Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

57. О создании Луны и Солнца (распространенная легенда), а так же о сумерках

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Мы не знаем точно, как были созданы Солнце и Луна, у нас есть несколько разных рассказов об этом. Часть рассказов противоречат друг другу, но в части истории согласуются меж собой.
  
  Создание Луны и Солнца.
  
  Эльфы не знают, как была основана Арда, ни товарищи Анар [другие солнца], ни их спутники. Ибо эльфы связаны с жизнью Арды (а не Эа), и вся их любовь обращена к Арде. Хотя они могут рассматривать различные материи и, обладая удивительным зрением, могут видеть на небесах то, что мы не можем видеть и с инструментами*(1) (LXXVI).
  
  1.
  
  С 2993-го*(2) по 2998-й годы Валар, говорят, что Валар долго неподвижно сидели на своих тронах в Кольце Судьбы*(3), но они не бездействовали, как сказал Фэанаро в безрассудстве своего сердца*(4). Ибо Валар могут создавать многие вещи мыслью, а не руками, и без голоса в молчании они могут советоваться друг с другом. Так они несли бдение в ночи Валинорэ, и их мысли уходили за пределы Эа и вперед, к Концу Мира; однако ни сила, ни мудрость не смягчили их горя и познания зла в час его существования. Они оплакивали смерть Древ не больше, чем искажение Фэанаро: самое злое из всех дел Мэлькора*(5) (XXVII).
  
  Но некоторые говорят, что, "когда Валар узнали, что нолдор ушли и наконец вернулись в Средиземье, они очнулись от своего горя и стали держать совет о восстановлении ран, нанесенных миру (XLII).
  
  И вот Манвэ велел Йаванне и Ниэнне пустить в ход все свои силы роста и исцеления; и они направили всю свою силу на Древа*(6). Но слезы Ниэнны не смогли исцелить их смертельные раны; и долгое время Йаванна пела одна в тенях, 'и она приложила всю свою силу, но это не помогло исцелить Древа (XLIII). И все же, несмотря на то, что надежда рухнула и ее песня замерла, вот! (XXVII) 'пока Валар во мраке слушали ее пение (XLII) 'под ее чарами (XLIII) Тэльпэрион наконец принес на безлистной ветке один огромный серебряный цветок, а Лаурэлин - единственный золотой плод (Х). Их забрала Йаванна, а затем Древа умерли, а их безжизненные стволы до сих пор стоят в Валинорэ, как памятник исчезнувшей радости. Но цветок и плод Йаванна дала Аулэ, и Манвэ освятил их*(7); и Аулэ и его народ сделали сосуды (или суда), чтобы удерживать цветок и плод и сохранять их сияние, как сказано в Нартилионе (Narthilion), Песне о Солнце и Луне. Эти сосуды-суда Валар дали Варде, чтобы они стали светильниками небесными, затмевающими древние звезды, находясь ближе к Арде (X); и она дала им власть 'пересекать область звезд (XXVII) и пересекать нижние области Ильмэн*(8), и отправила их в путь по назначенным курсам над поясом Земли с запада на восток и обратно (XXVII). И как говорят некоторые, "Солнце плывет с востока на запад через южный Ильмэн (XLVII). Валар считали, что безопаснее отправить Луну и Солнце на попечение Улмо (Йулмира)*(9) (LIX).
  
  Вот что сделали Валар, вспоминая в сумерках тьму земель Арды; и решили они теперь осветить Средиземье и светом воспрепятствовать делам Моринготто. Ибо они помнили квэнди, авари, которые остались у вод их пробуждения, и не оставили полностью нолдор; и Манвэ знал также, что час пришествия людей близок (XXVII).
  
  Итиль (Ithil) Сияющий, цветок Тэльпэриона, ванйар в древности в Валинорэ назвали Луной; и Анар Огненно-золотую, плод Лаурэлин, они назвали Солнцем. Но нолдор называли их Рана, а еще Своенравный, "Даритель-видений (XLII) и Васа Пожирательница "Сердце-пламени, Пробуждающая (XLII), а на квэнйа - Наирэ, "Сердце-пламени", которое пробуждает и поглощает (L); ибо Солнце было установлено как знак пробуждения людей и упадка эльфов*(10), но Луна бережно хранит память эльфов (XXVII). Но Валар дали Луне и Солнцу имена Итиль (Ithil) и Урин (XXVII). Так же на валарине Солнце имеет имя Апараигас (Aparaigas) - "Назначено тепло" (XXXIV).
  
  2.
  
  Деву, которую Валар выбрали "из своего народа (XLII), из числа маиар, чтобы она руководила кораблем Солнца, звали Ариэн, а "юношу (XLII), который управлял "плавучим (XLII) островом Луны, звали Тилион.*(11). Во дни Дерев Ариэн ухаживала за золотыми цветами в садах Ваны*(12) и освежала их яркими росами Лаурэлин (XXVII), пока радость еще царила в Блаженном Крае, а Нэсса, дочь Ваны, танцевала на лужайках неувядающей зелени (XLIII).
  
  Тилион был молодым охотником из отряда Оромэ*(13), и у него был серебряный лук. Он был любителем серебра, и, когда ему хотелось отдохнуть, он покидал леса Оромэ, отправлялся в Лориэн и дремал у озер Эсте в мерцающих лучах Тэльпэриона (XXVII). Тилион любил Ариэн, но она была более святым духом и обладала большей силой, и хотела всегда оставаться девственной и одинокой; и Тилион тщетно преследовал ее. Тогда Тилион покинул леса Оромэ и поселился в садах Лориэна, сидя во сне возле прудов, освещенных мерцающим светом Сильпиона (XLII). И Тилион умолял дать ему задание присматривать за последним Серебряным Цветком (XXVII).
  
  Дева Ариэн была могущественнее его, и она была выбрана потому, что не боялась жара Лаурэлин и не пострадала от него, будучи с самого начала духом огня, которого, тем не менее, Мэлькор не обманул и не привлек к себе на службу*(14). Действительно, ясной была Ариэн, но ее глаза были слишком яркими, чтобы даже эльдар могли в них смотреть, и, покинув Валинорэ, она оставила форму и одежду, которые, как и Валар, она там носила, и она была, как обнаженное пламя, ужасной. во всей полноте своего великолепия (XXVII).
  
  В 3000-м году Валар*(15) Итиль (Ithil) Рана (XLII) был первым создан и подготовлен, и первым поднялся в область звезд и был старейшим из новых Огней, как и Тэлпэрион был старшим из двух Древ. Затем на какое-то время мир озарялся лунным светом, и многие вещи, которые долго 'ждали в темноте (XLII) во сне Йаванны, зашевелились и проснулись (XXVII).
  
  3.
  
  Слуги Моринготто были поражены [новым Светилом], но темные эльфы с 'надеждой и (LXI) восторгом смотрели вверх 'на эту новую вещь (LXI); и говорят, что Нолофинвэ ступил на Северные земли с восходом первой луны, и тени его войска были длинными и черными (XXVII).
  
  Тилион семь раз пересек небеса и, таким образом, находился на самом дальнем Востоке, когда корабль Ариэн был готов. Тогда Анар поднялась во славе (XXVII), 'наступил первый рассвет Солнца, и он был подобен великому огню на башнях Пэлори, и облака Средиземья вспыхнули, и все туманы мира дымились и сияли, как золото (LXI). И снег на горах запылал, как огонь, и послышался шум многих водопадов; но слуги Моринготто бежали в Ангамандо и съежились от страха, а Нолофинвэ развернул свои знамена*(16) (XXVII).
  
  Но Моринготто ненавидел новые огни и на какое-то время был сбит с толку этим неожиданным ударом Валар. Затем он напал на Тилиона 'хранителя луны (LXI), наслав на него "Темных (XXVII) духов теней, и в Ильмэн под путями звезд произошел бой, и Тилион стал победителем: как он всегда был, хотя все еще преследующая его тьма настигает его временами*(17). Но Ариэн Моринготто испугался великим страхом и не осмелился приблизиться к ней, не имея действительно больше силы*(18), 'и не смел беспокоить (XXVII). Ибо по мере того, как он рос в злобе и испускал из себя зло, которое он задумал во лжи, и злых тварей, его сила перешла в них и рассеялась, и сам он стал все более прикованным к земле, не желая выходить из своих темных твердынь. Тенями поэтому он скрыл себя и своих слуг от Ариэн, чей взгляд глаз они не могли долго выносить 'и ни он, ни кто-либо из его тварей не мог смотреть на нее (XXVII), и земли возле жилища Моринготто были окутаны дымом и огромными тучами (XXVII). В тенях он скрывал от Ариэн свои злодеяния и насылал дым и темные тучи, так что земли возле его жилища были унылыми и окутанными мраком, хотя далеко над ними яркая Анар могла плыть в голубых небесах (XXVII).
  
  4.
  
  Теперь Варда задумала, чтобы два корабля путешествовали в Ильмэн и всегда находились наверху, но не вместе: каждый должен был пройти из Валинорэ на восток и вернуться, один должен исходить с запада, а другой поворачивать с востока. Таким образом, первый из новых дней был отсчитан по принципу Древ по смешению огней, когда Ариэн и Тилион проходили своим курсом над серединой Земли*(19). Но Тилион был своенравным и был неопределенным в скорости, и не придерживался назначенного ему пути; и он стремился приблизиться к Ариэн, привлеченный великолепием ее красоты (XXVII), "и временами он пытался задержать Ариэн, которую он любил, хотя пламя Анара иссушало блеск цветения Сильпиона, если он приближался слишком близко (XLII), и пламя Анара обожгло его, и остров Луны (XXVII) опалился и потемнел (XLII).
  
  Таким образом, из-за своенравия Тилиона "и его соперничества с Уриэн (XLIII), а еще больше из-за просьб Лориэна, Эстэ "и Ниэнны (XLII), которые сказали, что "вся ночь (XLII), сон и покой были изгнаны с Земли, а звезды сокрыты, Варда изменила свое намерение и допустила время, когда в мире все еще будут тени и полусвет. Поэтому Анар некоторое время отдыхал в Валинорэ, лежа на прохладных глубинах Внешнего моря; и Вечер, который был временем нисхождения и отдыха Солнца, был часом величайшего света и радости в Амане. Но вскоре слуги Улмо увлекали Солнце, и она поспешно уходила под Землю, и незаметно приходила на Восток*(20), и там снова поднималась на небо, чтобы ночь не стала слишком долгой, и зло не бродило под Луной. Но благодаря Анар воды Внешнего моря становились горячими и засияли разноцветным огнем, и после ухода Ариэн на некоторое время в Валинорэ появлялся свет. Однако по мере того, как она путешествовала под Землей и приближалась к Востоку, сияние меркло, и Валинорэ тускнел, и Валар больше всего оплакивали смерть Лаурэлин. На рассвете тени их Гор Защиты тяжело ложились на землю Валар*(21) (XXVII).
  
  Варда повелела Луне путешествовать таким же образом и пройти под Землей, чтобы подняться на Востоке, но только после того, как Солнце сойдет с небес. 'Тилиону было приказано не подниматься наверх до тех пор, пока Уриэн не упадет с неба или не отправится далеко на Запад (XLIII). Однако Тилион имел непредсказуемую скорость, и его все еще тянуло к Ариэн, как и всегда; так что часто обоих можно увидеть над Землей вместе, а иногда случается, что Тилион подходит так близко, что его тень отсекает ее яркость, и среди дня наступает тьма (XXVII).
  
  Поэтому Валар отсчитывали дни по приходу и уходу Анар после этого и до Изменения Мира*(22). Ибо Тилион редко задерживался в Валинорэ, но чаще всего быстро проходил через западные земли Амана, через Арвалин, или Араман, или Валинорэ, и погружался в бездну за Внешним Морем (XXVII) (другие говорят, и они более правы, "между берегами земли и Внешним Морем (XLII)), следуя своим путем в одиночестве среди гротов и пещер у корней Арды*(23). Там он часто долго бродил и поздно возвращался (XXVII). А люди, не знавшие природу комет добавляли: 'и звезды, спрятавшиеся там, убегают от него в высшие небеса (XLII).
  
  Однако иногда случается, что Луна поднимается над Валинорэ, пока Солнце еще там, и Тилион спускается и встречает свою возлюбленную, ибо они на некоторое время оставляют свои суда-сосуды; тогда наступает великая радость, и Валинорэ наполняется серебром и золотом, и Валар смеются, вспоминая слияние света давным-давно, когда Лаурэлин цвела, а Сильпион только раскрывался (XLII).
  
  С этого времени стали считаться Годы Солнца. Они быстрее и короче, чем долгие Годы Древ Валинорэ. В это время воздух Средиземья стал тяжелым от дыхания роста и смерти, а изменение и старение всего сущего чрезвычайно ускорилось (XLIII).
  
  Хранители Знаний записали, что при создании и упорядочивании Луны и Солнца Валар задумали другую длину дня и лет, чем были в Амане. Ибо их намерением было, чтобы десять лет Солнца, не больше и не меньше, были по продолжительности равными одному Году Дерев; и это было их первое устройство, согласно которому каждый год Солнца должен содержать семьсот раз солнечного и лунного света, и каждое из этих времен должно содержать двенадцать часов, каждый по продолжительности одну седьмую часа Дерев. При таком подсчете каждый солнечный год будет содержать триста пятьдесят полных дней разделенного лунного и солнечного света, то есть восемь тысяч четыреста часов, что соответствует двенадцатистам часам Дерев, или одной десятой части Валианского года. Но Луна и Солнце оказались более своенравными и медленными в своем движении, чем предполагали Валар, и год Солнца несколько длиннее, чем была одна десятая года во Дни Дерев (ХXVII).
  
  5.
  
  Свет Валинорэ отныне не намного ярче, чем тот, который сейчас рассеян по Земле, за исключением времени когда корабли Солнца и Луны приближаются к Земле и на некоторое время останавливаются недалеко от Валинорэ (LIX). И все же после Долгой Ночи свет Валинорэ был ярче и светлее, чем в Средиземье; ибо, когда Солнце отдыхало там, то свет небесный приближался к Земле в этом регионе. 'Более того, Валар хранили сияние Солнца во многих сосудах, а также в чанах и бассейнах для удобства в темное время суток (XLII). Но ни Солнце, ни Луна не могут восполнить тот свет, который был в древности, который исходил от Древ до того, как их коснулись 'отравленные губы (XLII) и яд Унголиантэ. Этот свет живет теперь только в Сильмарилах, а они потеряны (XXVII). Поэтому Валар и эльфы с нетерпением ждут того времени, когда Старшие Солнце и Луна, которые являются Деревами, '"волшебные солнце и луна" Древ (LIX), смогут возродиться вновь, и древняя радость и слава вернутся (LIX). И некоторые говорят, что 'все же, возможно, еще придет время, когда Сильмарилли будут найдены снова, их огонь высвободится, и древняя радость и слава вернутся*(24) (L). Улмо предсказал им, что возрождение Древ произойдет только благодаря помощи, хотя она может показаться слабой, со стороны второй расы Земли, Младших Детей Илуватара. Но только Манвэ в тот момент прислушался к его словам; ибо Валар все еще были разгневаны из-за неблагодарности нолдор и жестокого убийства в Гавани Лебедей*(25) (некоторые говорят, что 'Валар, даже Манвэ, не обращают на него внимания (LIX)). Более того, все, кроме Тулкасто, какое-то время сомневались [в людях?], опасаясь мощи и хитрости Моринготто (XLII).
  
  Более короткий год Солнца был сделан таким из-за большей скорости всякого роста, а также всех изменений и увядания, которые, как знали Валар, должны были произойти после смерти Древ*(26). И после того, как это зло приключилось, Валар отсчитывали время в Арде по годам Солнца, и делают это до сих пор, даже после Изменения Мира и Сокрытия Амана; но десять лет Солнца они считают теперь всего лишь одним годом Амана, а тысячу - всего лишь веком. Эти сведенья об изменении времени были записаны Пэнголодом, который взял эту часть из "Йэнонотиэ" Квэннара (XXVII).
  
  6.
  
  Первые Эпохи длились 30 000 лет Солнца, или 3 000 лет Валар; из которых первая Тысяча лет Валар была до Древ, а Две тысячи лет Валар, за исключением девяти, были Годами Дерев или Святого Света, который жил после и живет до сих пор только в Сильмариллах; а девять лет Валар - Годы Тьмы или Затемнения Валинорэ*(27). К концу этих девяти лет, как сказано в другом месте, Боги создали Луну и Солнце и послали их по миру, и свет пришел в Ближние Земли (Эндорэ) (ХХХV).
  
  Новые небесные огни - это послание Валар, а не нолдор, какими бы могущественными они ни были (LXI).
  
  7.
  
  Квэнийское слово фуинэ (fuinë), квнйарское huinë, или тиндарское fuin от корня PHUY, было обычным словом, изначально обозначающим "ночь" без какого-либо зловещего оттенка. Эльфы представляли ночь*(28) как "дыхание", '"пароподобную темноту" (LXXVII) выходящее с Востока, когда Солнце садилось на Западе, приносящее прохладную тень, которая становилась все темнее, начиная с ндомэ ndōmē "сумерек"*(29) и до полуночи - мори (mori); процесс от mori к сумеркам поворачивается вспять, когда "дыхание света" с востока гнало темноту на запад*(30), где она была поглощена Аманом. Тиндомэ (tindómë), звездные сумерки, следовали за темнотой mori и начинались с неподвижного звездного света, пока не превращались в дневной свет.
  
  Ундомэ (undome) следовали за светом [за закатом и ранними сумерками lome] и становились темнотой, и это были "печальные сумерки", образ или знак ухода прекрасных вещей*(31) (LXXVII).
  
  Примечания.
  
  *(1) В оригинале фраза звучит: "they can see in the heavens things we cannot instruments". Составитель "Природы Средиземья" Карл Ф. Хостеттер сделал вставку "things we cannot [? for need of] instruments", придавая тексту значение "мы не можем видеть, потому, что нам нужны для этого инструменты", в то время как у Профессора было написано: "мы не можем видеть и с инструментами". Карл не учел, что эльфы видят в двух мирах - зримом и Незримом, и в Незримом мире люди не могут видеть даже с инструментами.
  
  *(2) В этом году нолдор достигли Эрумана, и умаиа Амнос выдал себя за Намо, произнеся то, что многие назвали "Проклятье Севера".
  
  *(3) Согласно "Анналам Амана", это 1495 - 1500, но это ошибочная хронология. Однако по любой из хронологий мы знаем, что Валар сидели в молчании 50 солнечных лет.
  
  *(4) Внутренние авторы из сторонников Нолофинвэ часто говорили о "безрассудстве сердца Фэанаро", но при этом нет ни одного известного нам поступка, по которому можно сказать, что Фэанаро поступал безрассудно.
  
  *(5) Этот момент необходимо детально разобрать. Во-первых, во многих местах ранее говорилось, что "самое злое из всех дел Мэлькора" это выведение народа орков, а не "искажение Фэанаро". Во-вторых, нигде ранее не говорилось об искажении Фэанаро и о том, в чем оно выражалось. В-третьих, уже после начала Исхода есть два упоминания того, что Единый обращался к сердцу Фэанаро, и больше нет таких упоминаний ни о ком другом - так было ли искажен Фэанаро? Очевидно, что это необоснованный навет внутреннего автора.
  
  *(6) Принято считать, что Ниэнна учит лишь милосердию и поддерживает в скорби, но так же Ниэнна может исцелять милосердием. Если Эстэ это покой и отдых, то Ниэнна, это сострадание и борьба с Искажением.
  
  *(7) Манвэ обладал благостью, и хотя он ошибался, но он не запятнал себя Тенью и потому мог благословлять - передавать благость.
  
  *(8) Ильмэн - это тот воздух, который ясен и чист, пронизан светом, хотя и не дает света. Ильмэн лежит выше Висты и невелик по глубине, но наиболее глубок на западе и востоке и меньше всего на севере и юге. В Валинорэ воздух - это Ильмэн, но Виста иногда течет, особенно в Эльдамаре (XLVII). Над Землей лежит Воздух, который называется Виста, он поддерживает птиц и облака. Поэтому верхняя его часть называется Фанйамар, или Дом Облаков; и нижняя - Аивэнорэ, или Земли птиц (XLVII).
  
  *(9) В оригинале "send them in Ylmir's care". Йулмир - имя Улмо на древнем нолдорине.
  
  *(10) Стоит обратить внимание, что это мнение, но никак не истина и не факт.
  
  *(11) Напротив имен Ариэн и Тилиона на полях дано примечание: "Даэгред" (daegred) и "Хирнэд" (hyrned). Daegred с древнего английского переводится как "Рассвет". Hyrned переводится "Рогатый". Но примечательно, что Профессор также приводит имя Маитимо на древнеанглийском как Daegred. Таким образом, у самой ясной и Светлой из маиар и у старшего сына Фэанаро одно имя - Рассвет. Но такое совпадение имен у Профессора никогда не случайно, а учитывая, что позднее будет сказано, что от лица Маитимо исходил Свет, связь этих имен напрямую говорит о том, насколько Маитимо Светлый (подробнее о Маитимо можно прочитать в повести "Рассветный", написанной мною в соавторстве с Аилин Тирэндиль). Так же Ариэн дано имя Daegbore "Носительница дня" (L)
  
  *(12) Как Мэлйанна была из Дома Йаванны, но при этом жила с народом Лориэна, так и Ариэн была из народа Варды, но трудилась в садах Ваны.
  
  *(13) Скорее всего, Тилион был валаринда, рожденный уже в Арде, раз о нем сказано, что он "молодой охотник".
  
  *(14) Однако, Ариэн не единственная, из духов огня, кто остался с Валар и по этому не верно говорить, что единственная причина по которой ее избрали - то, что она не боялась жара Лаурэлин. Скорее, причина в том, о чем сказано в другом месте: Ариэн была ясной маиа, которой Варда передала на хранение Свет Единого.
  
  *(15) В "Анналах Амана" указан 1500 год Валар, но это ошибочная хронология.
  
  *(16) Таким образом, Нолофинвэ ступил на берег Эндорэ, когда впервые взошла луна, и через одну Валианскую неделю (первая неделя длилась 21 сегодняшний день) его мирная часть народа пришла в Миттаринга, а воинство Нолофинвэ развернуло свои знамена на пути в Ангамандо - и тогда впервые взошла Солнце.
  
  *(17) Тилион был из охотников Оромэ, но про Оромэ сказано, что он никогда не охотился в Валинорэ и вообще охотился только на Темных тварей в Эндорэ, под звездами. Так Тилион (вместе с Тйэлкормо фэанарионом) сопровождали Оромэ в Эндорэ и еще в Предначальной Эпохе охотились на тварей Моринготто.
  
  *(18) Уже к моменту, когда Анар впервые вышла в мир, Моринготто не имел силы Стихии и не был больше Вала.
  
  *(19) Но как мы помним, 7 часов Валинорэ, которые цвело каждое Древо, не были равны семи часам Смертных земель - "1 час Древ, который получался делением времени их цветения, тоже был где-то в 6 раз длиннее нынешнего часа". Таким образом, 7 часов Валинорэ было равно 42-м часам солнца, и первые "7 дней" длились 72 часа каждый: 5 часов Древо цвело в одиночестве, 1 час загоралось и 1 час гасло, таким образом Луна был на небе 7 часов, 5 часов отдыхал и потом снова всходил. 5 + 7 = 12, 12 * 6 = 72. Один день Валинорэ был равен 72-м часам солнца или 3-м дням солнца. Таким образом, между восходом Луны и Солнца прошло 7 дней Валинорэ или 21 день солнца.
  
  *(20) Как будет видно из других текстов, "увлекали под землю" означает увлекали в Ваи - во Внешний Океан, то есть в Космос. Таким образом, Луна и Солнце ходили над миром в Ильмэн и "за миром" в Ваи.
  
  *(21) И так страх Валар, из-за которого они подняли горы на огромную высоту, лишил Валинорэ света. Что было очень символично.
  
  *(22) Изменение Мира в конце Второй Эпохи. Как в Валинорэ отсчитывали время позже, мы не знаем, так как связь с Валинорэ практически пресеклась.
  
  *(23) Внешнее Море это другое название Ваи, космоса.
  
  *(24) Данное утверждение исходит из того, что Йаванна просила Фэанаро отдать ей Сильмарилли, чтобы разрушить их и оживить Древа. Но Сильмарилли живые (о чем Йаванна могла не знать или не принимать это всерьез) и нельзя убивать их, чтобы через жертвоприношение оживить Древа. К тому же, "ничто в мире не способно разрушить оболочку Сильмарилей". По этому это скорее мнение, чем непреложный факт, что однажды Сильмарилли будут обретены, разрушены, и их "кровью" будут возвращены к жизни Древа.
  
  *(25) Мы знаем довольно много о том "жестоком убийстве" в Копасе, и создается впечатление, что те из Валар, кто затемнились, извращают и используют трагедию в Гаванях для оправдания своих действий и придания им справедливого вида.
  
  *(26) Из этого предложения можно сделать вывод, что все процессы в мире ускорились не из-за появления Солнца, а из-за смерти Древ, которые словно бы сдерживали Искажение мира, происходящее от Моринготто. И это открывает для нас совершенно новую причину по которой Моринготто убил Древа: не чтобы лишить Аман света и испортить всем тамошним обитателям праздник, а чтобы Древа перестали противодействовать ему и распространению его власти в Арде. И тогда становится понятнее: почему, если квэнди исходно предназначено жить не в Амане, а в Эндорэ, они в Эндорэ истаивают со временем, а в Амане нет. Процессы, которые привели к истаиванию эльфов, видимо, не происходили в Эндорэ до гибели Древ.
  
  И таким образом, Сильмарилли Фэанаро и доблесть нолдор, это все, что остановило Моринготто от подчинения мира и его последующего разрушения.
  
  Но при этом неверно говорить, что изменения, связанные с ничем больше не сдерживаемым Искажением, ускорились после восхода Солнца: изменения ускорились после гибели Древ. Древа погибли, и Искажение стало сильнее воздействовать на мир. Однако, это воздействие не усиливалось до бесконечности, иначе уже к концу Первой Эпохи Арда была бы населена мутантами. У Искажения был свой предел, который, по всей видимости, был достигнут вскоре после восхода Солнца. Этот предел принес с собою искажение вещества Арды до такой степени, что, принимая в себя вещество Арды через еду и воду, тела людей оказались охваченными болезнями, а эльфам такая пища принесла возможное увядание через тысячи лет. Но как мы помним, помимо Искажения, которое стремится изменить Арду, и сам мир имеет возможность к самоисцелению и противостоянию Искажению. И более того - мир постепенно исцеляется, и к моменту Амбар Мэта (Конца Мира) будет способен исцелиться полностью. Потому одно из имен новой, грядущей Арды - Арда Исцеленная. Таким образом, не только неправомерно утверждать, что после Восхода Солнца изменения, вызванные Искажением, усиилились, но, скорее, даже можно утверждать обратное: изменения, вызванные Искажением, после Восхода Солнца хотя и стали заметнее, но в действительности начали медленно уменьшаться и идти вспять.
  
  *(27) Darkening of Valinorе - затемнения, потемнения Валинорэ.
  
  *(28) Поскольку ради придания "научности" Арде Профессор предпринял безуспешную попытку переписать всю историю Арды, это прежложение начинается со слов "Похоже, что еще в квэндианской истори", имея ввиду, что Солнце и Луна были еще пока квэнди жили у Куивиэнан и не было понятия "эльдар".
  
  *(29) В квэнйа нет тэнгвы для обозначения звука n, есть только для nd, поэтому настоящая квэнийская форма не dōmē, как написал здесь Профессор, а ndōmē.
  
  *(30) Т.е время с сумерек (lome) и до полуночи, это ndōmē, а с полуночи и до рассвета, более темная часть ночи - mori.
   *(31) Так же в квэнйа есть слова означающие сумрак, полумрак, не связанные со временем суток - подробнее смотрите мой русско-квэнийский словарь.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"