1. Особенности слов в квэнья (существительное, глагол и пр.).
2. Как образовать в квэнья новые слова, типа "лифт".
1. Особенности слов в квэнья.
1.1. Подлежащее, сказуемое, местоимение и предлог порой пишутся в одно слово.
1.2. Предлоги в квэнья.
1.3. Существительное и глагол (и не только) контекстуальны.
1.4. Способы образования существительных.
1.5. Объединяющий суффикс - -sta.
1.6. Многозначность слов.
1.1. Подлежащее, сказуемое, местоимение и предлог порой пишутся в одно слово.
Квэнья, как и японский, зачастую ситуативный язык, и одно и то же сочетание тэнгв в разных случаях будет означать разные слова.
Часто (но не обязательно) несколько коротких слов объединяются в одно длинное. В этой своей части квэнья напоминает санскрит: -)
И всегда (почти) личные местоимения добавляются к концу глагола, их "побуждающего".
Часто для связи двух корней используется соединительная гласная -i, -e.
melinyes - люблю-я-его
utuvienyes - нашел-я-его/ее
tiruvantes - сторожить-будут-они-его/ее
laitulvalmet - славить-будем-мы-их
carilde - делайте-вы
1.2. Предлоги в квэнья.
Эта тема подробнее рассмотрена в разделе "предлоги", но, забегая вперед, скажу, что в квэнья предлоги могут быть как отдельными самостоятельными словами, так и окончаниями.
1.3. Существительное и глагол (и не только) контекстуальны.
В квэнья, как и в английском, многие слова, в зависимости от контекста, могут выполнять функцию существительного или глагола:
fainu- - освобождать; избавление (LT1:250)
В квэнья, как и в русском, существуют отглагольные существительные. Подробнее об этом смотрите главу "Герундий" в разделе "Глагол".
От одной глагольной основы можно образовать два вида отглагольных существительных:
1. имени действия (сев, преобразование, спасение)
2. имени действующего лица или отправителя действия (сеятель, преобразователь, спасатель).
1.4. Способы образования существительных.
Суффикс -mē.
Однако также мы можем превращать глаголы в существительные, чтобы это не вызывало путаницы, при помощи "абстрактного суффикса" -më. Так, например, глагол mel- "любить" (VT 45:34) превращается в существительное melmë "любовь" (Ety/MEL), и тогда cilmë "выбор" (MR: 214), очевидно происходит от глагола cil-* "выбирать", а от глагола car- "делать" (VT39:20) можно создать существительное carme* "дело".
Согласно PE17:68, суффиксы -mē (и -wē) были окончаниями, использовавшимися для образования существительных, обозначающих "единичное действие", что может соответствовать значению cilmë (но melmë "любовь" обычно будет чем-то длительным, а не "единичным действием").
Но если "абстрактный суффикс" -mē еще может быть спорным, то суффикс -le выполняющий те же функции, ограничений по "единичности действия" не имеет:
lindale "музыка" (LT1:258), от linda- "издавать музыкальный звук" (MQ)
quelle "увядание, осень" (PM134) от quel- "увядать" (Ety/KEL)
vestale "свадьба" (VT49:46) от vesta- "вступать в брак, жениться, выходить замуж" (VT49:46)
tenсele "письмо (как написанное)" (PE22/047) от tece- "писать" (QL/090)
Суффикс -le.
Суффикс -le образует существительное от другого существительного (или глагола), как его частный случай. Пример:
nandele "арфист" (Ety/ÑGAN), от nandë "арфа" (VT46:3)
Или превращение прилагательного в существительное:
meryale "праздник" (MQ), от merya "праздничный" (Ety/MBER)
Суффикс -ië.
Andúnië "закат" (LR: 014), от andúnë "закат, запад, вечер" (Markirya)
aquapahtië "конфиденциальность" (VT39:23), от aqua "полностью, совершенно, все вместе, целиком" + pahta "закрытый, захлопнутый, частный" (WJ: 392 и VT39:23)
aranië "королевство" (PE17:105), от aran "король" (WJ: 369)
túrindië "твердыня, могучее государство" (VT43:15), от turinda "королевский, правящей династии, у власти" (QL: 096)
látie "открытость" (VT39:23), láta "открытый, не закрытый, свободный для входа, низкий, лежать открытым, расширяться, растягиваться, находиться (на территории)" (VT41:05)
márië "well, happily, goodness, good estate, being well, happiness" ✧ PE17/058
molië "labour, work"
mornië "blackness, darkness, dark"
olass(i)ë "foliage, collection of leaves"
quelië "*fading" ✧ LotR/1110
sangië "necessity"
sarnië "shingle, pebble bank"
Sindanórië "Grey Country, Land of Greyness"
sindië "greyness"
tárië "height"
tengwestië "language [as a concept]"
terpellië "*temptation"
Yavannië "September, *Yavanna-ness"
yávië "autumn, harvest [time or act]"
yénië "annals"
1.5. Объединяющий суффикс - -sta.
У Профессора существует ряд слов, объединенный одним общим суффиксом -sta. Я бы сказал, что это суффикс... объединения по общему принципу:
так слово nem- "выглядеть, казаться" (PE 22:99) превращается в "мнимость, внешний вид" - nemesta (PE22/137)
"история, рассказ" quenta (VT39:16) превращается в "хроника (=история)" quentasta (VT39/16)
а также в... "лингвистика, филология" - quentasta (VT39/16)
Так мы разобрали и группирующий суфикс -sta, и плавно подошли к следующей теме.
1.6. Многозначность слов.
Одно слово может иметь множество значений. Так слово сar- одновременно означает "делать, строить, формировать, создавать, придумывать, править-судном (повозкой?)" (Mar)
2. Как образовать в квэнья новые слова, типа "лифт".
Продолжая тему нетривиального использования слов, мы можем найти пример:
lunelinqe (Mar) "голубые потоки моря" - это слово составлено из:
lune (LUG2, LT1:262) - голубой
linque (LT1:262) - влажный, мокрый
К счастью, есть и более простые примеры:
manaquenta - "благая весть" (VT44:10), состоит из:
mana - благословенное, доброе (VT49:41)
quenta - история (VT39:16)
enyal- - поминать (UT: 305, UT: 317), состоит из:
en- - снова, опять (PE17:68)
yal- - вызывать, созывать, призывать (UT: 317)
loikolíkuma - огарок свечи (MC)
loiko - останки, мертвое тело (MC)
lícuma - свеча (MC)
Как голубой и влажный превратились в голубые-потоки-моря, я не знаю и потому не могу описать этот принцип образования слов. Но я некогда имел потребность сказать на квэнья "лифт", и я назвал его
amundu, от
amu "вверх" и undu "вниз".
В словарях квэнья мы можем находить многие слова, но порой их недостаточно, и приходится подбирать слова для замены или даже создавать свои слова. Профессор тоже занимался словообразованием, но его логику не всегда можно понять. Но главное - вы поняли, что слова можно составлять.