Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

26. О Финвэ и Индис

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Этот рассказ начинается во времена, когда Мириэль только уснула в садах Лориэна.
  
  Ингвэ, услышав о странном горе Финвэ и желая развеселить его сердце и отвлечь Финвэ от напрасной скорби в Лориэне*(1), отправил послания, приглашая Финвэ на время покинуть Туну и прийти и пожить какое-то время в полном свете Древ. Финвэ поблагодарил Ингвэ, но не пошел к нему, пока еще оставалась надежда, что Мириэль вернется*(2). Но когда приговор Мандоса был произнесен, сердце Финвэ пришло к тому, что он должен попытаться построить свою жизнь заново. 'Возможно, есть исцеление в свете Лаурэлин и надежда в цветении Тэльпэриона', - сказал он. - 'Я приму совет Ингвэ' (LII).
  
  Поэтому однажды, когда Фэанаро бродил далеко по горам в силе своей юности*(3), Финвэ встал и вышел из Туны один, и он прошел через Калакирйа*(4), и направился к дому Ингвэ на западных склонах Ойолоссэ. Его приход был неожиданным и непредвиденным, 'но долгожданным (LI); и когда Индис увидела Финвэ, взбирающегося по тропинкам 'Горы Манвэ и Варды (XXXI), и свет Лаурэлин был позади него, как ореол, поддавшись порыву, внезапно она запела в великой радости, и ее голос вознесся, как песня лирулин (жаворонка) в небе. Тогда Финвэ услышал эту песню, доносившуюся сверху, и он поднял глаза и увидел Индис в золотом свете, и он понял в тот момент, что Индис любит его и любит уже давно. Тогда его сердце обратилось, наконец, к ней; и он полагал, что этот шанс, как казалось, был дарован для утешения их обоих. 'Смотрите!', - сказал он, - 'В Амане действительно есть исцеление от горя!'*(5) (LII).
  
  Через год после их встречи на Горе Финвэ, король нолдор, женился на Индис (LII), дочери сестры Ингвэ.
  
  Но другие говорят, что Финвэ не шел к Ингвэ, а случайно 'снова встретил Индис в одном из своих странствий, на внутренних склонах Ойолоссэ; ее лицо было освещено золотым светом Лаурэлин, который сиял на равнине Эзэллохар внизу. В тот час Финвэ увидел в ее глазах любовь, которая прежде была скрыта от него. Так случилось, что Финвэ и Индис захотели пожениться, и Финвэ обратился за советом к Валар*(6) (XXXI).
  
  Долгие дебаты, которые Валар вели по этому вопросу, можно пересказать вкратце. Валар были вынуждены выбирать между двумя путями: приговорить Финвэ к утрате жены навсегда или позволить одному из эльдар взять вторую жену. Первое казалось жестокой несправедливостью и противоречило природе эльдар. Второе Валар считали незаконным, и некоторые до сих пор придерживались этого мнения*(7), 'сомневаясь, что испытание несколькими годами может показать, что воля любого из Детей непоколебима; и предчувствуя, что нарушение закона будет иметь злые последствия*(8) (XXXI).
  
  Концом Дебатов было то, что брак Финвэ и Индис был санкционирован. Было решено, что тяжелая утрата Финвэ была несправедливой, и, настаивая на своем отказе вернуться, Мириэль лишилась всех прав, которые у нее были в этом деле; ибо либо она была способна немедленно принять исцеление своего тела Валар, либо ее фэа была смертельно больна и была вне их власти*(9), и она действительно была 'мертвой', не способной больше стать снова живым членом рода эльдар (XXXI).
  
  'Так она должна оставаться до конца мира. Ибо с того момента, как Финвэ и Индис сочетаются браком, все будущие перемены и выбор будут отняты у Мириэль, и ей больше никогда не будет позволено принять телесную форму. Ее нынешнее тело быстро иссохнет и исчезнет, и Валар не восстановят его. Ибо ни у кого из эльдар не может быть двух жен, обеих живых в этом мире'. - Это были слова Манвэ и ответ на сомнения, которые у некоторых остались. Ибо всем Валар было известно, что только они обладают властью исцелять или восстанавливать тело для переселения фэа, которая [если откажется] должна впоследствии быть лишена шансов на мир (= world); *(10), но и Манвэ также было дано право отказать в возвращения фэа (XXXI).
  
  ***
  
  Случилось так, что еще через три года после объявления Статута Финвэ взял как вторую жену Индис Прекрасную*(11). Имя Индис означает 'великая или доблестная женщина'*(12). Других ее имен не записано (XXXI). Она во всем была непохожа на Мириэль. Она была не из нолдор, а из ванйар, будучи сестрой Ингвэ, '(родственницей Ингвэ (L) - 'говорят, что Индис была дочерью сестры короля Ингвэ (XXXI)); и она была златовласой, высокой и чрезвычайно быстроногой. Она не трудилась руками, а сочиняла музыку и сплетала слова в песни; и вокруг нее всегда были свет и веселье, пока длилось блаженство Амана (LII).
  
  Она любила Финвэ очень сильно; ибо ее сердце обратилось к нему задолго до этих событий, когда ванйар еще жили с нолдор на Туне. В те дни она взглянула на повелителя нолдор, и он показался ей прекраснейшим и благороднейшим из эльдар*(13), темноволосым, белолицым, с устремленностью в чертах, но с глазами, полными задумчивости; и его голос и мастерство слова восхитили ее. Поэтому она осталась незамужней, когда ее народ переселился в Валинорэ, и она гуляла часто одна по узким морским заливам и полям Валар, наполняя их музыкой (LII) и 'обращая свои мысли к растениям, которые растут без присмотра (LI).
  
  Ванйар и нолдор по большей части радовались второму браку Финвэ*(14). В Индис впервые подтвердилось высказывание: потеря одного может стать приобретением для другого; но она нашла истинным и другое изречение: дом помнит строителя, хотя и другие могут жить в нем после. Ибо Финвэ сильно любил ее и снова был рад; и Индис родила ему пятерых детей, которых он любил, но тень Мириэль не покинула ни дома Финвэ, ни его сердца; и из всех, кого он любил, Фэанаро всегда был главным в его мыслях*(15) (LII).
  
  Свадьба его отца не понравилась Фэанаро, и хотя это не уменьшило его любви к отцу, он мало любил Индис или ее детей, меньше всего - своих сводных братьев. Как только он смог (а Фэанаро был уже почти взрослым, прежде чем родился Нолофинвэ*(16), он покинул дом своего отца и жил отдельно от них*(17) (LII), или 'как только он смог, он стал жил отдельно от них*(18), исследуя землю Амана или 'отдав все свое сердце и мысли поискам знаний и занятиям ремеслами (LI), которые ему нравились*(19) (XXXI).
  
  В тех несчастьях, которые произошли впоследствии и в которых Фэанаро был лидером, многие видели последствия этого разрыва в доме Финвэ*(20), судя, что если бы Финвэ перенес свою потерю и был бы доволен отцовством своего могущественного сына, то пути Фэанаро были бы иные, и много горя и зла никогда бы не было (LI). И все же дети Индис были великими и славными, как и их дети; и если бы они не жили, история эльдар была бы беднее*(21) (XXXI).
  
  Индис родила пятерых прекрасных детей, из которых двое ее сыновей наиболее известны в истории нолдор. Но ее старшим ребенком была дочь Финдис (L). У Индис было 'три дочери и два сына, рожденных в следующем порядке: Финдис, Нолофинвэ, Фаниэль, Арафинвэ и Иримэ ('Ириэн (XXXI)) 'Финваин (LII).
  
  Имя Финдис было создано путем объединения имен ее родителей. (XXXI). Материнское имя Нолофинвэ было Инголдо, что означало, что он происходил из рода ингар и нолдор (XXXI). Имя Фаниэль, возможно, означает Белое Облако, или Дева Белого Облака*(22). Материнское имя Арафинвэ было Ингалаурэ, потому что у него были золотые волосы народа его матери, и это сохранилось в его роду впоследствии (LII). Материнское имя Ириэн было Лалвэндэ (Смеющаяся-дева). Под этим именем, или сокращенно Лалвэн, она была широко известна. Она отправилась в изгнание со своим братом Финголфином, самым дорогим ей из всех ее родственников; но ее имя не было изменено, так как Лалвен достаточно хорошо соответствовало стилю синдарина*(23) (XXXI).
  
  'Имена Финголфин и Финарфин для Нолофинвэ и Арафинвэ даны в формах более позднего языка Средиземья (за исключением Финдис и Фаниэль, которые не покинули Валинорэ) (LII).
  
  Своим сыновьям Финвэ дал свое имя, как и Фэанаро. Это, быть может, было сделано, чтобы утвердить их притязания на то, что они являются его законными сыновьями, равными в этом отношении его старшему ребенку Куруфинвэ Фэанаро, но не из намерения вызвать раздор между братьями*(24), поскольку ничто в суждении Валар никоим образом не ущемляло положение и права Фэанаро как его старшего сына*(25). И ничего не было сделано, чтобы ослабить его положение и права, кроме как самим Фэанаро*(26); и, несмотря на все, что потом случилось, старший сын Финвэ остался самым близким его сердцу (XXXI).
  
  Как и в случае с Фэанаро, Финвэ позже добавил к именам сыновей префиксы*(27): старшего он назвал Нолофинвэ, а младшего Арафинвэ. 'Ноло' было основой слов, относящихся к мудрости*(28), а 'ара, ар' - префиксная форма основы 'ара' - 'благородный'. Фэанаро чувствовал себя оскорбленным сначала как использованием имени отца для двух его младших братьев, так и снова, добавленными префиксами; ибо его гордость росла и затуманивала его здравый ум: он считал себя не только величайшим мастером Курвэ (что было правдой), но также и Нолмэ (что было неправдой, за исключением вопросов языка*(29)), и, конечно, самым благородным из детей Финвэ (что могло бы оказаться правдой, если бы он не стал самым гордым и нескромным*(30)). (XXXI).
  
  ***
  
  Но через некоторое время Ниэнна пришла к Манвэ и сказала: 'Лорд Амана, теперь стало ясно, что смерть Мириэль была злом Арды Искаженной, ибо с приходом сюда эльдар Тень нашла вход даже в Аман. Тем не менее, Аман остается Пределом Валар, где твоя воля первостепенна. Хотя смерть разделения может найти эльдар в твоем пределе, но одно не приходит к нему и не придет: и это уродство и разложение. (Тем не менее после убийства Древ это произошло, пока Мэлькор оставался там; и тело Финвэ, убитого Мэлькором, иссохло и превратилось в прах, как иссохли сами Древа). Вот же! Тело Мириэль лежит нетронутым, как прекрасный дом, ожидающий своей хозяйки, отправившейся в путешествие. По крайней мере, в этом Тему можно обнаружить или быстро понять. Лишь изредка и в великих делах Мандос прибегает к пророчеству, поэтому ее смерть отличается от смерти в Средиземье: что для бездомного еще готово прекрасное тело, и перерождение - не единственные врата, через которые бездомный может вернуться к жизни, если ты дашь ей разрешение и дашь ей свое благословение. Более того, тело уже давно покоится в тишине Лориэна; и разве правители Арды не должны уважать даже тела и все прекрасные формы? Почему тело должен оставаться бездействующим и незанятым, если теперь оно, несомненно, не огорчит фэа усталостью, а порадует ее надеждой сделать что-нибудь?' (LI)
  
  Но это Мандос запретил. 'Нет, - сказал он, - если бы Мириэль переселили, она снова оказалась бы среди Живых, а у Финвэ остались бы две живые супруги в Амане. Таким образом, Статут будет нарушен, и мой Приговор будет сведен на нет. И будет нанесен ущерб также Индис, которая воспользовалась свободой Статута, но теперь будет лишена его нарушения, поскольку Финвэ пожелает вернуться к своей бывшей супруге'*(31) (LI). Но Ниэнна сказала Мандосу: 'Нет! Пусть Мириэль наслаждается своим телом и использованием его умений, которыми она наслаждалась, и пусть она не останавливается навсегда, помня только о своей короткой прошлой жизни*(32) и о том, что она закончилась в усталости! Нельзя ли вывести ее из Залов ожидания и взять на службу к Ваирэ? Если она никогда не придет оттуда и не будет стремится ходить среди Живых, почему ты должен считать, что Приговор не имеет значения, или опасаться горя, которое может возникнуть? Жалость должна быть частью справедливости' (LI).
  
  Но Мандос был непреклонен. И тело Мириэль покоилось в Лориэне до побега Мэлькора Исказителя и Затмения Валинорэ*(33) (LI).
  
  ***
  
  Из разных источников складывается понимание, что Финвэ и Индис решили пожениться меньше чем через 2 года Древ, после того, как Мириэль уснула в Лориэне. Именно из-за желания жениться на Индис (а не жениться абстрактно) Финвэ добивался развода с Мириэль и желал навечно запереть ее среди Мертвых. Индис знала это и - очевидно, хотела того же. Юный Фэанаро не был помехой для Финвэ и Индис. Доказательств этому постыдному решению Финвэ и Индис довольно много:
  
  1. 'Когда стало ясно, что Мириэль никогда по своей воле не вернется к жизни в теле в течение любого промежутка времени, который мог бы дать ему надежду, горе Финвэ стало озлобленным. Он оставил свои долгие бдения у ее спящего тела и попытался снова заняться своей жизнью (XXXI) - то есть, меньше чем через два года Древ после того, как Мириэль уснула, Финвэ решил заняться своею жизнью.
  
  2. 'Финвэ снова встретил Индис в одном из своих странствий, на внутренних склонах Ойолоссэ; ее лицо было освещено золотым светом Лаурэлин, который сиял на равнине Эзэллохар внизу. В тот час Финвэ увидел в ее глазах любовь, которая прежде была скрыта от него. Так случилось, что Финвэ и Индис захотели пожениться, и Финвэ обратился за советом к Валар - после этого обращения, всего через 2 года после того, как Мириэль уснула, Манвэ объявил Статут Финвэ и Мириэль (XXXI).
  
  3. Как только он смог (а Фэанаро был уже почти взрослым, прежде чем родился Нолофинвэ), он покинул дом своего отца и жил отдельно от них (LII), или, 'как только он смог, он стал жил отдельно от них - из данных фрагментов очевидно, что Фэанаро покинул дом отца из-за Индис, когда был 'почти взрослым', и сделал это 'как только он смог' - то есть до того, как Фэанаро исполнилось 50 лет. Это возможно, только если Финвэ и Индис решили пожениться меньше двух лет Древ спустя после того, как Мириэль заснула в Лориэне - потому, что в это время Фэанаро был еще юн, ему было только 30 лет, и он еще не мог покинуть дом отца. В то время как ко времени второй женитьбы отца Фэанаро было уже 160 лет и он давно был взрослым.
  
  Примечания.
  
  *(1) Мириэль нужно было не теребить в нетерпении, а дать ей отдохнуть - тогда бы она пробудилась к жизни, и скорбь была бы напрасной.
  
  *(2) Точнее, пока у Финвэ оставалась надежда, что в скором времени Мириэль проснется и родит ему еще детей: 'когда стало ясно, что Мириэль никогда по своей воле не вернется к жизни в теле *в течение любого промежутка времени, который мог бы дать ему надежду*, горе Финвэ стало озлобленным. Он оставил свои долгие бдения у ее спящего тела и попытался снова заняться своей жизнью (XXXI).
  
  *(3) Создается ощущение, что Финвэ ушел в Валмар или в тайне от Фэанаро, или спонтанно, даже не предупредив Ингвэ.
  
  *(4) Туна стоит в конце самого ущелья Калакирйа, так что, видимо, имеется в виду, что Финвэ окончательно покинул этот предел.
  
  *(5) Но, думая о своем горе, Финвэ не помнит о горькой судьбе своей жены, Королевы Мириэль.
  
  *(6) Согласно данным словам, Финвэ захотел жениться на Индис всего два года спустя после того, как Мириэль уснула в Лориэне.
  
  *(7) Таким образом, не все Валар могли хорошо относиться к Индис и ее детям.
  
  *(8) Как показало время, Валар, которые были против повторного брака Финвэ, оказались правы: со временем Мириэль пожелала вернуться к жизни (а если бы ее не теребили, это произошло бы значительно раньше), и, вынуждая Мириэль принять решение, когда она была к этому не готова, ее фактически вынудили принять решение против себя. И это не принесло радости ни Финвэ, ни Индис. В будущем Нолофинвэ, сын Индис, начал раздор с Тэриндионом, и все нолдор были вовлечены в раздоры, а сама Индис ушла от Финвэ и сожалела о браке с ним.
  
  Кроме того, Финвэ и Индис, настоявшие на этом браке, подали пример другим эльдар.
  
  В "Природе Средиземья" говорится, что Налтариэль (Галадриэль) была второй женой Тэлэпорно. "Обычно эльфы не вступали в брак повторно, но после приговора Мириэль им было разрешено сделать это на законных основаниях, если один партнер покинул другого. Это случалось очень редко; но в такое время разделенных чувств, как конец Первой Эпохи, это могло произойти" (LXXVI).
  
  При этом первая жена Тэлэпорно и первые супруги других эльдар, решивших вступить в брак повторно, лишались возможности возродиться. Представляется вероятным, что Налтариэль, дочь сына Индис, помнившая, что большинство Валар одобрило второй брак Финвэ, поступила именно по примеру Индис. И также со временем по примеру Индис в конце покинула своего мужа.
  
  *(9) Но Мириэль не могла 'немедленно' принять исцеление, и потому ее признали 'смертельно больной'. Отказывая Мириэль поправляться так долго, как это необходимо и потакая нетерпению Финвэ и Индис.
  
  *(10) Скорее всего, Манвэ, говоря, что Мириэль лишится права выбора именно после свадьбы Финвэ и Индис, старался обойти Приговор и дать Мириэль время хотя бы до этой свадьбы.
  
  *(11) Десять лет - срок установленный для Мертвых, чтобы они могли передумать и вернуться к жизни. Но Намо оставил за собою право к этому сроку добавлять еще время, для каждого отдельного случая свое. Мириэль Намо дал два дополнительных года на раздумья - таким образом, через 12 лет Валар (120 лет солнца) Финвэ получил развод. И в тот же год заключил помолвку с Индис. Между обручением и свадьбой у эльдар должен был пройти 1 год ('Законы и обычаи эльдар'). И если Финвэ обручился с Индис в год, когда Королеву Мириэль навсегда оставили в Мандосе, то через год Финвэ как раз мог жениться на Индис.
  
  *(12) Индис могли прозвать 'доблестной' только во время Великого Похода, когда путь эльдар был полон опасностей, так как в Амане негде было проявить свою доблесть. Таким образом, Индис отличалась от Мириэль и возрастом. И если Леди Мириэль едва достигла совершеннолетия, когда стала супругой Финвэ, то Индис была взрослой уже во времена Похода.
  
  *(13) Как это видно из текстов, благородным Финвэ не был.
  
  *(14) Те нолдор, кто не поддерживал второй брак Финвэ, присоединились к Дому Фэанаро - вполне возможно, что именно так и появился Дом Фэанаро.
  
  *(15) Судя по текстам, Индис захотела выйти замуж за Финвэ и оставить Королеву Мириэль навсегда Мертвой меньше чем 2 года Древ спустя, после того как юная Мириэль уснула. Индис поступила вероломно, и то, что ее повсюду преследовала тень леди Мириэль, было меньшей из возможных для Индис кар.
  
  *(16) Данная фраза является результатом путаницы с датами. Ко времени второй женитьбы Финвэ, Фэанаро, согласно 'Анналам Амана', было 160 лет. Согласно 'Законам и обычаям эльдар', эльф становится совершеннолетним в 50 лет и окончательно взрослым в 100 лет. То есть в 160 лет Фэанаро был давно взрослым и не мог быть 'почти взрослым, прежде чем родился Нолофинвэ'. Он не мог быть 'почти взрослым' даже исходя из установленного Статутом срока: от принятия 'Статута Финвэ и Мириэль' и решения Мириэль не возвращаться к жизни до дозволения Финвэ вступить в новый брак должно было пройти 12 лет по счету Древ (около 120 солнечных), и к этим годам нужно добавить еще промежуток времени от рождения Фэанаро до 'Статута Финвэ и Мириэль'.
  
  *(17) Если Финвэ был намерен жениться на Индис спустя меньше 2-х лет Древ после того, как Мириэль уснула в Лориэне, и именно встреча с Индис и ее желание вступить в брак с Финвэ было причиной тому, что Финвэ обратился к Манвэ с просьбой о разводе, то Фэанаро вполне мог покинуть дом Финвэ, когда был почти взрослым - Фэанаро тогда было 30 лет. Либо же Фэанаро, уже будучи взрослым и имея свою семью, покинул Финвэ и основал свой Дом после женитьбы Финвэ на Индис, до рождения Нолофинвэ и, скорее всего, до рождения Финдис, о которой в истории почти не сказано.
  
  *(18) Не ясно, почему именно стал 'жить отдельно' от новой семьи отца, 'как только смог' - явно эльдар Амана не знали проблем с арендой жилья и требуемой для нее работой, на которую молодому человеку еще надо устроиться. Поэтому, учитывая, что к моменту второй женитьбы отца Фэанаро было 160 лет, и он был давно взрослый, трудно найти причину, что не давала Фэанаро покинуть дом Финвэ так скоро, как он того хотел. Разве что, Фэанаро покинул дом еще в юности, до своего совершеннолетия ('почти взрослым'), если Финвэ и Индис решили пожениться меньше чем 2 года Древ спустя, как Мириэль уснула от измождения.
  
  *(19) К 160 годам Фэанаро, 'который женился рано', то есть, согласно 'Законам и обычаям', не позже 50-ти лет, уже давно имел жену и детей, и не мог отдавать 'все свое сердце и мысли поискам знаний и занятиям ремеслами', что является еще одним подтверждением тому, что Фэанаро покинул дом Финвэ до 50 лет, так рано, как смог.
  
  *(20) Данный фрагмент не соответствует действительности - ибо ни в каком несчастье Фэанаро не был лидером; о чем будет подробно рассказано в свое время.
  
  *(21) В действительности, данное утверждение верно по отношению не ко всем потомкам Индис. Не известно, чем прославились ее дочери и младший сын, так же не все из потомков Арафинвэ были славны или известно об их особых деяниях.
  
  *(22) Возможно, имя Фаниэль состоит из корней FAN- (Q fana, S fân) - 'форма', но с добавлением понятия света и белизны (PE17/26), как в слове fanya - облако (Namárië(Nam, RGEO: 67) и корня -iel - 'дочь', или женский суффикс.
  
  *(23) Имя Лалвэндэ на синдарин - Гладвэн, gladhwen (PM: 359; PMI/Írimë).
  
  *(24) У Валар, не считавших Статут злом, и тех, кто следовал им в данном вопросе, довольно странная логика. Согласно данной логике, если Финвэ было разрешено по закону навечно запереть свою жену и мать своего сына среди Мертвых, и если сам Финвэ после этого был счастлив, то и Фэанаро тоже должен был быть счастлив и должен был любить ту, что заняла место его матери, и относиться к ее детям как к равным себе, таким образом узаконив и согласившись со справедливостью поступка своего отца и вероломством Индис.
  
  *(25) Эта цитата прямо говорит о Фэанаро как о законном наследнике Финвэ. И таким образом вопрос о том, кто должен был наследовать Финвэ, не стоит. Его прямой наследник - Фэанаро, а Нолофинвэ даже самим Финвэ называется 'узурпатором', опирающимся на власть Валар. Подробнее об этом в последующих главах.
  
  *(26) Данная фраза явно является попыткой узаконить узурпацию Нолофинвэ Короны Нолдорана, но подробнее эти события будут изложены в следующих главах, и читатель сам сможет сделать все выводы.
  
  *(27) Первым отцовским именем Фэанаро было Финвэ, и только со временем, когда стало понятно, что Фэанаро великий мастер, его отец добавил приставку Куру-Финвэ - Искусный-Финвэ.
  
  *(28) 'Ноло' было основой слов, относящихся к мудрости ('nóla ('ñ') - 'wise, learned' (ÑGOL), то есть Знающий, Ученый, Эрудированный. Корень НГОЛ (NGOL) означал 'познание, мудрость, знания в какой-то области' ('knowledge, wisdom, lore'), что отразилось в квэнийских ролэ (role) 'долгое изучение (любого предмета)', инголэ (ingole) 'знания, профессиональные знания', инголмо (ingolmo) 'мастер знаний, хранитель мудрости (о гуманитарных науках и познании)'. При этом знания в конкретной области - nolme, а ngole, nole - наука, философия в целом. Второй сын Финвэ назван Нолофинвэ, а не Нолмэфинвэ - то есть он не был прославленным знатоком в какой-то области, но усилия сделали его Знающим - очень эрудированным - среди эльфов; он старательно учился, стараясь сравняться с Фэанаро, и был начитан и образован, знал все области, какие можно было знать на тот момент. Возможно, поэтому нигде не упоминаются знаменитые труды или открытия Нолофинвэ.
  
  *(29) Фэанаро не имел 'энциклопедических' знаний в других областях, кроме языка, хотя и был самым мудрым из всех Детей Единого (XXXI).
  
  *(30) Последующие события показывают, что данное определение весьма мало описывает суть происходящего. То, что многие нолдор воодушевились идеей Исхода, возможно, 'происходило не без ведома Илуватара' (XXXVI), то есть то, что Фэанаро воодушевил нолдор выйти в Исход, совпадало с желаниями Единого, так что даже из Арамана флот Фэанаро всю дорогу вел волшебный попутный ветер, который 'поднялся словно в ответ на его зов' (XXVII). Но было бы странным, если бы лучше всех в своих желаниях совпадал с Единым тот, кто стал самым гордым и нескромным.
  
  В тексте сказано, что 'Фэанаро считал себя... самым благородным из детей Финвэ (что могло бы оказаться правдой, если бы он не стал самым гордым и нескромным (most arrogant)'. Слово arrogant можно перевести как 'высокомерный, надменный, заносчивый, нескромный'. Однако, arrogant, нескромность, применяется даже к ситуациям, в которых 'нескромность' выступает как правдивость: например, если мастеру скажут 'какой шедевр ты сделал', а он вместо того чтобы смущаться, ответит 'да, это шедевр', его назовут нескромным (или возгордившимся), используя слово arrogant. Кстати, для того, чтобы назвать Фэанаро most arrogant (высокомерным, самонадеянным... нескромным?), достаточно было того, что он считал себя величайшим в курвэ из сыновей Финвэ и открыто сказал об этом. При том, что он реально был величайшим.
  
  Про Фэанаро как самого гордого сказано в тексте, но это высказывание опровергается поступками, как с Артанис.
  
  *(31) Таким образом, Индис, желавшая стать женой Финвэ, когда Мириэль едва уснула в Лориэне, и желавшая навсегда оставить Мириэль Мертвой, обрекла себя на довольно позорную участь всегда быть лишь второй и лишь заменой Леди Мириэль.
  
  *(32) То, что жизнь Мириэль была короткой, подтверждает выводы, что Мириэль была рождена в 1164 году Древ и вышла замуж за Финвэ, когда ей было около 50-ти лет.
   *(33) Хотя некоторые говорили, что тело Мириэль истаяло, когда Намо произнес свой Приговор о ее судьбе. Но, исходя из слов Ниэнны, до определенного времени это не могло случиться.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"