В 1190 году Древ родился Нолофинвэ, сын Финвэ, который впоследствии стал Королем Изгнанников (ХХVII). Нолофинвэ был сыном своего отца, высоким, темноволосым и гордым, как и большинство нолдор*(1) (XXXI). Нолофинвэ был самым сильным, самым стойким и самым доблестным*(2) (XLII).
В имени Нолофинвэ корень нолмэ означал 'мудрость' - но не в смысле 'проницательность, здравый смысл (основанный на опыте и достаточном знании)'; скорее это слово было бы ближе к 'знанию' или 'философии' в ее более старых приложениях, которые включали науку. Таким образом, нолмэ отличался от курвэ 'технического навыка и изобретательства', хотя и не обязательно эльф мог заниматься только одним направлением. Основа ноло- появилась в квэнйа (где она чаще всего использовалась) в формах, произошедших от общеэльдаринского нгол-, нголо-, со слоговым 'ng' или без него: как в нголдо > нолдо (XXXI). Название 'нолдор' производное от корня НГОЛ (NGOL) 'познание, мудрость, профессиональные знания'*(3). Это отражается в квэнийских ролэ (role) 'долгое изучение (любого предмета)'*(4), инголэ (ingole) 'знания, профессиональные знания', инголмо (ingolmo) 'мастер знаний, хранитель мудрости (о точных науках и познании)'. В тэлэрине слово голэ (gole), энголэ (engole) имело те же значения, что и в квэнйа, но чаще всего использовалось в связи с особыми 'профессиональными знаниями', которыми обладали нолдор (XXXIV). Таким образом, когда говорят, что Нолэфинвэ был самым мудрым, следует понимать это как-то, что он был самым эрудированным. Нолофинвэ был крайне начитанным, эрудированным, в то время как Фэанаро был самым мудрым - 'проницательным сердцем и душой'.
У Нолофинвэ 'и его жены Анаирэ (XXXI) было четверо детей (XXXI): Финдэкано, Турукано, Аракано*(5) и Ириссэ (в Эндорэ на тиндарин ее звали Исфин Белая (ХLII)). Эти имена, вероятно, были отцовскими именами, хотя Аракано было материнским именем Нолофинвэ. Кано означает на квэнйа 'командующий', обычно как титул младшего вождя, особенно того, кто действует как заместитель более высокого ранга (XXXI).
Другое 'материнское имя, которое Индис дала Нолофинвэ, было Инголдо*(6) что означало, что он частично принадлежал как к ингар (народу Ингвэ), ее собственному роду, так и к нолдор*(7). Под этим именем старший сын Индис также стал широко известен; хотя после того, как Манвэ поручил ему правление нолдор (вместо его старшего брата и отца), он взял имя Финвэ, и на самом деле его обычно называли Инголдо-финвэ*(8) (LI).
В 1260 году Древ родился Финдэкано, старший сын Нолофинвэ (LXXVI). Его имя было 'Финвэг на нолдорине Валинорэ (XXV). 'В имени Финдэкано (Фингон, как звали его на тиндарин) первым элементом, безусловно, является квэнийское финдэ 'волосы' - прядь или коса волос (сравните с 'финдэссэ' - 'голова, полная волос, волосы в целом), но это не окончательное доказательство того, что имя Финвэ было или считалось производным от этого корня. Нолофинвэ было бы достаточно дать своему старшему сыну имя, начинающееся с фин-, как 'отголосок' родового имени, и если бы это имя оказалось также особенно подходящим, это было бы одобрено как хорошее изобретение. В случае с Финдэкано это было уместно; его длинные темные волосы были переплетены с золотом в большие косы (XXXI). Финдэкано впоследствии был королем нолдор на севере мира (ХLII).
Говорят, что у Финдэкано не было ни жены, ни детей (XXXI), однако во многих легендах (9) говорится, что у Финдэкано была жена, хотя она не названа; но названы двое детей Эрвэн или Эриэль (тиндаринское Эрнис или Эриэн) и Финкваро (тиндаринское Финбор) (XXXI). О сыне Финдэкано впоследствии много рассказано. И в одной из историй названо имя жены Финдэкано - 'Мэриль из Хэлкариста (Эгларэста)*(10) (LXII).
В 1300 году Древ родился Турукано, сын Нолофинвэ (ХХVII). Впоследствии Турукано был королем Ондолиндэ (ХLII).
Аракано был самым высоким из братьев и самым порывистым, но его имя никогда не менялось на тиндаринскую форму, поскольку он погиб в первой битве воинства Нолофинвэ с орками, в Битве Ламанорэ (Lammoth - Ламмот) (но тиндаринская форма Аргон часто позже давалось среди как нолдор, так и тиндар, в память о доблести Аракано). У Аракано не было ни жены, ни детей (XXXI).
В 1362 году Древ в Тирионе родилась Исфин, Белая Госпожа нолдор, дочь Нолофинвэ*(11) (XXVII). Другим именем Исфин было Ириссэ (L). 'Ириссэ, дочь Нолофинвэ, была под защитой Турукано, который очень любил ее, и Элэнвэ, его жены*(12) (XXXI). Ириссэ всегда ходила с народом Турукано, и на тиндарин ее звали Ирэт (Ireth) путем замены, часто встречающегося в женских именах, квэнийского -иссэ на тиндаринское -эт (-eth) (или более раннюю форму -итта) (XXXI). Она была моложе в годы эльдар, чем ее братья*(13); и когда она выросла в полный рост и красоту, она была больше и сильнее, чем женщины обычно, и она очень любила ездить верхом и охотиться в лесах, и часто она была в компании ее родственников, сыновей Фэанаро; но никому не была дана любовь ее сердца. Ее называли Белой Госпожой нолдор; ибо, хотя ее волосы были темными, кожа ее была белой и ровной, и она всегда была одета в серебро и белое (L).
Еще в Амане у Турукано родилась дочь 'Итариль, или в более длинной форме Итариллэ, она была единственным ребенком в третьем поколении от Финвэ, ушедшая с изгнанниками*(14). У Итариль было великое предназначение, ибо она стала матерью Ардамирэ (материнское имя Эарэндиля). Ее имя в тиндаринской форме было Идриль, но это также было лишь изменением формы, поскольку ни одна из квэнийских основ, содержащихся в этом имени, не была найдена в тиндарине (XXXI). У матери Итариллэ, Элэнвэ не было имени на тиндарин, потому что она так и не добралась до Валариандэ (XXXI).
*(1) Ранее Фэанаро упрекали в том, что он возгордился, но теперь говорится, что и Нолофинвэ, и большинство нолдор были гордыми.
*(2) О том, что Нолофинвэ был стойким и доблестным, можно было узнать только в Эндорэ, куда Арафинвэ не пришел вовсе, а Фэанаро погиб в первый же год. Поэтому Нолофинвэ самый стойкий и доблестный 'технически' - в связи с отсутствием других, с кем можно было сравнивать.
*(3) Для сравнения оригинал: 'knowledge, wisdom, lore'.
*(4) Role 'долгое изучение (любого предмета)' = учеба.
*(5) Примечательно, что, если всем своим сыновьям Фэанаро давал имена с конем 'финвэ', как напоминание о том, что именно его Дом - Старший, то Нолофинвэ всем своим сыновьям давал имя с корнем 'кано' - 'младший вождь, следующий за старшим'. Таким образом, по крайней мере до Непокоя нолдор вопроса о том, чей Дом главенствовал, не стояло, и все, включая сыновей Индис, принимали Фэанаро и его сыновей как наследников Финвэ.
*(6) Надо отметить, что материнское имя Арафинвэ так же было Инголдо, то есть Индис назвала обоих своих сыновей одинаково, что было необычно для материнского имени. Но Нолофинвэ Индис дала два имени - не только Инголдо, но и 'Аракано (XXXI).
*(7) Такое же значение было у имени Инглор для Арафинвэ - (XXXI), но в случае с Финдарато это имя означало 'нолдо, выдающийся в роду' (XXXI). К сожалению, мы почти ничего не знаем о Нолофинвэ в Амане, кроме, разве что, его родственных связей. Видимо, до того, как Нолофинвэ узурпировал трон отца, летописцы не видели никаких его свершений.
*(8) Фэанаро был изгнан из Тириона, и Финвэ, посчитав это изгнание несправедливым, ушел вместе с ним. Многие нолдор последовали за Фэанаро и Финвэ, но не все - и теми нолдор, что остались в Туне кто-то должен был править. Нолофинвэ взял власть над ними, и это сторонниками Нолофинвэ названо "Манвэ поручил Нолофинвэ", словно бы Манвэ поручил это Нолофинвэ как единственному достойному, в то время как в действительности Нолофинвэ был лишь "следующим по старшинству" из потомков Финвэ. Но почему мы можем знать, что в действительности не Манвэ поручил Нолофинвэ править нолдор, а Нолофинвэ сам взял власть над ними и только прикрывался именем Манвэ? Потому что Финвэ считал своего сына Нолофинвэ узурпатором, и при этом не имел претензий лично к Манвэ (например посылал к Манвэ гонцов из Формэноса). Если бы власть над нолдор Нолофинвэ была передана волей Манвэ, то Финвэ мог бы обвинять Манвэ в том, что Валар отобрали его корону, но не сына. Сам же Нолофинвэ мог провозгласить себя Наместником отца, но он провозгласил себя именно Королем.
*(9) Во всех генеалогических таблицах, кроме финальной.
*(10) В этом тексте Мэриль названа женой Финдарато, но при этом матерью Араниона (Гильгалада). Мы знаем, что у Финдарато не было жены, но это не лишает Араниона имени его матери: 'Но опасаясь теперь, что все укрепленные места обречены пасть в конце концов перед могуществом Моринготто, он отослал свою жену Мэриль к ее народу в Хэлкариста (Эгларэст), и с ней отправился их сын, который по эльфийским меркам был еще дитя, и он был назван Гильгалад Звездный Свет, за яркость его глаз' (LXII).
*(11) Из этого мы узнаем, что Нолофинвэ жил в Тирионе. Так же мы узнаем, что между рождением его второго и последнего ребенка прошло 620 лет: 1362 - 1300 = 62 года Валинорэ.
*(12) Возможно, здесь речь идет о временах Исхода, поскольку от чего и кого было защищать Ириссэ в мирном Амане?
*(13) В 'годы эльдар', здесь имеется в виду во время жизни в Амане, особенно до Непокоя.
*(14) Это не верное утверждение, так как сын Куруфинвэ Тйэлпэринквар тоже отправился в Эндорэ. Однако, далее в тексте есть следующая приписка: кроме Аротира (Arothir), сына Ангрода, брата Финрода (XXXI). Таким образом, в любом случае больше, чем один ребенок из третьего поколения потомков Финвэ ушел в Исход.
*(15) Слово meril переводится как с тиндарина, так и с квэнйа: кв. meril - множество цветов (GL: 46), тин. meril - роза (SD: 126). Квэнийская форма слова 'роза' - lossë, losille (LT2A/Lôs), (QL: 56) и, возможно, merillë.
*(16) Таким же было одно из имен Артарэсто.
*(17) Таким же было имя одного из сыновей Диора (LXIV).
*(18) Таким же было имя одного из сыновей Диора (LXIV).