Ledanika : другие произведения.

Возвращение к мифам. Славкин Ф.А. Критический обзор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Критический обзор в рамках Школы критиков и рецензентов

  Жанр повести Ф.А. Славкина "Возвращение к мифам" заявлен в аннотации к произведению как "Фантастический боевик". Основные направления развития сюжета хрестоматийны: Борьба Добра со Злом (Светлых против Темных - что не может не вызывать ассоциации с "Дозорами" Лукьяненко); Любовь (Петра к Лидии) и Религия (взаимосвязь Темных и Светлых с религиозной историей мира). Двое молодых людей с паранормальными способностями оказываются в гуще событий, связанных с планируемым грандиозным террористическим актом при участии внеземной силы Темной направленности. Несколько удивляет тот факт, что настолько глобальная угроза несколько недооценивается высшими эшелонами власти Светлых и на борьбу с нею бросаются силы не слишком внушительные. Тем не менее, имеющиеся в наличии силы Света устраняют угрозу террористического акта, тем самым обеспечивая произведению традиционный для жанра "happy-end". Интрига в произведении представлена в первую очередь неопределенным статусом главной героини - Лидии, которая поочередно оказывается то "воскресшей" представительницей Светлых сил, то неопределенной не-Лидией, то агентом Темных сил, а в финале - все-таки не-Лидией, но Светлой.
  
  Главные герои - Петр и Лидия - являются одновременно как "боевым", так и "любовным" субстратом произведения. Подача событий в основном от лица Петра. Несколько удивляет крайне настойчивое и часто избыточное употребление автором именно полных имен главных героев, что выглядит нарочитым и неестественным, особенно при передаче мысленных обращений Петра к Лидии в стиле "о, Лидия". Более того, иногда неестественными выглядят сами персонажи. Например, в ситуации, когда на вопрос Петра о том, почему Лидия не направила на разбирательство в высшие инстанции вопрос о якобы преступных действиях Петра (убийство родителей Лидии), следует действительно фантастический в своей простоте ответ "Я не ябеда". Стилистическая упрощенность в данном случае приводит к привнесению в один из узловых моментов произведения карикатурного оттенка. Второстепенные персонажи буквально очерчены несколькими штрихами, не отвлекая внимание от главных героев, и основных сюжетных линий но и не придавая тексту объем и насыщенность. В рамках заявленного жанра такая позиция является вполне закономерной и позволяет при необходимости "развернуть" текст до полноценного романа.
  
  В произведении практически отсутствуют описания мест, в которых происходит действие. С другой стороны, такой выбор автора безусловно добавляет произведению динамичности.
  
  Многослойность сюжета - запутанные религиозно-магические конфликты в контексте борьбы Темных и Светлых - явно не помещается в рамки выбранной формы. По-видимому, объем текста следовало бы увеличить как минимум вдвое для того, чтобы не бросать читателя на произвол судьбы среди агентов МОСАДа и загадочного инопланетного вмешательства.
  
  Касательно взаимоотношения главного героя и окружающего его мира, следует отметить, что герой статичен, а в процессе действия главным образом изменяется окружающая обстановка, вынуждая героя совершать те или иные действия. В целом такое положение героя в произведении чем-то напоминает "объяснялки" к прохождению игр-квестов: герой вступает в диалоги, совершает те или иные действия, но изменяться при этом по определению не желает.
   Стилистика повести выгодно отличается от характерной для жанра "фантастический боевик". Отсутствие нецензурной лексики, достаточно выраженно разнообразие синонимического ряда, сравнительно сложные конструкции положительно влияют на общее впечатление от произведения. Тем не менее, иногда стиль поднимается до высот, чрезмерных для данного жанра и формы - особенно это касается лирической сюжетной линии - и тем создает излишний контраст между частями произведения. Подводя итог, хотелось бы сказать, что "Возвращение к мифам" читается как добротный авторский конспект для будущего романа. Слишком многое остается "за кадром", слишком многое схематично и одномерно - но, с другой стороны, динамично и не затянуто.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"