Аннотация: Критический обзор в рамках Школы критиков и рецензентов
Литературные произведения можно классифицировать по-разному. Можно искать черты принадлежности к тому или иному жанру, стилю, направлению. Можно исходить из объема произведения, из того, от какого лица идет повествование и еще из многих критериев...
Но, при прочтении некоторых произведений, возникает желание применить простой до банальности критерий, который, правда, в оригинале был рассчитан на актерское мастерство, а не на литературу. Критерий "верю - не верю". "Не верю", - когда из текста торчат "уши" автора и сам текст воспринимается как нечто рукотворное, немного нарочитое и искусственное. "Верю", - когда текст живет своей жизнью, когда оживают герои и кажется, что не автор написал текст, а текст позволил себя написать автору...
Повести Ледащева А.В. "По дороге за собой" не верить сложно. И сложно не верить главному герою, который достаточно красноречиво сам себя характеризует "я - человек, или, вернее, то, что от него осталось, к моим-то годикам". Человек, живущий в Нагорье, закрытой стране эльфов. Человек, который нашел и через год потерял жену-эльфийку, Хельгу. Человек, внук которого - уже больше эльф чем человек.... Человек, которого эльфы называют Рори Осенняя Ночь.
Семь частей повести замыкают в логическую цепочку два сражения в мире людей - первое, после которого Рори попадает в Нагорье, и второе, завершившее путь главного героя в мире живых, и открывшее ему новый мир, в который по дороге за собой Рори поведет... не буду раскрывать все секреты автора, предлагаю прочитать повесть.
Первая часть, "Ореховая запруда" исполняет роль своеобразного вступления, знакомит читателя с главными героями (а кроме уже названных это и Старый Рори, отец Хельги, и Белоглазый, колдун и друг Рори), местом действия - Изумрудным Островом и Нагорьем а также предысторией героев. Наиболее сильная сцена первой части - описание первого появления Рори в Нагорье. От образов детей-эльфов, которые излечивают смертельные раны Рори исходит энергия, не верить в которую просто невозможно.
Часть вторая, "Дед своего внука", представляет еще одного немаловажного персонажа - внука Рори Осенняя Ночь. Название третьей части, "Хельга О׳Рул" говорит само за себя - это самая лиричная часть произведения. Четвертая часть "Старый Рори О׳Рул" - это уже развитие действия, прибытие в Нагорье делегации из мира людей с просьбой о помощи в избавлении от дракона Брагана.
В части пятой, "Совет Эльфийского Нагорья", принимается решение оказать помощь людям. Часть шестая, "Браган", - элегантный подвиг Рори и часть седьмая, "Рори Осенняя Ночь", - предательство людей, читаются на одном дыхании с интересом, который не ослабевает к финалу. И финал также не приносит разочарования.
Основную идею произведения выразить достаточно сложно. Наверное, каждый читатель найдет в повести что-то свое. Лично мне наиболее сильной показалась идея поиска человеком своего места\предназначения\миссии... Идея, безусловно, не новая, но интересно раскрытая в тексте.
Что касается стиля и образности, то в данном случае срабатывает правило "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому позволю себе процитировать автора: "Перед ней стоял хищник, опасный, как ночь в людских землях. Древний, как сама земля, хищник, который раз напав на след, никогда не бросит его, если решит, что это ему надо. И все твои доводы, все твои разумные доводы, Джуди, разбились бы об эту угольно-черную тварь, черную, даже на фоне глубокого осеннего вечера". О ком шла речь? Обязательно узнаете, прочитав повесть.
Юмор, нет, ирония - уместные и ничуть не снижающие напряженность текста: "Я похож на героя дурацких легенд, которые идут ко входу в неизученное логово дракона, а то и вовнутрь и там кличут дракона полным голосом, как заблудшую корову"? И еще: "Строго за ним стоял один из друидов, как будто напрашиваясь на то, чтобы быстрее всех прибежать на тот свет или ту его часть, где после смерти принимают недалеких друидов".
Нет, в тексте не обошлось без некоторых шероховатостей и банальных опечаток, которые не стоят упоминания, поскольку автор легко устранит их сам, внимательно перечитав текст. Возможно, иногда слишком длинные предложения приводят к "ускользанию" внимания, но это - один из элементов авторского стиля.
Общее впечатление от повести Ледащева А.В. "По дороге за собой" - сильная, красивая, вполне самостоятельная вещь.