Эльфов Тьмы (не путать с темными эльфами) в Арде было крайне мало, и вот то немногое, что нам о них известно.
Вначале речь идет о древних временах конца Первой Эпохи.
1.
Теперь многие из самых древних вещей Земли забыты, поскольку они были потеряны во тьме, которая была до Солнца, и никакие предания не смогут их восстановить; однако, возможно это новость для ушей многих здесь, что, когда ванйар, нолдоли и солосимпи последовали за Оромэ и впоследствии обрели Валинорэ, они были не всеми представителями народа эльдали; и вышедшие из Палисора, и те, кто остался, - это те, кого многие называют квэнди, потерянными феями мира, но эльфы Кора называют их илькорин, эльфами, которые никогда не видели свет Кора. Некоторые из них покинули Поход на пути в Валариандэ или затерялись в бездорожном мраке тех дней, будучи дикими и только что пробужденными на Земле*(1), но большинство было тех, кто вообще не покинули Палисор, и долгое время они жили в сосновых лесах Палисора или сидели в тишине, глядя на отражение звезд в бледных тихих Водах Пробуждения. И столько веков прошло с тех пор, что появление Норнорэ среди них выцвело как далекая легенда*(2), и они говорили друг другу, что их братья отправились на запад, на Сияющие острова. Там, говорили они, обитают Боги, и они называли их Великим Народом Запада и думали, что они обитают на освещенных огнем островах в море; но многие даже не видели огромных волн этой могучей воды. Эльдар и квэнди обладали даром речи, данным им напрямую Илуватаром, и лишь расхождение их судеб изменило их и сделало непохожими; однако ни один из них не изменился так мало, как язык темных эльфов Палисора (XXVIII).
В Повести рассказывается об одном фэйрэ (аина), и называют его Ту, 'Туво (XXVIII), волшебником*(3), поскольку он был более искусным в магии, чем кто-либо из тех, кто когда-либо жил за пределами земли Валинорэ*(4); и, скитаясь по миру, он нашел эльфов, и он привлек их к себе и научил их многим глубоким вещам, и он стал как могущественный король среди них, и их предания называют его Повелителем Полумрака и всех фэйри его царства*(5) - хисильди, или народ сумерек*(6). Места вокруг Куивиэнэн, Вод Пробуждения, были неровные и полны огромных камней, и ручей, что питал эти воды, падал там в глубокую расщелину бледной и тонкой нитью, но вытекала вода из темного озера под землю во множество бесконечных пещер, все глубже погружающихся в лоно мира. Там было жилище волшебника Ту*(7), и бездонно полыми были те места, но их двери были давно запечатаны, и никто теперь не знает, где находится вход в эти пещеры. Там был бледный, всегда мерцающий синий и серебряный свет, и множество странных духов входили туда и выходили оттуда, наряду с множеством эльфов*(8) (XXVIII).
Мэлько встречался с Туво в залах Мандоса во время своего заключения. Он учил Туво многому в черной магии. После побега Мэлько из Валинорэ и разрушения Древ Туво вошел в мир и устроил колдовское королевство в срединних землях*(9) (XXVIII).
2.
Среди эльфов Ту был Нуин, и он был очень мудрым и очень любил странствовать далеко за пределы королевства Ту, поскольку глаза хисильди становились чрезвычайно острыми, и в те смутные дни они могли следовать едва различимыми тропами. Однажды Нуин забрел далеко на восток от Палисора, и несколько эльфов из его народа пошли с ним, однако Ту никогда не посылал их в те края по своим делам, и странные истории рассказывали о тех местах; но любопытство взяло верх над Нуином, и, путешествуя далеко, он пришел в странное и чудесное место, подобного которому он еще не видел. Горная стена возвышалась перед Нуином, и он долго искал путь через нее, пока не наткнулся на проход, и он был очень темный и узкий, пронзающий огромную скалу и ведущий все время вниз (XXVIII). Набравшись борзости*(10), Нуин пошел по этому тесному пути, пока внезапно стены с обеих сторон не оборвались, и он увидел, что нашел вход в долину, подобную огромной чаше, расположенную в кольце сплошных холмов, пределы которых он не мог определить во мраке (XXVIII).
Внезапно вокруг него разлился поток самых сладких ароматов Земли - и никогда не было более прекрасных ароматов в воздухе Валинорэ, и Нуин стоял, вдыхая ароматы с глубоким наслаждением, и среди ароматов вечерних цветов*(11) доносились глубокие запахи, которые многие сосны распространяют в полуночном воздухе (XXVIII).
Внезапно где-то далеко, в темном лесу, растущем над дном долины, запел соловей, и другие бледно ответили ему вдали, и Нуин чуть не лишился чувств от красоты этого мечтательного места, и он понял, что вторгся в Мурмэналда, или в 'Долину сна', где всегда царило время первой тихой темноты под молодыми звездами, и ветер не дул там*(12) (XXVIII).
Тогда Нуин спустился глубже в долину, мягко ступая из-за какого-то неведомого изумления, овладевшего им, и се, под деревьями он увидел теплые сумерки, полные спящих созданий, и руки некоторых из них были переплетены, а некоторые лежали, тихо спя в одиночестве*(13), а Нуин стоял и дивился, едва дыша (XXVIII).
Затем, охваченный внезапным страхом, он повернулся и прокрался из этого священного места, а затем, снова пройдя через гору, помчался обратно в обитель Ту; и, подойдя к этому старейшему из волшебников, Нуин рассказал Ту, что он только что пришел из Восточных Земель, и Ту это мало обрадовало тогда; и тем более Ту не обрадовался, когда Нуин закончил свое повествование, рассказывая обо всем, что он там увидел.
- И я подумал, - сказал Нуин, - что все, кто там спал, были детьми, но ростом они были как у величайших из эльфов*(14) (XXVIII).
Тогда Ту впал в страх перед Манвэ, нет, даже перед Илуватаром, Лордом Всего, и (XXVIII) Волшебник Туво рассказал Нуину, что спящие, которых он нашел, были новыми Детьми Илуватара, и что они ждут света. И Ту запретил кому-либо из эльфов будить этих Детей или посещать те места, опасаясь гнева Илуватара*(15), но, несмотря на это, Нуин часто ходил туда и наблюдал, сидя на камне. Однажды он споткнулся напротив спящего, который пошевелился, но не проснулся. Наконец, охваченный любопытством, Нуин разбудил двоих, по имени Эрмон и Эльмир*(16); они были немыми и очень напуганными, но Нуин научил их многому из илкоринского языка, поэтому его называют Нуин Отец Речи*(17). Затем наступил Первый Рассвет; и только Эрмон и Эльмир из Людей видели, как первое Солнце взошло на Западе и пришло в Восточную Гавань. После люди вышли из Мурмэналда, как 'народ сонных Детей', руководствуясь эльфийским языком во многих своих словах и речевых приемах*(18) (XXVIII).
Люди выросли и накопили знания темных эльфов, но Ту исчез перед Солнцем и спрятался в бездонных пещерах*(19) (XXVIII).
3.
Хисильди, хотя и были частью омраченными, все же не стали эльфами Тьмы и тем более народом эльфов Тьмы. Многие хисильди, как будет рассказано в свое время, вместе с пробудившимися людьми сражались с Тьмой. Но в поздние времена в Арде появились настоящие эльфы Тьмы, которые были, скорее, единичным явлением, но все же были*(20).
4.
Как сказано в 'Законах и обычиях эльфов', 'фэа одинока и непоколебима в своем решении. Ее нельзя привести в Мандос насильно. Фэа призывают; и призыв исходит из справедливого авторитета и повелителен; но от него могут отказаться. Среди тех, кто отказался от призыва (или скорее приглашения) Валар в Аман в первые годы эльфов [т.е. среди авари] отказ от призыва в Мандос и Зал Ожидания, говорят Эльдар, был частым*(21). Однако это случалось реже в древние времена*(22), когда Моринготто был в Арде, или его слуга Thauron после него; ибо тогда бестелесная фэа в страхе перед Тенью бежала в любое убежище - если только фэа не была уже предана идее Тьмы и не перешла затем в ее владения. Подобным образом, даже среди эльдар, некоторые из тех, кто оказался развращенным, отказались от призыва Мандоса, и тогда у них было мало сил сопротивляться встречному призыву Морингото*(23) (LI).
Поэтому это глупое и опасное занятие, кроме того, это неправильное деяние, справедливо запрещенное назначенными Правителями Арды [т.е. Валар], если Живые стремятся общаться с Бестелесными, хотя этого могут желать Бездомные [души Детей, оставшиеся без тела], особенно самые недостойные из них. Ибо Бестелесные, блуждающие в мире это те, кто, по крайней мере, отказался от двери жизни и пребывает в сожалении и жалости к себе*(24). Некоторые полны горечи, обиды и зависти. Некоторые были порабощены Темным Лордом и до сих пор выполняют его работу, хотя его самого уже нет. Они не будут говорить правду или мудрость. Призывать их для общения глупо. Попытка овладеть ими и сделать их слугами своей воли это злой поступок. Такие занятия это область Моринготто; а некроманты принадлежат к войску Thauron'а, это его слуги (LI).
Некоторые говорят, что Бездомные желают тел, хотя и не желают добиваться их законно, через подчинение суду Мандоса. Среди таких фэар падшие эльдар возьмут тела, если смогут, незаконно. Поэтому опасность общения с ними состоит не только в том, чтобы быть обманутым фантазиями или ложью; опасность в уничтожении. Ибо один из голодных Бездомных, если его допустят к дружбе с Живущим, может искать, как изгнать фэа Живущего из своего тела; и в состязании за господство тело может быть серьезно повреждено, даже если оно не будет отнято у его законного обитателя. Или Бездомный может молить об убежище, и если его примут, то он будет стремиться поработить своего хозяина и использовать как его волю, так и его тело в своих целях. Говорят, что Thauron делал это и научил своих последователей, как достичь этого*(25) (LI).
'Таким образом, можно видеть, что те, кто в поздние дни считают, что эльфы опасны для людей и что глупость или злодеяние искать разговор с ними, говорят не без оснований. Ибо как, можно спросить, смертный различит виды фэар? Как отличит эфа Бездомного, который бунтует как минимум против Правителей, а может быть, находится и глубже под Тенью, от фэар эльфов, Медлящих в Эндорэ, чьи тела могут быть больше не видны, нам, смертным*(26), или видны лишь смутно и словно порывами. Однако ответ на самом деле не так уж сложен. Нет такого, что у эльфов Зло одно, а у людей другое. Те, кто дают злые советы или говорят против Правителей (или, если осмелятся, против Единого), являются злыми, и их следует избегать и гнушаться, вне зависимости от того, в теле они или нет*(27). Более того, Медлящие вовсе не Бездомные, как может показаться. Они не желают тел, не ищут убежища и не стремятся овладеть телом или разумом другого. На самом деле они вообще не ищут общения с людьми, за исключением, может быть, редкого случая, либо для того, чтобы сделать что-то хорошее, либо потому, что они видят в человеческом духе некоторую любовь к вещам древним и прекрасным. Тогда они могут открыть ему свой облик (через его разум, работающий вовне, может быть), и он увидит их в их красоте. К таким он может не иметь страха, хотя и испытывать к ним благоговение. Ибо у Бездомных нет облика, которые они могли бы раскрыть, и даже если бы это было в их силах (как говорят некоторые люди) подделать эльфийский облик, обманывая умы людей фантазиями, такие видения были бы омрачены злом их намерений. Ибо сердца истинных людей возносятся от радости, созерцая истинные подобия Перворожденных, их старших родственников; и эту радость ничто злое не может подделать (LI).
Тень на Арде причинила несчастье и вред не только телу. Искажение могло извратить разум; и те среди эльдар, которые были помрачены духом, творили неестественные дела и были способны на ненависть и злой умысел (LI).
Примечания.
*(1) В действительности, между Пробуждением эльфов и началом Похода прошло около 1550 лет солна. Но для эльфов, особенно в начале времен, их пробуждение могло казаться 'недавним'.
*(2) Норнорэ это одно из имен герольда Манвэ. В текстах нет прямого упоминания о том, что Норнорэ приходил к квэнди, но это более чем могло быть - Манвэ мог послать своего герольда передать официальное приглашение эльфам переселиться в Валинорэ.
*(3) В главе о Валар и маиар уже говорилось, что люди звали маиар фэйри. Т.е. 'один фэйрэ', это 'один маиа или умаиа'.
*(4) Стоит отметить, что так же говорилось и о Мэлйанне, и о Сауроне (Thauron). Быть может, это справедливо в отношении каждого из троих, но у каждого в своей области.
*(5) Ту был правителем над другими духами - фэйри, но при этом Ту привлек к себе и многих эльфов, и стал среди них как король. Это само по себе говорит о падении Туво как аина - аинур пришли в мир, чтобы служить эльфам и не могли ими править. Мэльйанна была супругой короля, и ничто в Лэстанорэ не делалось по ее желанию, если у Эльвэ было другое. А вот Аулэ, напротив, возомнил себя Лордом нолдор и через это пал и привел много зла в мир (о чем будет рассказано позднее).
*(6) Ту получил имя " Lord of Gloaming'. Gloaming - это время суток, когда солнце зашло, но небо все еще слегка освещено, обычно темно-синего или фиолетового цвета. То есть это поздние сумерки. А народ хисильди назван 'twilight people'. Twilight - это время суток, когда солнце находится за горизонтом, но его лучи все еще освещают небо, создавая гамму цветов от розового и оранжевого до красного и фиолетового. То есть, это ранние сумерки. В те времена солнца еще не было, и таким образом, сумерки не могли быть ранними и поздними, но могли быть более или менее темными и плотными.
*(7) Другое имя Ту было Туво (Túvo), и нам почти ничего не известно об этом умаиа, но, возможно, есть какая-то связь между Туво и Тху (Thû), как тиндар называли Саурона.
*(8) Название 'хисильди' уместно применять ко всему народу Туво - и к эльфам, и к умаиар, по тому что с одной стороны сказано: 'предания [эльфов, которых Ту привлек их к себе] называют его Повелителем Полумрака и всех фэйри его царства - хисильди, или народ сумерек'. Т.е. здесь 'хисильди' это названы умаиар Ту. Но позднее будет сказано об острых глазах эльфов-хисильди, и так становится понятно, что это название для всего народа Туво.
*(9) Таким образом, мы узнаем, что Туво был из маиар Намо, соблазненных Моринготто и ставших умаиар. И в 2990 году Валар, за 10 лет Валар до первого Восхода, или за 100 солнечных лет до этого, Ту основал в недрах земли под Куивиэнэн свое королевство, где собрал многих умаиар и многих эльфов, которых привлек к себе тайным знанием. Но 100 лет это слишком маленький срок, чтобы действительно развратить эльфов и сделать их Темными. Как мы увидим по поведению Нуина, среди эльфов Ту оставались светлые квэнди.
*(10) В оригинале здесь написано 'daring greatly', что нельзя перевести на русский напрямую, но смысл примерно таков 'дошел до нужной степени' или 'набрался борзости'.
*(11) Квэнди считали, что первые цветы, кроме тех, что росли в Лэстанорэ, под рукой Мэлйанны, распустились только при первом Восходе Солнца. Но если под рукой Мэльйанны могли цвести цветы в бесконечной ночи, то тем более цветы распустились по желанию Илуватара, ибо это была его долина. И аромат этих цветов был прекраснее, чем когда-либо в Валинорэ - возможно... речь идет о каких-то цветах, сотворенных не Кэмэнтари, а самим Единым.
*(12) Судя по всему, хисильди знали о людях куда больше, чем эльфы Валинорэ, так как Нуин знал и о существовании Мурмэналда и о том, как понять, что он находится именно в этой долине. Но это и неудивительно, ведь Ту был из народа Намо и что-то знал о грядущем, но при этом не был скован приказом Манвэ или Намо и открывал, что хотел кому хотел.
*(13) Никто не видел, как спали эльфы до того, как Пробудились, но мы знаем, что у некоторых Перворожденных были братья и сестры. Исходя из описания этих спящих созданий, мы можем предположить, что так же спали и эльфы, и будущие братья и сестры держали друг друга за руки.
*(14) Мориквэнди были значительно ниже калаквэнди, и люди были одного роста с мориквэнди, или даже немного выше, но это будет рассмотренно позднее, когда пойдет речь о людях.
*(15) Судя по всему, Ту еще не был окончательно падшим и боялся нарушить планы Единого и потому запретил будить людей раньше времени.
*(16) Вне сомнения, Эрмон и Эльмир были разбужены раньше срока, и все же, это не могло быть случайным и произойти против воли Единого. Как покажут дальнейшие события, это раннее пробуждение было важным для последующей истории всего народа людей.
*(17) Язык эльфов был прямым даром Илуватара, но люди Пробудились в мир, не зная языка, и получили его от илкорино Нуина.
*(18) Кристофер Толкиен дал здесь хорошее примечание, ссылаясь на работы отца: 'Говорят также, что эти люди [народ Беора] уже давно имели дело с темными эльфами к востоку от гор и от них научились многому из их речи; и поскольку все языки квэнди имели одно происхождение, язык Беора и его народа напоминал эльфийский язык во многих словах и речевых приемах (XXVIII).
*(19) Таким образом, королевство Ту просуществовало лишь около 100 солнечных лет, и за это время не до конца падший Ту не успел исказить эльфов хисильди так, чтобы они стали эльфами Тьмы. О дальнейшей судьбе умаиа Ту или Туво в этом тексте не говорится.
*(20) Самым известным среди эльфов Тьмы был Эол, родич Эльвэ, шпионивший для Моринготто - его история будет рассказана в свое время.
*(21) Говорят, что среди авари, которые отказались уйти в Аман, в первые годы эльфов (то есть еще в Предначальной Эпохе, до возвращения Моринготто в Эндорэ) было много тех, кто, погибнув, не отправлялся в Мандос, отказываясь от зова Намо. И говорят, что это было частым делом. Однако, до того как Моринготто и его твари начали захватывать Средиземье, авари должны были умирать очень редко. Так что текст следует понимать как 'многие из тех немногих авари, кто умирал'.
*(22) Древними временами называют времена, начиная с возвращения Моринготто в Эндорэ из Амана, то есть фактически начиная с Первой Эпохи, в то время как пробуждение эльфов и Предначальная Эпоха лежат в еще более отдаленном воемени.
*(23) Таким образом, в Арде очень мало, но все же были эльфы Тьмы. Подробнее о них можно прочесть в отдельной статье.
*(24) И здесь мы видим, что жалость к себе считается, или должна считаться пороком среди эльфов.
*(25) Возможно, именно так Thauron после гибели Нумэнорэ, когда потерял свое тело и возможность воплощаться вновь, получил себе новое тело. Ведь Thauron был одним из первых в 'науке' общения Живых с Бездомными.
*(26) Все тексты Профессора составлены от имени разных авторов, данный текст идет от лица Смертных Поздних Эпох (Четвертая и позже).
*(27) Помните это, когда вам встретятся эллери ахэ, и другие 'добрые' Темные, славящие Тьму.