Аннотация: Рецензии на запросы в Критик-критику: Белянский "Дар", Deadly Arrow "Рыцарь Маннелиг"
Белянский П. ДАР
В рассказе есть идея, которую вполне можно было бы интересно подать. Человек, который знает все про других людей - почему бы и нет? Литература модерна знает и более экзотические варианты.
Начало текста - перечисление соседей, проходящих мимо, не увлекает, приводит к мысли о том, что тематика рассказа - бытовая или лирическая. Резкий переход на личность Пашки вызывает некоторое недоумение. Дальше довольно неплохо показано, как именно произошел с главным героем странный случай.
А потом возникает впечатление, что автор не совсем придумал, что с этим героем дальше делать. Совершенно не ясен эпизод с перечислением имен Вергилия и Цицерона, коробит высокопарное объяснение из уст собутыльника о том, что "Люди не хотят знать своё прошлое. Для того всё до основания и разрушают с завидной периодичностью. А в прошедшем времени хорошо звучат только сказки. Я вот в жизни ничего эдакого не творил, так теперь, слава Богу, и вспоминать нечего".
Далее оказывается, что автору идея разрушения прошлого наскучила, и он решает повернуть рассказ с философских рельсов на рельсы детективные, упоминая в финале о некоем таинственном эпизоде, о котором знает главный герой. Вот эту тему как раз можно было бы развить дальше, не оставляя на уровне финального намека. Кстати, название, "Дар", позволяет предположить и еще одну тему - возможность, которой человек не смог воспользоваться.
Серьезные сложности с языком. Приведу только несколько примеров: "почти никто им не отравился пока", "нормальный сумасшедший получился", "порассматривал его увеличенную печень".
Хорошо получился психологический план "сумасшествия" героя и сцена на площади. На фразе "Шторы задёрнет, телефон отключит, соку в стакан дольёт и ходит из кухни в комнату и назад, лимонный кружок покусывает" удалось увидеть героя. Но, к сожалению, целостностью образ героя не отличается - многие фразы Пашки кажутся принадлежащими совершенно разным людям.
В целом, удачные находки есть, но сам текст воспринимается сырым и недоработанным, особенно в плане изложения.
Deadly Arrow Рыцарь Маннелиг
Сказка по мотивам старинной баллады. Причем если первую часть можно считать пересказом баллады в прозе, то вторая - авторское продолжение истории в достаточно интересной трактовке.
Наиболее ярко в тексте звучит мотив 'он и сам не захочет увидеть во мне зло'. Каждый видит то, что хочет увидеть, и не видит того, что очевидно, но нежелательно. И не понятно, то ли навели на тебя чары, то ли ты сам себе чародей...
Больше по привычке, чем по необходимости, начинают возникать вопросы к сюжету, для сказки не всегда обязательные. Тем более, что автору удалось показать читателю героев и вовлечь в атмосферу рассказа, что гораздо более важно чем логическое разжевывание происходящего. Я считаю, что выбор в пользу определенной недосказанности, которая, тем не менее, не вызывает ощущения 'провалов' в сюжете, был сделан правильно.
Уровень изложения высокий, стиль выдержан и вполне уместен для 'пересказа' баллады.
Что касается 'царапок', то это, в первую очередь, несколько заштампованная и даже, наверное, излишня метафора 'я дрожу, будто одинокое дерево в грозу' и описание рыцаря 'с больным взглядом'. И еще, даже не смотря на яркие образы героев, на фразе 'он залился краской, сразу же устыдившись своего вопроса', возникло некоторое недоверие к образу рыцаря.
Семья (Универсальная семья будущего)
Волченко П.Н. Рассказ старого Хьюза 36k "Рассказ" Фантастика
В рассказе Алые маки повсюду