Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

60. Различные легенды и размышления о создании Солнца и Луны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  1. Луна и Солнце были созданы одновременно со всей Ардой*(1).
  
  Что произошло в Валинорэ после Гибели Древ? Аман был "раскрыт" - он был покрыт куполом (созданным Вардой) из тумана или облаков, сквозь которые не могли проникнуть ни один взгляд, ни один луч света*(2). Этот купол был освещен звездами - в подражание великому Небосводу Эа. И теперь, после смерти Древ, купол делал Валинорэ темным, освещенным только светом малых звезд, сотворенных Вардой*(3). Поэтому купол убрали, и Аман был освещен Солнцем - таким образом его благословение было снято*(4) (XII).
  
  Если Тулкасто пришел с Солнца, то Тулкасто был формой, которую этот Вала принял на Земле, будучи по происхождению Ауроном (мужского рода)*(5). Но Солнце женственно; и лучше, чтобы Вала была Арэн, девушкой, которую Мэлькор пытался сделать своей супругой (или изнасиловал); она поднялась в пламени гнева и тоски, и ее дух освободился от Эа*(6), но Мэлькор почернел и сгорел, и после этого его форма потемнела, и он погрузился во тьму. (Само Солнце было Анар среднего рода или Ур, как и Рана, Итиль (Ithil). (XI)
  
  Солнце существовало как часть Королевства Арда. Поскольку царила тьма, когда Валар перебрались в Аман (и, как следствие, рост в Арде уменьшился), это произошло из-за затемнений, изобретенных Мэлькором: облаков и дыма (то была вулканическая эра) (XIII).
  
  Солнце было непосредственным источником света Арды. Благословение Древ (по сравнению с другими растениями, растущими позже) заключалось в том, что они были зажжены и озарены светом Солнца и Луны до того, как Солнце и Луна были испорчены*(7). Таким образом, нападение Мэлькора на Солнце (и Луну) должно было произойти после основания Валинорэ и быть попыткой Мэлькора создать тьму. Поскольку Сильмарилли были зажжены от Дерев после Смерти Древ, этот "свет Неискаженного Солнца" остался только в них (XIII).
  
  В пересмотренной схеме, в которой Солнце и Луна являются первобытной частью Арды, установленными до того, как Арда стала обитаемой, основным временем, даже в Амане, должен быть год Солнца, поскольку он управляет любым ростом, будь то медленный, нормальный, или быстрый. Но солнечный день не обязательно принимать во внимание, поскольку Валинорэ был покрыт куполом (LXXVI).
  
  Следовательно, основным эквивалентом валианского времени и времени Средиземья был:
  
  1 валианский день (или день Древ) = 1 солнечный год. Все умножения или деления этого числа были на 12. Следовательно, валианский месяц имел 12 валианских дней = 12 Смертных лет, валианский год (yén) имел 12 валианских месяцев = 144 Смертных года*(8) (LXXVI). Эти эквивалентности точны; поскольку Валианский день всегда сохранялся равным эльфийскому löa или солнечному году (независимо от того, изменялся ли он, удлинялся или нет) (LXXVI). Но поскольку свет Валинорэ был совершенно независим от вращения Земли и зависел от продолжительности света Древ - который от расцвета Тэльпэриона до засыпания Лаурэлин занимал ровно 1 день или солнечный год - все меньшие доли времени отсчитывались по убыванию двенадцатых долей. Они, конечно, были верными и точными для валинорианских целей, но из-за неточности солнечного года по отношению к вращению Земли были сложными, если их указывать в отношении времени Средиземья (в днях, часах, секундах) (LXXVI).
  
  В Дни Древ: Валианский день был разделен на 12 валианских часов, которые, очевидно, занимали ровно 1/12 длины каждого солнечного года, каким бы он ни был. (Считается, что он менялся и удлинялся.) Для нынешнего солнечного года продолжительность Валианского часа таким образом составляет примерно 1 месяц из 30 (или почти 30½) дней (30 дней 10ч 29м 35/6с) (LXXVI).
  
  Поскольку Валар и эльдар растут или стареют медленно, но не живут, не действуют, не двигаются и не воспринимают медленно (наоборот), для местного использования в Амане валианский час был дополнительно разделен на повторяющиеся 12 секунд.
  
  Солнечный год содержит 365 дней 5 ч. 48 м. 46 с. = 365 д. 20 926 секунд. или 365,242199074 дней.
  
  В 1 дне 86 400 секунд. Таким образом, ¼ дня имеет продолжительность 21 600 секунд. Таким образом, год равен 674 секундам на (11 минут 14 секунд) меньше 365¼ дня (LXXVI).
  
  1 валианский день в точности равнялся 1 löa  или солнечному году. Это время было разделено на 12 часов деревьев. Таким образом, каждый из них равнялся 1/12 года. Все последующие подразделения валианского часа также были равны 12 и бежали от Прайм к Секунде, Терции, Кварте, Квинте, Сексте (или первому, второму и т. д. подразделение часа) до Минима, который составлял 1/127 части валианского часа и примерно 1/14 нашей секунды (LXXVI).
  
  При нынешнем темпе в 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд до 1 года (LXXVI), ближайшие приблизительные эквиваленты таковы:1 час Валар = 1 месяцу Солнца (30 1/2) Прайм = 2 1/2 дня Секунда = 5 часов Терция = 25 минут Кварта = 2 минуты (2 2/10) Квинта = 10 секунд Секст = 1 секунда Минима = 1/14 секунды*(9) (LXXVI).
  
  В повествовании промежутки времени менее Валианской секунды упоминаются редко; и практически никогда не упоминаются отрезки времени меньше валианской кварты (2 мин) (LXXVI).
  
  
  
  2. Луну создал Моринготто.
  
  Следует отметить, что нуменорские Мудрецы записали, что образование звезд было не таким, как и Солнца, и Луны. Ибо Солнце и звезды были старше Арды. Но размещение Арды среди звезд и под охраной Солнца было связано с Манвэ и Вардой еще до нападения Мэлькора (XVI).
  
  Мэлькор хотел уничтожить Землю, "но не мог, ибо Земля не может быть полностью уничтожена вопреки своей судьбе; тем не менее Мэлькор взял часть мира, забрал себе и похитил; и он сделал эту часть своей собственной маленькой землей, и она кружилась в небе, следуя за большей землей, куда бы она ни шла*(10), так что Мэлькор мог наблюдать оттуда все, что происходило внизу, и мог изливать свою злобу. и беспокоить моря и сотрясать земли. (VIII)
  
  И до сих пор среди эльдар ходят слухи о войне, в которой Валар напали на твердыню Мэлькора, и изгнали его, и удалили малую землю дальше от Земли, и так в небесах остался Итиль (Ithil), которого люди называют Луной*(11). На Луне есть и ослепляющая жара, и невыносимый холод, чего можно было бы ожидать от любого творения Мэлькора, но теперь, по крайней мере, оно чистое, хотя и совершенно бесплодное*(12); и ничто там не живет, никогда не жило и не будет. И здесь снова раскрываются слова Илуватара; ибо Итиль (Ithil) стало зеркалом большей Земли, улавливая свет Солнца, когда она невидима; и из-за злого умысла серебро было сделано из золота, а лунный свет - из солнечного, и Земля в своих муках и потерях очень обогатилась*(13) (VIII).
  
  
  
  3. Солнце и Луна созданы позже Арды, но раньше Древ.
  
  Поэтому Валар, когда они узнали по знакам зла, которые были замечены на Земле, что Мэлькор прокрался обратно, тщетно искали его, хотя Тулкастор и Оромэ прошли через Средиземье даже на самый крайний восток. Когда Валар, увидев, что Мэлькор теперь обратит тьму и ночь к своим целям, и, как прежде, стремился владеть пламенем, они опечалились; ибо часть их замысла состояла в том, чтобы в Арде происходили изменения и перемены, а не вечный день и бесконечная ночь. Ибо природа Эа и Великой Истории действительно такова, что ничто не может оставаться неизменным во времени, и вещи, которые остаются такими, или кажутся такими, или стремятся оставаться такими, становятся утомительными и больше не любимыми (или в лучшем случае остаются незамеченными) (XI).
  
  Ибо Ночью Дети Арды должны познать День, постичь и полюбить Свет; и все же ночь должна быть в своем роде доброй и благословенной, будучи временем отдыха и внутренних размышлений; а также временем видения вещей высоких и прекрасных, которые находятся за пределами Арды, но сокрыты великолепием Анар. Но Мэлькор сделает это временем невидимых опасностей, бесформенного страха, беспокойного бдения; или призрачным сном, ведущим через отчаяние к тени Смерти. (XI)
  
  Поэтому Манвэ держал совет с Вардой, и они призвали Аулэ себе на помощь. И они решили изменить образ Арды и Земли*(14), и в своих мыслях они изобрели Итиль (Ithil), Луну. Каким образом и с каким трудом они воплотили в жизнь это великое устройство своей мысли, кто скажет: ибо кто из Детей видел Валар в восходе их силы или слушал к их Советы и обсуждения в расцвете их юности? Кто наблюдал их труд, как они трудились, кто видел новизну нового? *(15) (XI)
  
  В то время Мэлькор был побежден с помощью Тулкасто и снова изгнан в Пустоту, лежащую вокруг Арды. Это называется Первой Битвой; и хотя Манвэ одержал победу, большой урон был нанесен работе Валар*(16); и худшее из деяний гнева Мэлькора было замечено на Солнце. Теперь Солнцу было стать сердцем Арды, и Валар намеревались, чтобы оно давало свет всему этому Пределу, непрестанно, без утомления и умаления, и что от света Солнца мир должен получить здоровье, жизнь и рост. Поэтому Варда направила на Солнце самую пламенную и прекрасную из всех тех духов, что вошли с нею в Эа, и назвали ее Ари, и Варда дал ей на хранение часть дара Илуватара, чтобы Солнце выдержало испытание временем и было благословенно, и даровало благословение*(17). Хранители мудрости говорят нам, что Солнце в начале было названо Ас (что ближе всего по значению к слову Тепло, с которым связаны Свет и Утешение), и поэтому дух, посланный на Солнце был назван Азиэ*(18). (XI)
  
  Но Мэлькор, как было сказано, жаждал всего света, ревностно желая его для себя. Более того, он вскоре понял, что в Ас был свет, который был сокрыт от него и который обладал силой, о которой Мэлькор не думал. Поэтому, воспылав одновременно желанием и гневом, он отправился к Ас и обратился к Ариэ, говоря:
  
  - Я избрал тебя, и ты будешь моей супругой, как Варда для Манвэ, и вместе мы будем обладать всем великолепием и властью. Тогда царство над Ардой будет моим взаправду и по праву, и ты разделишь мою славу.
  
  Но Ариэ отвергла Мэлькора и укоряла его, сказав:
  
  - Не говори о правде, которую ты давно забыл. Ни для тебя, ни тобой одним была создана Эа; и ты не будешь королем Арды. Поэтому остерегайся; ибо есть в сердце Ас свет, в котором ты не имеешь части, и огонь, который не будет служить тебе. Не протягивай к этому руку. Ибо хотя твое могущество может разрушить его, оно сожжет тебя, и твое сияние станет темным (XI).
  
  Мэлькор не внял ее предупреждению, но в гневе воскликнул:
  
  - Дар, что был удержан, я принимаю! - и он изнасиловал Ариэ, желая и унизить ее, и забрать себе ее силы (19). Тогда дух Ариэ вознесся как пламя тоски и гнева, и ушел навсегда из Арды, и Солнце лишилось Света Варды*(20), и было запятнано нападением Мэлькора. И некоторые из Мудрых говорят, что порядок Арды, в том, что касается расположения и направления ее частей, был нарушен Мэлькором, так что земля временами приближается слишком близко к Солнцу, а иногда удаляется слишком далеко от него.
  
  И, будучи долгое время без управления, Солнце воспламенилось от чрезмерного жара или слишком остыло, так что Арде был причинен тяжкий вред, а формирование мира было испорчено и задержано, пока с долгим трудом Валар не установили новый порядок.
  
  Но, как и предсказывала Ариэ, Мэлькор был сожжен, и его сияние потемнело, и он не давал больше Света, но Свет причинял ему чрезвычайную боль, и Мэлькор ненавидел Свет*(21) (XI).
  
  Тем не менее, Мэлькор не оставил Арду в покое; и прежде всего он завидовал Валар, их обитанию на Земле, и желал повредить их трудам там или свести их на нет, если бы мог. Поэтому он вернулся на Землю, но из страха перед могуществом Валар и больше всего перед Тулкасто Мэлькор пришел теперь тайно. И в своей ненависти к Солнцу он пришел на север ночью, зимой. Сначала он уходил, когда наступал долгий летний день; но через некоторое время, снова осмелев и пожелав иметь собственное жилище, он начал копать под землей свою великую крепость на далеком севере, которая впоследствии была названа Утумно (или Удун). (XI)
  
  Некоторые говорят, что Итиль (Ithil) был создан из самой Земли, и таким образом Амбар уменьшился; другие говорят, что Луна была сделана из вещей, подобных Земле, и из того, что есть сам Эа, как это было сказано в Повести*(22) (XI).
  
  Теперь, когда Луна был полностью закончен, он был установлен над Амбаром и направлялся постоянно вращаться вокруг, принося свет в темные места, из которых ушло Солнце. Но это был меньший свет, так что лунный свет не был тем же, что солнечный свет, и на Земле все еще наблюдались смены света; кроме того, под звездами еще была ночь, потому что Луна и Солнце в определенные времена и сезоны года отсутствовали (XI).
  
  По крайней мере, это то, что произошло после приговора, произнесенного Илуватаром... Зло Мелькора само по себе должно было бы привести к вещам более справедливым, чем его замыслы... Ибо некоторые считали, что Луна сначала было пылающее, но позже стало сильное и живое...: позже, но пока Арда была необработанной и все еще находилась в беспорядках Мэлькора (XI).
  
  
  
  Насколько известно Мудрым о Тилионе - Мэлькор исполнился нового гнева при восходе Луны. Поэтому на некоторое время он снова покинул Амбар и вышел во Внешнюю Ночь, и собрал к себе некоторых из тех духов, которые ответили на его зов*(23) (XI).
  
  Солнце оставалось Одиноким Огнем, оскверненным Мэлькором, но после смерти Двух Деревьев Тилион вернулся на Луну, который, таким образом, остался врагом Мэлькора, его слуг и созданий ночи - и столь любимым эльфами позже.
  
  После захвата Луны Мэлькор снова стал смелее. Он установил постоянные места на Севере глубоко под землей*(24). Оттуда приходила тайная порча, которая извращала труды Валар (особенно Аулэ и Йаванны). Валар устали от этого. Наконец, обнаружив Мэлькора и место его обитания, они снова пытались изгнать его, но Утумно оказалось слишком сильным (XI).
  
  
  
  Примечания.
  
  *(1) Арда - это название всей системы, в которую входят, возможно, несколько планет, Луна и Солнце. Настоящее же название мира, в котором происходила Повесть - Амбар. Но чаще всего мир назывался по названию всей системы - Арда. Возможно, в знак того, что вся система была создана только ради этого одного мира.
  
  *(2) Здесь нам дается описание купола Нурмэнэль - он из тумана и облаков. Как говорилось ранее, Нурмэнэль был сделан для того, чтобы свет Валинорэ не проникал наружу и не был виден из Внешних Земель. Так же говорилось, что на Нурмэнэль были установленны малые звезды Варды - из предыдущей главы мы знаем, что эти звезды были не "прибиты" к куполу, но были маленькими "сосудами", наполненными светом, которые плавали под куполом. И когда Моринготто убил Древа Валинорэ, все, что осталось освещать Аман, это "тусклый свет малых звезд". В главе о Лэстанорэ и гномах сказано, что в Валариандэ царили "серебряные сумерки", потому что в воздухе был разлит свет, который Валар принесли своим приходом во время войны с Утумно, и потому что звезды ярко сияли над миром. В Валинорэ света в воздухе было еще больше, но при этом ночь была темнее, чем в Валариандэ, потому что великие звезды были не видны, а малые звезды были не такие яркие.
  
  *(3) Малые звезды были помещены на купол Нур Мэнэль и светились по "ночам", в свете Тэлпериона, но когда Древа были убиты, собственного света звезд не хватало, чтобы озарить Валинорэ.
  
  *(4) Здесь идет комментарий Профессора. Стоит сказать, что это один из поздних текстов, в котором Профессор, беспокоясь, что Арда может показаться ненастоящей из-за того, что в ней слишком много волшебных и "мифологических" вещей, таких, как зарождение Луны и Солнца из Древ, прежде чем они стали собою на небосводе. Возможно, Профессор прав, сомневаясь в таких рассказах - ведь никто доподлинно не знает, что произошло в Валинорэ после Исхода нолдор. Вполне может быть, что прекрасные рассказы о создании Луны и Солнца это и правда лишь легенды, дошедшие до нас - но как быть с тем, что Великие Земли тысячи лет лежали под звездами?
  
  Профессор, не желая чтобы Арду приняли за сказку, пытался найти научные обоснования этой сложной дилеммы. И вот что он писал о Луне, Солнце и Древах: "(Осквернение Солнца Моринготто должно, таким образом, предшествовать Двум Деревам [возможно, это описка, и надо читать "произойти после создания Двух Древ"?], которые имели свет Солнца и Звезд до того, как Мэлькор испортил этот свет - или Деревья могли бы, или были бы освещены светом до беспорядков Мэлькора.) (XII)
  
  *(5) Аурон это мужской эквивалент титула Ариэн - муж-света и дева-света. Таким образом, становится ясно, что Ариэн это титул маиэ, которую зовут Урвэнди.
  
  *(6) В данном логическом размышлении есть вещи противоречащие не только другим текстам, но и сами себе. Так, об Урвэнди сказано, что она оставила тело и вошла на корабль чистым пламенем, а о Тулкасто сказано, что он, только сойдя с Солнца, облекся в тело. Таким образом, никто в теле не может находиться на Солнце, там может пребывать лишь чистый дух. Однако, если Ариэн Урвэнди не обладала телом, а Моринготто не мог менять тело, и развоплощение для него означало смерть, то Моринготто никак не мог приблизиться к бестелесному духу Ариэн и изнасиловать ее (к тому же дух нельзя изнасиловать по факту того, что это дух), хотя мог пытаться склонить ее к браку уговорами или угрозами. Таким образом, вся история с осквернением Солнца не является правдоподобной. Так же Ариэн не могла покинуть Эа, тем более Арду - неоднократно говорилось, что аинур, пришедшие в Арду становились связаны с нею и не могли уйти из нее. Но если бы даже не это условие, оскверненная Ариэн все равно не могла бы покинуть Эа и вернуться в Чертог, так как Чертог это место чистого Света и туда не может войти ничто оскверненное.
  
  *(7) Несмотря на то, что этот текст написан в соответствии с научной точкой зрения, Профессор пишет, что "малая земля кружилась в небе, следуя за большой землей", здесь Профессор использует слово "небо", хотя, конечно же, имеется ввиду космос. К сожалению, такое использование слова "небо" осложняет понимание многих вещей, и когда в предыдущих главах говорилось о путешествии Луны и Солнца по "небу", мы можем со всей уверенностью говорить, что имелось ввиду их путешествие по космосу - в Ваи. Беря свое начало от двух Древ, Луна и Солнце были выведены за пределы Амбара (но не Арды) и стали небесными телами.
  
  *(8) Однако, с одной стороны, эти вычисления рушат всю хронологию и не предлагают другой. А с другой стороны не учитывают сказанного в этом же отрывке ранее: "каждый час Древ = около 7,3 Солнечных часа = 7 часов 18 секунд (LXXVI). Таким образом, если 1 день Древ = 12 часам Древ, а каждый час Древ равен Смертным 7 часов 18 секунд, то 12 часов Древ =  Смертным 87 часам 3 минутам и 36 секундам. Таким образом 12 дней Древ (144 часа Древ) = Смертные 1 год, 157 дней 8 часов 38 минут 24 секунды. И 12 валианских месяцев по 12 дней = Смертным 17 лет 63 дня 7 часов 40 минут 48 секунд. Таким образом, данная концепция не дает представления о времени, но вносит значительную путаницу, не давая новых объяснений.
  
  *(9) Поскольку у эльфов существовало деление в 1/14 секунды, это показывает, насколько скорость реакции эльфов и аинур быстрее, чем у людей.
  
  *(10) Увы, эта гипотеза тоже не состоятельна, поскольку Древа были не первыми растениями - пока Валар жили в Алмарэнэ, Йаванна вырастила множество лесов, полей и долин, и после уничтожения Светилен все эти творения погрузились в сон. Так что к моменту гибели Древ в мире было множество растений, что видели бы "неискаженное Солнце", если бы оно было.
  
  *(11) В действительности... нет ни одной легенды, в которой рассказывалось бы о том, что Валар напали на Мэлько на Луне - говорится только о нападении на Утумна, и о глубоких подвалах Утумна, в которых спрятались Темные твари, позднее присоединившиеся к Моринготто в Ангамандо.
  
  *(12) Эльфы называют Луну в мужском роде, а Солнце в женском, потому что Луной правит Тилион, а Солнцем - Ариэн Урвэнди. При этом - "само Солнце было Анар среднего рода или Ур, как и Рана, Итиль (Ithil).) (XI). В этой же гипотезе рассматривается ситуация, когда у Луны нет правителя, и потому о Луне говорится в среднем роде.
  
  *(13) Имеются в виду слова Илуватара о том, что любое зло Моринготто в конце концов будет вести к благу, при том более прекрасному, чем можно было бы задумать.
  
  *(14) В данном случае говорится о солнечной системе Арда, где находилась планета Арда, которая для отличия названа Землей.
  
  *(15) Сомнительный аргумент, ведь никто не видел и не знал ничего из того, что делали Валар до встречи с эльфами, и все же нам известна и история сотворения Арды, и дела Валар, и даже то, что происходило до появления Вселенной. Эльфы узнали этот из рассказов самих Валар - тем более эльфы спросили бы Валар о появлении великих Светил, если бы эти Светила уже были бы в то время, когда эльфы встретились с Валар.
  
  *(16) После Первой Битвы Валар удалились в Валинорэ, а Мэлькор начал рыть Утумно, а разрушенный мир лежал спящим, и никто не востанавливал его, не убирал болота, пустыни, и так далее.
  
  *(17) "Илуватар, при вхождении Валар в Эа, добавил к Великой Песне тему, которой не было в ней при первой Песне (XI). (Таким образом мы узнаем, что в Аинулиндалэ было не три темы, как принято думать, а четыре - последнюю, в которой вообще никто из аинур не имел части Единый добавил при вхождении Валар в Эа, и эта часть была его чистым, незапятнанным Светом, который теперь всегда присутствует в мире.) "и призвал к себе одного из аинур. Это был тот Дух, который впоследствии стал Вардой (и, приняв женскую форму, стал супругой Манвэ), Варде Илуватар сказал: "Я дам тебе прощальный подарок. Ты принесешь в Эа свет святой, вновь исходящий от Меня, незапятнанный мыслью и похотью Мэлькора, и вместе с тобой он войдет в Эа и будет в Эа, но не от Эа" (XI).
  
  *(18) Азиэ это видоизмененный валарин, которому соответствует квэнийское Ариэ. И здесь мы видим новое подтверждение того, что Ариэ, Ариэн, не изначальное имя духа, а имя, связанное с солнцем - обозначение рода деятельности, титул.
  
  *(19) Как уже было рассмотрено ранее, Моринготто ни при каких обстоятельствах не мог изнасиловать Ариэн, которая, покинув Валинорэ и придя на Солнце, оставила "свою форму и одежды", т.е. свое "тело", и продолжила обитать в виде "обнаженного пламени".
  
  *(20) Поскольку свет Варды (а точнее, Свет Единого) был передан Вардой на хранение Ариэ, а не самому Солнцу, то, если бы Ариэн ушла с солнца, то оттуда ушел бы и Свет Единого. И хотя Ариэн и не покидала Солнца, такая гипотеза была составлена, чтобы обосновать "искажение" солнца. А "искажение" Солнца, в свою очередь, было нужно для обоснования особой значимости Древ, которые не светили своим Светом, а просто были единственными растениями, знающими неискаженное Солнце. И все это отвергание истории было сделано в угоду "научному взгляду", из опасения, что иначе Арда будет принята за сказку.
  
  *(21) Это противоречит всем историям о том, что, когда Мэлькор жил в Амане среди эльфов, его облик был прекрасен. И хотя Мэлько вполне мог ненавидеть Свет уже тогда, Свет еще не причинял ему "чрезвычайной боли". Судя по всему, не причинял и позднее - ведь Моринготто, не снимая, носил корону с тремя Сильмариллами - живыми созданиями чистого Света.
  
  *(22) Вполне возможно, что Луна и Солнце несут на себе Искажение, но вряд ли справедливо говорить, что это Искажение произошло из-за Моринготто - проблема была в самих Валар. Древа были зажжены Йаванной, которая так и не поддалась Тени, и в те времена, когда и другие Валар еще могли избежать серьезного падения. Но в создании Луны и Солнца участвовали и Вана, и Лориэн, и Аулэ, которые на тот момент уже пали, и следы этого падения как Искажение неизбежно присутствовало и в их творениях.
  
  *(23) Поскольку многие аинур вошли из Чертогов в Эа, но лишь некоторые пришли в Арду, большинство так и осталось в Эа, как в других мирах, так и меж ними, "в космосе". Однако, как было сказано раньше, лишь Манвэ, Варда и их маиар могли выходить за пределы Арды, как системы. Так что Моринготто, конечно, не мог выйти во Внешнюю Ночь, чтобы собрать там новых умаиар.
   *(24) Имеется в виду крепость Утумно и ее бесконечные подземные туннели.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"