Любой из литературных текстов можно рассматривать с использованием двух наиболее общих подходов. Первый - это рассмотрение непосредственно текста как такового: анализируется композиция, стиль, образы, присутствие автора в тексте, а также практически бесконечное количество других параметров. Обзор конкурсных рассказов 'Интервью с Вомпером' в данном ключе в меру моих скромных сил и способностей уже закончен и доступен по адресу http://zhurnal.lib.ru/a/arhipenko_o_a/interwxjuswomperom.shtml.
Такой подход является наиболее распространенным, но не стоит забывать о том, что каждое произведение является не только совокупностью авторских приемов и стилистических особенностей, но и... самостоятельным маленьким (или большим) миром. И автор для такого мира является... Демиургом. И если герои в тексте говорят или совершают нечто, то (в той или иной степени) отражают тем самым мнение автора на данную ситуацию (данный вопрос, данное затруднение и т.д.).
Тем не менее, ошибочным будет мнение о том, что 'герои действуют так, как этого хотел автор'. Иногда герои действуют так, как этого хотел... текст. Ну вот пишется так, и хоть ты с ними что хочешь делай! Но если рассмотреть произведение в целом, то можно получить определенные представления об авторе, пусть даже самые общие. Такой подход 'от текста к автору' хорошо, наверное, всем знаком по урокам литературы в школе. Помните: 'Этой метафорой автор хотел сказать...'? Или еще того лучше: 'Эта гипербола отражает классовую борьбу автора с...'? Сразу спешу развеять растущее негодование - я не буду делать далеко идущие выводы относительно того, что именно хотел автор сказать фразой 'В бледном лунном свете заманчиво блеснули клыки', и какие черты характера автора она отражает.
На основании 'миров' конкурсных рассказов я попробую составить собирательные образы вампиров и оборотней.
Обращаю особое внимание авторов - рассматриваются исключительно тексты как некая автономная реальность, сугубо с точки зрения существования в них вампиров и оборотней и, более того, исходя из моего данных текстов восприятия. И если в рассказе, по моему мнению, не живет вампир или оборотень, или живет не так, как в других рассказах - этот факт совершенно не является 'наездом' ни на сам рассказ, ни (чур меня) на его автора.
Восемьдесят восемь работ - интересный и вполне достойный материал для анализа и обобщения. К сожалению, некоторые рассказы пришлось исключить из дальнейшего анализа. По нескольким причинам.
Во-первых, рассказы, в которых сам факт существования оборотней и вампиров является сомнительным:
'Джек Порфирианец' (возможно, главный герой вампир, но вполне может им и не быть),
'Фирменный случай' (существование вампиров на уровне слухов),
'Кем быть' (обыгрывается сугубо характерологическая связь 'человек-крыса'),
'Наш самолет, вперед лети' (вампир оказался фальшивым),
'Собачка' (в одном из наиболее вероятных прочтений старик все-таки оборотнем не оказался).
Не слишком много, до начала конкурса казалось, что таких рассказов будет больше. Итого минус пять рассказов, остается восемьдесят три.
Во-вторых, рассказы с настолько своеобразным толкованием авторами понятий 'вампир' и 'оборотень', что анализировать их наряду с остальными было бы более чем сложно:
'Отцы и эти' (если подходить с точки зрения правил конкурса - вампир имеется, но очень уж необычный),
'Зато потом' (все человечество это, конечно, не какой-то там 'гомо вампирус'),
'Идолище грядет' (с формальной точки зрения - оборотень, но тоже слишком выбивается из общего ряда),
'Собаке дворника, чтоб ласкова была' (поменяться телами и обратиться - не совсем одно и то же),
'Звено' (судя по комментариям автора, вампиры в тексте есть, я не уверена),
'Человек' (понятно, что главный герой - не человек, но вот кто именно - не совсем понятно).
Еще минус шесть рассказов - итого семьдесят семь.
Следующая группа, из двух рассказов -
'Менестрель' (наличие вампиров или оборотней предоставляется к домысливанию читателю) и
'С.Н.Г' (вампиры или оборотни в зависимости от наиболее понравившейся концовки)
Семьдесят пять.
И последняя группа, тоже два рассказа, в которой вампиры и оборотни присутствуют, но функцию в тексте исполняют сугубо пассивную
'Выпуск Lxvii' и
'Обратень'.
Итого семьдесят три рассказа, на основании которых и построен дальнейший анализ.
Сразу же в первом приближении отвечаю на вопрос 'кто кого?': из семидесяти трех рассказов, в которых присутствует активно действующая поддающаяся идентификации нечисть,
42 рассказа про вампиров,
22 - про оборотней и в
9 рассказах присутствуют и те, и другие.
Вампиры победили с большим отрывом!
В дружном бестиарии вампиров безусловное первенство принадлежит
существам, которые для поддержания собственной жизнедеятельности вынуждены отнимать кровь насущную у населения - 29 рассказов
Отнимающие жизнь, душу и аналогичные субстанции - 6 рассказов
Другие субстанции - 2 рассказа: молоко ('Моя') и опухолевые клетки ('Сделка').
Снова-таки, до начала конкурса казалось, что будет больше необычных вариантов.
5 рассказов освещают проблемы существ, интересующихся кровью самих вампиров:
'Авдейкино горе' (есть вампиры не только 'в квадрате', но даже и 'в кубе'),
'Улыбайся',
'Sic transit...',
'Le vertige',
'Рыбак'.
Среди оборотней преобладают... нет, не волки. А было бы вполне логично предположить! Преобладают 'полиморфы' - существа, способные принимать различные облики. По желанию или в зависимости от обстоятельств. Таких рассказов аж 6 штук. Почти треть от всего количества текстов про оборотней.
'Ментоморфозы' (три личины одного оборотня, меняются при взгляде в зеркало),
'Показ' (личины меняются в зависимости от производственной необходимости),
'Ведьмино отродье' (судя по тексту, оборотень имел как минимум две личины),
'Первая соната полуночи' (многоликость обусловлена условием существования оборотня),
'Размазня' (один нож - одна личина),
'Все течет' (личина выбирается с утилитарной целью - побыстрее замочить противника).
На втором месте... снова не волки! А рассказы, в которых мирно (или не очень) сосуществуют различные виды оборотней. 6 рассказов :
'Последние' (один человек оборачивается в одного животного ради спасения фауны),
'Самоубийство' (разные оборотни, центральные образы - рысь и волк)
Затем 4 рассказа про кошек и котов:
'Лесная ведьма',
'Изгой' (почти волк, но не получилось),
'Серая кошка' и
'Вторая жизнь'.
Далее всего лишь два волка: 'Я, волк' и 'Ласковый и нежный зверь'.
Один тигр: 'Вспомни, брат!'.
Одна крыса: 'Ключи от сумерек'.
Один медведь 'Скирлы-скирлы'.
И один рассказ, в котором точно есть оборотень, но вид определить затруднительно: 'Марки'.
Сочетание вампиров и оборотней. Наблюдаем два варианта: первый - вампир и оборотень имеются в одном рассказе, и второй - вампир и оборотень имеются в одном существе.
В одном существе 'нечисть' поселилась в мирах рассказов
'Голубая кровь',
'Синде морао' и
'Диверсанты'.
Причем 'Синде Морао' и 'Диверсанты', не смотря на свою явную литературную несхожесть, оказались очень подобны в идее: и в том, и в другом случае, для того, чтобы обратиться в кого-либо, нужно было сначала этого кого-либо 'повампирить' (правда, в одном случае 'вампирить' нужно физическую субстанцию, а в другом - духовную).
В одном рассказе объединили вампиров и оборотней
'Упыриные страдания' (правда, оборотень вполне настоящий, а вампир - предполагаемый, но тем не менее),
'Первый слуга государства',
'Оборотень дворовой, обыкновенный',
'Охотник и жертва',
'Объятия паука',
'Шоу'.
Причем выделить главенство в дуэте или противостоянии 'вампир - оборотень' нет возможности практически ни в одном из рассказов. Разве что 'Шоу' показывает вампира как существо более высокого уровня развития по сравнению с оборотнем, да в 'Охотнике и жертве' оборотень выглядит уж совсем неприглядно.
Под бодрый храп читателей, оставшихся в первой части, вместе с группой заинтересованных товарищей, переходим к части второй.
Как относится к вампирам и оборотням наше реальное общество?
Я бы сказала, что в большинстве своем 'по-сказочному', где-то на уровне веры в Санта-Клауса и Деда Мороза со Снегурочкой. Но явных доказательств как существования вампиров и оборотней, так и их категорического отсутствия в окружающей среде, нет. Причем окраска 'нечисти' в сознании общества скорее 'нейтральная' и даже в некотором роде 'положительная'. Более того, находятся желающие 'наследовать' традиции вампиризма в отдельно взятых компаниях. Кстати, об этом тоже упоминали многие рассказы: 'В ночь Хэллоуина' , 'Погоня ради науки' , 'Неопределенность' .
Написание рассказа, создание своего маленького 'мира' открывает поистине неисчерпаемые возможности для моделирования отношения общества к вампирам и оборотням, а также самих образов в любом доступном фантазии направлении.
Что же получилось в разрезе конкурса?
Возможно, схематично (но ведь если идти от частного к общему, схематичности избежать сложно), в рассказах отношение общества к вампирам и оборотням определялось через такие понятия, как:
1. общество не знает про вампиров и оборотней (как варианты - знает или догадывается, но относится индифферентно или же отношение общества к вампирам не прописано в рассказе);
2. общество знает про существование нечисти и активно с ней борется;
3. общество знает про вампиров и оборотней, и мирно с ними вместе уживается.
А теперь предлагаю сделать небольшой перерыв и ответить на вопрос: 'А Вы как думаете, какой тип отношения общества к нечисти преобладает в конкурсных рассказах?'
Правильный ответ:
'общество знает и не борется' - 20 рассказов,
'знает и борется' - 7 рассказов,
'не знает, не заморачивается или мы не знаем о том, что оно знает' - 46 рассказов!
Больше половины рассказов отображают имеющееся реальное отношение к вампирам и оборотням!
Теперь 'присоединяем' еще один показатель: образ вампира или оборотня в рассказе. Чисто 'школьный' подход: 'положительный' герой, 'отрицательный' герой или герой, которого нельзя с полной уверенностью отнести в ту или другую категорию. В данном случае принимается во внимание позиция не автора, но читателя. Т.е. если автор хотел нарисовать 'злобного' монстра, а у читателя монстр вызывает сочувствие, то скорее будет отнесен в группу 'положительных' или 'смешанных' героев.
И идем по каждой группе, определяя самую из них многочисленную, т.е. 'победившую'.
Вампиры с положительным к ним отношением общества - всего 8 рассказов. Из них:
вампир как положительный герой - 5 рассказов
'Униженные' (зарплату не платят вампирам кровную, понимаешь),
'Миф' (вампир жаждущий знаний - одобрямс!),
'Третья соната полуночи' (лечебная сила укуса вампира) (кстати, у меня претензия к автору по поводу похожих названий - зная по названиям все рассказы, я в Сонатах все равно путаюсь),
'Дар крови' (вампир - положительный герой в лучших традициях героической литературы),
'Авдейкино горе' (бедный маленький вампирчик... что тут еще скажешь).
вампир как герой отрицательный - 1 рассказ
'Слишком много вопросов' (парадоксальный вариант-перевертыш - люди вампирят вампиров, т.е. вампиры закономерно выступают в качестве персонажей отрицательных).
вампир как нечто 'среднее' - 2 рассказа:
'13 вечер в клубе четыре булавки' (вампиры не вызывают сильных эмоций - ни положительных, ни отрицательных)
'Крыльчатка' (неоднозначное отношение к вампиру).
Оборотни с положительным к ним отношением общества - 7 рассказов.
Из них:
всего один рассказ со 'спорным' отношением к герою ( 'Dark Ness' ), ни одного - с отрицательным образом, и шесть - с героем 'положительным':
'Лесная ведьма' (читатель на стороне ведьмы-кошки)
'Изгой' (жалко котика до слез)
'Ментоморфозы' (во всех отношениях положительный персонаж)
'Показ' (вполне положительное отношение к оборотням-спецам)
'Самоубийство' (можно сразу после 'Вомпера' на героическую сказку подавать)
'Последние' (снимаем шляпу перед оборотнями)
'Дело о пропавших сфинксах' (главное действующее лицо воспринимается как герой вполне положительный).
Вампиры, о которых общество знает, и борется в меру скромных сил и возможностей - всего лишь 3 рассказа ... Казалось, что будет больше. И если вы думаете, что все эти вампиры - герои суть 'негативные', вы ошибаетесь.
В этой группе есть один 'положительный вампир' -
'Четыре разговора на кухне' (общество борется против вампиров, не зная, что именно благодаря им и прогрессирует).
Один вампир 'отрицательный'
'Люди не твари' (без комментариев)
И один рассказ, в котором к вампирам спорное, а не категорически отрицательное отношение именно из-за стилистики самого рассказа: 'Последний вампир' (Зоммерфеста, поскольку таковых два).
С оборотнями конкурсное общество высказало намерение бороться всего в двух рассказах.
При этом ни один 'положительный' или хотя бы 'сомнительный' оборотень не попал под 'геноцид'. Оба 'отрицательных' - 'Ведьмино отродье' и 'Скирлы-скирлы'.
И далее следует огромное количество вампиров в группе 'общество не знает о вампирах или мы не знаем, знает ли о них общество' - 31 рассказ.
Из них 'положительные' образы вампиров нарисовались в 13 рассказах:
'Вампирская история из похоронного бюро' (не знаю, как кто, а я в данном случае именно на стороне вампира, но общество про существование оного явно не знает)
'Толерантен будь' (тоже вполне положительный, не известный обществу товарищ)
'Яблоки' (вампиры - просто непослушные иномирные дети)
'Истоки гемофореза' (архиположительный вампир, вот по поводу общества у меня были сомнения - может, и знает, но, скорее, нет)
'В ночь Хэллоуина' (вампиры даже за пельменями ходят)
'Погоня ради науки' (бедный вампир, все-то за ними гоняются, пообедать не дадут)
'Стазис - Вита' (вампир вызывает сострадание)
'Неопределенность' (этакий философ-эстет)
'Тварь внутри тебя' (высокоразвитый вампир-интеллектуал)
'Желание жить' (вампир честно пытается предупредить свои жертвы)
'Последний вампир' (на этот раз от Скб, вполне героический поступок древнего Бога)
'Пишите душевно' (самый душевный читатель наших с вами рассказов),
'Улыбайся' (очень симпатичные вампиры с душевными метаниями).
'Отрицательные' образы - 5 рассказов.
'Вторая соната полуночи' (явно гадкий тип)
'Все то, чего мы лишились' (тоже нехорошо - дитЕв воровать).
'Жизнь 89' (предавать влюбленного человека - не одобряем)
'Моя' (не просто сам умирает, чтобы возродиться, но еще и мать с собой забирает)
'Sic transit...' (эгоистичный и злобный вампир-зазнайка).
'Сомнительные' образы - 13 рассказов.
'Детство Василия' (сочувствие имеется, но и негативное отношение тоже)
'Санитар' (вроде бы и поступки правильные совершает, но сам по себе образ неприятен)
'Юный гений' (вампиры вынашивают нехорошие планы, но все равно отношение к ним не полностью отрицательное)