Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

64. Выборы правителя нолдор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  1.
  
  С 1-го по 100-й год Солнца нолдор исследовали и заселяли Валариандэ и всю долину Сириона от "Великого моря до Синих гор", за исключением Лэстанорэ (Дориата) в центре, где правят Тиндаколло и Мэлйанна (LXVII).
  
  Другие, и возможно они более правы, говорят, что 'с 1-го по 50-е годы нолдор бродили повсюду в Валариандэ, изучая его, и поселились во многих местах от Великого Моря (тинд. Бэлэгаэр) до Линдоноронти, они же Голубые Горы, и по всей долине Сириона, за исключением Лэстанорэ посреди этой долины, который держали Тиндаколло и Мэлйанна (LXVIII).
  
  В 6-м году Солнца нолдор, снова объединившись, установили стражу на границах Норэ Лаирандэй (Дор-Даэдэлота) и держали свои основные силы на севере страны, но они разослали гонцов повсюду, чтобы исследовать страны Валариандэ и вести общение с народом. который там жил (LXI).
  
  2.
  
  Рассказ, изложенный ниже, принадлежит Пэнголоду, который сам не был участником тех событий (так как родился много позже) и писал "Серые Анналы" с чужих слов и записей, и потому есть основания сомневаться, что все описанное ниже было именно так. Вот что мы знаем об этом летописце: "самым выдающимся членом Школы после ее основателя был или остается Пэнголод*(1), эльф смешанного тиндарского и нолдорского происхождения, родившийся в Симэнхрэста (Нэврасте) и живший в Ондолиндэ с момента его основания. Он писал и на тиндарине и на квэнйа. Он был одним из выживших после разрушения Ондолиндэ, из которого он спас несколько древних сочинений, а также несколько своих собственных копий, компиляций и комментариев). Именно благодаря этому, а также его потрясающей памяти, сохранилась большая часть знаний Древних Дней*(2) (XXXIV). Пэнголод был из народа сторонников Нолофинвэ и, как видно по его записям, он не смог оставаться беспристрастным - "Серые Анналы" содержат в себе много "неточностей" превозносящих Нолофинвэ и его сторонников и очерняющих сторонников Фэанаро.
  
  Согласно Пэнголоду, "за Пояс Мэлйанны было разрешено пройти представителям дома Арафинвэ*(3), поскольку они могли претендовать на близкое родство с самим королем Тиндаколло (их мать Эарвэн была дочерью брата Тиндаколло)*(5). Ангарато был первым из нолдор, пришедшим в Хумэфэлйар (Мэнэгрот) в качестве посланника Инглора*(5), и Ангарато долго разговаривал с королем, рассказывая ему о деяниях нолдор на севере*(6), об их численности и расположении их сил; но, будучи правдивым и мудрым и считая все горести теперь прощенными, он ничего не говорил о деяниях Фэанаро, кроме его доблестной смерти*(7) (LXI).
  
  И король Тиндаколло выслушал и сказал Ангарато, прежде чем тот ушел:
  
  - Так ты скажешь за меня тем, кто послал тебя*(8). В Хитиломэ (Хитлуме) (Hithilome - Hithlum) нолдор позволено делать все, что они пожелают, и в Нортанионе (Northanion - Dorthonion) они могут жить, и в странах к востоку от Лэстанорэ, до самого подножия гор Линдоноронти (Эрид Луин), есть свободное место*(9). Но в других местах живут многие из моего народа*(10), и я не буду их ограничивать в свободе, и тем более выгонять из их домов*(11). Поэтому остерегайтесь того, как вы, принцы Запада, держите себя, ибо я Лорд Валариандэ, и все, кто стремится поселиться там, да услышат мое слово*(12). В Лэстанорэ никто не придет, чтобы обитать здесь, кроме тех, кого я позову как гостя, или тех, кто ищет меня в большой нужде*(13) (LXI).
  
  3.
  
  И Пэнголод продолжает. "В 7-м году нолдор держали совет*(14) в Миттаринга (Mithtaringa), чтобы обдумать все вопросы и решить, как им следует поступать в дружбе с серыми эльфами, и при этом собрать силы и расставить их для войны с Моринготто*(15). По этой причине нолдор пришли в Средиземье*(16); тем не менее, многим северные земли казались холодными, а южные страны более прекрасными, и они жаждали иметь новые дома, где их народ мог бы умножаться в мире, вдали от военных лагерей на возвышенностях*(17) (LXI).
  
  На этот совет прибыл Ангарато из Лэстанорэ, принеся слова короля Тиндаколло, и прием Эльвэ показался нолдор холодным*(18). А сыновья Фэанаро были разгневаны им*(19); и Маитимо засмеялся, сказав:
  
  - Тот король, кто может удержать свое, иначе его титул пуст. Тиндаколло лишь дарует нам земли, где его сила не распространяется. Воистину, только Лэстанорэ было бы его пределом сегодня, если бы не приход нолдор*(20). Поэтому пусть он правит Лэстанорэ и радуется, что он имеет сыновей Финвэ в соседях, а не орков Моринготто, которых мы нашли [вокруг него, когда прибыли]. В других же местах все пойдет так, как нам кажется лучше (LXI).
  
  Но Морифинвэ (Карантир) (LXI), или это 'был Куруфинвэ (LXI), который не любил сыновей Арафинвэ и был самым суровым из братьев и самым скорым на гнев*(21), громко воскликнул:
  
  - Более того! Пусть сыновья Арафинвэ не бегают туда и сюда со своими историями к этому темному эльфу в его пещеры! Кто сделал их нашими представителями, чтобы вести с ним дела? *(22). И хотя они воистину прибыли в Эндорэ*(23), пусть они не забывают так быстро, что их отец был владыкой нолдор, хотя их мать была из другого рода (LXI). Пусть они не забывают так быстро, что они нолдор! (LXI)
  
  Тогда Ангарато чрезвычайно разгневался и покинул совет*(24). Маитимо действительно упрекнул Морифинвэ*(25); но большая часть нолдор из последователей обоих [Нолофинвэ и Финдарато], услышав слова Морифинвэ, были встревожены в сердце, опасаясь свирепого духа сыновей Фэанаро, который, казалось, когда-нибудь мог вырваться наружу*(26) в необдуманных словах или насилии*(27) (LXI).
  
  Поэтому, когда совет пришел к выбору одного повелителя нолдор и главы всех принцев нолдор, выбор всех [из сторонников Нолофинвэ], за исключением немногих, пал на Нолофинвэ*(28). И в час, когда выбор был объявлен, все, кто его слышал, вспомнили слова Мандоса [Амноса] о том, что Дом Фэанаро следует называть Обездоленным навеки*(29). Тем не менее, сыновья Фэанаро отнеслись к этому выбору плохо, за исключением только Маитимо, хотя его это коснулось больше всего*(30).
  
  Но он сдержал своих братьев, сказав Нолофинвэ:
  
  - Если между нами нет никакой обиды, Лорд, все равно выбор по праву пришел бы к тебе, старшему здесь из Дома Финвэ*(31), и не наименее мудрому*(32) (LXI).
  
  Но сыновья Фэанаро тогда покинули совет и вскоре после этого покинули Миттаринга и направились на восток*(33), в обширные и дикие территории между Химйарингэ и озером Хйэллэморэ (Хэлэворн) под горой Рэрир*(34). Этот регион впоследствии был назван Рубеж Маэдроса*(35); ибо там было мало защиты холмов или рек от нападения с севера*(36); и там Маитимо и его братья несли стражу, собирая всех, кто приходил к ним*(37), и мало общались со своими родственниками на западе, за исключением случаев необходимости*(38) (LXI).
  
  Говорят, что Маитимо сам разработал этот план, чтобы уменьшить вероятность раздора и потому, что он очень хотел, чтобы главная опасность нападения (как казалось) обрушилась на него самого*(39); и со своей стороны, он оставался в дружбе с Домами Нолофинвэ и Финдарато и приходил среди них время от времени, для общего совета. Тем не менее, Маитимо также был связан Клятвой, хотя она и уснула на какое-то время*(40) (LXI).
  
  4.
  
  И Маитимо отказался от своих претензий на правление над всеми нолдор. С этим не все его братья были согласны в своих сердцах. Поэтому Дом Фэанаро называли Обездоленными из-за приговора Валар, отдавшего королевство Туна Нолофинвэ, и из-за потери Сильмариллей*(41) (XLII). И (как предсказывал Мандос), поскольку власть перешла от Старшего Дома, к Дому Нолофинвэ, как в Элэндэ (Эльфийских Землях = Аман), так и в Валариандэ*(42) (L).
  
  Примечания.
  
  *(1) Школы ламбенголмор (языковедов), основателем и главой которой был Фэанаро. Основанная им Школа 'продолжала существовать среди нолдор, даже через суровость и бедствия Бегства из Амана и Войн в Валариандэ, и выжила воистину для того, чтобы вернуться на Эрэссэа (XXXIV).
  
  Стоит отметить, что "самым выдающимся из Школы" Пэнголод был для автора "Квэнди и эльдар", из тех, кого он знал. Автор "Квэнди и эльдар", скорее всего, жил на Эрэссэа. Он пишет: "Все, что здесь было сказано относительно эльфийских названий [названий эльфийских народов] и их происхождения и относительно взгляда более ранних языковедов, происходит прямо или косвенно от Пэнголода" (XXXIV). Вместе с тем только часть из этих названий народов нолдор узнали уже в Нолдолондэ, другие должны были знать от участников Великого Похода и старших языковедов. Если автор "Квэнди и эльдар" получил эти знания от Пэнголода, он не занимался языками в Амане и не знал сам, а значит, не мог оценить языковедов Амана (в том числе фэанариони и учеников Фэанаро из Первого Дома).
  
  Называть Пэнголода самым выдающимся из Школы ламбенголмор можно, только если не учитывать сыновей Фэанаро (прежде всего Куруфинвэ, который единственный из нолдор знал кхуздул и смог описать его принципы так, что при этом сохранил в тайне сам секретный язык гномов).
  
  *(2) Примечательно, что из Амана Третий Дом (в первую очередь Финдарато) не брал книг, ссылаясь на то, что мудрецы и так все помнят. Но на примере Пэнголода мы видим, что это скорее оправдание, чем действительно настоящая причина.
  
  *(3) В "Серых Анналах", написанных уже после гибели Ангарато, Аиканаро, Артарэсто и большей части их народа, Пэнголод отрицает, что трое арафинвиони уплыли из Арамана вместе с Фэанаро (он единственный автор, отрицающий это). И потому Пэнголод пишет, что только теперь, 49 лет спустя после того, как первые нолдор прибыли в Эндорэ, они смогли встретиться с Эльвэ Тиндаколло, когда к нему наконец (через 6 лет после прибытия) обратились его родичи-арафинвинги. Но Пэнголод противоречит сам себе. В другом месте он пишет: "когда вскоре [через сотню лет солнца и полторы сотни лет после прибытия нолдор] (из-за предательства и злой воли, как будет сказано позже) полная история о деяниях в Валинорэ стала известна в Валариандэ, между Лэстанорэ (Дориатом) и Домом Фэанаро возникла скорее вражда, чем союз" - но это произошло многие десятки лет спустя, нет оснований считать, что до того Эльвэ запрещал нолдор не арафинвингам приходить в Лэстанорэ. Тем более, что дальше Пэнголод продолжает: "Но это зло еще только ждало их в грядущие дни, и первая встреча тиндар и нолдор была горячей и радостной, хотя переговоры между ними поначалу были нелегкими, поскольку за время их долгого разрыва языки калаквэнди в Валинорэ и мориквэнди в Валариандэ разошлись далеко друг от друга" (LXI). Таким образом, скорее всего, Пэнголод искажает события и пишет о том, чего еще не случилось: в те дни все нолдор, а не только арафинвиони, могли приходить за Завесу, которая была установлена Мэлйанной от врагов. И сторонники Фэанаро, Первый Дом и младшие арафинвиони, с первых лет своего пребывания в Эндорэ установили отношения с Эльвэ: "Весть об этих великих делах [о победе во Второй Битве] дошла до Хумэфэлйар (Мэнэгрот) и Хэлкариста (Эгларэст), и серые эльфы были исполнены удивления и надежды, поскольку они думали получить огромную помощь в защите от Моринготто от своих могучих сородичей" (LXI). Не только фалмари, но и Хумэфэлйар были рады нолдор, и Эльвэ уже говорил с нолдор - еще с Маитимо, до его плена. Мы только от Пэнголода знаем, что у сторонников Фэанаро не было "отношений" с Эльвэ. Но это противоречит и логике, и текстам.
  
  *(4) Но для того, чтобы узнать о членах Дома Арафинвэ, лэстанорцам и нолдор нужно было говорить друг с другом. Так же примечательна фраза "могли претендовать на родство" - согласно Пэнголоду, дети племянницы Эльвэ рассматривались им не как однозначные родственники, а как те, кто мог бы претендовать на то, чтобы ими быть.
  
  *(5) Согласно Пэнголоду, Инглор Финдарато единолично, от своего имени, не сговариваясь с другими Лордами нолдор отправил к Эльвэ своего посланника, но так, что этот посланник говорил перед Эльвэ за всех нолдор, словно Финдарато Инглор мог решать и говорить за всех нолдор. Впоследствии, после смерти Нолофинвэ, Финдарато провозгласит своего отца, оставшегося в Амане, Нолдораном, а себя - его Наместником в Эндорэ, то есть, фактически Финдарато объявил себя верховным правителем нолдор в Эндорэ. Судя по всему, Финдарато, как и Налтариэль желал власти: "как и ее брат Финдарато, она мечтала о далеких землях и владениях, которые могли бы принадлежать ей, и которыми она могла бы управлять без опеки, по своему усмотрению". И из этой жажды власти отправил своего гонца говорить от имени всех нолдор, ничего не обсудив с другими Лордами. Однако, скорее всего, это лишь придумка Пэнголода, которая больше не повторяется ни одним автором.
  
  *(6) На севере - это в Миттаринга и Луминоронти. То есть Ангарато рассказал о том, как Первый Дом и часть Третьего дома сражались с Моринготто до Восхода и как потом к ним присоединились пришедшие Льдами. Но обо всем этом Эльвэ знал еще в Предначальной Эпохе. То есть в приходе Ангарато не было никакой надобности.
  
  *(7) Здесь сказано, что Ангарато был правдивым, то есть он должен был правдиво сказать о том, как Младшие Дома проклинали Фэанаро в Арамане и не давали двигаться вперед на протяжении 17 лет, и о том, что Фэанаро это надоело, и он ушел один, оставив Младшие Дома в Арамане и не желая возвращаться за ними, как за гирями на ногах. Однако Ангарато был мудр, и решил, что раз уж все обиды в прошлом, то не стоит упоминать о случившемся, тем более для посторонних. Поэтому Ангарато не стал говорить ни о чем, кроме как о доблестной смерти Фэанаро. Хотя, разумеется, Пэнголод имеет в виду совсем другое: что Ангарато не стал рассказывать о том, как Фэанаро предал и бросил во Льдах тех, кто преданно шел за ним. Но такой рассказ не содержал бы в себе ничего честного.
  
  *(8) Хотя, согласно Пэнголоду, Ангарато был послан своим старшим братом, он, "будучи правдивым", выставил все так, что Эльвэ подумал, будто Ангарато был послан многими Лордами. Вряд ли Пэнголод специально очернял Ангарато, однако складывается именно какое ощущение.
  
  *(9) Эльвэ дозволял нолдор селиться только в более холодных и более близких к Ангамандо северных землях (Хитиломэ, Нортанион (Northanion)) или в пустынных и опасных восточных землях, наводненных чудовищами - то есть в тех землях, где наиболее опасно и трудно жить. К тому же, Эльвэ очертил все земли, не входящие в Валариандэ - Валариандэ это часть земель от истоков Сириона и до моря, а так же все побережье. Таким образом, единственный из нолдор, кто владел своими землями в Валариандэ, впоследствии был Финдарато Инголдо. Все остальные нолдор жили в Инголондэ (Нолдолондэ), но не в Валариандэ.
  
  *(10) Так Эльвэ больше не причисляет к своему народу нандор Отсориандэ, которые после гибели своего королевского рода не пожелали перейти под руку Эльвэ. Но Тиндаколло считает своим народом фалмари Кириамо, хотя не Эльвэ, а Первый Дом спасли Гавани фалмари и сняли осаду орков.
  
  *(11) Согласно распространенным переводам "Сильмариллиона" Кристофера, Тиндаколло сказал, что не позволит нолдор выгонять тиндар из их домов. Но мы видим, что в оригинале сказано совсем другое.
  
  *(12) Как было сказано ранее, "С 1-го по 100-й год Солнца нолдор исследовали и заселяли Валариандэ и всю долину Сириона от "Великого моря до Синих гор", за исключением Лэстанорэ" (LXVII). Таким образом, нолдор уже заселяли земли и не нуждались в дополнительных распоряжениях Эльвэ, более того, учитывая, что Первый Дом и младшие арафинвинги пробыли в Эндорэ 42 лоар до прихода сторонников Финдэкано, у них было более чем достаточно времени, чтобы обговорить в том числе и территориальные вопросы. Тем более, что "заселяли земли следующие 100 лет" Турукано и Финдарато, в то время как фэанариони и младшие арафинвинги заранее знали, где хотят держать крепости, Нолофинвэ остался в укреплениях, построенных Первым Домом и сторонниками Фэанаро, Финдэкано уже поселился в Ломинорэ, а Налтариэль со своим народом поселилась в Лэстанорэ.
  
  *(13) Изначально Эльвэ еще не затемнился окончательно и планировал давать убежище тем, кто находится в большой нужде, но впоследствии он так не делал.
  
  *(14) Судя по всему, совет был в самом начале 7-го года, так как, согласно Пэнголоду, Ангарато был в Лэстанорэ в 6-м году, и от Эльвэ сразу прибыл на совет, который уже вовсю шел. Но, скорее всего, история с Ангарато полностью придумана, и тогда совет мог быть в любое время 7-го года.
  
  *(15) Сторонники Фэанаро жили, сражались и заключали союзы в Нолдолондэ в течении 43-х лет до того, как в Нолдолондэ пришли сторонники Нолофинвэ. За 43 года уже давно были выстроены отношения со многими тиндар и в любом случае, вопрос о том, "как им следует поступать в дружбе с серыми эльфами", был уже давно решен. Об этом не было нужды собирать совет. Таким образом, есть все основания предполагать, что Пэнголод писал "Серые Анналы", не опираясь на другие хроники, а записывая разговоры и слухи.
  
  Если бы на совете нолдор в 7 г. П.Э. прежде всего обсуждались союзы с тиндар, было бы логичным, чтобы вскоре после этого совета был устроен Праздник Воссоединения, Мэрйалэ Эрталэ (Мэрэт Адэртад). Так как на этом празднике, который упомянут во многих текстах, заключались союзы с мориквэнди, и все союзники нолдор собирались вместе, что давало возможность объединить их в общий союз. Но, по "Серым анналам", Мэрйалэ Эрталэ происходил спустя 13 лет после совета нолдор, то есть, очевидно, никак не был связан с этим советом. Это делает обсуждение дружбы с тиндар на совете еще более сомнительным.
  
  *(16) В действительности все шли кто за чем, и если Фэанаро призывал идти и мстить за Финвэ и освобождать из плена Сильмарилли, то большинство из сторонников Нолофинвэ шли за новыми землями.
  
  *(17) В начале абзаца говорится о том, что нолдор пришли сражаться с Моринготто и это действительно было так. Нолдор Первого Дома несли стражу на востоке, народы Нолофинвэ и Финдэкано из Второго Дома на западе, народы Ангарато, Аиканаро и Артарэсто в Нортанионе, затем часть народа Артарэсто охраняла проход через долину Сириона. Лорды этих народов (сыновья Фэанаро, кроме младших, которых берегли, Нолофинвэ, а также друзья сыновей Фэанаро - Финдэкано, Ангарато, Аиканаро и относительно Артарэсто) жили на передовой.
  
  Кроме этого, как будет сказано ниже, часть нолдор Младших Домов пришли к Маитимо. Только народ сыновей Фэанаро вместе с присоединившимися "составлял почти половину всех нолдор."
  
  Но некоторые из нолдор не хотели жить на севере, предпочитая удобные и безопасные южные земли Нолдолондэ - таких было меньшинство: Турукано со своим народом поселились в Нумэнналэ (Нэврасте), а позже в огражденном Ондолиндэ, Финдарато построил себе находящуюся в тылу, хотя и охранявшую проход в Валариандэ, крепость Минас-Тирит (затем переселился в огрожденный Наркосторондо), Налтариэль со своим народом жила в огражденном Лэстанорэ.
  
  Но к концу Первой Эпохи большинство тех, кто сражался против Моринготто, погибли в войнах. Остались и позже ушли на Тол-Эрэссэа в основном те, кто укрывался от войны.
  
  *(18) Справедливо сказать, что это послание, если оно было, не "показалось" холодным, а действительно было холодным и надменным. В послании не прозвучало ни слова приязни к потомкам Финвэ, ни к народу нолдор, ни даже к внукам Ольвэ, сыновьям Эарвэн - ведь этот ответ в первую очередь передан Финдарато, посланник которого пришел в Лэстанорэ, и самим посланником был Ангарато, так же родич Эльвэ. Хотя и Финвэ некогда был близким другом Эльвэ, и из-за их большой дружбы "народы Финвэ и Эльвэ были тесно связаны друг с другом", так что нолдор и тиндар встретились друг с другом с радостью, как с потерянными родичами. Также в ответе Тиндаколло не было ни слова благодарности за то, что во Второй Битве земли Валариандэ были освобождены от слуг Моринготто, многие тиндар, подданные самого Эльвэ, были спасены, и ныне нолдор, встав у пределов Норэ Лаирандэй (Дор-Даэделот), защищают их.
  
  *(19) Если такое послание имело место быть, то у Первого Дома были все основания для гнева на Тиндаколло, потому что нолдор своими жизнями защищали земли, которые Эльвэ считал своими, но при этом даже не поблагодарил Первый Дом, а прислал оскорбительное сообщение. Любой бы возмутился.
  
  *(20) Внутренний автор отметил благородство Ангарато, но не отметил благородство Маитимо - сторонники Фэанаро очистили земли Эльвэ от орков и защищали эти земли на протяжении 43-х лет до Восхода, однако Маитимо сказал не "Сторонники Фэанаро", не "Первый Дом", а "нолдор", давая всем нолдор часть в тех доблестных событиях.
  
  *(21) Во-первых, текст Пэнголода - единственный, в котором говорится о том, что Морифинвэ (или тем более Куруфинвэ) не любили "сыновей Арафинвэ". Однако Пэнголод мог обобщить "сыновей Арафинвэ" - и Морифинвэ и Куруфинвэ могли не любить Финдарато, могли разочароваться в Артарэсто, но это не относилось к их друзьям Аиканаро и Ангарато, уплывших с ними на кораблях и впоследствии поселившихся рядом с ними.
  
  Во-вторых, первый и последний раз в текстах Морифинвэ назван самым суровым и быстрым на гнев - в других текстах так обычно говорят о Куруфинвэ или Тйэлкормо. Но, скорее всего, это дежурная характеристика от сторонников Нолофинвэ для любого из фэанариони, когда фэанариони говорят или делают что-то, что не нравится сторонникам Нолофинвэ. Но по дальнейшим событиям видно, что Морифинвэ заключал союзы или действовал вместе с очень разными народами (гномы, люди, нандор Отсориандэ), притом торговый союз с обидчивыми гномами сохранялся до последних дней. Поэтому и по всем известным действиям Морифинвэ не видно, чтобы он проявлял вспыльчивость или гнев, кроме как на этом совете. Хотя, как можно видеть, у этого гнева были веские причины.
  
  *(22) Неизвестно была ли эта история на самом деле, но если даже была, и все, что сказано Пэнголодом выше, было именно так, как сказано, то получается, что слова Морифинвэ, даже если были горячими, от этого были не менее справедливыми, как и его гнев. Получается, что на протяжении 50 лет (43 до солнца + 7 солнца) фэанариони старались заключить союз с Эльвэ, узнавали его характер, думали, как лучше обратиться к нему с посольством, и теперь, когда был собран совет специально, чтобы обсудить с другими Лордами, как взаимодействовать с соседями и в том числе с Тиндаколло, на совет явился один из сыновей Арафинвэ, которые, никого не спрашивая, самодеятельно отправились в Лэстанорэ... и сообщил, что провалил эту задачу (судя по ответу Тиндаколло). Тогда как не поторопись он, дождись совета, то вместе со всеми, при участии сыновей Фэанаро, имевших немалый опыт и знания об Эльвэ, и при дипломатичности Маитимо, нолдор могли бы добиться лучшего результата.
  
  *(23) В оригинале сказано в "Валариандэ", но это неправильно, так как Валариандэ это относительно небольшая полоска суши в Инголондэ.
  
  *(24) Сначала Финдарато тайком от других лордов подослал в Лэстанорэ Ангарато, а затем ничего не сказал в поддержку младшего брата, и получилось, словно бы Ангарато один-единственный во всем виноват, а Финдарато не при делах.
  
  Ангарато, покинув совет, устранился от дальнейшего участия в обсуждении будущих шагов и мест обитаний, видимо, оставляя этот вопрос на братьев. Это не поступок Лорда. Пэнголод вновь выставляет в дурном свете Ангарато, а Финдарато показывает ведущим себя подло. Инглор сначала тайком послал своего брата вести переговоры от имени всех нолдор, а затем подло и предательски сделал вид, что это была инициатива самого Ангарато, ни словом ни поддержав брата, ни заступившись за него.
  
  Возможно, Пэнголод не столько был против Первого Дома (он рассказывает, например, о спасении Артарэсто силами Тйэлкормо и Куруфинвэ), сколько хотел возвысить своего лорда Турукано за счет всех остальных. Потому что, согласно "Серым Анналам", в сравнении с Турукано проигрывают все лорды нолдор. Но с другой стороны, если рассматривать ситуацию на совете 7 г. П.Э., то получается, что фэанариони отчитали Ангарато, а все сторонники Нолофинвэ, видя это, промолчали, потому что "боялись свирепого нрава фэанариони". Если рассказанное Пэнголодом правда, то все сторонники Нолофинвэ, включая и самого Нолофинвэ, и Финдарато, трусливо замолчали, подставив одного из "своих". Это не похоже на поведение нолдор, среди которых не было трусов, тем более не было трусов среди потомков Финвэ, и потому вся сцена, описанная Пэнголодом, скорее всего, не более чем его выдумка.
  
  *(25) Как ни странно, но данный фрагмент выглядит очень правдоподобно: Маитимо прикладывал все силы к установлению союзов против Моринготто, и возмущение брата хотя и было справедливым, но мешало этим союзам. Однако и большего, чем упрек по отношению к брату, Маитимо проявлять не мог и не желал. Быть может, Пэнголод был лично знаком с Маитимо, и потому знал, какое поведение свойственно Нэльйафинвэ?
  
  *(26) "Казалось, когда-нибудь мог вырваться наружу" можно сказать о чем-то, что до сих пор не проявлялось, но чего боятся. Это как в современности ожидать: "Сын любит шутеры, боюсь, когда-нибудь эта тяга к насилию вырвется наружу, и он пойдет убивать". В самом деле, на момент данного совета Маитимо было около 15 267 лет. За это время ни он, ни о его братья, как видно из Повести, не проявляли свирепого духа ни в своих поступках, ни в высказываниях (даже критика Морифинвэ была хоть и колкой, но сдержанной). Тем не менее, многие нолдор, которые были настроены против Первого Дома, безосновательно боялись, будто в фэанариони таится свирепый дух, который однажды может вырваться и принести зло.
  
  Этот страх, который разделяли далеко не все даже среди перешедших Льды, сторонники Нолофинвэ представили как обоснование отказа признать Маитимо Нолдораном (хотя он на совете выказал только дипломатичность, благородство, сдержанность и заботу о единстве нолдор). Даже Пэнголод, как видно, отнюдь не считал, что фэанариони до того показали себя "свирепыми", но по его описанию кажется, что резкие слова Карнистира сильно повлияли на решение совета. Однако для необоснованных подозрений, как и для желания отказать Первому Дому в главенстве, причины не нужны, а повод мог быть любым.
  
  *(27) В самом распространенном переводе "Серых анналов", сделанном Юлей Понедельник, этот отрывок переведен так:
  
   "Майдрос сурово упрекнул Крантира; но большая часть нолдор из обоих домов, услышав его слова, взволновались, испугавшись свирепого нрава сыновей Фэанора, который, казалось, всегда будет проявляться в поспешных словах или жестокости".
  
  Можно сравнить с оригиналом:
  
  "Maidros indeed rebuked Cranthir; but the greater part of the Noldor, of both followings, hearing his words were troubled in heart, fearing the fell spirit of the sons of Feanor that, it seemed, would ever be like to burst forth in rash word or violence".
  
  Во-первых, "indeed" означает "действительно", "на самом деле", "несомненно", но не относится к "суровости". Во-вторых, "казалось, всегда будет проявляться в поспешных словах..." совершенно не то же, что "казалось, когда-нибудь мог вырваться наружу в необдуманных словах..."
  
  Первое показывает, что свирепый дух сыновей Фэанаро уже не раз проявлялся, и нолдор думали, что так будет всегда (у них были ложные ожидания, но основанные на опыте). Тогда как в "Серых анналах" говорится о чем-то предположительном и ожидаемом ("it seemed, would ever be..."), то есть не имеющем оснований.
  
  *(28) Так мы узнаем, что не все лорды из сторонников Нолофинвэ, но большинство, хотели видеть Нолофинвэ Нолдораном. Стоит помнить, что речь идет не только о Лордах - прямых потомках Финвэ, но и о "младших лордах", таких, например, как Эхтэлион.
  
  *(29) Обездоленным Первый Дом был назван после того, как в результате Суда Валар Фэанаро был отправлен в изгнание, а Нолофинвэ узурпировал власть их отца и положение старшего брата. Сейчас же внутренний автор пытается использовать лже-пророчество умаиа Амноса для того, чтобы подчеркнуть, что Корона и право старшинства отобраны у Первого Дома справедливо и навсегда. Но Повесть говорит, что это не так, еще раз демонстрируя ложность "Пророчества" Амноса.
  
  *(30) Конечно, фэанариони не могли быть довольны тем, что Королем нолдор был выбран лидер, который 17 лет не мог решить "мы уже плывем, мы уже идем, или мы уже что". Но Маитимо был мудрым политиком, в первую очередь заинтересованным в единстве, поэтому, понимая, что сторонники Нолофинвэ все равно никогда не признают его, Маитимо поступил так, как нужно было поступить.
  
  *(31) Старшему не по возрасту (т.к. Нолофинвэ родился позже Маитимо), а по положению, поскольку дети Финвэ ближе к Финвэ, чем его внуки. Но этими крайне дипломатичными словами Маитимо подчеркнул, что Финвэ должен был наследовать Фэанаро.
  
  *(32) Не самому мудрому, но не наименее мудрому. Пока Третий Дом возглавлял Арафинвэ, Третий Дом не признавал Нолофинвэ Нолдораном. Однако, когда Третий Дом возглавил Финдарато, то он примкнул к Нолофинвэ. И этим обусловлены слова, что выбор большинства (но не всех) среди Младших Домов все равно бы пал на Нолофинвэ. Вообще то, что Нолофинвэ королем выбирали, и нет четкой и ясной причины выбора, кажется показательным. Похоже, что даже его сторонники не считали его королем по праву (хотя бы основанному на временном правлении Тирионом). Корона перешла к Нолофинвэ не по тому, что это было законно, а по тому, что таков был "выбор большинства".
  
  *(33) Фэанариони было больше нечего делать среди сторонников Нолофинвэ - теперь это было дело Нолофинвэ, а Старший Дом отправился строить свои собственные крепости и города и готовиться к войне с Моринготто.
  
  *(34) Если Пэнголод правильно описал земли, куда отправились фэанариони, то получается, что Амбаруссат получили свои владения на юго-востоке Нолдолондэ, в землях нандор, спустя время. Видимо, после того, как нандор стали союзниками и друзьями Первого Дома.
  
  *(35) В оригинале "March of Maidros". Слово "March" имеет значение, которое трудно перевести на русский. "March" это фронтир, пограничная зона между двумя странами. То есть все Инголондэ и Валариандэ знало, что земли Первого Дома это рубеж между Ангамандо и свободными землями. И это не то название, что себе взял Первый Дом, это то, как земли фэанариони были названы молвою. В Повести рассказывается, почему так.
  
  *(36) Фэанариони взяли под свою руку эти земли, потому что они были хуже защищены, чем другие, и через них Враг мог легко проникнуть в Инголондэ. Таким образом, Первый Дом встал в самых уязвимых и самых тяжелых местах - и тем не менее, даже когда все остальное Инголондэ пало, продолжали удерживать свои земли. Это говорит о доблести, мудрости и решительности Первого Дома.
  
  *(37) К Первому Дому приходили все те, кто хотел сражаться с Тьмой - тиндар, нолдор других Домов, атани - о чем в свое время будет расказано позже. Таким образом, этот Дом был наиболее боеспособным и мотивированным. Позднее в Повести сказано, что еще до Праздника Воссоединения под рукой Маитимо собралась пости половина всех нолдор (вспоминаем о выборе Нолофинвэ решением большинства). Таким образом титул которого наконец добился Нолофинвэ был во многом лишь формальным.
  
  *(38) Родственники на западе Инголондэ "жаждали иметь новые дома, где их народ мог бы умножаться в мире, вдали от военных лагерей на возвышенности", у этих родственников был король, который их устраивал, и фэанариони держались своей стороны и готовились к войне, вместо того, чтобы учить, как жить родичей из последователей Нолофинвэ. Но друзья фэанариони, Артарэсто, Ангарато и Аиканаро, построившие свои крепости рядом с близкими их сердцу Тйэлкормо и Куруфинвэ, не входили в число "родстаенников на западе".
  
  *(39) Вряд ли Маитимо хотел, чтобы главная опасность обрушилась на него и его Дом (не даром самых юных братьев он поместил к себе в тыл). Скорее, Маитимо считал, что остальные Дома не справятся, если на них обрушится вся мощь Моринготто. Фраза внутреннего автара "казалось, что" также не соответствует истине: да, в конце концов Моринготто прорвал оборону на западе, но только потому, что еще большими силами не смог прорвать оборону на Востоке - о чем будет сказано позднее в Повести.
  
  *(40) Стоит напомнить, что Клятвой также были связаны большинство нолдор и даже некоторые Лорды Младших Домов.
  
  *(41) Здесь внутренний автор умышленно или по незнанию искажает историю. Во-первых, потеря Сильмариллей к прозванию "Обездоленные", данному во время Непокоя, не имеет никакого отношения. Во-вторых, по приговору Валар Туна и власть над нолдор не забирались у Фэанаро. По приговору Фэанаро отправлялся в изгнание на 12 лет Валар, и вслед за Фэанаро отправился в изгнание его отец и Король Финвэ. Многие нолдор последовали за Фэанаро и Финвэ, но не все - и теми нолдор, что остались в Туне, кто-то должен был править. Нолофинвэ взял власть над ними. Как уже говорилось, сторонниками Нолофинвэ это названо "Манвэ поручил Нолофинвэ", словно бы Манвэ поручил это Нолофинвэ как единственному достойному, в то время как в действительности Нолофинвэ был лишь "следующим по старшинству" из потомков Финвэ. Но почему мы можем знать, что в действительности не Манвэ поручил Нолофинвэ править нолдор, а Нолофинвэ сам взял власть над ними и только прикрывался именем Манвэ? Потому что Финвэ считал своего сына Нолофинвэ узурпатором, и при этом не имел претензий лично к Манвэ (например посылал к Манвэ гонцов из Формэноса). Если бы власть над нолдор Нолофинвэ была передана волей Манвэ, то Финвэ мог бы обвинять Манвэ в том, что Валар отобрали его корону, но не сына. Сам же Нолофинвэ мог провозгласить себя Наместником отца, но он провозгласил себя именно Королем.
  
   То есть не Валар передали Нолофинвэ власть над нолдор, а Нолофинвэ узурпировал ее у своего отца, а потом у брата, которому поклялся в верности. Теперь же Королем должен был стать Маитимо, но Нолофинвэ по-прежнему жаждал Короны вопреки всем законам, и Маитимо, который хотел единства нолдор ради победы над Моринготто, уступил Корону, хотя это все равно не отменяло незаконности действий Нолофинвэ и в дальнейшем привело ко многим бедам. Как будет видно из Повести, далеко не все признали Нолофинвэ Нолдораном, а после его смерти и вовсе каждый считал Нолдораном своего короля, что только добавило раздробленности нолдор.
   *(42) Во-первых Мандос ничего не предсказывал, предсказывал умаиа Амнос. Во-вторых, что это за предсказание, которое сообщают уже после того, как что-то произошло? Нолофинвэ уже узурпировал власть Финвэ и правил в Элэндэ, в обход старшего полубрата. Внутренний автор снова, сознательно или по невежеству, манипулирует фактами.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"