Наливаем кофе и приступаем к определению лучших (см. самых смешных) рассказов финальной группы конкурса ЮмоФант.
Первый шаг очевиден - выбираю из собственных обзоров произведения с отметками юмористичности "высокая" и "выше средней". Выбрала. Оказалось девять из пятидесяти восьми... Интересно, насколько получится угадать победителей?
Ведьма И.Г. Ребенок для Ведьмы
Голованова Н.В. Дтп в небесных сферах
Голованова Н.В. Рыцарь, принцесса и др.
Жаклин Юф: Принцесса-людоед
Поляков А.В. Шар порной матуры
Медведева Е. История одной шоколадки
Бачило_Ткаченко Один Дома
Дзыговбродский Д. Юф: Дело о пропавшей туфельке
Щемелинин Д.В. Нано-ванна
В первую очередь удивило то, что высшие оценки получились дважды у одного автора - Головановой Н.В. Когда читала, на фамилии авторов особо не смотрела. Наверное, г-жа автор знает "особый юмористический секрет"!
Пытаюсь определить, чем же данные произведения отличаются от остальных. Почему они СМЕШНЫЕ?
1. Просматривая список, удалось по названиям достаточно подробно вспомнить сам рассказ. Проверила по остальным рассказам - вспоминается с трудом. Т.е. смешные рассказы легко запоминаются.
2. Практически все рассказы, за одним исключением, маленькие по объему. Кроме, разве что, "Ребенок для Ведьмы". Получается, что для того, чтобы быть СМЕШНЫМ, рассказ должен быть маленьким. Достаточно логично, ведь сатирикам пишут юмористические миниатюры, а не повести. Да и анекдоты - тоже вещицы небольшие. Кстати, тут же вспомнились рассказы, у которых достаточно смешное и бойкое начало "скатывалось" в тягучие "размышлизмы" или "туда-сюда-обратно брожения". Т.е. долго быть СМЕШНЫМ рассказу сложно. Возникает вопрос -
3. Попыталась найти общее слово для всех рассказов (кроме того, что они СМЕШНЫЕ). Нашла - ЛЕГКИЕ. Не в том смысле, что легковесные. Просто легкие. Легко читаются, легко запоминаются. Легко воспринимаются.
4. Что именно было СМЕШНЫМ - сюжет или изложение?
Ведьма И.Г. Ребенок для Ведьмы - изложение
Голованова Н.В. Дтп в небесных сферах - изложение
Голованова Н.В. Рыцарь, принцесса и др. - поровну
Жаклин Юф: Принцесса-людоед - поровну
Поляков А.В. Шар порной матуры - поровну
Медведева Е. История одной шоколадки - изложение
Бачило_Ткаченко Один Дома - сюжет
Дзыговбродский Д. Юф: Дело о пропавшей туфельке - поровну
Щемелинин Д.В. Нано-ванна - сюжет
Т.е. по данному признаку выделить что-то общее не получается. Тем не менее, оба произведения, у которых более смешным оказался сюжет имеют нечто общее - парадоксальный финал. К этому выводу я уже приходила в своих Монологах - неожиданный поворот сюжета в плоскость, на которую читатель совсем и не рассчитывал, вызывает как минимум улыбку.
Но только в том случае, когда поворот действительно неожиданный. К сожалению, у довольно удачных сюжетных решений некоторых рассказов конкурса "уши" финальной сцены "торчали" с первых строк... А вот так уже СМЕШНО не получится...
Что касается изложения, то, наверное, следует добавить к анализу превалирование диалога или монолога. Добавляю.
Ведьма И.Г. Ребенок для Ведьмы - изложение, диалог
Голованова Н.В. Дтп в небесных сферах - изложение, диалог в сообщениях
Голованова Н.В. Рыцарь, принцесса и др. - поровну, диалог
Жаклин Юф: Принцесса-людоед - поровну, диалог
Поляков А.В. Шар порной матуры - поровну, диалог
Медведева Е. История одной шоколадки - изложение, диалог
Бачило_Ткаченко Один Дома - сюжет, диалог
Дзыговбродский Д. Юф: Дело о пропавшей туфельке - поровну, диалог
Щемелинин Д.В. Нано-ванна - сюжет, диалог
Перестаю засыпать, прихожу к парадоксальному выводу: ВСЕ произведения которые были оценены как смешные, запомнились преимущественно ДИАЛОГАМИ! НИ ОДНО произведение с преобладанием монологов не попало в разряд СМЕШНЫХ! Теперь понятно, почему сатирики часто в паре работают... А я думала, им просто страшно поодиночке на сцене стоять...
Почему так? Наверное, потому, что для того, чтобы добиться СМЕШНОГО в монологе, нужно очень мастерски играть словами, не перегружая читателя, но и не отпуская его внимание. А диалогом "играть" легче. Легче делать неожиданные повороты, которые "ловят" внимание, не перегружая лишними деталями.
Важна ли новизна сюжета (новизна по отношению к читателю, а не ко всем сокровищам мировой литературы)? Добавляем еще одну позицию в список:
Ведьма И.Г. Ребенок для Ведьмы - изложение, диалог, новаторский сюжет
Голованова Н.В. Дтп в небесных сферах - изложение, диалог в сообщениях, старый сюжет
Голованова Н.В. Рыцарь, принцесса и др. - поровну, диалог, старый сюжет
Жаклин Юф: Принцесса-людоед - поровну, диалог, новаторский сюжет
Поляков А.В. Шар порной матуры - поровну, диалог, старый сюжет
Медведева Е. История одной шоколадки - изложение, диалог, старый сюжет
Бачило_Ткаченко Один Дома - сюжет, диалог, старый сюжет
Дзыговбродский Д. Юф: Дело о пропавшей туфельке - поровну, диалог, старый сюжет
Щемелинин Д.В. Нано-ванна - сюжет, диалог, новый сюжет.
Оказывается, новизна сюжета не столь важна. Талантливый "пересказ на новый лад" может оказаться лучше нудного изобретательства.