Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

15. Поздние легенды о спорах у Куивиэнэн

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  1.
  
  Поздние и неверные легенды рассказывают, что, якобы, когда '"послы" [Ингвэ, Финвэ и Эльвэ] вернулись из Валинорэ, меж квэнди начались большие споры о том, стоит или нет отправляться жить в Валинорэ. Некоторые эльфы отказывались даже присутствовать на обсуждениях. Имин, Тата и Энэль, первые вожди эльфов, были недовольны желанием некоторых отправиться в Валинорэ и рассматривали это как бунт со стороны младших квэнди, стремящихся уйти от их власти*(1). Ни один из Первых Эльфов не принял приглашение. Поэтому авари называли и называют себя "старшими"*(2) (LXXVI).
  
  Поздняя легенда говорит, что Имин, прародитель всех ванйар вел себя совершенно непохоже на ванйар и 'произнес речь, утверждая, что "Три Отца" имеют власть и полномочия (от Эру, поскольку Он разбудил их первым) и они должны принять решение уходить квэнди в Аман, или нет. Тата сказал, что каждый из Отцов должен иметь власть, но только над своим народом. Энэль согласился с этим и четко обозначил свою позицию: он против ухода от Куивиэнэн. Имин говорил, что является "Отцом всех квэнди", и призвал Тату и Энэля, чтобы они, по крайней мере, в конце концов, все сделали то же самое, а не разделяли сородичей на народы (LXXVI).
  
  Послы (Ингвэ, Финвэ и Эльвэ) говорили с квэнди. Ингвэ с большим почтением отзывался о Трех Отцах и особенно об Имине. Ингвэ сказал, что то, что Имин, Тата и Энэль не пошли в Аман в качестве послов сами, было ошибкой, поскольку они могли бы проявить власть и полномочия своим суждением. Но поскольку Отцы послали его и его товарищей как своих представителей, Отцам следует теперь (несмотря на молодость послов) уделять большое внимание их сообщениям и мнениям. Ингвэ добавил, что он думает, что Отцы не имеют представления о богатстве красоты в Валинорэ. И Ингвэ спросил Оромэ, возможно ли еще для Имина, Тата и Энэля отправиться в Валинорэ? И Оромэ ответил:
  
  - Да, если они уйдут сразу.
  
  Но Три Отца не захотели посетить Валинорэ (LXXVI). Финвэ говорил то же самое, что и Ингвэ, но делал упор на богатство знаний и искусство Валинорэ. Также он говорит, что квэнди видели только "края Тени" и понятия не имеют ни о ее ужасающей мощи, ни о силе Валар - и не осознают, что Война повлечет для Эндорэ*(3). Речь Финвэ была очень эффективной, поскольку большое количество квэнди, которые не могли осознать привлекательность Валинорэ, тем не менее, были напуганы тем, что может случиться с ними, если они останутся*(4) (LXXVI).
  
  И тогда заговорил Эльвэ:
  
  - Я пойду со своим другом Финвэ, но я не выбираю ни за кого, кроме себя. Пусть весь мой народ сделает то же самое. Я не понимаю, какой вред причинит разделение Сородичей - и этого нельзя избежать, если только некоторых не заставят делать то, чего они не хотят (остаться или уйти). Нет сомнений (на самом деле это гарантировано), что мы или любой желающий сможем свободно вернуться в свои дома*(5). - И Эльвэ продолжил, - Мы, нэлйар, прекрасный народ, больше всех склонный к странствиям вдаль. Пусть многие из нас в конце концов отправятся под надежным руководством Лорда Оромэ и увидят, что такое Эндорэ и Море! Нам не обязательно переходить берег! - и эти слова были пророческими. Важным доводом в словах Эльвэ было предложение увидеть Море. Это глубоко тронуло линдар (нэлйар) (LXXVI).
  
  2.
  
  Но другие, также в поздних и искаженных легендах, говорили, что все было иначе. 'Имин, Тата и Энэль были послами от квэнди в Аман, и они взяли с собой в качестве "представителей" младших эльфов Ингвэ, Финвэ и Эльвэ. Из Трех Отцов Имин и Тата были впечатлены Валинорэ и желали пожить там хотя бы какое-то время. (Имин полюбил красоту Валинорэ, а Тата - мудрость Валар и их творения.) Энэль был тронут меньше всех: в Валинорэ было меньше "пространства", и Энэль скучал по великим небесам, и неизведанным землям*(6), и свободе растений и зверей (LXXVI).
  
  Имин утверждал что является "Отцом всех квэнди" (Илькэндатар) и имеет право принимать решения за всех них. Тата настаивал на том, чтобы каждый имел власть только над своим собственным народом; Энэль, считал, что никому не следует запрещать уходить в Аман или оставаться у Куивиэнэн против его/ее воли. Энэль предлагал сначала голосованием всех взрослых решить, каково общее желание или каково большинство. Имин говорил, что это неизбежно разделит Народ. Тата говорит, что без применения силы это разделение в любом случае неизбежно. Но Имин возразил:
  
  - Как могут принимать решения путем голосования те, кто не видел выбора? Они должны полагаться на своих послов (LXXVI).
  
  И тогда поднялся ропот, требующий слова "молодым помощникам".
  
  Ингвэ с почтением говорил о Трех Отцах. Его чувства во многом были такие же, как у Имина. Его наполнила память о красоте Варды. Он произносит трогательную речь о красоте ее и всех ее творений.
  
  Финвэ (более мятежный и независимый)*(7) говорил с меньшим уважением, намекая, что даже Тата не использовал свое время так полно, как мог бы, и не описал правильно богатство Валар в мудрости и навыках, из которых за долгое время пребывания удалось освоить лишь малую часть*(8) Но его наиболее эффективная цель была в том, чтобы рассказать о величии Валинорэ, а в том, чтобы напугать квэнди, раскрывая силу Мэлькора и Валар и возможный крах Войны в Эндорэ. Эльвэ же обращался к Энэлю с предложением о свободном голосовании и подчеркивал свободу возвращения эльдор из Амана, буде они этого пожелают (LXXVI).
  
  Имин неохотно согласился на голосование. Не все квэнди присутствовали на нем, но около 2/3 выступили за принятие приглашения Валар, и квэнди долго сидели в молчании. Звезды выглянули из облаков*(9) и не хотели уходить. Время шло*(10), и многие с нетерпением ждали начала. Со временем они проголосовали еще раз: ¾ квэнди решили идти на Запад. Но снова появились звезды, и многие изменили свое мнение (LXXVI).
  
  Одни говорят, что это было, другие, что не было, но 'Имин смотрел на звезды. И он сказал:
  
  - Я останусь, если кто-нибудь из моих людей это сделает. - Тата и Энэль повторили то же самое. В конце концов 2/3 квэнди решили уйти*(11) (LXXVI).
  
  3.
  
  Валар боялись вмешиваться в дела Детей, поскольку Дети не участвовали в замысле Эру, в котором Валар помогали ему. Также Эру запретил Валар подчинять волю Детей, устрашая их разум страхом перед могуществом Валар*(12) или даже поражая их изумлением своей красотой и величием. Но Валар считали, что, поскольку правление Арды было передано им, в их власти было удержать любое существо от злых дел или удержать его от того, что могло оказаться вредным для него самого или для других. Под "принуждением воли" Валар понимали господство или порабощение разума меньшего существа, чтобы оно могло сказать: "Я буду" или "Такова моя воля", соглашаясь с тем или иным вопреки своей истинной природе и наклонностям, пока создание не утратит, может быть, силу выбора. Но Валар держали принуждение в пределах своей власти, которая в противном случае должна была бы стать недействительной во всех отношениях с теми, кто имел разум и волю, чтобы отказать этому [желанию], если Валар могли, в средствах достижения целей и желаний, если цели и желания были злыми или вредными*(13). Ибо благодаря дару свободной воли, Эру не мог гарантировать никому, кроме себя самого, что его воля всегда будет осуществляться, будь то добро или зло*(14). И даже меньшие существа имели власть препятствовать делам других и право делать это, если они считали действия неправильными, хотя их суждение о том, что было злым или вредным, было гораздо менее надежным, чем суждение Валар, которые ясно знали (в соответствии со своими способностями) волю Эру*(15). Тем не менее, как Валар прекрасно понимали, перемещение эльдар из Средиземья подвело к пределу их власти; и не все Валар считали это мудрым*(16) (LXXVI).
  
  Примечания.
  
  *(1) Данный рассказ выглядит очень сомнительно, вряд ли эта легенда подлинно отображала события у Куивиэнэн. У недавно проснувшихся эльфов еще не было государств, они еще недавно общались друг с другом мыслями через открытие друг другу разума и соприкосновение душ (осанвэкэнта), создавая язык вместе с Оромэ, а теперь квэнди выставляют интриганами и властолюбцами. И еще исход эльдар от Куивиэнэн очень напоминает Исход нолдор из Амана. Скорее всего, на описание "споров у Куивиэнэн" повлияла история Непокоя нолдор в Амане.
  
  *(2) Интересно, что этих эльфов, ни вождей, ни всех авари, не обвиняют в "фэаноровской ереси", в которой обвинен в "Природе Средиземья" того же Финвэ - в желании жить в Эндорэ, исследовать его и защищать от Тьмы. Также примечательно, что здесь авари названы "первые эльфы". Словно все эльфы первого поколения, или, скорее, первых поколений как один стал авари, но зато другие все ушли. Очевидно, что ни то, ни другое не возможно.
  
  *(3) В "Природе Средиземья" рассматривалась гипотеза, что Поход происходил параллельно с войной против Мэлько, поэтому эльфы не знали, что такое война, и далее следует фраза в скобках: "(которую Валар собираются вести от имени квэнди)". Но в действительности, согласно всем остальным текстам, война с Мэлько уже закончилась, хотя эльфы действительно не знали ничего о том, что она повлекла для Эндорэ, хотя ощущали землетрясения и слышали шум войны Стихий - но не видели изменений земель и очертания контура материка.
  
  *(4) Во многих текстах рассказывалось о том, что в народе нолдор не было трусов, здесь же утверждается, что большая часть примкнула к Финвэ именно испугавшись даже не прямой опасности, а слухов о ней.
  
  *(5) В "Природе Средиземья" есть приписка: "когда война закончится". То есть Валар звали квэнди свободно прийти в Аман и свободно уйти из него. Но впоследствии, даже в "Природе" желание нолдор покинуть Аман называлось преступным и "бунтом против Валар", хотя в действительности именно Валар нарушили свое слово и обвинили в предательстве тех эльдар, что просто захотели уйти из гостей домой.
  
  *(6) В действительности, эльфы в то время недалеко отходили от Куивиэнэн, они даже не открыли для себя близлежащее море Ромэн (Рун), по этому Энэль не мог жаловаться на "тесность" Валинорэ.
  
  *(7) Сначала Финвэ был мятежником и "еретиком", потому что хотел остаться у Куивиэнэн, теперь он хочет уйти, но он все равно мятежник. Одно из двух, или Финвэ, как Егор Летов, "всегда против", что опровергается его дальнейшим поведением, или Финвэ называют мятежником, что бы он ни сделал, даже если прямо противоположное тому, за что раньше ругали. Для внутреннего автора из сторонников Нолофинвэ это могло бы быть логичным, поскольку со временем Финвэ встал на сторону Фэанаро, таким образом став "плохим".
  
  *(8) В "Природе" Финвэ уже был обручен с Мириэль, которая, согласно другим текстам, родится только в Амане. Поэтому в "Природе" есть приписка: "У него есть нераскрытые мысли об улучшении навыков его возлюбленной Мириэль". Финвэ вообще выставляется в этом тексте не столько мятежным, сколько интриганом и манипулятором - однако, как видно по всей истории и другим текстам, он не был таким.
  
  *(9) Потому что, согласно "Природе", небо было покрыто или смогом Морингоото, или облаками и тучами, из которых шли дожди.
  
  *(10) В "Природе" сказано "наступил Рассвет", потому что солнце в Арде было всегда, просто примерно 300 000 лет было спрятано за смогом/тучами.
  
  *(11) В "Природе" Отцы эльфов ведут себя крайне непоследовательно. То они обвиняют младших вождей в попытке узурпировать власть и выказывают себя властолюбцами, то сами ее отдают.
  
  *(12) Стоит отметить, что Моринготто нарушал прямой запрет Единого, стараясь подчинить волю Детей своей Воле.
  
  *(13) То есть не запрещать что-то делать силой, но отказывать в средствах, которые могли привести к тому, что Валар считали дурным. Так, во время Исхода Валар не удерживали нолдор, но и не оказывали им помощи в том, чтобы вернуться в Эндорэ. Потому что, хотя Валар и обещали, что эльдар смогут вернуться домой в любой момент, Валар имели в виду не "любой момент", а "то, что они сочтут подходящим". И поскольку Валар ошибочно считали, что возвращение нолдор в Эндорэ приведет ко злу (в действительности ко злу было бы, останься нолдор к Амане, а Исход был как раз к благу), они отказали нолдор в помощи в возвращении - "в средстве достижения целей и желаний", поскольку решили, что "цели и желания были злыми или вредными". Валар не смогли отличить действительно плохое от хорошего потому, что мерили не истиной, а своими желаниями, выдавая их за истину - но об этом будет сказано после.
  
  *(14) Имеется в виду не то, что воля Эру может быть добром или злом, а то, что ничья воля, кроме воли Единого, не может быть гарантировано исполнена. Ни злая, ни даже добрая воля любого Творения не обязательно будет исполнена.
  
  *(15) Но как будет показано вскорости, даже зная прямую волю Эру, многие Валар отвергли ее и выбрали делать то, что хотят сами. Таким образом, даже суждения Валар не являются абсолютно надежными, а в отношении большинства Валар их суждения не являются даже праведными.
   *(16) Валар перемещали эльфов в Аман против воли Единого и, нарушая его волю, они умалялись сами, а значит, умалялась и их власть, полученная когда-то от Единого. Это было очередное "маленькое" падение Валар (первым было, несомненно, оставление Эндорэ на произвол Мэлькора и наслаждение жизнью в Валинорэ), со временем приведшее к катастрофическим бедам мира и к полной потере Валар власти над миром, которая есть теперь.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"