Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

16. Великий Поход эльдар на Запад

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Уже в своих первых жилищах эльфы разделились на три племени, имена которых 'на квэнйа были ванйар, нолдор и линдар (XXXIV): ванйар*(1) (прекрасные), нолдор (мудрые) и тэлэри 'или тэлэлли (XXXII), или 'линдар (XXXIV) (последние, ибо они проснулись последними). Ванйар жили на самом западе; и нолдор были самыми многочисленными*(2); а тэлэри, жившие к востоку, рассеялись по лесам, ибо даже с момента своего пробуждения они были скитальцами и любителями свободы (XXVII). Самым старым из имен народов эльдар было линдар*(3), которое, безусловно, восходит к временам, предшествовавшим Разделению. Названия для двух других народов, вероятно, возникли в тот же период, хотя и несколько позже: их первоначальные формы, таким образом, могут быть даны как wanja, ngolodo и linda/glinda (XXXIV).
  
  В Поход на Запад ванйар шли первыми, и главным среди них был дом Ингвэ, верховного короля эльдали и старейшего из всех эльфов, ибо он проснулся первым*(4). Его Дом и народ называются ингвэлиндар или ингви (XXXII) или 'ванйар (XXXIV). Жену Ингвэ звали Илвэн (Ilwen)*(5). 'Ванйар считались и считали себя лидерами и главным родом эльдар, так как они были старшими*(6); и они называли себя ингвэр - на самом деле настоящий титул их короля был Ингвэ Ингвэрон (Ingwe Ingweron), 'глава вождей'. Остальные титулы сомнительны (XXXI).
  
  Прежде чем первые отряды ванйар достигли Фалассэ - западных берегов Ближних Земель, где когда-то лежал Валариандэ, во времена Древ, каждый валианский год был таким же, как сейчас десять лет, но до создания Солнца и Луны изменение и рост всех живых существ были медленными, даже в Ближних землях. Поэтому мало различий, в языках трех родов эльдалиэ было обнаружено (XXXII).
  
  Долгим и медленным был Поход эльдар на Запад, ибо лиги Средиземья были бесчисленны, утомительны и бездорожны. Да и эльдар не желали спешить, ибо они были полны удивления всему, что видели, и у многих земель и рек они с радостью бы остались; и хотя все еще были готовы скитаться, многие скорее боялись конца своего путешествия, чем надеялись на него. Поэтому всякий раз, когда Оромэ уходил, как он иногда делал, имея другие дела, на которые нужно было обратить внимание, они останавливались и больше не шли вперед, пока он не возвращался, чтобы вести их (XXVII).
  
  И произошло, что после десяти Лет путешествия таким образом (то есть за такое время, которое мы теперь должны считать почти веком наших лет), в 1115 году Древ, эльдар прошли через лес и пришли к великой реке, шире и просторнее, чем все, что они до сих пор видели, а за ней были горы, чьи острые рога, казалось, пронзали царство звезд. Здесь они жили в течение года*(7). Говорят, что эта река даже была той рекой, которую впоследствии называли Андуином Великим, и она всегда была границей Западных Земель Средиземья. А горы были Эрэдхитуи (eredhithui), или Хитаэглир, Башнями Тумана на границе Эрйанорэ (Эриадора); однако, они были выше и ужаснее в те дни, и Мэлькор взрастил их, чтобы препятствовать Оромэ, приезжающему в Эндорэ верхом (XXVII).
  
  В те дни тэлэри долго жили на восточном-берегу-Реки и пожелали остаться там, но ванйар и нолдор перешли Реку с помощью Оромэ, и он привел их к горным перевалам. И когда Оромэ пошел вперед, тэлэри посмотрели на сумрачные высоты и испугались. Тогда один квэндо, и его звали Нано (или Дан на языке его собственного народа), из отряда Ольвэ, отряда, который всегда был последним в Походе, поднялся и отказался продолжать Поход на Запад, и увел прочь многочисленный народ, и они пошли на юг вниз по Реке, и оставались вне поля зрения эльдар, пока не миновали долгие годы. Это были нандор (XXVII). Но говорят, что многие из народа Дана принадлежали к нолдор: 'шедшие самыми последними нолдор покинули воинство Финвэ, раскаявшись в походе, и повернули на юг, и долго скитались, и стали обособленным народом, в отличие от своих сородичей. Они не числятся ни среди эльдар, ни среди авари. Пэрэльдар называются они на языке эльфов Валинорэ, что означает полуэльдар*(8). Но на своем языке они назывались данас, ибо их первого предводителя звали Дан. Его сыном был Дэнэтор, который привел их в Валариандэ до восхода Луны (ХLII). Однако, корни ДАН и НДАН родственны меж собою (XXVII). Данийцы не приходили в Валариандэ на протяжении многих веков, и после пришла лишь часть из них. Кто-то считает их эльдар, кто-то лэмби, но, по правде говоря, они ни то, ни другое и занимают среднее место (XXXII). Нандор стали обособленным народом, в отличие от своих родственников, за исключением того, что они любили воду и селились чаще всего у водопадов и бегущих ручьев. У них было больше знаний о живых существах, деревьях и травах, птицах и зверях, чем у всех других эльфов (L).
  
  Есть легенда, говорящая, что пока эльфы жили у той реки, 'Индиc, жена Финвэ, родила ему сына, старшего из всего второго поколения эльдар. Сначала ему дали имя Минйон Перворожденный, но затем Куруфинвэ, или Фэанаро*(9) (XXVII). Но это не эльфийская легенда, и она ошибочна*(10), однако дальше в ней говорится, что когда эльфы подошли к горам Эрэдхитуи (Хитаэглир), 'Индис, жена Финвэ, потерялась и упала с большой высоты. И тело ее было найдено в глубоком узком ущелье и там погребено. И тогда Финвэ не захотел идти вперед, а пожелал остаться там, но Оромэ рассказал Финвэ о судьбе квэнди, и о том, как они могли снова вернуться к жизни, если бы захотели, через некоторое время*(11). Ибо их души не умирают, но все же не покидают Арду, и по повелению Эру для них устроено жилище в Амане. Тогда Финвэ устремился идти вперед (XXVII).
  
  Когда снова прошло десять лет, в 1125 году Древ ванйар и нолдор пришли, наконец, через горы, что стояли между Эрйанорэ (Эриадором) и самой западной землей Средиземья, которую эльфы впоследствии назвали Валариандом (Бэлэриандом) (XXVII). Они достигли Фалассэ - западных берегов Ближних Земель (XXXII). И передовые отряды пересекли Долину Сириона и подошли к берегам Великого Моря*(12) (XXVII). И вот Улмо стоял там, в лесу, и туда пришел мерцающий свет, который спускался даже к морской пене, в те тихие дни, и смотрите! Улмо слышал, как шаги ванйар*(13) потрескивали в лесу, а Инвэ шел впереди них у стремени Оромэ. Печальным был их Поход, и темным и трудным был путь через Хитиломэ, землю теней, несмотря на мастерство и власть Оромэ. В самом деле, когда спустя долгое время радость Валинорэ стерла память об этом Походе, эльфы все еще грустно пели о нем и рассказывали истории о многих из своего народа, которые, по их словам, заблудились в этих древних лесах и вечно блуждали там в печали. Но эльфы продолжали танцевать там, когда люди пробудились и странствовали далеко по более светлым местам Земли; эти потерявшиеся эльфы все еще были там много лет спустя, когда Мэлько запер людей в Хитиломе. Хитиломэ люди называли Арэанорэ - Пустынными Землями (Арйадор - Сумеречная Земля), а потерянных эльфов называли народом теней и боялись их (XLVIII).
  
  На севере эти берега, куда пришли эльфы, в древние дни после Битвы Валар все время наклонялись на запад, пока в самых северных частях земли только узкое море не разделяло Внешнюю Землю, на которой был построен Валинорэ, от Ближних Земель; но это узкое море было заполнено мелким льдом из-за буйства морозов Мэлько. 'Там Великое море было менее широким и, тем не менее, свободным от ледяных опасностей, лежащих дальше на север (LXI). Поэтому Оромэ не повел эльдар на крайний север, а привел их в прекрасные земли у реки Сирион, которые впоследствии были названы Валариандэ; и от тех берегов, откуда впервые воинства эльдар смотрели со страхом и изумлением на море, простирался океан, широкий, темный и глубокий, между ними и горами Валинорэ (XLII). Тогда великий страх напал на 'многих из ванйар и нолдор (XXVII), и многие горько раскаялись в своем путешествии и удалились в леса Валариандэ. И Оромэ вернулся в Валинорэ, чтобы искать совета у Манвэ (XXVII). А эльдар 'ждали и смотрели на темные волны (XLII).
  
  В 1128 году Древ отряд тэлэри, 'задержавшийся в дороге, наконец пришел через Луноронти (Эрид Луин) в северный Валариандэ (LXI) и поселился в восточной области за рекой Калина (Calina - Гэлион)*(14), 'между Калина и Луиноронти (LXI). И они пришли неохотно, побуждаемые Эльвэ, их королем; ибо он действительно страстно желал вернуться в Валинорэ к свету, который он узрел (хотя его рок запрещал это); и он не хотел разлучаться с нолдор, ибо у него была большая дружба с Финвэ, их Лордом (XXVII). В то время многие нолдор жили к западу от тэлэри, в тех краях, где впоследствии стояли леса Нэлдориэна (Нэлдорэта) и Лэстанорэ (Дориат или Регион). Финвэ был их Лордом; 'и Эльвэ часто навещала Финвэ в жилищах нолдор (LXI).
  
  В 1130 году Древ Эльвэ бродил в лесах Валариандэ и заблудился, и его народ искал его долго и тщетно. Ибо, возвращаясь домой после встречи с Финвэ, он миновал границы Нан Элэнхитэ (Nan Elenhíthë = Нан Эльмота), где услышал пение соловьев и был зачарован, ибо это были птицы маиа Мэлйанны, прилетевшие из садов Лориэна в Благословенном Краю. И Эльвэ последовал за птицами вглубь Нан Элэнхитэ, и там он увидел Мэлйанну (Мэлиан), стоящую на поляне, открытой небесам, и вокруг нее был звездный туман. Так началась любовь Эльвэ Серого Плаща и Мелйанны Прекрасной; и он взял ее за руку, и сказано, что так они стояли, пока звезды измеряли ход многих Лет, и деревья Нан Элэнхитэ росли высокими и темными вокруг них (XXVII).
  
  В 1132 году Древ, по решению совета Валар (XXVII), к тем темным берегам Валариандэ пришел Улмо, и странным был рев неосвещенного моря в те, самые древние, дни на этом скалистом берегу, на котором еще остались шрамы бурного гнева Мэлько (XLVIII). Улмо пришел к берегам Средиземья и говорил с эльдар; и благодаря его словам и музыке, которую Улмо играл для эльдар на своих витых раковинах, их страх перед морем превратился скорее в желание (XXVII).
  
  Поэтому Улмо и его слуги взяли остров (XXVII), на котором сам Оссэ некогда перевез Валар к Арвалину, спасая их от поднимающихся вод, когда колонны Рингила и Хэлкара растаяли под пылающими лампами. Это было много веков тому назад, во дни, когда Валар были новоприбывшими чужестранцами в этом мире*(15), и с того момента и до прихода квэнди, на протяжении всего этого времени, остров угрюмо плыл в Сумрачных Морях, заброшенный, за исключением тех случаев, когда Оссэ взбирался на его берега во время своих странствий по глубинам; но теперь Улмо пришел на свой уединенный остров и запряг там множество величайших рыб, и среди них был Уин, самый могучий и самый древний из китов; и Улмо приказал рыбам напрячь свои силы, и они в своей мощи повлекли остров к самым берегам Великих Земель, к самому побережью Хитиломэ к северу от Железных Гор, куда забились все самые глубокие тени, когда Солнце впервые взошло (XLVIII). И Улмо вырвал с корнем полузатонувший остров, на котором вначале обитали Валар, но который теперь долго стоял один посреди моря, вдали от обоих берегов; и с помощью своих слуг Улмо передвинул (XLII) остров и привел в серую бухту Валарэ (Балара), словно могучий корабль, 'и поставил его на якорь в бухте, в которую Сирион вливает свои воды (XLII). И некоторые говорили, что великий остров Валарэ (Балар), лежавший в древности в бухте Фалассэ, был восточным рогом Одинокого Острова, который раскололся на части и остался позади, когда Улмо снова перенес ту землю на запад (XLII). На остров Валарэ впоследствии часто приходил Оссэ (LXI).
  
  И вот Улмо погрузил на остров ванйар и нолдор, ибо они уже собрались (XLII).
  
  ***
  
  Несмотря на потерявшихся и отставших, большая часть великих отрядов ванйар подошла к берегам и поднялась оттуда на остров*(16), который принес Улмо. Улмо посоветовал им не ждать других сородичей*(17), и хотя сначала пришедшие первыми не уступали Улмо, плача при мысли оставить друзей и родичей, в конце концов Улмо уговорил их, и тотчас же с предельной скоростью повлек остров за Сумрачные Моря и широкую бухту Арвалина к берегам Валинорэ (XLVIII).
  
  Тогда Оссэ в гневе поднял голову над волнами, считая, что с ним поступили пренебрежительно из-за того, что его помощи в переправе эльфов не искали, а его собственный остров взяли без просьбы. И Оссэ быстро последовал в кильватере Улмо, и все же оставался далеко позади, ибо Улмо наделил мощью Валар Уин и китов (XLVIII).
  
  И вот ванйар прибыли в Аман, и 'там далекая красота Древ, сияющих в расщелинах холмов, очаровала сердца эльдар, и все же ванйар стояли, оглядываясь на воды, которые они прошли, ибо они не знали, где те, другие сородичи их народа могли быть, и даже прелестей Валинорэ прибывшие эльдар не желали без своих родичей (XLVIII).
  
  Тогда, оставив ванйар молчаливыми и блуждающими на берегу, Улмо отбуксировал назад огромный остров-карету к скалам Хитиломэ, но смотрите, остров был согрет далеким сиянием Лаурэлин, которая освещала его западный край, пока остров лежал в Заливе Фэйри, на нем начали расти новые и более нежные деревья, и на его склонах виднелась зелень трав (XLVIII).
  
  А на утесах Великих Земель уже стояли нолдоли, страдая от тоски, считая себя брошенными во мраке, и Нолэмэ Финвэ, который привел их туда, идя в тылу у ванйар*(18), ходил среди них, воодушевляя их. Полным мучительных усилий было и их слишком тяжелое путешествие, ибо мир огромен, и почти половину его прошли эльфы, поскольку они пришли из самого далекого Палисора, и в те дни ни солнце не светило, ни луна не мерцала, и не было ни эльфийских, ни людских дорог. Оромэ же ехал далеко впереди ванйар во время Похода и теперь ушел обратно в земли, где солосимпи (тэлэри) заблудились в лесах, раскинувшихся далеко позади, и рог Оромэ слабо звенел в ушах тех, кто был на побережье, пока этот Вала искал тэлэри везде по темным долинам Хитиломэ. Поэтому, ныне вернувшийся Улмо думал поскорее перевезти нолдоли к берегам Валинорэ, и вернуться снова за теми другими, когда Оромэ приведет их к побережью (XLVIII).
  
  Фалман наблюдал эту вторую переправу издалека и кипел от ярости, но велика была радость ванйар и нолдоли на том берегу, где огни позднего летнего полудня напоминают далекое сияние Линдэлоксэ (XLVIII).
  
  Ванйар и нолдор взошли на остров Эрэссэа, и были перевезены за Море и пришли, наконец в землю Амана (XXVII). Улмо увлек ванйар и нолдор за море к длинным берегам у подножий гор Валинорэ, и они вошли в землю Валар и были встречены 'ее славой и (XXV) ее блаженством (XLII).
  
  ***
  
  Но тэлэри все еще оставались в Средиземье; ибо 'отставали, двигаясь медленнее и с меньшим пылом (XLII), и многие жили в Восточном Валариандэ и не слышали зова Улмо до тех пор, пока не стало слишком поздно; и многие еще искали Эльвэ Тинголло (Thingollo), своего короля, и не хотели уходить без него. 'И их задержали бесплодные поиски; и они не приходили, пока Улмо не ушел (L). Но когда тэлэри узнали, что Ингвэ, Финвэ и их народы ушли, они устремились к берегу и там пребывали в тоске по своим ушедшим друзьям. 'Ибо нолдор и тиндар, благодаря великой дружбе Финвэ и Эльвэ, были тесно связаны во время своего пребывания в Валариандэ перед Отбытием (XXXIV). И они выбрали Ольвэ, брата Эльвэ, своим королем*(19). И Эльвэ был их Лордом, и его волосы были длинными и белыми (ХVII). Но волосы Эльвэ были серыми, как серебро, и глаза его были подобны звездам; он был самым высоким из всех эльфов (L).
  
  Тэлэри долго жили у берегов западного моря, ожидая возвращения Улмо; и они полюбили шум волн, и они сочиняли песни, наполненные музыкой воды. Оссэ услышал их и пришел туда; и он любил их, наслаждаясь музыкой их голосов (XLII). Оссэ и Уинэн пришли к ним, подружились с ними и научили их всевозможным морским знаниям и музыке моря (XXVII). Было два владыки Моря*(20): Улмо (Йулмир), самый могущественный из всех Валар после Манвэ, был владыкой всех вод, но часто обитал в Валинорэ*(21) или во Внешних морях; Оссэ и госпожа Ойн (Уинэн), чьи длинные волосы тянулись через все море, больше любили моря мира, которые омывали берега ниже гор Валинорэ*(22) (XLIV).
  
  Эльдар встретили Оссэ в Валариандэ, и он долго оставался на побережье и стал хорошо известен тиндар (особенно эглаин) (XXXIV). И так и случилось, что тэлэри, которые с самого начала любили воду и были прекраснейшими певцами эльфийского народа, впоследствии были очарованы морем, и их песни были наполнены шумом волн на берегу (XXVII).
  
  Сидя на скале у самой кромки моря, Оссэ говорил с ними и наставлял их. Поэтому велико было его горе, когда Улмо наконец вернулся, чтобы унести тэлэри в Валинорэ (XLII); Фалман-Оссэ был мало рад видеть Улмо в Великих Морях (XLVIII).
  
  Некоторых эльфов Оссэ убедил остаться на берегах Средиземья*(23), и это были эльфы Фалассэ (Фаласа), которые впоследствии поселились в гаванях Вириттэмара (Бритомбара) и Хэклариста (Эгларэста, на дориатском диалекте Эглорэста) в Валариандэ; но большинство тэлэри отправились на остров и были унесены далеко (XLII).
  
  Примечания.
  
  *(1) Изначально в этом тексте они названы 'линдар' - 'певцы', но позднее это имя стало именем тэлэри.
  
  *(2) Здесь имеет место некоторое упрощение. Самым большим отрядом были проснувшиеся третьими, но нолдор оказались в результате самым большим отрядом из пришедших в Аман, а тэлэри впоследствии разделились на много народов.
  
  *(3) Линдар = тэлэри.
  
  *(4) Хотя Ингвэ и считался верховным королем всех эльфов (эльдали, или эльдалиэ), но, судя по всему, это был довольно номинальный титул, поскольку в истории нет ни единого упоминания, когда бы Ингвэ принимал участие в делах других народов эльфов или хотя бы интересовался делами других народов. Но так же возможно, что Ингвэ должен был стать верховным королем над всеми эльдали согласно Замыслу, но Замысел был нарушен, когда часть эльфов увели в Валинорэ.
  
  *(5) Ilwen - имя жены Ingwë в записях Профессора (NM: 128).
  
  *(6) Возможно, останься ванйар в Эндорэ, что было бы согласно Замыслу, они и правда были бы старшими и лидерами для эльдар, но они ушли в Валинорэ и в большинстве своем больше не принимали участия в жизни других, став скорее младшими среди народа маиар, чем старшими среди эльфов.
  
  *(7) То есть еще 10 лет солнца.
  
  *(8) Позже пэрэльдар называли детей от браков эльдар и людей, и это слово стало означать 'полуэльф'.
  
  *(9) Этот фрагмент был вычеркнут.
  
  *(10) Дело не только в том, что Фэанаро родился много позже, и матерью его была прекрасная Мириэль Тэриндэ, но и в том, что у эльфов наверняка уже были дети, и рожденный во время Похода не мог стать Первым-рожденным. К тому моменту эльфы жили в мире уже 750 лет (1115-950=75 лет Древ или 750 солнечных лет) и очень маловероятно, что у них к тому времени не было детей.
  
  *(11) Но Валар не знали в то время о судьбе эльфов, и только спустя сотни лет состоится разговор Манвэ с Единым, в котором Манвэ будет открыта эта тайна и получено право возвращать эльфов к жизни. Подробнее об этом будет сказано в свое время.
  
  *(12) То есть эльфы перешли все Валариандэ и дошли до крайнего запада тех земель, возможно до того места, где впоследствии было первое королевство Турукано.
  
  *(13) Из-за путаницы с названиями в этом тексте народ Ингвэ назван 'тэлэри'.
  
  *(14) Calina (яркий) (PE22:136), ударение на первый слог, на первую букву 'а'.
  
  *(15) Это интересный подход - рассматривать Валар как чужестранцев, которые пришли в Мир, созданный Единым и постепенно сделавших его своим домом.
  
  *(16) Большая часть отрядов ванйар (в этом тексте 'тэлэри') уплыла, но это значит, что какая-то меньшая часть или потерялась, или решила по какой-то причине остаться (например, ожидая кого-то отставшего).
  
  *(17) Улмо был против того, чтобы эльфы приходили в Валинорэ, и, видимо, был рад, что какие-то эльфы остаются в Эндорэ.
  
  *(18) В этом тексте ванйар названы тэлэри.
  
  *(19) Судя по всему, Ольвэ был младшим братом, в то время как Эльвэ был старшим.
  
  *(20) В ранних текстах сказано 'два Валар Моря'.
  
  *(21) Однако, ранее говорилось, что он редко бывал в Валинорэ, и у него нет даже своего дома в Амане.
  
  *(22) То есть моря Эндорэ, берега которых не такие высокие, как Пэлори.
   *(23) Валар, что жили в Валинорэ, полюбили эльфов и потому переместили их в Валинорэ; Оссэ, больше живший в Море, полюбил эльфов и уговаривал эльфов остаться в его юрисдикции. И потому слова Мэлькора о том, что 'эльфы - питомцы Валар', увы, но выглядят правдивыми.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"