Аннотация: Читаю в соответствии с конкурсным списком ("сортировка по авторам"), заявки не принимаются.
Традиционный, подробный, недобрый обзор.
Читаю в соответствии с конкурсным списком ('сортировка по авторам'), заявки не принимаются.
ВАЖНО!
1. Произведения В. П. Крапивина я не читала. Все рассказы буду рассматривать как самостоятельные литературные произведения, безотносительно к возможным литературным аллюзиям.
2. Осторожно, в отзывах на рассказы могут содержаться спойлеры!!
3. (на всякий случай) Этот обзор и баллы - не более чем мое личное собственное мнение, поскольку судьей конкурса я не являюсь.
СХЕМА ОБЗОРА
Планирую все рассказы ранжировать по одинаковой оценочной шкале, а именно:
1. СЮЖЕТ (сюжет, композиция, соразмерность)
2. ГЕРОИ ('живость', оригинальность, потенциальная возможность идентифицироваться с кем-либо из героев).
3. ЭМОЦИИ (конфликт, эмоции, интрига, динамика)
4. СТИЛЬ (ошибки, оригинальность и т. д.)
5. ИДЕЯ / МОРАЛЬ (есть-нет, наличие авторских объяснялок, оригинальность)
6. 'ПИНГВИНЫ' (яркие, необычные моменты, которые запоминаются и выделяют текст на общем фоне)
МАКСИМАЛЬНО - 10 баллов по каждому пункту шкалы. Итого - от 0 до 60 баллов за рассказ.
12 баллов Дяденька Р. 'Все деревья будут в белых цветах'
10 баллов Ардзинба 'Выйти из Джарджавели'
7 баллов Гость 'Тёмный Лес'
СОБСТВЕННО, ОБЗОР
Andyforever И МГЛОЙ ВОЛНИСТОЮ ПОКРЫТЫ НЕБЕСА
Название несколько пафосное, с претензией. Начало текста не особенно увлекательное. Некий мальчик сожалеет, что пришла осень и нужно будет опять ходить в школу. Затем чрезвычайно романтично вспоминает о том, как провожал домой одноклассницу. Потом идет в гости к бабушке. Все очень мило, но когда, интересно мне, начнется какая-нибудь интрига или динамика?
На 'волшебных спичках' текст немного оживляется, но - чу! - дальше все то же самое, только про институт. Та же учеба, та же Светка. Спичка. Еще раз то же самое, но уже по поводу работы. И опять диалог со Светкой.
'Ночные попытки Ростислава забраться под одеялом к ней поближе были встречены демонстративным храпом.' Честно? Слабо представляю себе женщину, которая будет 'демонстративно храпеть', разве что в шутку.
'Скоро должно было наступить время визита внука.' Отчетливый привкус канцелярита.
1. СЮЖЕТ 4 балла: очень предсказуемый и линейный. После первой же 'спички' все стало понятно. А текст все тянется и тянется, и снова осень, и снова Светка...
2. ГЕРОИ 5 баллов: про Светку запомнилось только, что она все время 'прикасается к рукаву' собеседника. Про самого героя - практически ничего. Среднестатистический мальчик.
3. ЭМОЦИИ 3 балла: ведущая эмоция в рассказе - легкая элегическая грусть. Хорошая эмоция для небольшого стихотворения, но для полноценного рассказа точно недостаточная. Интрига закончилась на первой же спичке, финал абсолютно ожидаемый, без сюрпризов.
4. СТИЛЬ 6 баллов: автор старательно старался 'сделать красиво'. Иногда получалось лучше, иногда хуже, но в целом - без особенностей. Местами - ошибки, но мне было лень их отмечать.
5. ИДЕЯ / МОРАЛЬ 4 балла: идея и мораль имеются, но уж такие они не новые и не оригинальные... такие очевидные и много раз пережеванные стройными зубными рядами многочисленных писателей...
6. 'ПИНГВИНЫ' 3 балла: ничего особенно не запомнилось. Осень, спички... грусть. Все.
ИТОГО: 25 баллов.
Asd F. ЗАГЛЯНИ СТРЕКОЗЕ В ГЛАЗА
Название привлекательное, вызывает интерес. Первый абзац сразу намекает на то, что девочка Альбина по какой-то причине не может выходить из дома. Интрига. Позже по тексту автор подтверждает догадку: 'Ей нельзя выходить в сад. Ей вообще никуда выходить нельзя'. Логичное предположение - что в рассказе речь идет о постапе, радиационном заражении или вирусе и выходить из домов опасно. Но тут вдруг появляется мальчик. Еще одна интрига. Ага, все-таки не постап, а у девочки ' редкое заболевание'. Но есть подозрение (у меня как читателя), что не так все просто.
" начала свою речь Альбина" Странно звучит по отношению к девочке, которая что-то собирается рассказать папе.
'оттопыренному карману женского комбинезона. А там ... лежала электронная карточка для выхода' Это карточка (плоская по логике штука) так оттопыривала карман комбинезона?
У меня вопрос по логике. Точно так же, как няня и отец приходили к девочке в скафандре, она могла бы в подобии скафандра выходить из дома. Интересующимся объяснять такую защиту сильнейшей аллергией например. Но тогда не сложился бы сюжет. В общем, есть ощущение 'натяжки' по логике. UPD Вот! После того, как 'все случилось', на сцене появляется... 'комбинезон для прогулок'! Почему не появился раньше? Подозреваю, исключительно по 'авторскому нехотению'.
'Да если бы они узнали, что там, на месте крушения, в теле той женщины остался нерождённый, но живой ребёнок, они бы разложили её на атомы! Они бы не позволили ей выжить!' Здесь тоже сложно поверить. Так просто можно было 'украсть' и спрятать инопланетного ребенка? Да еще и 'нерожденного'? Понятно, что существование рожденного ребенка сложнее скрыть и автор решил, что пускай ребенок будет нерожденный. Но выходить-вырастить нерожденное инопланетное существо (пусть даже вполне антропоморфное?). Чем больше таких натяжек, тем меньше вера в сюжет и вовлеченность в историю.
'И у меня есть стрекоза. Я каждый день ловлю её, надеясь, что ты проснёшься.' Поймать стрекозу не так просто как кажется. Тоже ощущение натяжки 'для красоты'.
'- Земля - планета жизни. Для всех! И выжить тут сможет любой!' Даже от мальчика звучит как-то уж слишком пафосно.
1. СЮЖЕТ 6 баллов: с композицией и соразмерностью здесь все в порядке, но сам сюжет мне представляется 'карточным домиком', который выстроен на шатком логическом основании. Эмоции - это хорошо, но они тем сильнее и натуральнее, чем крепче логическая основа сюжета. Классическое 'не верю!' очень мешает проникнуться историей.
2. ГЕРОИ 7 баллов: вполне неплохие герои, может не самые 'живые', но и сказать что картонные. Правда, я немного удивилась, когда по тексту оказалось, что девочке 12 лет. Мне казалось, что максимум 7-8.
3. ЭМОЦИИ 6 баллов: проникнуться эмоциями текста в полной мере помешали натяжки по логике, о которых сказано выше. В итоге конфликт и динамика получились в определенной мере искусственные по ощущениям.
4. СТИЛЬ 8 баллов: написано весьма неплохо и даже местами образно.
5. ИДЕЯ / МОРАЛЬ 3 балла: вот тут немного грустно. Да, дети что-то такое в финале начинают изрекать пафосно-идейное... но именно что изрекать. В целом из текста (в том числе из-за проблем с логикой) эти идеи не сказать чтобы очевидны. И если бы дети их не начали изрекать, мой балл по этому пункту был бы выше.
6. 'ПИНГВИНЫ' 8 баллов: в роли 'пингвина' в этом тексте выступает... конечно же, стрекоза. Автор умело проводит 'тему стрекозы' от названия до финала. Выше балл не получился потому, что вместо стрекозы могло быть что-нибудь другое. Другой 'пингвин'. Сама по себе стрекоза в текст не интегрирована как незаменимый элемент сюжета.
ИТОГО: 38 баллов.
dr. B. В ОЖИДАНИИ ЛЕТА
Название среднестатистическое, особенного интереса не вызывает.
'кажущихся почти прозрачными' - Во-первых, просто коряво. Во-вторых, а кому это кажется? Где здесь фокал вообще?
Зато есть конфликт, между обязанностью старшего брата заботиться о младшем и нежеланием это делать. И есть интрига - что за Зима?
По тексту много ошибок и в запятых, и в самих словах, но я ошибки не правлю, мне лень. Зато диалоги между братьями вполне 'живые' получились.
' Но детство жестоко - оно знает тысячи способов довести до слез и ни одного - унять эти слезы.' Это вдруг автор влез со своими умными мыслями, не удержался.
1. СЮЖЕТ 5 баллов: картинка-зарисовка на тему постапа. Из плюсов могу отметить, что текст не затянут.
2. ГЕРОИ 7 баллов: мальчики удались, не картонные, вполне 'живые'.
3. ЭМОЦИИ 5 баллов: есть некие намеки на конфликт и на интригу, которые, впрочем, ни во что не разворачиваются и остаются на уровне деталей на картинке текста. Немного оживляет текст солнечный луч и признание старшего брата в том, что он не помнит ничего о Лете.
4. СТИЛЬ 3 балла: много ошибок, корявостей, зато диалоги неплохие.
5. ИДЕЯ / МОРАЛЬ 2 балла: картинка-зарисовка, братья в ожидании Лета. Больше сказать особенно и нечего.
6. 'ПИНГВИНЫ' 4 балла: запомнилось прозвище младшего брата и финальная сцена с кроватью.
ИТОГО: 26 баллов.
List ВИЗИТ ВЕЖЛИВОСТИ
Название стандартное, ничем особенно не примечательное. Начинается текст этак 'по-бунински', с описания погодных условий.
' Сейчас, после беспокойной ночи и спада радостного возбуждения, он понимал всю безрассудность поступка.' Легкий привкус канцелярита... тем более ощутимый на фоне цветистых описаний из первых абзацев.
'"Вот дурак! - мысли одна горше другой' Здесь 'горше' из какого-то сказочно-былинного стиля приблудилось.
Начало сюжета в стиле 'сделать что-то на слабо' уже воспринимается в какой-то мере штампом.
'Риль страдал от двойственности положения.' Тоже как-то слишком официально. И тут же дальше ' из деревенских не ведал никто' - совсем из другого стиля. В общем, разные стили блохами щедро скачут по всему тексту.
' выходя из степи с добычей, они наткнулись на Зверя' Двое взрослых охотников наткнулись на Зверя с печальными последствиями. А тут мальчик идет... на спор.
' Шли редколесьем' а раньше 'если с утра бежать с остановками туда и обратно, то можно успеть в деревню как раз к сумеркам". То есть чтобы успеть, нужно бежать, а герои просто идут. Ночевать собрались возле логова Зверя? Еще дальше ' ребята близко к горе не подходили' (видимо те, которые бежали, чтобы успеть к сумеркам), но герои 'начали подъем'. А до этого - шли. То есть к сумеркам не успевают вернуться никак, по логике текста.
' но и ветровой эрозии' Какой умный мальчик... про 'ветровую эрозию' знает...
' Риль скрылся в дыре' Не верю категорически. Спокойно так направился в пещеру к реально опасному Зверю. Прямо-таки патологически бесстрашный мальчик... потому что автору по сюжету это нужно. Потому что дальше следует ощутимо абсурдный диалог непосредственно со Зверем. Может, автор рассчитывал, что будет смешно? Кстати, отца мальчика автор, по сути, выставил трусом, который сбежал от дракона и утонул. А секира в логове... ну секира и секира. Логикой автор себя не слишком утруждает. Кстати, 'камень, который не пускает' - примерно в том же логическом направлении находится.
1. СЮЖЕТ 3 балла: шаблонно, не соразмерно (долго шли-шли, пошутили с драконом и прилетели обратно). Рассказы про-драконов-которые-на-самом-деле-добрые практически на любом фант-конкурсе попадаются.
2. ГЕРОИ 2 балла: девочка - просто девочка. Образ мальчика вообще не складывается, особенно с учетом его патологического бесстрашия. И даже не говорите мне, что дети вообще бесстрашные. Может, какие-то и бесстрашные, но конкретно этот мальчик в начале текста бесстрашным не выглядит, а потом вдруг спокойно заходит в Логово.
3. ЭМОЦИИ 3 балла: не страшно. А других эмоций вроде как и не предполагалось. Динамика тоже слабая. Шли-шли, дракона нашли... интрига разве что очень условная.
4. СТИЛЬ 4 балла: неровный, местами с ошибками и 'корявостями'.
5. ИДЕЯ / МОРАЛЬ 2 балла: если идея текста в том, что 'не верьте слухам и молве', то это очень не новая идея и подана, мягко говоря, тоже не оригинально.
6. 'ПИНГВИНЫ' 2 балла: запомнится разве что 'сероводородная атака' дракона.
ИТОГО: 16 баллов.
Rokamadur СЕЯТЕЛЬ
Название вызвало ассоциации с Остапом Бендером. Начало... слезливое. Герой (который о себе говорит в мужском роде) в первом же абзаце плачет. Неожиданно.
'Мокрое пятно на рубашке - все, что останется от нашей дружбы.' Не хочу никого расстраивать, но мокрые пятна на рубашках высыхают очень быстро. Понятно, что фраза метафорическая... но тем не менее.
' - Ким, ты будешь открывать для людей новые миры, - сказал он при первой встрече.' Чувак, ты избран...
Композиционно я как читатель уже знаю, что героя выучили на 'пилота', что он расстается с наставником. Насколько мне интересно читать, как именно его учили? Вопрос риторический. Насколько это динамично, интригующе? Тоже риторический вопрос.
' Одев их' Ы-ы-ы...
'Сеятель помогал многим из бедных районов.' Идеальный до невозможности...
"атерялся среди других горожан, спешащих к новой жизни" Не поняла, какая мотивация у этих горожан. Чтобы все бросить и непонятно куда и зачем лететь нужна мотивация, однако. А если ее нет, то смысл всего происходящего просто теряется в авторском произволе.
1. СЮЖЕТ 3 балла: очень все предсказуемо и затянуто, в какой-то мере 'марти-сьюшно'.
3. ЭМОЦИИ 2 балла: кроме пафоса, других эмоций не нашла.
4. СТИЛЬ 5 баллов: описания местами удачные, стиль вполне читабельный.
5. ИДЕЯ / МОРАЛЬ 4 балла: Сеятель вместо Бога, жизнь не возникает сама по себе, ее нужно 'посеять'... увы, далеко от оригинальности.
6. 'ПИНГВИНЫ' 1 балл: не обнаружены, запомнятся разве что тщательные и подробные описания 'клубня с корнями' (не сами описания, а именно их тщательность и подробность).
ИТОГО: 17 баллов.
Wb САМОЕ ДОРОГОЕ ДЛЯ ДРУГА
Подозреваю, что название отображает сюжет рассказа. Посмотрим.
Рассказ начинается с места в карьер, сразу же с подозрительного 'знакомца' из социальной сети и заявления в полицию.
"Боль не тётка... " Слышала 'голод не тетка', а 'боль не тетка' никогда не слышала.
1. СЮЖЕТ 2 балла: сюжет очень скомканный, пунктирный, абсолютно линейный. Вот больной мальчик, вот его подозрительный друг, вот 'оставшиеся годы' в подарок.
3. ЭМОЦИИ 4 балла: автор очень (слишком) настойчиво вызывает читателя на эмоции сострадания к больному мальчику и радости по поводу его излечения. Увы, но линейность сюжета и условность героев никак не помогают эмоционально воспринять данную историю. Ну и в общем грозная тень 'слезодавилки' накрывает все 5к текста... к тому же не очень оригинальная.
4. СТИЛЬ 2 балла: очень простой, местами корявый, с избытком служебных слов
5. ИДЕЯ / МОРАЛЬ 4 балла: можно задуматься над тем, запрещать ли детям дружить с 'неподходящими' людьми.
6. 'ПИНГВИНЫ' 1 балл: ничего из рассказа особенно не запоминается, не цепляет.
ИТОГО: 15 баллов.
Автор ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ
Название 'под старину' и с некоторой претензией. UPD: кстати, не очень понятно, как это название связано с самим рассказом.
В первом же абзаце: Джелаль, Эогар и 'чужак'. Это три разных человека? Или чужак - это Джелаль? Далее следует фраза, после которой лично я бы закрыла рассказ, если бы не обзор: '- Здравствуй, Эогар, - сказал Джелаль'. Это фраза из тетрадки, в которой творческие школьники пишут бесконечные приключенческие истории.
Чуть дальше появляется 'сын князя'. Вероятно, это Эогар, но не очень очевидно. Беседа между героями затянута.
' - Мне этого хотелось, - признал Эогар. - Это неправильно, но я этого захотел.' Корявая фраза, даже с учетом прямой речи.
'Мне нужны люди, такие как ты. Способные мыслить. Сомневаться, задавать вопросы. ... Ты и тебе подобные способны спасти этот дикий мир, повернуть его от невежества к процветанию' Чувак, ты избран. Классика. И очень пафосно это все. Понимаю, что как бы 'под старину'... вот только читатели у текста - современные, а не старинные.
Сценка с кошкой 'размером с человека' получилась неплохо.
'Наверное, принял его за какое-нибудь кошачье божество.' Как-то очень пренебрежительно по отношению к мальчику прозвучало.
' - Куда вы нас посылаете? - К нам домой.' Коряво даже для диалога.
1. СЮЖЕТ 4 балла: сказочно-прогрессорский, очень несложный. Скорее - завязка к большой форме. Всего-то и сюжета, что 'мудрые инопланетяне' выбрали 'достойных' для последующего обучения. Для полноценного рассказа не слишком насыщенно.
2. ГЕРОИ 3 балла: потому что в основном скучные и шаблонные. Стандартный гад-епископ, стандартный добрый-мальчик-который-подкармливает-бродячих-кошек, стандартный сын князя. Инопланетные гости получились чуть живее.
3. ЭМОЦИИ 3 балла: очень умеренная интрига была в начале (что это за 'демон'). Умеренная - потому что подозрение на 'добрых и сильных инопланетян' возникло почти сразу. При этом 'демон-инопланетянин' настолько по тексту могущественный, что испугаться за судьбу сына князя тоже не очень получилось. Динамику можно было бы усилить, если бы сократить текст этак раза в два.
4. СТИЛЬ 2 балла: местами коряво, местами слишком вычурно. Диалоги затянутый, с лишними репликами и далеко не всегда звучат естественно.
5. ИДЕЯ / МОРАЛЬ 2 балла: идея по большому счету есть, но уж такая не новая и затертая, что просто рука не поднимается на большее количество баллов.
6. 'ПИНГВИНЫ' 4 балла: по крайней мере, запомнился герой-шутник, который превратился в 'кота размером с человека'. В общем, в роли 'пингвинов' в этом тексте выступают коты. Не самый оригинальный ход, но хоть что-то.
ИТОГО: 18 баллов.
Арго НА ПУСТЫРЕ
Название немного тревожное. Не думаю, что на пустыре случилось что-то доброе и хорошее... но посмотрим.
' та тает' не очень удачно фонетически.
'Мир - ненастоящий. Что настоящего в пустыре, с которого уйти нельзя? Почему играть нужно?' С этого места дети уже не просто между собой общаются, явно включается автор с не очень хорошо замаскированными 'объяснялками'.
Я прочитала десять страниц одной из книг Крапивина и, похоже, автор этого рассказа тоже ее читал. Как минимум, идея очень похожа.
1. СЮЖЕТ 3 балла: сюжет не очень внятный, ближе к финалу явно притянутый под какой-то не очень понятный авторский замысел. Причем если часто тексты бывают затянуты, то здесь соразмерность нарушена в другую сторону, и сюжет (который мог бы потенциально получить развитие) просто скомкали и так оставили. Зато насыпали в финал каких-то авторских объяснялок, которые, впрочем, ничего не объяснили. Интересный феномен: фразы, которые явно воспринимаются объяснялками... и при этом, по сути, не объясняют. Двойной вред получается.
2. ГЕРОИ 2 балла: просто дети, автор их просто называет, друг от друга они в моих глазах как читателя ничем не отличаются.
3. ЭМОЦИИ 6 баллов: в принципе, получилось передать в тексте ощущение безнадежности этих игр, которые в обычных условиях должны нести в себе эмоции совершенно другие. Только за это сравнительно высокий балл по этому пункту. Интрига заложена, но развития не получила. Динамика есть, но тоже ни к чему особенно не ведет.
4. СТИЛЬ 8 баллов: написано весьма неплохо, местами удачно и гармонично по отношению к общей атмосфере рассказа.
5. ИДЕЯ / МОРАЛЬ 3 балла: явно автор что-то старался вложить в текст. Может, это я такая непонятливая, но вот - не поняла.
6. 'ПИНГВИНЫ' 3 балла: запомнится разве что сама по себе атмосфера текста.