Уважаемые дамы и господа, открываю обзор конкурса ХиЖ-2008.
Обзор НЕ добрый (традиционно), НЕ подробный (т.е. разбирать ляпы на уровне фраз не буду).
Итог обзора - зачисление текстов в классы на основе личного субъективного восприятия (см. 'Бегом к доске или Недобрый БД-обзор').
Ссылки и тому подобные 'красивости' пока не расставляю. В целях экономии времени. Может, позже.
На данный момент номер перед ником (ФИО) автора в 'распределении по классам' соответствует порядковому номеру рецензии текста в обзоре.
Для любопытствующих: я тоже принимаю участие в конкурсе. Под анонимным ником.
И еще. Тексты, которые ранее вошли в один из моих обзоров, повторно читать не планирую.
ПЕРВЫЙ КЛАСС
(ой, как все грустно)
26 Малютин А.О. Эпицентр
40 Во, Ди В. Три источника жизни
41 Колпиков А.Н. Возврату не подлежит
42 Тим Т. Принеси мне голову прекрасной царицы
ВТОРОЙ КЛАСС
(еще грустно, но плакать уже не хочется)
7 Татаринов А.С. Восстание клонов
11 Васильев С.В. Для других
27 Кишларь С.А. Исповедь геймера
43 Круглов А.Н. Катастрофа
ТРЕТИЙ КЛАСС
(и буквы вроде на своих местах... а текста пока нет)
5 Сорокин А.О. Зверушка некроманта
18 Марков А.С. Мы в ответе за тех...
29 Коркин С.Л. Детский сад
34 Вознин А.А. Начало
39 Самойлова Е.С. Прости
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
(уже текст... почти)
1 Карлик С.Г. Аутизм
3 Ленская М. Леди следуют за прогрессом
10 Нейман Л. В вездесущем мире эмоций
12 Кузина Л.В. Немного о принцессах и драконах -2!
32 Коканин А. Летом 1942-го...
33 Бескровный В.С. Кое-что из жизни членистоногих
ПЯТЫЙ КЛАСС
(пациент скорее жив, чем мертв)
13 Капустин В. Слово
14 Горбулько М.В. Необычное знакомство
21 Дерябин Г. Девочки
23 Гулевич С.А. Сжимающаяся вселенная
28 Астахов И.В. Ведьма
31 Кадралиев А.А. Долина Душ
38 Key K. Про_руби
46 Герасименко А. Выгодный кредит под низкие проценты
ШЕСТОЙ КЛАСС
(есть удачные моменты, есть!)
2 Лойт Тень за витражным окном
17 Радов А.А. Восьмой хобот
19 Катлас Э. Последние обряды лета
22 Ескевич Г., Лорд А. Мастер поцелуя
24 Усманова А.Р. Луна в близнецах
30 Смоленский Д.Л. Ничего вечного
37 Мякин С.В. Усовершенствованная модель
45 Ковешников С.В. Взять себе имя
47 Заметил-Просто И.Д. Дракончик с мягкой шерсткой
48 Альфес Н. Архитектор
СЕДЬМОЙ КЛАСС
(удачных моментов больше, чем неудачных)
4 Ефимов А.С. Убойное нутро
16 Усачов М. Люлька
20 Средин Н. Тучка небесная
35 Медведева Е. Скрипучая хибарка
36 Метелева Н.В. Последняя магия деда Миха
49 Томских В. Мусоропровод
50 Элиман И. Одно лимонное за одиннадцать
ВОСЬМОЙ КЛАСС
(ничего так текст... получился)
6 Цепенюк Е. Первая заповедь дуэлянта
15 Гаус К. Круговерть
25 Гамаюнов Е.В. Мимикрант
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС
(просто завидую автору)
8 Поляков И.В. Руах элохим
9 Джу-Лисс Монтрезор
44 Глебова У.В. Волк свинье не товарищ
ДЕСЯТЫЙ КЛАСС
(ого! завидую автору и собственный конкурсный текст перечитываю с грустью и отвращением)
1 Карлик С.Г. Аутизм
Два ученых разгильдяя стали роботами-миллионерами. И поняли, что это не есть хорошо. Динамики, напряжения в тексте нет.
Неожиданно слабы диалоги. Персонажи общаются с читателем. Причем делают это неестественно. Основная цель общения - донести необходимую информацию.
В целом текст больше похож на 'литературную публицистику', чем на художественное произведение.
2 Лойт Тень за витражным окном
Не самая плохая сказка. В меру загадочная, в меру интересная.
Образ девушки получился формальным, без 'искры'. Финальное желание 'выдать чужую работу за свою' добавляет к образу довольно странную и не слишком сказочную черту. Что плохо - сюжет разрешился 'сам по себе', вследствие случайности. Т.е. какой либо борьбы или хотя бы проявления 'героических' качеств со стороны героя не было. А для сказок это не слишком характерно.
3 Ленская М. Леди следуют за прогрессом
Много грамматических и стилистических ошибок, повторов и просто корявых фраз. Увы, но вычитывать тексты в этом обзоре у меня возможности нет.
Мир очень стандартный и схематичный. Роботы-уборщики, карточки доступа, мониторы и сканеры.
Что касается развития сюжета - не верю. Слишком просто у героини получилось спасит-взломать-выключить.
По ходу текста есть и другие неувязки. Например, девушка достает из кармана комбинезона документы, которые не собиралась показывать бабушке. Причем документы не сегодняшние и не вчерашние. Зачем их тогда носить при себе?
Из положительного - динамичность и попытка выразить некую идею, пусть даже не слишком оригинальную.
4 Ефимов А.С. Убойное нутро
Идея 'объективизации' внутреннего мира не нова, но текст получился динамичным и не лишенным интереса. Герои не воспринимаются 'картонными' и 'высокоидейных' диалогов почти не ведут.
Не вполне ясно, для чего в тексте приличный фрагмент посвящен предыдущим 'пассиям' героя. Как минимум его хорошо бы прилично сократить.
Не поняла, что случилось в финале. Герой был в собственной душе? А где был изобретатель? И как герой может его спасти? Думаю, автор несколько увлекся динамичностью развития сюжета и упустил некоторые моменты.
5 Сорокин А.О. Зверушка некроманта
'Тянущаяся', 'взбирающийся', 'опуская'... первые фразы явно перегружены.
'Взгляд зачарованно изучал' - не самое удачное стилистическое решение.
Диалог между двумя героями затянут и практически лишает текст динамики.
Почему пекарь спрашивает, надоело беглецу в пещере или нет, если до этого четко было сказано, что выбора нет? Или это действие чар?
В целом текст вызывает вопрос 'ну и что?' Доверчивый пекарь попался 'в лапы' некроманта, который успешно сбежал от стражников. А в чем идея? Где конфликт? О чем задуматься читателю?
6 Цепенюк Е. Первая заповедь дуэлянта
Встречаются крайне перегруженные и тяжелые для восприятия фразы. Причем не только в речи героя, но и в авторских словах. И даже фраза 'вот такими словами герой напишет книгу' далеко не всегда спасает стиль текста.
Слишком многое в рассказе объясняется. Причем объяснения подаются большими фрагментами и воспринимаются не самым лучшим образом. Я понимаю, что сложно вместить в рассказ целый мир с его логикой, но все же.
Фрагмент 'свадебные обычаи' на разных планетах затянут и скучен.
Хорошо получилось про пуговицы и капли росы.
В целом текст получился. Есть оригинальные мысли, неплох образ героя-этнографа. Чуть меньше бы объяснений-размышлений, чуть больше 'картинки' - и было бы совсем хорошо.
7 Татаринов А.С. Восстание клонов
Форма дневника - не самый удачный выбор. Редко у кого получается заставить читателя поверить в искренность такой формы. Чаще всего за строчками 'дневника' явно виднеется желание автора побольше рассказать, поменьше - показать читателю в виде динамичной 'картинки'.
Стиль изложения больше напоминает репортаж, чем записи обычного человека, к тому же сделанные 'для себя'.
Почему 'восстание клонов', если на самом деле - 'восстание флоры'? То, что 'кусты и деревья' не трогают близнецов, еще не повод - на мой взгляд - говорить о 'восстании клонов'. Бесполое размножение как аналог 'клонирования' - очень спорное утверждение.
Если бы растения 'в норме' не размножались 'черенками', можно было бы говорить о клонах. И если бы мы выращивали картофель не из клубня, а из одной-единственной его клетки - тоже.
Откуда у растений взялся аналог разумности - не ясно. Просто автору так захотелось. 'Научные' объяснения о клонах и 'сказочное' оживление друг с другом сочетаются плохо.
Мрачный финал, не оставляющий надежды герою и читателю, как мне кажется, не совсем то, чего ожидают организаторы конкурса.
Более того, возникает вопрос 'а смысл?'. Автор призывает читателей воздержаться от разведения комнатных растений? Или просто (в который раз, даже посчитать сложно) рисует картину 'апокалипсиса' просто потому, что сыграть на 'чувствах' читателя проще, чем создать оригинальную фантастическую идею?
8 Поляков И.В. Руах элохим
Боюсь, подобного рода вариация на тему христианства придется по душе далеко не всем христианам.
Тем не менее, на мой взгляд, ничьих чувств и верований она не оскорбляет и вполне имеет право на существование.
Если говорить о литературных особенностях текста, они вполне на уровне. Описания, диалоги - неплохо. Что касается стилистики, я бы кое-что исправила... но это скорее на уровне личных предпочтений, чем правил и языковых традиций. Но там, где 'слабая жизнедеятельность' однозначно необходимо еще подумать - фраза категорически выбивается из стиля.
Лично мне текст понравился как минимум тем, что ставит необычные вопросы и заставляет задуматься.
Почему не десятый класс? Из-за финала. Ожидалось что-то другое, менее предсказуемое, менее очевидное.
9 Джу-Лисс Монтрезор
У меня вопрос по запятым и т.д. Не уверена в том, что речь от первого лица позволяет пренебрегать очевидными знаками препинания... вот выбор слов и построение фраз - это совсем другое дело. И стилизация получилась очень и очень неплохая. Образы объемные, диалоги живые. Мир, ситуация - интересны.
Очень понравился торт. Пример яркого штриха, который придает особый колорит тексту.
Почему не десятый класс? Потому что не более чем сказка, пусть и занятно рассказанная. Чуток бы идей...
10 Нейман Л. В вездесущем мире эмоций
Первый абзац - и сразу тяжеловесные фразы, никакой динамики...
Очень слабы фразы, которые произносит Марина - они фальшивые и неестественные.
Нельзя сказать, что текст категорически неудачен... скорее, он воспринимается конспектом. Автор придумал идею и наспех изложил. А можно было бы развить образы героев, добавить сюжету интриги, напряжения...
11 Васильев С.В. Для других
'Он словно специально медлил, чтобы я успела полюбоваться на капли, вразнобой срывающиеся с его кромки'. 'Он' - герой, 'его' - весло. Когда подобного рода фраза встречается в первом же абзаце, мне становится грустно и читать дальше не очень хочется.
Изложение от первого лица получилось неубедительным. 'Внутренние монологи' героини слишком явно 'работают' на читателя.
Логика текста не всегда... логична. Сначала аборигенов заселяют в резервации, а потом разрешают спокойно бродить туда-сюда, да еще и забирать с собой людей. Девушка, которая тащит высокого, мускулистого мужчину? Не уверена, что она его даже с места сдвинет. Или на планете какие-то условия другие? Гравитация?
Зачем аборигену нужна была девушка? Он не мог взять в помощники кого-то из своих? Не нашла ответа на этот вопрос в тексте. Если он там есть.
В целом текст воспринимается романтической сказкой, не более того. Попытка придать тексту глубину с помощью идеи 'жертвенности', на мой взгляд, не слишком удалась.
12 Кузина Л.В. Немного о принцессах и драконах -2!
Удивил 'психоаналитик'. В мире текста эти товарищи имеют место быть наряду с принцессами и драконами?
Дракон и его друг общаются не вполне естественными фразами, над диалогами еще нужно работать.
Не уверена, что шишки можно назвать 'плодами сосны'. 'Длинные бедра' - это как? Почему мышцы 'горячие'? У девушки лихорадка?
Фрагмент про 'серную пробку' вместо того, чтобы стать 'яркой деталью', воспринимается намеренной попыткой автора перевести текст на уровень 'низкого жанра' и придать своего рода 'чернушный юмор'.
Тема принцесс и драконов очень и очень не нова, но автору удалось придать тексту некий штрих оригинальности. В итоге получилась не самая худшая сказка-перевертыш, но не более того.
13 Капустин В. Слово
По словам 'разменная монета Бога' можно догадаться, для какого конкурса был написан текст .
В целом текст читается с интересом. Чего не хватает - 'остроты' в последствиях проигрыша. Команда землян или выиграет, или нет. Если нет - ничего страшного. Сложно поверить, что в таких условиях действительно можно найти 'слово к Богу'. Даже в условиях азарта игры.
Финал воспринимается слишком пафосным и надуманным.
14 Горбулько М.В. Необычное знакомство
Зачем сразу говорить о том, что вагончик 'десятитонный'? Герой его взвешивал лично или этот факт имеет значение для сюжета? Не думаю, что 'летающий вагончик' будет создан по технологии, которая предусматривает 'выпускание паров'.
Человек бежит по людной улице с 'лучевиком' в руке и никто этого не замечает? В том числе и полицейские, которые разглядывают улицу с воздуха? Или этот 'лучевик' внешне выглядит как что-то вполне безобидное?
Текст динамичен, за исключением некоторых логических и стилистических шероховатостей, читается неплохо. Финал - иллюстрация не самой новой идеи в стиле 'от судьбы не уйдешь'... в положительном ее понимании.
Увы, но на мой взгляд текст очень сложно назвать фантастическим. Заменить элементы мира на более обыденные - и получится самая обыкновенная житейская история, не более того.
15 Гаус К. Круговерть
Интересный текст. Особых замечаний нет. Единственно - я бы еще поработала над описанием самого океанариума в самом начале. Еще не совсем понятно, откуда экскурсовод взял информацию про память в три секунды. Думаю, к этому неплохо хотя бы вскользь вернуться в финале.
16 Усачов М. Люлька
До 'финальной объяснялки' все было замечательно. Смешные аборигены, носитель прогрессивной мысли и так далее. Понимаю, что без 'объяснялки' обойтись сложно. Но зачем - зачем?? - давать ее таким большим фрагментом-монологом? Почему не обойтись динамичным диалогом, в котором отразить самое основное: 'там таких много, а места мало', 'я сам пришел, хорошее место найти', 'мне повезло, я нашел', 'сейчас молнией - шарах, а потом все сюда на корабле прилетят'.
Я понимаю, что герой как бы говорит сам с собой... но воспринимаются его слова на фоне текста чем-то совершенно чужеродным. ИМХО, безусловно, но лучше бы он пытался это аборигену объяснить...
Кстати, 'идейная нагрузка' текста минимальна. Оригинальность тоже как бы... не очень. Вариаций на тему 'прилетел Он и научил аборигенов Этому' создано уже в количестве весьма значительном... Даже с учетом того, что данная конкретная вариация получилась живой и забавной.
17 Радов А.А. Восьмой хобот
В целом неплохо. Грустная сказка про влюбленного аборигена. Правда, не думаю, что подобный финал получит высокие оценки на конкурсе... но все же.
Каких-то новых-оригинальных мыслей автор в тексте не высказал, но образ главного героя создал вполне удачно.
Рекомендую еще поработать над финальным диалогом - последние реплики звучат фальшиво и надуманно.
Крайне желательно не путать '-тся' и '-ться'. Хобот 'появится', но 'хобот должен появиться'. И спелл-чекеры эту ошибку не отслеживают. Не умеют.
18 Марков А.С. Мы в ответе за тех...
Хмм... Не так давно был текст о бактериях, которые уничтожили ученых. Тоже что-то не то узнали-открыли.
Текст воспринимается такой себе 'страшилкой'... не вполне логичной, если вспомнить о количестве бездомных котов и собак... Если предположить, что у 'братьев наших меньших' столько разума и такие возможности, то думается мне, что их жизнь в нашем мире было бы намного более приятной. А то, что есть 'любители домашних животных'... так кто-то и пиво любит. Или оно тоже - разумное?
19 Катлас Э. Последние обряды лета
Бывают финалы категорически-радостные. Бывают - намеренно-печальные. И первое, и второе не есть слишком хорошо. Да, это сильный ход - постепенно знакомить читателя с героем, а потом заявить, что он обязательно погибнет (или я ошибаюсь и можно своей кровью что-то взорвать и выжить?). И человечество, скорее всего, тоже. Но будет ли герой настолько спокойно идти на смерть? Или это спокойствие - тоже элемент модификации? Если нет, тогда психологическая достоверность текста - под большим вопросом. Да, это очень правое дело - погибнуть во имя человечества. Но вот так, без душевных метаний-стремлений... Все же человек, не муравей и не пчела.
Еще вопрос. Можно ли 'под носом' у 'кураторов' проводить сложные генетические эксперименты и затевать такое масштабное сопротивление? Не уверена, но допустим.
При этом технически текст сделан на очень высоком уровне. Шаг за шагом наращивается интрига, появляются новые подробности... Но, увы, техника едва ли способна в значительной мере повлиять на общее впечатление от рассказа.