Объединенное человечество, три касты, государства-марионетки, люди-полуфабрикаты, естественный отбор, который грозит культивированием жестокости и подлости. И вольная казачья Россия...
Мир
Мир подан больше не тот, который есть в плоскости рассказа, но тот, против которого происходит борьба. Подача мира через лекцию часто бывает излишне нарочитой и вызывает снижение интереса к тексту, но удачное размещение лекции в окружении динамичных сцен сглаживает впечатление, так же, как и стилистика речи лектора - не справочно-закрученная, но действительно живая разговорная.
Герои
Главный герой живой, объемный. Удачный образ казацкой шашки. Второстепенных героев не настолько много, чтобы они могли затенить главного героя, их роль эпизодична.
Ракурс
Ракурс 'изнутри-снаружи'. Автор видит главного героя и знает, о чем он думает. Слов автора в тексте практически нет, буквально в одном случае сложно поверить, что слова являются мыслями героя: Не за цвет кожи я их ненавижу...
Композиция. Сюжет. Интрига Текст
Удачная композиция, хорошо выписаны сцены. В сюжете загадки и отгадки находятся как раз на таком расстоянии друг от друга, что читатель и подумать успевает, и не забывает, о чем шла речь ранее.
Интерес к тексту есть. Более того, даже сцены сражения воспринимаются ярко и образно - что для такого не-любителя батальных картин, как я, практически редкость.
Психологичность. Мотивация
Психологичность и мотивация главного героя показана очень хорошо, причем не авторскими словами, а через действия и ситуации.
Логика
Не слишком логичная фраза: И Григорий знал, почему - по этой причине его отряд и зацепился именно за этот городок, и теперь торчал у глобов костью в горле - ни проглотить, ни выплюнуть. Через некоторое количество текста важность городка и завода расшифровывается, но данный конкретный момент воспринимается плохо.
Мне очень по душе такой стиль и такие тексты, в которых каждая фраза интересна сама по себе, каждое слово живет и приобретает свой особенный голос в ансамбле других слов и фраз.
Прогноз в данном случае воспринимается не как 'мир настоящего - мир будущего', а скорее как 'человек настоящего - человек будущего', поскольку образ Выселок - только рамка для образа нормального гения сумасшедшего мира...
Проводить анализ мир-герой-ракурс необходимости не вижу, поскольку текст глубоко диалогичен, и каждый читатель возьмет из него нечто свое.
Враг внешний - эпидемия. Враг внутренний - ненависть. И не известно, кто же из них расправится с людьми раньше.
Обязательно найду время прочитать о том, что же случилось в мире будущего и что случится с маленьким экзо.
Мир
Пока только намечен - не удивительно - все-таки прелюдия. Но намечен образно и интересно. Желание узнать, что было, и что будет, возникает, вне всякого сомнения.
Ракурс Герои Психологичность. Мотивация
Взгляд 'изнутри - снаружи'. Автор видит героя и знает, о чем он думает.
Главный герой воспринимается несколько неоднозначно. Возникает диссонанс между его поступками и репликой рассказчика Но он был еще слишком маленький, чтобы принимать какие-то более сложные решения.
О психологичности и мотивации говорить сложно, поскольку читателю далеко не все известно - как в отношении мира, так и в отношении героя.
Логика
потому что нижней части ноги у старика не осталось. Он ее с собой не взял. Но сумел наложить жгут выше, и на время кровь унялась. По-видимому, ранили старика не в доме, а в другом месте. Но даже исходя из этого, 'не взял' воспринимается странно.
Стилистика. Язык
но поселение отбилось Глагол более привычен в другом контексте, возможно, есть смысл заменить чем-нибудь из синонимического ряда.
поднялись уголки губ, обнажая ряд идеально белых зубов То ли зубов один ряд, то ли зубы плотно сжаты - но тогда улыбаться не совсем удобно.
взял в руки ложку и попробовал съесть маленькую порцию. 'Порция' несколько диссонирует с атмосферой.
начал торопливо хлебать из тарелки. Получается, что хлебать из тарелки без ложки.
А что будет с тобой, если окажется, что самые родные люди вовсе не родные и все вокруг - только ложь и манипуляции? И кто, кроме тебя, имеет право на твою жизнь?
Мир Герои
Текст подчинен образу главной героини. Мир показан в той мере, в которой окружает девушку и в той, в которой важен для нее. В той мере, в которой рушится вокруг нее за несколько на первый взгляд самых обычных дней.
Моменты прогноза преломляются через образ главной героини и являются не просто констатацией фактов, но приобретают явную эмоциональную окраску.
Ракурс
Изложение от первого лица, настоящее и прошедшее время сочетается иногда в пределах одного абзаца.
Ракурс привязан к главной героине, автор в текст не вмешивается.
Логика
думаю, психика у дядьки - будь здоров. Исходя из образа, поданного ранее, такой вывод выглядит не совсем логичным.
Стилистика. Язык
Ветер колыхал зажатый в руке конверт из жесткой молочно-белой бумаги Если конверт из жесткой бумаги, то глагол 'колыхать' - не самый удачный выбор.
хочется открыть окно, но рука не тянется. Неудачный выбор глагола.
я нутром почувствовала вибрацию 'Нутром почувствовала' скорее относится к сфере интуиции, чем физических ощущений.
дезинфекция, мелко дисперсную дрянь распыляют, Излишняя детализация. Возможно, 'какую-то дрянь'?
Мир, в котором беззаконие узаконено в рамках 'экономической экспансии международных корпораций' и люди, для которых понятия 'честь', 'совесть' и 'свобода' не стали пустым звуком.
Кроме основной идеи затронуты тема легализации наркотических веществ, многие социальные вопросы, и... один из СИ-субъектов, что, ИМХО, не идет тексту на пользу.
Мир
Объемный мир, гармонично прорисованный и вполне достоверный. Политическая ситуация как в стране, так и в мире; экономические реалии; социальные аспекты; вопрос эвтаназии, - все эти подробности, показанные в рассказе, позволяют говорить действительно о мире, а не просто об антураже будущего.
Герои Ракурс
Изложение от третьего лица, ракурс привязан к двум главным героям. Авторская речь главным образом проявляется в сводках новостей, в которых даются необходимые пояснения по ходу сюжета.
Главные герои показаны схематично. Зужа теряется на фоне других бродяг, образ Рощина динамичен с некоторой утратой психологичности и шаблонностью.
Композиция. Сюжет. Интрига
Рассказ удачно начинается сценой, которая вызывает интерес и позволяет ощутить атмосферу мира. Хороший переход ко второму герою. Центральная сцена - спасение людей в приграничном конфликте - несколько излишне детализирована и по динамичности уступает предыдущим и последующим сценам.
Логика
Именно тогда командир взвода Николай Рощин принял свой первый бой. Звание старшего лейтенанта, а затем капитана он получил досрочно.
В тот день батальон особого назначения, в котором он командовал ротой, был поднят по тревоге.
Получается, что 'первый бой' происходил в 'тот день'? Но после 'того дня' Николай уже не мог получить звание! Такое впечатление, что пропущена логическая связка между двумя боями.
Стилистика. Язык
Но говорят, что мучения сильные, вот доктор и посоветовал ее побаловать напоследок... Безличная форма в данном случае вызывает некоторое недоумение.
ход делу не давать 'хода'
- после развала Штатов и инфляции здесь офицерская зарплата Не совсем понятно, где именно 'здесь'.
не дав заехать за нехитрыми офицерскими пожитками, Деепричастный оборот усложняет и без того тяжелое предложение.
Цель поездки - окружное шоссе, северо-запад. ИМХО, но 'цель' не совсем правильно в данном контексте.
Опека государства, порядок и спокойствие - насколько высокую цену придется за это все заплатить? И не потребуют ли платы детьми, которых воспитывают так, как это удобно и полезно для государства? Или детьми, которые не будут рождены?
Мир
Мир показан в той мере, которая необходима для понимания сюжета, несколько фрагментарно.
Ракурс Герои Психологичность. Мотивация
Изложение от третьего лица. Удачный ракурс с четким фокусом на главной героине. Стилистический и композиционный акцент на психологичности и мотивации действий Алекс-Саши в значительной мере идут на пользу тексту.
Композиция. Сюжет. Интрига
Динамичный сюжет, вызывающий несомненный интерес. Сопереживание главной героине, эмоциональная напряженность сюжета - текст читается 'на одном дыхании'.
Композиционно сцены следуют за перемещениями Алекс-Саши. Америка - порт - корабль - буферная зона - порт.
Замечание по тексту: Вот и Алекс с Германом, как ни странно, вскоре неплохо поладили и нашли общий язык. Начало сцены и, особенно, цитированная фраза, значительно снижают динамику и диссонируют со стилем текста.
Стилистика. Язык
вы можете обратиться на гостевую визу Видимо, механическая ошибка.
Рассказ отличается выраженным сопереживанием и соучастием
Идея
Бесполезные люди, прагматичное общество, годы жизни как валюта и как мера пресечения. Вера, надежда, любовь... И оказалось, что мир этот насквозь прозрачный и совершенно маленький, и бежать в нем некуда.
Мир
Хорошо показаны моменты, необходимые для понимания сути происходящего, но целостной картина мира не воспринимается.
Герои
Один живой интересный главный герой и много-много второстепенных персонажей, которых сложно идентифицировать и отличить друг от друга. Образ Катишки скорее подкрепляет образ главного героя, чем является самостоятельным элементом. Удачным моментом является прозвище, но несколько снижает впечатление тот факт, что их несколько.
Ракурс
Удачен ракурс там, где он привязан к главному герою. Сцены, в которых Лаки нет, воспринимаются авторскими и сравнительно более слабыми, поскольку ракурс произволен, зависит от необходимости осветить тот или иной аспект.
Композиция. Сюжет. Интрига
Текст начинается как детективная история. При этом данная сюжетная линия привязана к нескольким героям, с которыми происходит некоторая путаница: За сорок лет работы в райотделе Роман Андреевич привык к полицейскому косноязычию, и к разным типам ранений, "не совместимых с жизнью", тоже привык. Но вид пробитой стрелою шеи почему-то не давал спокойно дышать. Капитан отошел в сторону и плюхнулся на кособокую скамейку с неровно шелушащейся краской. По логике, Роман Андреевич и капитан - одно и то же лицо. Но это не очевидно из текста, и дальше путаница усиливается.
Затем действие резко, без перехода, смещается на некоего Лаки. Возникает недоумение - зачем? Интерес ослабевает. Довольно затянутая часть, посвященная знакомству Лаки и Катишки, сменяется динамичным развитием сюжета. Из последующих сцен становится ясна идея и связь с первыми сценами, интерес значительно усиливается.
Возврат ракурса в финальных сценах к второстепенным персонажам несколько портит впечатление от сильных сцен с Лаки.
Стилистика. Язык
и пальцем свободной руки, желтым от никотина и с обкусанным ногтем, 'С обкусанным ногтем' - лишнее уточнение для такого незначительного и скоротечного эпизода.
и плюхнулся на кособокую скамейку с неровно шелушащейся краской. 'С неровно шелушащейся краской' по структуре предложения относится не к существительному, а к глаголу.
грохнулся на конец скамьи Неудачный выбор глагола.
скрип выходящих из досок ржавых гвоздей. Неудачный выбор глагола.
-- Третьего бомжару срезнем упокоили.
-- Второго, -- поправил начальник ядовито. -- А мистика была бы, если бы отделению дали новый электромобиль.
Про 'мистику' до сих пор ничего не было.
но пух гагачий из простреленной куртки еще два дня витал по отделению, забивался в нос и заразил насморком всех. Неудачный выбор глагола ('заразил').
...Баба в материалах дела появилась тоже. Не понятно, к чему 'тоже'.