своего защитного костюма, готовая перепроверить входной шлюз, что она всегда делала, когда там были посетители, потому что однажды Чоко, кочевник из другого племени, оставил в шлюзе столько песка, что он замерз открытым. Когда она посмотрела на детектор в воздушном шлюзе, она чуть не уронила шлем.
Предупреждение о радиации гремело, как гангстеры.
Она дико огляделась в поисках Секу, который тихо играл в теплице высокого давления. Ну, не столько играл, сколько пробовал себя во взрослой роли — он неуклюже пересаживал морозный цветок.
Датчик этого шлюза показал сильное излучение, тревожный уровень. Осторожно, в ужасе, она схватила ручной датчик и побежала к воздушному шлюзу оранжереи, где Секу что-то напевал себе под нос и пачкал руки
. Слава Марсу, пронзительный вой будильника не усилился, когда она двинулась к нему.
Но и мягче он не стал. Это означало, что с некоторого расстояния исходил огромный маяк смертоносной радиации, иначе движение заставило бы его увеличиваться или уменьшаться.
Где, где, где?
Подумай. Если бы она схватила Секу, как подсказывал ей инстинкт, она должна была бы знать, куда его переместить, и быстро. Скорее всего, в системе охлаждения их ядерного боеприпаса, источника питания жилого модуля, произошла утечка. Она слышала о таких вещах.
Но знание этого не помогло. Она закрыла глаза, чтобы сосредоточиться, и неожиданно перед ней возник образ медленной струйки радиоактивной воды, просачивающейся в систему подачи чистой воды, которая обогревала дом.
“Маркус”, - позвала она дрожащим, низким голосом. Затем она поддалась инстинкту, проскользнула через воздушный шлюз между ней и Секу и подхватила его на руки.
У них не было для него защитного костюма. Он все еще рос слишком быстро. Но если бы она не смогла найти источник утечки, ей пришлось бы вытащить его из жилого модуля, в окружающую среду.
Рядом с ней появился Маркус, внезапный ангел спасения. Обдуманные и размеренные движения. Компетентный. Она выдохнула с благодарностью. когда он заключил ее и Секу в свои объятия.
“Это исходит отовсюду”, - сказал он, как будто прочитал ее мысли. “Трудно сказать, что могло вызвать такой провал”.
“В жилом модуле должно быть безопасное место”, - резонно заметила она.
“Смотри”, - сказал он и передал изображение монитора систем жизнеобеспечения жилого модуля на ее наручный коммуникатор.
“Секу—”
Секу сначала заинтересовался настойчивостью своей матери, но теперь он выглядел испуганным. Он знал, что такое радиация; дети должны были знать об опасностях окружающей среды, и знание признаков радиации, хотя это была редкая опасность, было такой же частью их раннего обучения, как и умение прислушиваться к сигналам тревоги об отказе воздушного шлюза.
“Все будет хорошо”, - сказал Маркус, положив руку на голову мальчика. И обращаясь к Зоре: “Сейчас я проверяю все датчики в жилом модуле. Если и есть безопасное место, я не могу его найти. Я оставил эвакуационный шар у главного входа. Поехали”.
* * * *
Секу не понравился эвакуационный бал. “Мама, пожалуйста, мне больно”.