В 2995 году Валар (ХХХV), до восхода Луны (XLII), нолдор Старшего Дома*(1) Обездоленных*(2), под предводительством Фэанаро и его семи сыновей пришли на север (LXVIII) в Валариандэ и к берегам под Ломин Оронти, Горам Эха; и он приземлился у узкого залива Аркаэтсир (Дрэнгист), впадающего в Ломинорэ (Дор Ломин) (ХХХV). Говорят, что с фэанариони пришли 'со своими друзьями Артарэсто, Ангарато и Аиканаро, сыновьями Арафинвэ. И они сожгли тэлэрианские корабли (LXVIII).
Нолдор сожгли корабли, как только они высадились на востоке мира, и народ Нолофинвэ видел отсвет пожара в небе. Тот же свет сообщает оркам о высадке нолдор (ХLIX).
Долгое время народ нолдор жил вблизи западных берегов в северных регионах Земли; и их страдания уменьшились. Некоторые из них путешествовали далеко и узнали об окрестных землях, и они всегда стремились узнать, куда сбежал Моринготто или где спрятаны драгоценности и сокровища Валинорэ (LIV).
Прежде восхода Солнца и Луны Фэанаро и его сыновья отправились на север в поисках Моринготто (XXV). Нолдор пришли из Аркаэтсира в ту часть Ломинорэ, которая находилась к северу от гор Миттаринга (Mithtaringа) и расположились лагерем в земле Хитиломэ (Hithilome, тиндарин - Hithlum), 'в краю тумана (XLII), в той части, которая называется Миттаринга, и к северу от великого озера, носящего то же имя (ХХХV). Нолдор нашли Воды Миттаринга (Mithtaringa, Mithrim - Митрим), которое на древнем нолдорине назывался Асгона, и расположились там лагерем; затем произошел Подсчет Народа (XXVII).
В поздние времена рассказывали, что 'следующий лагерь нолдор находился у Сириона, и здесь нолдор впервые встретились с илькорини (мориквэнди) (XXVIII). Некоторые говорят, 'что эти илькорини изначально были из нолдоли и потерялись во время Великого Похода из Палисора (XXVIII).
Через некоторое время [после того, как нолдор поселились в Миттаринга] Фэанаро отправился к холмам, опоясывающим Ломинорэ (Дор Ломин), в тех местах, к северу от Артанора (Лэстанорэ)*(3), где эти места были открытыми пустынными землями и безлесными холмами*(4), и с Фэанаро было немало эльфов и трое его сыновей. Таким образом, они подошли к вершине холма и издалека увидели красный свет, прыгающий в долине, открытый с той стороны, которая смотрела на них (LIV). Тогда Фэанаро стало интересно, что это за огонь, и он и его народ поспешили к нему в тишине ночи, так что через несколько часов*(5) они взглянули вниз, в ту долину. Там они увидели вооруженную группу, не меньшую, чем их собственная, сидевшую вокруг могучего костра из бревен. Большинство из них спали, но некоторые пошевелились, и тогда Фэанаро встал и крикнул своим ясным голосом, так что темный дол зазвенел:
- Кто вы? Народ нолдор или кто-то еще: отвечайте быстро, ибо лучше, чтобы вам было известно, что дети Фэанаро окружают вас (LIV).
Тогда в долине разразился сильный гвалт*(6), и из-за их резких голосов и неприятных криков народ Фэанаро очень скоро понял, что там нет эльфийского народа, и множество стрел полетели в темноте в сторону этих голосов, но Фэанаро не стал задерживаться там. Быстро пошел он и увлек за собою большую часть своего народа к устью долины, откуда вытекал ручей из-под нависающих деревьев (LIV).
2.
Войско Моринготто, орки и оборотни*(7), прошло через перевалы Ломиноронти (Эрэдвэтрин) и внезапно напало на Фэанаро, прежде чем его лагерь был полностью построен или занял оборону*(8) (LXI). Там (в Хитиломэ) на нолдор напало войско орков, разбуженное светом горящих кораблей и слухами об их приходе*(9), и там (XLII), 'на равнине (XXV) 'на серых полях Миттаринга произошла Вторая битва Войн Валариандэ и первая встреча мощи Моринготто с доблестью нолдор (LXI). Но некоторые из нолдор говорят, что 'произошла первая битва в Средиземье*(10) (XLII); Битва-под-Звездами, Охта-ну-Элэни (Дагор-ос-Гилиат - Dagor-os-Giliath); ибо все было еще темно (XLIV), потому что Луна еще не взошла (LXI). В этой битве, несмотря на численное превосходство врага и будучи застигнутыми врасплох, нолдор быстро одержали победу. Они были еще сильными и ясными, ибо свет Амана еще не померк в их глазах*(11); Быстры они были и смертоносны в гневе, и длинными и внушающими страх были их мечи (LXI).
И эта битва прославлена в песнях, поскольку нолдор одержали победу, прогнали орков, устроив великое избиение 'орков и валараукар*(12) (XXV), и 'орки [и оборотни, и валараукар] бежали от нолдор, и были изгнаны из Митттаринга (LXI). И нолдор преследовали их за Ломин Оронти (Эред Вэтрин) 'на огромной равнине, которая лежала к северу от Норэтниона (Northanion - Дортонион) и называлась тогда (LXI) Хардалаика (Ард Галэн или Бладорион) (XLII). Нолдор сражались в Битве-под-Звездами 'в 2996-м году Валар в земле Митттаринга (XLIV) вскоре после Первой Битвы с Моринготто (LXVIII).
Покинув Миттарингэ (Mithtaringa), нолдор прошли через Горькие Холмы*(13), и они преследовали орков за Луиноронти (Сумрачными горами) в Хардалаика*(14) (XLIV), и нолдор провели свою первую битву с орками у подножия Железных гор (XXVII).
И ни одна легенда не сможет рассказать о доблести Фэанаро или его сыновей*(15) (XXV).
Равнина, на которой произошла битва, была молодой и зеленой, она простиралась до подножия высоких гор, возвышавшихся над залами Моринготто; но впоследствии она стала сожженной и опустошенной, и она называлась Землей Жажды, Анфаукаста*(16) (XXV).
Там, на Хардалаика, армии Моринготто, прошедшие [ранее] на юг, в долины Сириона и осаждавшие Кирйатано, пришли на помощь к бегущим и были застигнуты врасплох. Ибо Тйэлкормо, сын Фэанаро, получив новости о них, вместе с частью эльфийского войска устроил им засаду и, напав на них с холмов возле Эхтэлэ Сирион (Эйтель Сирион), отбросил их в Болото Сэрэк*(17). Воистину дурные вести, наконец, пришли в Ангамандо, и Моринготто был встревожен. Десять дней длилась эта битва, и из нее, из всего войск, которое он приготовил для завоевания королевств эльдар, вернулось не более горсти листьев*(18) (LXI).
3.
И все же Моринготто имел повод для великой радости, хотя какое-то время это было от него скрыто. Ибо сердце Фэанаро в его гневе на Врага пылало, как огонь, и он не хотел останавливаться, а двинулся вслед за остатками орков, думая, как об этом говорят, напасть на самого Моринготто. И он громко смеялся, сражаясь своим мечом, и радовался, что выдержал гнев Валар*(19) и зло дороги, чтобы увидеть час своего мщения (LXI).
Фэанаро ничего не знал ни об Ангамандо, ни о великой силе защиты, которую Моринготто так быстро подготовил*(20); но если бы Фэанаро знал, это не остановило бы его, ибо обреченным на смерть он был, поглощенный пламенем собственного гнева*(21). Таким образом, Фэанаро оказался далеко впереди авангарда своего войска, и, увидев это, слуги Моринготто обратились в бегство, и из Ангамандо на помощь им выступили валараукар. Там, на границах Норэ Наирйэлмэ (Dor Daedeloth), земли Моринготто, Фэанаро был окружен, и лишь несколько друзей было возле него. Вскоре он остался один; но долго он сражался один и неустрашимо смеялся, хотя был охвачен огнем и изранен многими ранами. Но в конце концов Котомоко (Gothmog), Лорд валараукар*(22) (которого Эктэлион впоследствии убил в Ондолиндэ), сбил Фэанаро на землю*(23), и там Фэанаро бы погиб, но Маитимо и трое других сыновей Фэанаро в этот момент пришли с подмогой ему на помощь, и валараукар бежали обратно в Ангамандо*(24) (LXI).
Тогда его сыновья подняли своего отца и понесли его обратно в Миттаринга. Но когда они приблизились к Эхтэлэ Сирион (Эйтель Сирион) и уже были на восходящем пути к перевалу через горы, Фэанаро приказал им остановиться. Ибо раны его были смертельными, и он знал, что его час пришел. И, выглянув своим последним взглядом со склонов Ломиноронти (Эридвэтрин), он увидел вдалеке вершины Талторонти (Thangorodrim), самой могущественной из башен Средиземья*(25), и прозрел предвидением смерти, что никакая сила нолдор никогда не сможет низвергнуть их; но Фэанаро проклял имя Моринготто и возложил на своих сыновей обязанность сдержать клятву и отомстить за своего отца*(26) (LXI).
4.
Другие так рассказывают о гибели Фэанаро:
Так 'горе вошло в эту первую великую победу (XXV), она была омрачена гибелью Фэанаро (ХХХV). Ибо Фэанаро (XLII) наступал неосторожно на Хардалаика (Ард Галэн, Бладорион), слишком увлеченный преследованием 'орков на севере (XLII), и был окружен, 'когда его собственный народ был далеко позади (XLII), и тогда валараукар в арьергарде войска Моринготто (ХХХV) внезапно повернули назад. Фэанаро сражался неустрашимо (XLII). Очень велика была его доблесть, и он был объят огнем; но в конце концов он пал смертельно раненым от руки Котомоко (Cothomoco, Готмога), Лорда валараукар, которого Эктэлион (Ektelion, тиндарин - Ecthelion) впоследствии убил в Ондолиндэ*(27) (XLII). Но пришедшие сыновья спасли Фэанаро и отнесли обратно в Миттаринга (XLII).
И Фэанаро своим последним взглядом увидел вдали вершины Талторонти (Тангородрим), величайших из гор Средиземья*(28), возвышавшихся над крепостью Моринготто; и Фэанаро проклял имя Моринготто трижды и возложил на своих сыновей приказ никогда не иметь дело или не вести переговоры с их врагом*(29) (XLII).
Фэанаро умер в час победы, глядя на гигантские вершины Талторонти (XXV), напомнив сыновьям об их клятве. К этому фэанариони добавили клятву отомстить за своего отца (ХХХV).
5.
Фэанаро умер, но не был похоронен (XLII); у него не было ни погребения, ни могилы (LXI), ибо столь пламенным был его дух, что тело Фэанаро, когда его дух отлетел, превратилось в пепел, 'который унесся, как дым (LXI); и больше никогда не появлялся на земле и не покидал край Мандоса (XXVII). И никогда больше подобный Фэанаро не появлялся в Арде*(30) (LXI).
Так погиб самый могущественный из нолдор*(31), чьи деяния принесли им как величайшую славу, так и самое тяжкое горе (LXI).
6.
Весть об этих великих делах [о победе во Второй Битве] дошла до Хумэфэлйар (Мэнэгрот) и Хэлкариста (Эгларэст), и серые эльфы были исполнены удивления и надежды, поскольку они думали получить огромную помощь в защите от Моринготто от своих могучих сородичей, которые вернулись нежданно с Запада в самый трудный час; таким образом, поначалу тиндар полагали, что нолдор пришли как посланники Валар, чтобы избавить своих братьев от зла. Серые эльфы были тэлэрианской расы, а Тиндаколло был братом Ольвэ из Альквалондэ, но еще ничего не было известно ни об убийстве родичей, ни о способе исхода нолдор*(32), ни о клятве Фэанаро*(33). И хотя тиндар не слышали о Проклятии Мандоса, вскоре оно начало действовать в Валариандэ. Ибо в сердце короля Тиндаколло вошло сожаление о днях мира, когда он был верховным повелителем всей земли и ее народов*(34). Страны Валариандэ были обширны, и многие из них были пусты и дики, и все же Эльвэ не всем сердцем приветствовал прибытие стольких могущественных принцев с Запада, жаждущих новых королевств (LXI).
Таким образом, с самого начала между ним и сыновьями Фэанаро возникла холодность*(35), тогда как для того, чтобы Моринготто можно было противостоять, требовалась самая тесная дружба*(36); ибо Дом Фэанаро и сыновья Фэанаро никогда не желали принимать власть Тиндаколло и не просили у него разрешения, где они могли бы жить или могли бы пройти*(37). Поэтому, когда вскоре (из-за предательства и злой воли, как будет сказано позже) полная история о деяниях в Валинорэ стала известна в Валариандэ, между Лэстанорэ (Дориатом) и Домом Фэанаро возникла скорее вражда, чем союз; и эту горечь Моринготто жадно разжигал всеми способами, которые он мог найти. Но это зло еще только ждало их в грядущие дни, и первая встреча тиндар и нолдор была горячей и радостной, хотя переговоры между ними поначалу были нелегкими, поскольку за время ихдолгого разрыва язык калаквэнди в Валинорэ и мориквэнди в Валариандэ разошлись далеко друг от друга (LXI).
Фэанаро был мастером-лингвистом, основателем школы всех лингвистов нолдор, но 'погиб слишком рано (XXXI), чтобы сделать большее, чем записать различия между диалектами северного тиндарин (который был единственным, который он успел выучить) и западного тиндарина*(38) (XXXI). Фэанаро пробыл в Эндорэ за 3 года солнца до конца 2995-го года Валар, а Вторая Битва произошла в самом конце 2995-го года Валар и длилась 10 дней: Фэанаро же умер в 2996-м году - видимо, в первые дни года. Таким образом, между прибытием нолдор в Валариандэ и гибелью Фэанаро прошло 3 года солнца*(39).
7.
Воинство Моринготто было разбито в первой битве [с нолдор] с такими потерями, что Моринготто, 'встревоженный разгромом своих армий и нежданной доблестью нолдор, и желая дать себе время для новых замыслов (LXI), сделал вид, что хочет переговоров с нолдор. Фэанаро отказался от переговоров, но был ранен в бою и умер*(40) (ХLIX).
Согласно 'Квэнте Нолдоринва', 'в самый час смерти Фэанаро, к его сыновьям прибыло посольство от Моринготто, признавшее поражение и предложившее условия, вплоть до сдачи Сильмариля, 'искушая фэанариони Сильмарилем (XXV). Но 'Квэнта нолдоринва' ненадежный источник легенд*(41). В других летописях и источниках не говорится, что посланник Моринготто пришел в час гибели Фэанаро, более того, согласно датам, Моринготто попросил о встрече через 10 лет после гибели Фэанаро*(42).
Тогда Маитимо Высокий*(43), старший сын Фэанаро, убедил нолдор*(44) (XXVIII) встретиться с Моринготто в назначенное время и в назначенном месте (XXV), притвориться, что они заключают договор с Моринготто, и встретиться с его посланниками в назначенном месте; но нолдор так же мало думали о доверии, как и Моринготто*(45) (XXVIII). Ибо Моринготто сделал вид, что ведет переговоры с фэанарионом, а Маитимо сделал вид, что желает говорить, и любой из них замышлял зло другому (ХХХV). Поэтому каждое посольство прибыло с большими силами, чем было согласовано, но Моринготто послал больше войск, и это были валараукар (XXVIII), и Маитимо был взят в плен. (ХХХV). В 2997 году Валар*(46) (XLIV) Маитимо (Маэдрос), старший сын Фэанаро, попал в ловушку Моринготто (ХХХV). Некоторые говорят даже, что была нарушена клятва: 'каждое посольство прибыло с гораздо большей силой, чем они клялись (XXV), но вряд ли Темные или нолдор клялись друг другу в чем-либо*(47).
Маитимо попал в засаду, и все 'или большая часть (XXV) его товарищей были перебиты*(48), но сам он был взят живым по приказу Моринготто, доставлен в Ангамандо и подвергнут пыткам*(49) (XLII), 'потому что Маитимо не хотел раскрыть секреты искусства изготовления Сильмариллей*(50) (XXVIII).
Тогда шесть братьев Маитимо '(Макалаурэ, Тйэлкормо, Куруфинвэ, Амбарусса, Амбарто и Карнистир) (ХLIX) отступили (XLII), в смятении (XXV) и укрепили большой лагерь в Хитиломэ (Hithilome) (XLII): они расположились лагерем на берегу озера Миттаринга, в той северной земле, которую нолдор впоследствии назвали Хитиломэ, Хитлум или Дорломин, это Земли Тумана*(51) (XXV) 'земли теней на северо-западе (ХLIX); но Моринготто держал Маитимо заложником и послал сообщение Макалаурэ, что освободит его брата только в том случае, если нолдор откажутся от войны и либо вернутся в Валинорэ*(52), либо покинут Валариандэ и отправятся на юг мира. Но нолдор не могли вернуться в Валинорэ, сжегши корабли*(53), и они не верили, что Моринготто освободит Маитимо, если они уйдут; и они не хотели уходить, что бы он ни делал (XLII). И братья также были связаны своей клятвой и не могли ни по какой причине оставить войну против своего врага (LXI).
Но в поздние времена об этих событиях, те, кто плохо знал Моринготто, рассказывали, что 'Моринготто держал Маитимо в качестве заложника и поклялся освободить его только в том случае, если нолдор уйдут прочь, либо в Валинорэ, если смогут, либо прочь из Валариандэ на юг мира (XXXV). Но Моринготто не давал фэанариони никаких клятв.
8.
'В 2998 году Валар*(54) (XLIV) Моринготто повесил Маитимо за правое запястье на кольце из адской стали*(55) над пропастью 'на западной башне (LXI) Талторонти (Тангородрим), где никто не мог до него добраться*(56) (ХХХV). Говорят, что Моринготто повесил Маитимо на скале, потому что его братья отказались выполнить требования Врага. Но тогда это произошло бы сразу, а не спустя 10 лет солнца.
9.
Но в Поздние Эпохи, когда многие события были забыты и перепутаны, некоторые люди рассказывали такие истории:
Вскоре по прибытию нолдор в Эндорэ умер 'Нолэмэ (Нолофинвэ), называемый также на тиндарин Финголма. Его ладья исчезла на тайному пути - говорят, это тот путь, по которому впоследствии спасся Туор. Нолэмэ отплыл принести жертву на островной скале в Асгоне (Миттарингэ - Mithtaringa)*(57) (XXVII).
Но другие говорят, 'что это был Фэанаро; его ладья исчезла на тайному пути - говорят, что это был тот проход, которое нолдоли впоследствии расширили и превратили в путь, так что Туор сбежал именно этим путем. Фэанаро поплыл к островной скале в Асгоне (Миттарингэ - Mithtaringa), потому что увидел там что-то ярко блестящее и стремился найти свои Камни (XXVII).
Нолдор впервые сразились с орками и захватили перевал в Горьких Холмах; таким образом они сбежали из Страны Теней (Хитиломэ), к страху и изумлению Моринготто (XXVIII) (который напал на нолдор в Хитиломэ, но нолдор маогли прорвать осаду и сбежать из ловушки, и придя к Топям Сэрэк захватили Горькие Холмы). 'Нолдор вошли в Лес Артанор, Землю-за-пределами (позже названный Лэстанорэ - Doriath)*(58) и в край Великих Равнин*(59); и воинство Нолэмэ выросло до огромных размеров. Они занимались многими ремеслами, но больше не жили в оседлых жилищах. Главный лагерь Нолмэ находился у вод Сириона; и нолдор оттеснили орков к подножию Железных гор. Моринготто собрал свою власть в тайном гневе. Турукано (Тургон) родился у Нолэмэ (XXVIII).
Маитимо, главный сын Фэанаро*(60), повел войско против Ангамандо, но был отброшен огнем от его ворот, взят живым и подвергнут пыткам (XXVIII).
Другие легенды, в которых Нолофинвэ не поднял бунт против брата и Короля, и не стал клятвопреступником, говорят, что 'изогнутые клинки гламхот выпили жизнь Нолофинвэ, когда он остался стоять один рядом с Фэаноро (LIV). Но как сложилась бы судьба Нолофинвэ и Фэанаро, веди себя Нолофинвэ достойно, мы не знаем.
Примечания.
*(1) Примечательно, что никто и никогда не оспаривал то, что Дом Фэанаро - Старший Дом. Но при этом Нолофинвэ поднял мятеж, желая получить Корону в обход старшего над собою.
*(2) Так Старший Дом называли после несправедливого приговора Валар, отправившего Фэанаро в изгнание в Амане.
*(3) Артанор - Земля-за-пределами, имя данное земле Эльвэ нолдор в первое время по их прибытию в Эндорэ (LT1/196, LT2A/Artanor).
*(4) Описание места, где Фэанаро столкнулся с орками, в точности не соответствует ни одному месту на картах Валариандэ, но под это описание больше всего подходят холмы у Топей Сэрэк (Сэрэх).
*(5) В оригинале сказано, что нолдор увидели огонь вечером, а подошли к костру 'еще до рассвета', но так как в те времена еще не было Солнца, то ни вечера, ни рассвета еще быть не могло.
*(6) Примечательно, что орки, а, без сомнений, это были именно они, поняли Фэанаро, хотя тот и говорил на квэнйа, не слышанной ими прежде. Однако, помня, что до появления людей орки были потомками умаиар и зверей, или умаиар в обличии орков, ничего удивительного в этом нет: умаиар, выглядящие, как орки, без проблем могли понять квэнйа, как и любой другой язык воплощенных. Но если бы орки были выведены из первых квэнди, конечно же, они не поняли бы квэнйа.
*(7) Ранее уже упоминалось, о 'существах, которые ходили в волчьем облике' - умаиар, обернувшихся волками.
*(8) Фэанаро начал строить крепости в Миттаринга сразу или почти сразу после того, как прибыл в Валариандэ (как будет сказано позднее - фэанариони отступили в укрепленную крепость, т.е. крепость уже была построена, но укрепления должны были быть больше, и они еще не были готовы). Это казалось бы довольно странным действием - едва прибыв в новое, незнакомое место, сразу начинать долгосрочное и трудоемкое строительство. Однако Фэанаро никогда не делал ошибочных действий, и впоследствии его крепости в Миттаринга были важны и хорошо служили Второму Дому. Возможно, как и во многих других случаях, Фэанаро, едва прибыв, сразу пошел в Миттаринга и начал строить там крепости потому, что так сказал ему Единый в его сердце - что уже случалось с Фэанаро и прежде.
*(9) Из текстов создается ощущение, что Первый Дом прибыл в Эндорэ, дошел до Хитиломэ и там сразу же подвергся нападению орков, привлеченных заревом горящих кораблей. Однако это не так. Нолдор прибыли в Эндорэ в 2995-м году Валар, за 3 солнечных года до его конца, а Фэанаро умер в Битве Под Звездами в самом начале 2996-го года Валар, то есть 3 года солнца спустя прибытия в Инголондэ. Таким образом, мы видим, что битва началась на стыке 2995-го и 2996-го годов (сама битва длилась 10 дней). То есть орки никак не могли 'случайно напасть' на нолдор. Что до того, что 'орки пришли привлеченные светом пожара и слухами', в этом нет ничего противоречивого: войско орков и правда могло прийти потому, что собиралось уничтожить пришедших-в-отблесках-огня (но Моринготто не знал о том, что горели именно корабли и вообще не знал как нолдор прибыли в Эндорэ). Войско Моринготто собиралось и готовилось к нападению 3 года солнца.
*(10) В действительности, это была вторая из Битв Валариандэ, но первая битва, в которой принимали участие нолдор. Возможно, летописцы их сторонников Нолофинвэ считали, что Великими Битвами были лишь те, в которых принимали участие нолдор. Так или иначе, но правильно будет сказать, что это была Первая Битва нолдор или Вторая Битва Валариандэ.
*(11) Свет Амана не мерк в глазах тех, кто был рожден в Амане, но дети нолдор, рожденные в Эндорэ, особенно от браков с мориквэнди, уже были 'меньше' в своей славе. Так, к Третьей Эпохе даже все королевства эльфов, собравшись вместе и накопив силы за тысячелетия мира, не могли одолеть Thaurona, хотя в Первую Эпоху нолдор, истрепанные постоянными боями, почти одолели Моринготто.
*(12) Ни до, ни после, никто кроме Первого Дома не устраивал великого избиения валараукар. Однако Первый Дом занимался этим на протяжении всей Первой Эпохи (о чем еще будет рассказано в Повести).
*(13) Согласно карте, если нолдор шли от Миттаринга, чтобы позже биться с орками возле Железных Гор, им нужно было выйти из окруженного горами Хитиломэ и прийти в долину Хардалаика (Ард Гален). Скорее всего 'Горькими Холмами', здесь названы холмы у Топей Сэрэк (Сэрэх), которые неоднократно фигурируют в данном тексте, пройдя которые, войско нолдор вышло на Хардалаика. Этот переход для армии должен был быть куда предпочтительнее, чем преодоление горного перевала Ломиноронти (Эрэд Вэтрин). И все же удивляет скорость, с которой действовало войско нолдор: Вторая Битва длилась 10 дней, за это время нолдор успели победить своих врагов в Миттаринга, дойти до Хардалаика и там закончить разгром армии Моринготто. Нолдор должны были действовать очень быстро и почти без отдыха.
*(14) На тиндарин Хардалаика звучит как Ард Галэн, а на древнем нолдорине - Бладорион.
*(15) Ни о ком более из всех Лордов нолдор не говорится подобное.
*(16) Анфаукаста - Dor-na-Fauglith на старом нолдорин и Anfauglith на тиндарин.
*(17) Данное описание земель косвенно подтверждает предположения, что Фэанаро видел костры как раз в тех холмах, и источник, питающий долину был Эхтэлэ Сирион; и что Горькие Холмы это холмы возле Топей Сэрэк; основное войско нолдор прошло на Хардалаика, а Тйэлкормо с частью воинов остался в засаде.
*(18) Когда говорилось, что Первый дом устроил великое избиение орков и валараукар, имелось в виду именно великое - от войск, что должны были захватить все Валариандэ, осталась лишь горсть листьев. И при этом, если бы Фэанаро не привел свой Дом в Валариандэ, а продолжил препираться с Нолофинвэ в Арамане, то Моринготто захватил бы всех мориквэнди Валариандэ - большинство убив, а кого-то сделав рабами.
*(19) В действительности, это придумка, внесенная поздним внутренним автором, так как из Повести мы знаем, что не было гнева Валар на нолдор, который Фэанаро должен был выдерживать, разве что гнев Уинэн, потопивший множество кораблей и убивший множество нолдор - в основном женщин и детей, так как именно они плыли кораблями.
*(20) Моринготто боялся, что воевать с ним снова придут Валар, и воздвигал Талторонти и другие укрепления для защиты от Валар, а не от эрухини, которых он до поры не воспринимал всерьез. Тем не менее, что-то Фэанаро все же успел узнать о Враге за те три года, что жил в Нолдолондэ.
*(21) В оригинале сказано, что Фэанаро был 'fey' - 'обреченный на гибель' или 'отмеченный предчувствием смерти или беды', а также 'способный заглянуть в будущее' и 'отмеченный потусторонним воздухом или отношением'. Т.е. в любом случае, так или иначе знающий о грядущем, посредствам потустороннего знания. Внутренний автор утверждает, что в той битве Фэанаро знал, что он должен погибнуть - но откуда Нолдоран мог знать это, разве как от Единого? И если это правда, то неизвестно, почему Фэанаро была отмерена такая судьба, но, даже зная о ней, Фэанаро смеялся и старался успеть принести Врагу как можно больше вреда.
*(22) Поскольку слава и доблесть Фэанаро обычно замалчиваются, необходимо подчеркнуть то, что говорится о Тэриндионе как о воине. В бою он был не просто доблестным, но его доблесть была очень велика. И Фэанаро продолжал сражаться даже раненый и объятый пламенем, и пал, только когда против него, уже ослабевшего, вышел сын Моринготто, Лорд валараукар. Эктэлион, схватив Котомоко, прыгнул с ним со скалы, но Фэанаро был в широком поле и продолжал сражаться.
*(23) По данной фразе создается ощущение, что Фэанаро сражался верхом, но неужели лошадь не убежала от ужаса, даже когда ее всадник был охвачен пламенем? Либо нет, либо Фэанаро все же был пеший, и фразу 'smote him to the ground' скорее нужно переводить 'сбил с ног', а не 'сбил на землю', так как в русском языке это две разные вещи.
*(24) Возможно, Котомоко хотел не убить Короля, но захватить его - однако достоверно это не известно. Но быть может, именно о возможном пленении знал Фэанаро, когда говорилось, что он знал о неком роке. Согласно разрозненным записям Профессора, именно Фэанаро, а не Маитимо должен был стать пленником Моринготто, чтобы нанести Врагу великий урон. Подробнее об этом сказано в повести 'Рассветный'.
*(25) Талторонти были 'рукотворными' горами, специально воздвигнутыми Моринготто для обороны, и пики Талторонти были башнями крепости.
*(26) Скорее всего, это поздняя вставка внутреннего автора, поскольку в ней много противоречивого. Ранее неоднократно говорилось, что клятва освободить Сильмарилли, которую принесли фэанариони, была нерушима, поэтому не нужно было возлагать обязательство выполнить эту клятву. С другой стороны, говорится, что Фэанаро предвидел, что нолдор никогда не одолеют Моринготто, и в такой ситуации призывать сыновей исполнять клятву это подписывать их на смерть. Но в действительности, если к Фэанаро пришло знание о том, что 'никакая сила нолдор никогда не сможет низвергнуть' Моринготто, это не могло означать невозможность победы над Моринготто силами эрухини: потому что нолдор вместе со своими союзниками фактически победили бы в Пятой Битве, если бы не предательство людей и не отступничество эльфов. Однако Фэанаро мог предвидеть, что одним нолдор, без союзников, Моринготто не победить. Впоследствии фэанариони всегда строили союзы.
*(27) В действительности, любой рассказ о той битве и о сражении Фэанаро говорит о невероятной доблести Фэанаро.
*(28) Так мы узнаем, что Талторонти были самыми высокими в Эндорэ, что... неудивительно - Моринготто в своей гордыни возвел не просто горы, а самые высокие горы.
*(29) Как мы узнаем после, Моринготто уже предлагал Фэанаро переговоры, но Фэанаро отказался от них (возможно, согласись Фэанаро на переговоры, именно он был бы пленен, а не Маитимо, чтобы сражаться в Моринготто в плену). И здесь Король о отец предупреждает сыновей, чтобы они не вступали в переговоры с Морингото. Однако, скорее всего, это опять добавление 'от себя' внутреннего автора, потому что, во-первых, непредставимо, чтобы фэанариони посмели ослушаться отца, а во-вторых, нигде и никогда не говорилось, что Маитимо пошел на переговоры, ослушавшись отца и нарушив его волю.
*(30) Однако Куруфинвэ Атаринкэ в каком-то смысле был подобен Фэанаро, не зря Нэрданэль назвала его 'маленький отец', а Фэанаро дал сыну свое собственное имя.
*(31) Фэанаро был не только величайшим мастером, самым прекрасным из всех Детей Эру и самым светлым (чья душа смогла зачать, а руки сотворить Сильмарилли - живые существа чистого Света), но он был и самым могущественным из всех нолдор, несмотря на притязания Нолофинвэ (который был бы в меньшинстве, если бы Финдарато, получив власть над Третьим Домом, не поддержал бы его).
*(32) В английском тексте стоит слово 'exile' - 'изгнание', но из Повести мы знаем, что никакого изгнания не было, кроме как того, что все, давшие клятву Фэанаро (а это большинство нолдор) 'изгнали сами себя своей клятвой', вынужденные идти в Эндорэ исполнять клятву.
*(33) Которую, как было сказано ранее, дало большинство нолдор и даже некоторые Лорды Младших Домов.
*(34) Из Повести известно, что Проклятия Мандоса никогда не было, хотя умаиа Амнос и постарался убедить многих, что оно было. Однако, впоследствии сторонники Нолофинвэ всегда использовали Проклятие как прикрытие для любого неприглядного деяния их Лордов или тех, кто имел их симпатию. Вот наглядный пример: Эльвэ, никогда не встречавший ни Фэанаро, ни фэанариони, не проливавший крови братьев, не имевший никаких дел с нолдор, но еще до прихода нолдор бросивший своих подданных на произвол судьбы, укрывшись за Завесой, теперь исполнился зависти и ревности к нолдор, отважно и доблестно сражавшимся и победившим тех, кого он не смог. И вместо того, чтобы радоваться спасению своего народа, Эльвэ жалел, что ушли дни мира, когда он без труда, благодаря супруге-маиа был единоличным прославленным владыкой Валариандэ. Но... конечно же, это были не выбор и вина Эльвэ, проистекающие из его воли, а исключительно действие Проклятья, которому Эльвэ и хотел бы противостоять, чтобы не стать подлецом, да не смог.
*(35) Первый Дом спас всех эльфов Валариандэ от участи быть убитыми и захваченными Моринготто, Тйэлкормо снял осаду с гаваней Кирйатана, которые Эльвэ считал так же своими владениям. Но Тиндаколло не испытывал ни малейшей благодарности к фэанариони и встретил их с прохладой, а не как избавителей, героев и друзей.
*(36) Фэанариони, начиная со своего прибытия и до самого конца собирали вокруг себя мориквэнди и создавали союзы. Нет сомнений, что они пробовали вступить в союз и с Эльвэ, но Эльвэ не интересовала победа над Моринготто, Эльвэ грезил прежними временами, когда Моринготто не было, а он был единственным владыкой в Валариандэ. Поэтому призывы объединиться ради общей победы не трогали Эльвэ.
*(37) Исходя из этого фрагмента, может сложиться представление, что это сыновья Фэанаро виноваты в том, что меж ними и Эльвэ была холодность. Поскольку они прибыли в Валариандэ и поселились там, где захотели, не спрашивая разрешения у владыки тех земель, куда пришли. Но, во-первых, владыка сам бросил без защиты все земли, которые считал своими, и только фэанариони защитили и освободили эти земли. А во-вторых, фэанариони в действительности и не жили в тех землях, которые Эльвэ считал своими. Эльвэ считал, что его королевство это Валариандэ, которое простиралось до гор Миттаринга, а Первый Дом как раз поставил крепости в Миттаринга, которое было вне владений Эльвэ. Так что любые попытки обвинить фэанариони в том, что по их вине отношения с Эльвэ с самого начала не сложились - несостоятельны и ложны.
*(38) Северный тиндарин - диалект северных тиндар, то есть тиндар, живших в Миттаринга. Северный тиндарин стал тиндарином Первого Дома, но при этом Фэанаро общался и с другими тиндар, населявшими запад Валариандэ (земли от Лэстанорэ до Миттаринга).
*(39) Мы очень мало знаем о том, что делал Фэанаро эти 3 года, но известно, что за это время он в совершенстве выучил тиндарин (иначе он не делал), и имел время записывать различия северного и западного тиндарин; а так же возвел крепости в Миттаринга, но не закончил строительство всего комплекса бастионов, которые, очевидно, после закончили его сыновья.
*(40) Так мы узнаем, что еще до конца Второй Битвы Моринготто присылал к Фэанаро послов, но Фэанаро отказался от переговоров.
*(41) 'Квэнта нолдоринва' это краткая история нолдоли, взятая из 'Книги утраченных сказаний', которую Эриол из Лэйтиэна (Leithien) написал, прочитав 'Золотую книгу', которую эльдар называют 'Парма Кулуина', в Кортирионе на Тол Эрессэа, Одиноком Острове (XXV). В конце 'Квэнты нолдоринва' сказано, что Эриол 'вспомнил вещи, которые он слышал в прекрасном Кортирионе' (XXV) и также добавил их в Квэнту. 'Квэнта нолдоринва' это краткий пересказ с пересказа 'Золотой Книги' плюс пересказ историй, которые слышал Эриол. Таким образом, 'Квэнта нолдоринва' хотя и продолжает оставаться источником общих знаний об Истории, все же не может выступать как первоисточник, и если какие-то детали встречаются только в ней, то эти детали привнесены самими Эриолом и не имеют отношение к подлинной Истории.
*(42) В 'Серых Анналах' дана четкая хронология событий, которую Кристофер не стал включать в 'Сильмариллион', зато добавил фразу о посланниках Моринготто, пришедших в самый час смерти Фэанаро, из-за чего по 'Сильмариллиону' Кристофера создается ощущение, что была Вторая Битва, в ней погиб Фэанаро, и сразу после этого Маитимо заманили в ловушку. Но 'Серые Анналы' показывают, что эти события были разнесены по времени: сначала сообщение о гибели Фэанаро, потом 'весть об этих великих делах дошла до Хумэфэлйар и Хэлкариста, и серые эльфы были полны удивления и надежды, поскольку они надеялись получить огромную помощь в защите от Моринготто от своих могучих сородичей, которые таким образом вернулись нежданными с Запада. в самый трудный час (LXI). И после этого говорится про первые встречи нолдор и тиндар, горячие и радостные, дается экскурс о языках (которые нолдор успели изучить), и только потом, отдельным абзацем, сообщается о посольстве Моринготто. То есть между гибелью Фэанаро и пленением Маитимо в действительности прошло много времени.
*(43) Так как нигде не говорится о выдающимся росте Маитимо, но впоследствии говорится о Свете, исходившем от лица Маитимо, прозвание 'Высокий' относится не к росту.
*(44) Маитимо убеждал не весь народ нолдор, но тех нолдор, что наравне с его братьями входили в военный совет.
*(45) Нолдор знали, что Моринготто лжец, и потому не поверили в его предложение о переговорах, но все же решили попробовать прийти на 'переговоры', которые были явной ловушкой, чтобы иметь возможность освободить хотя бы один из Сильмариллей, забрав его в бою. Тем более, что недавно нолдор уже имели удачный опыт засад против войска Моринготто. То есть, со стороны Маитимо согласие на переговоры было не безнадежной авантюрой, а имело шанс на успех. Но... возможно, для исполнения Замысла плен Фэанаро или Маитимо был необходим.
*(46) В самом начале 2997-го года; согласно 'Поздним Анналам Валинорэ' это произошло в 2996-м году, но это ошибочная хронология.
*(47) Темные серьезно относятся к клятвам, так как их нарушение будет нести для них последствия. Но и Первый Дом серьезно относится к клятвам и не стал бы заведомо ложно клясться.
*(48) Не все были убиты вместе с Маитимо, кто-то выжил, отступив или будучи раненым, так как у Темных не было времени обходить поле битвы и добивать всех лежачих, поскольку Темные опасались прихода подкрепления нолдор: в таком случае они сами могли бы погибнуть и упустить Маитимо.
*(49) Моринготто начал пытать Маитимо еще до того, как послал требование уйти к его братьям.
*(50) В оригинале сказано 'arts of jewel-making', но очень во многих местах в Повести, когда речь идет о Сильмариллах, из называют 'jewels', так, например, когда речь идет о Фэанаро, который ищет свои Сильмарилли, говорится 'sought his jewels'. То, что Маитимо 'не хотел раскрыть тайны создания Сильмариллей' значит, что Нэлйафинвэ отчасти знал этот секрет. Но просто способ изготовления рукотворных драгоценностей не был секретом - Фэанаро научил этому весь Тирион.
*(51) В Хитиломэ у фэанариони была укрепленная крепость, которая была построена за те три года, что Первый Дом пробыл в Эндорэ, хотя, как сказано в начале главы, все укрепления, задуманные Фэанаро, на то время еще не были закончены. Со временем, построенные Первым Домом крепости в Хитиломэ были отданы Второму Дому.
*(52) Отсюда видно, что Моринготто не знал, что нолдор не могут вернуться в Валинорэ, а значит, не знал и о сожженных кораблях и о том, как нолдор прибыли в Эндорэ.
*(53) То есть только сожжение кораблей и необходимость освободить Сильмарилли, а вовсе не некий 'запрет Валар' мешал нолдор вернуться в Валинорэ.
*(54) Согласно 'Поздним Анналам Валинорэ', это произошло в 2997-м году, но это ошибочная хронология.
*(55) Адская сталь - некая колдовская сталь. Казалось бы, зачем приковывать пленника в таком недоступном месте колдовской сталью? Об этом рассказано в повести о плене Маитимо 'Рассветный'.
*(56) Спустя более 10 солнечных лет плена и пыток, Маитимо все еще не склонился, и Моринготто повесил Лорда Первого Дома и Нолдорана за руку на скале. Однако... судя по всему, Маитимо не все время проводил на скале, а был вывешиваем туда временами. Подробнее об этом сказано в повести 'Рассветный'.
*(57) Поскольку это запись очень поздних Эпох, люди, писавшие эту легенду, видимо, приносили жертвы божествам и приписали Нолофинвэ такие же действия, хотя нолдор в действительности, конечно же, никому жертвы не приносили.
*(58) Название Лэстанорэ, или тиндарское название Doriath, означает 'Огороженная-земля'. Это название появилось только после того, как Мэлйанна окружила королевство Эльвэ Завесой.
*(59) По всей видимости, это было более раннее название Ломба Палар (тинд. Talath Dirnen), Охраняемой Равнины (до основания Наркосторондо).
*(60) Это интересный речевой оборот, подчеркивающий не просто старшинство Маитимо, но и его главенство среди сыновей Фэанаро как Третьего Финвэ.