Несколько лет назад, в 2021-м году, в свет вышла новая книга Толкиена "Природа Средиземья", выпущенное под редакцией Карла Ф. Хостеттера в виде компиляции различных статей и эссе об Арде. На русский язык эта книга пока не переведена, но я, разумеется, стал переводить ее для "Квэнта Сильмариллион Энвинйа": местами она встречается в виде отдельных строк или абзацев, местами занимает целую главу (как глава "О поколениях квэнди и эльдар"). Но необходимо сказать, что... "Природа Средиземья" это очень ненадежный источник.
Дело в том, что в "Природе Средиземья" Профессор одержим придать Арде научность: если люди проснулись при первом Восходе Солнца, то значит, они встретились с эльдар через 400 лет после появления в мире, уже будучи разумными, культурными, моральными людьми, но от первобытной дикости до такого состояния за 400 лет не подняться. Профессор жил во времена бума дарвинистической теории и в какой-то момент решил, что люди в Арде должны обязательно начать с полумартышек и постепенно развиться - иначе это выглядит ненаучно, и Арду никто не примет всерьез. Профессор словно забыл, что с первыми людьим говорил Единый, который и помог им миновать стадию дикости, далее рядом с едва пробудившимися был эльф, бывший хисильди и другие посланики Единого, а вскоре и эльфы-мориквэнди. Но Профессор решил все это отмести, потому что без первобытной дикости Арду не воспримут. При этом Толкиена не смущало, что у эльфов отсутствовала стадия первобытной жизни - видимо, потому, что об эльфах теория Дарыина ничего не говорила.
Стоит помнить, что "Природа" это не связанный текст, это статьи, наброски, эссэ часто без конца и начала: Профессор брался за какую-то мысль, пытался развить ее, понимал, что пришел в тупик, бросал, потом на других листах снова обсуждал проблему, начисто забыв, к чему пришел до того, и так до бесконечности, постоянно противореча самому себе, и в погоне за научностью руша Арду.
Выход из положения "антинаучности" Амбара Профессор видел в 2-х вещах:
1. Надо, чтобы солнце в мире было с самого начала;
2. Надо, чтобы люди от дикарей развились до разумной культуры.
Первую проблему Профессор "исправил", заявив, что солнце было всегда, а то, что в Эндорэ было темно, так это потому, что все Эндорэ было окутано смогом Моринготто (эта идея встречается уже в "Преображенных мифах", но там не является основной). То, что этот смог держался и после ареста Моринготто, и то, что смог держался более 300 000 лет, Профессор не учитывает. Альтернативой смогу - окутавшие мир тучи и дожди. Те же 300 000 тысяч лет.
Вторую "проблему" Толкиен решил исправить за счет увеличения количества лет, прошедших меж пробуждением людей и их встречей с эльдар.
а) Сначала Профессор решил, что люди проснулись вместе с эльдар. Но, значит, разница от Пробуждения до втречи составит каких-то 10 500 лет, что не идет ни в какие сравнения с теорией Дарвина, по которой человек появился около пары миллионов лет назад.
б) И тогда Профессор стал растягивать года. Если раньше 1 валианский год равнялся 10 солнечным, то теперь 1 валианский год равен 144 солнечным. И тогда 1050 * 144 + 310= 151 510. Конечно, это не миллионы, но уже куда ни шло. Однако при этом Профессор видит, что неимоверно увеличивается возраст эльфов, и становится непонятным, что они вообще делали все это время в Амане, но на это Толкиен так и не смог дать ответа.
в) Профессор видит, что возникают проблемы с браком меж очень древней Итариллэ (Идриль) и Туором. Тогда Профессор... просто начисто переписывает ВСЮ ИСТОРИЮ АРДЫ. Итак, по порядку.
Профессор сообщает, что Итариллэ не могла ответить взаимностью Маэглину, потому, что он был значительно младше ее, и именно это, а не что-либо еще отвращало Итариллэ от кузена. А... как быть с Туором? Он же еще младше.
Тогда странными подсчетами Профессор выводит, что столько-то сот лет эльфийской жизни равны стольким-то годам человеческой. И если Итариллэ родилась перед самым Исходом, то это примерно 10 валианских лет (*144!) + еще 456 солнечных лет, и того - Итариллэ на момент брака с Туором примерно 23 человеческих года, все хорошо.
Но тогда Ломиону (Маэглину) вообще человеческих лет 10, то есть он очень юн и не может делать всего того, что он делал. Значит, нужно изменить рождение Ломиона. И... Профессор делает Эола эльфом-нолдо, во время Похода Эол женится на Ириссэ (Арэдэль), и рождается Ломион - для того, чтобы к моменту падения Ондолиндэ Ломион был взрослым. А Итариллэ, чтобы быть старше, рождается еще раньше. То есть младшая дочь Нолофинвэ и дочь Турукано, сына Нолофинвэ, родились еще до прихода в Аман. Это значит, что еще сам Нолофинвэ рожден до Амана. А следовательно и Фэанаро рожден до Амана, и Мирэль умерла до Амана. И Фэанаро ведет всех в Исход не "в земли наших праотцов", а "в земли, где мы родились и выросли". Вся история Арды просто разрушена, но Профессор не видит этого, поглощенный цифрами. Он снова переподсчитывает возраст эльфов "в переложении на человечий манер", и вот к моменту прихода Туора в Ондолиндэ Ломион, взрослый, Итариллэ становится 25 и три четверити человеческих лет, Ломион младше Итариллэ примерно на пять человеческих лет (мы помним, что их эльфийский возраст при этом из-за удлинения лет насчитывает сотни тысяч лет, и разница явно в макроразмере не большая), но зато Туору 32 года, и потому - не поверите, но он старше и Итариллэ, и Ломиона. Занавес.
Правда, на других листах велся подсчет возрастов Арвэн и Аракорно (Арагорно), а для этого пришлось перетряхнуть всю эльфийскую ветвь, и чтобы сошлась следующая странная махинация, пришлось изменить возроста Налтариэль (Галадриэль) и Тэлпорно (Кэлэборна). Так Налтариэль оказалась на несколько лет старше своего мужа и... ничего, никакого отврашения не испытывала.
Ради идеи нового времени Профессор переписывает историю Налтариэль и Тэлэпорно так, что заодно меняется и вся история Третьего Дома, да и история Эндорэ. Налтариэль остается дочерью Эарвэн, но сама Эарвэн становится не дочерью Ольвэ, а сестрой Ольвэ и Эльвэ. То есть Налтариэль становится племянницей Элу Тингола. А Тэлэпорно становится сыном Нэльвэ, младшего брата Ольвэ, Эльвэ и Эарвэн. И если Итариллэ (Идриль) не могла принять любовь Ломиона (Маэглина) из-за того, что они были в слишком близком родстве, то Налтариэль с Тэлэпорно это ничуть не смущало, и опять же - никакого отвращения. Какая-то Налтариэль в новой версии получается слишком неразборчивая. Что Профессор хотел этим сказать? Насколько Налтариэль пала, выходить замуж за овдовевшего кузена? (Разумеется, Тэлэпорно предстает в таком же свете). Или Профессор просто не думал, что он пишет, стараясь в первую очередь состыковать хронологию? Но тогда все потомки Эарвэн в Эндорэ становятся кузенами Эльвэ, что должно было внести изменения в их взаимоотношения и Историю, но Профессор этого тоже не замечает. При этом, чтобы даты сошлись, Профессор делает Амрота (Amroth) (который раньше упоминался только как сын Тэлэпорно и прямо говорилось, что Амрот его сын от первого брака) сыном Тэлэпорно и Налтариэль - хотя раньше Амрот (Amroth) и по другим текстам, и по той же "Природе" был последним королем нандор, живших в Лориэне, то есть, если по отцу он был тинда (тэлэрэ), то по матери должен был быть нандо. И если Амрот (Amroth) вдруг стал сыном Налтариэль, то кто же был последним королем для нандор Лориэна, которые исчесли фактически вместе со своим Лордом? Явно это был не пришлый и юный сынок заморских эльфов, не имеющий никаких прав на трон, но кто тогда?
***
К сожалению, "Природа Средиземья" просто изобилует сообщениями, противоречащими самими себе, всей истории Арды, а также духу многих созданий Арды. Желание эльфов у Куивиэнэн остаться в Эндорэ и владеть этими землями названо "ересью" и "фэанаровским духом". Между сообщений о "ереси" Улмо говорит, что эльфов нельзя увозить в Аман, они должны жить в Эндорэ и владеть землями, данными им Единым, - это почему-то мудрые слова, а не ересь. История споров квэнди о том, уходить или нет, превращена в аналог Непокоя нолдор, но бунтовщики и отступники теперь все те, кто не хочет уходить... Все очень странно.
***
Также Профессор изменяет историю Арды, уводя эльфов от Куивиэнэн не после войны с Моринготто, а во время этой войны (которая растянулась на 300 с лишним лет, в зависимости от датировок, которые Профессор то создавал, то забрасывал). Эльдар забраны в Валинорэ только как беженцы на время войны, а потом должны были быть возвращены в Эндорэ. Но тогда рушится вся история с Непокоем и Исходом нолдор, которых обвиняли в предательстве за желание вернуться в Эндорэ. А как в предательстве можно обвинять беженцев, возвращающихся домой после окончания войны? И опять же, только часть квэнди ушла в Поход, а остальные были просто брошены на произвол судьбы в зоне военных действий. Без защиты, без предложения защищать свой дом и без обучения новобранцев.
***
Профессор в "Природе Средиземья" очень похож на кота Василия и одновременно боевого джинна из "Понедельник начинается в субботу" Стругацких: ни одну историю Профессор не доводит до конца, хотя многие пытается пересказывать на разные лады, возводит дворцы и моментально рушит их, а под конец выгибает спину, шипит и плюется. Профессор видит, что его попытки изменить Арду уничтожают Арду и ни во что не вписываются, но при этом он считает, что сможет защитить и спасти Арду, только сделав ее "допустимой с научной точки зрения". Поэтому Профессор продолжает попытки, которые приводят его, как и кота Василия, в отчаяние. Я глубоко благодарен Профессору за его сражения за Арду... с самой Ардой, но теперь мы знаем, что "ненаучное" Средиземье прекрасно может существовать, и потому нет нужды пытаться встроить "научное" в мир, ломая при этом сам мир.
***
На многое из "Природы" нельзя опираться, как на откровенно ложное, поэтому я, скорее всего, не буду переводить ту же историю рождения Итариллэ и Ломиона во время Похода. Но при этом, некоторые вещи в "Природе", хотя и явно искаженные, не противоречат Повести, поэтому я буду приводить их, давая примечение, что это известно из поздних искаженных легенд - например, историю о том, как властолюбивые Праотцы эльфов не хотели отпускать квэнди в Аман, чтобы не потерять свою власть над ними. А некоторые сведенья из "Природы" весьма полезны - так, например, решая, какой был "человеческий" возраст Финдориэль (Финдуилас) к моменту ее встречи с Турином, Профессор обмолвился, что Финдориэль могда быть рождена как до, так и после Исхода, и начал высчитывать, что же предпочтительнее. Но из того, что Финдориэль могла быть рождена и в Амане, и в Эндорэ, мы узнаем, что ее мама и супруга Артарэсто последовала с мужем в Исход на кораблях Первого Дома - а это новая и важная информация.
"Природа" очень сложна для встраивания в "Квэнта Сильмариллион Энвинйа", но все же это тоже текст Профессора, и в любом случае мы узнаем из "Природы" важное и интересное - например, то, как проходил Великий Поход.
***
Стоит понимать, что "Преображенные Мифы" писались в то же время, что и "Природа Средиземья", но хотя в "Мифах" отрицается плоская Арда и утверждается, что Солнце и Луна были с самого основания Арды, в остальном "Мифы" не противоречат всей истории, и потому Кристофер счел возможным их опубликовать - в отличие от "Природы Средиземья", которая просто перечеркивает всю Арду. Но в "Мифах" не объясняется, почему Профессор вдруг заговорил об этих изменениях, в то время как в "Природе" это как раз показано - причина необходимости отрицать плоскую Арду и создание Солнца и Луны из Древ в отсутствии научности. Однако, с изначальным изменением времени появления Светил меняется и многое в Истории. Количество эльфов у Куивиэнэн со 144-х изначально превращается в десятки тысяч; согласно "Природе", большой народ долгое время сидит в шатрах на берегу вод, смотрит в небо на Светила и создает мифологию, в которой расказывает о плоской земле. И все, что раньше было частью Истории и знанием, полученным от Валар, или происходящим на глазах самих эльфов, теперь вдруг превратилось в выдумки этих эльфов, которые пересказывали друг другу и людям даже в поздние времена (надо же объяснить отголоски "мифологии" в Истории на всей ее протяженности), вместо того, тчобы передавать знания и рассказывать правдивое положение вещей. Профессор не замечает, что таким образом эльфы из древних хранителей мудрости превратились в интриганов, пудрящих головы доверчивых людей, а истинное знание, полученное от Валар, держащих чуть ли не в секрете - это уже какие-то фэнтэзийные эльфы, а не эльфы Арды получаются.
Таким образом, "Преображенные Мифы" стоит читать с той же осторожностью, что и "Природу Средиземья" - оставляя в стороне все, что касается изменения Истории в связи с новой хронологией или отсутствием плоской Арды, или с Солнцем и Луной, бывшими в Арде с самого начала.